ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT


МОРСКАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ МРСЦ-1 “УСПЕХ-У». MARINE RADAR SYSTEM OF DESTINATION MRSTS-1 “USPEKH-U”


МОРСКАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ МРСЦ-1 “УСПЕХ-У»
MARINE RADAR SYSTEM
OF DESTINATION MRSTS-1 “USPEKH-U”

Морская система разведки и целеуказания МРСЦ-1 «Успех» предназначена для вскрытия надводной обстановки на обширных пространствах и передачи текущей информации на корабли, подводные лодки и береговые ракетные комплексы для последующего наведения крылатых ракет на точечные, в том числе подвижные цели. Одна из первых в мире боевых информационных систем, работающая в реальном времени. Система имела авиационную и корабельную составляющие комплекса. Разработчик системы — НИИ «Квант», (г. Киев), под руководством В.И. Кудрявцева.
Создание корабельного ударного оружия — противокорабельных ракет — с большой дальностью стрельбы требовало решения задачи обеспечения этого оружия эффективным целеуказанием по надводным целям. Работы по поиску путей решения этой задачи проводились параллельно с работами по созданию ракетного оружия.
Исторически первой была реализована идея об использовании для загоризонтного целеуказания авиационного выносного наблюдательного поста (АВНП) с трансляцией радиолокационного изображения на корабль. Специалистами НИМРИ под руководством Д.Г. Регинского уже к началу 1950-х годов были разработаны основные принципы построения такой системы, а к середине 1950-х годов были завершены эксперименты по определению точности измерения координат цели по транслированному изображению. Последующие работы под руководством Д.Г. Регинского, а затем Р.М. Пиевского привели к постановке в 1960 г. опытно-конструкторской работы по созданию корабельно-авиационной системы (КАС) освещения дальней надводной обстановки и целеуказания ударному оружию на базе АВНП.
Второе направление решения той же задачи предполагало использование пассивного радиолокационного канала обнаружения работающих радиолокационных станций противника. Развитие этого направления стало возможным после изучения упомянутого явления ДТР над морской поверхностью.
Оба направления решения задач освещения надводной обстановки в дальней зоне получили практическое развитие.
Результатом работ по первому направлению стало создание и принятие в 1966 г. на вооружение ВМФ морской радиолокационной системы целеуказания “Успех-У”. Эта система использует в качестве АВНП самолеты Ту-95РЦ и корабельные вертолеты Ка-25Ц, на которых как основное средство обнаружения надводных целей выступает радиолокационная станция.
Постановление Совета Министров СССР от 21 июля 1959 года задало рабочее проектирование и опытное строительство разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ как элемента первой в мире разведывательно-ударной системы, объединявшей надводные корабли, подводные лодки, крылатые ракеты и самолеты путем использования радиоэлектронных автоматизированных устройств передачи данных.
В качестве основы был взят модернизированный самолет Ту-95М с новыми двигателями НК-12М, улучшенной конструкцией планера и повышенными летными данными. С него сняли все бомбардировочное вооружение, включая радиолокационный прицел РБП-4, и противоатомную защиту, а взамен установили оборудование морской системы разведки и целеуказания (МСРЦ) «Успех».
На месте бомбового отсека появился большой обтекатель антенны новой РЛС кругового обзора «Успех», которая имела по тому времени очень высокую мощность и разрешающую способность. Она использовалась для обнаружения и автоматического сопровождения морских и береговых целей, навигации и метеоразведки.
Блоки системы «Успех» занимали почти все пространство огромного бомбоотсека Ту-95 – шесть метров в длину и сечением примерно 1,5х1,5 м. Ее обслуживали два оператора, которые сидели за креслами летчиков в передней гермокабине – там находились пульты управления и контроля системы. Кроме них на борту было два летчика (левый – командир экипажа), два штурмана (в носовой гермокабине и под блистером в ее задней части), а также стрелок-радист и командир огневых установок во второй гермокабине в хвосте самолета. Так было в первоначальном проекте, однако по мере уточнения состава системы и другого оборудования на борту, а также схем его работы многое пришлось поменять. В конце концов на серийном самолете размещение экипажа пришлось изменить, а его состав увеличить. В 1-й гермокабине размещались штурман корабля (ШК) в ее носовой части, командир корабля (КК) на левом кресле в кабине пилотов и на правом кресле помощник командира корабля (ПКК, в обиходе – второй пилот, «правый летчик» или «правак», за ними сидели бортинженер, штурман-оператор, оператор СБД, оператор РТР (средств радиотехнический разведки) и воздушный стрелок – радист ВСР, чье место было под блистером на верхней части фюзеляжа. Во 2-й ГК в хвостовой части находились места оператора станции радиотехнической разведки «Вишня» и последним сидел КОУ – командир огневых установок. Первичный поиск надводных целей можно было выполнять и в «тихом» режиме с помощью станции детальной радиотехнической разведки СРС-4 «Квадрат-2». Она могла обнаруживать, пеленговать и записывать сигналы РЛС вражеских кораблей и судов, работающих на длинах волн от 10 до 500 см. Выполняя маневры типа широких виражей или «змеек», экипаж самолета мог довольно точно определить координаты обнаруженного работающего радара (для этого имелось счетно-решающее устройство и специальный индикатор) и передать их на свой корабль-ракетоносец. Тот, зная положение цели и оставаясь сам невидим за горизонтом и неслышим (соблюдая режим радиомолчания), мог скрытно выйти в зону пуска и нанести внезапный ракетный удар. Блоки станций радиоразведки СРС были смонтированы на месте отсека для подвески осветительных бомб ДЯ-СС, который в отсутствие фотоаппаратов стал не нужен, а антенны скрывались в прямоугольных обтекателях на бортах хвостовой части фюзеляжа.
Самолет-целеуказатель должен был «подхватить» канал наведения ракеты, когда та выйдет из зоны видимости корабля-носителя, и ретранслировать изображение с ее головки самонаведения, а в обратном направлении – поступившую с корабля команду на захват цели головкой. Для этого под кабиной штурмана в носовой части фюзеляжа на месте демонтированной радиолокационной станции РБП-4 «Рубидий» из комплекта бомбардировочного вооружения, а также на концах стабилизатора появились обтекатели антенно-фидерной системы передачи данных «Арфа». Передняя антенна принимала сигнал от головки самонаведения ракеты, система усиливала его, транслировала через антенны на стабилизаторе на борт корабля, принимала с него команду управления, также усиливала ее и отдавала ракете. Специальные устройства могли «отфильтровывать» все основные виды естественных и наведенных противником радиопомех. Разрабатывал систему «Успех» коллектив Киевского НИИ радиоэлектроники под руководством В.И. Кудрявцева (в семидесятые годы созданный им институт превратился в мощнейшее научно-производственное объединение «Квант»).
Установка обтекателей антенн всех этих радиотехнических средств увеличила сопротивление и снизила максимальное аэродинамическое качество самолета на 1,7%. Чтобы обеспечить заданную дальность и продолжительность полета, была предусмотрена система дозаправки топливом в полете типа «Конус». Дальние полеты «обслуживали» принадлежащие Дальней Авиации самолеты-заправщики М-4-II и 3М-II. Правда, на опытном самолете топливная система на момент начала испытаний оставалась пока без изменений и появилась лишь позже – по требованию Заказчика. Приборное оборудование должно было обеспечить полеты в любую погоду днем и ночью над открытым морем. В частности, планировалось установить радиосистему дальней навигации, способную работать по данным станций управления, которые были развернуты как на кораблях, так и на берегу, в том числе и в дружественных странах Азии, Африки и Латинской Америки.
В марте 1960 года Председатель Государственного комитета по авиатехнике П.В. Дементьев подписал приказ о переоборудовании серийного бомбардировщика Ту-95М № 8800510 в опытный образец самолета Ту-95РЦ. Он был изъят из боевого состава Дальней Авиации (эксплуатировался в 409-м ТБАП, база – Узин, Украинская ССР) и перегнан на завод-изготовитель № 18 в Куйбышев. Испытания требовалось начать в первом квартале 1960 года.
Улучшенная по результатам испытаний система морской разведки и целеуказания пошла в серийное производство на предприятиях радиотехнической промышленности СССР под маркой «Успех-У». Она выпускалась как минимум в двух вариантах комплектации – для самолета Ту-95РЦ и для вертолета корабельного базирования Ка-25Ц.
На этапе Генерального конструктора (этап «А» госиспытаний) на доводку комплекса и самолета Ту-95РЦ было выполнено 23 полета общей продолжительностью 107 часов 37 минут.
Второй этап Совместных государственных испытаний прошел с мая по декабрь 1963 года. В ходе «этапа Б», или «этапа Заказчика», экипажами летчиков-испытателей НИИ ВВС были подтверждены заявленные характеристики МСРЦ «Успех» в работе совместно с корабельным оборудованием и ракетами. Ими было выполнено 22 полета общей продолжительностью 212 часов 57 минут, включая полеты на максимальную дальность и продолжительность.
В 1964 году, для проведения испытаний ракеты П-6, был переоборудован один самолёт Ту-16 в летающую лабораторию Ту-16РЦ.

20 февраля 1958 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, поручавшее ОКБ Н.И.Камова разработку противолодочного вертолёта «Д». Проект был готов в 1960 году. Так как габариты и масса целевого оборудования получились значительными, было решено разделить функции и разрабатывать сразу два варианта вертолёта — противолодочный («ДБ») и целеуказания («ДЦ»). В 1963 году на Ухтомском авиазаводе был изготовлен прототип «ДЦ». Его оборудование отличалось меньшим разнообразием, по сравнению с «ДБ» и включало только РЛС кругового обзора и автоматическую систему передачи данных (АСПД). Комплекс разведки и целеуказания «Успех» разрабатывался в киевским НИИ «Квант» с середины 1950-х годов.
Вертолетов Ка-25Ц (первый полёт в 1962 году), оснащённых аппаратурой «Успех-А», было построено около 50 машин. Базируясь на береговых аэродромах всех флотов Советского союза, они активно использовались ВМФ. Носителями вертолёта были крейсеры проекта 58, большие противолодочные корабли проектов 1134 и 1155.
Система «Успех-У» и самолет Ту-95РЦ были приняты на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина от 30 мая 1966 года. С этого момента комплексы ракетного оружия П-6 и П-35 обрели свои полные возможности, и слова о том, что ракеты нашего флота могут уничтожить любого агрессора, перестали расходиться с делом.
К концу 1960-х гг. на борту многих советских ракетных крейсеров появились вертолеты Ка-25Ц, оснащенные аппаратурой целеуказания «Успех-А». Вертолёт базировался на корабле и предназначался для целеуказания. Патрулируя на удалении до 200 км от корабля, обзорная РЛС позволяла обнаруживать цель на расстоянии до 250 км. С помощью аппаратуры АСПД радиолокационная картинка местности передавалась на корабль.
Совместные испытания вертолётной и корабельной аппаратуры продолжались до октября 1965 года. Серийное производство организовано на заводе № 99 в Улан-Удэ. Принят на вооружение авиации ВМФ 2 декабря 1971 года под обозначением Ка-25Ц.
Носители МСРЦ «Успех» вертолеты Ка-25Ц и самолеты Ту-95РЦ были столь же важной частью нашего Флота, как и корабли-ракетоносцы.
По принципам построения эта система не имела зарубежных аналогов. Наряду с успешным практическим разрешением широкополосной трансляции радиолокационного изображения в системе был применен оригинальный способ определения координат целей относительно корабля, исключающий влияние ошибок навигационных комплексов корабля и самолета, за счет чего была достигнута требуемая точность целеуказания. Реализованный в системе метод слежения за АВНП по транслируемому с него сигналу узконаправленной антенной приемного пункта (ПП) и использование для взаимодействия ПП с АВНП лишь кратковременного излучения обеспечивают достаточную скрытность носителя ПП и крылатых ракет, что имеет особое значение в случаях установки приемных пунктов на подводные лодки. Это обеспечивало также, наряду с другими мерами, помехозащищенность системы от преднамеренных помех. Приемными пунктами системы были оснащены надводные корабли и подводные лодки — носители противокорабельных ракет, а также береговые части флотов.
Накопленный за прошедшие годы опыт использования системы “Успех-У” на флотах подтверждает перспективность систем этого типа и предопределяет основные пути повышения эффективности КАС в направлениях усиления боевой устойчивости АВНП, применения в качестве АВНП беспилотных летательных аппаратов, а также за счет размещения на АВНП радиоэлектронных средств с увеличенной дальностью и точностью целеуказания и решением задач классификации обнаруженных целей.
Система “Успех-У” разработана коллективом специалистов под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцева. За ее создание участники разработки И.В. Кудрявцев, В.П. Алексеев, И.Г. Кобылянский, В.Ю. Лапий, Б.М. Хаски, С.Я. Горбунов, Ю.С. Машков, Р.М. Пиевский в 1966 г. были удостоены звания лауреатов Государственной премии.
Самолеты Ту-95РЦ выпускались с установленной аппаратурой постановки активных радиолокационных помех СПС-1 и СПС-2.
В шестидесятые годы несколько самолетов Ту-95РЦ получили новые станции предупреждения СПО-3 «Сирена-2», а вместо кормовой огневой точки была установлена новая станция постановки активных радиолокационных помех СПС-100 «Резеда», которая имела не только прямошумовой, но и импульсно-дезориентирующий режим работы, создавая несколько ложных отметок «целей» и уводя на них ракеты. В производстве разведчик-целеуказатель получил открытое название «изделие ВРЦ». В служебной переписке при упоминании самолета, и всего, что с ним было связано, следовало использовать именно его, однако в документах часто встречалось обозначение «ВЦ» или «МРЦ» – это было не так страшно, поскольку те, кому было положено, и так однозначно понимали, о чем речь. До 1969 года Куйбышевским авиазаводом было сдано 52 серийных «изделия ВРЦ», после чего выпуск «самолета В», то есть всего семейства Ту-95, был закрыт.
Самолёты Ту-95РЦ и вертолеты Ка-25Ц стояли на вооружении до середины 90-х годов. Космическая МКРЦ «Легенда», созданная на замену МРСЦ «Успех», так и не смогла её полностью заменить, так как отличалась нестабильностью функционирования. В настоящее время функции разведки и целеуказания в ближней зоне возложены на самолёты ДРЛО А-50.

Источники: Г.С. Баскаков «Радиоэлектронные средства освещения надводной и воздушной обстановки», Аналогов в мире нет: морская система разведки и целеуказания «Успех-У» (naukatehnika.com), ru.wikipedia.org и др.

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-35
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ П-6(4К88) И П-6М(4К48)
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ НАДВОДНОЙ И ПОДВОДНОЙ ОБСТАНОВКИ (ЕГСОНПО)
МОРСКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВЕДКИ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ «ЛИАНА»
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ (АВИАЦИЯ ВМФ)
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap