СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. STRATEGIC MISSILE CARRIER TU-160


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160
STRATEGIC MISSILE CARRIER TU-160

08.01.2021

Минобороны России опубликовало фотографию под названием “Гнездо «белых лебедей» на саратовской авиабазе Энгельс», на которой можно увидеть сразу 5 тяжелых бомбардировщиков Ту-160. Известно, что именно эти самолеты вместе с Ту-95МС составляют основу отечественных авиационных стратегических ядерных сил (АСЯС) сдерживания.
Самолет Ту–160 является самым скоростным ракетоносцем–бомбардировщиком в мире из стоящих на вооружении. Он способен развивать максимальную скорость до 2200 км/ч, что является абсолютным рекордом для самолетов такого класс, отмечает ВТС «Бастион».
Стратегический многорежимный бомбардировщик Ту-160 создан в ОКБ А.Н. Туполева, принят на вооружение в 1987 году. Он предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Ту-160 способен нести до 40 т бомбовой нагрузки на расстояние около 14 000 км.
Как известно, в двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно – 22,5 тонн. При этом с учетом внешней подвески максимально Ту-160 может нести бомбовую нагрузку до 40 т. Для размещения крылатых ракет самолет оснащен двумя барабанными авиационными пусковыми установками на шесть ракет каждая. Сейчас может быть два основных варианта боевого оснащения крылатыми ракетами: первый – 12 крылатых ракет большой дальности типа Х-101, второй — 12 крылатых ракет большой дальности типа Х-55СМ.
Работу многопозиционных поворотных катапультных устройств (МКУ) можно было наблюдать во время боевого применения крылатых ракет типа Х-101 во время военной операции ВКС России в Сирии при ликвидации ИГИЛ. Тогда западные СМИ высоко оценили достижения России в разработке высокоточного оружия.
В настоящее время выполняется масштабная программа модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации авиационных стратегических ядерных сил (АСЯС) России, в частности самолеты Ту-160 проходят ремонт и модернизация по проекту «Ту-160М», так же будут построены новые самолеты в модификации ТУ-160М2. 2 февраля 2020 года на аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» состоялся первый полет первого опытного глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М, созданного на базе строевого Ту-160, дополняет ВТС «Бастион».
На аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» в ноябре 2020 года состоялся первый полет глубокомодернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02.
ВТС «Бастион»

21.01.2021

Два стратегических ракетоносца Ту-160 выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Северного Ледовитого океана, Баренцева и Белого морей. Продолжительность полета составила более 14 часов. В ходе полета экипажи Ту-160 отработали дозаправку топливом в воздухе, сообщает Группа информационного обеспечения Воздушно-космических сил.
Самолет Ту–160 является самым скоростным ракетоносцем–бомбардировщиком в мире из стоящих на вооружении. Он способен развивать максимальную скорость до 2200 км/ч, что является абсолютным рекордом для самолетов такого класс, отмечает ВТС «Бастион».
Стратегический многорежимный бомбардировщик Ту-160 создан в ОКБ А.Н. Туполева, принят на вооружение в 1987 году. Он предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Ту-160 способен нести до 40 т бомбовой нагрузки на расстояние около 14 000 км.
Летчики дальней авиации регулярно выполняют полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Каспийского морей, Тихого океана.
Все полеты самолетов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.
ВТС «Бастион»



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160


Стратегический многорежимный бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Работы по формированию облика стратегического самолета нового поколения начались в ОКБ А.Н. Туполева в 1968 году. В 1972 году был подготовлен аванпроект многорежимного бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии, в 1976 г состоялась защита эскизного проекта Ту-160, а в 1977 году ОКБ им. Кузнецова приступило к разработке двигателя для бомбардировщика. Постановления СМ СССР по самолету Ту-160 в варианте ракетоносца-бомбардировщика с двигателями НК-32 вышли 26июня 1974 г. и 19 декабря 1975г. Первый полет Ту-160 «70-01» состоялся 18 декабря 1981 г. (командир экипажа — Б.И. Веремей), 6 октября 1984 г. в воздух поднялся самолет «70-03», имеющий полный комплект оборудования серийного бомбардировщика.
Самолет Ту-160, принятый на вооружение в 1987 году, является перспективным авиационным комплексом Дальней авиации. Самолет способен нести до 40 т бомбовой нагрузки со скоростью свыше 2 200 км/ч на расстояние около 14 000 км.
Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла применяется ВСУ ТА-12.
Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера – титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Самолет оборудован туалетом, кухней, спальным местом. Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа «шланг-конус». В серийном производстве компоненты планера производились — крылья и мотоотсеки — Воронежский авиазавод, оперение и воздухозаборники — Иркутский авиазавод, шасси — Куйбышевский агрегатный завод, фюзеляж. центроплан и узлы поворота консолей крыла — Казанский авиазавод.

В конструкции крыла широко применялись моноблочные кессоны, собранные из монолитных панелей и профилей длиной 20 м. Фюзеляж собирался из крупногабаритных листов, профилей и штамповок с использованием специальной клепки. Агрегаты управления и механизация крыла (стабилизатор, киль, флапероны, закрылки и т.д.) изготавливались с широким использованием композиционных и металлических клееных панелей с сотовым заполнителем.
Самолет оснащен прицельно-навигационным комплексом (ПРНК), обеспечивающим автоматический полет и боевое применение вне зависимости от времени суток, региона и метеоусловий. В состав оборудования входит обзорно-прицельная БРЛС и оптоэлектронный бомбардировочный прицел, обеспечивающий бомбометание с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности. В дальнейшем самолет получит лазерную систему подсветки наземных целей, позволяющую применять корректируемые авиационные бомбы с лазерным полуактивным наведением.
Экипаж размещен в носовой части фюзеляжа в единой просторной гермокабине. В передней части установлены кресла первого и второго летчиков, штурмана и штурмана-оператора. Все члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности летчиков и операторов в длительном полете спинки катапультных кресел снабжены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины имеется туалет, малогабаритная кухня и откидная койка для отдыха. Самолеты последнего выпуска ocнащены встроенным трапом.
В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

Первоначально в качестве основного оружия самолета рассматривалась высокоскоростная ракета Х-45, однако в дальнейшем состав вооружения был пересмотрен — самолет было решено оснастить дозвуковыми малогабаритными крьшатыми ракетами типа Х-55 и аэробаллистическими ракетами типа Х-15, размещенными на многопозиционных пусковых установках.
Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены многочисленными мировыми рекордами. Всего на сегодняшний день их установлено 44.
В октябре 1989 года и в мае 1990 года экипажи ВВС выполнили несколько полетов на установление мировых рекордов скорости и высоты полета. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 т был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч.
В июне 2010 года Ту-160 пролетели почти 18 тысяч километров, выполнив две дозаправки. Продолжительность полета самолетов составила около 23 часов.
В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.
Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.
2 февраля 2020 года на аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) состоялся первый полет первого опытного глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М, созданного на базе строевого Ту-160. Самолёт пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы Анри Наскидянца. Полёт проходил на высоте 1500 метров и длился 34 минут.
Входе полёта были выполнены необходимые проверки обновленных систем и оборудования, установленного в рамках глубокой модернизации самолета. По данным экипажа полет прошел в штатном режиме, системы и оборудование отработали без замечаний.
По имеющимся сведениям, в опытный образец бомбардировщика Ту-160М был переоборудован находившийся на КАЗ строевой самолет Ту-160 с серийным номером 2-02 (четвертый построенный серийный Ту-160, бортовой номер «19», название собственное «Валентин Близнюк»). Ранее в 2006 году этот самолет стал прототипом «первого этапа модернизации» Ту-160.
Согласно зарубежным источникам, модернизированный самолет Ту-160М должен получить новую бортовую РЛС семейства «Новелла» НВ1.70 разработки АО «Заслон» (вместо штатной для Ту-160 бортовой РЛС «Обзор-К»). Также самолет Ту-160М получит новую «стеклянную кабину», новые навигационную систему НО-70М с инерциальной системой БИНС-СП-1, системой астронавигации АНС-2009М и навигационной БЦВМ, навигационную РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ, систему связи С-505-70, систему госопознавания БКР-70М и бортовой комплекс обороны «Редут-70М». Самолет должен получить новое ракетное вооружение.
В последующем самолеты Ту-160М должны также получить новые двигатели НК-32-02 (серии 2), восстановлением серийного производства которых занимается АО «ОДК-Кузнецов» (Самара). Однако сообщалось, что на опытном образце Ту-160М двигатели НК-32-02 пока не установлены.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 110000
нормальная взлетная 267600
максимальная взлетная 275000
Масса топлива, кг 148000
Размах крыла, м
максимальный 55,70
минимальный 35,60
Длина самолета, м 54,10
Высота самолета, м 13,20
Площадь крыла, м2 360,0
Тип двигателя 4 ТРДДФ НК-32
Tяга, кН
бесфорсажная 4 х 137,20
форсажная 4 х 245,70
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1800-2000
у земли 1030
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км
с нормальной бомбовой загрузкой 14000
с максимальной бомбовой загрузкой 10500
Продолжительность полета, ч 15
Максимальная скороподъемность, м/мин 4200
Практический потолок, м 14000-15600
Макс. эксплуатационная перегрузка 2.0
Экипаж, чел 4

ВООРУЖЕНИЕ:
В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно – 22500 кг, максимально – до 40000 кг:
в том числе 2 барабанные ПУ с шестью стратегическими и тактическими КР Х-55 и Х-55М, 2 барабанные ПУ с 12 аэробаллистическими УР малой дальности Х-15 (М=5,0) с ядерными и неядерными БЧ, КАБ различных типов до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины.

Источники: www.tupolev.ru, bmpd.livejournal.com и др.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. НОВОСТИ 2020
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. НОВОСТИ 2018-2019
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. НОВОСТИ 2016-2017
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. НОВОСТИ 2015
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. НОВОСТИ 2011-2014
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ-БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-160М ВЫПОЛНИЛ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ С НОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ НК-32 СЕРИИ 02
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ НА МАКС-2019
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2015
«БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ» — СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 2015 ГОДА
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2011
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2009
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2007
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2005
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-1997-2003
СВЕРХЗВУКОВОЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ БИЗНЕС-КЛАССА СДС
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160М2
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55СМ
МНОГОПОЗИЦИОННОЕ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО 9А-829К
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-32
КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМ. С.П. ГОРБУНОВА
ОАО «ТУПОЛЕВ»
ТЯЖЕЛЫЕ (СТРАТЕГИЧЕСКИЕ) БОМБАРДИРОВЩИКИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap