12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130

TRAINING-COMBAT AIRPLANE YAK-130

09.02.2018

Россия поставит Мьянме дополнительную партию из шести учебно-боевых самолетов Як-130. Об этом, как передает «РИА Новости», заявил в ходе выставки Singapore Airshow-2018 заместитель директора ФСВТС Михаил Петухов.
Ранее, на выставке LIMA-2017 (Малайзия), М.Петухов заявил «РИА Новости», что в 2018 году Россия должна поставить Мьянме дополнительную партию Як-130, не уточняя при этом точного количества машин.
«В декабре 2016 года с мьянманской стороной был подписан контракт на поставку дополнительной партии из шести учебно-боевых самолетов Як-130″, – сказал М.Петухов.
Как сообщалось ранее, первый контракт на поставку неназванного количества учебно-боевых самолетов Як-130 для ВВС Мьянмы был заключен АО «Рособоронэкспорт» 22 июня 2015 года после завершения продолжительной оценки предложений претендентов. Первые три самолета были переданы заказчику в конце 2016 года. Еще три самолета были поставлены в 2017 году. Согласно планам, поставки планировалось продолжить в 2018 году. Стоимость одного самолета оценивается в 15 млн. долл. (20,4 млрд. кьят).
ЦАМТО

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
SINGAPORE AIRSHOW 2018 – 6-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

09.02.2018

Заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов проверил выполнение заданий Министерства обороны на Иркутском авиационном заводе (входит в корпорацию «Иркут»).
«В этом году объем производственной программы –– всего 24 самолета: 10 самолетов Як-130, 12 самолетов для ВКС и два для ВМФ –– Су-30СМ», –– рассказал он в беседе с журналистами в ходе посещения авиапредприятия.
По его словам, 17 самолетов уже находятся в цехе окончательной сборки, что позволит сдать их вовремя.
«Як-130 –– сейчас 92 самолета в строю, есть планы по закупке и дальше, мы будем обсуждать длительный контракт, в этом году заключим», –– пояснил замминистра. Он добавил, что в рамках Государственной программы вооружения будет заключен большой контракт и на самолеты Су-30СМ.
Юрий Борисов также сообщил, что в этом году начнутся работы по модернизации многофункциональных истребителей Су-30СМ.
По его словам, сейчас в эксплуатации находится 100 самолётов Су-30СМ.
«Они хорошо себя зарекомендовали в Сирии, показали все свои боевые возможности. Предстоит модернизация этого самолёта и в плане импортозамещения, и в плане адаптации новых авиационных средств поражения», — отметил замминистра.
Юрий Борисов заявил, что эти многофункциональные истребители будут служить ещё лет 35-40.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ
КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ»

17.03.2018

14 марта 2018 года из Иркутска с промежуточной посадкой в аэропортах Толмачево (Новосибирск) и Шагол (Челябинск) к месту службы вылетели четыре новых переданных ВКС России учебно-боевых самолета Як-130. Самолеты постройки Иркутского авиационного завода (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» имеют красные бортовые номера «05», «06», «07» и «08» (предположительные серийные номера с 1404 по 1407) и были облетаны в Иркутске еще летом и осенью 2017 года, однако передача самолетов Як-130 ВКС России не осуществлялась с конца июля 2017 года и возобновилась только теперь. Предположительно, это было связано с проводившимися очередными доработками самолетов этого типа после имевших место сразу двух летных происшествий с Як-130 ВКС в один день 21 июня 2017 года.
Данные четыре самолета были построены ИАЗ в рамках контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов Як-130, заключенному Министерством обороны России в апреле 2016 года. Первые десять самолетов Як-130 по данному контракту (машины с красными бортовыми номерами с «40» по «49» — серийные номера с 1308 по 1317) были переданы ВКС в октябре-декабре 2016 года и поступили в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова. В мае-июле 2017 года в Армавир были переданы еще шесть самолетов Як-130 программы 2017 года с красными бортовыми номерами «50», «100», «01», «02», «03» и «04» (серийные номера, соответственно, 1319, 1320, 1318, 1401, 1402, 1403).
Хотя с июня по ноябрь 2017 года на ИАЗ были облетаны еще восемь Як-130 для ВКС России (серийные номера с 1404 по 1411), однако ни один из них сдан не был и до самого последнего времени все эти борта оставались в Иркутске. Теперь ВКС переданы первые четыре из этих самолетов. При этом, как сообщается, 14 марта 2018 года самолет с бортовым номером «07 красный» задержался в Новосибирске, видимо, из-за технической нисправности.
Самолеты, видимо, войдут в состав той же 200-й учебной авиационной базы в Армавире. С передачей ВКС России этих четырех самолетов Як-130 общее количество серийных машин этого типа, поставленных Министерству обороны России, достигло 99 единиц — из них 12 первых двух серий были построены на АО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще 87 — на Иркутском авиационном заводе.
https://bmpd.livejournal.com/

21.03.2018

Международная авиационная федерация (Fédération Aéronautique Internationale, FAI) зарегистрировала рекорды, установленные летчиками-испытателями ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» (в составе ПАО «Корпорация «Иркут») на учебно-боевом самолете Як-130.
Серия рекордных полетов проведена на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в период с 17 по 26 октября 2016 г. В состав экипажей входили летчики-испытатели Герой России Олег Кононенко, Герой России Олег Мутовин, Андрей Воропаев, Василий Севастьянов.
Установлены российские и мировые рекорды по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 кг (подкласс C-1f по классификации Международной авиационной федерации).
Заместитель Генерального директора ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» по летным испытаниям Герой России Роман Таскаев отмечает: «Рекордные полеты продемонстрировали выдающиеся возможности самолета Як-130 и мастерство наших летчиков-испытателей».
Корпорация «Иркут»

13.04.2018

Самолёт Як-130 потерпел аварию в Воронежской области при проведении планового учебно-тренировочного полёта.
О происшествии сообщили в Минобороны России.
«12 апреля 2018 года около 09:40 в ходе проведения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию самолёт Як-130 учебной авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища лётчиков в городе Борисоглебск (Воронежская область)», — говорится в сообщении ведомства.
Известно, что командир экипажа доложил о возникновении технической неисправности одного из агрегатов, препятствующей продолжению полёта, после чего руководитель полётов дал команду на катапультирование.
Оба пилота, лётчик-инструктор и курсант, благополучно катапультировались. Як-130 упал в безлюдной местности, разрушений нет.
rusvesna.su

05.06.2018

Судя по фотоматериалам, выложенным на официальном сайте АО «121 авиационный ремонтный завод» (Кубинка, Московская область; сейчас предриятие входит в состав ПАО «Компания «Сухой» ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»), данное предприятие осваивает ремонт учебно-боевых самолетов Як-130 ВКС России.
На самом сайте содержится информация, что «приоритетным направлением деятельности АО «121 АРЗ» на период 2016-2025 гг. является освоение ремонта новых типов авиационной техники, таких как Як-130 и его комплектующих, а также модернизация самолета Су-25 в вариант Су-25СМ3».
Судя по фотосессии, сейчас в ремонте на 121-м АРЗ находятся минимум три самолета Як-130 — с белыми бортовыми номерами «21», «24» и «30». Данные самолеты относятся к машинам первой производственной серии, построенной на АО «Нижегородский авиационный завод «Сокол» в 2009-2010 годах, и последние годы находились на хранении.
https://bmpd.livejournal.com/

121 АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД

19.06.2018

Как сообщают споттеры, 16 июня 2018 года из Иркутска с промежуточной посадкой в аэропортах Толмачево (Новосибирск) и Шагол (Челябинск) к месту службы вылетели четыре новых переданных ВКС России учебно-боевых самолета Як-130. Самолеты постройки Иркутского авиационного завода (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» имеют, предположительно, красные бортовые номера в диапазоне с «30» по «34» (предположительные серийные номера с 1408 по 1411) и были облетаны в Иркутске еще осенью 2017 года, однако переданы ВКС только теперь.
Напомним, что передача самолетов Як-130 ВКС России не осуществлялась с ИАЗ с конца июля 2017 года и была возобновлена только в марте 2018 года, когда ВКС получили четыре самолета постройки 2017 года с предположительными серийными номерами с 1404 по 1407 (красные бортовые номера «05», «06», «07» и «08» ). Теперь ВКС получили четыре последних самолета Як-130 программы 2017 года. Предположительно, приостановка передачи машин в 2017 году была связана с проводившимися очередными доработками самолетов этого типа после имевших место сразу двух летных происшествий с Як-130 ВКС в один день 21 июня 2017 года.
Указанные восемь самолетов Як-130 были построены ИАЗ в 2017 году в рамках контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов Як-130, заключенному Министерством обороны России в апреле 2016 года. Первые десять самолетов Як-130 по данному контракту (машины с красными бортовыми номерами с «40» по «49» — серийные номера с 1308 по 1317) были переданы ВКС в октябре-декабре 2016 года и поступили в состав учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова. В мае-июле 2017 года в Армавир были переданы еще шесть самолетов Як-130 программы 2017 года с красными бортовыми номерами «50», «100», «01», «02», «03» и «04» (серийные номера, соответственно, 1319, 1320, 1318, 1401, 1402, 1403), туда же прибыли и четыре самолета, переданных в марте 2018 года..
Место назначения четырех перегоняемых 16 июня 2018 года самолетов неизвестно. С передачей ВКС России этих четырех самолетов Як-130 общее количество серийных машин этого типа, поставленных Министерству обороны России, достигло 103 единиц — из них 12 первых двух серий были построены на АО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще 91 — на Иркутском авиационном заводе. Таким образом, с передачей перелетающих 16 июня четырех самолетов Як-130 пересек символический рубеж в 100 самолетов, поставленных Министерству обороны России.
https://bmpd.livejournal.com

01.08.2018

Как сообщают, с 24 июля 2018 года из Иркутска к месту службы перелетели три новых переданных ВКС России учебно-боевых самолета Як-130. Самолеты постройки Иркутского авиационного завода (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» имеют красные бортовые номера «31», «35» и «36» (предположительные серийные номера 1409, 1413 и 1414).
Данные три самолета Як-130 построены ИАЗ в 2017 году в рамках контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов Як-130, заключенному Министерством обороны России в апреле 2016 года. Первые десять самолетов Як-130 по данному контракту (машины с красными бортовыми номерами с «40» по «49» — серийные номера с 1308 по 1317) были переданы ВКС в октябре-декабре 2016 года и поступили в состав учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова. В мае-июле 2017 года в Армавир были переданы еще шесть самолетов Як-130 программы 2017 года с красными бортовыми номерами «50», «100», «01», «02», «03» и «04» (серийные номера, соответственно, 1319, 1320, 1318, 1401, 1402, 1403).
Однако затем передача самолетов Як-130 ВКС России была приостановлена с ИАЗ с конца июля 2017 года и была возобновлена только в 2018 году, когда ВКС в марте 2018 года получили четыре самолета постройки 2017 года с предположительными серийными номерами с 1404 по 1407 (красные бортовые номера «05», «06», «07» и «08» ), а в июне 2018 года — еще четыре самолета с красными бортовыми номерами «30», «32», «33» и «34» (предположительные серийные номера, соответственно, 1408 и с 1410 по 1412). Предположительно, приостановка передачи машин в 2017 году была связана с проводившимися очередными доработками самолетов этого типа после имевших место сразу двух летных происшествий с Як-130 ВКС в один день 21 июня 2017 года.
Из переданных теперь ВКС трех самолетов, машина с бортовым номером «31 красный» была, видимо, построена еще в 2017 году, а борта «35» и «36» построены уже Гособоронзаказу 2018 года. С передачей ВКС России этих трех самолетов Як-130, общее количество серийных машин этого типа, поставленных Министерству обороны России, достигло 106 единиц — из них 12 первых двух серий были построены на АО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще 94 — на Иркутском авиационном заводе.
https://bmpd.livejournal.com/


УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130

К разработке нового учебно-боевого самолета для ВВС России «ОКБ им.А.С.Яковлева» приступило в начала 1990-х годов. Инновационный облик самолета, сформированный в 1993 г., одобрен Министерством обороны России. Проект рекомендован к полномасштабной разработке на конкурсной основе.
Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку летчиков современных и перспективных боевых самолетов. Як-130 – первый в мире учебно-боевой самолет, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета
Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 в ходе обучения и при решении боевых задач.
Высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации.
Самолет разработан «ОКБ им. А.С.Яковлева» (в составе ОАО «Корпорация «Иркут»). Работы по развитию самолета ведет Инженерный центр им. А.С. Яковлева – ведущее конструкторское подразделение ОАО «Корпорация «Иркут».
Самолет Як-130 предназначен для обучения курсантов лётных училищ. Будущие летчики отрабатывают на нем взлёт-посадку, пилотирование, навигацию, выполнение сложных манёвров, приобретают навыки действий на предельных режимах полёта, при отказах авиационной техники и ошибках лётчика. Также на данных машинах учатся выполнять полёты в сомкнутых боевых порядках, осваивают основы боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, совершения наступательных и оборонительных манёвров, характерных для самолётов 4 и 5 поколений.
Самолет представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением
Развитые наплывы перед крылом обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 35 градусов, что соответствует возможностям перспективных сверхманевренных истребителей
Высокая тяговооруженность (0,81) обеспечивает выдающиеся для учебно-боевого самолета установившиеся перегрузки, скороподъемность и взлетные характеристики.
Самолет Як-130, оснащенный двумя ТРДД с тягой по 2500 кг, представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа «тандем».
Аэродинамическая схема и характеристики системы управления и силовой установки позволяют самолету выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам. Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°.
Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.
Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет с небольших грунтовых аэродромов.

На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня: цифровая комплексная электродистанционная система управления, «стеклянная» кабина, цифровой прицельно-пилотажный навигационный комплекс
Информационно-управляющее поле кабины, сформированное на базе трех многофункциональных ЖК-индикаторов 6” х 8” в каждой кабине и индикатора на лобовом стекле в передней кабине, обеспечивает представление летчикам всей необходимой информации, а также коллиматорный авиационный индикатор и нашлемную систему целеуказания в первой кабине.
Данная машина оборудована цифровой комплексной системой управления КСУ-130, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей в учебных целях репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта. На Як-130 готовят пилотов на самолёты 4 и 5 поколений как отечественного, так и иностранного производства.

Самолёт оснащён электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта.
Созданная КРЭТ (входит в «Ростех») комплексная система управления КСУ-130, устанавливаемая на российские учебные самолёты Як-130, позволяет обучать пилотов управлению не только отечественными, но и некоторыми зарубежными истребителями, передаёт РИА Новости сообщение концерна. Комплексная система управления КСУ-130, которая делает пилота своего рода «универсальным солдатом». Благодаря полученным навыкам он может сесть за штурвал не только российского истребителя, но и американского F-16, F-15, F-22 или F-35, французского Rafale или Typhoon.
Установленная на Як-130 бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП-1, в свою очередь, делает самолёт предельно свободным в пространстве, – отмечается в сообщении. – Пилоты смогут выполнять задачи даже при затруднениях с ориентированием, вызванных пропаданием спутниковых сигналов и связи с наземными службами.
При проектировании самолета реализовано требование автономного базирования на минимально подготовленных аэродромах
Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание посторонних предметов в двигатели во время взлета и посадки
Трехопорное шасси с пневматиками низкого давления обеспечивает базирование на аэродромах III класса, в том числе грунтовых
Вспомогательная силовая установка ТА-14-130 с электрогенератором переменного тока обеспечивает автономную эксплуатацию самолета
Бортовая кислорододобывающая установка и бортовая автоматизированная система контроля позволяют отказаться от сложного и дорогостоящего наземного оборудования
Двухдвигательная силовая установка – наилучший выбор для учебного самолета с точки зрения безопасности полетов
Активная система безопасности полета предотвращает ошибки курсантов
Автоматическая система вывода из штопора спасет экипаж и самолет в самой сложной ситуации
Четырёхкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления надежно парирует любые отказы, а бортовая автоматизированная система контроля своевременно выявит неисправности
Вспомогательная силовая установка ТА-14-130 с электрогенератором переменного тока может быть использована в полете при возникновении аварийной ситуации, в частности, для запуска двигателей в воздухе
Каждая кабина оборудована катапультными креслами класса «0-0», что обеспечивает безопасное покидание самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета
Катапультирование через разрушаемый пирошнуром фонарь позволяет выиграть драгоценные секунды при аварийной ситуации

Бортовая система имитации режимов боевого применения, интегрированная с комплексом управления оружием СУО-130, разработанным курским предприятием КРЭТ «Авиаавтоматика», позволяет при обучении пилотов исключить необходимость использования реальных бомб и ракет, сохраняя при этом реалистичность отображения событий боевого задания. В Курске произведена также аварийно-эксплуатационная система сбора и регистрации полетной информации.
Реализованная в комплексе БРЭО современная система встроенного контроля и сигнализации облегчает эксплуатацию и техобслуживание самолета, отображая все необходимые данные о состоянии двигателя и агрегатов, выводя предупреждения и рекомендации на индикаторы. Установленная на борту Як-130 система управления общесамолетным оборудованием СУОСО-130, которую разработало и изготовило Ульяновское конструкторское бюро приборостроения, также входящее в КРЭТ, отвечает за сбор и отображение информации о состоянии всех систем БРЭО, датчиков и исполнительных устройств самолета.
БОРТОВАЯ СИСТЕМА ИМИТАЦИИ РЕЖИМОВ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
• имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет «воздух-воздух» с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны;
• взаимодействие с другими самолётами в группе и наземными и воздушными пунктами управления;
• имитацию атак наземных целей с пуском ракет «воздух-поверхность» с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.
Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс, автономность базирования самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.

БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
• Широкая номенклатура авиационных средств поражения, в том числе, высокоточных, позволяет самолету Як-130 уничтожать наземные, морские и воздушные цели в простых и сложных метеоусловиях
• Суммарная масса боевой нагрузки, размещаемой на девяти наружных узлах подвески – 3000 кг
• В состав вооружения входят:
• — ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения;
• — высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения;
• — авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг;
• — неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25;
• — подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.
• Открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования позволяет расширять номенклатуру вооружения за счет перспективных авиационных средств поражения российской и зарубежной разработки
• Защиту самолета от управляемых ракет обеспечивают 2 контейнера РЭП с устройством выброса пассивных помех
• В целях увеличения радиуса действия на наружных узлах подвески могут размещаться два подвесных топливных бака ПТБ-450
• При решении задач поражения наземных целей радиус боевого применения достигает 680 км
• В соответствии с техническими требованиями заказчика на базе Як-130 может быть разработана модификация легкого ударного самолета

В условиях недостатка государственного финансирования для развития проекта было решено объединить усилия «ОКБ им.А.С.Яковлева» и компании Aermacchi (Италия). Сотрудничество по программе продолжалось с 1993 по 1999 год.
Первый полет на самолете-демонстраторе Як-130Д выполнил 25 апреля 1996 г. с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова летчик-испытатель «ОКБ им. А.С.Яковлева» Андрей Синицын.
16 апреля 2002 г. самолет Як-130 был признан победителем конкурса Министерства обороны РФ. 30 апреля 2004 г. старший летчик-испытатель «ОКБ им. А.С.Яковлева» Герой России Роман Таскаев поднял в небо первый самолет Як-130 в серийной конфигурации, изготовленный на Нижегородском авиационном заводе «Сокол». В 2006 году к постройке самолетов подключился Иркутский авиационный завод, освоивший выпуск Як-130 на базе цифровых технологий и позже ставший эксклюзивным поставщиком новых машин.
Серийное производство Як-130 для нужд ВВС России развернуто на нижегородском заводе «Сокол» в конце 2008 года. В 2009 г. успешно завершены государственные испытания Як-130. До 2020 г. для нужд Военно-воздушных сил России планируется закупить более 60 самолетов Як-130.
В декабре 2011 г. подписан контракт между Министерством обороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» на поставку большой партии самолетов Як-130. С октября 2012 г. ОАО «Корпорация «Иркут» поставляет самолеты Як-130 ВВС России. Серийное производство сосредоточено на Иркутском авиационном заводе-филиале ПАО «Корпорация «Иркут».
В октябре 2012 года первая партия самолетов Як-130 прибыла в Борисоглебский учебный авиационный центр. В ноябре 2012 года в краснодарском филиале учебно-научного центра Военно-воздушной Академии им Н.Е.Жуковсткого и Ю.А.Гагарина под Борисоглебском начались полеты на новых учебно-боевых самолетах Як-130, произведенных ОАО «Корпорация Иркут». На Борисоглебскую учебную авиабазу ВУНЦ ВВС в декабре 2012 года поступил новый тренажер самолета Як-130.
В Центральном музее ВВС в декабре 2012 года появится новый экспонат, это опытный самолет-демонстратор Як-130Д, его на безвозмездной основе передает музею ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», самолет построен в 1994 году, первый полет на нем был совершен 25 апреля 1996 года.

Иркутский авиационный завод (ИАЗ, филиал корпорации «Иркут») в мае 2013 года поставил в учебный авиационный центр ВВС России в Борисоглебске (Воронежская обл.) очередные три учебно-боевых самолета Як-130. Это первая партия иркутских Як-130 для ВВС в 2013 г. В июне 2013 года летчики Борисоглебской учебной авиационной базы Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» совершили перегон 3 учебно-боевых самолетов Як-130 с заводского аэродрома ОАО «Корпорация «Иркут» к месту постоянного базирования в Борисоглебск. Самолеты проследовали по маршруту Иркутск — Борисоглебск, осуществив две промежуточные посадки на аэродромах Новосибирска и Челябинска для дозаправки и отдыха экипажа.
В ЛИИ им. М.М.Громова в июне 2013 года для участия в международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 прилетел учебно-боевой самолет Як-130 в новой окраске. Перелет с аэродрома Иркутского авиационного завода — филиала ОАО Корпорация «Иркут» с двумя промежуточными посадками совершили летчики-испытатели ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева», Герои России Роман Таскаев и Олег Кононенко.
В феврале 2014 года на Борисоглебскую учебную авиационную базу Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» прибыли 2 новых учебно-боевых самолетов Як-130. Всего к этому времени в Борисоглебской учебной авиационной базе Вунц ВВС имел 44 самолета Як-130. До конца 2014 года предполагалось поставлено еще более 20 таких машин.

В апреле 2014 года произошла катастрофа Як-130 в 20 километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта под Ахтубинском. Отказ техники стал причиной крушения в Астраханской области учебно-тренировочного самолета Як-130. Летчики по команде руководителя полета катапультировались. Но один из них погиб. Оба летчика — из Борисоглебского центра ВВС. Самолет выполнял тренировочный полет. На земле жертв и разрушений нет. Для расследования этого летного происшествия создана комиссия. Члены комиссии в ближайшее время начнут свою работу.
Причиной катастрофы учебно-боевого самолета Як-130 в середине апреля в районе Ахтубинска в Астраханской области стал отказ в системе управления, сообщил замгенерального директора Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) им. Яковлева по летным испытаниям Роман Таскаев. По его словам, пилоты вечером 15 апреля под Ахтубинском выполнили на строевом самолете Як-130 летное задание и спокойно возвращались на аэродром при благоприятных погодных условиях. «Произошла выдача информации об отказе системы. Сначала самолет управлялся, но спустя какое-то время управление было потеряно», — добавил замгенерального директора ОКБ Яковлева.
В ноябре 2014 года ВВС России получили 3 самолета ЯК-130 с модернизированным конструкторами КРЭТ бортовым радиоэлектронным оборудование (БРЭО). Машины были оснащены единым цифровым комплексом авионики и современными системами навигационного, пилотажного и боевого бортового БРЭО. В частности для самолетов Як-130 Концерн разработал комплексную систему управления с четырёхкратным резервированием КСУ-130. Интегрированная цифровая система управления во взаимодействии с экипажем и бортовым оборудованием обеспечивает ручное и автоматическое пилотирование самолета.
Кроме того, «интеллект» учебно-боевой машины был усилен и другим высокотехнологичным оборудованием КРЭТ – лазерной бесплатформенной инерциальной навигационной системой БИНС-СП-1. Она предназначена для ориентации в пространстве, определения местоположения летательного аппарата, комплексной обработки и выдачи навигационной, пилотажной информации.

В Концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Госкорпорации Ростех в декабре 2014 года состоялось расширенное заседание по вопросам обеспечения эксплуатационной надежности и летной годности современного учебно-боевого самолета ЯК-130. В рамках мероприятия принято решение о дальнейшей работе КРЭТ по модернизации высокоинтеллектуальной авионики для «умного» самолета, на котором будут проходить обучение летчики будущего. В заседании приняли участие представители Минобороны России и Корпорации «Иркут», руководители КРЭТ и ряда его предприятий, поставляющих уникальное оборудование для ЯК-130. Открыл заседание заместитель Министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь.
В январе 2015 года военные инженеры Армавирской учебной авиабазы завершили приём 5-ти новых учебно-боевых самолётов Як-130 и к концу недели прибудут к месту базирования. Инженерно-технический состав выполнил комплексный осмотр качества сборки техники, проверил работу современного оборудования, узлов и механизмов, а также двигатель в различных режимах. Лётный состав выполнил не менее десяти контрольных полётов для оценки работы всех систем управления авиационной техникой в воздухе.
Летчики Военно-воздушной академии совершили самый продолжительный перелет на учебно-боевых самолетах Як-130, преодолев более 5,5 тыс. км. Пять новейших самолетов, принятых на заводе-изготовителе в Иркутске, были доставлены к месту постоянного базирования на Армавирской учебной авиационной базе. Экипажи совершили три промежуточные посадки в Новосибирске, Челябинске и Борисоглебске для дозаправки техники.

К апрелю 2015 года Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» освоил полный цикл производства и начал поставки авиастроителям авиадвигателей АИ-222-25 для учебно-боевых самолетов Як-130. Ранее авиадвигатель производился в кооперации с украинскими предприятиями «Мотор Сич» и «Ивченко Прогресс» в соотношении 50:50. Самым сложным для «Салюта» было освоение производства «горячей» части двигателя (газогенератора), которая поставлялась из Запорожья (Украина). Сейчас «Салют» полностью освоил производство «горячей» части двигателя АИ-222-25.

7 и 9 мая в рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне самолеты Су-30СМ и Як-130 производства ОАО «Корпорация «Иркут» впервые приняли участие в четырех воздушных парадах.
В Москве в парадном строю над Красной площадью прошли 4 многоцелевых истребителя Су-30СМ и 6 учебно-боевых самолетов Як-130 Военно-воздушных сил России. Участие в Параде Победы стало дебютом пилотажной группы «Крылья Тавриды», которая летает на самолетах Як-130.
Два истребителя Су-30СМ морской авиации Военно-морского флота России приняли участие в воздушном параде над городом Севастополь.
В состав парадного расчета ВВС Республики Казахстан вошли 4 истребителя Су-30СМ, которые ОАО «Корпорация «Иркут» поставила Министерству обороны РК в апреле 2015 г.
В парадном строю над Минском 9 мая 2015 года прошла шестерка самолетов Як-130, которыми управляли пилоты Армавирской учебной базы ВВС России.
ПАРАД ПОБЕДЫ 2015 ГОДА

7 октября 2015 года начался перегон из Иркутска в состав 200-й учебной авиационной базы недавно восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова в Армавире (Краснодарский край) первых четырех учебно-боевых самолетов Як-130, построенных Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) ОАО «Корпорация «Иркут» по программе 2015 года и принятых ВКС России накануне. Это первые самолеты Як-130, построенные ИАЗ для ВКС России по программе 2015 года, и, предположительно, первые построенные по дополнительному контракту Министерства обороны России с Корпорацией «Иркут» на постройку для ВВС (ВКС) десяти самолетов Як-130, переведенных из опциона к контракту 2011 года на 55 машин, завершенному «Иркутом» в конце 2014 года.
Помимо этого контракта, «Иркут» также располагает подписанным с Министерством обороны России в начале 2014 года контрактом на поставку еще 12 учебно-боевых самолетов Як-130, которые предназначены для создаваемой ВКС России новой пилотажной группы «Крылья Тавриды», а также контрактом 2013 года на поставку десяти самолетов Як-130 для Морской авиации ВМФ России.

Согласно проекту годового отчета ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» за 2015 год, в 2015 году Корпорация «Иркут» завершила производство и поставку учебно-боевых самолётов Як-130 по действующим контрактам для Министерства обороны Российской Федерации.
За отчетный год Корпорация поставила Военно-космическим силам России более 10 учебно- боевых самолётов Як-130. Всего за период 2012-2015 гг. Министерству обороны России было передано около 70 самолетов Як-130.
В 2015 году Корпорация продолжила поставку учебно-боевых самолетов Як-130 на экспорт: самолеты поступили на вооружение ВВС Республики Беларусь и Республики Бангладеш.
В отчете отмечается, что в апреле 2015 года Министерству обороны Республики Беларусь были переданы 4 самолета Як-130. Летный и инженерно-технический состав ВВС Белоруссии прошли обучение по выполнению полетов и технической эксплуатации самолетов Як-130. В августе 2015 года между Корпорацией и Министерством обороны Республики Беларусь был подписан второй контракт на поставку ещё 4-х самолетов Як-130. Поставка самолетов запланирована на 2016 год.
В 2015 году было передано в Республику Бангладеш 14 самолетов Як-130. Летный и технический персонал заказчика прошел подготовку к эксплуатации и техническому обслуживанию самолетов Як-130. Производство самолетов Як-130 в рамках выполнения Государственного контракта на поставку 16-ти самолетов в Республику Бангладеш было начато в 2014 году, ещё 2 самолета будет поставлено Министерству обороны Республики Бангладеш в 2016 году, — говорится в отчете.

ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) впервые представило на статической стоянке авиасалона МАКС-2015 учебно-боевой самолет Як-130 с лазерным дальномером, предназначенным для визуального распознавания экипажем наземных и надводных целей, и измерения наклонной дальности до них. Як-130 (бортовой номер 01) доработан ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева», входящим в состав корпорации «Иркут», с учетом пожеланий инозаказчиков в целях повышения боевой эффективности самолета, используемого не только в учебных целях, но и в качестве легкого ударного самолета.
Наличие лазерного дальномера позволяет обеспечить боевое применение Як-130 в сильно пересеченной местности (горы, ущелья), повысить точность определения координат оперативной цели и применения существующей номенклатуры авиационных средств поражения.
Минобороны РФ заинтересовано в усовершенствовании и дальнейшей модернизации учебно-боевых самолетов Як-130, в частности, в установке на них лазерных дальномеров, сообщил главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) РФ генерал-полковник Виктор Бондарев.

12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

Воздушно-космические силы (ВКС) России по состоянию на начало 2016 года получили уже более 60 учебно-боевых самолетов Як-130, сообщил официальный представитель корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) на ависалоне Singapore Airshow 2016.
«Поставки учебно-боевых самолетов Як-130 Минобороны России начаты в 2010 году, экспортные — в 2011 году. По состоянию на начало 2016 года ВКС РФ передано свыше 60 самолетов Як-130″, — сказал представитель «Иркута».
«В 2015 году первые партии самолетов Як-130 переданы ВВС Белоруссии и Бангладеш», — напомнил представитель корпорации. По его словам, Бангладеш осенью прошлого года получил основную часть заказанных машин, оставшиеся будут переданы по графику до конца этого года.

Боевые возможности самолетов Як-130 продолжают наращиваться за счет применения в их составе лазерных дальномеров и бортового комплекса обороны, сообщил глава департамента регионального маркетинга корпорации «Иркут» Виктор Личаев на авиакосмическом салоне FIDAE-2016, проходящем в столице Чили Сантьяго.
«Многие потенциальные заказчики Як-130, в том числе, и в странах Латинской Америки, интересуются перспективой наращивания его боевых возможностей. «Иркут» в настоящее время в инициативном порядке проводит работы в этом направлении», — отметил представитель корпорации.
По его словам, еще на авиасалоне МАКС-2015 был впервые продемонстрирован опытный образец Як-130, оснащенный лазерным дальномером.
«Он позволяет обеспечить боевое применение в горных условиях, повысить точность определения координат цели и применения оружия. Так вот, эти новые возможности могут быть востребованы целым рядом стран Латинской Америки», — отметил представитель «Иркута».
Кроме того, в составе Як-130 в качестве опции устанавливается бортовой комплекс обороны «Талисман-НТ», призванный существенно повысить выживаемость самолета при выполнении ударных миссий.
Контейнер разработан конструкторами из Белоруссии и уже сейчас предлагается на экспорт в составе самолетов Як-130″, — уточнил собеседник агентства.
Представитель корпорации напомнил, что современная авионика Як-130, имеет открытую архитектуру.
«Это позволяет интегрировать на борт системы, предложенные самим заказчиком», — заключил он.

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») полностью заменила украинские комплектующие для двигателя учебно-боевого самолета Як-130 отечественными, об этом сообщил заместитель гендиректора ОДК Виталий Клочков в августе 2016 года. «Теперь этот двигатель (АИ-222-25) полностью изготавливается НПЦ газотурбостроения «Салют» из российских комплектующих, производимых головным предприятием [в Москве] и омским филиалом», — сказал менеджер.

Опытный образец перспективного двигателя СМ-100 для легких учебных и боевых самолетов будет изготовлен в 2018 году, сообщил в августе 2016 года технический директор НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) Сергей Ляшенко.
«В течение 2016 года производится изготовление первого узла — компрессора низкого давления, который поступит на испытания в 2017 году, а в течение 2017 года будут изготовлены остальные узлы и газогенератор двигателя», — сказал Ляшенко.
«На сегодня по двигателю разработаны эскизный и технический проекты, выпускается рабочая конструкторская документация, которая по узлам сразу направляется в производство. Предъявление технического проекта комиссии намечено на октябрь этого года. Для сокращения сроков нам приходиться совмещать этапы опытно-конструкторских работ», — уточнил технический директор «Салюта».
Перспективный двигатель, по словам Ляшенко, будет иметь взлетную тягу более трех тонн. У схожего АИ-222-25, который используется в учебно-боевых самолетах Як-130, этот параметр составляет 2,5 тонны.
«Двигатели на базе СМ-100 в перспективе будут применяться не только на самолетах Як-130 и его модификациях, но и станет базовым двигателем для бизнес- и административных самолетов, а также беспилотных летательных аппаратов различного назначения», — заключил Ляшенко.

Уфимское научно-производственное предприятие «Молния», входящее в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех в январе-сентябре 2016 года изготовило более 600 изделий для современного учебно-боевого самолета Як-130. А всего за 9 месяцев 2016 года предприятие произвело не менее трёх с половиной тысяч изделий для различных ВС.
На учебно-боевой комплекс Як-130 предприятие поставляет 7 типов изделий: электронные блоки управления основными и вспомогательными двигателями, агрегаты зажигания, свечи зажигания и контактные устройства.
«Разработанная нами электронная аппаратура управления и защиты авиационных газотурбинных двигателей установлена на большинстве эксплуатируемых отечественных самолетов и вертолетов, — рассказывает генеральный директор-главный конструктор «Молнии» Евгений Распопов. — За полвека предприятием было создано несколько поколений различных типов этой аппаратуры, и, как правило, они были совершенны для своего времени и по результатам многолетней эксплуатации имеют высокую надежность. Опыт работы, накопленный за многие годы, помогает предприятию успешно решать одну из наиболее сложных задач современного двигателестроения – задачу создания электронной аппаратуры управления с полной ответственностью (FADEC)».
Он отмечает, что на Як-130 также установлены наиболее современные типы агрегатов зажигания. Их масса уменьшена более чем на 30% по сравнению с предыдущими, в четыре раза повышена стабильность параметров, более чем двукратно увеличена вибропрочность, уменьшена стоимость жизненного цикла за счет повышения межремонтного интервала изделий.

Звено новых учебно-боевых самолетов Як-130 в октябре 2016 года поступило в Армавирскую учебную авиационную базу. 22 октября 2016 года ВКС России получили первые четыре самолета Як-130, изготовленные по контракту от апреля 2016 года — самолеты с красными бортовыми номерами «40» (серийный номер 1308), «41» (серийный номер 1309), «42» (серийный номер 1310) и «43» (серийный номер 1311). Во время перелета с завода-изготовителя на аэродром постоянного базирования экипажи преодолели более 6 тыс. км, выполнив несколько промежуточных посадок для дозаправки топливом.
Предварительно авиационная техника прошла комплексный прием на заводе-изготовителе. Специалисты инженерно-авиационной службы проверили качество сборки, а также работу систем и механизмов самолетов на земле. Летчики оценили технику во время контрольных полетов.
В ноябре 2016 года звено новых учебно-боевых самолетов Як-130 поставлено на учебную авиационную базу Воздушно-космических сил (ВКС) в Краснодарском крае. 26 ноября 2016 года из Иркутска вылетели три учебно-боевых самолета Як-130 с красными бортовыми номерами «44» (серийный номер 1312), «45» (серийный номер 1313) и «46» (серийный номер 1314). Переброску техники выполняли экипажи Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ). В связи с дальним перелетом на каждый из самолетов были подвешены дополнительные топливные баки. В общей сложности экипажи преодолели более 6 тысяч километров, выполнив при этом несколько промежуточных посадок.
Инженерно-технический и летный состав КВВАУЛ провел комплексный прием авиатехники на заводе-изготовителе в Иркутской области, проверив работу всех её систем управления, узлов и агрегатов на земле и в воздухе.

20 декабря 2016 года из Иркутска в Армавир вылетели еще три учебно-боевых самолета Як-130, построенных Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» и переданных ВКС России — самолеты с красными бортовыми номерами «47» (серийный номер 1315), «48» (серийный номер 1316) и «49» (серийный номер 1317). Самолеты совершают перелет с промежуточными посадками в Новосибирске (Толмачево), Челябинске (Шагол) и Борисоглебске, и должны поступить в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.
Это последние три самолета Як-130 (восьмой, девятый и десятый), построенные по программе 2016 года в рамках последнего контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов Як-130, заключенному Министерством обороны России и ПАО «Корпорация «Иркут» в апреле 2016 года.
В 2016 году учебно-боевые самолеты Як-130 стали первыми десятью машинами, построенными Иркутским авиационным заводом ПАО «Корпорация «Иркут» в рамках последнего контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов Як-130, заключенному Министерством обороны России в апреле 2016 года. Десять самолетов Як-130 с красными бортовыми номерами с «40» по «49» (серийные номера с 1308 по 1317) были переданы ВКС в октябре-декабре 2016 года и поступили в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.
С передачей ВКС России десяти самолетов Як-130 в 2016 году, общее количество серийных машин этого типа, поставленных Министерству обороны России достигло 89 единиц — из них 12 первых двух серий были построены на ОАО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще 77 — на Иркутском авиационном заводе. В настоящее время в составе 209-й учебной авиационной базы КВВАУЛ в Борисоглебске находятся 42 самолета Як-130 (в том числе восемь фактически неэксплуатируемых машин нижегородской постройки), а в составе 200-й учебной авиационной базы КВВАУЛ в Армавире — 40 единиц.

В мае 2017 года на АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» проведен научно-технический совет (НТС) по обсуждению результатов разработки технического проекта двигателя для учебно-боевого самолета Як-130. В заседании НТС приняли участие специалисты ведущих научных организаций промышленности и Минобороны России в области двигателестроения: ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», АО «ОКБ им. А.С. Яковлева», ФГУБ «ЦНИИ ВВС» МО РФ, 929 ГЛИЦ МО РФ и предприятия- соисполнители проекта — АО «УНПП «Молния», АО «ОМКБ», АО «ЭПО «Сигнал».
В ходе рассмотрения представленных материалов участники констатировали, что технические и технологические решения подтверждают выполнение требований технического задания на проведение опытно-конструкторских работ и позволяют обеспечить ряд разработок перспективных летательных аппаратов.
Разработка двигателя производится исключительно с использованием отечественных материалов и комплектующих, включая электрорадиоизделия, что позволяет поднять отечественное авиастроение на новый уровень.
Технический проект рекомендован НТС для рассылки в научно-исследовательские организации промышленности и Минобороны России с целью выдачи заключений.

18 мая 2017 года из Иркутска в европейскую часть России вылетели три новых учебно-боевых самолета Як-130 постройки Иркутского авиационного завода (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут». Машины имеют достаточно необычную нумерацию — красные бортовые номера «01», «50» и «100» (предположительные серийные номера 1318, 1319 и 1320). Это первые серийные Як-130, построенные ИАЗ для ВКС России по программе 2017 года.
Данные самолеты построены ИАЗ в рамках контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов Як-130, заключенному Министерством обороны России в апреле 2016 года. Первые десять самолетов Як-130 по данному контракту (машины с красными бортовыми номерами с «40» по «49» — серийные номера с 1308 по 1317) были переданы ВКС в октябре-декабре 2016 года и поступили в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.
Партия из трех новых учебно-боевых самолетов Як-130 в июне 2017 года поступила в состав Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков с завода-изготовителя согласно Гособоронзаказу-2017.

Один из курсантов во время тренировочного полёта на учебной авиационной базе ВВС Минобороны в Борисоглебске аварийно посадил самолёт, сообщили 21 июня 2017 г. Перед посадкой на Як-130 не вышла передняя стойка шасси. Курсант вместе с инструктором попытались совершить ряд манёвров, которые могли бы помочь выпустить стойку.
Учебно-боевой самолет Як-130 в сентябре 2017 года потерпел аварию вблизи аэродрома в Борисоглебске, сообщило Минобороны.
ЧП произошло во время учебно-тренировочного полета. Экипажу удалось увести самолет от близлежащих построек и благополучно катапультироваться.
«Оба пилота после приземления сразу вышли на связь, их жизни и здоровью ничего не угрожает», — сообщили в ведомстве.
Поисково-спасательная группа обнаружила пилотов в районе крушение и эвакуировала их на аэродром базирования.
В Минобороны добавили, что для расследования причины падения самолета на место происшествия направится комиссия по безопасности полетов Вооруженных сил, которая сейчас готовится вылететь с аэродрома Чкаловский.

Специалисты Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова в начале октября 2017 года приступили к приему новой партии учебно-боевых самолетов Як-130 на заводе-изготовителе.

Международная авиационная федерация (Fédération Aéronautique Internationale, FAI) зарегистрировала рекорды, установленные летчиками-испытателями ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» (в составе ПАО «Корпорация «Иркут») на учебно-боевом самолете Як-130.
Серия рекордных полетов проведена на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в период с 17 по 26 октября 2016 г. В состав экипажей входили летчики-испытатели Герой России Олег Кононенко, Герой России Олег Мутовин, Андрей Воропаев, Василий Севастьянов.
Установлены российские и мировые рекорды по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 кг (подкласс C-1f по классификации Международной авиационной федерации).
Заместитель Генерального директора ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» по летным испытаниям Герой России Роман Таскаев отмечает: «Рекордные полеты продемонстрировали выдающиеся возможности самолета Як-130 и мастерство наших летчиков-испытателей».

НОВЫЕ МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ
ЛЕТЧИКАМИ-ИСПЫТАТЕЛЯМИ ОКБ ИМ. А.С. ЯКОВЛЕВА НА САМОЛЕТЕ ЯК-130.

Наименование рекорда

Показатель

Экипаж

Скороподъемность до высоты  6000 м

1 мин. 42 сек.

Олег Кононенко,

Василий Севастьянов

Скороподъемность до высоты 9000 м

2 мин. 44 сек.

Олег Кононенко,

Олег Мутовин

Скороподъемность до высоты 3000 м с полезной нагрузкой 1000 кг

1 мин. 16 сек.

Андрей Воропаев,

Олег Кононенко

Скороподъемность до высоты 6000 м с полезной нагрузкой 1000 кг

2 мин. 07 сек.

Андрей Воропаев,

Олег Мутовин

Скороподъемность до высоты 9000 м с полезной нагрузкой 1000 кг

3 мин. 30 сек.

Андрей Воропаев,

Василий Севастьянов

Скороподъемность до высоты 2000 м с полезной нагрузкой 2000 кг

1 мин. 17 сек.

Василий Севастьянов,

Олег Мутовин

Скороподъемность до высоты 3000 м с полезной нагрузкой 2000 кг

1 мин. 26 сек.

Василий Севастьянов,

Олег Мутовин

Скороподъемность до высоты 6000 м с полезной нагрузкой 2000 кг

2 мин. 39 сек.

Василий Севастьянов,

Андрей Воропаев

Скороподъемность до высоты 9000 м с полезной нагрузкой 2000 кг

4 мин. 43 сек.

Василий Севастьянов,

Олег Кононенко

Модернизированная версия учебно-боевого самолета получит обозначение Як-130М. Совершенствование самолета ведет Инженерный центр им. А.С.Яковлева – основное конструкторское подразделение ОАО «Корпорация «Иркут».
Корпорация «Иркут» в 2012 году начала разработку нового легкого штурмового самолета на базе учебно-тренировочного Як-130, окончание первого этапа работ было намечено на 2013-2014 год.
Финансирование разработки велось из собственных средств «Иркута». Благодаря новому самолету российская корпорация намерена укрепить свои позиции на мировом рынке, где наблюдается высокий спрос на штурмовики.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Взлетная масса с полным запасом топлива (без подвесок), кг 7250
Максимальная взлетная масса, кг 10290
Запас топлива:
• во внутренних баках, кг 1700
• в подвесных топливных баках, кг 2 х 450
Максимальная масса боевой нагрузки, кг 3000
Длина, м 11,493
Высота, м 4,76
Размах крыла, м ,84
Площадь крыла, м2 23,52
База шасси, м 3,945
Колея шасси, м 2,53
Силовая установка 2 ТРДД АИ-222-25
Максимальная тяга, кгс 2 x 2500
Максимальная истинная скорость (без подвесок), км/ч 1060
Максимальное число Маха, М 0,93
Взлетная (с полным запасом топлива) скорость, км/ч 200
Посадочная скорость, км/ч 195
Практический потолок, м 12500
Максимальная вертикальная скорость, м/с 65
Максимальный угол атаки, град. 35
Практическая дальность полета (без ПТБ), км 1600
Максимальная дальность (с 2 ПТБ, Н=12000 м), км 2100
Максимальная продолжительность полета (с 2 ПТБ), час 3,0
Перегрузка:
— установившаяся на высоте 4572 м (15 000 футов) 5,2 g
— эксплуатационная перегрузка +8 g; -3 g
Длина полосы на аэродромах базирования 1 000 м
Длина разбега, м 550
Длина пробега, м 750
Ресурс 10 000 л. ч./30 лет

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 07.01.2016 + доп. 18.03.2018 +

Источники: www.irkut.com, ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», Ростех, Холдинг «Технодинамика», ВТС «БАСТИОН», ТАСС, МО РФ, Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, ЦАМТО, РИА Новости, bmpd.livejournal.com, Интерфакс-АВН, БТА «БЕЛТА», Интерфакс, газета «Известия», Лента.ру, alexeyvvo.livejournal.com, safaniuk.livejournal.com, НПЦ газотурбостроения «Салют», defence-blog.com и др.

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. НОВОСТИ 2017
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. НОВОСТИ 2016
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. НОВОСТИ 2015
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. НОВОСТИ 2014
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, НОВОСТИ 2013
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, НОВОСТИ 2012

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ПУСКИ РАКЕТ Р-73 С БЕЛОРУССКИХ ЯК-130
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 2015 ГОДА
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2005, ФОТОРЕПОРТАЖ
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2007, ФОТОРЕПОРТАЖ
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2009, ФОТОРЕПОРТАЖ
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 НА ФОРУМЕ «ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ-2012″
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2013, ФОТОРЕПОРТАЖ
УДАРНЫЙ БОЕВОЙ САМОЛЕТ НА БАЗЕ ЯК-130
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ НСЦ-Т
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АИ-222-25
НПЦ ГАЗОТУРБОСТРОЕНИЯ «САЛЮТ»
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМ. А.С. ЯКОВЛЕВА


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap