ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ЗАВОД “ДВИГАТЕЛЬ”. ZAVOD “DVIGATEL’”



ЗАВОД “ДВИГАТЕЛЬ”

ZAVOD “DVIGATEL’”

ФГУП “Завод “Двигатель” имеет более чем столетний опыт разработки и производства качественной и надежной военной техники и вооружения.
Предприятие выполняет ответственные заказы в интересах ВМФ по целому ряду стратегически важных для развития отечественного судостроения направлений, поставляет свою продукцию на экспорт и имеет предпосылки для дальнейшего повышения своего научно-технического и производственного потенциала.
Главная цель завода “Двигатель” заключается в том, чтобы разрабатывать, производить и точно в срок поставлять нашим потребителям продукцию такого качества и по такой цене, которые удовлетворяют их требованиям и обеспечивают получение прибыли нашему предприятию.
ФГУП «Завод «Двигатель» — ведущий поставщик Военно-морского ведомства.

Продукция:
• Мины
1. Морская донная мина МДМ-1 мод. 1
2. Морская донная мина МДМ-2 мод. 1
3. Морская донная мина МДМ-3 мод. 1
4. Морская донная мина МДМ-5 мод. 1
5. Противолодочный минный комплекс ПМК-2
6. Противолодочная мина-ракета ПМР-2Э (ПМК-1)
7. Корабельная противодесантная мина КПМ
• Торпеды
1. Ударная кислородная самонаводящаяся торпеда — 53-65КЭ
2. Самонаводящаяся противолодочная электрическая торпеда — СЭТ-65Э с унифицированной системой самонаведения «Керамика» СЭТ-65КЭ
3. Телеуправляемая универсальная электрическая самонаводящаяся торпеда — ТЭСТ-71МЭ-НК
4. Телеуправляемая противолодочная электрическая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71МЭ с унифицированной системой самонаведения «Керамика» — ТЭСТ-71МКЭ
5. Парогазовая торпеда 53-56В
6. Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда — СЭТ-53Э
7. Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда — СЭТ-53МЭ
8. Боевая часть ракетных противолодочных комплексов «Медведка», «Рифей» — торпеда МПТ-1УЭ
9. Самоходная гидроакустическая мишень-имитатор ПЛ «АХИЛЛЕС»
10. Самоходный многоцелевой автоматизированный прибор гидроакустического противодействия «Бериллий-Э»
11. Буксируемый прибор подавления самонаводящихся торпед «Змей»
12. Прибор гидроакустического противодействия торпедам «СПРУТ»
13. Универсальная тепловая телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТТ-1
14. Универсальная тепловая самонаводящаяся торпеда ТТ-3
15. Авиационная тепловая самонаводящаяся торпеда ТТ-4
16. Универсальная электрическая телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭ-2
• Противоминное оружие
1. Комплекс контактных тралов ГКТ-3М
2. Комплекс контактных тралов ГКТ-2 и ГОКТ-1
3. Самоходный прибор гидроакустического подавления самонаводящихся торпед «Тунец»
4. Самоходные многоцелевые приборы гидроакустического противодействия МГ-74МЭ мод. 1 и МГ-74МЭ мод. 2
5. Электромагнитный искатель-уничтожитель донных мин ИУ-2
6. Буксируемый шнуровой заряд БШЗ-1
• Двойное назначение
1. Система транспортировочно-спасательная «Акья»
2. Набор газовый бытовой «Камелек» — НГБ
3. Фонарь термостойкий пожарный индивидуальный (ФТПИ

ИСТОРИЯ
История завода началась после поражения России в Крымской войне, в те времена, когда стране необходимы были новые промышленные предприятия для усиления экономического, политического и стратегического положения. Россия сильно отставала от западных держав в создании и применении новой техники вооружения как сухопутной армии, так и военного флота. Для решения этих задач требовалось создать военную промышленность, которая смогла бы осуществить перевооружение.
Прибывший в это время в Петербург немецкий купец I гильдии Густав Арнольдович Лесснер получил «высочайшее разрешение» от императора Николая I на постройку маленькой ткацкой фабрики и плавильных печей.
В начале 1853 года по соседству с Сахарным заводом на набережной Большой Невки началось строительство первых мастерских. Чуть позднее замысел Лесснера изменился, и решено было построить слесарный завод по выпуску и ремонту типографских принадлежностей. Завод размещался между набережной Большой Невки (Сампсониевская набережная), Сахарным переулком и Оренбургской улицей. Большим удобством этого участка являлось то, что здесь уже в те годы был плашкоутный мост, а в 1858 году соорудили постоянный (деревянный) Сампсониевский мост. Кроме завода Лесснера в этой части города уже были построены ситцевая фабрика Шукерта, кожевенный завод Авдеевых, бумажные фабрики Лимбажа и Шау, сахарный завод Кара. Популярность Выборгской стороны среди фабрикантов объясняется тем, что близость заводов к реке благоприятствовала дешевизне подвоза товаров (сталь, чугун, дерево, топливо) непосредственно к потребителям и удешевляло вывоз готовой продукции во внутренние районы России.
Очень быстро Лесснер понял, что интенсивное строительство железных дорог и необходимость выпуска машин в России могут быть полезны для развития его небольшого завода. В 1859 — 1867 годах он строит новую двухэтажную мастерскую и котельную, расширяет литейную и кузнечную мастерские. Если в первые годы в мастерских Лесснера изготавливались кузнечные горны, ремонтировались кареты и телеги, типографские принадлежности, то позднее стали выполняться более сложные заказы: паровые машинные котлы для перегретого пара, водотрубные паровые котлы и металлические конструкции.
Через несколько лет бывшее «Заведение типографских принадлежностей» превратилось в одно из крупнейших предприятий Петербурга и получило название Механического чугунолитейного завода «Г.А. Лесснер». После установки первого парового двигателя завод начал выпускать паровые машины и котлы, пользовавшиеся в стране широким спросом и конкурировавшие с подобными изделиями иностранных фирм.
В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке в Москве Г.Лесснер за хорошее качество паровых машин и развитие производства был удостоен права изображать на изделиях завода и рекламных проектах Государственный герб. Помимо изготовления паровых машин и котлов завод приступил к производству разнообразных механизмов: прессов для изготовления призматического пороха по системе И.А. Вышнеградского, специальных машин для оборудования Российско-американской резиновой мануфактуры, механизмов для железнодорожного транспорта.
В 1883 году канцелярия морского министерства сообщила, что «Государь император в день 28 июня сего года всемилостивейше соизволил постановить кавалерами ордена Святого Станислава 2-й степени Лесснеру и 3-й степени инженеру завода Габихту». Завод к 1897 году за вклад в развитие отечественной промышленности был удостоен многих престижных наград, в том числе и на международных выставках: • 1870 год. Санкт-Петербург. Большая золотая медаль. • 1873 год. Вена. Медаль Преуспеяния. • 1874 год. Золотая медаль «За полезное» на Анненской ленте. • 1876 год. Филадельфия. Две большие медали.
В конце девятнадцатого столетия завод производил: паровые машины с золотниковым и клапанным парораспределением, паровые молоты, гидравлические ковальные машины, насосы и подъемные краны разных систем, стропила, колонны, мосты, паровые котлы всех систем и различного назначения.
К началу ХХ века завод почти полностью перешел на изготовление заказов Морского Министерства, а с начала Первой Мировой войны перестал выпускать какую -либо гражданскую продукцию.
Сотрудничество завода «Г.А. Лесснер» с Военно-Морским министерством началось в 1877 году. Вначале завод изготавливал поворотные краны для опускания донных мин в Кронштадте, а в следующем, 1878 году становится первым частным предприятием, приступившим к изготовлению мин и минных аппаратов для Военно-морского флота. Одновременно Лесснер вел переговоры с Морским ведомством о получении заказа на изготовление аппаратов для траверзной стрельбы минами Уайтхеда и самих мин, обещая, что они будут лучше английских.
Самодвижущаяся мина была изобретена и изготовлена в 1866 году Робертом Уайтхедом и капитаном австрийского флота Лупписом. Работу над миной Луппис начал еще в 1860 году, а позднее заключил с Уайтхедом договор об усовершенствовании идеи. Только через шесть лет Уайтхеду, создавшему новую, совершенно не похожую на то, что было задумано Лупписом, мину, удалось снабдить ее автоматическим управлением и довести до совершенства. Технико-тактические характеристики первой мины были таковы: калибр — 35,5 см, длина — 3550 мм, общий вес — 136 кг, вес заряда — 84 кг, давление в резервуаре — 25 атмосфер, скорость хода — 6-7 узлов на дистанции — 640 метров. После ее успешного испытания она стала закупаться зарубежными странами, в том числе и Россией.
После покупки в 1876 году четырех мин Уайтхеда Морское ведомство устроило для их освоения Кронштадтскую и Николаевскую минные мастерские. Но необходим был солидный завод с современным по тому времени оборудованием, как база для изготовления (самодвижущихся мин) торпед. Вначале их производством занимался Обуховский завод, но он один не мог удовлетворить потребности растущего флота.
В 1883 году на заводе Лесснера была выпущена первая самодвижущаяся мина Уайтхеда, и завод получил заказ на пятьдесят мин для Морского ведомства.
В 1886 году заводу поступает заказ на выпуск ста новых мин 19-футовой длины по образцу завода Уайтхеда, причем Лесснер обязуется изготовить две мины для испытания. К этому времени завод хорошо подготовился к выпуску новой продукции, — было оборудовано специальное отделение для сборки мин, установлены станки, подготовлен специальный инструмент и приспособления. Впервые при заключении договора были составлены технические условия, в которых оговаривались требования по выпуску мин и форма формуляра на выпускаемые экземпляры (в него заносились данные замеров мины, ее испытаний, время изготовления и приемки).
Усовершенствованная мина в 1889 году получает высокую оценку Военно-морского ведомства, в связи с чем дается рекомендация о необходимости поддержания непрерывного изготовления мин на заводе.
С 1884 по 1889 год на отечественных предприятиях были изготовлены 442 торпеды: 208 — на Обуховском, 176 — на заводе Лесснера, 30 — в Николаевских и 28 — в Кронштадтских мастерских. К концу девятнадцатого столетия ежегодный выпуск торпед на отечественных заводах достигал 160 — 200 штук. Для проверки качества и надежности торпед были созданы две пристрелочные станции: в Кронштадте и Севастополе.
Честь первой успешной стрельбы торпедами принадлежит морякам Российского флота во время русско-турецкой войны. В январе 1878 году военный пароход «Великий Константин» под командованием лейтенанта С.О. Макарова (будущего адмирала) недалеко от Батумского рейда спустил на воду минные катера «Чесма» и «Синоп», вооруженные торпедами. Через несколько часов катера приблизились к большому военному кораблю и с расстояния 40-50 метров выпустили несколько торпед, которые взорвались одновременно. Первым кораблем, потопленным торпедами оказался турецкий сторожевой корабль «Интибах».
В 1898 году, через двенадцать лет после смерти Густава Лесснера завод стал Акционерным обществом машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода «Г.А. Лесснер»: наследники Лесснера объединили завод «Старый Лесснер» с вновь построенным «Новым Лесснером» (ныне завод имени Карла Маркса).
В том же году заводом был принят заказ на изготовление щитовых подводных аппаратов (правого и левого бортов) для 17-футовых мин, который выполнили через год. Одновременно шло изготовление бортовых подводных стальных аппаратов для стрельбы 17-футовыми минами в количестве 18 штук для девяти миноносцев типа «Сокол». Завод приступил к изготовлению нового образца мин 1898 года со специальными наделками под аппараты Амстронга и трехцилиндровым двигателем, а также прибором курса Обри, что сильно повысило точность хода в горизонтальной плоскости. Следующий заказ — в 1904 году — на 100 штук 17-футовых мин должен был обеспечить вооружение крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд» к концу 1904 года.
В истории русско-японской войны 1904 — 1905 годов, проигранной русской стороной, есть несколько фактов успешного применения торпедного оружия русскими кораблями против японских судов и кораблей.
12 июня 1904 года русский крейсер «Рюрик» встретил у берегов Японии транспорт «Садо Мару» и два раза торпедировал его, после чего транспорт водоизмещением 3200 тонн затонул. Корабль «Громобой» в то же время торпедной атакой потопил транспорт «Хитаун Мару», перевозивший войска и боеприпасы противника. Несколько ранее, 25 апреля 1904 года русские миноносцы торпедами в Гензане потопили японское судно «Гойо Мару».
Успехи торпедного оружия не остались незамеченными и в 1912 году заводу «Лесснер» поступил новый заказ — на изготовление парогазовой торпеды образца 1912 года 18-дюймового калибра с инжекцией воды в подогревательный аппарат и другими новшествами по чертежам Уайтхеда. Заводу предлагалось за 1913 — 1914 годы изготовить 1700 торпед данного образца.
В период войны 1914 — 1918 годов основными морскими театрами являлись Балтийское и Черное моря. Чтобы представить потери кайзеровского флота от торпедных атак русских кораблей, достаточно взглянуть на перечень немецких кораблей, погибших в 1915 году:
Броненосный крейсер «Принц Альберт» водоизмещением 9000 тонн потоплен в районе Либавы 23 октября 1915 года торпедами после атаки подводной лодки;
Крейсер «Уадине» водоизмещением 2700 тонн потоплен торпедой атаковавшей подводной лодки 7 ноября 1915 года к востоку от Борнгольма;
Прорыватель минных заграждений «Лахси» потоплен торпедой с подводной лодки в районе Гонланда 30 июня 1915 года;
Миноносец водоизмещением 530 тонн потоплен торпедой 5 июня 1915 года.
За компанию 1915 года подводными лодками на Балтийском море были атакованы 47 кораблей, выпущено 94 торпеды, попало в цель 11 торпед.
Еще одной яркой страницей истории завода «Старый Лесснер» является попытка выпуска отечественных автомобилей. В 1901 году наследники Лесснера бросили ставшее невыгодным производство паровых машин и котлов. К этому времени завод располагал всем необходимым для выпуска автомобилей в России, еще только вступавшей на путь отечественного автомобилестроения. За пять лет (с 1904 по 1909 годы) завод «Г.А. Лесснер» выпустил тринадцать(!) разновидностей автомобилей. Руководство заключило договор с немецкой фирмой «Даймлер» о постройке двигателей внутреннего сгорания и автомобилей — малоизвестных моделей, сконструированных русским инженером Борисом Григорьевичем Луцким.
27 марта 1904 г. в результате пожара на Санкт-Петербургском почтамте были уничтожены почтовые автомобили фирмы «Фрезе», содержавшиеся в гараже, не разделенном на отдельные боксы, и именно «Г.А. Лесснер» подготовил им замену — 14 почтовых фургонов. Эта модель с двухцилиндровым двигателем имела два места, вместительный ящик для писем, колеса с деревянными спицами, мощность 8 лошадиных сил, развивала скорость до 30 км/час и считалась довольно надежной.
В том же, 1904 году Александро-Невская пожарная часть Петербурга заказала заводу «Г.А. Лесснер» — пожарный автомобиль.
7 июля 1904 г. пожарный автомобиль «Лесснер» был доставлен в Александро-Невскую пожарную часть. Его двигатель и трансмиссия были изготовлены на заводе «Лесснер» в Петербурге, а ходовая часть была доставлена из Берлина с завода «Мариенфельде».
С 1906 по 1909 годы завод выпускал легковые автомобили четырех моделей: двухцилиндровые (12 л.с.), четырехцилиндровые (22 и 32 л.с.) и даже шестицилиндровые (90 л.с.). Все они имели цепную передачу, причем на двухцилиндровых моделях применялась трехступенчатая трансмиссия, а на остальных — четырехступенчатая. На шасси монтировались кузова девяти разных модификаций. Кроме того, «Старый Лесснер» изготавливал грузовики, рассчитанные на 1,2 и 2 тонны, пожарные машины, фургоны, автобусы — всего 13 разновидностей. В 1909 году для русской армии завод построил автомобиль мощностью 45 лошадиных сил с четырьмя ведущими и одновременно управляемыми колесами.
В 1906 году «Г.А. Лесснер» удостоился очень престижного заказа — выпустил для председателя совета министров России, графа С. Витте автомобиль с 22-сильным двигателем.
Аналогичная модель принимала в 1909 году участие в гонке Рига — Петербург — Рига, устроенной Военным ведомством, и была одной из немногих, пришедших к финишу.
Свою продукцию «Лесснер» демонстрировал на 1-й Международной выставке в Петербурге: почтовую машину, грузовик, два легковых автомобиля с четырехцилиндровым (32 л.с.) и шестицилиндровым (90 л.с.) двигателями. Последние две машины были снабжены изящными кузовами петербургской экипажной фабрики «Иван Брейтигам». На этой выставке фирма «Лесснер» получила Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России».
Но к 1910 году ситуация изменилась, — «Лесснер» уже не экспонировал свои машины на 2-й Международной выставке в Москве. Казна предпочитала покупать за границей «бенцы» и «рено», а не развивать отечественное автомобилестроение. Кроме того, после поражения России в русско-японской войне страна нуждалась в восстановлении флота, поэтому заказы, связанные с флотом, сулили гораздо большие прибыли, чем выпуск автомобилей. Вот почему в 1910 году завод прекратил выпуск автомобилей.
Не сохранилось ни одной машины марки «Лесснер», хотя, по оценкам специалистов автомобильного отдела Политехнического музея в Москве, Акционерным обществом «Г.А. Лесснер» было выпущено около 100 автомобилей.
Сейчас мало кто знает, что первая полуподводная лодка в России строилась в цехах завода «Старый Лесснер». Ее строительство началось в 1904 году по проекту лейтенанта русского флота С.А. Яновича, который переоборудовал подводную лодку конструкции С.Довжецкого. Лодка, получившая название «Кета», имела водоизмещение восемь тонн, была вооружена двумя торпедными аппаратами и пушкой, но могла погружаться только по рубку. Экипаж лодки состоял всего из трех человек.
26 марта 1905 года «Кета» была зачислена в списки флота и приняла участие в войне против японских кораблей в Амурском лимане. За пять месяцев участия в военных действиях она совершила несколько выходов в море, пройдя более 900 миль, пробыв в плавании 129 дней.
Подводные лодки на «Старом Лесснере» не строились, но в дальнейшем завод имел самое непосредственное отношение к созданию подводных лодок в России. В 1912 году в Ревеле было основано Акционерное судостроительное общество «Ноблесснер» специально для постройки подводных лодок. Его учредителями стали крупный промышленник, владелец механического завода на Выборгской стороне Э.Л. Нобель и директор Акционерного общества механических заводов «Г.А. Лесснер» М.С. Плотников: «Ноблесснер» должен был получать двигатели для подводных лодок с завода «Л.Нобель», а минное и торпедное вооружение с завода «Старый Лесснер».
Первая мировая война задержала строительство, но, тем не менее, в 1916 году «Ноблесснером» было сдано флоту восемь лодок, среди них: «Тигр», «Львица», «Рысь», «Пантера» и другие, участвовавшие в первой мировой и гражданской войнах.
К 1917 году завод «Г.А. Лесснер» стал одним из крупнейших военных предприятий Петербурга, пройдя путь от чугунолитейного и котельного завода до ведущего поставщика Военно-морского ведомства, сыграв важную роль в развитии русского военного флота и подводного оружия.

194044, Санкт-Петербург (Выборгский район), Ленинградская область
ул. Пироговская набережная, 13
+7 (812) 542-01-21
E-mail: dvigatel@gidropribor.ru
http://www.dvigatel.net

533-ММ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕПЛОВАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА ТТ-3
324-ММ МАЛОГАБАРИТНАЯ ТОРПЕДА МПТ-1УЭ
ПРИБОР ГИДРОАКУСТИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРПЕДАМ «СПРУТ»
САМОХОДНАЯ ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ МИШЕНЬ-ИМИТАТОР ПЛ «АХИЛЛЕС»
САМОХОДНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПРИБОР «БЕРИЛЛИЙ-Э»
БУКСИРУЕМЫЙ ПРИБОР ПОДАВЛЕНИЯ САМОНАВОДЯЩИХСЯ ТОРПЕД «ЗМЕЙ»
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»
КОРПОРАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap