ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ И СУДА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАКЕТНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

AUXILIARY AND SUPPORT SHIPS MISSILE SUBMARINES

Во второе послевоенное десятилетие перед вспомогательным флотом встали задачи по материально-техническому обеспечению боевых кораблей в удаленных районах Мирового океана и рассредоточенного базирования. В связи с этим потребовалось создание новых типов судов обеспечения атомных подводных лодок, ракетного оружия флота и др.

ТРАНСПОРТЫ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ПЕРЕЗАРЯДКИ РЕАКТОРОВ

Появление в отечественном ВМФ атомных подводных лодок побудило создание новых типов водоналивных транспортов способных принимать и перевозить в береговые хранилища радиоактивных вод.
В 1958 г. для слива радиоактивных отходов при испытаниях первой отечественной атомной лодки пр. 627 на заводе 402 в Северодвинске была переоборудована баржа пр. 415 грузоподъемностью 1000 т (ЦКБ-50). Там же по пр. 324 под хранилище технологических каналов переоборудован несамоходный лихтер пр. МП водоизмещением 1400 т (ЦКБ-15). В первой половине 1960-х гг. подобным образом переделали лихтер для работ с атомной лодкой проекта 645 с АЭУ с жидкометаллическим теплоносителем.
С конца 1950-х гг. в ЦКБ «Балтсудопроект» создавались специальные несамоходные транспорты радиоактивных отходов пр. 1783 водоизмещением около 1900 т, он мог перевозить до 900 т радиоактивных вод. Головной был передан ВМФ в 1960 году. Транспорты строили на судостроительных предприятиях во Владивостоке, Ярославле и Северодвинске. Всего по проекту построено семь транспортов. Эти транспорты не полностью отвечали потребностям ВМФ, они были несамоходные и перевозили недостаточно воды малой активности. Поэтому для этих целей началось проектирование более эффективных судов. В ЦКБ -15 (ЦКБ «Айсберг») была создана модификация транспорта проекта 1783А ( гл. конструктор Б.А.Олигер) водоизмещением до 2300 т, все требования выполнить не удалось, количество перевозимой радиактивной воды осталось прежним. Главная энергетическая установка была двухвальной, мощность дизеля до 900 л.с. Она обеспечивала скорость хода до 11 узлов. Головной транспорт был построен в 1966 году на Выборгском судостроительном заводе, до 1971 года на судостроительных заводах в Выборге и Дальзаводе во Владивостоке была построена серия из девяти судов проекта 1783А.
Принципиально новыми судами обеспечения атомных подводных лодок стали первые плавучие технические базы для перезарядки их реакторов. В 1960-1966 гг. в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре построено восемь несамоходных плавучих техниче¬ских баз пр. 326 водоизмещением около 4000 т для обеспечения атомных подводных лодок пр. 627, 627А, 658, 659 и 675. Одновременно обслуживалась одна ПЛ. Проект 326 был разработан в ЦКБ-15 (ЦКБ «Айсберг», гл. конструктор Б.А.Олигер) в 1957 году на базе несамоходных лихтеров проектов 314 и 576.
В 1960-х — начале 1970-х гг. в связи с отсутствием наземных баз перезарядки реакторов атомных энергетических установок ЦКБ «Айсберг» разрабатывало проекты плавучих баз в развитие судов пр. 326 (гл. конструктор Б.А.Олигер): пр. 1892 водоизмещением 10 600 т, пр. 1899 водоизмещением 26 500 т (последняя для перезарядки как водо-водяных реакторов, так и имеющих жидкометаллический теплоноситель), но они продолжения не имели.

Для перезарядки реакторов атомных лодок второго поколения на Севмашпредприятии и на заводе им. Ленинского комсомола были модернизированы плавтехбазы пр. 326. Первая база пр. 326М передана флоту после модернизации в 1972 г. Проект модернизации разработан в ЦКБ «Айсберг».
Разработка баз нового поколения пр. 2020 водоизмещение 13900 т (два крана по 15 т) началась в том же бюро в середине 1970-х гг. (гл. конструктор И.Г. Коган), по которому в 1984-1990 гг. на Черноморском заводе построено три таких плавсредства ПМ-12, ПМ-63 и ПМ-74. На момент распада СССР в различной степени готовности на заводе находились еще два судна, одно из которых было спущено на воду. Одновременно обслуживать одна ПЛ или один надводный корабль. База могла передавать на обслуживаемый корабль электроэнергии мощностью 3220 кВт, пара до 6 т в час и пресной воды до 7 литров в минуту.
В дополнение к базам пр. 2020 и в развитие пр. 1783А в 1986-1988 гг. в Выборге построили и передали ВМФ два транспорта радиоактивных отходов проекта 11510 водоизмещением в 8250 т. Головной получил наименование «Амур», второй — «Пинега». Их проект разработали ЦКБ «Балтсудопроект» и ЦКБ «Вымпел» (гл. конструктор А.И.Головин). Грузоподъемность судна была до 1070 т. Из-за распада СССР дальнейшее строительство транспортов было прекращено.
В то же время из состава флота выведено более 150 атомных подводных лодок, на большей части которых активные зоны реакторов выгружены не были, не говоря уже о пла¬новый перезарядках.

ПЛАВУЧИЕ БАЗЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

В 1958-1960 гг. на заводе 444 в Николаеве были построены шесть плавучих баз подводных лодок пр. 310, разработчик ЦКБ-32 (гл. конструктор В. И. Могилевич). Головная получила наименование «Федор Видяев». Судно водоизмещением около 7150 т (габаритные размеры 140х17,6х5,6 м, энергетическая установка дизельная, скорость полного хода 16 узлов, экипаж 350 человек, автономность 40 суток) обеспечивало базирование, навигационный и аварийный ремонт корпуса, механизмов и вооружения четырех дизель-электрических лодок пр. 611 и 613 . Есть на плавбазе хранилище на 42 торпеды и носу размещен 100-тонный кран. Вооружение состоит из 4х100-мм артустановок Б-34УСМА и 4х2 57-мм артустановок ЗИФ-31Б, на двух плавбазах вместо кормовых 100-мм АУ размещена площадка для вертолета. Одна из таких баз была передана ВМС Индонезии.

Проект 1886 плавучей базы для обеспечения как дизель-электрических, так и двух атомных подводных лодок первого поколения был разработан ЦКБ-57 и ЦКБ-15 (гл. конструктор И.Г.Коган). Всего на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве с 1963 по 1972 гг. было построено 9 плавбаз проекта 1886, головная получила наименование «Адмирал Фокин». Две базы «Бородино» и «Гангут» строились по измененному проекту 1886У, они использовались как учебные корабли с сохранением всего оборудования плавбазы.

Одна база пр. 1886М водоизмещением около 8000 т поставлена Индии для обеспечения подводных лодок пр. И641, И641К.
Кроме самоходных плавучих баз в 1963-1967 гг. флот получил пять несамоходных плавучих баз пр. 1821 для дизель-электрических и атомных лодок первого поколения. Судно водоизмещением около 3400 т было спроектировано ЦКБ-51 на базе плавучей казармы пр. 314 (главный конструктор В. Н. Митюгов). С 1963 г. флот стал пополняться также плавучими казармами финской постройки.

По теме «Океан» ЦКБ-15 разрабатывало усовершенствование проекта 1886 плавбазы подводных лодок. Она должна была осуществлять базирование 6 ПЛ с одновременным обслуживанием 3-4 ПЛ типа проекта 613 или две ПЛ проекта 629 (629А), 651 и атомные ПЛ первого поколения 658, 659, 675. Плавбаза обеспечивала размещение, медицинское, бытовое и культурное обслуживание личного состава ПЛ и штаба, а также тренировку наиболее ответственных специалистов, выполнение мастерскими межпоходовых ремонтов оборудования и вооружения, снабжение ПЛ торпедами (запас 44 торпеды калибра 533-мм), сорбентами, топливом, маслом, водой на полную автономность, выдачу на ПЛ пара, электроэнергии, воздуха высокого давления, гелия и т.д. На базе имеется ангар для вертолета Ка-25.
В первой половине 1970-х гг. в развитие плавбазы пр. 1886 велась разработка новой плавбазы подводных лодок пр. 986 (ЦКБ «Айсберг», главный конструктор И. Г. Коган), а в начале 1980-х гг. — упрощенного варианта плавбазы пр. 986У, которые не получили продолжения. Такая же судьба постигла пр. 925 плавучей мастерской (ЦКБ «Черноморсудопроект», главный конструктор Д. С. Шаманов), разрабатывавшийся в начале 1970-х гг.
В дальнейшем в связи с расширением системы базирования подводных лодок необходимость в строительстве плавучих баз отпала, поэтому их строительство было приостановлено и больше не возобновлялось. Позже некоторые плавбазы использовались в качестве штабных кораблей соединений ПЛ.

ПЛАВУЧИЕ РАКЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ БАЗЫ И ПОГРУЗЧИКИ, ТАНКЕРЫ СПЕЦТОПЛИВА

Появление на боевых кораблях первых баллистических и крылатых ракет потребовало создания специальных плавучих ракетно-технических баз для их хранения, приготовления, транспортировки и выдачи на корабли.
В 1962-1965 гг. на заводе 444 в Николаеве построены три такие базы пр. 323, 323А водоизмещением около 4000 т, спроектированные ЦКБ-15 (гл. конструктор Ю. А. Македон). Эти суда предназначались для хранения, подготовки выдачи на корабли, транспортировки и выдаче на подводные лодки ракет различных типов. Первая, пр. 323, предназначена для обеспечения кораблей крылатыми ракетами П-15, вторая (пр. 323А) — крылатыми ракетами П-5, П-6 и «Аметист» и бал¬листическими ракетами Р-13, Р-21. На базах могло перевозиться от 12 до 18 ракет. Позже эти транспорты были приспособлены для перевозки и других ракет. В период с 1959 по 1965 годы и позже, в семидесятые, Черноморский судостроительный завод производил строительство и сдачу плавучих ракетно-технических баз проекта 323А. Всего до 1978 года было сдано флоту семь судов проекта 323 (заказы 621-627), головной имел наименование ПРТБ-15.

Оборонительное вооружение транспортов включало две 57-мм артустановки ЗИФ-31Б и два 25-мм автомата 2М3М, были корабли вооруженные двумя 57-мм артустановками ЗИФ-75 и на одном, последнем имеется 57-мм автомат АК-725 с РЛС управления стрельбой «Барс».
К середине 1960-х гг. советский ВМФ уже обладал плавбазами проекта 1886, плавмастерскими пр. 725А и плаварсеналами пр. 323А.
В дальнейшем несколько транспортов проекта 323 (323А) было капитально отремонтировано и переоборудовано по проекту 2001 (2001М).
Обеспечение баз проекта 323 горючим и окислителем баллистических и противокорабельных ракет был создан специальный танкер проекта 1541 водоизмещением до 1540 т, который мог перевозить 152 т специального топлива и 357 т окислителя. Проект разработан Приморским ЦКБ (гл. конструктор П.Ф.Ванюшкин). Главная энергетическая установка была дизельной одновальной мощностью в 1000 л.с., которая обеспечивала судну скорость до 12 узлов, дальность плавания составляла 4000 миль, автономность 10 суток. На танкере был экипаж в 40 человек. Головной танкер «Кама» был построен в 1962 году на Выборгском судостроительном заводе. Всего по проекту было передано ВМФ девять таких танкеров. В связи с переходом во втором поколении баллистических ракет и в противокорабельных ракетах на их ампулизацию дальнейшее строительство подобных судов было прекращено.

В связи с тем, что плавбазы пр. 323 и 323А не могли быть приспособлены для перевозки, подготовки и выдачи баллистических ракет новых комплексов типа Д-5 и Д-9 Госкомитет по судостроению СССР в апреле 1964 года поручил ЦКБ-17 (гл. конструктор и начальник Б.Г.Чиликин) проработку новой плавбазы ПЛ по теме «Тритон». По этой теме ЦКБ-17 проработала несколько однокорпусных и двухкорпусных вариантов корабля с водоизмещением от 7200 до 9800 т. В качестве вооружения рассматривались две 57-мм артустановки ЗИФ-72 с боекомплектом 500 выстрелов и ЗРК «Оса-М» с боекомплектом 16 и 32 ракеты. На плавбазе можно было транспортировать 24-40 БР Д-5, Д-7 или Д-9.
В развитие плавучих ракетно-технических баз пр. 323, 323А в 1970г. на Черноморском заводе в Николаеве построена плавучая база пр. 323Б водоизмещением около 4100 т, предназначенная для хранения, приготовления, транспортировки и выдачи на подводные лодки пр. 629А и 658М баллистических ракет Р-21 комплекса Д-4 (Невское ПКБ, главный конструктор Ю. А. Македон). В 1978 г. на том же заводе сдана последняя база такого же назначения пр. 323В.

В 1971 г. в Николаеве построена и плавучая ракетно-техническая база пр. 2001 водоизмещением около 4200 т (ЦКБ «Балтсудопроект»).
Для доставки на рейд и погрузки на корабли ракет были построены плавучие погрузчики проектов 771Б и 1505 водоизмещением около 1500 т. Они могли транспортировать 6-8 баллистических ракет или до 8 противокорабельных.
Появление новых морских баллистических и крылатых ракет потребовало создания специальных средств их морской транспортировки и погрузки на корабли. Первыми такими судами стали плавпогрузчики пр. 771Б и 1505 водоизмещением около 1500 т, обеспечивавшие доставку на рейд и погрузку баллистических и крылатых ракет первого и второго поколений (ЦКБ «Коралл», главный конструктор В. Е. Губанов). Головное судно переоборудовано в 1967 г. из десантного корабля пр. 771 польской постройки.

Было предложено совместить плавпогрузчик ракет с транспортом, кроме этого на вооружении ВМФ появились новые более тяжелые ракеты. Поэтому в 1964 году ВМФ было подготовлено ТТЗ на морской транспорт — ракетовоз. Проектирования корабля было поручено ЦКБ «Коралл» и ЦКБ «Изумруд» (гл. конструкторы В. Е. Губанов, А. П. Шклярук). В 1972-1980 гг. на заводе «Красное Сормово» в Горьком передано флоту три морских ракетовоза — погрузчика пр. 1791 водоизмещением около 4500 т и 1791P «Кальмар» Головной транспорт получил наименование «Амга», два последних отличались от головного, их водоизмещение было около 5500 т. Следящее устройство крана судна обеспечивало безударную погрузку межконтинентальных баллистических ракет на волнении. Грузоподъемность транспорта была рассчитана на 16 МБР или 16 ПКР оперативно-тактического назначения. Самооборона обеспечивалась двумя 25-мм автоматами 2М3М.

Для транспортировки и погрузки более крупных баллистических ракет третьего поколения Р-39 системы «Тайфун» в 1986 г. в Ленинградском Адмиралтейском объединении построен новый ракетовоз-погрузчик (морской транспорт вооружения) пр. 11570 «Садко» (ЦКБ «Коралл», главный конструктор А.П.Шклярук), получивший наименование «Александр Брыкин» (водизмещение 11440 т, размеры 159-162х23,2х5,5 м, скорость полного хода 16,5 узла, дальность плавания 6000 миль, экипаж 148 чел., автономность 30 суток). Транспорт предназначался для приема, хранения, транспортировки и выдачи полностью пригодных и проверенных ракет с комплектующими элементами комплексов ракетного оружия на подводные лодки в местах их постоянного и рассредоточенного базирования. Энергетическая установка состояла из двух дизелей мощностью по 6000 л.с. Для погрузки грузов транспорт оборудован краном грузоподъемностью в 125 т краном грузоподъемностью 12 т, другим оборудованием. Его вооружение состояло из двух ПЗРК «Стрела-3», четырех 30-мм артустановок АК-630 и средств постановки помех ПК-2 и ПК-10. На судне было три трюма следующих размеров: 13х18,5х9 м, на 16 шахт под ракеты Р-39, 7,6х18х5,4 м. По проекту 11570 был построен один транспорт, продолжит серию не успели из-за распада СССР.

В 1968-1973 гг. на «Дальзаводе» во Владивостоке построены два морских транспорта — ракетовоза пр. 1818А (ЦКБ «Айсберг», Приморское ЦКБ, главный конструктор Ю. А. Македон), постройка третьего судна этого типа не была завершена. Также не получил развития разработанный Приморским ЦКБ в конце 1960-х гг. пр. 1818Б морского транспорта — ракетовоза (гл. конструктор Ю.А.Македон).
Плавучие ремонтно-технические базы
Рассредоточенное базирование сил флота требовало создание мощной плавучей ремонтной базы. Учитывая многолетний опыт войн XX века руководством ВМФ СССР было принято решение построить серию плавучих мастерских.
Наиболее крупными судами технического обеспечения, пополнившими флот в 1960-е гг., были плавучие мастерские пр. 725 и 725А. Первая предназначена для ремонта надводных кораблей и дизель-электрических подводных лодок. Проект 725 мастерских разработан в ЦКБ-32 и ЦКБ-17 (гл. конструктор П.П.Милованов). В 1960-1962 гг. на заводе 444 в Николаеве построено три мастерские пр. 725. Две мастерские пр. 725А, построенные там же в 1964-1966 гг., обеспечивали также навигационный и аварийный ремонт атомных подводных лодок. Этот проект разработан ЦКБ-17 и ЦКБ-21 (гл. конструктор В.Н.Семидетнов, затем Д.С.Шаманов). Производственная мощность мастерской водоизмещением 5900 т составляет 250 тыс. нормо-часов в год. Главная энергетическая установка была одновальная с одним дизелем 8РД мощностью 2000 л.с., которая обеспечивала мастерской ход до 12 узлов.
Самыми массовыми плавмастерскими ВМФ СССР стали мастерские различных проектов польской постройки. Первой такой мастерской стал проект В-30 базе углерудовоза полным водоизмещением более 3 500 т (87х12.5х4.9 м). Главная энергетическая установка состояла из паровой поршневой машины мощностью 1 400 л.с., она обеспечивала скорость хода 10.4 узла. Экипаж вместе с ремонтной группой составлял 100 чел. Корабли имели мощное для вспомогательных судов оборонительное вооружение состоявшее из трех 57-мм артустановок типа ЗИФ-31Б. Всего с 1954 по 1958 год было построено 6 кораблей этого проекта. Эти корабли не были достаточно удачными и уже в начале 1960-х гг. часть из них была переоборудована в плавбазы и плавказармы, а в 1970-х гг. многие из них были списаны на слом.
Государственный контракт на изготовление и поставку для нужд Минобороны новейшего транспорта вооружения заключен 15 сентября 2011 года. За основу был взят проект спасательно-буксирного судна проекта 20180 ‘Звездочка’, построенного корабелами ‘Звездочки’ и переданного флоту в июле 2010 года. Новое судно в целом будет повторять архитектурные особенности ‘Звездочки’, но будет длиннее прототипа на 10 метров, а также иметь более совершенное оборудование.

20 декабря 2011 года в Центре судоремонта «Звездочка» состоялась закладка морского транспорта вооружения проекта 20180ТВ для нужд Военно-морского флота. В церемонии, прошедшей в главном стапельном цехе крупнейшего судоремонтного предприятия страны, приняли участие начальник Главного штаба ВМФ адмирал Александр Татаринов, генеральный директор завода Владимир Никитин, проектировщики из ЦМКБ «Алмаз», представители городской администрации, профсоюзной организации и трудового коллектива. 19 ноября 2011 года приказом главкома ВМФ строящемуся морскому транспорту вооружения было присвоено имя «Академик Ковалёв». Инициатива увековечить память выдающегося конструктора подводных атомных стратегических ракетоносцев С.Н.Ковалёва принадлежит трудовым коллективам Центра судоремонта «Звёздочка», ЦМКБ «Алмаз» и ЦКБ МТ «Рубин», ОАО ПО «Севмаш».
Судно усиленного ледового класса предназначено для погрузки, выгрузки и транспортировки морем образцов вооружений. В состав Военно-морского флота России новое судно должно войти в конце 2014 года. По сравнению с аналогами предыдущих поколений, данное судно имеет повышенные мореходные качества, увеличенную автономность и грузоподъемность, большую емкость внутренних помещений, обеспечивающих надежную транспортировку специальных видов оружия в условиях полной безопасности для окружающей среды и людей.
Судно проекта 20180ТВ будет представлять собой транспорт вооружения, в том числе, по некоторым данным, оно будет использоваться для обеспечения новейших атомных ракетных подводных крейсеров типа ‘Борей’ ракетами ‘Булава’.
Основные технические характеристики морского транспорта вооружения пр. 20180ТВ: длина – 107,6 м; наибольшая ширина – 17,8 м; водоизмещение ок 6000 тн; экипаж – 60 человек. Судно способно принимать морские вертолеты Ка-27.

При строительстве судна, использованы новые отечественные технологии военного кораблестроения, позволяющие поднять на новый качественный уровень вопросы автоматизации процессов погрузки и транспортировки оружия.
Накануне Дня ВМФ в конце июля 2014 года на предприятии «Звездочка» (г. Северодвинск) спущен на воду морской транспорт вооружения (МТВ) нового поколения «Академик Ковалёв» (проект 20181), предназначенный для выполнения задач обеспечения вооружением боевых кораблей ВМФ России. Планируется, что морской транспорт «Академик Ковалёв» будет передан в состав Тихоокеанского флота до конца 2014 года. Однако, в конце 2014 года ходовые испытания морского транспорта вооружения «Академик Ковалев» перенесены на следующий год из-за задержки во время строительства. Причиной задержки называется несвоевременная поставка конструкторской документации на стадии строительства судна.

Наиболее удачными и самыми массовыми мастерскими польской постройки стали плавмастериские проектов 300, 301, 303 и 304. Все они были построены в Польше на Щецинской судоверфи с 1963 по конец 1980-х гг. Всего построено более 40 единиц, по проекту 300 — 6, по проекту 301Т — две, по проекту 303 — пять, по проекту 304 — 28. Производственные мощности составляли от 200 000 до 247 000 нормочасов в год. Полное водоизмещение этих ПМ составляло от 2700 до 5600 тонн, одновальная главная энергетическая установка мощностью 2200 — 3000 л.с. обеспечивала скорость полного хода 12-14 узлов. Ремонтников в составе экипажа было от 100 до 160 человек. Первые мастерские серии проектов 300 и 301 имели даже оборонительное вооружение состоявшее из одной 57-мм артустановки ЗИФ-31 Б и двух 25-мм автоматов. Проект 304 перевозил 280 т груза.
Плавмастерские польской постройки активно использовались советским ВМФ на боевой службе с конца 1960-х годов, обеспечивая все типы и классы боевых кораблей.

Для исключения отсутствие нормального обеспечения с берега было принято решение построить серию самоходных судов энергетического обеспечения проекта 305. Эта работа была поручена Щецинской судоверфи в Польше. При полном водоизмещении около 5 400 тонн судно могло обеспечить подачу электроэнергии мощностью более 4 000 кВт, пара 4 т в час, дистиллированной воды и сжатого воздуха. С 1974 по 1977 год на этой верфи было построено 4 судна пр. 305.
В первой половине 1970-х гг. разрабатывались также технический пр. 333 плавучей ремонтно-технической базы баллистических ракет (Невское ПКБ, главный конструктор Ю. А. Македон) и эскизный пр. 933 плавучей ремонтно-технической базы оружия (Невское ПКБ, гл. конструктор Г.Д.Кужельный).

УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ КОМПЛЕКСНОГО СНАБЖЕНИЯ

Выход флота в океан потребовал создания универсальных кораблей комплексного снабжения подводных лодок и надводных кораблей в удаленных районах. ТТЗ на разработку такого корабля было выдано ВМФ в 1967 году ЦКБ «Черномосудопроект». Первый и единственный корабль такого класса пр. 1833 «Пегас», получивший наименование «Березина», построен для ВМФ СССР в 1977 г. на заводе 61 Коммунара в Николаеве. Судно водоизмещением около 25 000 т спроектировано ЦКБ «Черноморсудопроект» (главный конструктор Д. С. Шаманов). Оно было предназначено для комплексного снабжения подводных лодок и надводных кораблей, несущих боевую службу в удаленных районах моря и пунктах рассредоточения. Основные его задачи — обеспечение кораблей зенитными ракетами, противолодочными, артиллерийскими и авиационными боеприпасами, материально-техническим средствами, ЗИПом, продовольствием, топливом и водой.

Передача грузов может осуществляться на ходу на большой скорости в 12-18 узлов при волнении моря до 5 баллов. Для этого корабль был оборудован канатной дорогой, по ней могла осуществляться передача сухих грузов массой до 2,5 т. Передача жидких грузов производилась траверсным и кильватерным способами производительностью 130 т/час. Корабль обеспечивал перевозку личного состава в количестве 182 человек для смены и пополнения экипажей боевых кораблей в море. Это единственное судно вспомогательного флота с газотурбинной установкой. Мощное оружие самообороны со¬стоит из ЗРК «Оса-М», двух двуствольных 57-мм артустановок АК-725 с РЛС управления «Барс», четырех шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 с РЛС «Вымпел» и двух РБУ-1000. На корабле предусмотрено базирование двух вертолетов Ка-25 (Ка-27) в ангарах, которые могли использоваться при передаче грузов.
В дальнейшем, в начале 1980-х гг., предполагалась постройка серии кораблей комплексного снабжения проекта 11611. Но это не случилось из-за нехватки производственных мощностей и большой сложности и трудоемкости.

Кроме перечисленных кораблей и судов обеспечения ВМФ боевую службу и эксплуатацию ракетных подводных лодок обеспечивали разведывательные корабли, спасательные суда, плавучие суда физических полей, гидрографические суда, суда и катера обеспечения системы базирования. суда боевой подготовки, поддержания боевой готовности и повседневной деятельности, плавучие доки и другие.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 25.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
В.П. Кузин, В.И. Никольский «Военно-морской флот СССР 1945-1991″. ИМО, 1996
ВТС «БАСТИОН»

ТРАНСПОРТ ВООРУЖЕНИЯ «АКАДЕМИК КОВАЛЁВ» ПРОЕКТА 20180ТВ
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ ВООРУЖЕНИЯ ПРОЕКТА 1823
ПЛАВУЧАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРОЕКТА 304
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ (1967 — 2006)
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ (1947 — 1966)
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ (КНИГА)
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
СОВРЕМЕННЫЕ МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap