ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ-ЛАБОРАТОРИЯ ЯК-42Д

HYDROMETEOROLOGICAL LABORATORY PLANE YAK-42D

09.12.201
ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИИ ПЕРЕДАЕТ УЧЕНЫМ ПЕРВЫЙ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ-ЛАБОРАТОРИЮ

6 декабря 2013 года на аэродроме «Раменское» (г. Жуковский) состоялась презентация самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет», предназначенного для геофизического мониторинга атмосферы. Это первый за последние четверть века отечественный специальный самолет, оснащенный на уровне современных требований мировой науки.
Як-42Д «Росгидромет» изготовлен ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева», входящим в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Заказчик — Государственное учреждение «Центральная аэрологическая обсерватория» Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
В церемонии открытия приняли участие министр природных ресурсов Сергей Донской, а также руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Фролов.

«Благодаря самолету-лаборатории российские ученые получат уникальные возможности в исследовании таких глобальных явлений, как изменение климата Земли, техногенное воздействие на атмосферу. Значительно расширится спектр научных разработок, горизонт для совершения новых открытий», — отметил исполнительный вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Александр Туляков.
Летающая лаборатория построена на базе пассажирского самолета Як-42Д, доработанного для размещения оборудования геофизического мониторинга атмосферы Земли. Самолет укомплектован более чем 100 приборами и датчиками, позволяющими измерять десятки различных параметров, в том числе, выполнять контроль газового и аэрозольного состава воздуха, измерений радиоактивных загрязнений, проводить радиолокационные исследования, измерять электрические характеристики атмосферы.
Работу над оснащением самолета вели десятки отечественных организаций, ряд институтов Российской академии наук, а также иностранные поставщики оборудования.
Одновременно на борту самолета-лаборатории могут работать 14 научных сотрудников — операторов.
ОАК

Самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» создан на базе самолета Як-42Д (борт №42440), изготовленного в 2002 году на Саратовском авиационном заводе. Ранее машина принадлежала авиакомпании «Тулпар Эйр» (Татарстан). Налет самолета – менее 1,5 тыс часов при назначенном ресурсе 20 тыс. часов с возможностью продления до 40 тыс. часов.
В 2011 году приобретен ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» для изготовления самолета-лаборатории. Налет самолета — менее 1500 часов при назначенном ресурсе 20 тыс. часов с возможностью продления до 40 тыс. часов. На ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» были проведены работы по продлению ресурса Як-42Д, работы по монтажу рабочих мест операторов и установке на крыле пилонов для размещения обтекателей с оборудованием, стеклоблоков оптических окон на фюзеляже и воздухозаборных устройств.

Самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» предназначен для решения следующих задач:
• геофизический мониторинг атмосферы;
• проведение научных и прикладных исследований в области физики и динамики облаков, активных воздействий на облака и туманы;
• исследования и мониторинг загрязнений атмосферы;
• исследования процессов в пограничном (на высотах до 300 метров) слое атмосферы;
• контроль климатообразующих факторов в свободной атмосфере;
• дистанционное зондирование подстилающей поверхности земли и океана;
• валидация данных спутниковых измерений параметров атмосферы и подстилающей поверхности.
Многоцелевой самолет – комплексная воздушная лаборатория Як-42Д «Росгидромет» оснащен уникальным комплектом оборудования и приборов для геофизического мониторинга атмосферы и подстилающей поверхности. В комплект входят 76 различных приборов и более 50 наружных датчиков, размещенных на фюзеляже и пилонах под крылом. Кроме того, на борту имеются технические средства активных воздействий, в том числе генератор мелких дисперсных частиц льда и устройство отстрела пиропатронов с льдообразующими аэрозолями (с йодистым серебром) на 1024 ствола. Самолет несет оборудование для распыления жидкого азота.
На самолете установлены семь аппаратно-программных комплексов:
• Комплекс для измерения навигационных параметров полета и термодинамических параметров атмосферы включает спутниковые и инерциальные навигационные системы, гидрометры, радио высотомеры, датчики температуры и давления.
• Комплекс для контроля газового и аэрозольного состава атмосферы позволяет измерять стратосферный аэрозоль, концентрацию парниковых газов и озона, малые газовые составляющие в атмосфере.
• Комплекс для измерения радиационного баланса и дистанционных измерений подстилающей поверхности позволяет получать изображение поверхности в различных спектральных диапазонах.
• Комплекс для радиолокационных исследований атмосферы и поверхности включает два доплеровских радиолокатора, установленных в верхней и нижней частях фюзеляжа.
• Комплекс для измерения микрофизических параметров облаков и атмосферы позволяет получать спектры размеров аэрозольных и облачных частиц, начиная от 55 нанометров до 6000 микрон, изображение частиц от 10 до 6000 микрон.
• Комплекс для мониторинга радиоактивных загрязнений атмосферы и поверхности.
• Комплекс для измерения электрических характеристик атмосферы, напряженности поля и электропроводности воздуха.
Все перечисленные выше комплексы и технические средства объединены локальной вычислительной сетью (100 мегабит) бортовой информационно-вычислительной системы. В ее состав включен 21 промышленный компьютер (для хранения данных и управления экспериментальными установками), сетевой сервер времени и система передачи данных на наземные центры по спутниковому (Inmarsat) и радио каналам.
Установленные на самолете комплексы аппаратуры позволяют решать следующие задачи:
• Исследование и мониторинг атмосферных загрязнений.
• Дистанционные исследования подстилающей поверхности и океана.
• Выполнение исследований в области физики облаков, атмосферных фронтов и циклонов, а также пограничного слоя атмосферы.
• Мониторинг радиационного баланса и переноса излучения в атмосфере.
• Мониторинг радиоактивных загрязнений атмосферы и подстилающей поверхности.
• Валидация моделей переноса примесей, а также методов и результатов спутниковых измерений.
• Выполнение опытных работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.
• Проведение многоспектрального картографирования подстилающей поверхности в целях определения водозапаса почв и состояния посевов.
В ходе выполнения программы создания самолета-лаборатории подготовлены бортовые операторы, для работы во время полета с установленными на борту комплексами. Самолет с установленной аппаратурой прошел полный комплекс наземных и летно-конструкторских испытаний и готов к выполнению работ по исследованию атмосферных процессов.
В планах Роскосмоса – использование самолета-лаборатории Як-42Д Росгидромета для испытания приборов космических кораблей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальный взлетный вес – 57,5 т.
Высота полета самолета-лаборатории – 9,1 тыс м.,
дальность полета – 3700 км.

Источник: ОАК, AEX.ru и др.




ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap