ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ» (РОССИЯ/УКРАИНА)

MISSILE VEHICLE «ZENIT» (RUSSIA/UKRAINE)

08.12.2013

Тысячное испытание жидкостного ракетного двигателя /ЖРД/ РД-171М успешно проведено в НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках. Об этом сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе предприятия. РД-171М является штатным двигателем первой ступени российско-украинской ракеты-носителя /РН/ «Зенит».
«Испытания серийных ЖРД РД-171М проходят в полном объеме. Двигатель работает ровно столько, сколько он будет работать на ракете. Очередное испытание производилось 5 декабря на стенде НИК-751 и прошло успешно», — отметили в «Энергомаше».

25.04.2014
Глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Олег Остапенко не видит смысла рассчитывать на ракету-носитель «Зенит» в связи с ситуацией на Украине. Роскосмос будет ориентироваться на отечественную технику.
Отвечая на вопрос, планирует ли Россия производить на своей территории ракеты-носители «Зенит» (производятся на днепропетровском заводе «Южмаш»), которые используются в проекте «Морской старт», глава Роскосмоса отметил: «Наверное нет. Воспроизводить один в один ракету здесь у нас смысла никого нет. В этом плане аналогичную ракету можем другую сделать, но совершенно с другими характеристиками, которая будет превосходить и «Зенит» в том числе». АРМС-ТАСС

КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ

18.07.2014
Россия приостановила поставки ракетных двигателей на Украину. Производитель ракет «Зенит» — днепропетровское предприятие «Южмаш» — не в состоянии их оплачивать
Запланированный на конец этого года запуск первого украинского геостационарного спутника вещания «Лыбидь» придется переносить на более поздний срок. Причина в том, что у изготовителя ракеты-носителя этого спутника — днепропетровского ПО «Южмаш» — возникли проблемы с российскими поставщиками. Они перешли с украинским предприятием на ту же схему, что и «Газпром» с «Нафтогазом», — то есть на предоплату.

ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И УКРАИНСКОГО ОПК

02.02.2015
Роскосмос прекратит закупки ракет «Зенит», выпускаемых на днепропетровском «Южмашзаводе». Об этом сообщил газете «Известия» официальный представитель ведомства Игорь Буренков. По его словам, те спутники, которые планировалось запустить с помощью «Зенитов», будут доставлены на орбиту с помощью новейших носителей семейства «Ангара».
Изготовленные ракеты российские заказчики пока продолжают получать. В Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, который обслуживает пусковые кампании, сообщили, что две ракеты «Зенит» уже готовы и поставлены в Россию. Одна из них должна стартовать в июне с космическим аппаратом «Электро-Л N2», а вторая поставлена для «Спектра-РГ».
По данным источника в ЦЭНКИ, на «Южмашзаводе» практически готова еще одна ракета «Зенит», построенная специально для запуска новейшего украинского спутника вещания «Лыбидь». Ей не хватает только маршевого двигателя и блока управления, которые поставляют из России, а «Южмаш» не в состоянии их оплатить.
Лента.ру

12.12.2015

11 декабря 2015 года в 16:45 мск со стартового комплекса площадки 45 космодрома Байконур успешно стартовала ракета-носитель (РН) «Зенит-2SБ» с разгонным блоком (РБ) «Фрегат-СБ» и метеорологическим космическим аппаратом (КА) «Электро-Л» №2. Успешный запуск осуществили специалисты Роскосмоса и предприятий ракетно-космической отрасли России.
Старт ракеты-носителя «Зенит», отделение разгонного блока прошли штатно. Отделение космического аппарата от РБ запланировано на 01:46 мск 12 декабря 2015 года.
Космический аппарат «Электро-Л» №2 является метеорологическим аппаратом дистанционного зондирования Земли, который будет обеспечивать многоспектральную съемку всего диска Земли в видимом и инфракрасном диапазоне.
Роскосмос

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ЭЛЕКТРО-Л»

03.06.2017

28 апреля этого года был заключен контракт между ЮЖМАШем и компанией S7 Sea Launch Limited на производство и поставку ракет-носителей серии «Зенит». В целом, контракт предусматривает изготовление 12-ти ракет-носителей для использования в программах «Морской старт» и «Наземный старт» для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов. Сейчас в производстве находится 2 ракеты модификаций «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ».
Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал ЮЖМАШ начиная с 2013 года и который стал следствием обвального сокращения объемов производства.
Настойчивая трехлетняя работа специалистов предприятия по загрузке производства дала плоды. На сегодня портфель заказов ЮЖМАШа на ближайшие годы превышает (в пересчете) 350 млн. долларов США. Среди основных заказчиков – компании США, Италии, Индии, Кореи и др.
ЮЖМАШ выражает глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную, как для нашего предприятия, нормативную и финансовую поддержку. Без этой поддержки возобновление производства и преодоление кризиса было невозможно.
Выведение ЮЖМАШа в режим стабильной работы создаст надлежащие условия для акционирования предприятия и поиска стратегического инвестора. Реализация этих мер, в свою очередь, является необходимым условием для достижения главной среднесрочной цели ЮЖМАШа, которая состоит в обеспечении полноценного вовлечения предприятия в международную кооперацию по производству ракетно-космической техники.
ЮЖМАШ

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ»

Ракета-носитель 11K77 («Зенит») разработана Конструкторским бюро «Южное» имени академика М.К.Янгеля (г.Днепропетровск) в 1976-1985 гг. Разработка ракеты была санкционирована Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 марта 1976 г., и являлась составной частью программы «Буран».
Блок первой ступени РН 11К77 (11С771 или блок А) с некоторыми доработками предполагалось использовать в качестве бокового блока универсальной ракетно-космической транспортной системы многоразового использования (предполагались комбинации от 2 до 8 блоков А).
Эскизный проект РН 11K77 был завершен в феврале 1977 г.. 11К77 представляет собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней. Первая ступень оснащена четырехкамерным жидкостным ракетным двигателем 11Д520 (РД-170) тягой 806 тонн (в вакууме), разработанным НПО «Энергомаш». Ракетный блок второй ступени 11С772 оборудован двигательной установкой, состоящей из однокамерного маршевого ЖРД 11Д123 (РД-120) тягой 85 тонн, разработанного НПО «Энергомаш» и четырехкамерного рулевого ЖРД 11Д513 тягой 8 тонн, разработанного КБ «Южное». Все двигатели работают на жидком кислороде и керосине РГ-1.
Новый калибр ракеты в размере диаметра баков и переходных отсеков — 3,9 м — был вынуждено выбран, исхода из ограничений транспортировки ступеней ракеты железнодорожным транспортом. Но новый диаметр, превышающий почти на метр диаметр боевых ракет, разработанных ранее и разрабатывающихся в то же время, повлек за собой реконструкцию некоторых цехов, а позднее — и строительство специального производственного корпуса для сварки и сборки баков, ступеней и ракеты в целом. Крупнейший в отрасли цех сборки ракет «Зенит» был введен в строй в декабре 1984 г.
Основными проблемами при изготовлении этой ракеты были, прежде всего, переход на жидкий кислород, что вынудило осуществить перестройку и реконструкцию испытательных стендов, лабораторий для отработки двигательной и ракетной автоматики и усиления требований чистоты. Опыт работы с жидким кислородом в основном сохранился, а чистота внутренних полостей кислородных баков и магистралей потребовала внедрения многих новшеств в технологию их изготовления.
Экспериментальная отработка узлов, агрегатов и ступеней велась по обширному плану достижения высокой надежности. Ритм отработки определялся волей, или неволей, реальным темпом создания двигателей первой ступени. Двигатели давались трудно. О двигателе РД-170 расскажем позднее. Создание ракеты затягивалось.
Космические аппараты «Целина-2″, предназначенные для полетов на этой ракете, уже прошедшие полный объем наземной экспериментальной отработки, вынуждены были выходить на орбиту на других ракетах. В сентябре 1984 г. начались летные испытания «Целины-2″ на ракете-носителе «Протон». Объект, выведенный на орбиту, был зарегистрирован под индексом «Космос-1603″. Второй космический аппарат этого же типа, «Космос-1656″, был запущен «Протоном» в 1985 г. «Целина-2″ — самый крупный спутник из находящихся в эксплуатации советских спутников радиотехнической разведки. Автор — КБ-3 конструкторского бюро «Южное». Главным конструктором КБ-3 с декабря 1984 г. стал С.Н.Конюхов, до него — с 1977 года был Б.Е.Хмыров.
Были проведены стендовые испытания первой и второй ступеней. Первое стендовое испытание первой ступени стало аварийным. Испытание проводилось в декабре 1984 г. в Загорске, в НИИХиммаше, на стенде №2. При выходе двигателя на режим произошел пожар в хвостовом отсеке. Пламя охватило всю ступень. По какому-то своему закону этот громадный костер превратился в столб бушующего огня, охватившего ступень, с образованием слегка закрученных по винтовой линии потоков. Ступень горела, как большая свеча, только с огнем в основании. Прогоревшая обечайка бака горючего подлила «масла в огонь». В кислороде горит все — даже металл. Пожарные средства, стоявшие наготове, смогли несколько ослабить действие огня, но остановить стихию было невозможно.
В числе пожарных команд находились привлеченные расчеты из города, который расположен в нескольких километрах от стендов. Командир по завершении всех работ, проделанных пожарными бойцами, по порядку, который установлен для всех жителей, войдя в кабинет к начальнику института, потребовал ответа на вопрос, кто виноват в пожаре и в чем причина. Слова о том, что все здесь сидят, разбираются и хотят понять причину этого пожара — и тогда уж будет ясно, кто виноват, его не удовлетворили. Однако причина этого пожара так и осталась невыясненной. Ракетчики доказывали, что это очередная авария двигателя, двигателисты утверждали, что причиной является попадание органических частиц из баков в тракты двигателя. Обе стороны доказывали не голословно, а с материалами в руках.
В таких случаях придают главное значение выработке конструктивных мер, исключающих возникновение всех возможных причин в будущем. Так для ракетчиков обострился вопрос чистоты баков и внутренних полостей — были введены фильтры и приняты другие решения.
Летные испытания начались в 1985 г. Первый пуск ракеты был назначен по завершению предстартовых проверок на 12 апреля. Состоялись две попытки пуска, которые закончились отбоем в циклограмме подготовки пуска. Причины отбоя были установлены — они не связаны с бортовыми системами. Отбой давала «земля». Пуск перенесли на 13 апреля. 13 апреля пуск — аварийный: отказала система управления расходом топлива. Второй пуск — в июне этого же года. В результате отклонений в работе рулевых двигателей второй ступени произошел взрыв в конце активного участка. Только в октябре был запущен первый спутник — «Космос-1697″. В декабре 1985 г., при четвертом полете ракеты, не сбросился головной обтекатель. Последующие пуски шли удовлетворительно. Были выведены на орбиту спутники из серии «Космос» — 1714, 1767, 1786, 1820, 1871, 1873, 1833, 1844, 1943, 1980, 2082.

Летные испытания ракеты «Зенит» были завершены в 1987 г., в декабре. Председателем Государственной комиссии был Г.С.Титов. В 1988 г., в декабре, комплекс «Зенита» с «Целиной-2″ был принят на вооружение.
Головным изготовителем «Зенита» является Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» (ПО ЮМЗ, г.Днепропетровск) Хотя «по месту рождения» ракета является украинской, фактически она является совместным российско-украинским изделием — более половины подрядчиков ПО ЮМЗ по ракете «Зенит» составляют российские предприятия.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-2»

Ракета-носитель «Зенит-2″, входящая в состав космического ракетного комплекса (КРК) «Зенит», представляет собой двухступенчатую ракету на нетоксичных компонентах топлива жидкий кислород и керосин РГ-1, предназначенную для запусков космических аппаратов (КА) на низкие круговые (до 1500 км) и эллиптические околоземные орбиты различного наклонения. Изначально она разрабатывалась как средство выведения для быстрого развертывания и восполнения группировок КА различного назначения, а также пилотируемых космических кораблей.
Первый пуск РН «Зенит-2″ состоялся 13 апреля 1985 года. По состоянию на 01.01.2003г. произведено 35 пусков РН, из них 30 успешных. Кроме того, доработанные блоки ее первой ступени использовались в качестве боковых блоков ракеты-носителя «Энергия» и успешно отработали при двух ее пусках (всего 8 ракетных блоков).
В настоящее время РН «Зенит-2″ периодически используется для запусков КА по государственным заказам Украины и Российской Федерации.
При создании РН «Зенит» реализованы следующие основные принципы:
Горизонтальная технология сборки и транспортировки, позволяющая значительно упростить комплекс технологического оборудования и процедуры подготовки к пуску.
Полная автоматизация предстартовой подготовки, обеспечивающая минимальное время подготовки к пуску, наивысшую безопасность персонала, независимость РН от погодных условий и короткий период переподготовки стартовой площадки к следующему пуску.
Высокая надежность, заложенная при проектировании и обеспеченная отработанным процессом производства.
Экологически чистые компоненты топлива.
РН «Зенит-2″ выполнена по моноблочной схеме с последовательным расположением ступеней и включает в себя:
блок 1й ступени;
блок 2й ступени;
головной обтекатель.
«Зенит-2″ представляет собой оптимальное решение по энергетическим характеристикам, надежности, точности и стоимости выведения КА, которое стало возможным благодаря использованию отработанных систем и оптимальному планированию процесса производства и технологий транспортировки, подготовки к пуску и пуска.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «ЗЕНИТ-2″

Максимальная стартовая масса, т 460
Масса полезного груза, выводимого на орбиту МКС: Нкр=400км, i=51,6°, т 11,42
Масса горючего и окислителя, т 409
Тяга двигателей при старте, тс 740
Максимальная перегрузка при выведении, единиц 4,0 — 6,0*
Компоненты топлива керосин/жидкий кислород
Точность выведения КА (на орбиту с параметрами Нкр=200км, i=90°)
— по высоте, км 3,5
— по наклонению, угл. мин. 2,0
— по периоду обращения, с 2,5
Полная длина, м 57,0
Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м 3,9
Диаметр головного обтекателя, м 3,9
Количество ступеней 2
Начало эксплуатации апрель 1985г.
*Примечание. При необходимости возможно снижение максимальной перегрузки при выведении до 4 единиц

ПРОЕКТ «НАЗЕМНЫЙ СТАРТ» — ТЕХНИЧЕСКИЙ И СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКСЫ

Для запусков в рамках ФКП и в проекте «Наземный старт» задействуется инфраструктура подготовки полезных нагрузок, ракеты и пуска носителя, развернутая на космодроме Байконур. К основным элементам инфраструктуры относятся:
два комплекса подготовки полезных грузов (космических аппаратов), расположенные на площадках 31 и 254. Комплекс на площадке 31 будет основным, пока на площадке 254 не будет полностью завершена модернизация.
технический комплекс носителя, расположенный на площадке 42 и предназначенный для подготовки ракеты, соединения головной части и проверки полностью собранной ракеты;
стартовый комплекс, расположенный на площадке 45 и предназначенный для пусков РН «3eнит-3SLБ», «Зенит-SLБФ» и «3eнит-2SLБ».
Основной комплекс подготовки полезного груза состоит из существующих на площадке 31 строений и сооружений, которые раньше использовались для подготовки многих отечественных и зарубежных полезных грузов. Комплекс на площадке 254 станет основным после полного завершения модернизации. Все подготовительные операции с КА, заправочные операции, герметизация, подготовка пиросредств, накатка обтекателя и пр. проводятся здесь.
Технический комплекс включает в себя:
• наземное технологическое оборудование;
• средства проверки ракеты-носителя и космического аппарата;
• технические обеспечивающие системы;
• инженерные сооружения.
Стартовый комплекс (СК) на площадке 45, созданный Конструкторским бюро транспортного машиностроения (ныне филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ стартовых комплексов имени В.П. Бармина) обеспечивает установку ракеты на стартовый стол, полный комплекс предстартовой подготовки, заправку компонентами ракетного топлива, подготовку к пуску собранной РН и пуск.
СК включает в себя:
• наземное технологическое оборудование;
• средства проверки ракеты-носителя;
• оборудование для испытаний космических аппаратов;
• технические обеспечивающие системы;
• инженерные сооружения.
Основным преимуществом стартового комплекса «Зенит» является полностью автоматизированная подготовка РН, проходящая без участия обслуживающего персонала. Высокая степень автоматизации предпусковых и пусковых операций обеспечивает высокую надежность, качество выполнения и безопасность проведения операций при минимальном количестве обслуживающего персонала. Важным преимуществом является отсутствие заменяемых элементов после проведения пуска, что позволяет существенно сократить количество послепусковых работ и уменьшить время подготовки к следующему пуску.
К основным системам, комплектам и агрегатам технологического оборудования относятся:
• транспортно-установочный агрегат;
• пусковой стол;
• кабель-мачта;
• комплект механизмов стыковки электрокоммуникаций и коммуникаций термостатирования;
• комплект автоматических стыковочных устройств коммуникаций заправки;
• система заправки РН окислителем;
• система заправки РН горючим;
• система охлаждения пусковой установки;
• система производства сжатых газов;
• воздушная система термостатирования;
• система автоматизированного дистанционного управления агрегатами пусковой установки;
• система автоматизированного дистанционного управления заправкой РН окислителем;
• комплект перестыковочных устройств.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-2SБ» (НАЗЕМНЫЙ СТАРТ)

Ракеты космического назначения «Зенит-ЗSLБ», «Зенит-ЗSLБФ» и «3eнит-2SLБ» представляют собой семейство ракет на нетоксичных компонентах топлива (жидкий кислород и керосин), разра­ботанных в рамках проекта «Наземный старт» для запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на низкие, средние и высокие круговые и эллиптические околоземные орбиты (в том числе переходную к геостационарной и геостационарную), а также на отлетные траектории.
Базовая ракета «Зенит-2» впервые запущена с космодрома Байконур в 1985 году.

Ракета разработана Государственным конструкторским бюро (ГКБ) «Южное» (Днепропетровск, Украина), изготавливается на ГП ПО «Южный машиностроительный завод» (Днепропетровск).
Носитель, созданный в рамках проекта «Наземный старт», имеет тот же технический облик, что и ракета для проекта «Морской старт», разработчиками сохранены все изменения и улучшения базовой ракеты «Зенит-2».
Значительными отличиями модифицированного носителя от базовой ракеты «Зенит-2» являются:
• новая навигационная система;
• бортовой компьютер нового поколения;
• улучшение характеристик за счет снижения массы и увеличения тяги двигателя второй ступени.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУПЕНЕЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Время работы, с 140-150
Сухая масса, кг 27564
Масса в заправленном состоянии, кг 354350
Масса горючего (керосин), кг 90219
Масса окислителя (жидкий кислород), кг 236567
Длина,м 32,9
Диаметр, м 3,9
Двигатели один РД-171 (четыре камеры)
Тяга (на уровне моря), кгс 740000

Тяга (в пустоте), кгс 806400
Удельный импульс (на уровне моря), с 309,5
Удельный импульс (в пустоте), с 337,2
Управление ориентацией поворот сопла на ± 6,3°

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
Время работы, с 360-370
Сухая масса, кг 8307
Масса в заправленном состоянии, кг 90794
Масса горючего (керосин), кг 23056
Масса окислителя (жидкий кислород), кг 59431
Длина, м 10,4
Диаметр, м 3,9
Двигатели один маршевый двигатель РД-120, один рулевой двигатель РД-8 (четыре камеры)
Тяга (в пустоте), кгс:
• маршевый двигатель 93000
• рулевой двигатель 8100
Удельный импульс (в пустоте), с
• маршевый двигатель 350
• рулевой двигатель 342,8
Управление ориентацией поворот сопла рулевого двигателя на ± 33°

Первый пуск ракеты в рамках проекта «Наземный старт» состоялся в апреле 2008 года.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-3SLБ» (НАЗЕМНЫЙ СТАРТ)

Ракета космического назначения «Зенит-3SLБ» разработана в рамках программы «Наземный старт» для запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на низкие, средние и высокие круговые и эллиптические околоземные орбиты (в том числе переходную к геостационарной и геостационарную), а также на отлетные траектории.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Максимальная стартовая масса, т 473
Масса полезного груза, выводимого на геопереходную орбиту, т определяется перед пуском
Масса горючего и окислителя, т 425
Тяга двигателей при старте, тс 740
Максимальная перегрузка при выведении, единиц 4,0
Компоненты топлива керосин/жидкий кислород
Полная длина, м 58,7
Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м 3,9
Диаметр разгонного блока, м 3,7
Диаметр головного обтекателя, м 4,10
Количество ступеней 3

В состав ракеты космического назначения «Зенит-ЗSLБФ» входят ракета-носитель (РН) «Зенит-2SБ80» (первая и вторая ступени) и космическая головная часть, содержащая космический аппарат, разгонный блок «Фрегат-СБ», головной обтекатель (ГО) и переходный отсек (ПхО).

Впервые ракета-носитель «Зенит» применялась вместе с разгонным блоком «Фрегат» в январе 2011 года при выведении российского гидро­метеорологического геостационарного спутника «Электро-Л».
Разгонный блок «Фрегат-СБ» является модернизированным (с увеличенным запасом топлива) вариантом РБ «Фрегат», адаптированным для применения в ракетах более тяжелых и грузоподъемных, чем РН типа «Союз» (для которых изначально разрабатывался «Фрегат»), в частности таких, как «Зенит».
Головной обтекатель (ГО) предназначен для защиты космического аппарата и разгонного блока от воздействия окружающей среды с момента установки в комплексе подготовки полезной нагрузки до отделения головной части от ракеты на этапе выведения. ГО, разработанный НПО имени С. А. Лавочкина, представляет собой алюминиевую конструкцию длиной 10,4 м и максимальным диаметром 4,1 м.
Переходный отсек, также созданный НПО имени С. А. Лавочкина, служит для сопряжения космической головной части с ракетой- носителем.
Интеграция элементов космической головной части производится в чистовой камере класса 100000 во время предстартовой подготовки.
Первая и вторая ступени ракеты-носителя (РН) аналогичны первой и второй ступеням РН проекта «Морской старт».
Ракета-носитель выполнена по тандемной схеме с поперечным делением ступеней. Управление полетом РН на начальном этапе производится с помощью отклонения камер маршевого двигателя первой ступени, а после ее отделения — с помощью специального рулевого двигателя.

Так же, как и «Зенит-ЗSL», ракета «Зенит», используемая в проекте «Наземный старт», содержит блок радиоэлектронного оборудования для телеметрии, наведения и навигации как в двухступенчатом («3eнит-2SLБ»), так и в трехступенчатом («Зенит-3SLБ», «Зенит-3SLБФ») вариантах. Бортовые установки телеметрии Sirius передают телеметрические данные по независимым радиоканалам на наземные станции, расположенные в России, а при выведении на солнечно-синхронную орбиту используется отдаленная станция на Аравийском полуострове. В случае с трехступенчатыми РН «Зенит» эти каналы дополняются блоком данных, поступающих с разгон­ного блока.
Конструкция обеих ступеней за счет высокого коэффициента заполнения (отношения массы топлива к общей массе ракеты), превышающего 90%, считается одной из самых эффективных в мире. В случае с первой ступенью это достигается по большей части с помощью мощного двигателя РД-171М и отсутствия боковых ускорителей.
Отсутствие боковых ускорителей существенно упрощает процесс предстартовой подготовки и является основной особенностью, отличающей РН «Зенит» от других пусковых систем. Без ускорителей конструкция ступеней оптимальна, количество пиротехнических устройств снижено, а надежность системы повышается за счет уменьшения вероятности появления сбоев в механизмах отделения ускорителей или в них самих. Более того, обтекаемая конфигурация позволяет лучше управлять ракетой на всех этапах полета вне зависимости от погодных условий и повышает точность выведения.
Первая ступень состоит из бака окислителя, межбакового отсека, бака горючего и хвостового отсека. Все отсеки первой ступени, включая межбаковый и хвостовой, выполнены сварными из сплава АМг-6. В хвостовом отсеке расположен маршевый двигатель первой ступени РД-171, созданный «НПО Энергомаш». В настоящее время это один из самых мощных двигателей в мире; тяга на Земле составляет 7250 кН. РД-171 — четырехкамерный двигатель с одним турбо-насосным агрегатом (ТНА), выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа, при этом камеры имеют возможность отклоняться на угол до 6 градусов. В двигателе используется химическое зажи­гание компонентов топлива в камерах и газогенераторах. На двигателе смонтированы агрегаты для наддува баков первой ступени. Время работы двигателя составляет 140-150 секунд. Отделение ступени производится четырьмя твердотопливными двигателями торможения, расположенными в основании ступени.
Вторая ступень включает приборный отсек, бак окислителя, межбаковый отсек, бак горючего и хвостовой отсек. Кроме того, вторая ступень комплектуется ферменным переходным отсеком. При разделении ступеней эта ферма остается на первой ступени. Приборный отсек предназначен для размещения системы управления ракетой, приборы отсека заключены в герметичные контейнеры. Бак окислителя второй ступени отличается от бака окисли­теля первой ступени конструкцией силовой оболочки и размерами. В нем также находятся баллоны с гелием для наддува бака горючего. Бак горючего выполнен в виде цилиндрического тора, во внутреннем объеме которого располагается маршевый двигатель второй ступени. Двигательная установка второй ступени состоит из двух ЖРД — маршевого РД-120, разработанного «НПО Энергомаш», и рулевого РД-8. Однокамерный ЖРД РД-120 закреплен неподвижно. Он выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. Его тяга в вакууме равна 834 кН. Время работы двигателя при однократном включении — 315 секунд. Рулевой двигатель РД-8 — четырехкамерный с одним ТНА. Он также выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. Тяга двигателя в вакууме — 78,5 кН. Камеры рулевого двигателя могут отклоняться на углы до 33 градусов. Время работы — до 1100 секунд. Двигатель разработан в ГКБ «Южное». Так же, как и в случае с первой ступенью, отделение второй ступени производится четырьмя твердотопливными двигателями торможения.

Источники: www.federalspace.ru, ruscosmos.narod.ru, www.yuzhmash.com, www.yuzhnoye.com и др.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-3SL» (МОРСКОЙ СТАРТ)
ЮЖНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap