12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. НОВОСТИ 2015

TRAINING-COMBAT AIRPLANE YAK-130. NEWS 2015

22.01.2015

Военные инженеры Армавирской учебной авиабазы завершили приём 5-ти новых учебно-боевых самолётов Як-130 и к концу недели прибудут к месту базирования. Всего до конца года армавирцы получат более 20-ти новых машин, передаёт ТАСС сообщение представителя ВВС РФ Игоря Климова.
«Инженерно-технический состав выполнил комплексный осмотр качества сборки техники, проверил работу современного оборудования, узлов и механизмов, а также двигатель в различных режимах. Лётный состав выполнил не менее десяти контрольных полётов для оценки работы всех систем управления авиационной техникой в воздухе», – рассказал Климов.

27.01.2015
Летчики Военно-воздушной академии совершили самый продолжительный перелет на учебно-боевых самолетах Як-130, преодолев более 5,5 тыс. км. Об этом сообщил официальный представитель ВВС РФ полковник Игорь Климов.
«Пять новейших самолетов, принятых на заводе-изготовителе в Иркутске, были доставлены к месту постоянного базирования на Армавирской учебной авиационной базе. Экипажи совершили три промежуточные посадки в Новосибирске, Челябинске и Борисоглебске для дозаправки техники», — сказал он.
Предварительно инженерно-технический состав выполнил комплексный осмотр качества сборки техники, провел проверку работы современного оборудования, узлов и механизмов, а также работы двигателя во различных режимах.
«В настоящий момент в составе Армавирской учебной авиабазы находится восемь самолетов данного типа», — напомнил Климов.
ТАСС

28.01.2015

Начнется реализация контракта на предоставление Бангладеш 24 учебно-боевых Як-130. Нельзя исключать, что мы наконец приступим к практическому исполнению обязательств 2011 года по поставке Як-130 в Сирию. Сообщалось, что соответствующий план-график уже сформирован и в этом году запланирована передача до 12 самолетов. Четыре Як-130, вероятно, отправятся в Белоруссию.
Военно-промышленный курьер

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

01.02.2015

Специалисты инженерной авиационной службы Военного учебного научного центра ВВС – Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского завершили прием 5 новейших учебно-боевых самолетов Як-130 на заводе-изготовителе. В течение ближайших трех дней новые самолеты выполнят перелет к месту постоянного базирования по маршруту Иркутск – Новосибирск – Челябинск – Борисоглебск — Армавир.
В течение недели авиаинженеры проверяли качество сборки техники, работу узлов и механизмов, включая работу двигателя в различных режимах. Перед продолжительным перелетом к месту базирования на Армавирскую учебную авиабазу летчики выполнили контрольный облет новой техники.
Практическое обучение курсантов на учебно-боевых самолетах Як-130 в ВВУНЦ ВВС «ВВА» впервые началось в 2013 году на базе Борисоглебского факультета Центра.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

06.02.2015

Экипажи Военно-воздушных сил /ВВС/ России доставили 5 новых учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130 с завода-изготовителя в Иркутске в Армавирскую учебную авиабазу. Об этом сообщил журналистам официальный представитель ВВС полковник Игорь Климов.
«Самолет Як-130 отлично себя показал во время полетов в сложных метеоусловиях и в длительных перелетах. Летчики преодолели более 5,5 тыс км, совершив 3 промежуточные посадки в Новосибирске, Челябинске и Борисоглебске», — сказал он.
По словам пилотов, во время длительного перелета самолет показал свои лучшие качества — отличную управляемость, надежность систем жизнеобеспечения в различных температурных и метеорологических условиях.
«Во время вылета из Иркутска температура достигала минус 20 градусов по Цельсию, а в Армавире, по прилету, — плюс 15. На протяжении всего маршрута наблюдалась плотная облачность, обильные осадки, сильный встречный и боковой ветер. При этом все системы управления работали исправно, летчикам удалось по приборам совершить три промежуточные посадки и достичь аэродрома назначения без каких-либо отказов авиационной техники» — сказал старший группы подполковник Сергей Мальцев.
ТАСС

11.02.2015

Поставка в вооруженные силы Белоруссии первого звена учебно-боевых самолетов Як-130 может состояться уже к концу марта нынешнего года. Об этом сообщил журналистам командующий ВВС и войск ПВО страны Олег Двигалев.
«В конце февраля наши летчики и техники отправляются на обучение в Россию. Они будут находиться там в течение месяца, обратно их перебазирование будет осуществлено уже вместе с самолетами Як-130 на аэродром в Лиду», — сказал он.
ТАСС

20.02.2015
Корпорация «Иркут» подготовила для Минобороны России инженерную записку по вопросу создания легкого ударного самолета на базе учебно-боевого Як-130.
Об этом, как передает «РИА Новости», сообщил старший вице-президент корпорации Виталий Бородич на авиасалоне Aero India 2015.По его словам, «подготовлена инженерная записка, которая будет направлена в Минобороны. Дальше – как решит главный заказчик».
Как напоминает агентство, впервые информация о возможности создания такого самолета появилась в 2013 году: тогда сообщалось о проработке этого вопроса в ОКБ имени Яковлева. При этом в Минобороны еще до этого заявления ОКБ отмечали, что отказались от данной идеи.
ЦАМТО

20.02.2015

Россия в мае этого года начнет поставки в Бангладеш учебно-боевых самолетов Як-130. Об этом, как передает «РИА Новости», заявил старший вице-президент ОАО «Корпорация «Иркут» Виталий Бородич на авиасалоне Aero India-2015.
По его словам, «в мае начнутся поставки Як-130 в Бангладеш. Всего планируется поставить 16 машин», – отмечает агентство.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

01.03.2015

27 февраля 2015 года на аэродроме Иркутского авиационного завода ОАО «Корпорация «Иркут» совершил первый полет первый учебно-боевой самолет Як-130, предназначенный для поставки ВВС и ПВО Белоруссии. Самолет совершил полет в неокрашенном виде, но неся под кабиной нанесенный хорошо различимый заводской номер «130.11.00.1001». По неофициальной информации, самолеты Як-130 с заводскими номерами с «130.11.00.1001» по «130.11.00.1004» предназначены именно для Белоруссии.
Контракт на поставку в 2015 году четырех самолетов Як-130 министерству обороны Белоруссии был заключен ОАО «Корпорация «Иркут» в декабре 2012 года. 10 февраля 2015 года агентство ТАСС сообщало, что поставка всех четырех самолетов Як-130 ВВС и ПВО Белоруссии ожидается в конце марта 2015 года.
«В конце февраля наши летчики и техники отравляются на обучение в Россию. Они будут находиться там в течение месяца, обратно их перебазирование будет осуществлено уже вместе с самолетами Як-130 на аэродром в Лиду» — заявил тогда ТАСС командующий ВВС и ПВО Белоруссии Олег Двигалев. Он же сообщил, что по итогам эксплуатации первой четверки Як-130 в Белоруссии будет принято решение о закупке новых партий этих самолетов.
Кроме того, из Иркутска сообщают, что 21 февраля 2015 года там совершил первый полет самолет Як-130 с заводским номером «130.11.01.1216» (серийный номер 1216), ставший первой машиной этого типа, построенной в 2015 году для Министерства обороны России. bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

19.03.2015
Россия в этом году поставит в Бангладеш 14 учебно-боевых самолетов Як-130, еще две машины заказчик получит в следующем году. Об этом сообщил в среду журналистам гендиректор корпорации «Иркут» Олег Демченко.
«Подписанный с Бангладеш контракт на поставку 16 учебно-боевых самолетов Як-130 выполняется по плану. В этом году будет поставлено 14 самолетов Як-130, а в 2016 году мы поставим еще две машины и завершим выполнение контракта», — сказал Демченко на выставке LIMA-2015 в Малайзии.
Бангладеш стал второй страной дальнего зарубежья, заказавшей учебно-боевые Як-130 — до этого 16 таких машин получил Алжир. Как сообщалось ранее, Бангладеш закупает российские самолеты в рамках предоставленного Москвой кредита в миллиард долларов на приобретение военной продукции.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
LIMA 2015 – 13-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ И ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ

24.03.2015

На сайте госзакупок размещена информация о заключении ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева» (Москва) в конце февраля 2015 года договора с ОАО «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова» (Жуковский) в качестве единственного поставщика на «участие в выполнении доводки самолета по результатам государственных совместных испытаний (шифр «Уступка») по модернизации УБС Як-130 в техническое лицо УБС Як-130М по модификации УБС Як-130 № 2 для демонстрационных полетов в части проведения летных испытаний самолетов».
Стоимость договора 31,182 млн рублей, срок выполнения — декабрь 2015 года.
«В первую очередь предполагается провести модернизацию бортового радиоэлектронного оборудования, других комплексов самолета», – сказал источник, и не исключил, что модернизированная версия учебно-боевого самолета получит обозначение Як-130М. «Планируемая модернизация позволит существенно повысить функционал Як-130 как учебно-боевого самолета, предназначенного для повышенной профессиональной подготовки, так и в качестве легкого боевого самолета», – ранее отметил источник в оборонно-промышленном комплексе. По его словам, модернизацию Як-130 планируется проводить с использованием последних разработок отечественного ОПК.
bmpd.livejournal.com

10.04.2015

Первый учебно-боевой самолет Як-130, предназначенный для поставки ВВС и ПВО Белоруссии и построенный на Иркутском авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут», получил полную штатную окраску ВВС и ПВО Белоруссии с бортовым номером «71 красный». Согласно сообщениям споттеров, самолет совершил первый облет после покраски 9 апреля 2015 года.
Данная машина с заводским номером 130.11.00.1001 совершила первый полет в Иркутске в неокрашенном виде 27 февраля 2015 года. К настоящему времени на Иркутском авиазаводе изготовлены и три других Як-130 для Белоруссии — самолеты с заводскими номерами 130.11.00.1002 (первый полет 15 марта, самолет тоже уже окрашен в цвета ВВС и ПВО Белоруссии), 130.11.00.1003 (первый полет 27 марта) и 130.11.00.1004 (первый полет 6 апреля).
Контракт на поставку в 2015 году четырех самолетов Як-130 министерству обороны Белоруссии был заключен ОАО «Корпорация «Иркут» в декабре 2012 года. 10 февраля 2015 года агентство ТАСС сообщало, что поставка всех четырех самолетов Як-130 ВВС и ПВО Белоруссии ожидается в конце марта 2015 года. Фактически, как можно судить, только в апреле на борту транспортного самолета Ан-124 в Белоруссию будут доставлены первые два Як-130 (заводские номера 130.11.00.1001 и 130.11.00.1002).
bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

16.04.2015
Экспортные поставки учебно-боевых самолетов Як-130 в Бангладеш начнутся в июне 2015 года, заявил руководитель департамента регионального маркетинга НПК «Иркут» (производителя самолета) Виктор Личаев. Об этом сообщает «Интерфакс».
«Первая поставка машин Як-130 состоится в июне, таким образом учебный процесс в Бангладеш будет запущен к концу года на авиабазе Читтагонг, где подготовлена вся инфраструктура национальных ВВС. Группа бангладешских летчиков уже проходит обучение на базе Иркутского авиазавода», — заявил Личаев на выставке LAAD-2015, проходящей в бразильском Рио-де-Жанейро.
Ранее сообщалось, что в 2015 году Бангладеш получит 14 самолетов Як-130 и еще два таких самолета будут переданы в 2016 году, а поставки начнутся в мае. По словам Личаева, существует большая вероятность дополнительного заказа этих машин в рамках реализации опционной части контракта.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

16.04.2015
15 апреля Минобороны Республики Беларусь получило первый учебно-боевой самолет Як-130 производства ОАО «Корпорация „Иркут“.
УБС Як-130 доставлен на аэродром Лида в разобранном виде на борту транспортного Ил-76. В дальнейшем он будет собран специалистами Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация „Иркут“. «Поставка данных самолетов расширит возможности по подготовке летного состава для эксплуатации техники: вплоть до перспективных самолетов пятого поколения», — отметили в Минобороны Беларуси.
По сообщению военного ведомства, в текущем году ОАО «Корпорация „Иркут“ должно поставить четыре учебно-боевых самолета Як-130 для Вооруженных Сил Беларуси в рамках реализации российско-белорусского договора о развитии военно-технического сотрудничества.В настоящее время группа военнослужащих ВВС и войск ПВО Республики Беларусь продолжает обучение выполнению полетов и технической эксплуатации данного самолета на базе Центра организации подготовки авиационного персонала ОАО «Корпорация „Иркут“ в г. Жуковский Московской области. Корпорация „Иркут“

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

16.04.2015

Российский учебно-боевой самолет Як-130 имеет устойчивые перспективы продвижения в Бразилию, сообщил заместитель гендиректора компании Сергей Гореславский в среду.
«Интерес к Як-130 в Бразилии устойчивый. Мы продолжаем работать по продвижению этой платформы в эту страну», — сказал С.Гореславский журналистам на Международной латиноамериканской выставке авиационных и оборонных систем «ЛААД-2015″, которая проходит в Рио-де-Жанейро.
При этом он отметил, что речь не идет о «ближнесрочных перспективах», поскольку Бразилия не отказывается от этих самолетов, но несколько перестраивает свои приоритеты с точки зрения их временной реализации.
«Мы ждем предложения от бразильской стороны по началу обсуждения этой темы. Мы этого ждем и готовы к этому. Эта тема никуда не уходит, но, в то же время, мы зависим от движения навстречу к нам бразильских партнеров. Як-130 дает уникальную возможность обеспечить обновление учебно-боевой авиации ВВС Бразилии», — заключил С.Гореславский. Интерфакс-АВН

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
LAAD 2015 – 10-Я ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА И КОНФЕРЕНЦИЯ ПО АВИАКОСМИЧЕСКИМ И ОБОРОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

16.04.2015

Вопрос реализации контракта по поставке Сирии учебно-боевых самолетов Як-130 пока заморожен, сообщил РИА Новости в среду на оружейной выставке в Рио-де-Жанейро глава делегации «Иркута» Виктор Личаев.
Данный контракт был подписан несколько лет назад и предусматривает поставку 36 самолетов Як-130 для ВВС Сирии.
«Вопрос пока заморожен для прояснения военно-политической ситуации в этой стране. Но мы в любом случае готовы выполнить свои обязательства»,- сказал Личаев. Он добавил: «Мячик на стороне наших сирийских партнеров».

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
LAAD 2015 – 10-Я ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА И КОНФЕРЕНЦИЯ ПО АВИАКОСМИЧЕСКИМ И ОБОРОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

18.04.2015

Корпорация «Иркут» рассчитывает в среднесрочной перспективе продать до 300 самолетов Як-130. Об этом сообщил глава департамента компании по региональному маркетингу Виктор Личаев, чьи слова приводит ТАСС. До половины этого объема, по мнению представителя корпорации, может прийтись на страны Латинской Америки.
«Общий портфель заказов на учебно-боевые самолеты Як-130 на среднесрочную перспективу мы оцениваем примерно в 300 машин. Доля региона Латинской Америки может составить около 150 машин, то есть 50 процентов», — сказал Личаев на оружейной выставке LAAD-2015 в Бразилии.
Он отметил, что «Иркут» ведет переговоры не только о поставках Як-130, но и о локализации производства узлов и агрегатов для них.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
LAAD 2015 – 10-Я ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА И КОНФЕРЕНЦИЯ ПО АВИАКОСМИЧЕСКИМ И ОБОРОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

20.04.2015

Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» освоил полный цикл производства и начал поставки авиастроителям авиадвигателей АИ-222-25 для учебно-боевых самолетов Як-130, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на руководителя пресс-службы предприятия Оксану Бабинцеву. Она напомнила, что ранее авиадвигатель производился в кооперации с украинскими предприятиями «Мотор Сич» и «Ивченко Прогресс» в соотношении 50:50.
«Однако именно в связи с необходимостью решения вопроса по импортозамещению, «Салют» освоил полное изготовление узлов двигателя», — подчеркнула О.Бабинцева.
«Самым сложным для «Салюта» было освоение производства «горячей» части двигателя (газогенератора), которая поставлялась из Запорожья (Украина). Сейчас «Салют» полностью освоил производство «горячей» части двигателя АИ-222-25», — отметила собеседница агентства.
Лента.ру

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АИ-222-25
НПЦ ГАЗОТУРБОСТРОЕНИЯ «САЛЮТ»

21.04.2015
Будучи первой страной, которая приобрела учебно-боевые самолеты Як-130 российского производства, Алжир имеет лучшее представление о боевых возможностях этой машины, сообщает сегодня defence-blog.com.
Два года назад Алжир заказал 30 самолетов этого типа с требованием оснастить Як-130 двуствольной пушкой калибра 23 мм и возможностью применять управляемые авиабомбы. Вероятно, самолет будет оснащен бортовой РЛС Scipio-01 совместной итальянско-бразильской разработки (создана для оснащения легких штурмовиков АМХ ВВС Бразилии).
Агентство Reuters недавно сообщило, что Россия намерена интегрировать этот радар для придания самолету реальных возможностей ведения воздушного боя и нанесения ударов по наземным целям. На боевую модернизацию самолета указывает и оснащение лазерным дальномером (на носовой части самолета). Военный Паритет

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

28.04.2015

Министерство обороны Республики Беларусь сообщило, что 27 апреля на аэродроме Лида прошли торжественные мероприятия, посвященные вручению личному составу 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы новых учебно-боевых самолетов Як-130.
В мероприятии приняли участие представители правительства Республики Беларусь, дипломатического корпуса, руководящий состав Вооруженных сил, командный состав ВВС и войск ПВО, а также делегация ОАО «Корпорация «Иркут».
В сообщении отмечается, что перевооружение 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы осуществлено в рамках реализации Государственной программы вооружения и является ярким примером плодотворного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации.
Доставка самолетов Як-130 из Иркутска проведена военно-транспортным самолетом Ил-76. Сборку Як-130 провели специалисты ОАО «Корпорация «Иркут» на базе технико-эксплуатационной части 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы. Всего в Беларусь в рамках заключенного контракта на поставку техники доставлено четыре новейших учебно-боевых самолета Як-130, которые составят отдельную авиационную эскадрилью в составе авиабазы.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ БЕЛОРУСИ

01.05.2015

Как сообщают споттеры, 29 апреля 2015 года на аэродроме Иркутского авиационного завода ОАО «Корпорация «Иркут» совершил первый полет первый учебно-боевой самолет Як-130, предназначенный для поставки ВВС Бангладеш. Самолет совершил полет в неокрашенном виде, но неся под кабиной нанесенный хорошо различимый заводской номер 130.12.02-0101.
Контракт на поставку Бангладеш 16 учебно-боевых самолетов Як-130 был заключен ОАО «Рособоронэкспорт» в 2013 году в рамках предоставленного Москвой кредита на 1 млрд долл на приобретение военной продукции. Сообщалось, что поставки в Бангладеш самолетов Як-130 начнутся в июне 2015 года, в первую партию войдут шесть машин. Всего в 2015 году в Бангладеш должны быть поставлены 14 самолетов, а два последних — в 2016 году.
Согласно сведениям с веб-ресурса forums.airforce.ru , в настоящее время для Бангладеш на Иркутском авиационном заводе уже завершены постройкой восемь самолетов Як-130 (с заводскими номерами по 130.12.02-0108 включительно).
Бангладеш станет третьим получателем Як-130 за пределами Российской Федерации после Алжира (получившего 16 самолетов в 2011 году) и Белоруссии (получившей четыре самолета в апреле 2015 года).
http://bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

13.05.2015
САМОЛЕТЫ СУ-30СМ И ЯК-130 ВПЕРВЫЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ПАРАДАХ ПОБЕДЫ В МОСКВЕ, СЕВАСТОПОЛЕ, АСТАНЕ И МИНСКЕ

7 и 9 мая в рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне самолеты Су-30СМ и Як-130 производства ОАО «Корпорация «Иркут» впервые приняли участие в четырех воздушных парадах.
В Москве в парадном строю над Красной площадью прошли 4 многоцелевых истребителя Су-30СМ и 6 учебно-боевых самолетов Як-130 Военно-воздушных сил России. Участие в Параде Победы стало дебютом пилотажной группы «Крылья Тавриды», которая летает на самолетах Як-130.
Два истребителя Су-30СМ морской авиации Военно-морского флота России приняли участие в воздушном параде над городом Севастополь.
В состав парадного расчета ВВС Республики Казахстан вошли 4 истребителя Су-30СМ, которые ОАО «Корпорация «Иркут» поставила Министерству обороны РК в апреле 2015 г.

В парадном строю над Минском 9 мая прошла шестерка самолетов Як-130, которыми управляли пилоты Армавирской учебной базы ВВС России. В настоящее время летчики ВВС Республики Беларусь приступили к освоению первой партии самолетов Як-130, принятых на вооружение в апреле нынешнего года.
Президент ОАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко отмечает: «Сегодня коллектив корпорации «Иркут» достойно продолжает традиции героических предшественников, а наши самолеты Су-30СМ и Як-130, как и в годы Великой Отечественной войны, необходимы для обеспечения безопасности России и ее союзников».
Пресс-служба ОАО «Корпорация «Иркут»

ПАРАД ПОБЕДЫ 2015 ГОДА
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ
КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ»

23.05.2015

Первый построенный на Иркутском авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут» учебно-боевой самолет Як-130, предназначенный для поставки ВВС Бангладеш, получил полную окраску ВВС этой страны. Самолет с заводским номером 130.12.02-0101, совершивший первый полет в Иркутске 29 апреля 2015 года и первоначально проходивший летные испытания в неокрашенном виде, теперь несет однотонную серую окраску с опознавательными знаками ВВС Бангладеш и бортовым номером «15101» («короткий» номер — «101»).
Контракт на поставку Бангладеш 16 учебно-боевых самолетов Як-130 был заключен ОАО «Рособоронэкспорт» в 2013 году в рамках предоставленного Москвой кредита на 1 млрд долл на приобретение военной продукции. Сообщалось, что поставки в Бангладеш самолетов Як-130 начнутся в июне 2015 года, в первую партию войдут шесть машин. Всего в 2015 году в Бангладеш должны быть поставлены 14 самолетов, а два последних — в 2016 году.
Согласно сведениям с веб-ресурса forums.airforce.ru , к началу мая 2015 года для Бангладеш на Иркутском авиационном заводе были завершены постройкой восемь самолетов Як-130 (с заводскими номерами по 130.12.02-0108 включительно), из которых облетаны два — головной с заводским номером 130.12.02-0101 (ныне получивший окраску) и второй с заводским номером 130.12.02-0102 (первый полет 5 мая).
Бангладеш станет третьим получателем Як-130 за пределами Российской Федерации после Алжира (получившего 16 самолетов в 2011 году) и Белоруссии (получившей четыре самолета в апреле 2015 года). http://bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

30.05.2015

Созданная КРЭТ (входит в «Ростех») комплексная система управления КСУ-130, устанавливаемая на российские учебные самолёты Як-130, позволяет обучать пилотов управлению не только отечественными, но и некоторыми зарубежными истребителями, передаёт РИА Новости сообщение концерна.
«Для учебно-боевого самолёта Як-130 предприятиями «Концерна Радиоэлектронные технологии» производится комплексная система управления КСУ-130, которая делает пилота своего рода «универсальным солдатом». Благодаря полученным навыкам он может сесть за штурвал не только российского истребителя, но и американского F-16, F-15, F-22 или F-35, французского Rafale или Typhoon», – говорится в релизе.
«Установленная на Як-130 бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП-1, в свою очередь, делает самолёт предельно свободным в пространстве, – отмечается в сообщении. – Пилоты смогут выполнять задачи даже при затруднениях с ориентированием, вызванных пропаданием спутниковых сигналов и связи с наземными службами».
Компания «не только предлагает инновационные решения для новых Як-130, но и модернизирует уже эксплуатируемые – обеспечено постоянное присутствие представителей предприятий в местах базирования самолётов, постоянно повышается уровень контроля качества производства комплектующих, создан обменный фонд запасных частей», сообщает пресс-служба.

06.06.2015
Летчики-испытатели ОКБ им. Яковлева к концу июля переучат четыре белорусских экипажа на новейшие учебно-боевые самолеты Як-130, сообщил 5 июня корр. ТАСС заместитель гендиректора бюро по летным испытаниям Герой России Роман Таскаев.
Белоруссия заказала в общей сложности восемь Як-130. Первые четыре машины этого типа в апреле получила 116-я гвардейская штурмовая авиабаза.
«Сейчас мы проводим практическое переучивание белорусских летчиков, помогая им освоиться в управлении самолетом. Пока учим четыре экипажа. Рассчитываем завершить обучение к концу июля», сказал Таскаев.
Он отметил, что в случае каких-либо технических неполадок на белорусских самолетах их устранением займется гарантийная бригада завода-изготовителя. Она будет обслуживать машины на протяжении всего гарантийного срока.
Говоря о текущей работе бюро над Як-130 для ВВС России, Таскаев отметил, что сейчас подходят к концу испытания некоторых технических доработок. Продолжается «обкатка» лазерного дальномера и системы дымогенерации.
ТАСС

29.06.2015
ПАРАД ПОБЕДЫ 2015 ГОДА: УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130

На юбилейном Параде Победы 2015 года в Москве приняла участие шестерка учебно-боевых самолетов Як-130. До 2020 г. для нужд Военно-воздушных сил России планируется закупить более 60 самолетов Як-130.
Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе, сверхманевренных истребителей поколений «4++» и «5».
Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 в ходе обучения и при решении боевых задач.
Высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации.
Самолет разработан «ОКБ им. А.С.Яковлева» (в составе ОАО «Корпорация «Иркут»). Работы по развитию самолета ведет Инженерный центр им. А.С. Яковлева – ведущее конструкторское подразделение ОАО «Корпорация «Иркут».
Серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе, успешно эксплуатируется ВВС России и за рубежом. Корпорация «Иркут» рассчитывает в среднесрочной перспективе продать до 300 самолетов Як-130.
Модернизированная версия учебно-боевого самолета получит обозначение Як-130М
ВТС «БАСТИОН»

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 2015 ГОДА
ПАРАД ПОБЕДЫ 2015 ГОДА

30.07.2015

ВВС Индии попросили компанию Hindustan Aeronautics Limited (HAL) остановить работы по созданию и серийному производству учебно-тренировочного самолета IJT (Intermediate Jet Trainer – реактивный самолет базовой подготовки пилотов – прим. ВП), сообщает сегодня defencenews.in.
Это заявление последовало за недавней катастрофой УТС Hawk, который производится по лицензии британской компании BAE Systems. ВВС заявили, что HAL не способна в требуемые сроки создать IJT и качество сборки на HAL все еще оставляет желать лучшего.
УТС IJT создается с 1997 года, и до сих пор нет точных сроков, когда самолет поступит на вооружение. «ВВС Индии не рады тому, что так долго ждут эту машину, и в это время процесс подготовки пилотов задерживается», сообщил источник из ВВС.
Министерство обороны также не желает ждать и уже разработало требования, отправив запросы на предоставление информации таким компаниям как «Яковлев» (Россия, рисунок – Як-130 – прим. ВП), Alenia Aermacchi (Италия), Korea Aerospace Industries (Южная Корея), Boeing, Northrop Grumman и Beechcraft (США), Saab (Швеция).
Военный Паритет

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

21.08.2015
Тушинское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» ведет разработку перспективного авиадвигателя тягой 2,5 тонны. Об этом сообщил Интерфаксу-АВН генеральный директор КБ Александр Пузич. «Этот проект реализуется по трехлетнему госконтракту с министерством промышленности и торговли. Завершить ОКР (опытно-конструкторские работы) планируется в четвертом квартале текущего года», — сказал собеседник агентства.
По словам А.Пузича, новый авиадвигатель предназначен для установки на легкие боевые самолеты типа Як-130, а также на перспективные беспилотные летательные аппараты. По оценке специалистов Центрального института авиационного моторостроения, перспективный авиадвигатель разработки ТМКБ «Союз» намного выше по техническому уровню и основным характеристикам украинского двигателя АИ-222-25, устанавливаемого сейчас на серийные самолеты Як-130.
Специалисты также отмечают относительную технологическую простоту освоения его серийного производства. А.Пузич сообщил, что новый авиадвигатель создается на базе газогенератора РД-1700. В нем также использованы наработки, полученные при проектировании РД-2500. Новая силовая установка будет оснащена современной отечественной цифровой системой электронного управления.

ТУРАЕВСКОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНООЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «СОЮЗ»

25.08.2015
Летчики-испытатели ОКБ им. Яковлева представят на авиасалоне МАКС-2015 обновленную летную программу для учебно-боевого самолета Як-130, впервые оснащенного системой генерации цветных дымов. Об этом ТАСС рассказал заместитель гендиректора бюро по летным испытаниям Роман Таскаев.
«На этом авиасалоне мы представляем летную программу, которая обновлена не только для большей зрелищности, но прежде всего для понимания специалистов, что у нас нет вопросов к пилотированию Як-130. В этом году в программе полетов участвуют сразу два самолета. Сделаем совместный проход, роспуск, а потом один из самолетов пойдет на посадку, а второй, в уже знакомой зрителям красной ливрее, будет показывать пилотаж», — пояснил Таскаев.
Як-130, оснащенный системой дымогенерации, выполнит сложнейшие фигуры высшего пилотажа — например, «Колокол», при которой самолет зависает носом вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Также летчики продемонстрируют вращение самолета на предельных углах атаки.
«Мы провели испытания в этом году и доказали, что при исправности всех систем Як-130 никакие действия обучаемого летчика не смогут привести к сваливанию самолета в штопор, система всегда его выровняет», — отметил собеседник агентства.
Еще один самолет ОКБ Яковлева будет встречать зрителей на статической площадке — на его примере можно будет посмотреть, в каком направлении идет модернизация данного типа самолетов. Як-130 на статическом показе на МАКС-2015 оснащен лазерным дальномером и подвесными контейнерами с системами радиоэлектронной борьбы.
ТАСС

12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

28.08.2015
КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ» ВПЕРВЫЕ ДЕМОНСТРИРУЕТ НА АВИАСАЛОНЕ МАКС-2015 УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 С ЛАЗЕРНЫМ ДАЛЬНОМЕРОМ

ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) впервые представляет на статической стоянке авиасалона МАКС-2015 учебно-боевой самолет Як-130 с лазерным дальномером, предназначенным для визуального распознавания экипажем наземных и надводных целей, и измерения наклонной дальности до них.
Як-130 (бортовой номер 01) доработан ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева», входящим в состав корпорации «Иркут», с учетом пожеланий инозаказчиков в целях повышения боевой эффективности самолета, используемого не только в учебных целях, но и в качестве легкого ударного самолета.
Наличие лазерного дальномера позволяет обеспечить боевое применение Як-130 в сильно пересеченной местности (горы, ущелья), повысить точность определения координат оперативной цели и применения существующей номенклатуры авиационных средств поражения.
Як-130 способен нести управляемое и неуправляемое вооружение, что позволяет эффективно применять самолет, как в ходе обучения, так и при решении боевых задач. Суммарная масса боевой нагрузки, размещаемой на девяти наружных точках подвески – 3000 кг. Открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования позволяет расширять номенклатуру вооружения за счет перспективных авиационных средств поражения российской и зарубежной разработки.
ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»

12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

29.08.2015

Минобороны РФ заинтересовано в усовершенствовании и дальнейшей модернизации учебно-боевых самолетов Як-130, в частности, в установке на них лазерных дальномеров. Об этом журналистам сообщил в субботу главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) РФ генерал-полковник Виктор Бондарев.
Доработку Як-130 ведут специалисты ОКБ Яковлева, которые на авиасалоне МАКС в Жуковском впервые представили этот самолет с лазерным дальномером и системой генерации цветных дымов.
«Дымогенерация — для нашей пилотажной группы «Крылья Тавриды», а лазерный дальномер должен использоваться для того, чтобы самолет, как ему предписано по тактико-техническому заданию, мог применять все виды управляемого вооружения», — сказал главком. «И у него для этого все есть — все возможности, и модернизационный потенциал огромный, поэтому мы на это дело смотрим и будем устанавливать», — подчеркнул он.
ТАСС

12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

11.09.2015
Экспортные поставки российских учебно-боевых самолетов в Бангладеш начнутся 17 сентября 2015 года. По предварительным данным, в первой партии будет отгружено шесть машин, сообщили корреспонденту «Ленты.ру» источники в авиационной промышленности.
Ранее предполагалось, что поставки Як-130 в Бангладеш стартуют в июне. К концу года, как ожидается, на авиабазе Читтагонг будет подготовлена необходимая структура, после чего начнется учебный процесс.
Всего в 2015 году Бангладеш должен получить 14 самолетов Як-130 и еще два таких самолета будут переданы в 2016 году.
Контракт на 16 самолетов Як-130 для Бангладеш был заключен в 2014 году. Сделка включена в пакет военно-технического сотрудничества России с Бангладеш, который суммарно достигает одного миллиарда долларов. В состав контракта также введена опционная часть на закупку 10 дополнительных машин.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

18.09.2015
«Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в Ростех) создает для российского учебно-боевого самолета Як-130 новую РЛС и новый оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс (ОЭПНК), которые позволят ему наносить удары по целям, не входя в зону действия вражеской ПВО, сообщил в четверг РИА Новости советник первого заместителя гендиректора концерна Владимир Михеев.
«Несмотря на небольшие размеры, Як-130 в случае модернизации может эффективно решать задачи в рамках целого ряда сценариев боевого применения, предусмотренных для штурмовиков и многофункциональных истребителей четвертого поколения. При этом его применение будет предпочтительнее с точки зрения экономики и неприхотливости базирования… Возможности новых РЛС и ОЭПНК позволят ему наносить удары по наземным и воздушным целям, не входя в зону поражения войсковой ПВО противника», — сказал Михеев.
КРЭТ активно участвует в разработке на базе Як-130 нового легкого штурмовика. Основными направлениями работ КРЭТ в этом направлении являются создание новой РЛС и ОЭПНК.
«Новая РЛС Як-130 будет работать под управлением единой боевой центральной вычислительной машины (БЦВМ) в комплексе с новой системой ОЭПНК самолета, что позволит применять высокоточное ракетное вооружение, такое как ПТУР «Вихрь-М», управляемые ракеты Р-73Э, Х-29Л, Х-25МС (МЛ), а также средства поражения средней дальности», — рассказали РИА Новости в пресс-службе концерна.
По словам Михеева, «все это приближает потенциальные технические характеристики Як-130 к возможностям штурмовика Су-25СМ».
РИА Новости

18.09.2015

Беспилотный штурмовик, который по тяговооруженности и универсальности превзойдет американский MQ-9 Reaper, могут создать на базе российского учебно-боевого самолета Як-130, сообщил в четверг РИА Новости советник первого заместителя гендиректора крупнейшего российского холдинга в радиоэлектронной отрасли «Концерна Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев.
«Потенциал для модернизации Як-130 все еще очень велик. На его базе возможно создание беспилотного штурмовика, который по своей тяговооруженности и универсальности превзойдет американский MQ-9 Reaper», — сказал Михеев.
Он отметил, что КРЭТ уже сейчас обладает «всеми необходимыми для этого разработками, но для реализации данной задачи придется вносить существенные изменения в состав бортового радиоэлектронного оборудования самолета».
КРЭТ сегодня ведет разработку для Як-130 новой РЛС и нового оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса (ОЭПНК), которые должны позволить самолету существенно расширить номенклатуру применяемого вооружения.
РИА Новости

СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ БЕСПИЛОТНЫЕ АППАРАТЫ

01.10.2015

Специалисты Воздушно-космических сил (ВКС) начали прием партии из четырех современных учебно-боевых самолетов Як-130 на заводе-изготовителе. Об этом журналистам сообщили в пресс-службе Минобороны РФ.
«Звено новых учебно-боевых самолетов в ближайшее время поступит в Армавирскую учебную авиационную базу ВКС», — сообщили в пресс-службе.
Представители инженерно-авиационной службы провели контрольный осмотр четырех единиц техники, проверили качество сборки, работу всем систем, узлов и механизмов самолетов, а также двигателей в различных режимах на земле, сообщили в российском военном ведомстве.
Летчики начали практический облет техники и проверку функционирования навигационного, бортового и радиоэлектронного оборудования в воздухе.

08.10.2015

7 октября 2015 года начался перегон из Иркутска в состав 200-й учебной авиационной базы недавно восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова в Армавире (Краснодарский край) первых четырех учебно-боевых самолетов Як-130, построенных Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) ОАО «Корпорация «Иркут» по программе 2015 года и принятых ВКС России накануне. Из Иркутска в Армавир с промежуточными посадками Новосибирске (Толмачево) и Челябинске (Шагол) вылетели самолеты Як-130 с красными бортовыми номерами «57» (серийный номер 1218, совершил первый полет в Иркутске 25 июля 2015 года), «58» (серийный номер 1219, первый полет 22 августа), «71» (серийный номер 1216, первый полет 21 февраля) и «72» (серийный номер 1217, первый полет 21 мая).
Это первые самолеты Як-130, построенные ИАЗ для ВКС России по программе 2015 года, и, предположительно, первые построенные по дополнительному контракту Министерства обороны России с Корпорацией «Иркут» на постройку для ВВС (ВКС) десяти самолетов Як-130, переведенных из опциона к контракту 2011 года на 55 машин, завершенному «Иркутом» в конце 2014 года.
Помимо этого контракта, «Иркут» также располагает подписанным с Министерством обороны России в начале 2014 года контрактом на поставку еще 12 учебно-боевых самолетов Як-130, которые предназначены для создаваемой ВКС России новой пилотажной группы «Крылья Тавриды», а также контрактом 2013 года на поставку десяти самолетов Як-130 для Морской авиации ВМФ России.
http://bmpd.livejournal.com

24.11.2015

ОКБ имени Яковлева направит в 2016 году в Бангладеш летчика-испытателя, чтобы обучить пилотов боевому применению новейших учебно-боевых самолетов Як-130. Об этом ТАСС сообщил заместитель гендиректора бюро по летным испытаниям Роман Таскаев.
Россия поставила в Бангладеш первые шесть самолетов Як-130 в сентябре. Бангладеш — вторая страна дальнего зарубежья, заказавшая 16 учебно-боевых Як-130. До этого 16 таких самолетов получил Алжир. Изначально в Бангладеш планировали приобрести 24 Як-130, однако на это не хватило средств.
«Планируем на месяц отправить в Бангладеш нашего летчика-инструктора, который обучит их летчиков боевому применению Як-130″, — сказал Таскаев, уточнив, что произойдет это после Нового года.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

04.12.2015

Белорусские летчики планируют провести пуски ракет класса «воздух-воздух» с Як-130. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев.
«Мы планируем в феврале 2016 года реализовать пуски ракет ближнего боя Р-73 с Як-130, чтобы подготовить наших летчиков. Это очередной шаг в освоении возможностей самолета», — сказал Олег Двигалев.
По его словам, в текущем году летчики испытали все виды бомбового вооружения, которое есть в Беларуси, в том числе корректируемую авиационную бомбу КАБ-500, используемую в Сирии российскими авиаторами. «Наши летчики показали хорошие результаты. Теперь будем совершенствоваться дальше», — добавил командующий.
БТА «БЕЛТА»

04.12.2015

Белорусские военные попросили корпорацию «Иркут» усилить защиту самолета Як-130. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев.
Ранее специалисты отмечали, что в данных самолетах пилот практически не защищен. «Надо говорить, что Як-130 — это учебно-боевой самолет. На выставке в Дубае я разговаривал с руководителем корпорации «Иркут» Олегом Демченко на предмет усиления защиты самолета. На предприятии эти вопросы прорабатываются», — сказал Олег Двигалев.
Весной 2015 года четыре самолета Як-130 были вручены личному составу 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы. «Кроме того, у нас заключен контракт на покупку еще четырех учебно-боевых самолетов Як-130. Они во второй половине года поступят на вооружение 116-й авиабазы», — добавил командующий.
БТА «БЕЛТА»

НОВЫЕ ЯК-130 ДЛЯ ВКС РОССИИ

08.12.2015
Военно-воздушные силы Бангладеш приняли на вооружение первую партию учебно-боевых самолетов Як-130 производства корпорации «Иркут». Об этом сегодня, 7 декабря, ТАСС сообщил представитель пресс-службы компании-изготовителя Александр Уваров.
По его словам, специалисты «Иркута» также обеспечили обучение летного и инженерно-технического состава ВВС Бангладеш. «Теоретический курс и обучение на тренажерах военнослужащие ВВС Бангладеш прошли в Центре организации подготовки авиационного персонала, их практическая подготовка была проведена на Иркутском авиационном заводе — филиале корпорации», — уточнил он.
Церемония принятия первых Як-130 в боевой состав ВВС состоялась на авиабазе Бангабандху в воскресенье, 6 декабря. В ней участвовали премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина Вазед, командование вооруженных сил республики, представители «Рособоронэкспорта» и корпорации «Иркут».
Контракт на 16 самолетов Як-130 для Бангладеш был заключен в 2014 году.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

10.12.2015

6 декабря 2015 года премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина (Sheikh Hasina) присутствовала на авиабазе Бангабандху (Bangabandhu) близ столицы страны Дакки на церемонии официального ввода в строй ВВС Бангладеш первых шести полученных из России учебно-боевых самолетов Як-130 (бангладешские бортовые номера с «15101» по «15106», соответственные заводские номера с 130.12.02-0101 по 130.12.02-0106). Самолеты Як-130 поступили на вооружение 21-й эскадрильи «Avengers» ВВС Бангладеш, которая дислоцируется на авиабазе Захур (Zahur) близ Читтагонга и до ноября 2014 года была оснащена китайскими истребителями-бомбардировщиками А-5С и учебно-боевыми самолетами FT-6.
http://bmpd.livejournal.com

ВВС БАНГЛАДЕШ ВВЕЛИ В СТРОЙ ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЯК-130
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap