БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА «УЗЕЛ». COMBAT INFORMATION AND CONTROL SYSTEM «UZEL»


БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ
СИСТЕМА «УЗЕЛ»
COMBAT INFORMATION AND CONTROL
SYSTEM «UZEL»

ТТЗ на БИУС «Туча» для АПЛ проекта 667А было выдано Военно- морским Флотом в начале 1960 года Центральному Морскому научно исследовательскому институту (ЦМНИИ) Министерства судостроительной промышленности. Вторую систему такого класса – БИУС «Аккорд» – ВМФ заказал промышленности практически одновременно с «Тучей» в 1961 году в рамках проекта подводной лодки проекта 705.
Обе системы – «Туча» и «Аккорд» – родились одновременно и предшествовали разработке БИУС «Узел». Разработка «Узла» началась позже на пять лет, что обеспечило преемственность этих работ, а завершилась позднее их всего на 2-3 года.
В 1965 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, утвердившее план Основных работ в области военного кораблестроения, где одной фразой была прописана разработка БИУС «Узел».
Работы по созданию первых БИУС дали мощный импульс развитию корабельной вычислительной техники. Результатом работ явилась разработка средств микроэлектроники, внедрение которых обеспечило создание БИУС «Узел» для дизельных подводных лодок. Разработка системы осуществлялась Ленинградским конструкторским бюро Министерства электронной промышленности (ЛКБ МЭП). Главным конструктором БИУС «Узел» Филиппом Георгиевичем Старосом. В работах по «Узлу» Е.И.Жуков был заместителем Главного конструктора по вычислительному комплексу. В.Я. Кузнецов имел такой же статус по общей системе памяти «Узла». Ещё одним заместителем – по средствам наглядного отображения информации – был Э.А. Никитин.
К концу 1966 года эскизно-технический проект был сделан и принят. Был разработан и изготовлен макет пульта штурмана и состыкован с машиной УМ-2С, полученной «в наследство» от работ по космической тематике. Задача счисления пути была запущена на УМ-2С и под управлением с пульта штурмана демонстрировала все свои возможности. Необходимый эффект действующего образца был достигнут, что позволило легче отнестись к некоторым недостаткам проекта. Самым серьёзным из них была проявившаяся в процессе работы над полученными от головного института алгоритмами ограниченность объёмов оперативной памяти и памяти программ-данных. Объяснялось это излишним «замахом» головного института ВМФ в части задач, связанных с использованием аппаратуры, которой не было (а как потом оказалось, и не могло быть) на ПЛ, на которые был сориентирован «Узел». Кроме того, структура УМ-2С накладывала ограничения на возможности расширения объёма памяти. Выходом из этого по- служило неприятное решение о введении сменных блоков памяти для решения задач, не входящих в состав обеспечивающих торпедную стрельбу, – задач определения места и задач гидрологии. Вызывало опасение быстродействие ЭВМ, но в тот период остро этот вопрос не встал.
Председателем комиссии по приёмке был известный подводник, контр-адмирал Герой Советского Союза В.К. Коновалов.
В 1967 году началось рабочее проектирование системы. Практически все разрабатывающие подразделения перешли на полуторасменный режим работы. Особенно досталось программистам.
Оценка быстродействия ЦВК по критерию «время выполнения короткой операции» не давала цифр, превышающих аналогичные в БИУС «Туча» и «Аккорд». Но в «Узле» были два блока, принципы реализации которых обеспечивали распараллеливание процессов обработки данных в вычислителе с процессами обмена с периферийными устройствами системы.
Головной образец БИУС «Узел» был установлен на ПЛ Б-103 проекта 641. Вместо торпедного автомата стрельбы (ТАСа) было решено установить опытовую БИУС «Узел».
Во время разработки БИУС «Узел» ЛКБ прекращает своё существование как самостоятельная организация и входит в состав Научно- Производственного Объединения (НПО) «Позитрон». Производство вычислительных комплексов «Узла» было организовано на Псковском заводе радиодеталей.
Благодаря тесному взаимодействию ученых ВМФ и промышленности, прошедших школу создания первых БИУС, а также внедрению ряда принципиально новых техниче¬ских решений уже в 1973 г. БИУС «Узел» была принята на вооружение подводных лодок ВМФ. «Узел» был принят на вооружение ВМФ с первоочередной установкой на вновь строящуюся ПЛ проекта 641-Б.
Долгое время эта система находится в эксплуатации, не утрачивая своего соответствия требованиям современности и конкурентоспособности на внешнем рынке продукции военного назначения.
Работы по созданию первых БИУС дали новый импульс развитию корабельной вычислительной техники. Результаты работ позволили решить проблему создания на базе внедрения микроэлектроники БИУС “Узел”, которая нашла широкое применение при БИУС“Узел” уже продолжительное время является системой, экспортируемой в Индию, Алжир, Иран и ряд других стран.
Первая отечественная боевая информационно-управляющая система (БИУС) на микроэлементах «Узел» использовалась и продолжает использоваться на 65 дизель-электрических подводных лодках проектов 641Б и 877.
По словам главного, а затем и генерального конструктора подводных лодок проектов 641Б, 877 и 636 Юрия Кормилицина, БИУС «Узел» стала «гигантским прорывом в двух принципиальных направлениях: техническом, поскольку габариты, объем, вес и энергопотребление были значительно уменьшены, а функциональные и эксплуатационные возможности увеличены во много раз относительно тех систем, которые разрабатывались в то время» и «политическом, так как впервые подводникам разрешили выйти за отраслевые барьеры и работать с фирмами другого министерства, т.е. заглянуть и перепрыгнуть через высокий ведомственный «забор», укрепленный секретностью». 2-3 стойки заменили на подлодках тяжелые системы боевого управления. И действовали они значительно быстрее и эффективнее.
Модификации:
• МВУ-110 — боевая информационно-управляющая система «Узел» для ПЛ пр. 641Б
• МВУ-110М — боевая информационно-управляющая система «Узел» для ПЛ пр. 641Б, 877
• МВУ-110М2 — боевая информационно-управляющая система для ПЛ

Источники: Ю.В. Алексеев, Ю.П. Блинов «Корабельные автоматизированные системы управления», В.Л. Васюков, В.Э.Яжбин «Решение военно-научных проблем создания и развития боевых информационно-управляющих систем подводных лодок». Роль российской науки в создании отечественного подводного флота. — 2008, М.П. Гальперин «Подводный интеллект» (https://memoclub.ru/2014/07/6-podvodnyiy-intellekt/), www.oborona.ru, archive.ph/w4znw#selection-481.0-507.50 и др.

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 636 (877ЭКМ)
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА»
БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА «АККОРД»
БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА «ТУЧА»


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap