ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ТУРАЕВСКОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНООЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «СОЮЗ»

TURAYEVO MASHINOSTROITELNOOE DESIGN BUREAU «SOYUZ»

21.08.2015

Тушинское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» ведет разработку перспективного авиадвигателя тягой 2,5 тонны. Об этом сообщил Интерфаксу-АВН генеральный директор КБ Александр Пузич. «Этот проект реализуется по трехлетнему госконтракту с министерством промышленности и торговли. Завершить ОКР (опытно-конструкторские работы) планируется в четвертом квартале текущего года», — сказал собеседник агентства.
По словам А.Пузича, новый авиадвигатель предназначен для установки на легкие боевые самолеты типа Як-130, а также на перспективные беспилотные летательные аппараты. По оценке специалистов Центрального института авиационного моторостроения, перспективный авиадвигатель разработки ТМКБ «Союз» намного выше по техническому уровню и основным характеристикам украинского двигателя АИ-222-25, устанавливаемого сейчас на серийные самолеты Як-130.
Специалисты также отмечают относительную технологическую простоту освоения его серийного производства. А.Пузич сообщил, что новый авиадвигатель создается на базе газогенератора РД-1700. В нем также использованы наработки, полученные при проектировании РД-2500. Новая силовая установка будет оснащена современной отечественной цифровой системой электронного управления.

ТУРАЕВСКОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНООЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «СОЮЗ»
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130


ТУРАЕВСКОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНООЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «СОЮЗ»

Тураевское машиностроительноое конструкторское бюро «Союз» образовано 01.08.1964. Первая специализация предприятия – создание жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), в том числе двигателей малой тяги (ЖРДМТ), и на их основе — двигательных установок для космических аппаратов. Одним из первых ЖРД, созданных коллективом, в последствии перешедшим в ТМКБ «Союз», был двигатель Р201-300 для противокорабельной ракеты Х-22 «Буря».
Две принципиально новые конструктивные концепции, разработанные в ТМКБ «Союз», позволили придать космическим аппаратам новое качество – совершать длительный управляемый полеты маневрировать на орбите. В основе этих концепций находятся:
— ряд жидкостных ракетных двигателей малой тяги от 0,04 кгс до 40 кгс, повысивших более чем в 5 раз энерговооруженность систем ориентации, стабилизации и коррекции КА;
— сферические топливные баки с металлическими вытеснительными диафрагмами, обеспечивающие надежную подачу компонентов топлива в двигатели в условиях невесомости и гарантированное разделение газа наддува и жидкого топлива в течение многолетней эксплуатации в космосе.
Дальнейшим развитием надежной топливной системы явилось создание топливных баков цилиндрической формы с металлическим сильфонным вытеснителем, что существенно расширило компоновочные возможности для различных КА.
При разработке изделий космической техники был реализован большой комплекс оригинальных конструкторских решений.
Двигатели и двигательные установки ТМКБ «Союз» участвовали в следующих престижных программах:
• перехват космической цели,
• глобальная морская разведка,
• раннее обнаружение старта баллистических ракет,
• старт космических аппаратов с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли к Луне и другим планетам Солнечной системы,
• облет Луны с фотографированием ее обратной стороны,
• экспедиция за лунным грунтом,
• доставка «Луноходов» на Луну,
• стабилизация орбитальной обитаемой космической станции «Алмаз»,
• стабилизация аналога космического самолета «БОР»,
• коррекция стационарной орбиты спутников связи «Грань», «Экран» и «Горизонт», решивших, в частности, проблему трансляции телевидения на раннее не доступные районы России.
Следующим тематическим направлением предприятия явилось создание форсажных камер и регулируемых сопел для ВРД и прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД). В рамках этого направления была выполнена разработка форсажной камеры и всережимного регулируемого сопла для двигателя РД-33 самолета Миг-29. Здесь впервые были реализованы две новые идеи: карбюраторная ступень подачи топлива в форсажную камеру и управление положением критического и выходного сечения сопла с помощью двух замкнутых гирлянд гидроцилиндров. Было создано всережимное регулируемое сопло для двигателя Д-30Ф6 самолета МиГ-31.
Дальнейшим развитием воздушно-реактивной тематики стало создание ПВРД для сверхзвуковых крылатых ракет. В процессе разработки ПВРД в ТМКБ «Союз» впервые была реализована концепция расположения твердотопливного ускорителя внутри камеры сгорания ПВРД. После окончания работы ускорителя его корпус выбрасывается из камеры сгорания ПВРД скоростным напором. Благодаря высоким энергетическим характеристикам и широкому диапазону работы двигателя ракеты с ПВРД разработки ТМКБ «Союз» не имеют аналогов в мире. Такими двигателями являются:
• ЗД81 и ЗД83 для ракет ЗМ80 и ЗМ82 корабельного комплекса «Москит»,
• 31ДП для семейства сверхзвуковых крылатых ракет класса «воздух-поверхность» Х-31,
• ПВРД для гиперзвуковой экспериментальной летающей лаборатории «ГЭЛА» с полетным числом Маха 4,5.
С конца 1980-х годов ТМКБ «Союз» проводит широкомасштабные исследования проблем высокоскоростных ПВРД. На собственных стендах предприятия, в ЦАГИ и ЦИАМ были экспериментально исследованы различные способы топливоподачи и оптимизирована геометрия камеры сгорания, определена зависимость полноты сгорания от типа впрыска, геометрии проточного тракта и условий на входе в камеру сгорания.
Сегодня ОАО ТМКБ «Союз» входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», что обеспечивает устойчивость его деятельности и создает широкие возможности для дальнейшего развития предприятия.

ПРОДУКЦИЯ
• ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА И ВСЕРЕЖИМНОЕ РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ РД-33 САМОЛЕТА МИГ-29
• ИС — КОМПЛЕКС ПРОТИВОКОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ С КОСМИЧЕСКИМ АППАРАТОМ «ИС».
• Х-31П
• Х-31А
• РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
• ПРЯМОТОЧНЫЕ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ.
• ВСЕРЕЖИМНОЕ РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ Д-30Ф6 САМОЛЕТА МИГ-31

ПРЯМОТОЧНЫЕ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, РАЗРАБОТАННЫЕ ОАО ТУРАЕВСКИМ МКБ «СОЮЗ»
3Д80. СПВРД ИНТЕГРАЛЬНОГО ТИПА.

Впервые в мире реализована схема размещения внутри камеры сгорания ПВРД корпуса твердотопливного стартового двигателя, который покидает камеры сгорания ПВРД после выработки топлива РДТТ. Указанные двигатели не имеют зарубежных аналогов.
Установлен на крылатой ракете 3М80 ОКБМ «Радуга».

3Д81. СПВРД ИНТЕГРАЛЬНОГО ТИПА.

Начало разработки – 1975 год.
Обеспечивает маршевый полет ракеты со скоростью М=2,25 на высоте H=5…10м над уровнем моря. Оригинальными конструктивными особенностями являются раскладывающиеся стабилизаторы пламени V-образного сечения с топливными коллекторами и размещение внутри камеры сгорания ПВРД стартового твердотопливного двигателя, корпус которого под действием скоростного напора выбрасывается из камеры сгорания ПВРД после выработки стартового топлива.
Техническая характеристика:
Удельный импульс (маршевый режим), кгс,с/кг…1200
Серийное производство с 1983 года.
Установлен на крылатой ракете «корабль-корабль» 3М80 ОКБ «Радуга».

3Д83. СПВРД ИНТЕГРАЛЬНОГО ТИПА.

Двигатель представляет собой модификацию базового двигателя 3Д81.
Конструктивные особенности: разработано и внедрено в конструкцию регулируемое двухпозиционное сопло, для привода которого используется энергия основного потока газа.
Двигатель 3Д81 и 3Д83 не имеют зарубежных аналогов.

31ДПК. ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ РДТТ И СПВРД.

Начало разработки – 1977 год.
В состав ДУ входит стартовый РДТТ 31ДП и маршевый СПВРД 31ДП. Стартовый двигатель располагается внутри камеры сгорания СПВРД. После отработки стартового топлива корпус РДТТ покидает камеру сгорания СПВРД под действием скоростного напора набегающего потока воздуха. Маршевый двигатель 31ДП оснащен оригинальной автоматической системой многоразового розжига с оптическим сигнализатором горения. Эластичный разделитель топливного бака обеспечивает минимальный невырабатываемый остаток топлива и надежную подачу его в камеру сгорания при действии знакопеременных перегрузок. Фронтовое устройство выполнено в виде единого блока со стабилизаторами V-образного профиля, топливными коллекторами земного и высотного режимов и общим коллектором карбюрированного топлива.
Двигатель 31ДП не имеет зарубежных аналогов.
Серийное производство с 1986 года.
Обеспечивает разгон ракеты и маршевый полет в диапазоне скоростей М=1,8…3,5 и высот Н=0…16,5км. При скорости полета М=2,5 и высоте Н=10 км двигатель 31ДП имеет максимальные значения коэффициента тяги 0,8 и удельного импульса 1300 кгс,с/кг.
Устанавливается на крылатой ракете «воздух-земля» Х-31.

ИСТОРИЯ
История Тураевского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» началась 1 августа 1964 года, когда Министерством авиационной промышленности на базе ОКБ-300 академика Сергея Константиновича Туманского было учреждено новое КБ, которое сначала носило название «Почтовый ящик 1864». Новое предприятие расположилось в подмосковном посёлке Тураево, где уже имелась производственная база.
Основной задачей конструкторского бюро была разработка и создание жидкостных ракетных двигателей малой тяги, а затем на их основе – двигательных установок ориентации и стабилизации космических аппаратов на орбите и коррекции орбиты КА. К концу 50-х годов отечественная космическая отрасль вплотную подошла к созданию управляемых искусственных спутников Земли, для которых было предложено создать жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ) на двухкомпонентном топливе, что увеличивало запас энергии на борту космического аппарата в 4-5 раз. Кроме этого, жидкостные ракетные двигатели требовались и для оснащения крылатых ракет, входивших в боекомплект военной авиации. Для решения этой задачи в ОКБ Сергея Туманского в течение нескольких лет формировался коллектив, состоящий из опытных и молодых талантливых учёных.
Первым главным конструктором и руководителем ТМКБ «Союз» стал одарённый конструктор Владимир Георгиевич Степанов, который создал организацию, включающую в себя собственно конструкторское бюро, производство и испытательную службу, а также организовал процесс создания новых изделий, не имеющих аналогов в мире. На полигоне близлежащего посёлка Фаустово был построен стендовый комплекс для испытаний жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок (ДУ). Таким образом, Владимиру Степанову удалось замкнуть на одном предприятии весь цикл создания ЖРДМТ и ДУ – проектирование, изготовление и экспериментальную отработку новых изделий.
В сжатые сроки были созданы первые в мире жидкостные ракетные двигатели тягой 0,6 кГ и 10 кГ, а также ЖРД для военно-воздушных сил. Двигатель Р201-300 предназначался для крылатой ракеты Х-22, а Р209-300 – для ракеты мишени (ОКБ главного конструктора А.Я.Березняка).
Реализация космической программы ТМКБ «Союз» началась с разработки для двигательной установки для космического аппарата «Истребитель спутников». При создании этих изделий был реализован целый ряд новых конструкторских решений:
• на порядок повышена эффективность системы ориентации, стабилизации и коррекции космического аппарата за счет создания ЖРД малой тяги;
• обеспечена надежная подача жидких компонентов топлива в условиях невесомости благодаря первым в мире сферическим бакам с металлическими разделительно-вытеснительными диафрагмами;
• обеспечено минимальное смещение центра масс космического аппарата по мере выработки топлива.
В дальнейшем семейство двигательных установок ТМКБ «Союз» пополнилось ещё рядом моделей. В 1967 году появилась двигательная установка 11Д79, обеспечивающая и сегодня старт космических аппаратов в условиях невесомости с промежуточной орбиты к планетам солнечной системы, а также ДУ 100, 101, 98, 113, предназначавшиеся для различных модулей лунной экспедиции.
Коллектив предприятия рос, накапливался опыт в космическом двигателестроении. Продолжалась активная работа по доводке ЖРД малой тяги, в конструкцию которых вносились принципиальные изменения. Двигатели тягой 10 кгс успешно использовались для обеспечения ориентации и стабилизации аппарата «Луна-16», впервые в мире в автоматическом режиме в сентябре 1970 г. Забор лунного грунта с доставкой его образцов на Землю. ЖРДМТ, разработанные и изготовленные в ТМКБ «Союз», обеспечили мягкую посадку автоматических аппаратов серии «Луноход» на поверхность Луны. Эти двигатели обеспечили ориентацию и стабилизацию беспилотного орбитального ракетоплана («БОР»), являющегося аналогом космического самолета, перед входом в верхние слои атмосферы и на начальном участке спуска на Землю.
Двигатели тягой 40 кгс; 20 кгс; 2,5 кгс входили в систему ориентации, стабилизации и коррекции орбитальных обитаемых станций «Алмаз», пилотируемых экипажами П.Р.Попович – Ю.А.Артюхин и Б.В.Волынов – В.М.Желобов.
В 70-е годы ТМКБ «Союз» параллельно с космической тематикой освоил новое тематическое направление – прямоточные воздушно-реактивные двигатели, в процессе работы над которыми коллективом ОКБ впервые в мире была реально воплощена концепция размещения ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) с автономным корпусом внутри камеры сгорания ПВРД. После окончания работы ракетного двигателя, его корпус выбрасывается из маршевой камеры скоростным напором.
Первым в этом ряду стал двигатель 3Д81 для ракеты класса «корабль-корабль» 3М80 ударного комплекса «Москит». В дальнейшем была проведена его модернизация и на этой основе создан двигатель 3Д83 для ракеты 3М82, отличающийся наличием регулируемого двухпозиционного сверхзвукового сопла. Концепция размещения стартового твердотопливного ускорителя внутри камеры сгорания ПВРД нашла дальнейшее развитие при проектировании прямоточных воздушно-реактивных двигателей в ТМКБ «Союз», а также стала использоваться в разработках других предприятий.
Одновременно с этим была создана форсажная камера с регулируемым соплом для самолёта МиГ-25, а затем и МиГ-29.
Продолжалась также работа и над совершенствованием жидкостных реактивных двигателей малой тяги. Был создан целый ряд ЖРДМТ тягой от 40 кгс до 40 гс. Последний из них, 11Д444, до сих пор не имеет мировых аналогов. Он является рекордсменом среди жидкостных реактивных двигателей не только по минимальному уровню тяги, но и по продолжительности непрерывного огневого включения в космосе, которая составляет 100 часов. Этот двигатель в составе ДУ 11Д78, разработанной конструкторами ТМКБ «Союз» в 1978 году, использовался в реализации программы вывода на орбиту стационарных спутников связи.
С 1979 года в ТМКБ «Союз» совместно с ЦИАМ им. П.И.Баранова велись разработки осесимметричного двухрежимного ПВРД на углеводородном топливе для перспективных беспилотных летающих аппаратов на водороде по программе «Холод».
В 80-х годах конструкторское бюро завершило работу над ещё одним прямоточным двигателем – 31ДП, которым и сегодня оснащаются не имеющие аналогов сверхзвуковые крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31А (противокорабельная) и Х-31П (противорадиолокационная). В октябре 1988 года успешно закончились испытания единственного в своём роде ПВРД для гиперзвуковой экспериментальной летающей лаборатории ГЭЛА с полетным числом Маха 4.5.
В 1991 году ТМКБ «Союз» приступило к масштабному проекту высокоскоростных прямоточных воздушно-реактивных двигателей для пилотируемого летательного аппарата по программе Российского космического агентства «ОРЕЛ-2-1». Во время многочисленных стендовых экспериментов проведена поузловая отработка воздухозаборников, камер сгорания и сопел в условиях, соответствующих полетным числам Маха от 3.5 до 7, исследованы способы топливоподачи и форма форсунок, установлена оптимальная геометрия камер сгорания. Определены также полнота сгорания в зависимости от типа впрыска, геометрии проточного тракта и условий на входе в камеру сгорания, зависимость задержки воспламенения и границы самовоспламенения от температуры и числа Маха на входе.
Политические изменения в России в период с 1991 по 2001 годы привели к спаду во всей отечественной экономике, и в оборонной промышленности в частности. Значительно сократился государственный заказ, а вместе с ним прекратилось и финансирование научных исследований. Но, несмотря на сложные экономические условия Тураевское предприятие продолжало изыскания в области двигателестроения для космоса и обороны.
В соответствии с указом Президента РФ №721 от 1 июля 1992 года государственное предприятие Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» было преобразовано в ОАО «ТМКБ «Союз». Акционерное общество зарегистрировано постановлением Главы администрации г. Лыткарино Московской области № 227-П от 23 марта 1994 года (свидетельство № 05-445).
В рамках государственной программы реформирования оборонного комплекса 24 января 2002 года вышел указ Президента РФ № 84. Согласно этому документу, а также постановлению Правительства РФ № 149 от 13 марта 2002 года, ОАО «ТМКБ «Союз» вошло в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
В настоящее время ОАО Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» является одним из основных российских разработчиков двигателей для космоса и ВПК. Предприятие располагает структурой, позволяющей полностью замкнуть цикл создания двигателей и двигательных установок для летательных аппаратов. Это конструкторское и технологическое бюро, опытное и мелкосерийное производство, экспериментальная база, включающая в себя лабораторию прочностных динамических и статических испытаний, стенды для огневых испытаний ЖРДМТ и ПВРД. Научно-технический, конструкторский и производственный потенциал позволяет не только постоянно совершенствовать уже выпускающиеся двигатели, но и проводить исследования в области высокоскоростных прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

140080, Московская область, г. Лыткарино, промзона Тураево, строение 10.
Тел.: (+7 495) 555–08–77
Факс: (+7 495) 555–08–77
E-mail: info@tmkb-soyuz.ru

http://www.tmkb-soyuz.ru

АВИАЦИОННАЯ ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-РЛС» Х-31ПД
АВИАЦИОННАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА Х-31АД
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МОСКИТ» С ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТОЙ П-100 (3М80)
КОРПОРАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap