АВТОНОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ВИТЯЗЬ-Д». DEEP-SEA AUTONOMOUS UNDERWATER VEHICLE «VITYAZ-D»


АВТОНОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ
АППАРАТ «ВИТЯЗЬ-Д»
DEEP-SEA AUTONOMOUS UNDERWATER
VEHICLE «VITYAZ-D»

03.10.2018
АППАРАТ «ВИТЯЗЬ-Д» БУДЕТ ВЕСТИ ТРАНСЛЯЦИЮ ИЗ МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЫ

Во время погружения на дно Марианской впадины глубоководный аппарат «Витязь-Д» будет вести прямую трансляцию. Об этом в интервью агентству РИА Новости рассказал руководитель проектной группы ФПИ Виктор Литвиненко. Аппарат является совместной разработкой Фонда перспективных исследований и Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин».
Российский морской беспилотник «Витязь», которого планируется отправить осенью 2019 года на изучение Марианской впадины в Тихом океане, будет вести прямую трансляцию с глубины 11 тысяч метров, сообщил РИА Новости руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Виктор Литвиненко.
«Мы стремимся к тому, чтобы картинка передавалась в режиме онлайн. Предполагается, что «Витязь» будет состоять из двух аппаратов: опускается базовая станция в виде капли и вокруг нее работает аппарат. Через базовую станцию будет передаваться информация, которую получит второй аппарат, находящийся в радиусе 150 километров. Надеемся вести прямую трансляцию из бездны Марианской впадины», – сказал Литвиненко.
Как ранее сообщалось, помимо маневрирующего подводного аппарата «Витязь» на дно Марианской впадины планируется опустить донную станцию. С их помощью будет проведено картографирование дна, поиск и классификация объектов, сбор гидрологических данных, фото- и видеопривязка, отбор проб. Благодаря проекту планируется отработать технологии создания экстремальной подводной робототехники.
РИА Новости

16.04.2019

Предварительные испытания беспилотника сверхдальнего плавания «Сарма» начнутся в рамках первого этапа в 2021 году в Белом море, сообщил РИА Новостизаместитель генерального директора — руководитель направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ) Игорь Денисов.
«Планируемый контрольный эксперимент предполагает демонстрацию возможности аппарата пройти десять тысяч километров без всплытия и без использования атомной силовой установки. Автономность получается около трех месяцев. Аппарат делается в модульном исполнении», — сказал специалист.
Заместитель гендиректора отметил, что работы по изготовлению демонстратора «Сарма» начнутся в июле.
Также Денисов рассказал, что глубоководный беспилотник «Витязь-Д», который в четвертом квартале 2019 года должен погрузиться в Марианскую впадину, может создать первую трехмерную карту самого глубоководного желоба Земли.
В ноябре 2018 года президент ОАК («Объединенная судостроительная корпорация») Алексей Рахманов сообщил о ведущихся в России работах по созданию 17 подводных беспилотных аппаратов, некоторые будут иметь дальность автономного хода до 80 тысяч километров.
В октябре того же года Денисов заявило начале строительства демонстратора «Сармы».
«Сарма» предназначена для Северного морского пути. Дрон разрабатывается конструкторским бюро «Лазурит» (Нижний Новгород). Изделие получит не ядерный двигатель, а анаэробную силовую установку.
Автономный аппарат «Витязь-Д» создается конструкторским бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).
Лента.ру

АВТОНОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ НЕОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ «САРМА-Д» СВЕРХДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

10.05.2020

9 мая 2020 года российский новейший автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д», спущенный с борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Фотий Крылов», совершил глубоководное погружение на дно Марианской впадины. Глубина в точке погружения составила около 11 тыс. метров. На дне Марианской впадины аппаратом закреплен вымпел в честь 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
«Витязь-Д» был доставлен на Тихоокеанский флот для проведения испытаний в апреле текущего года. В апреле-мае в акватории Японского моря с борта спасательного буксира ТОФ «Фотий Крылов» для подтверждения заявленных технических характеристик было выполнено несколько глубоководных погружений аппарата.
Заместитель командующего Тихоокеанским флотом по вооружению контр-адмирал Игорь Королёв, комментируя результаты глубоководного погружения, отметил особую важность создания робототехнических комплексов, разрабатываемых по проектам Фонда перспективных исследований для решения как задач Тихоокеанского флота, обладающего наибольшей зоной ответственности среди флотов Российской Федерации, так и для всего ВМФ в целом. По его словам, создание технических средств в рамках проекта «Витязь-Д» позволит решать задачи в интересах Министерства обороны Российской Федерации во всех без исключения районах океана и сформировать базовую платформу для создания перспективных технических средств освоения Мирового океана.
Заместитель командующего флотом также проинформировал, что опираясь на результаты проведенного научного эксперимента командование Тихоокеанским флотом будет ходатайствовать о том, чтобы аппарат «Витязь-Д», созданный коллективом ЦКБ «Рубин», как результат исследовательской деятельности Фонда перспективных исследований, базировался на Тихом океане и работал в интересах ТОФ. «Для этого на Тихоокеанском флоте созданы все необходимые условия: есть большой практический опыт, подготовленные специалисты, техническая база и суда-носители. Не случайно именно во Владивостоке уже дважды проводились всероссийские соревнования по морской робототехнике «Аквароботех». В них приняли участие команды, которые представляли все флоты ВМФ России, Росгвардию, силовые ведомства, разработчиков и производителей подводных роботизированных комплексов», — подвел итог контр-адмирал Игорь Королёв.
Возвращение спасательного буксира «Фотий Крылов» во Владивосток запланировано на вторую половину мая.
Пресс-служба Восточного военного округа

РОССИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ НЕОБИТАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ «ВИТЯЗЬ» ДОСТИГ ДНА МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЫ

12.05.2020
АВТОНОМНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ВИТЯЗЬ» ОПУСТИЛСЯ НА ДНО МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЫ

8 мая 2020 года в 22 часа 34 минуты по московскому времени российский автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь» совершил погружение на дно Марианской впадины. Датчики «Витязя» зафиксировали глубину 10028 метров.
В ходе указанного погружения на дно Марианской впадины доставлен вымпел, посвященный 75-летию победы в Великой отечественной войне.
Аппаратом проведено картографирование, фото и видеосъемка морского дна, изучены параметры морской среды. Продолжительность миссии без учета погружения и всплытия на поверхность составила более 3 часов.
«Витязь» стал первым в мире полностью автономным необитаемым подводным аппаратом, достигшим самой глубокой точки Мирового океана. Он является составной частью комплекса сверхглубоководного погружения, разработка которого была начата в сентябре 2017 года, когда российские судостроители приступили к реализация инновационного проекта создания мобильного морского роботизированного комплекса, предназначенного для проведения научных исследований в любых районах Мирового океана.
Комплекс сверхглубоководного погружения способен работать на предельных глубинах Мирового океана. Свое название он получил в честь научно-исследовательского судна «Витязь», которое на протяжении почти 20 лет являлось флагманом экспедиционного флота СССР.
В состав комплекса «Витязь» входит автономный необитаемый аппарат, глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления. Корабельное оборудование комплекса обеспечивает информационный обмен судна-носителя с подводным аппаратом и донной станцией в режиме реального времени по гидроакустическому каналу. Комплекс полностью соcтоит из комплектующих отечественного производства.
Оборудование позволяет аппарату производить обзорно-поисковую и батиметрическую съемку района, забор проб, гидролокационную съемку рельефа дна, осуществлять измерения гидрофизических параметров морской среды.
В отличие от работавших ранее в этом районе аппаратов Kaiko и Nereus, аппарат «Витязь» функционирует полностью автономно. Благодаря использованию в системе управления аппарата элементов искусственного интеллекта, он может самостоятельно обходить препятствия по курсу, находить выход из ограниченного пространства и решать другие интеллектуальные задачи.
«Проведенное 8 мая погружение на дно Марианской впадины стало первым этапом серии экспериментов «Витязя»», — заявил генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев.
«Это первый из экспериментов, которые запланированы в рамках проекта «Витязь». Он осуществлен совместными усилиями российских судостроителей и научных коллективов РАН при поддержке Тихоокеанского флота. Успех эксперимента подтвердил верность выбранных разработчиками комплекса конструкторских решений, а также продемонстрировал эффективное и плодотворное сотрудничество в рамках широкой кооперации участников проекта», — сказал Андрей Григорьев.
Он поблагодарил все организации отечественной промышленности, участвующие в проекте. По его словам, проект «Витязь» — это дальнейшее развитие отечественных достижений в области создания глубоководных морских автономных комплексов, в том числе не имеющих ограничений по глубине погружения.
В свою очередь, генеральный директор АО «Центральное конструкторское бюро Морской техники «Рубин» Игорь Вильнит заявил, что проект «Витязь» дал возможность проявить все накопленные знания и опыт по созданию роботизированных комплексов и проектированию уникальной техники, не имеющей аналогов в мире, реализовать на практике новые подходы к работе с использованием систем 3D-моделирования и автоматизированного проектирования.
«В ходе работы над проектом «Витязь» был реализован полный цикл создания современной наукоемкой техники от проектирования конструкторскими подразделениями до проведения глубоководных испытаний в удаленных районах Тихого океана. Решение этих задач в короткий срок, который был задан ФПИ, является уникальным опытом для молодых инженеров и конструкторов. Мы благодарим ФПИ за возможность приобрести этот неоценимый опыт и планируем продолжить наше взаимовыгодное сотрудничество», — сказал Игорь Вильнит.
Фонд перспективных исследований

24.05.2020

Во Владивостоке прошла торжественная церемония встречи из дальнего похода спасательного буксира (СБС) Тихоокеанского флота «Фотий Крылов». Главной задачей экспедиции, которая работала на борту буксира стало проведение демонстрационного эксперимента по погружению на дно Марианской впадины автономного необитаемого подводного аппарата «Витязь-Д». Также в ходе экспедиции в акваториях Японского и Филлипинского морей произведены испытательные погружения аппарата на глубины 2400 и 5200 метров.
Аппарат «Витязь» достиг дна Марианской впадины 8 мая 2020 года в 22 часа 34 минуты по московскому времени, датчики зафиксировали глубину 10028 метров. В ходе погружения на дно Марианской впадины доставлен вымпел, посвященный 75-летию Победы в Великой отечественной войне. «Витязь» стал первым в мире полностью автономным необитаемым подводным аппаратом, достигшим самой глубокой точки Мирового океана.
Продолжительность похода «Фотия Крылова» составила 29 суток, за это время судном пройдено более 5200 морских миль.
В честь возвращения экспедиции из дальнего похода на причале в районе Корабельной набережной прошло общее построение экипажей соединения кораблей ТОФ, экипажа СБС «Фотий Крылов» и специалистов, обеспечивавших рекордное погружение.
От имени командования Тихоокеанского флота присутствующих поприветствовал и поздравил заместитель командующего флотом по вооружению контр-адмирал Игорь Королёв. Он назвал миссию аппарата «Витязь-Д» историческим событием, которое открывает большие перспективы по дальнейшему исследованию Мирового океана. Контр-адмирал Королёв выразил надежду на то, что «Витязь» станет перспективной платформой на базе которой будет разработана целая серия глубоководных аппаратов, полезных, в том числе и для Военно-Морского Флота. Заместитель командующего Тихоокеанским флотом вручил экипажу буксира торт, специально изготовленный в форме аппарата «Витязь».
Тихоокеанцев с успешным завершением экспедиции к Марианской впадине также поздравил Генеральный директор АО «ЦКБ морской техники «Рубин» Игорь Вильнит и Генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев. Они поблагодарили экипаж судна и членов экспедиции за отличную слаженную работу и вручили морякам ТОФ памятные адреса.
Церемония встречи завершилась общим прохождением личного состава соединения надводных кораблей ТОФ.
Отдел информационного обеспечения Приморского региона (г. Владивосток)

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

11.06.2020

Глубоководный аппарат «Витязь-Д», совершивший в мае этого года погружение на дно Марианской впадины, действовал по программе-заданию, которое был введено оператором аппарата перед погружением. Об этом в среду в интервью ТАСС рассказал генеральный директор «Рубина» Игорь Вильнит.
«При подготовке к работе оператор вводит программу-задание на выполнение конкретной миссии, после чего аппарат опускается в воду и начинает функционировать по программе автономно. При этом он передает на пульт оператора различную информацию по гидроакустическому каналу связи», — пояснил глава «Рубина».
Глубоководный беспилотник «Витязь» стал первым в мире полностью автономным необитаемым подводным аппаратом, достигшим самой глубокой точки Мирового океана. Это произошло 8 мая в 22:34 по московскому времени. Вильнит отметил, что данный автономный аппарат функционирует с помощью бортовой системы управления, реализующей алгоритмы управления без участия человека.
Ранее ТАСС сообщал, что комплекс сверхглубоководного погружения «Витязь-Д» способен работать на предельных глубинах Мирового океана. В состав комплекса «Витязь-Д» входит автономный необитаемый аппарат, глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления.
Корабельное оборудование комплекса обеспечивает информационный обмен судна-носителя с подводным аппаратом и донной станцией в режиме реального времени по гидроакустическому каналу. Комплекс полностью состоит из комплектующих российского производства.
Сам аппарат способен самостоятельно обходить препятствия по курсу следования, включая выход из ограниченного пространства с использованием в системе управления элементов искусственного интеллекта.
ТАСС

«ПОТРЕБНОСТЬ В ПОДВОДНОЙ РОБОТОТЕХНИКЕ РАСТЕТ». КАКИЕ МОРСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ СОЗДАЮТСЯ В РФ

15.06.2020

«Росэлектроника» раскрыла характеристики камеры КТ-1200, спустившейся на дно Марианской впадины.
Камера, разработанная заводом «Энергия» холдинга «Росэлектроника» (входит в Ростех), выполнила съемку морского дна Марианской впадины во время погружения беспилотного аппарата «Витязь-Д».
КТ-1200 обеспечивает цветное изображение в формате 2К с углом обзора 65 градусов. Благодаря рабочему гидростатическому давлению 127,7 МПа, камера может применяться на глубинах до 12 тыс. м и является единственной российской камерой, способной работать при давлении более 60 МПа.
Ростех

01.09.2020
ФОРУМ «АРМИЯ-2020»: УНИКАЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ВИТЯЗЬ-Д» БУДЕТ МОДЕРНИЗИРОВАН И ПОСЛУЖИТ ВМФ

На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» состоялась презентация автономного необитаемого глубоководного аппарата «Витязь-Д», созданного ЦКБ МТ «Рубин» (входит в Группу ОСК) по заказу Фонда перспективных исследований.
Полномасштабный макет аппарата «Витязь-Д» был представлен в одном из четырех основных выставочных павильонов форума «Армия-2020», непосредственно в кластере ВМФ. Другая, небольшая модель «Витязя» была выставлена на площадке демонстрационного комплекса ОСК в парке «Патриот», сообщает ВТС «Бастион».
Как известно, именно этот полностью автономный необитаемый подводный аппарат 9 мая 2020 года первым в мире достиг самой глубокой точки Мирового океана. — Марианской впадины Продолжительность этой миссии без учета погружения и всплытия на поверхность составила более 3 часов, в ходе нее проведено картографирование, фото и видеосъемка морского дна, а также изучены параметры среды.
Уникальная система дальней звукоподводной связи отработана на глубоководном аппарате «Витязь-Д», сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. «Коммуникация с аппаратом осуществлялась с помощью звукоподводной связи, зарубежных аналогов которой нет. Контакт подводного корабля с беспилотником был непрерывным, в том числе на максимальной глубине более 10 км», — отметил собеседник агентства.
Самолеты, вертолеты и крейсер США следили за погружением российского батискафа в Марианский желоб, сообщил РИА Новости на форуме «Армия-2020» замруководителя направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко, который курирует проект «Витязь-Д».
«Когда мы работали в районе Марианской впадины, недалеко от нас находилось водолазное судно Китая. А утром, когда мы опустили аппарат на дно, когда рассвело, оказалось, что рядом с нами стоит американский крейсер с военно-морской базы Гуам. Он нас сопровождал. Китайцы там работали давно, а американский крейсер пришел вместе с нами и ушел вместе с нами. И следом за нами ходил – куда мы, туда и он», — рассказал Литвиненко.
По его словам, крейсер соблюдал безопасную дистанцию в несколько морских миль от российского судна «Фотий Крылов». «Но над нами постоянно летали разведывательные вертолеты и самолеты. В таких непростых условиях приходилось работать», — добавил Литвиненко.
Комплекс сверхглубоководного погружения способен работать на предельных глубинах Мирового океана. Свое название он получил в честь научно-исследовательского судна «Витязь», которое на протяжении почти 20 лет являлось флагманом экспедиционного флота СССР. В состав комплекса «Витязь» входит автономный необитаемый аппарат, глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления. Корабельное оборудование комплекса обеспечивает информационный обмен судна-носителя с подводным аппаратом и донной станцией в режиме реального времени по гидроакустическому каналу. Комплекс полностью состоит из комплектующих отечественного производства, информирует ВТС «Бастион».
Как рассказал 30 августа СМИ заместитель руководителя направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко, погрузившийся в самую глубокую точку мирового океана аппарат предполагается доработать до уровня подводного космического корабля.
«Продолжаем работу по «Витязю». Продлеваем этот проект еще на два года. Будем его превращать в подводный космический корабль, еще более насыщенный интеллектуальными приборами», — сказал он.
Предполагается сделать глубоководный беспилотник еще более продвинутым в техническом плане, улучшить систему технического зрения.
В тоже время, рассказывая о предыстории комплекса «Витязь», заместитель генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» Андрей Баранов отметил, что накопленные при разработке подводных лодок опыт и компетенции позволяют предприятию создавать уникальные объекты морской робототехники – в том числе гражданского назначения. «И сегодня мы можем заявить, что владеем компетенциями по созданию автономных глубоководных аппаратов, способных работать на любых глубинах в любой точке Мирового океана», – сообщил Андрей Баранов.
В ходе реализации проекта «Витязь-Д» были созданы и внедрены в конструкцию уникальные композиционные материалы, сверхглубоководная гидроакустическая аппаратура, комплексные системы управления, включающие элементы искусственного интеллекта. «Я считаю, что роботизированные аппараты более перспективны для изучения Мирового океана, чем классические обитаемые – особенно на экстремальных глубинах», – заявил Андрей Баранов.
«Витязь-Д», безусловно, стал выдающимся гражданским проектом ЦКБ «Рубин», однако предприятием разработаны и другие передовые робототехнические системы. «На нашем стенде, рядом с побывавшим на дне Марианской впадины «Витязем», представлены и аппараты серии «Амулет», которые работают в прибрежных акваториях на глубинах в 50-70 метров. При своих скромных размерах они тем не менее способны выполнять огромное количество обзорно-поисковых и исследовательских миссий, прежде всего, гражданской направленности», – рассказал Андрей Баранов.
В свою очередь представитель заказчика, заместитель руководителя направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко, заявил о лидерстве российского судостроения в создании морской техники с уникальными характеристиками и поблагодарил ОСК и ЦКБ «Рубин» за самоотверженную работу над проектом. «Без этого наша совместная победа ни за что бы не состоялась. Работать приходилось в суровых условиях», – подчеркнул он, отмечает пресс-служба ОСК.
Разработчики пока не определились с будущими миссиями «Витязя». «Одно точно — это будет не Марианская впадина. Будем искать что-то, что будет интересно для общества и науки», — отметил Литвиненко.
Как отмечает ТАСС, запланированные доработки «Витязя» позволят в разы улучшить его навигационные возможности, сообщил ведущий конструктор ЦКБ «Рубин» Павел Клочков. «Комплекс будет модернизироваться. К нему примкнут небольшие гидроаккустические донные станции. <…> Благодаря этому аппарат сможет выполнять более сложные миссии, так как увеличится точность позиционирования», — сказал он.
Предполагается, что малые донные станции будут расставляться в районе погружения заранее. Благодаря данным от них аппарат «Витязь» сможет более точно дойти до заданной цели, более аккуратно пройти по сложному маршруту.
Глубоководный беспилотник «Витязь» стал первым в мире полностью автономным необитаемым подводным аппаратом, достигшим самой глубокой точки Мирового океана — Марианской впадины. Это произошло 8 мая в 22:34 по московскому времени. Данный автономный аппарат функционирует с помощью бортовой системы управления, реализующей алгоритмы управления без участия человека. Сам аппарат способен самостоятельно обходить препятствия по курсу следования, включая выход из ограниченного пространства с использованием в системе управления элементов искусственного интеллекта.
Как стало известно на форуме «Армия-2020», Военно-морской флот России заинтересован в получении в свой состав необитаемых глубоководных аппаратов серии «Витязь-Д». Флот планирует использовать аппараты в том числе в военных целях, сообщил ТАСС в кулуарах форума «Армия-2020» источник в оборонно-промышленном комплексе.
«ВМФ подтвердил, что хочет получить аппараты серии «Витязь» для использования не только в исследовательских, но и в военных целях», — сказал собеседник агентства.
По его словам, на данном этапе речь идет не о приобретении беспилотников, а о безвозмездной передаче нескольких аппаратов в состав флота от Фонда перспективных исследований (ФПИ).
Источник уточнил, что «Витязь» является беспилотником модульного типа и «на него могут устанавливаться самые различные нагрузки и аппаратура, что обеспечивает возможность его трансформации для боевых задач».
ЦКБ МТ «Рубин» ведет работы по модернизации аппарата «Витязь-Д». Разработчики модернизируют глубоководный аппарат «Витязь-Д», он, в частности, получит существенно больше видеокамер, рассматривается возможность усилить освещении.
Новая версия «Витязя», добавил источник, вероятно, будет способна погружаться без донной станции, потому что аппарат сам поддерживает связь.
На форуме «Армия-2020» появилась информации ТАСС о том, что разработчики глубоководного аппарата «Витязь-Д» планируют создать его вариант большего размера, который будет оснащен руками-манипуляторами. «ЦКБ МТ «Рубин» проработало концептуальный облик новой версии аппарата, она получит увеличенные размеры и манипуляторы для взаимодействия с грунтом и другими объектами на дне моря», — рассказал собеседник агентства.
Он добавил, что новый вариант «Витязя» пока не получил самостоятельного названия.
ВТС «Бастион»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2020

22.09.2020

Блог Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в «В контакте» сообщает, что на сайте всемирно известного Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» появился новый раздел «робототехника». В связи с этим опубликованы новые фотографии автономного беспилотного подводного аппарата «Витязь-Д». На них можно увидеть аппарат на сборке и на мониторе конструктора, информирует ВТС «Бастион».
ЦКБ МТ «Рубин» (входит в ОСК) впервые раскрыло технические характеристики автономного беспилотного аппарата «Витязь-Д», который в мае 2020 года достиг самой глубокой точки Мирового океана, став первым и единственным в мире роботизированным комплексом, погрузившимся на дно Марианской впадины, говорится в сообщении.
В активе «Рубина» насчитывается уже целый ряд морских роботов. На специализированных выставках демонстрировались некоторые из них. Так, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Талисман» длиной всего 65 см способен на глубине до 50 метров заниматься осмотром и поиском, снимая на видеокамеру. Его высокая маневренность существенно упрощает работу. А у робота «Амулет» длиной всего 1,3 метра, который может непрерывно искать и осматривать, в том числе на мелководье, до четырех часов, появился «старший брат» — «Амулет-2», который работает на глубине до 70 метров, хотя размеры беспилотника увеличены совсем незначительно.
В планах «Рубина» создание глубоководных аппаратов, роботов легкого класса, глайдеров, средств освещения подводной обстановки, средств связи и других компонентов, обеспечивающих проведение широкомасштабных научных и исследовательских миссий, отмечает пресс-служба ОСК.

Комплекс «Витязь» предназначен для:
• выполнения обзорно-поисковых и исследовательских задач в придонном слое и на грунте Мирового океана во всем диапазоне глубин, вплоть до глубин 12000 метров
• отработки технологий создания и материалов для перспективных комплексов необитаемых подводных аппаратов для работы в условиях предельных глубин погружения
Состав комплекса:
• автономный необитаемый подводный аппарат для сверхглубоководных погружений (АНПА СГП)
• гидроакустическая донная станция связи и навигации
• корабельная аппаратура управления
Совсем недавно, в конце августа 2020 года, состоялась презентация автономного необитаемого глубоководного аппарата «Витязь-Д», созданного ЦКБ МТ «Рубин» (входит в Группу ОСК) по заказу Фонда перспективных исследований на международном военно-техническом форуме «Армия-2020». Полномасштабный макет аппарата «Витязь-Д» был представлен в одном из четырех основных выставочных павильонов форума «Армия-2020», непосредственно в кластере ВМФ. Другая, небольшая модель «Витязя» была выставлена на площадке демонстрационного комплекса ОСК в парке «Патриот», сообщает ВТС «Бастион».

ХАРАКТЕРИСТИКИ АНПА СГП:
Длина, м 5,7
Диаметр, м 1,3
Масса, т 5,7
Предельная глубина погружения, м до 12000
ВТС «Бастион»


АВТОНОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ВИТЯЗЬ-Д»

Глубоководный автономный аппарат «Витязь-Д» создаётся Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» по заказу фонда.
Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» работает над проектом по созданию аппарата для проведения уникальных научно-исследовательских работ на предельных глубинах до 11000 метров.
В интересах Фонда перспективных исследований АО «ЦКБ МТ «Рубин» в инициативном порядке была выполнена предварительная проектная проработка облика комплекса «Витязь», предназначенного для проведения уникальных научно-исследовательских работ на предельных глубинах до 11000 метров, отработки и создания технических средств для освоения Мирового океана.
В декабре 2017 года Акционерное общество «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (АО «ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург) объявило запрос предложений в электронной форме на изготовление и поставку системы специального наружного освещения мобильного морского роботизированного глубоководного комплекса «Витязь-Д» (шифр «Витязь — СНО»). Максимальная цена контракта составляет 15 млн рублей. Итоги запроса предложений планировалось подвести 9 февраля 2018 года.
Система наружного освещения предназначена для установки на автономном необитаемом подводном аппарате и глубоководной донной станции комплекса »Витязь-Д» для решения задачи обеспечения работы телекамер.
Фонд перспективных исследований (ФПИ) планирует в 2019 году изучить Марианскую впадину с помощью сверхглубокого автономного необитаемого подводного аппарата. Помимо маневрирующего подводного аппарата «Витязь», на дно Марианской впадины планируется опустить на тросе с корабля донную станцию.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АНПА СГП:

Длина, м 5,7
Диаметр, м 1,3
Масса, т 5,7
Предельная глубина погружения, м до 12000

Источники: РИА Новости, Пресс-служба ФПИ, fpi.gov.ru, www.korabel.ru и др.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС «ВИТЯЗЬ» ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ НА ПРЕДЕЛЬНЫЕ ГЛУБИНЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”
ФОНД ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ФПИ)
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БОЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ РОБОТЫ ВМФ РОССИИ
ПОДВОДНЫЕ БЕСПИЛОТНЫЕ РОБОТИЗИРОВАННЫЕ КОМПЛЕКСЫ И АППАРАТЫ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap