ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



ЗЕНИТНЫЙ ПУШЕЧНО-РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТУНГУСКА»
ANTI-AIRCRAFT GUN-MISSILE COMPLEX «TUNGUSKA»

Зенитный пушечно-ракетный комплекс 2К22 “Тунгуска” предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых (танковых) полков. Боевые средства комплекса обеспечивают обнаружение, государственное опознавание и уничтожение воздушных целей пушечным или ракетным вооружением в условиях оптической и (или) радиолокационной видимости.
Разработка проекта ЗСУ с 30-мм зенитным автоматом была задана Постановлением СМ №427-151 от 8 июня 1970 года. Головным разработчиком установки назначалось КБП, Главным конструктором — А.Г.Шипунов. Дополнительным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1973 года задавались разработка технического проекта установки и изготов-ление опытного образца.
В 1975 году на основании результатов проведенных исследований и представленных ГРАУ МО тактико-технических требований к перспективному комплексу ПВО по инициативе КБП и 3 НИИ МО было внесено предложение о применении на установке дополнительного ракетного вооружения с системой оптического визирования и радиоуправления ЗУР. Однако, принятие на вооружение в 1975 году ЗРК «Оса-АК», имевшего зону поражения самолетов по дальности до 10 км и большие, чем у ЗСУ «Тунгуска», размеры зоны поражения самолетов по высоте — 0,025…5 км, а также примерно одинаковые характеристики эффективности поражения самолетов, послужило основанием для прекращения финансирования разработки ЗСУ «Тунгуска».
Решением Правительства в 1973 году была поставлена специальная компл-ексная НИР «Запруда» по изысканию путей защиты наступающих танков и других объектов бронетехники Сухопутных войск от ударов вертолетов противника. Головным исполнителем НИР был определен 3 НИИ МО (научный руководитель работы — С.И.Петухов).
В рамках НИР “Запруда” на терри-тории Донгузского полигона (начальник полигона О.К.Дмитриев) было проведено опытное учение с боевыми стрельбами различными видами оружия Сухопутных войск по вертолетам-мишеням. В резуль-тате стрельб было определено, что по суммарному времени реакции комплекса и полета ЗУР до рубежа расположения атакующих вертолетов ЗРК «Оса» и «Оса-АК» не смогут поразить вертолеты. ЗРК «Стрела-2», «Стрела-1» и ЗСУ «Шилка» по своим боевым возможностям также неспособны вести борьбу с кратковре-менно появляющимися («подскакивающи-ми») или с внезапно вылетающими из-за складок местности вертолетами и другими низколетящими целями.
При сравнении характеристик и боевых возможностей в борьбе с вертолетами ЗРК «Оса-АК» существенно уступал перспективной ЗСУ «Тунгуска» по работному времени (более 30 с против 8…10 с у ЗСУ «Тунгуска»). Малое время реакции ЗСУ «Тунгуска» обеспечивало успешную борьбу с вертолетами огневой поддержки на дальней границе зоны поражения (4…8 км).
Результаты НИР «Запруда» и других дополнительных исследований, проведенных в 3 НИИ МО, позволили добиться во второй половине 1970-х годов (с 1977-1978 годов) возобновления финансирования дальнейшей разработки ЗСУ «Тунгуска», которая проводилась КБП МОП (Главный конструктор А.Г.Шипунов) и организациями-смежниками. Главными конструкторами пушек и ракеты были назначены В.П.Грязев и В.М.Кузнецов.
Радиолокационно-приборный комплекс разрабатывался в КБ Ульяновского механического завода, Главный конструктор Ю.Е.Иванов; разработчик счетно-решающего прибора — Научно-исследовательский электромеханический институт МРП. Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО МОП, ныне Акционерная компания ЛОМО) разработало конструкцию и производит прицельную станцию (прицельно-оптическое оборудование комплекса).
Головным предприятием по созданию электрогидравлической следящей системы 2Э29ГН наведения и стабилизации башни установки был назначен ЦНИИ АГ. Создание эскизного и технического проектов следящей системы проводилось коллективом под руководством А.С.Пар-фенова, Ю.А.Петрова, В.Ф.Казмиренко. После выполнения технического проекта по ряду причин дальнейшие работы по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппа-ратуре навигации были переданы во ВНИИ «Сигнал» МОП.
Совместные (Государственные) испытания опытных образцов ЗСУ проводились с сентября 1980 года по декабрь 1981 гола на Донгузском полигоне. Зенитный пушечно-ракетный комплекс 2К22 «Тунгуска» был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 8 сентября 1982 года. Серийное производство боевых машин комплекса велось Ульяновским механическим заводом.
В состав комплекса 2К22 входят]:
1. Боевые средства в виде батареи из 6 ЗСУ 2С6, вооружённых зенитными автоматами 2А38 и ЗУР 9М311;
2. 1Р10 — машина ремонта и технического обслуживания для проведения ТО-1;
3. 2В110 — машина технического обслуживания для проведения ТО-2;
4. 2Ф55 — машина технического обслуживания с комплектом группового и частично одиночного ЗИП;
5. 2Ф77 — транспортно-заряжающая машина, перевозящая 1,5 боекомплекта патронов и 1 боекомплект ЗУР (по одной машине на каждую ЗСУ 2С6);
6. ЭСД2-12 — дизельная электростанция для обеспечения внешнего питания ЗСУ 2С6;
7. 1РЛ912 — учебно-тренировочное средство для обучения операторов и командиров ЗСУ 2С6;
8. 9Ф810 — тренажёр для обучения наводчиков ЗСУ 2С6;
9. 9М311УД — учебные ракеты с бортовой аппаратурой для обучения наводчиков ЗСУ 2С6;
10. 9М311ГМВ — учебные габаритно-массовые макеты ракет для отработки навыков обращения и сдачи нормативов экипажей ЗСУ 2С6;
11. 9М311УР — учебный разрезной макет ракет для изучения конструкции ЗУР 9М311.
Боевая машина ЗПРК 2К22 – зенитная ракетно-пушечная самоходная установка 2С6 — включает в себя следующие основные средства:
пушечное вооружение — два 30-мм автомата 2А38 с системой охлаждения и боекомплект патронов;
ракетное вооружение — 8 пусковых установок с направляющими и бое-комплект ЗУР типа 3М311 в транспортно-пусковых контейнерах, шифратор, аппа-ратуру выделения координат; силовые гидравлические привода наведения пушек и пусковых установок;
радиолокационная система (РЛС обнаружения и РЛС сопровождения цели); счетно-решающий прибор;
аппаратура навигации; системы связи, жизнеобеспечения, защиты экипажа, электропитания.
Базой при создании установки пос-лужило гусеничное шасси ГМ-352 (ГМ-352М), разработанное и производимое Минским тракторным заводом МСХМ. Там же разрабатывалась система электро-питания самоходной установки с исполь-зованием ГАП.
Наведение вооружения осуществля-ется гидравлическими силовыми приво-дами. Горизонтальный угол наведения — 360 град., угол возвышения + 87 град., угол снижения — 10 град. Приводы наведения по углу места каждой верти-кально расположенной пары ТПК ракет и пушек раздельные. Стрельба производится с места и в движении с коротких остановок, пуск ракет — только с места.
Организационно 4-6 боевых машины комплекса «Тунгуска» сводятся в зенит-ный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской бата-реи, в состав которой входит взвод ЗРК «Стрела-10СВ».
Батарея боевых машин 2С6 входит в состав зенитного дивизиона мотострел-кового (танкового) полка. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М7, связанный с командным пунктом коман-дира зенитного дивизиона — начальника ПВО полка.
При автономной работе боевой машины 2С6 обеспечивались:
• поиск цели (круговой — с применением станции обнаружения, секторный — с помощью станции сопровождения или оптического прицела);
• опознавание государственной при-надлежности обнаруженных самолетов и вертолетов с помощью встроенного запросчика;
• сопровождение цели по угловым координатам (автоматическое с помощью станции сопровождения, полуавтомати-ческое — с использованием оптического прицела, инерционное — по данным цифровой вычислительной системы);
• сопровождение цели по дальности (автоматическое или ручное — с приме-нением станции сопровождения, автома-тическое — с помощью станции обнаруже-ния, инерционное — с использованием цифровой вычислительной системы, по установленной скорости, которая опреде-лялась командиром визуально по типу выбранной для обстрела цели).
Сочетание различных способов сопро-вождения цели по угловым координатам и по дальности обеспечивало следующие режимы работы боевой машины: по трем координатам цели, полученным от радио-локационной системы; по дальности до цели, полученной от радиолокационной системы, и по ее угловым координатам, полученным от оптического прицела; инерционное сопровождение цели по трем координатам, полученным от вычислительной системы; по угловым коор-динатам, полученным от оптического прицела, и установленной командиром скорости цели.
При стрельбе по наземным движу-щимся целям применялся режим полу-автоматического или ручного наведения вооружения в упрежденную точку по дистанционной сетке прицела.
После поиска, обнаружения и опоз-навания цели станция сопровождения переходила на ее автосопровождение по всем координатам.
При стрельбе зенитными пушками цифровая вычислительная система решала задачу встречи снаряда с целью и опре-деляла зону поражения по данным, поступающим с выходных валов антенны станции сопровождения, из блока выде-ления сигналов ошибок по угловым координатам и с дальномера, а также из системы измерения углов качек и курса боевой машины. В случае постановки противником интенсивных помех станции сопровождения по каналу измерения дальности (автодальномера) осуществ-лялся переход на ручное сопровождение цели по дальности, а при невозможности даже ручного сопровождения — на сопро-вождение цели по дальности от станции обнаружения или на ее инерциальное сопровождение. При постановке интен-сивных помех станции сопровождения по угловым каналам сопровождение цели по азимуту и углу места осуществлялось оптическим прицелом, а при отсутствии видимости — инерционно (от цифровой вычислительной системы).
При стрельбе ракетами по цели с известной дальностью применялось сопровождение по угловым координатам с помощью оптического прицела. После пуска ЗУР попадала в поле зрения оптического пеленгатора аппаратуры выделения координат ракеты. По све-товому сигналу от трассера ракеты в аппаратуре вырабатывались угловые координаты ЗУР относительно линии визирования цели, которые поступали в вычислительную систему. Она выраба-тывала команды управления ЗУР, пос-тупающие в шифратор, где они коди-ровались в импульсные посылки и через передатчик станции сопровождения передавались на ракету. Движение ракеты практически на всей траектории проис-ходило с отклонением от линии визи-рования цели на 1,5 д.у. для снижения вероятности попадания отстреливаемой целью оптической (тепловой) помехи-ловушки в поле зрения пеленгатора. Ввод ракеты на линию визирования цели начинался за 2…3 с до встречи с целью и заканчивался вблизи от нее. При приб-лижении ЗУР к цели на расстояние 1000 м на ракету передавалась радиокоманда на взведение неконтактного датчика. По истечении времени, соответствующего пролету ракетой 1000 м, боевая машина автоматически переводилась в готовность к пуску следующей ЗУР.
При отсутствии в вычислительной системе информации о дальности до цели от станций сопровождения или обнару-жения использовался дополнительный режим наведения ЗУР, при котором ракета сразу выводилась на линию визирования цели, неконтактный датчик взводился через 3,2 с после старта ЗУР, а приведение боевой машины в готовность к пуску следующей ракеты осуществлялось по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность.

Пункт управления подразделениями ПВО полка — подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 «Овод-М-СВ» или его модернизированный вариант — ППРУ-1М «Сборка». При управлении комплексами «Тунгуска» от батарейного командир-ского пункта анализ воздушной обста-новки и выбор целей для обстрела каждым комплексов производится на КП. На боевые машины передаются распоряжения и целеуказания, а с комплексов на батарейный командирский пункт — данные о состоянии и результатах боевой работы комплекса.
При сопряжении комплекса «Тун-гуска» с ПУ-12М7 команды управления и ЦУ на боевые машины комплекса пере-даются голосом с помощью штатных радиостанций.
Предполагалось в дальнейшем обесп-ечить прямое сопряжение зенитного пушечно-ракетного комплекса и с КП начальника ПВО полка с помощью телекодовой линии передачи данных, а также обеспечить сопряжение боевых машин комплекса «Тунгуска» с унифицированным батарейным командирским пунктом 9С737 «Ранжир» с помощью кодограмм, формируемых аппаратурой передачи данных.
Кроме огневых машин в состав комплекса входят машины технического обеспечения и ремонта, тренировочные средства.
Транспортно-заряжающая машина 2Ф77 (2Ф77М), созданная на базе авто-мобиля КамАЗ-43101, предназначена для транспортировки боекомплекта артил-лерийского вооружения (32 коробки, каждая со 119 30-мм патронами к зенит-ным автоматам и 8 контейнеров с ракетами 9М311) для снаряжения зенитной само-ходной установки 2С6 (2С6М). ТЗМ комплектуется бортовым краном, ма-шинкой 6Ю16 для снаряжения и рас-снаряжения патронных лент, машинкой для сцепки и расцепки патронных лент, радиостанцией Р-173, прибором ночного видения ПНВ-57Е, войсковым прибором химической разведки, измерителем мощ-ности дозы ИМД-21Б, бортовым комп-лектом специальной обработки. Грузо-подъемность бортового крана — до 280 кг, вылет стрелы крана — 3600 мм, угол поворота (вправо, влево) — 200 градусов. Время загрузки полного боекомплекта с ТЗМ в ЗСУ — 16 минут. Габаритные размеры ТЗМ в походном положении: длина — 7835 мм, ширина — 2900 мм, высота — 3310 мм, вес ТЗМ без боекомплекта — 10865 кг. Выпуск ТЗМ производится Нижегородским МЗ.

Машина ремонта и технического обслуживания 1Р10-1М (на шасси авто-мобиля Урал-43203 с кузовом-фургоном К2.4320) предназначена для проведения технического обслуживания и текущего ремонта радиоэлектронной аппаратуры ЗСУ 2С6М. В состав МРТО входят специальная контрольно-проверочная аппаратура и оборудование; стандартные контрольно-измерительные приборы; источники электропитания; система жизнеобеспечения; средства связи.
Машина ремонта и технического обслуживания 2Ф55-1М (монтируется на шасси автомобиля «Урал-43203» с кузо-вом-фургоном К2.4320 и на низкорамном прицепе 782Б типа 2-ПН-4Н с кузовом-фургоном К2.П4) предназначена для хранения и транспортировки группового комплекта ЗИП и проведения текущего обслуживания ЗСУ. Габаритные размеры машины и прицепа в походном положении: длина — 8000 и 6826 мм, ширина — 2550 мм, высота — 3455 и 3302 мм. Вес машины — 13550 кг, прицепа — 7000 кг.
Машина технического обслуживания 2В110-1 (на шасси автомобиля «Урал-43203» с кузовом-фургоном К2.4320) предназначена для проведения текущего ремонта и технического обслуживания зенитных автоматов, механических и гидравлических систем и узлов ЗСУ. Кузов-фургон укомплектован рабочими местами, инструментом, приспособ-лениями и специальным оборудованием для проведения технического обслу-живания и текущего ремонта автоматов 2А38 (2А38М), механических и гид-равлических систем и узлов ЗСУ. В состав средств машины входит контрольно-проверочная аппаратура для проверки работоспособности гидравлических при-водов ЗСУ, вспомогательное оборудо-вание, средства жизнеобеспечения и радиосвязи. Машина оборудована бензо-электрическим агрегатом АБ-2-0/230-М1 для обеспечения автономной работы.
Автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В921 (на шасси автомобиля ГАЗ-66 с кузовом-фургоном К66) предназначена для прове-дения контрольно-проверочных работ и обслуживания ракет 9М311. В состав АКИПС входят специальная контрольно-проверочная аппаратура и оборудование для проверки ракет 9М311, стандартные контрольно-измерительные приборы; электрооборудование; вспомогательное оборудование. Контроль состояния одной ракеты средствами станции производится за 5 минут. Время развертывания обору-дования — 50 минут. Габаритные размеры в походном положении: длина — 6030 мм, ширина — 2400 мм, высота — 2845 мм, вес — 5670 кг. Вес станции — 5670 кг.
Мастерская технического обслу-живания МТО-АТГ-М1 (на шасси авто-мобиля ЗИЛ-131 с кузовом-фургоном К131) предназначена для технического обслуживания и проведения текущего ремонта автомобилей «Урал-43203», КамАЗ-43101, ГАЗ-66 и гусеничных шасси ГМ-352. Время перевода машины в рабочее положение — 20 минут. На шасси автомобиля установлена лебедка с ко-робкой отбора мощности. В кузове размещен комплект технологического оборудования, приборов, приспособлений и инструмента, обеспечивающий диагнос-тические, смазочно-заправочные, сле-сарные, подъемно-транспортные, сва-рочные и прочие работы по текущему ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и гусеничных шасси. Кузов используется в качестве производствен-ного помещения при выполнении ре-монтных работ и места отдыха расчета мастерской. Электропитание мастерской осуществляется от генератора, установ-ленного в мастерской с приводом от двигателя автомобиля. Габаритные размеры МТО в походном положении: длина — 7995 мм, ширина — 2550 мм, высота — 3350 мм, вес — 5670 кг.
Тренировочное устройство 1РЛ912, предназначенное для тренировок опера-торов радиолокационной системы 1РЛ144 по обнаружению, опознанию и сопро-вождению цели в ручном режиме, перево-зится в МРТО 1Р10-1М.
Тренажер 9Ф810, предназначенный для проведения тренировок наводчиков из состава экипажа ЗСУ, перевозится в МТО 2В110-1.
За создание комплекса «Тунгуска» Лауреатами Ленинской премии стали А.Г.Шипунов, В.М.Кузнецов, А.Д.Ру-сьянов, А.Г.Головин, П.С.Комонов, Лауреатамир Государственной премии — И.П.Зыков, В.А.Коробкин, Н.П.Брыз-галов, В.Г.Внуков и другие.
Выпущенные боевые машины 2С6 в ходе эксплуатации постоянно совершенст-вовались, дорабатывались и модернизи-ровались. АК «Туламашзавод» в рамках проведения модернизации установок 2С6 «Тунгуска» предлагает произвести замену автоматов 2А38 на автоматы 2А38М, что позволит увеличить ресурс автоматов в 1,3 раза.

МОДИФИКАЦИИ:
• 2К22М «Тунгуска-М» — Основной задачей модернизации было введение возможности борьбы с большим количеством малоразмерных целей. В состав оборудования была введена аппаратура для сопряжения с пунктом управления 9С482М и подвижным пунктом разведки и управления ППРУ-1, благодаря чему была введена система распределения целей между установками и существенно повышена боевая эффективность. Также был заменён газотурбинный агрегат на новый с увеличенным в два раза ресурсом. Комплекс принят на вооружение в конце 1990 год.
• 2К22М1 «Тунгуска-М1» — Война в Персидском заливе показала новую стратегию ведения боевых действий. Сперва наносится массированный удар беспилотной авиацией вне зоны действия ПВО для разведки радиолокационных средств ПВО, затем система ПВО разрушалась и к боевым действиям подключалась пилотируемая авиация. С учётом полученного опыта в 1992 году была начата работа по дальнейшему совершенствованию ЗПРК «Тунгуска». Модернизация коснулась замены базового шасси на шасси ГМ-5975. Также была введена аппаратура приёма и реализации автоматизированного целеуказания от батарейного командного пункта, инфракрасный пеленгатор ракеты и модернизированная система измерения углов качки. Новый вычислитель имеет более высокое быстродействие и память. Используемые ракеты были усовершенствованы и получили обозначение 9М311-1М. Увеличена помехозащищённость, вместо трассёра установлен непрерывный и импульсный источник света. Благодаря внедрённым усовершенствованиям была увеличена зона поражения по дальности до 10 км. 2 сентября 2003 года комплекс «Тунгуска-М1» был принят на вооружение. В состав комплекса вошли ЗСУ 2С6М1, ТЗМ 2Ф77М, машина ремонта и технического обслуживания 1Р10-1М1, машина техобслуживания 2В110-1, машина ремонта и технического обслуживания 2Ф55-1М1, мастерская техобслуживания МТО-АГЗ-М1.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принята вооружение Постановлением СМ СССР от 8 сентября 1982 года
Разработчик КБ Приборостроения
Главный конструктор А.Г.Шипунов
Изготовитель Ульяновский МЗ
Производство серийное с1982 года
Разработчик шасси КБ МТЗ
Изготовитель шасси МТЗ
Боевая масса установки, т 34-34,8
База (шасси) ГМ-352
Габаритные размеры, мм:
— длина 7930
— ширина 3236
— высота
в походном положении 3356
в боевом положении 4021
— клиренс 400 (450)
Тип двигателя дизель В-46-4
Мощность, л.с. 780 (700)
Запас топлива, л (.)
Максимальная скорость, км/ч 65
Запас хода, км 500-560
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град. 35
— крен, град. 25
— ров, м 2,0
— стенка, м 1,0
— брод, м 0,8
Экипаж, чел 4
Время перевода в БГ, мин (.)
Радиостанция Р-173
Радиоприборный комплекс
Разработчик КБ УМЗ
Главный конструктор Ю.Е.Иванов
РЛС 1РЛ-144
Рабочий диапазон (длина волны):
— станция обнаружения целей дм
— станция сопровождения целей см
Дальность, км:
— обнаружения цели 18
— сопровождения цели 13
(по доработкам — 16)
Скорость обстреливаемой цели, м/с:
— минимальная 0
— максимальная 500
Зона поражения воздушных целей
— по высоте, м 0-3500
— по наклонной дальности, м 200-8000
Время реакции, с 6-8
Время перевода в БГ, мин (.)

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

Тип орудия 2 х 30-мм 2А38
двухствольных зенитных автомата (по доработкам — 2А38М)
Разработчик КБП
Главный конструктор В.П.Грязев
Изготовитель АК “Туламашзавод”
Калибр, мм 30
Дальность стрельбы, м более 5000
Досягаемость по высоте, м более 3000
Зона поражения, м:
— по высоте 0-3000
— по дальности 200-4000
Углы наведения, град.:
— в вертикальной плоск. -9..+85
— в горизонтальной плоск. 360
Темп стрельбы, выстр./мин 4060…4810
Начальная скорость снаряда, м/с:
— бронебойного 960-980
— осколочного 960-980
Вес снаряда, кг 0,390
Тип заряжания унитарное,
подача патронов из ленты
Перезарядка пиротехническая
(3 пиропатрона) и ручная
Тип ствола моноблок
Система охлаждения испарительная
Длина ствола, мм (клб) (.)
Число нарезов 16
Ход автомата, мм:
— в откате не более 22
— в выкате не более 15
Вес, кг:
— автомата 230
— автомата без воды не более 195
Возимый боекомплект, шт 1904

РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

Тип ракет 9М311
Разработчик КБП
Главный конструктор В.М.Кузнецов
Изготовитель Кировский машиностроительный завод «Маяк»
Габаритные размеры, мм:
— длина ТПК 2632
— ширина ТПК 170
— высота ТПК 225
— длина ракеты 2562
— диаметр:
двигателя 152
маршевой ступени 76
боевой части 76
Масса, кг:
— ракеты в ТПК 57
— ракеты стартовая 42
— маршевой ступени 18,5
— боевой части 9
— взрывчатого вещества (.)
Скорость полета, м/с:
— максимальная 900
— средняя 600
Зона поражения, м:
— по высоте 15-3500
— по дальности 2500-8000
Тип боевой части стержневая
Взрыватель:
— неконтактный лазерный
— контактный +
Возимый боекомплект, шт 8

ВТС «БАСТИОН», 30.04.2017

Источники: С.М.Ганин, А.В.Карпенко «СОВРЕМЕННЫЕ ЗЕНИТНЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ» (Справочник) (http://bastion-karpenko.narod.ru), ru.wikipedia.org и др.

ЗЕНИТНЫЙ ПУШЕЧНО-РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТУНГУСКА» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2016
ЗЕНИТНЫЙ ПУШЕЧНО-РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТУНГУСКА» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015
ЗЕНИТНЫЙ ПУШЕЧНО-РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТУНГУСКА» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015 В ДЕЙСТВИИ
ЗЕНИТНЫЙ ПУШЕЧНО-РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТУНГУСКА-М1»
ЗЕНИТНЫЙ ПУШЕЧНО-РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТУНГУСКА-М»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ (КБП)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap