СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. STRATEGIC MISSILE CARRIER TU-160


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160
STRATEGIC MISSILE CARRIER TU-160

02.02.2020

Два стратегических ракетоносца Ту-160 Воздушно-космических сил выполнили плановый полет над нейтральными водами акваторий Баренцева и Норвежского морей, а также Северного Ледовитого океана.
Продолжительность полетного задания составила более 16 часов.
Во время полета самолеты дальней авиации выполнили дозаправку топливом в воздухе.
Летчики дальней авиации регулярно выполняют полеты над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного и Балтийского морей, Тихого океана. Все полеты самолетов выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.
Группа информационного обеспечения Воздушно-космических сил

03.02.2020

2 февраля 2020 года на аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) состоялся первый полет первого опытного глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М, созданного на базе строевого Ту-160. Самолёт пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы Анри Наскидянца. Полёт проходил на высоте 1500 метров и длился 34 минут.
Входе полёта были выполнены необходимые проверки обновленных систем и оборудования, установленного в рамках глубокой модернизации самолета. По данным экипажа полет прошел в штатном режиме, системы и оборудование отработали без замечаний.
В рамках глубокой модернизации на Ту-160М было установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия. Результатом проведенных работ стало значительное увеличение общей эффективности авиационного комплекса при применении по назначению.
Ту-160М – глубоко модернизированный стратегический ракетоносец-бомбардировщик. Первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев» в настоящее время.
Объединенная авиастроительная корпорация

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА СТРАТЕГИЧЕСКОГО БОМБАРДИРОВЩИКА ТУ-160М

07.02.2020

Минобороны России опубликовало видеокадры первого полёта модернизированного стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М.
В ходе первого полета, который прошел в штатном режиме, были выполнены необходимые проверки обновленных систем и оборудования.
Полет продолжался 34 минуты и прошел на высоте 1500 м.
В результате проведенной на Казанском авиазаводе модернизации стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 принципиально увеличилась общая эффективность авиационного комплекса.
Самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Казанского авиационного завода – Анри Наскидянца.
В рамках действующего контракта передача в войска модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М начнется в 2021 году с дальнейшим ежегодным увеличением количества поставок.
Минобороны России

24.04.2020

Два стратегических ракетоносца Ту-160 переданы российским военным после модернизации. Об этом в четверг сообщили в Минобороны РФ.
«Специалистами 264-го военного представительства Минобороны России на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев» входит в ПАО «ОАК» ГК «Ростех») были приняты два стратегических ракетоносца Ту-160 «Иван Ярыгин» и «Василий Решетников». На самолетах была проведена модернизация систем инерциальной навигации и управления двигателями, а также устройств вооружения с применением современных цифровых технологий», — сообщили в министерстве.
Проведенные работы повысят тактико-технические характеристики самолетов и эффективность боевого применения ими авиационных средств поражения.
В Минобороны добавили, что машины прошли наземные испытания, а также совершили контрольный облет для подтверждения эффективности и качества выполненных работ.
ТАСС

25.04.2020

Казанский авиационный завод им. С.П.Горбунова передал Минобороны России два стратегических ракетоносца Ту-160 «Иван Ярыгин» и «Василий Решетников». На самолетах была проведена модернизация систем инерциальной навигации и управления двигателей, а также устройств вооружения с применением современных цифровых технологий, сообщает Объединенная авиастроительная корпорация в соцсетях.
⠀Отмечается, что проведенные работы обеспечат улучшение тактико-технических характеристик авиационных комплексов, что позволит повысить эффективность боевого применения авиационных средств поражения.
⠀Перед отправкой в войска успешно были проведены наземные испытания, а также самолеты совершили облет с целью подтверждения эффективности и качества выполненных работ.
Известно, что самолет Ту–160 является самым скоростным ракетоносцем–бомбардировщиком в мире из стоящих на вооружении. Он способен развивать максимальную скорость до 2200 км/ч, что является абсолютным рекордом для самолетов такого класса, да еще решать стратегические задачи в интересах Российской Федерации, отмечает ВТС «Бастион».
Согласно информации Минобороны РФ, летчики дальней авиации выполнили перебазирование двух самолетов Ту-160 «Иван Ярыгин» и «Василий Решетников» с Казанского авиационного завода им.С.П.Горбунова на аэродром дислокации в Саратовской области. Как ожидается, в ближайшее время самолеты будут задействованы по предназначению.
ВТС «Бастион»

30.04.2020

Два стратегических ракетоносца Ту-160 Воздушно-космических сил выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами акватории Балтийского моря.
Продолжительность полета составила более 8 часов.
На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождали истребители F-18 ВВС Финляндии, F-16 ВВС Дании, F-16 Польши, Saab JAS 39 Gripen ВВС Швеции.
Летчики дальней авиации регулярно совершают полеты над акваториями Арктики, Северной Атлантики, Черного и Балтийского морей, Тихого океана.
Все полеты самолетов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.
Группа информационного обеспечения Воздушно-космических сил

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

13.08.2020
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ НА МАКС-2019

В последнее время происходит модернизация самолетов дальней авиации ВКС России. В основном на отечественных ракетоносцах производится совершенствование радиоэлектронного вооружения (РЭВ) и ударного ракетного вооружения. Известно, что все три типа ударных самолетов Дальней авиации Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 проходят плановые ремонты и модернизацию.
Детально, что происходит с РЭВ самолетов, не известно, но на последних международных выставках и салонах вооружений , включая МАКС-2019, Центральное научно-производственное объединение «Ленинец» (ЦНПО «Ленинец») представило рекламный буклет «Модернизация оборудования самолетов дальней и патрульной авиации» в котором представлены предложения, в том числе, и модернизации РЭВ самолетов дальней авиации.
Радиолокационное оборудование для дальней бомбардировочной авиации представляет собой многофункциональную когерентную РЛС, построенную на основе общих принципов радиолокации.
Предназначено для генерирования и излучения импульсов с амплитудной и линейной частотной модуляцией (ЛЧМ), приема отраженных от целей сигналов, их сжатия, первичной и вторичной обработки полученной радиолокационной информации для использования её в сопрягаемых изделиях.
ЦНПО «Ленинец» предлагает для установки на модернизированные самолеты Дальней авиации следующее оборудование:
• антенное устройство
• усилитель мощности
• приемо-задающии модуль
• усилитель
• блок управления
• формирователь сетки частот
• волноводно-коммутационное устройство ВКУ
• индикатор
• пульт управления
• блок управления перекрестием
• цифровой преобразователь разверток цпр
• цифровой накопитель информации
• контейнер управления
• блок включения
• блок защиты
• модуль обработки
• контейнер управления (2)
• контейнер бортовой вычислительной аппаратуры
• контейнер синхронизации

ВТС «БАСТИОН», 13.08.2020

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ НА МАКС-2019
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-95МСМ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3М
14-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2019

18.09.2020

Два стратегических ракетоносца Ту-160 Воздушно-космических сил выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами акватории Балтийского моря.
Продолжительность полета составила более 8 часов.
На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождали Су-35 ВКС России, а также истребители иностранных государств F-16 ВВС Дании, F-22 ВВС Италии и Германии, Миг-29 ВВС Польши, Гриппен джаз 39 ВВС Швеции.
Летчики дальней авиации регулярно совершают полеты над акваториями Арктики, Северной Атлантики, Черного
и Балтийского морей, Тихого океана.
Все полеты самолетов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

21.09.2020

Новый рекорд дальности и продолжительности полета на сверхзвуковых стратегических ракетоносцах Ту-160 «Василий Сенько» и «Андрей Туполев» установили два экипажа дальней авиации. Командирами экипажей являлись генерал-майор Олег Пчела и подполковник Сергей Волковицкий. Летчики ВКС России находились в воздухе более 25 часов, преодолев свыше 20 тысяч километров. Взлет и посадка самолетов производились на аэродроме Энгельс, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации.
Полет проходил в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий центральной части Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Баренцева морей.
Во время полета экипажи дальней авиации выполнили три дозаправки топливом в воздухе от шести самолетов Ил-78. На отдельных этапах маршрута стратегические ракетоносцы Ту-160 сопровождались истребителями Су-35с, а также самолетами иностранных государств.
Полет проходил в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.
Стратегический многорежимный бомбардировщик Ту-160 создан в ОКБ А.Н. Туполева, принят на вооружение в 1987 году. Он предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Ту-160 способен нести до 40 т бомбовой нагрузки со скоростью свыше 2 200 км/ч на расстояние около 14 000 км, сообщает ВТС «Бастион».
Предыдущий рекорд на самолетах Ту-160 был установлен 9 июня 2010 г. и составил 24 часа и 24 минуты. Дольше на самолетах подобного класса не летал никто, отмечает Минобороны РФ.
В настоящее время выполняется масштабная программа модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации авиационных стратегических ядерных сил (АСЯС) России, в частности самолеты Ту-160 проходят ремонт и модернизация по проекту «Ту-160М», так же будут построены новые самолеты в модификации ТУ-160М2. 2 февраля 2020 года на аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» состоялся первый полет первого опытного глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М, созданного на базе строевого Ту-160, дополняет ВТС «Бастион».
Новый рекорд еще раз доказал надежность российской авиационной техники, показал возможность отечественных ВКС решать возлагаемые на них задачи стратегического сдерживания потенциального противника.
ВТС «Бастион»

16.10.2020

Два стратегических ракетоносца Ту-160 ВКС России выполнили плановый полет над нейтральными водами Баренцева, Норвежского и Северного морей. Продолжительность полета составила около 12 часов. На отдельных этапах маршрута стратегические ракетоносцы сопровождали истребители МиГ-31 морской авиации ВМФ России, а также Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании и F-16 ВВС Норвегии, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации.
Летчики дальней авиации регулярно совершают полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Балтийского морей, Тихого океана. Все полеты самолетов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.
Совсем недавно, в конце сентября, два сверхзвуковых стратегических ракетоносцах Ту-160 «Василий Сенько» и «Андрей Туполев» установили новый рекорд дальности и продолжительности полета. Летчики ВКС России находились в воздухе более 25 часов, преодолев свыше 20 тысяч километров.. Полет проходил в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий центральной части Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Баренцева морей.
Известно, что самолет Ту–160 является самым скоростным ракетоносцем–бомбардировщиком в мире из стоящих на вооружении. Он способен развивать максимальную скорость до 2200 км/ч, что является абсолютным рекордом для самолетов такого класса, да еще решать стратегические задачи в интересах Российской Федерации, отмечает ВТС «Бастион».
В настоящее время выполняется масштабная программа модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации авиационных стратегических ядерных сил (АСЯС) России, в частности самолеты Ту-160 проходят ремонт и модернизация по проекту «Ту-160М», так же будут построены новые самолеты в модификации ТУ-160М2.
ВТС «Бастион»

03.11.2020
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ-БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-160М ВЫПОЛНИЛ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ С НОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ НК-32 СЕРИИ 02

На аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) состоялся первый полет глубокомодернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02. Самолёт пилотировал экипаж под руководством Анри Наскидянца. Полёт проходил на высоте 6000 метров и длился 2 часа 20 минут, сообщает пресс-служба ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК»).
«В ходе полета были выполнены необходимые проверки обновленных общесамолётных систем и бортового радиоэлектронного оборудования, установленных в рамках глубокой модернизации самолета, а также оценена работа нового двигателя НК-32 серии 02, разработки и производства Объединенной двигателестроительной корпорации (в составе Госкорпорации Ростех). По данным экипажа полет прошел в штатном режиме, системы и оборудование отработали без замечаний», — говорится в сообщении корпорации.
В настоящее время выполняется масштабная программа модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации авиационных стратегических ядерных сил (АСЯС) России, в частности самолеты Ту-160 проходят ремонт и модернизация по проекту «Ту-160М», так же будут построены новые самолеты в модификации Ту-160М2, информирует ВТС «Бастион».
Напомним, что первый полет первого опытного глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М, созданного на базе строевого Ту-160, состоялся 2 февраля 2020 года на аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев».
Ту-160М был создан в рамках программы глубокой модернизации строевых самолетов Ту-160. Новая версия самолета должна существенно увеличить общую эффективность авиационного комплекса при применении по назначению.
Ту-160М – глубокомодернизированный стратегический ракетоносец-бомбардировщик. Первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев» в настоящее время.
Двигатель НК-32 второй серии обладает значительно улучшенными характеристиками по сравнению с его первоначальной версией, что позволит новым самолетам увеличить дальность полета на 1 000 км.
Поставки в войска модернизированных стратегических бомбардировщиковТу-160М начнутся в 2021 году.
Первый построенный «с нуля» стратегический ракетоносец Ту-160М2 будет передан военным в 2023 году, сообщил в феврале замминистра обороны РФ Алексей Криворучко. «Идёт строительство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Первый его полёт запланирован на 2021 год, а поставки в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году. До 2027 года будет закуплено десять таких ракетоносцев», — заявил тогда Криворучко.
ВТС «Бастион»

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ-БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-160М ВЫПОЛНИЛ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ С НОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ НК-32 СЕРИИ 02
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-32

15.11.2020

Минобороны России опубликовало любопытную фотографию с подписью ««Белый лебедь» Ту-160 и его «выводок» на аэродроме энгельсского соединения дальней авиации ВКС России». На ней показан стратегический самолет – ракетоносец Ту-160, который вместе с Ту-95МС является основой отечественных авиационных стратегических ядерного сил (АСЯС), с выкладкой основного вооружения бомбардировщика. Причем, показано сразу два варианта боевого оснащения: первый – 12 крылатых ракет большой дальности типа Х-101, второй — 12 крылатых ракет большой дальности типа Х-55СМ, сообщает ВТС Бастион».
Как известно, в двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно – 22,5 тонн. При этом с учетом внешней подвески максимально Ту-160 может нести бомбовую нагрузку до 40 т.
Для размещения крылатых ракет самолет оснащен двумя барабанными авиационными пусковыми установками на шесть ракет каждая.
Внутрифюзеляжное размещение авиационных средств поражения (АСП) на самолете снижает аэродинамическое сопротивление самолета, защищает боезапас от воздействия внешней среды, уменьшает эффективную отражающую поверхность самолета. В таких самолетах применяются многопозиционные поворотные катапультные устройства (МКУ). Разработка МКУ для отечественной дальней авиации научно- производственным предприятием «Старт» выполняется с 1975 года. Специфические особенности размещения боезапаса в отсеках самолета предопределили одинаковый принципиальный облик отечественных и зарубежных МКУ – как устройства барабанного типа. Такие устройства созданы и ими оснащены самолеты ТУ-22М3 (МКУ-6-1), ТУ-95МС (МКУ-6- 5; МКУ-6-5У) и ТУ-160 (МКУ-6-5У, МПУ 9А-829К3). МПУ 9А-829К3 создано для размещения АСП последнего поколения.
В 2015 году специалисты холдинга «Технодинамика» провели работы по изменению конструкции механизма поворота МПУ, в результате чего была повышена ее надежность за счет увеличения жесткости силовых деталей механизма поворота. При этом тактико-технические характеристики 9А-829К3 не изменились.
Работу многопозиционных поворотных катапультных устройств (МКУ) можно было наблюдать во время боевого применения крылатых ракет типа Х-101 во время военной операции ВКС России в Сирии при ликвидации ИГИЛ. Тогда западные СМИ высоко оценили достижения России в разработке высокоточного оружия. В качестве примера новых возможностей российский армии приводится использование крылатой «стелс»-ракеты класса «воздух-поверхность» Х-101, которую запускают стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. Как показал опыт использования Х-101 в Сирии, ракета является надежным оружием, способным вызвать у противника состояние «шока и трепета».
Стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС оснащаются новыми ракетами Х-101 в соответствии с графиком, сообщил в апреле 2018 года министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на селекторном совещании. Он отметил, что для повышения эффективности применения и продления сроков эксплуатации стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС на заводах выполняются их ремонт и модернизация, самолёты оснащаются новыми ракетами Х-101. Данное изделие азработона МКБ «Радуга» с 1995 года по 2013 год.
При этом совершенствуются и сами АСП. В ноябре 2018 года стало известно, что в России началось серийное производство комплексов радиоэлектронной борьбы для крылатых ракет. Об этот РИА Новости рассказал советник первого заместителя гендиректора разработчика данных комплексов — концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев. «Сегодня наши крылатые ракеты имеют полноценный бортовой комплекс обороны, потому что такое стратегическое оружие нужно очень хорошо защитить», — сказал он на авиасалоне Airshow China 2018. По его словам, сегодня системами РЭБ оснащаются новейшие ракеты Х-101 и Х-102.
Дальность действий российских ракет Х-101 пока недостижима ни для одного из конкурентов, заявил гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов в интервью «Военно-промышленному курьеру». СМИ отмечают, что диапазон применения ракеты составляет 5000 километров.
В тоже время, ракета Х-55СМ («изделие 125», по СНВ: РКВ-500Б) относится к предыдущему поколению АСП и не является новым вооружением, но при этом доказала свою эффективность боевого применения и надежность в эксплуатации. Она создана в МКБ «Радуга» на базе стратегической крылатой ракеты Х-55 и имеет увеличенную дальность стрельбы. С 1987 года тяжелые бомбардировщики Ту-160 с ракетами Х-55СМ находятся в эксплуатации. На каждом самолете-носителе размещается по две пусковые установки МКУ-6-5У с общим боезапасом 12 ракет Х-55СМ.
ВТС «Бастион»

АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55СМ
МНОГОПОЗИЦИОННОЕ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО 9А-829К



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160


Стратегический многорежимный бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Работы по формированию облика стратегического самолета нового поколения начались в ОКБ А.Н. Туполева в 1968 году. В 1972 году был подготовлен аванпроект многорежимного бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии, в 1976 г состоялась защита эскизного проекта Ту-160, а в 1977 году ОКБ им. Кузнецова приступило к разработке двигателя для бомбардировщика. Постановления СМ СССР по самолету Ту-160 в варианте ракетоносца-бомбардировщика с двигателями НК-32 вышли 26июня 1974 г. и 19 декабря 1975г. Первый полет Ту-160 «70-01» состоялся 18 декабря 1981 г. (командир экипажа — Б.И. Веремей), 6 октября 1984 г. в воздух поднялся самолет «70-03», имеющий полный комплект оборудования серийного бомбардировщика.
Самолет Ту-160, принятый на вооружение в 1987 году, является перспективным авиационным комплексом Дальней авиации. Самолет способен нести до 40 т бомбовой нагрузки со скоростью свыше 2 200 км/ч на расстояние около 14 000 км.
Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла применяется ВСУ ТА-12.
Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера – титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Самолет оборудован туалетом, кухней, спальным местом. Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа «шланг-конус». В серийном производстве компоненты планера производились — крылья и мотоотсеки — Воронежский авиазавод, оперение и воздухозаборники — Иркутский авиазавод, шасси — Куйбышевский агрегатный завод, фюзеляж. центроплан и узлы поворота консолей крыла — Казанский авиазавод.

В конструкции крыла широко применялись моноблочные кессоны, собранные из монолитных панелей и профилей длиной 20 м. Фюзеляж собирался из крупногабаритных листов, профилей и штамповок с использованием специальной клепки. Агрегаты управления и механизация крыла (стабилизатор, киль, флапероны, закрылки и т.д.) изготавливались с широким использованием композиционных и металлических клееных панелей с сотовым заполнителем.
Самолет оснащен прицельно-навигационным комплексом (ПРНК), обеспечивающим автоматический полет и боевое применение вне зависимости от времени суток, региона и метеоусловий. В состав оборудования входит обзорно-прицельная БРЛС и оптоэлектронный бомбардировочный прицел, обеспечивающий бомбометание с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности. В дальнейшем самолет получит лазерную систему подсветки наземных целей, позволяющую применять корректируемые авиационные бомбы с лазерным полуактивным наведением.
Экипаж размещен в носовой части фюзеляжа в единой просторной гермокабине. В передней части установлены кресла первого и второго летчиков, штурмана и штурмана-оператора. Все члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности летчиков и операторов в длительном полете спинки катапультных кресел снабжены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины имеется туалет, малогабаритная кухня и откидная койка для отдыха. Самолеты последнего выпуска ocнащены встроенным трапом.
В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

Первоначально в качестве основного оружия самолета рассматривалась высокоскоростная ракета Х-45, однако в дальнейшем состав вооружения был пересмотрен — самолет было решено оснастить дозвуковыми малогабаритными крьшатыми ракетами типа Х-55 и аэробаллистическими ракетами типа Х-15, размещенными на многопозиционных пусковых установках.
Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены многочисленными мировыми рекордами. Всего на сегодняшний день их установлено 44.
В октябре 1989 года и в мае 1990 года экипажи ВВС выполнили несколько полетов на установление мировых рекордов скорости и высоты полета. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 т был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч.
В июне 2010 года Ту-160 пролетели почти 18 тысяч километров, выполнив две дозаправки. Продолжительность полета самолетов составила около 23 часов.
В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.
Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.
2 февраля 2020 года на аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) состоялся первый полет первого опытного глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М, созданного на базе строевого Ту-160. Самолёт пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы Анри Наскидянца. Полёт проходил на высоте 1500 метров и длился 34 минут.
Входе полёта были выполнены необходимые проверки обновленных систем и оборудования, установленного в рамках глубокой модернизации самолета. По данным экипажа полет прошел в штатном режиме, системы и оборудование отработали без замечаний.
По имеющимся сведениям, в опытный образец бомбардировщика Ту-160М был переоборудован находившийся на КАЗ строевой самолет Ту-160 с серийным номером 2-02 (четвертый построенный серийный Ту-160, бортовой номер «19», название собственное «Валентин Близнюк»). Ранее в 2006 году этот самолет стал прототипом «первого этапа модернизации» Ту-160.
Согласно зарубежным источникам, модернизированный самолет Ту-160М должен получить новую бортовую РЛС семейства «Новелла» НВ1.70 разработки АО «Заслон» (вместо штатной для Ту-160 бортовой РЛС «Обзор-К»). Также самолет Ту-160М получит новую «стеклянную кабину», новые навигационную систему НО-70М с инерциальной системой БИНС-СП-1, системой астронавигации АНС-2009М и навигационной БЦВМ, навигационную РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ, систему связи С-505-70, систему госопознавания БКР-70М и бортовой комплекс обороны «Редут-70М». Самолет должен получить новое ракетное вооружение.
В последующем самолеты Ту-160М должны также получить новые двигатели НК-32-02 (серии 2), восстановлением серийного производства которых занимается АО «ОДК-Кузнецов» (Самара). Однако сообщалось, что на опытном образце Ту-160М двигатели НК-32-02 пока не установлены.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 110000
нормальная взлетная 267600
максимальная взлетная 275000
Масса топлива, кг 148000
Размах крыла, м
максимальный 55,70
минимальный 35,60
Длина самолета, м 54,10
Высота самолета, м 13,20
Площадь крыла, м2 360,0
Тип двигателя 4 ТРДДФ НК-32
Tяга, кН
бесфорсажная 4 х 137,20
форсажная 4 х 245,70
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1800-2000
у земли 1030
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км
с нормальной бомбовой загрузкой 14000
с максимальной бомбовой загрузкой 10500
Продолжительность полета, ч 15
Максимальная скороподъемность, м/мин 4200
Практический потолок, м 14000-15600
Макс. эксплуатационная перегрузка 2.0
Экипаж, чел 4

ВООРУЖЕНИЕ:
В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно – 22500 кг, максимально – до 40000 кг:
в том числе 2 барабанные ПУ с шестью стратегическими и тактическими КР Х-55 и Х-55М, 2 барабанные ПУ с 12 аэробаллистическими УР малой дальности Х-15 (М=5,0) с ядерными и неядерными БЧ, КАБ различных типов до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины.

Источники: www.tupolev.ru, bmpd.livejournal.com и др.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. НОВОСТИ 2018-2019
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. НОВОСТИ 2016-2017
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. НОВОСТИ 2015
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160. НОВОСТИ 2011-2014
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ-БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-160М ВЫПОЛНИЛ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ С НОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ НК-32 СЕРИИ 02
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ НА МАКС-2019
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2015
«БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ» — СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 2015 ГОДА
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2011
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2009
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2007
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-2005
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160 НА МАКС-1997-2003
СВЕРХЗВУКОВОЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ БИЗНЕС-КЛАССА СДС
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160М2
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55СМ
МНОГОПОЗИЦИОННОЕ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО 9А-829К
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-32
КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМ. С.П. ГОРБУНОВА
ОАО «ТУПОЛЕВ»
ТЯЖЕЛЫЕ (СТРАТЕГИЧЕСКИЕ) БОМБАРДИРОВЩИКИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap