ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ СО СКОРОСТНОЙ ПОДВОДНОЙ РАКЕТОЙ ВА-111 «ШКВАЛ». THE WEAPON SYSTEM WITH A HIGH-SPEED UNDERWATER ROCKET VA-111 «SHKVAL»


КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ СО СКОРОСТНОЙ
ПОДВОДНОЙ РАКЕТОЙ ВА-111 «ШКВАЛ»
THE WEAPON SYSTEM WITH A HIGH-SPEED
UNDERWATER ROCKET VA-111 «SHKVAL»

29.05.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: СКОРОСТНАЯ ПОДВОДНАЯ РАКЕТА «ШКВАЛ-Э» НА АРМИЯ-2017

На Международном военно-техническом форуме Армия-2017 на открытой площадке у павильона Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) ГНПП «Регион» представило скоростную подводную ракету «Шквал-Э» из состава комплекса вооружения «Шквал-Э».
Скоростная подводная ракета «Шквал-Э» предназначена для поражения надводных целей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Калибр, мм 534,4
Длина, мм 8200
Масса, кг 2700
Эффективная дистанция стрельбы, км 7
Скорость на марше, м/с 90… 100
Дальность хода, км до 10
Глубина хода на марше, м 6
Угол послезалпового разворота, град ±20
Тип боевой части фугасный
Масса взрывчатого вещества (в ТЭ), кг не менее 210
ВТС «БАСТИОН», 29.05.2019

СКОРОСТНАЯ ПОДВОДНАЯ РАКЕТА «ШКВАЛ-Э» НА АРМИЯ-2017
КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ СО СКОРОСТНОЙ ПОДВОДНОЙ РАКЕТОЙ «ШКВАЛ-Э»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2017


КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ СО СКОРОСТНОЙ
ПОДВОДНОЙ РАКЕТОЙ ВА-111 «ШКВАЛ»

В начале 1950-х годов в НИИ ВМФ родилась идея создания скоростного подводного снаряда, в основу было положено движение в режиме развитой кавитации. Вскоре к реализации предложения была подключена Гидродинамическая лаборатория ЦАГИ. В рамках этих исследований институтами ВМФ и промышленности были проведены научные исследования по темам «Белка» и «Колонок». При их выполнении проводились пуски специальных снарядов на полигоне на Ладожском озере, в 1956 году на канатной дороге и в 1957 году — в свободном движении. На этих экспериментах устойчивое движение наблюдалось на дистанции 500-600 м. По результатам этих НИР для вооружения торпедных катеров ВМФ была задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45.
Тема РКТ-45 дальнейшее продолжение нашла в работах НИИ-1 Минсельхозмаша (сегодня МИТ) в отделе Н.П.Мазурова, проводившихся под руководством К.Г.Осадчиева. Был создан подводный снаряд с РДТТ и с диском-кавитатором в головной части. В дальнейшем к работам были привлечены СНИЛ-1 ЦНИИ-45 им. акад. А.Н.Крылова и ОКБ-182 в г. Каспийске. В результате совместных усилий был создан действующий макет торпеды с гидромотором на твердом топливе. Его испытания были проведены на канатной дороге на озере Иссык-Куль.
Практически параллельно в НИИ-1 под руководством С.С.Бережкова с середины 1950-х годов проводились научные исследования по совмещению работы реактивного двигателя с акустической головкой самонаведения, которая создавалась под руководством А.В.Минаева. Для испытаний были изготовлены реактивные двигатели на базе узлов и агрегатов реактивной авиационной торпеды РАТ-52, находившейся на вооружении торпедоносцев ВМФ. Испытания «изделия» проводились в Феодосии. Они показали, что уровень шума двигателя не превышает 0,1-0,2 бара.
Попытки создать гидромоторный двигатель предпринимались и в НИИ-24, однако вскоре было принято решение перейти на гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Первоначально, со второй половины 1950-х годов, в НИИ-24 проводились исследования по созданию активно-реактивных снарядов с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. В этих снарядах использовалось твердое высокометаллизированное топливо СН-1 на основе магния, в качестве окислителя применяли кислород. Дальнейшие работы по двигателю проводились в направление использования в качестве окислителя – морской воды. НИИ «Прикладной химии» для исследований отработал технологию и создал твердотопливные заряды на гидрореагирующем топливе. Было изготовлено несколько вариантов шашек с наружным диаметром в 40, 140 и 196 мм.
Все выше приведенные исследования создали предпосылки к началу опытно-конструкторской работы, которые в результате много лет спустя привели к созданию скоростной подводной противолодочной ракеты для подводных лодок «Шквал».
В это время было предложено дальнейшие работы по созданию кавитирующих ракет вести в НИИ-400 Минсудпрома (ЦНИИ «Гидроприбор») – традиционном разработчике торпедного и минного оружия ВМФ. Однако из-за отказа руководства этого института Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР головной организацией в 1960 году по скоростным противолодочным ракетам было определено НИИ-24 (НИМИ, гл. конструктор М.С.Меркулов), а тема получила шифр «Шквал». Сам НИИ-24 опыта подобных работ не имел, до этого он занимался разработкой артиллерийских боеприпасов. Из НИИ-1 были переданы результаты исследований и документация по экспериментальному подводному снаряду РТК-45.
Первоначально в НИИ-24 и институтах ВМФ были выполнены исследования, показывающие, что для борьбы с атомными подводными лодками противника можно создать подводную сверхскоростную противолодочную ракету, скорость движения под водой у нее должна была быть в 4-5 раз выше, чем у обычной торпеды.
По предложению М.С.Меркулова для ракеты создавался прямоточно-гидрореактивный двигатель с использованием твердого гидрореагирующее топлива, которое разрабатывалось в НИИ «Прикладной химии» (НИИПХ). Отработка топлива и стендовые испытания двигателей проводились на стендах на о. Коневец. Вскоре была создана первая экспериментальная модификация подводной ракеты М-1, ее образцы изготовлялись на заводе в Алма-Ате.
Доведение «Шквала» потребовало непрерывно совершенствовать конструкцию ракеты. В дальнейшем было создано еще семь модификаций изделия до создания боевой ракеты «Шквал». Были спроектированы, изготовлены и прошли стендовые и морские испытания следующие изделия: М-1, М-3, М3-М, М-4, М4-В1, М4-1М, М-5 и др.
Тогда же для подводных ракет стали подбирать носители. С 1961 года комплекс «Шквал» прорабатывался для установки на малогабаритную АПЛ проекта 705 (проектант СКБ-143 – СПМБМ «Малахит») с корпусом из титанового сплава и реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Но проектирование и строительство АПЛ проекта 705 сильно затянулись, поэтому многие системы оружия были установлены на другие типы подводных кораблей.
Работы по «Шквалу» шли свои чередом. При испытании ракеты М-3 в 1963 году была выявлена необходимость создать двигатель, обеспечивающий жесткие требования при переходе от разгонного участка движения к маршевому без временного разрыва, что не обеспечивалось автономным разгонным двигателем. Созданный вскоре комбинированный двигатель привел к изменению конструкции ракеты и задержке ее отработки.
При работе по теме «Шквал» возникали не только технические проблемы, она стала полем «политических битв». Во время проведения ОКР «Шквал» возникло противостояние некоторых министерств и предприятий, в основном вызванных неудачами при первых испытаниях. Так Минсудпрома и его НИИ — с одной стороны предпринимали попытки закрыть работу, а ВМФ, Минмаш и ЦАГИ с другой стороны настояли на продолжении работ по теме «Шквал».

Новое Постановление Совмина СССР №1111-463 на разработку подводной ракеты «Шквал» вышло 13 октября 1963 года, оно корректировало сроки проведения работ и испытаний. Эскизный проект ракеты был выполнен в 1963 году. Тогда подводная реактивная торпеда «Шквал» должна была иметь дальность стрельбы 15-20 км при скорости хода в 200 узлов, в качестве системы управления предполагалось применить автономную систему, а для боевой части задавался тактический специальный заряд. Для целеуказания использовались данные штатной гидроакустической станции подводной лодки.
Согласно проекта того времени ракета «Шквал» стартовала из торпедного аппарата ПЛ с глубины 30 метров, после выхода из него она поднималась к поверхности воды по пологой траектории и совершала движение на малой глубине вблизи водной поверхности, на заданной дальности ракета резко меняла траекторию движения и резко уходила на глубину, где осуществлялся подрыв боевой части.
Одновременно СКБ-143 было поручено обеспечить решение вопросов по внедрению «Шквала» на АПЛ проекта 705 и разработать проект 613РВ дооборудования ПЛ проекта 613 для проведения испытаний комплекса в корабельных условиях. Разработка проекта 613РВ переоборудования ПЛ «С-65» под «Шквал» была поручена главному конструктору Р.А.Шмакову, эскизный проект корабля был закончен в мае 1964 года. Проектные проработки показали возможность осуществления пусков с ПЛ проекта 613РВ как ракет комплекса «Вьюга» (наш аналог американской системы «Саброк»), так и ракет «Шквала» без существенных переделок самой ПЛ.
Переоборудование ПЛ пр. 613РВ началось в апреле 1965 года. Эта работа была завершена к июню 1965 году силами Черноморского судостроительного завода и предприятия «Эра» в Севастополе, в работах принимали участие специалисты завода «Красное Сормово», ЦКБ-18, НИИ-24 и СКБ-143. После этого с ПЛ проводились испытания РК «Вьюга». В декабре 1965 года дополнительное переоборудование на ПЛ пр.613РВ было продолжено на Морском заводе с участием специа¬листов от СКБ-143 и головного разработчика комплекса НИИПХ (главный конструктор Е.Д.Раков).
Несколько раньше, в 1964 году начались опытные пуски на озере Иссык-Куль с самоходного испытательного стенда с глубин до 30 метров. На модификации опытной ракеты «Шквал» в 1965 году впервые получено устойчивое движение в кавитационном режиме. В конце 1965 года на полигоне в Феодосии завершилось строительство технической позиции для подготовки ракет и была определена трасса стрельбы ими. Испытания должны были подтвердить заложенные в проекте тактико-технические характеристики ракеты, а именно: скорость, дальность, точность и глубину хода по заданному направлению.

В 1969 году нагрянула новая реорганизация, на базе подразделений НИИ-24 (НИМИ) и ГСКБ-47 создается НИИ «Прикладной гидромеханики» (НИИПГМ), который стал и является до сих пор головным разработчиком отечественных подводных ракет. Разработка ракеты «Шквал» НИИПГМ была задана новым Постановлением правительства № 1111-463 от 13 октября 1969 года. Тогда же была заново переработана техническая документация на ракету «Шквал» и в дальнейшем до 1972 года проводились испытания следующей модификации ракеты М-4, председателем междуведомственной комиссией был Ю.В.Панкратов. На первом этапе испытаний был выявлен ряд неполадок в ракете, затем была проведена серия пусков доработанной ракеты с самоходного стенда и с ПЛ пр. 613РВ.
После доработки ракета получила индекс М-5, с 27 января 1972 по 28 мая1976 года было проведено 43 пуска этой ракеты с испытательного стена на озере Иссык-Куль в рамках государственных испытаний. С июня по декабрь 1976 года Госиспытания проводились с ПЛ проекта 613РВ, тогда было выполнено семь пусков ракеты М-5. Ус-пешное завершение на втором этапе дало снование для межведомственной комиссии считать программу испытаний полностью выполненной и рекомендовать комплекс «Шквал» к принятию на вооружение. Дальнейшие испытания проводились на Северном флоте с атомной подводной лодки пр.671РТ (заводской № 625). Всего в процессе создания и испытаний ракеты «Шквал» было проведено свыше 300 пусков, из них 95 % выполнено на озере Иссык-Куль с плавучих испытательных стендов и 5 % с подводных лодок на Черноморском и Северном флотах.

В 1977 году были завершены Государственные испытания и ракета «Шквал» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 29 ноября 1977 года была принята на вооружение ВМФ под обозначением ВА-111 (длина 8,2 м, вес 2,7 т). Вскоре, в 1978 году, началось ее серийное изготовление. «Шквалом» стали оснащаться практически все отечественные атомные подводные лодки второго и третьего поколения.
Ракета «Шквал» состоит из следующих основных частей: боевой части; бортовой системы управления и блоков питания; турбоводометного маршевого двигателя на твердом гидрореагирующем топливе с большой тягой; твердотопливного стартового двигателя на твердом гидрореагирующем топливе; отклоняемых поверхностей управления с приводами.
Основным исполнителем по теме «Шквал» было НИИ ПГМ, большой вклад в создание ракеты внесли: Гидродинамическая лаборатория ЦАГИ (научный руководитель Г.В.Логвинович), КБ Киевского завода №308 им. Петровского (Гл. конструктор системы управления И.М.Сафонов), НИИ «Прикладной химии» (руководители Н.А.Силин и Е.С.Шахиджанов), Пермское НПО им. Кирова (руководители Л.Н.Козло¬в и В.И.Колосников), Завода им. Кирова в г. Алма-Ата (руководители А.Н.Соловьев и В.А.Шнурников), НИИ Геодезия (директор Н.Д.Зубов), Завод им. Пятидесятилетия Октября (производство бортовой автоматики), Казанского бюро «Штепсельных разъемов», Институт Автоматики и Телемеханики (ИАТ, руководитель В.А.Трапезников), НИИ «Гидродинамики» Сибирского отделения АН (руководитель М.А.Лаврентьев), СКБ-143 — СПМБМ «Малахит», ЦКБ-18 — ЛПМБ «Рубин», СКБ-203 — Государственное КБ компрессорного машиностроения (ГКБКМ, гл. конструктор А.И.Яскин, комплекс наземного оборудования), Киевское КБ «Луч» (Гл. конструктор А.А.Горовой, станция контроля), ЛКИ, МВТУ, МАИ и др.
Совершенствование ракеты «Шквал» было продолжено в 1980-х годах, тогда появились варианты «Шквал-15» («Шквал-15Б»). По понятным причинам («перестройка», развал СССР) разработка новых вариантов системы сильно затянулась.

Однако в 1992 году правительство РФ приняло решение разрешить продажу ракет «Шквал» на экспорт, это могло «помочь» продолжению и завершению работ по новым вариантам этой системы. Подводная ракета «Шквал» впервые была представлена на международной выставке вооружений в Абу-Даби в 1995 году, тогда ГНПП «Регион» (гл. конструктор Г.В.Уваров) предложил на экспорт подводную ракету «Шквал-Э» (длина 8200 мм, калибр 534,4-мм, вес – 2700 кг) для поражения надводных кораблей. Эффективная дальность стрельбы – до 10 км, скорость хо¬да «Шквал-Э» — до 200 узлов (90-100 м/с). Ракету предлагается применять с подводных лодок, надводных кораблей и с береговых установок. Согласно рекламе, «Шквал-Э» не имея аналогов, обладает высоким поража¬ющим действием, сочетающим нанесение ущерба как от взрыва ВВ, так и от кинети¬ческого воздействия на цель.
Скоростная подводная ракета «Шквал-Э» имеет основные части и конструкцию аналогичную «штатному» «Шквалу». В зависимости от условий применения и технических требований, по желанию заказчика, могут быть изменены калибр, длина и масса ракеты.

Есть интерес к отечественным подводным ракетам и в других стран. Более двух лет канадская разведка вела переговоры с Киргизией о продаже ей ракет «Шквал», сумма контракта оценивалась в 6-10 млн. долларов, предполагалось закупить пять ракет и документацию к ним. Сделка сорвалась по не выясненным причинам еще в 2000 году.
Еще одна быстро развивающаяся держава пытается завладеть передовыми военными технологиями. С конца 1990-х годов Китай вел переговоры с Казахстаном о закупке подводных ракет «Шквал», которые там проходили испытания. Сегодня есть информация, что Казахстан продал Китаю до 40 таких ракет. Поэтому получается, что в настоящее время подводные ракеты «Шквал» имеются у России, Украины, Казахстана и вероятно Китая.
После недавних испытаний иранской скоростной торпеды становится очевидно, что среди морских держав остается определенный интерес к подводным ракетам и с годами он не утихает. В тоже время Россия обладает в этом направлении значительными успехами и достижениями. Понятно, почему иностранные разведки пытаются побольше получить информации о наших подводных ракетах и технологии их проектирования и производства. Как известно, за это в 2000 году даже был осужден американский гражданин Э.Поуп.
Руководитель российской компании «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов заявил, что к 2025 году ВМФ РФ может получить на вооружение модифицированную торпедо-ракету «Шквал». Данная новость фактически свидетельствует о том, что вскоре вся военно-морская доктрина стран Запада стоит на грани полного развала перед технологиями и мощью российского оружия.
Создание данного изделия осуществляется в рамках государственного оборонного заказа на выполнение опытно-конструкторской работы «Хищник».

Модификации:
— М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
— М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
— ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..
— ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется и в 2015 г
— «Шквал-15» и «Шквал-15Б» — в разработке, с дальностью пуска 15 км

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик НИИ-24 (НИИ ПГМ, НПО «Регион»)
Главный конструктор М.С.Меркулов,
с 1968 года — В.Р.Серов,
с 1969 года — Е.Д.Раков, в настоящее время — Г.Уваров
Изготовитель опытные ракеты Алма-Атинский з-д им Кирова, Алма-Атинский завод «Гидромаш» НПО «Регион»
Тип комплекса с подводной высокоскоростной противолодочной ракетой, на экспорт предлагается противокорабельная ракета «Шквал-Э»
Состояние принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 29 ноября 1977 года , серийное производство начато в 1978 году
Тип ракеты ВА-111(серийная), М-5 (опытная с 1972 года), М-4 (опытная с 1964 по 1972 год)
Корабль-носитель ПЛ проекта 613РВ (испытания), все АПЛ второго и третьего поколения
Боевая часть:
— тип СБЧ или фугасная (экспортный вариант «Шквал-Э»)
— мощность заряда, кт 15-18
(по зарубежным данным — 200 и 300)6
— вес, кг 210 (тротиловый эквивалент при использовании фугасной БЧ)
— глубина подрыва, м до 200
Система управления автономная
— разработчик Киевское СКБ-308
— гл. конструктор И.М.Сафонов
— изготовитель завод №308(г.Киев)
Органы управления рули
Тип старта из торпедного аппарата
Глубина старта, м до 30
Глубина хода, м 10 (8-12)
Дальность стрельбы, км до 7-12 (по проекту — 15-20, 6 миль)
Скорость хода, узл. 194-200 (по ТТЗ) (90-100м/с)
Отклонение по скорости +5% Vmax
Точность стрельбы(КВО), м 1 %D
Число ступеней 1
Длина ракеты, м 8,2
Макс. диаметр корпуса, м 0,5334
Стартовый вес, т 2,66-2,7
Стартовый двигатель:
— тип РДТТ
— топливо твердое гидрореагирующее
разработчик НИИПХ
Маршевый двигатель:
— тип реактивный турбоводометный
— топливо твердое гидрореагирующее
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип специальный
533-мм торпедный аппарат
Разработчик ЦКБ-18

Средства целеуказания ГАС подводной лодки

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 28.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Долгое рождение «Шквала», ВПК №15 (131) 19 – 25 апреля 2006 года
2. Карпенко А.В. «Реактивные торпеды и подводные ракеты», ВТС «Бастион» №5, 2001 г.
3. Карпенко А.В. «Подводные ракеты — национальное оружие России», ВПК №7 (74) от 23 февраля -1 марта 2005 года
4. Карпенко А.В. «Подводные ракеты для кораблей» ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
5. Карпенко А.В. «Подводные ракеты против американской агрессии» ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
6. «Головная подводная лодка проекта 671РТ, изменение к спецификации» — СКБ-143, 1966
7. «Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997
8. Р.А.Шмаков «К истории создания противолодочных комплексов «Вьюга», «Водопад», «Ветер», «Шквал» — «Гангут» 1998
9. China buys Shkval torpedo from Kazakstan — JDW от 26 августа 1998 года
10. Е.Шахиджанов «ГНПП «Регион»: высокоточное управляемое оружие» — «Военный Парад» май-июнь 1999
11. «Дайджест зарубежной прессы. ВМС и кораблестроение» — СПб, ЦНИИ им. А.Н.Крылова, выпуск №20, 1998 год
12. 11. «Каталог оружие России», том VI «Высокоточное оружие», М: «Военный Парад», 1996-1997
13. «История. События, Техника, Люди», М: ГНПП «Регион», 1999
14. Shkval-E high-speed underwater rocket — рекламный проспект ГНПП «Регион», МАКС-99
15. «Шквал» — гроза кораблей и подлодок» — «Красная Звезда» октябрь 1999
16. Комерсант №227 от 2 декабря 2000
17. «Западу наши торпеды оказались не по карману» — «Известия» от 11 января 2001
18. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит». Том 1. Специальное конструкторское бюро № 143 — Союзное проектно монтажное бюро машиностроения 1948-1974 годы. СПб: Гангут, 2002 г.
19. Вооружение и военно-морская техника России. М: Военный Парад, 2003
20. bmpd.livejournal.com
21. http://militaryrussia.ru
22. http://www.russianarms.ru

СКОРОСТНАЯ ПОДВОДНАЯ РАКЕТА «ШКВАЛ-Э» НА АРМИЯ-2017
УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДВОДНАЯ РАКЕТА «ХИЩНИК» (»ХИЩНИК-М»)

КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ СО СКОРОСТНОЙ ПОДВОДНОЙ РАКЕТОЙ «ШКВАЛ-Э»

ПОДВОДНАЯ РАКЕТА «ХУТ» (ИРАН)

ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ ПРОТИВ АМЕРИКАНСКОЙ АГРЕССИИ

ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ ДЛЯ КОРАБЛЕЙ

РЕАКТИВНЫЕ ТОРПЕДЫ И ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ

РЕГИОН ГНПП

КОРПОРАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap