ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130

TRAINING-COMBAT AIRPLANE YAK-130

19.02.2017

Как сообщает известный алжирский ресурс «MenaDefense» в материале «Le Myanmar reçoit ses trois premiers Yak 130», ВВС Мьянмы официально получили из России первые три учебно-боевых самолета Як-130, которые совершили свои первые полеты еще в конце 2016 года. Официальная церемония ввода в строй ВВС Мьянмы этих машин (бортовые номера 1801, 1802 и 1803) состоялась в феврале 2017 года в Мьянме. По сообщению ресурса, число заказанных самолетов неизвестно, однако в июне 2015 года был подписан первый контракт на три машины.
Публично не афишировавшийся контракт на поставку Мьянме неназываемого количества самолетов Як-130 («более десяти» — предположительно, 16) был заключен АО «Рособоронэкспорт» 22 июня 2015 года. В апреле 2016 года сообщалось, что в 2016 году корпорация «Иркут» должна поставить в Мьянму первые три самолета по данному контракту.
http://bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

22.03.2017

Россия завершила поставку в Мьянму первой партии учебно-боевых самолетов Як-130, полностью контракт будет выполнен в 2017 году, сообщил РИА Новости заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Михаил Петухов.
Он возглавляет российскую делегацию на открывшейся в Лангкави (Малайзия) оружейной выставке LIMA-2017.
«Поставка в Республику Союз Мьянма первой партии самолетов Як-130 завершена в 2016 году. Завершить выполнение данного контракта планируется в 2017 году», — сказал Петухов, отвечая на вопрос, поставлены ли первые три учебно-боевых самолета Як-130 Мьянме в рамках контракта, подписанного в 2015 году.
Россия поставит Мьянме дополнительную партию учебно-боевых самолетов Як-130, сообщил РИА Новости во вторник заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Михаил Петухов.
«Кроме того, в 2018 году планируется поставить в страну дополнительную партию самолетов Як-130″, — сказал Петухов.
В 2016 году Россия поставила Мьянме первые три самолета Як-130. Полностью первый контракт будет выполнен в 2017 году.
РИА Новости

LIMA 2017 – 14-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ И ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

10.04.2017

Народные ВВС Вьетнама нуждаются в новом учебном самолете, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на ainonline.com (4 апреля).
Источник отмечает, что Вьетнам склоняется к выбору российского УТС Як-130, однако конкуренцию ему может составить чешский Aero Vodochody L-39NG. В настоящее время в подготовке вьетнамских летчиков используются 22 поршневых Як-52 и 34 реактивных L-39C/Z. ВВС страны также объявили о желании сформировать новое подразделение, которое могло бы готовить молодых пилотов на самолетах со сверхзвуковой скоростью.
В период 2004-2016 годов Вьетнам приобрел 36 истребителей Су-30МК2, до настоящего времени подготовка вьетнамских летчиков проводилась в России. Но ситуация изменилась, и по соглашению с Индией их подготовка будет вестись в соседней азиатской стране.
Азиатские страны покупают Як-130. 16 самолетов этого типа состоят на вооружении ВВС Бангладеш, в конце 2016 года три самолета были доставлены ВВС Мьянмы.
Военный паритет

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

17.05.2017

В АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» проведен научно-технический совет (НТС) по обсуждению результатов разработки технического проекта двигателя для учебно-боевого самолета Як-130.
В заседании НТС приняли участие специалисты ведущих научных организаций промышленности и Минобороны России в области двигателестроения: ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», АО «ОКБ им. А.С. Яковлева», ФГУБ «ЦНИИ ВВС» МО РФ, 929 ГЛИЦ МО РФ и предприятия- соисполнители проекта — АО «УНПП «Молния», АО «ОМКБ», АО «ЭПО «Сигнал».
В ходе рассмотрения представленных материалов участники констатировали, что технические и технологические решения подтверждают выполнение требований технического задания на проведение опытно-конструкторских работ и позволяют обеспечить ряд разработок перспективных летательных аппаратов.
Разработка двигателя производится исключительно с использованием отечественных материалов и комплектующих, включая электрорадиоизделия, что позволяет поднять отечественное авиастроение на новый уровень.
Технический проект рекомендован НТС для рассылки в научно-исследовательские организации промышленности и Минобороны России с целью выдачи заключений.
НПЦ газотурбостроения «Салют»

21.05.2017

Как сообщают, 18 мая 2017 года из Иркутска в европейскую часть России вылетели три новых учебно-боевых самолета Як-130 постройки Иркутского авиационного завода (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут». Машины имеют достаточно необычную нумерацию — красные бортовые номера «01», «50» и «100» (предположительные серийные номера 1318, 1319 и 1320). Место назначения самолетов неизвестно. Это первые серийные Як-130, построенные ИАЗ для ВКС России по программе 2017 года.
Данные самолеты построены ИАЗ в рамках контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов Як-130, заключенному Министерством обороны России в апреле 2016 года. Первые десять самолетов Як-130 по данному контракту (машины с красными бортовыми номерами с «40» по «49» — серийные номера с 1308 по 1317) были переданы ВКС в октябре-декабре 2016 года и поступили в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.
С передачей ВКС России первых трех самолетов Як-130 в 2017 году, общее количество серийных машин этого типа, поставленных Министерству обороны России, достигло 92 единиц — из них 12 первых двух серий были построены на ОАО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще 80 — на Иркутском авиационном заводе. На начало года в составе 209-й учебной авиационной базы КВВАУЛ в Борисоглебске находились 42 самолета Як-130 (в том числе восемь фактически неэксплуатируемых машин нижегородской постройки), а в составе 200-й учебной авиационной базы КВВАУЛ в Армавире — 40 единиц.
http://bmpd.livejournal.com

21.05.2017

Белоруссия может закупить у РФ партию учебно-боевых самолетов Як-130 в дополнение к ранее поставленным восьми машинам. Об этом ТАСС сообщил командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майор Олег Двигалев.
«Мы строим цепочку: Як-152 — ДОСААФ для подготовки курсантов, Як-130 (мы восемь закупили и, возможно, еще будем продолжать закупки), — чтобы полноценную эскадрилью сделать. То есть будет линейка однотипных воздушных судов, соответственно, — будет упрощена подготовка летного состава, потому что не нужно будет переучиваться», — сказал Двигалев.
Он также подтвердил намерения Белорусских ВВС по закупке российских истребителей Су-30СМ.
«Су-30СМ — это универсальный многофункциональный самолет, который работает и по воздуху, и по земле. Мы планируем закупать эти самолеты», — добавил командующий ВВС и ПВО Республики Беларусь.
Ранее в СМИ сообщалось, что Белоруссия планирует купить у России партию истребителей Су-30СМ.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

22.06.2017

Один из курсантов во время тренировочного полёта на учебной авиационной базе ВВС Минобороны в Борисоглебске аварийно посадил самолёт, сообщил канал Mash в мессенджере Telegram в среду, 21 июня. Перед посадкой на Як-130 не вышла передняя стойка шасси.
По данным Mash, курсант вместе с инструктором попытались совершить ряд манёвров, которые могли бы помочь выпустить стойку.
«Не сработало. Тогда приняли решение сажать самолет на авось. И сели! Только носом воткнулись немного», – сообщили в мессенджере.
Корреспондент «Вести-Воронеж» уточняет информацию о случившемся.
Ранее сегодня ещё один Як-130 совершил аварийную посадку.
http://bmpd.livejournal.com

27.06.2017

Партия из трех новых учебно-боевых самолетов Як-130 поступила в состав Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков с завода-изготовителя согласно Гособоронзаказу-2017.
Перелет к месту базирования в Краснодарском крае осуществлялся из Иркутской области с тремя промежуточными посадками для заправки.
Предварительно специалисты инженерно-авиационной служба и летный состав Воздушно-космических сил выполнили прием техники на земле и в воздухе соответственно.
В ходе приема были проверены: качество сборки авиационной техники, работа всех систем и механизмов, соответствие летных и технических характеристик заявленным.
Самолеты Як-130 ежегодно поступают в учебные авиационные базы Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, начиная с 2013 года. Всего было получено более 80 единиц авиационной техники данного типа.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

12.07.2017

Учебно-тренировочный самолет Як-130 ВВС Бангладеш российского производства разбился, пилоты катапультировались, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defence-blog.com (11 июля).
Самолет с бортовым номером 102 разбился в Лохагоре (Читтагонг). УТС выполнял плановый полет после устранения технических неисправностей.
Военный Паритет

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

07.09.2017

Новые учебно-боевые самолеты Як-130 из Белоруссии впервые примут участие в международных учениях «Боевое содружество — 2017″ под Астраханью. Об этом журналистам рассказал начальник главного штаба — первый заместитель главкома Воздушно-космических сил РФ генерал-лейтенант Павел Кураченко.
«Особенностью совместного учения с боевой стрельбой «Боевое содружество — 2017″ является участие от Вооруженных сил Республики Беларусь пяти самолетов Як-130, которые выполнят бомбометание на полигоне Ашулук и проведут отдельный эпизод учения на полигонах Таджикистана», — сказал он.
В эпизоде учений, который будет разыгран на полигоне Ашулук в четверг, от Белоруссии и Армении участвуют по два дивизиона зенитных ракетных систем С-300ПС. Военные из Киргизии проведут стрельбы из системы «Печора-2М».
От России на Ашулуке в «Боевом содружестве» примут участие по два дивизиона С-300ПМ и С-400. В воздухе будут действовать два стратегических бомбардировщика Ту-22М3, пара Су-24МР, звено истребителей Су-30СМ и четверка многофункциональных авиационных комплексов Су-34, восемь штурмовиков Су-25СМ, четыре самолета МиГ-29СМТ и пять самолетов МиГ-29.
На полигоне Сары-Шаган в Казахстане с 11 по 15 сентября принимающая сторона задействует в учениях четыре авиационные базы с самолетами Су-25, Су-27, Су-30, МиГ-29, МиГ-31, Л-39, а также восемь бригад ПВО. На полигонах Харбмайдон и Чорух-дарон в Таджикистане в это же время будут действовать зенитчики на комплексах «Оса».
«В совместных учениях с боевой стрельбой «Боевое содружество — 2017″ задействованы более 2 тыс. военнослужащих, около 100 боевых самолетов и вертолетов различных типов и модификаций, а также более 10 различных зенитных ракетных комплексов и систем», — напомнил Кураченко.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ

17.09.2017

Учебно-боевой самолет Як-130 потерпел аварию вблизи аэродрома в Борисоглебске, сообщило Минобороны.
ЧП произошло во время учебно-тренировочного полета. Экипажу удалось увести самолет от близлежащих построек и благополучно катапультироваться.
«Оба пилота после приземления сразу вышли на связь, их жизни и здоровью ничего не угрожает», — сообщили в ведомстве.
Поисково-спасательная группа обнаружила пилотов в районе крушение и эвакуировала их на аэродром базирования.
В Минобороны добавили, что для расследования причины падения самолета на место происшествия направится комиссия по безопасности полетов Вооруженных сил, которая сейчас готовится вылететь с аэродрома Чкаловский.

10.10.2017

Специалисты Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова приступили к приему новой партии учебно-боевых самолетов Як-130 на заводе-изготовителе.
Представители инженерно-авиационной службы в течение недели выполнят комплекс работ по проверке работоспособности всех систем и механизмов авиационной техники в различных режимах на земле, а летный состав совершит контрольный облет самолетов, проверив все системы управления в воздухе.
После проведения приемки техники на заводе четыре новых самолета Як-130 будут перебазированы в Армавирскую учебную авиационную базу Краснодарского училища.
Поставка новой авиационной техники в Воздушно-космические силы выполняется согласно Гособоронзаказу-2017.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

09.11.2017

Мьянма получила шесть учебно-боевых самолетов Як-130 в рамках контракта от 2015 года, дополнительную партию планируется поставить в 2018 году. Об этом в среду на выставке Defense & Security 2017 сообщил ТАСС заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Петухов, который возглавляет российскую делегацию на выставке.
«В настоящее время на вооружении ВВС Республики Союз Мьянма состоят шесть единиц учебно-боевых самолетов Як-130. Поставку дополнительной партии в рамках контракта от 2015 года планируется осуществить в 2018 году», — сказали в ФСВТС.
Контракт на поставку Мьянме самолетов Як-130 был подписан в 2015 году. Первые три самолета были поставлены в 2016 году, вторая тройка — в 2017 году.
ТАСС

DUBAI AIRSHOW 2017 – 15-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА В ДУБАЕ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

18.11.2017

На странице «Myanmar Defence Weapons» в www.facebook.com появились фотографии двух недавно полученных ВВС Мьянмы из России очередных учебно-боевых самолетов Як-130. Самолеты имеют бортовые номера «1805» и «1806», что подтверждает получение Мьянмой к настоящему времени шести машин Як-130.
Напомним, что 8 ноября 2017 года заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) Михаил Петухов заявил, что «в настоящее время на вооружении ВВС Республики Союз Мьянма состоят шесть единиц учебно-боевых самолетов Як-130. Поставку дополнительной партии в рамках контракта от 2015 года планируется осуществить в 2018 году».
Публично не афишировавшийся контракт на поставку Мьянме неназываемого количества самолетов Як-130 («более десяти» — предположительно, 16) был заключен АО «Рособоронэкспорт» 22 июня 2015 года. Первые три самолета Як-130 постройки Иркутсккого авиационного завода ПАО «Корпорация «Иркут» по данному контракту были поставлены Мьянме в конце 2016 года и официально поступили в состав ВВС Мьянмы в феврале 2017 года, получив мьянманские бортовые номера «1801», «1802» и «1803» (предположительные серийные номера с 130.12.03-0101 по 130.12.03-0103).Теперь ВВС Мьянмы получили следующую партию из трех самолетов — видимо, с бортовыми номерами «1804», «1805» и «1806» (предположительные серийные номера с 130.12.03-0104 по 130.12.03-0106).
Мьянма, таким образом, стала четвертым иностранным получателем самолетов Як-130 после Алжира (получившего 16 машин), Бангладеш (16) и Белоруссии (восемь единиц).
http://bmpd.livejournal.com/

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130

К разработке нового учебно-боевого самолета для ВВС России «ОКБ им.А.С.Яковлева» приступило в начала 1990-х годов. Инновационный облик самолета, сформированный в 1993 г., одобрен Министерством обороны России. Проект рекомендован к полномасштабной разработке на конкурсной основе.
Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку летчиков современных и перспективных боевых самолетов. Як-130 – первый в мире учебно-боевой самолет, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета
Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 в ходе обучения и при решении боевых задач.
Высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации.
Самолет разработан «ОКБ им. А.С.Яковлева» (в составе ОАО «Корпорация «Иркут»). Работы по развитию самолета ведет Инженерный центр им. А.С. Яковлева – ведущее конструкторское подразделение ОАО «Корпорация «Иркут».
Самолет Як-130 предназначен для обучения курсантов лётных училищ. Будущие летчики отрабатывают на нем взлёт-посадку, пилотирование, навигацию, выполнение сложных манёвров, приобретают навыки действий на предельных режимах полёта, при отказах авиационной техники и ошибках лётчика. Также на данных машинах учатся выполнять полёты в сомкнутых боевых порядках, осваивают основы боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, совершения наступательных и оборонительных манёвров, характерных для самолётов 4 и 5 поколений.
Самолет представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением
Развитые наплывы перед крылом обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 35 градусов, что соответствует возможностям перспективных сверхманевренных истребителей
Высокая тяговооруженность (0,81) обеспечивает выдающиеся для учебно-боевого самолета установившиеся перегрузки, скороподъемность и взлетные характеристики.
Самолет Як-130, оснащенный двумя ТРДД с тягой по 2500 кг, представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа «тандем».
Аэродинамическая схема и характеристики системы управления и силовой установки позволяют самолету выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам. Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°.
Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.
Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет с небольших грунтовых аэродромов.

На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня: цифровая комплексная электродистанционная система управления, «стеклянная» кабина, цифровой прицельно-пилотажный навигационный комплекс
Информационно-управляющее поле кабины, сформированное на базе трех многофункциональных ЖК-индикаторов 6” х 8” в каждой кабине и индикатора на лобовом стекле в передней кабине, обеспечивает представление летчикам всей необходимой информации, а также коллиматорный авиационный индикатор и нашлемную систему целеуказания в первой кабине.
Данная машина оборудована цифровой комплексной системой управления КСУ-130, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей в учебных целях репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта. На Як-130 готовят пилотов на самолёты 4 и 5 поколений как отечественного, так и иностранного производства.

Самолёт оснащён электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта.
Созданная КРЭТ (входит в «Ростех») комплексная система управления КСУ-130, устанавливаемая на российские учебные самолёты Як-130, позволяет обучать пилотов управлению не только отечественными, но и некоторыми зарубежными истребителями, передаёт РИА Новости сообщение концерна. Комплексная система управления КСУ-130, которая делает пилота своего рода «универсальным солдатом». Благодаря полученным навыкам он может сесть за штурвал не только российского истребителя, но и американского F-16, F-15, F-22 или F-35, французского Rafale или Typhoon.
Установленная на Як-130 бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП-1, в свою очередь, делает самолёт предельно свободным в пространстве, – отмечается в сообщении. – Пилоты смогут выполнять задачи даже при затруднениях с ориентированием, вызванных пропаданием спутниковых сигналов и связи с наземными службами.
При проектировании самолета реализовано требование автономного базирования на минимально подготовленных аэродромах
Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание посторонних предметов в двигатели во время взлета и посадки
Трехопорное шасси с пневматиками низкого давления обеспечивает базирование на аэродромах III класса, в том числе грунтовых
Вспомогательная силовая установка ТА-14-130 с электрогенератором переменного тока обеспечивает автономную эксплуатацию самолета
Бортовая кислорододобывающая установка и бортовая автоматизированная система контроля позволяют отказаться от сложного и дорогостоящего наземного оборудования
Двухдвигательная силовая установка – наилучший выбор для учебного самолета с точки зрения безопасности полетов
Активная система безопасности полета предотвращает ошибки курсантов
Автоматическая система вывода из штопора спасет экипаж и самолет в самой сложной ситуации
Четырёхкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления надежно парирует любые отказы, а бортовая автоматизированная система контроля своевременно выявит неисправности
Вспомогательная силовая установка ТА-14-130 с электрогенератором переменного тока может быть использована в полете при возникновении аварийной ситуации, в частности, для запуска двигателей в воздухе
Каждая кабина оборудована катапультными креслами класса «0-0», что обеспечивает безопасное покидание самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета
Катапультирование через разрушаемый пирошнуром фонарь позволяет выиграть драгоценные секунды при аварийной ситуации

Бортовая система имитации режимов боевого применения, интегрированная с комплексом управления оружием СУО-130, разработанным курским предприятием КРЭТ «Авиаавтоматика», позволяет при обучении пилотов исключить необходимость использования реальных бомб и ракет, сохраняя при этом реалистичность отображения событий боевого задания. В Курске произведена также аварийно-эксплуатационная система сбора и регистрации полетной информации.
Реализованная в комплексе БРЭО современная система встроенного контроля и сигнализации облегчает эксплуатацию и техобслуживание самолета, отображая все необходимые данные о состоянии двигателя и агрегатов, выводя предупреждения и рекомендации на индикаторы. Установленная на борту Як-130 система управления общесамолетным оборудованием СУОСО-130, которую разработало и изготовило Ульяновское конструкторское бюро приборостроения, также входящее в КРЭТ, отвечает за сбор и отображение информации о состоянии всех систем БРЭО, датчиков и исполнительных устройств самолета.
БОРТОВАЯ СИСТЕМА ИМИТАЦИИ РЕЖИМОВ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
• имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет «воздух-воздух» с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны;
• взаимодействие с другими самолётами в группе и наземными и воздушными пунктами управления;
• имитацию атак наземных целей с пуском ракет «воздух-поверхность» с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.
Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс, автономность базирования самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.

БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
• Широкая номенклатура авиационных средств поражения, в том числе, высокоточных, позволяет самолету Як-130 уничтожать наземные, морские и воздушные цели в простых и сложных метеоусловиях
• Суммарная масса боевой нагрузки, размещаемой на девяти наружных узлах подвески – 3000 кг
• В состав вооружения входят:
• — ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения;
• — высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения;
• — авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг;
• — неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25;
• — подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.
• Открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования позволяет расширять номенклатуру вооружения за счет перспективных авиационных средств поражения российской и зарубежной разработки
• Защиту самолета от управляемых ракет обеспечивают 2 контейнера РЭП с устройством выброса пассивных помех
• В целях увеличения радиуса действия на наружных узлах подвески могут размещаться два подвесных топливных бака ПТБ-450
• При решении задач поражения наземных целей радиус боевого применения достигает 680 км
• В соответствии с техническими требованиями заказчика на базе Як-130 может быть разработана модификация легкого ударного самолета

В условиях недостатка государственного финансирования для развития проекта было решено объединить усилия «ОКБ им.А.С.Яковлева» и компании Aermacchi (Италия). Сотрудничество по программе продолжалось с 1993 по 1999 год.
Первый полет на самолете-демонстраторе Як-130Д выполнил 25 апреля 1996 г. с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова летчик-испытатель «ОКБ им. А.С.Яковлева» Андрей Синицын.
16 апреля 2002 г. самолет Як-130 был признан победителем конкурса Министерства обороны РФ. 30 апреля 2004 г. старший летчик-испытатель «ОКБ им. А.С.Яковлева» Герой России Роман Таскаев поднял в небо первый самолет Як-130 в серийной конфигурации, изготовленный на Нижегородском авиационном заводе «Сокол». В 2006 году к постройке самолетов подключился Иркутский авиационный завод, освоивший выпуск Як-130 на базе цифровых технологий и позже ставший эксклюзивным поставщиком новых машин.
Серийное производство Як-130 для нужд ВВС России развернуто на нижегородском заводе «Сокол» в конце 2008 года. В 2009 г. успешно завершены государственные испытания Як-130. До 2020 г. для нужд Военно-воздушных сил России планируется закупить более 60 самолетов Як-130.
В декабре 2011 г. подписан контракт между Министерством обороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» на поставку большой партии самолетов Як-130. С октября 2012 г. ОАО «Корпорация «Иркут» поставляет самолеты Як-130 ВВС России. Серийное производство сосредоточено на Иркутском авиационном заводе-филиале ПАО «Корпорация «Иркут».
В октябре 2012 года первая партия самолетов Як-130 прибыла в Борисоглебский учебный авиационный центр. В ноябре 2012 года в краснодарском филиале учебно-научного центра Военно-воздушной Академии им Н.Е.Жуковсткого и Ю.А.Гагарина под Борисоглебском начались полеты на новых учебно-боевых самолетах Як-130, произведенных ОАО «Корпорация Иркут». На Борисоглебскую учебную авиабазу ВУНЦ ВВС в декабре 2012 года поступил новый тренажер самолета Як-130.
В Центральном музее ВВС в декабре 2012 года появится новый экспонат, это опытный самолет-демонстратор Як-130Д, его на безвозмездной основе передает музею ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», самолет построен в 1994 году, первый полет на нем был совершен 25 апреля 1996 года.

Иркутский авиационный завод (ИАЗ, филиал корпорации «Иркут») в мае 2013 года поставил в учебный авиационный центр ВВС России в Борисоглебске (Воронежская обл.) очередные три учебно-боевых самолета Як-130. Это первая партия иркутских Як-130 для ВВС в 2013 г. В июне 2013 года летчики Борисоглебской учебной авиационной базы Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» совершили перегон 3 учебно-боевых самолетов Як-130 с заводского аэродрома ОАО «Корпорация «Иркут» к месту постоянного базирования в Борисоглебск. Самолеты проследовали по маршруту Иркутск — Борисоглебск, осуществив две промежуточные посадки на аэродромах Новосибирска и Челябинска для дозаправки и отдыха экипажа.
В ЛИИ им. М.М.Громова в июне 2013 года для участия в международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 прилетел учебно-боевой самолет Як-130 в новой окраске. Перелет с аэродрома Иркутского авиационного завода — филиала ОАО Корпорация «Иркут» с двумя промежуточными посадками совершили летчики-испытатели ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева», Герои России Роман Таскаев и Олег Кононенко.
В феврале 2014 года на Борисоглебскую учебную авиационную базу Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» прибыли 2 новых учебно-боевых самолетов Як-130. Всего к этому времени в Борисоглебской учебной авиационной базе Вунц ВВС имел 44 самолета Як-130. До конца 2014 года предполагалось поставлено еще более 20 таких машин.

В апреле 2014 года произошла катастрофа Як-130 в 20 километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта под Ахтубинском. Отказ техники стал причиной крушения в Астраханской области учебно-тренировочного самолета Як-130. Летчики по команде руководителя полета катапультировались. Но один из них погиб. Оба летчика — из Борисоглебского центра ВВС. Самолет выполнял тренировочный полет. На земле жертв и разрушений нет. Для расследования этого летного происшествия создана комиссия. Члены комиссии в ближайшее время начнут свою работу.
Причиной катастрофы учебно-боевого самолета Як-130 в середине апреля в районе Ахтубинска в Астраханской области стал отказ в системе управления, сообщил замгенерального директора Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) им. Яковлева по летным испытаниям Роман Таскаев. По его словам, пилоты вечером 15 апреля под Ахтубинском выполнили на строевом самолете Як-130 летное задание и спокойно возвращались на аэродром при благоприятных погодных условиях. «Произошла выдача информации об отказе системы. Сначала самолет управлялся, но спустя какое-то время управление было потеряно», — добавил замгенерального директора ОКБ Яковлева.
В ноябре 2014 года ВВС России получили 3 самолета ЯК-130 с модернизированным конструкторами КРЭТ бортовым радиоэлектронным оборудование (БРЭО). Машины были оснащены единым цифровым комплексом авионики и современными системами навигационного, пилотажного и боевого бортового БРЭО. В частности для самолетов Як-130 Концерн разработал комплексную систему управления с четырёхкратным резервированием КСУ-130. Интегрированная цифровая система управления во взаимодействии с экипажем и бортовым оборудованием обеспечивает ручное и автоматическое пилотирование самолета.
Кроме того, «интеллект» учебно-боевой машины был усилен и другим высокотехнологичным оборудованием КРЭТ – лазерной бесплатформенной инерциальной навигационной системой БИНС-СП-1. Она предназначена для ориентации в пространстве, определения местоположения летательного аппарата, комплексной обработки и выдачи навигационной, пилотажной информации.

В Концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Госкорпорации Ростех в декабре 2014 года состоялось расширенное заседание по вопросам обеспечения эксплуатационной надежности и летной годности современного учебно-боевого самолета ЯК-130. В рамках мероприятия принято решение о дальнейшей работе КРЭТ по модернизации высокоинтеллектуальной авионики для «умного» самолета, на котором будут проходить обучение летчики будущего. В заседании приняли участие представители Минобороны России и Корпорации «Иркут», руководители КРЭТ и ряда его предприятий, поставляющих уникальное оборудование для ЯК-130. Открыл заседание заместитель Министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь.
В январе 2015 года военные инженеры Армавирской учебной авиабазы завершили приём 5-ти новых учебно-боевых самолётов Як-130 и к концу недели прибудут к месту базирования. Инженерно-технический состав выполнил комплексный осмотр качества сборки техники, проверил работу современного оборудования, узлов и механизмов, а также двигатель в различных режимах. Лётный состав выполнил не менее десяти контрольных полётов для оценки работы всех систем управления авиационной техникой в воздухе.
Летчики Военно-воздушной академии совершили самый продолжительный перелет на учебно-боевых самолетах Як-130, преодолев более 5,5 тыс. км. Пять новейших самолетов, принятых на заводе-изготовителе в Иркутске, были доставлены к месту постоянного базирования на Армавирской учебной авиационной базе. Экипажи совершили три промежуточные посадки в Новосибирске, Челябинске и Борисоглебске для дозаправки техники.

К апрелю 2015 года Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» освоил полный цикл производства и начал поставки авиастроителям авиадвигателей АИ-222-25 для учебно-боевых самолетов Як-130. Ранее авиадвигатель производился в кооперации с украинскими предприятиями «Мотор Сич» и «Ивченко Прогресс» в соотношении 50:50. Самым сложным для «Салюта» было освоение производства «горячей» части двигателя (газогенератора), которая поставлялась из Запорожья (Украина). Сейчас «Салют» полностью освоил производство «горячей» части двигателя АИ-222-25.

7 и 9 мая в рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне самолеты Су-30СМ и Як-130 производства ОАО «Корпорация «Иркут» впервые приняли участие в четырех воздушных парадах.
В Москве в парадном строю над Красной площадью прошли 4 многоцелевых истребителя Су-30СМ и 6 учебно-боевых самолетов Як-130 Военно-воздушных сил России. Участие в Параде Победы стало дебютом пилотажной группы «Крылья Тавриды», которая летает на самолетах Як-130.
Два истребителя Су-30СМ морской авиации Военно-морского флота России приняли участие в воздушном параде над городом Севастополь.
В состав парадного расчета ВВС Республики Казахстан вошли 4 истребителя Су-30СМ, которые ОАО «Корпорация «Иркут» поставила Министерству обороны РК в апреле 2015 г.
В парадном строю над Минском 9 мая 2015 года прошла шестерка самолетов Як-130, которыми управляли пилоты Армавирской учебной базы ВВС России.
ПАРАД ПОБЕДЫ 2015 ГОДА

7 октября 2015 года начался перегон из Иркутска в состав 200-й учебной авиационной базы недавно восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова в Армавире (Краснодарский край) первых четырех учебно-боевых самолетов Як-130, построенных Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) ОАО «Корпорация «Иркут» по программе 2015 года и принятых ВКС России накануне. Это первые самолеты Як-130, построенные ИАЗ для ВКС России по программе 2015 года, и, предположительно, первые построенные по дополнительному контракту Министерства обороны России с Корпорацией «Иркут» на постройку для ВВС (ВКС) десяти самолетов Як-130, переведенных из опциона к контракту 2011 года на 55 машин, завершенному «Иркутом» в конце 2014 года.
Помимо этого контракта, «Иркут» также располагает подписанным с Министерством обороны России в начале 2014 года контрактом на поставку еще 12 учебно-боевых самолетов Як-130, которые предназначены для создаваемой ВКС России новой пилотажной группы «Крылья Тавриды», а также контрактом 2013 года на поставку десяти самолетов Як-130 для Морской авиации ВМФ России.

Согласно проекту годового отчета ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» за 2015 год, в 2015 году Корпорация «Иркут» завершила производство и поставку учебно-боевых самолётов Як-130 по действующим контрактам для Министерства обороны Российской Федерации.
За отчетный год Корпорация поставила Военно-космическим силам России более 10 учебно- боевых самолётов Як-130. Всего за период 2012-2015 гг. Министерству обороны России было передано около 70 самолетов Як-130.
В 2015 году Корпорация продолжила поставку учебно-боевых самолетов Як-130 на экспорт: самолеты поступили на вооружение ВВС Республики Беларусь и Республики Бангладеш.
В отчете отмечается, что в апреле 2015 года Министерству обороны Республики Беларусь были переданы 4 самолета Як-130. Летный и инженерно-технический состав ВВС Белоруссии прошли обучение по выполнению полетов и технической эксплуатации самолетов Як-130. В августе 2015 года между Корпорацией и Министерством обороны Республики Беларусь был подписан второй контракт на поставку ещё 4-х самолетов Як-130. Поставка самолетов запланирована на 2016 год.
В 2015 году было передано в Республику Бангладеш 14 самолетов Як-130. Летный и технический персонал заказчика прошел подготовку к эксплуатации и техническому обслуживанию самолетов Як-130. Производство самолетов Як-130 в рамках выполнения Государственного контракта на поставку 16-ти самолетов в Республику Бангладеш было начато в 2014 году, ещё 2 самолета будет поставлено Министерству обороны Республики Бангладеш в 2016 году, — говорится в отчете.

ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) впервые представило на статической стоянке авиасалона МАКС-2015 учебно-боевой самолет Як-130 с лазерным дальномером, предназначенным для визуального распознавания экипажем наземных и надводных целей, и измерения наклонной дальности до них. Як-130 (бортовой номер 01) доработан ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева», входящим в состав корпорации «Иркут», с учетом пожеланий инозаказчиков в целях повышения боевой эффективности самолета, используемого не только в учебных целях, но и в качестве легкого ударного самолета.
Наличие лазерного дальномера позволяет обеспечить боевое применение Як-130 в сильно пересеченной местности (горы, ущелья), повысить точность определения координат оперативной цели и применения существующей номенклатуры авиационных средств поражения.
Минобороны РФ заинтересовано в усовершенствовании и дальнейшей модернизации учебно-боевых самолетов Як-130, в частности, в установке на них лазерных дальномеров, сообщил главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) РФ генерал-полковник Виктор Бондарев.

12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

Воздушно-космические силы (ВКС) России по состоянию на начало 2016 года получили уже более 60 учебно-боевых самолетов Як-130, сообщил официальный представитель корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) на ависалоне Singapore Airshow 2016.
«Поставки учебно-боевых самолетов Як-130 Минобороны России начаты в 2010 году, экспортные — в 2011 году. По состоянию на начало 2016 года ВКС РФ передано свыше 60 самолетов Як-130″, — сказал представитель «Иркута».
«В 2015 году первые партии самолетов Як-130 переданы ВВС Белоруссии и Бангладеш», — напомнил представитель корпорации. По его словам, Бангладеш осенью прошлого года получил основную часть заказанных машин, оставшиеся будут переданы по графику до конца этого года.

Боевые возможности самолетов Як-130 продолжают наращиваться за счет применения в их составе лазерных дальномеров и бортового комплекса обороны, сообщил глава департамента регионального маркетинга корпорации «Иркут» Виктор Личаев на авиакосмическом салоне FIDAE-2016, проходящем в столице Чили Сантьяго.
«Многие потенциальные заказчики Як-130, в том числе, и в странах Латинской Америки, интересуются перспективой наращивания его боевых возможностей. «Иркут» в настоящее время в инициативном порядке проводит работы в этом направлении», — отметил представитель корпорации.
По его словам, еще на авиасалоне МАКС-2015 был впервые продемонстрирован опытный образец Як-130, оснащенный лазерным дальномером.
«Он позволяет обеспечить боевое применение в горных условиях, повысить точность определения координат цели и применения оружия. Так вот, эти новые возможности могут быть востребованы целым рядом стран Латинской Америки», — отметил представитель «Иркута».
Кроме того, в составе Як-130 в качестве опции устанавливается бортовой комплекс обороны «Талисман-НТ», призванный существенно повысить выживаемость самолета при выполнении ударных миссий.
Контейнер разработан конструкторами из Белоруссии и уже сейчас предлагается на экспорт в составе самолетов Як-130″, — уточнил собеседник агентства.
Представитель корпорации напомнил, что современная авионика Як-130, имеет открытую архитектуру.
«Это позволяет интегрировать на борт системы, предложенные самим заказчиком», — заключил он.

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») полностью заменила украинские комплектующие для двигателя учебно-боевого самолета Як-130 отечественными, об этом сообщил заместитель гендиректора ОДК Виталий Клочков в августе 2016 года. «Теперь этот двигатель (АИ-222-25) полностью изготавливается НПЦ газотурбостроения «Салют» из российских комплектующих, производимых головным предприятием [в Москве] и омским филиалом», — сказал менеджер.

Опытный образец перспективного двигателя СМ-100 для легких учебных и боевых самолетов будет изготовлен в 2018 году, сообщил в августе 2016 года технический директор НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) Сергей Ляшенко.
«В течение 2016 года производится изготовление первого узла — компрессора низкого давления, который поступит на испытания в 2017 году, а в течение 2017 года будут изготовлены остальные узлы и газогенератор двигателя», — сказал Ляшенко.
«На сегодня по двигателю разработаны эскизный и технический проекты, выпускается рабочая конструкторская документация, которая по узлам сразу направляется в производство. Предъявление технического проекта комиссии намечено на октябрь этого года. Для сокращения сроков нам приходиться совмещать этапы опытно-конструкторских работ», — уточнил технический директор «Салюта».
Перспективный двигатель, по словам Ляшенко, будет иметь взлетную тягу более трех тонн. У схожего АИ-222-25, который используется в учебно-боевых самолетах Як-130, этот параметр составляет 2,5 тонны.
«Двигатели на базе СМ-100 в перспективе будут применяться не только на самолетах Як-130 и его модификациях, но и станет базовым двигателем для бизнес- и административных самолетов, а также беспилотных летательных аппаратов различного назначения», — заключил Ляшенко.

Уфимское научно-производственное предприятие «Молния», входящее в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех в январе-сентябре 2016 года изготовило более 600 изделий для современного учебно-боевого самолета Як-130. А всего за 9 месяцев 2016 года предприятие произвело не менее трёх с половиной тысяч изделий для различных ВС.
На учебно-боевой комплекс Як-130 предприятие поставляет 7 типов изделий: электронные блоки управления основными и вспомогательными двигателями, агрегаты зажигания, свечи зажигания и контактные устройства.
«Разработанная нами электронная аппаратура управления и защиты авиационных газотурбинных двигателей установлена на большинстве эксплуатируемых отечественных самолетов и вертолетов, — рассказывает генеральный директор-главный конструктор «Молнии» Евгений Распопов. — За полвека предприятием было создано несколько поколений различных типов этой аппаратуры, и, как правило, они были совершенны для своего времени и по результатам многолетней эксплуатации имеют высокую надежность. Опыт работы, накопленный за многие годы, помогает предприятию успешно решать одну из наиболее сложных задач современного двигателестроения – задачу создания электронной аппаратуры управления с полной ответственностью (FADEC)».
Он отмечает, что на Як-130 также установлены наиболее современные типы агрегатов зажигания. Их масса уменьшена более чем на 30% по сравнению с предыдущими, в четыре раза повышена стабильность параметров, более чем двукратно увеличена вибропрочность, уменьшена стоимость жизненного цикла за счет повышения межремонтного интервала изделий.

Звено новых учебно-боевых самолетов Як-130 в октябре 2016 года поступило в Армавирскую учебную авиационную базу. 22 октября 2016 года ВКС России получили первые четыре самолета Як-130, изготовленные по контракту от апреля 2016 года — самолеты с красными бортовыми номерами «40» (серийный номер 1308), «41» (серийный номер 1309), «42» (серийный номер 1310) и «43» (серийный номер 1311). Во время перелета с завода-изготовителя на аэродром постоянного базирования экипажи преодолели более 6 тыс. км, выполнив несколько промежуточных посадок для дозаправки топливом.
Предварительно авиационная техника прошла комплексный прием на заводе-изготовителе. Специалисты инженерно-авиационной службы проверили качество сборки, а также работу систем и механизмов самолетов на земле. Летчики оценили технику во время контрольных полетов.
В ноябре 2016 года звено новых учебно-боевых самолетов Як-130 поставлено на учебную авиационную базу Воздушно-космических сил (ВКС) в Краснодарском крае. 26 ноября 2016 года из Иркутска вылетели три учебно-боевых самолета Як-130 с красными бортовыми номерами «44» (серийный номер 1312), «45» (серийный номер 1313) и «46» (серийный номер 1314). Переброску техники выполняли экипажи Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ). В связи с дальним перелетом на каждый из самолетов были подвешены дополнительные топливные баки. В общей сложности экипажи преодолели более 6 тысяч километров, выполнив при этом несколько промежуточных посадок.
Инженерно-технический и летный состав КВВАУЛ провел комплексный прием авиатехники на заводе-изготовителе в Иркутской области, проверив работу всех её систем управления, узлов и агрегатов на земле и в воздухе.

20 декабря 2016 года из Иркутска в Армавир вылетели еще три учебно-боевых самолета Як-130, построенных Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» и переданных ВКС России — самолеты с красными бортовыми номерами «47» (серийный номер 1315), «48» (серийный номер 1316) и «49» (серийный номер 1317). Самолеты совершают перелет с промежуточными посадками в Новосибирске (Толмачево), Челябинске (Шагол) и Борисоглебске, и должны поступить в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.
Это последние три самолета Як-130 (восьмой, девятый и десятый), построенные по программе 2016 года в рамках последнего контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов Як-130, заключенному Министерством обороны России и ПАО «Корпорация «Иркут» в апреле 2016 года.
В 2016 году учебно-боевые самолеты Як-130 стали первыми десятью машинами, построенными Иркутским авиационным заводом ПАО «Корпорация «Иркут» в рамках последнего контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов Як-130, заключенному Министерством обороны России в апреле 2016 года. Десять самолетов Як-130 с красными бортовыми номерами с «40» по «49» (серийные номера с 1308 по 1317) были переданы ВКС в октябре-декабре 2016 года и поступили в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.
С передачей ВКС России десяти самолетов Як-130 в 2016 году, общее количество серийных машин этого типа, поставленных Министерству обороны России достигло 89 единиц — из них 12 первых двух серий были построены на ОАО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще 77 — на Иркутском авиационном заводе. В настоящее время в составе 209-й учебной авиационной базы КВВАУЛ в Борисоглебске находятся 42 самолета Як-130 (в том числе восемь фактически неэксплуатируемых машин нижегородской постройки), а в составе 200-й учебной авиационной базы КВВАУЛ в Армавире — 40 единиц.

Модернизированная версия учебно-боевого самолета получит обозначение Як-130М. Совершенствование самолета ведет Инженерный центр им. А.С.Яковлева – основное конструкторское подразделение ОАО «Корпорация «Иркут».
Корпорация «Иркут» в 2012 году начала разработку нового легкого штурмового самолета на базе учебно-тренировочного Як-130, окончание первого этапа работ было намечено на 2013-2014 год.
Финансирование разработки велось из собственных средств «Иркута». Благодаря новому самолету российская корпорация намерена укрепить свои позиции на мировом рынке, где наблюдается высокий спрос на штурмовики.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Контракт на поставку в 2015 году четырех самолетов Як-130 министерству обороны Белоруссии был заключен ОАО «Корпорация «Иркут» в декабре 2012 года.
В ноябре 2013 года рамках показа перспективных образцов вооружения и военной техники на аэродроме Барановичи (Республики Беларусь) состоялась демонстрация российского учебно-боевого самолета Як-130 Борисоглебской учебной авиационной базы Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и А.Ю. Гагарина». Перелет самолета Як-130 на аэродром Барановичи (Республики Беларусь) был выполнен с промежуточной посадкой на аэродроме Сеща.
Первый учебно-боевой самолет Як-130, предназначенный для поставки ВВС и ПВО Белоруссии и построенный на Иркутском авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут», получил полную штатную окраску ВВС и ПВО Белоруссии с бортовым номером «71 красный». Самолет совершил первый облет после покраски 9 апреля 2015 года.
Данная машина с заводским номером 130.11.00.1001 совершила первый полет в Иркутске в неокрашенном виде 27 февраля 2015 года. К настоящему времени на Иркутском авиазаводе изготовлены и три других Як-130 для Белоруссии — самолеты с заводскими номерами 130.11.00.1002 (первый полет 15 марта, самолет тоже уже окрашен в цвета ВВС и ПВО Белоруссии), 130.11.00.1003 (первый полет 27 марта) и 130.11.00.1004 (первый полет 6 апреля).
15 апреля 2015 года Минобороны Республики Беларусь получило первый учебно-боевой самолет Як-130 производства ОАО «Корпорация „Иркут“.
УБС Як-130 доставлен на аэродром Лида в разобранном виде на борту транспортного Ил-76. В дальнейшем он будет собран специалистами Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация „Иркут“. «Поставка данных самолетов расширит возможности по подготовке летного состава для эксплуатации техники: вплоть до перспективных самолетов пятого поколения», — отметили в Минобороны Беларуси.
Министерство обороны Республики Беларусь сообщило, что 27 апреля 2015 года на аэродроме Лида прошли торжественные мероприятия, посвященные вручению личному составу 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы новых учебно-боевых самолетов Як-130. В мероприятии приняли участие представители правительства Республики Беларусь, дипломатического корпуса, руководящий состав Вооруженных сил, командный состав ВВС и войск ПВО, а также делегация ОАО «Корпорация «Иркут».
Доставка самолетов Як-130 из Иркутска проведена военно-транспортным самолетом Ил-76. Сборку Як-130 провели специалисты ОАО «Корпорация «Иркут» на базе технико-эксплуатационной части 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы. Всего в Беларусь в рамках заключенного контракта на поставку техники доставлено четыре новейших учебно-боевых самолета Як-130, которые составят отдельную авиационную эскадрилью в составе авиабазы.
Белорусские летчики планируют провести пуски ракет класса «воздух-воздух» с Як-130, сообщил в декабре 2015 года командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев. «Мы планируем в феврале 2016 года реализовать пуски ракет ближнего боя Р-73 с Як-130, чтобы подготовить наших летчиков. Это очередной шаг в освоении возможностей самолета», — сказал Олег Двигалев.
По его словам, в текущем году летчики испытали все виды бомбового вооружения, которое есть в Беларуси, в том числе корректируемую авиационную бомбу КАБ-500, используемую в Сирии российскими авиаторами. «Наши летчики показали хорошие результаты. Теперь будем совершенствоваться дальше», — добавил командующий.
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ БЕЛОРУСИ

Контракт на поставку Бангладеш 16 учебно-боевых самолетов Як-130 был заключен ОАО «Рособоронэкспорт» в 2013 году в рамках предоставленного Москвой кредита на 1 млрд долл на приобретение военной продукции.
Подписанный с Бангладеш контракт на поставку 16 учебно-боевых самолетов Як-130 выполняется по плану. В этом году будет поставлено 14 самолетов Як-130, а в 2016 году мы поставим еще две машины и завершим выполнение контракта», — сказал Демченко на выставке LIMA-2015 в Малайзии. Бангладеш стал второй страной дальнего зарубежья, заказавшей учебно-боевые Як-130 — до этого 16 таких машин получил Алжир.

На Иркутском авиационном заводе ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в августе 2016 года завершено изготовление всех четырех учебно-боевых самолетов Як-130 для ВВС и войск ПВО Белоруссии, заказанных по контракту 2015 года. Указанные четыре Як-130 получили окраску ВВС и войск ПВО Белоруссии и белорусские бортовые номера красного цвета с «75» по «78». Соответствующие заводские номера самолетов 130.11.00-1005 (совершил первый полет в Иркутске 28 мая 2016 года), 130.11.00-1006 (первый полет 1 июня), 130.11.00-1007 (первый полет 23 июня) и 130.11.00-1008 (первый полет 2 июля).
Холдинг «Технодинамика» в рамках соглашения с Госкорпорацией Иркут принял участие в создании Як-130, предназначенных для ВВС Белоруссии. Для Як -130 были поставлены электронные блоки управления, агрегаты зажигания топлива, трехфазный преобразователь ПТС-250С, используемый для постоянного автономного электрического питания, широкая номенклатура компонентов и агрегатов для гидравлической системы самолёта.


В конце сентября военно-транспортный самолет Ил 76МД 50 й САБ доставил первый учебно-боевой самолет Як 130 из второй партии для ВВС и ПВО Республики Беларусь. 116 гвардейская штурмовая авиационная база получила борт № 75 на свой 75-летний юбилей!
Это пятый Як 130 в строю 116-ШАБ, а на подходе еще три: борт № 76, 77 и 78. Все четыре боевые машины будут представлены официально.
Приходит самолет в разобранном виде. После выгрузки самолет перемещается в технико-эксплуатационную часть, где происходит его сборка.



23 ноября 2016 года на аэродроме в Лиде прошли торжественные мероприятия, посвященные вручению личному составу 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы ВВС и ПВО Белоруссии четырех новых учебно-боевых самолетов Як-130 (красные бортовые номера с «75» по «78»). Самолеты поступили на вооружение отдельной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы в дополнение к четырем первым Як-130, переданным 27 апреля 2015 года (и имеющим красные бортовые номера с «71» по «74»).

29 апреля 2015 года на аэродроме Иркутского авиационного завода ОАО «Корпорация «Иркут» совершил первый полет первый учебно-боевой самолет Як-130, предназначенный для поставки ВВС Бангладеш. Самолет совершил полет в неокрашенном виде, но неся под кабиной нанесенный хорошо различимый заводской номер 130.12.02-0101.

6 декабря 2015 года премьер-министр Бангладеш Sheikh Hasina присутствовала на авиабазе Bangabandhu близ столицы страны Дакки на церемонии официального ввода в строй ВВС Бангладеш первых шести полученных из России учебно-боевых самолетов Як-130 (бангладешские бортовые номера с «15101» по «15106», соответственные заводские номера с 130.12.02-0101 по 130.12.02-0106). Самолеты Як-130 поступили на вооружение 21-й эскадрильи «Avengers» ВВС Бангладеш, которая дислоцируется на авиабазе Захур (Zahur) близ Читтагонга и до ноября 2014 года была оснащена китайскими истребителями-бомбардировщиками А-5С и учебно-боевыми самолетами FT-6.
Военно-воздушные силы Бангладеш приняли на вооружение первую партию учебно-боевых самолетов Як-130 производства корпорации «Иркут», 7 декабря 2015 года сообщил представитель пресс-службы компании-изготовителя Александр Уваров. По его словам, специалисты «Иркута» также обеспечили обучение летного и инженерно-технического состава ВВС Бангладеш. «Теоретический курс и обучение на тренажерах военнослужащие ВВС Бангладеш прошли в Центре организации подготовки авиационного персонала, их практическая подготовка была проведена на Иркутском авиационном заводе — филиале корпорации», — уточнил он.
Церемония принятия первых Як-130 в боевой состав ВВС состоялась на авиабазе Бангабандху в воскресенье, 6 декабря. В ней участвовали премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина Вазед, командование вооруженных сил республики, представители «Рособоронэкспорта» и корпорации «Иркут».
В апреле 2014 года Министр обороны Уругвая Элеутерио Фернандес Уидобро провел переговоры с российской делегацией, в ходе которых были обсуждены различные варианты финансирования покупки учебно-боевых самолетов Як-130. Помимо подтверждения интереса ВВС Уругвая к покупке Як-130, на встрече были проанализированы различные технические возможности самолета. Стороны договорились продолжить оценку различных возможных вариантов приобретения самолетов.
Вопрос реализации контракта по поставке Сирии учебно-боевых самолетов Як-130 пока заморожен, сообщил в апреле 2015 года на оружейной выставке в Рио-де-Жанейро глава делегации «Иркута» Виктор Личаев. Данный контракт был подписан несколько лет назад и предусматривает поставку 36 самолетов Як-130 для ВВС Сирии. «Вопрос пока заморожен для прояснения военно-политической ситуации в этой стране. Но мы в любом случае готовы выполнить свои обязательства»,- сказал Личаев. Он добавил: «Мячик на стороне наших сирийских партнеров».
Корпорация «Иркут» рассчитывает в среднесрочной перспективе продать до 300 самолетов Як-130, сообщил глава департамента компании по региональному маркетингу Виктор Личаев. До половины этого объема, по мнению представителя корпорации, может прийтись на страны Латинской Америки. «Общий портфель заказов на учебно-боевые самолеты Як-130 на среднесрочную перспективу мы оцениваем примерно в 300 машин. Доля региона Латинской Америки может составить около 150 машин, то есть 50 процентов», — сказал Личаев на оружейной выставке LAAD-2015 в Бразилии.

Как следует из опубликованного корпорацией «Иркут» плана-графика закупок на 2016 год, в ряду экспортных заказчиков учебно-боевого самолета Як-130 в середине прошлого года произошло пополнение. 22 июня 2015 г. был подписан контракт № P/1510411150511 на поставку самолетов Як-130 и имущества грузополучателю «104» (Мьянма).
Не исключено, что поставки первых самолетов по контракту начнутся уже в 2016г., поскольку корпорацией на текущий год заключается договор с 420 Военным представительством по контролю качества и приемке продукции в рамках контракта. Кроме того, до конца 2017 г. на территории Мьянмы должен быть развернут специализированный тренажер боевого применения самолета Як-130.
О проявлении интереса со стороны Мьянмы к самолету Як-130 сообщалось еще в 2012 г., когда был проведен демонстрационный полет опытного учебно-боевого самолета Як-130 с участием летчика г/п 104. Таким образом, Мьянма станет четвертым экспортным заказчиком Як-130 после Алжира, Белоруссии и Бангладеш.

Военно-воздушные силы Лаоса заинтересованы в приобретении самолетов Як-130 российского производства. Двухместные реактивные учебно-боевые машины предполагается использовать для подготовки пилотов и выполнения боевых задач, об на авиасалоне Singapore Airshow 2016 сообщил источник в оборонной промышленности.
«Лаос заинтересован в этой машине она позволяет относительно недорого закрыть провал, образовавшийся после выхода из строя их самолетов МиГ-21, полученных из СССР в 1970-х годах», — сказал собеседник.
По словам источника, Лаос может получить 16-20 самолетов, в контракт будут включены поставки дополнительного оборудования, вооружения и запчастей, а также организация подготовки пилотов и техников.
В настоящее время в составе ВВС Лаоса числятся около 25 истребителей МиГ-21, однако подавляющая их часть непригодна к полетам.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Взлетная масса с полным запасом топлива (без подвесок), кг 7250
Максимальная взлетная масса, кг 10290
Запас топлива:
• во внутренних баках, кг 1700
• в подвесных топливных баках, кг 2 х 450
Максимальная масса боевой нагрузки, кг 3000
Длина, м 11,493
Высота, м 4,76
Размах крыла, м ,84
Площадь крыла, м2 23,52
База шасси, м 3,945
Колея шасси, м 2,53
Силовая установка 2 ТРДД АИ-222-25
Максимальная тяга, кгс 2 x 2500
Максимальная истинная скорость (без подвесок), км/ч 1060
Максимальное число Маха, М 0,93
Взлетная (с полным запасом топлива) скорость, км/ч 200
Посадочная скорость, км/ч 195
Практический потолок, м 12500
Максимальная вертикальная скорость, м/с 65
Максимальный угол атаки, град. 35
Практическая дальность полета (без ПТБ), км 1600
Максимальная дальность (с 2 ПТБ, Н=12000 м), км 2100
Максимальная продолжительность полета (с 2 ПТБ), час 3,0
Перегрузка:
— установившаяся на высоте 4572 м (15 000 футов) 5,2 g
— эксплуатационная перегрузка +8 g; -3 g
Длина полосы на аэродромах базирования 1 000 м
Длина разбега, м 550
Длина пробега, м 750
Ресурс 10 000 л. ч./30 лет

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 07.01.2016 + доп.

Источники: www.irkut.com, ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», Ростех, Холдинг «Технодинамика», ВТС «БАСТИОН», ТАСС, МО РФ, Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, ЦАМТО, РИА Новости, bmpd.livejournal.com, Интерфакс-АВН, БТА «БЕЛТА», Интерфакс, газета «Известия», Лента.ру, alexeyvvo.livejournal.com, safaniuk.livejournal.com и др.

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. НОВОСТИ 2016
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. НОВОСТИ 2015
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. НОВОСТИ 2014
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, НОВОСТИ 2013
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, НОВОСТИ 2012

ПУСКИ РАКЕТ Р-73 С БЕЛОРУССКИХ ЯК-130
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 2015 ГОДА
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2005, ФОТОРЕПОРТАЖ
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2007, ФОТОРЕПОРТАЖ
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2009, ФОТОРЕПОРТАЖ
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 НА ФОРУМЕ «ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ-2012″
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130, МАКС-2013, ФОТОРЕПОРТАЖ
УДАРНЫЙ БОЕВОЙ САМОЛЕТ НА БАЗЕ ЯК-130
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ НСЦ-Т
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АИ-222-25
НПЦ ГАЗОТУРБОСТРОЕНИЯ «САЛЮТ»
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМ. А.С. ЯКОВЛЕВА


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap