ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142

ANTISUBMARINE AIRCRAFT TU-142

05.02.2015
Экипажи дальних противолодочных самолетов Ту-142 из состава авиабазы морской авиации Северного флота выполнили полетные задания с проведением дозаправки топливом в воздухе.
Дозаправка проводилась на высоте 4-5 тысяч метров при скорости 500-600 км/ч.
Подобные полеты являются одним из самых сложных видов летной подготовки, во время которых противолодочный самолет Ту-142, имеющий взлетную массу более 185 тонн, должен приблизиться к воздушному танкеру Ил-78 весом около 190 тонн на расстояние 10-15 м и выпущенной штангой законтактировать с конус-датчиком заправщика, после чего выдерживать место в строю до полной заправки.
Дозаправка топливом в воздухе увеличивает радиус действия и возможности дальних противолодочных самолетов Ту-142, позволяет использовать постоянное место дислокации для выполнения задач на большом удалении.
Пресс-служба Западного военного округ

07.02.2015
В следующем году ВМС Индии начнут списание дальних морских противолодочных самолетов Ту-142М, которые прибыли на военно-морскую базу Ханса в Гоа еще 1988 году и с тех пор прослужили 27 лет. Во время эксплуатации не было потеряно ни одного самолета, в эскадрильи по-прежнему остаются 8 самолетов, но их эпоха уже завершается. Об этом пишет сегодня Indian Defence Research Wing.
ВМС Индии рассматривают вопрос отправки на капитальный ремонт в Россию трех самолетов или найти им замену. Капитальный ремонт в России стоит дорого и требует примерно года на заводе ТАНТК им. Бериева в Таганроге, чтобы выполнить обширные работы по ремонту.
В последнее время капитальные работы проведены на трех самолетах и последним был самолет с номером INS317, который был передан ВМС Индии российской компанией в августе прошлого года. Текущий ремонт двух других самолетов в настоящее время был проведен на местном уровне на базе Раджали. Вопрос капитального ремонта трех самолетов в России предстоит решить Минобороны по соответствующему запросу ВМС.
Поступление американских самолетов P-8i уже улучшили возможности морской разведывательной авиации ВМС Индии, очень дорогой в обслуживании эксплуатации Ту-142М в составе флота становится все более и более трудным вопросом для индийских военно-морских сил. Самолеты находятся не только на голодном ресурсе (низкая топливная эффективность), но также требуют дорогостоящего обслуживания и поставки запасных частей от производителя, чтобы держать их в постоянной готовности.
После каждого капитального ремонта самолет может эксплуатироваться в течение 5-7 лет в зависимости от летных часов, но несколько самолетов должны будут списаны с 2015 года.
Из-за старения бортового оборудования Ту-142М был обновлен современной израильской авионикой, которая включает радар Elta EL/M-2022A, систему радиоэлектронной разведки Elbit AES-210, а также Homi ELINT/ESM разработки DRDO. Новое поколение авионики значительно повысило противолодочные возможности, но возраст самолетов быстро догоняет «рабочих лошадок» и при наличии небольших, но эффективных самолетов в составе ВМС, и Минобороны в ближайшее время решит их судьбу. Военный Паритет

06.04.2015

Глубокая модернизация всего парка дальних противолодочных самолетов Ту-142 морской авиации ВМФ России будет проведена в ближайшие 4-5 лет, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на источник в авиапроме. В настоящее время парк самолетов Ту-142 составляет свыше 20 машин.
«Модернизация коснется БРЭО Ту-142. Будут существенно улучшены характеристики противолодочного комплекса, пилотажно-навигационной аппаратуры и системы управления бортовым вооружением», – сказал собеседник агентства.
По его словам, «одну из ключевых ролей в модернизации БРЭО сыграет АО «Заслон» (бывший «НТЦ завод Ленинец»), которое имеет опыт разработки по модернизации систем управления вооружением для расширения спектра боевого применения самолетов», – отмечает агентство.
В целом вопросы модернизации будут решать три структуры: Таганрогский машиностроительный завод, ОАО «Радар-ММС» и АО «Заслон», передает «РИА Новости».

03.06.2015

Весь парк противолодочных вертолетов Ка-27 и дальних противолодочных самолетов Ту-142 морской авиации ВМФ России к 2018-2020 годам пройдет глубокую модернизацию, сообщил РИА Новости во вторник источник в оборонно-промышленном комплексе.
В настоящее время в составе ВМФ России находятся порядка 20 самолетов Ту-142 и 50 вертолетов Ка-27.
«Модернизация Ту-142 будет произведена в соответствии с техническим заданием Военно-морского флота и предполагает существенное обновление бортового радиоэлектронного оборудования в течение 3-5 лет», — сообщил собеседник агентства.
Он уточнил, что в ходе модернизации, которую будет проводить АО «Заслон», самолеты получат существенно улучшенные противолодочные комплексы, а также новую пилотажно-навигационную аппаратуру и систему управления бортовым вооружением. К модернизации Ту-142 также будут подключены Таганрогский машиностроительный завод и ОАО «Радар-ММС».
«Модернизацию в тот же срок пройдут и противолодочные вертолеты Ка-27, на которых будут обновлены комплексы оружия и системы бортового радиоэлектронного вооружения», — сказал представитель оборонно-промышленного комплекса.
Речь, по его словам, идет, в частности, о радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой, которая входит в состав радиолокационной командно-тактической системы. Модернизацию Ка-27, по информации источника, выполняют корпорация «Фазотрон-НИИР» и предприятие «Дальприбор». РИА Новости

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-27М

30.10.2015
Четыре истребителя поднялись в воздух с авианосца «Рональд Рейган» для перехвата российских самолетов, оказавшихся поблизости. Об этом сообщает газета американских вооруженных сил Stars and Stripes со ссылкой на представителей 7-го флота США.
Речь шла о двух противолодочных самолетах Ту-142, приблизившихся к авианосцу на расстояние в одну морскую милю на малой высоте — 500 футов (около 150 метров). «Рональд Рейган» находился в нейтральных водах восточнее побережья Корейского полуострова, участвуя в совместных учениях с южнокорейским флотом.
Лента.ру

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

07.06.2016

По сообщению ряда СМИ, российский противолодочный самолет Ту-142М3 впервые замечен местными жителями в районе пригорода крупного сирийского города Алеппо — Идлиб. 5 июня 2016 года в Сети появился ролик на арабском языке, на котором зафиксирован пролет самолета.
Речь идет о дальнем противолодочном самолете Ту-142, охотнике за атомными подлодками противника. В настоящее время на вооружении авиации Военно-морского флота стоят около 27 самолетов Ту-142, которые представлены модификациями Ту-142М3 и Ту-142 МК. Ту-142М3 — это последняя модификация серии Ту-142М, она была принята на вооружение в 1985 году и строилась серийно до 1994 года. Вариант Ту-142М3 получил модернизированную поисково-прицельнуюсистему «Коршун-Н» и новую радиогидроакустическую аппаратуру «Заречье».
Есть предположение, что самолет Ту-142М3 Морской авиации ВМФ России используется в Сирии для разведки наземных целей. По другой версии, самолет просто прошел над Идлибом в сторону Средиземного моря для несения там патрульной службы. Это может быть связано с активностью турецкого флота в этом регионе и пребыванием американского авианосеца «Гарри Трумэн».
В тоже время, Источник в силовых структурах сообщил «Ленте.ру» о причинах появления над Сирией дальнего противолодочного самолета Ту-142МЗ. «Это обычный маршрут наших самолетов, через Иран, Ирак и Сирию. Ту-142 направлялся к Средиземному морю для отработки совместных действий по поиску и обнаружению подводных лодок с участием «Адмирала Григоровича» и других кораблей, а затем той же дорогой вернулся обратно», — рассказал источник.
ВТС «БАСТИОН»

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ «МЕДВЕДЬ» ВПЕРВЫЕ НАД СИРИЕЙ
ВОЙНА В СИРИИ

28.06.2016

«Известия» сообщают, что Главное командование Военно-морского флота России оборудует уникальные самолеты-ретрансляторы Ту-142МР «Орел», предназначенные для связи с находящимися на боевом дежурстве на глубине в сотни метров подводными лодками, новыми бортовыми системами связи, способными в том числе передавать полетные задания для новейших ракет «Калибр» и «Булава». Помимо установки нового бортового радиоэлектронного оборудования, на «Орлах» также заменят уникальные многокилометровые воздушные антенны, выпускающиеся из фюзеляжа машины во время сеансов связи с субмаринами.
«Вся необходимая рабочая документация уже готова и согласована. Работы по модернизации первых бортов начнутся в самое ближайшее время», — рассказал «Известиям» представитель авиастроительной отрасли.
По словам собеседника «Известий» модернизация «Орлов» будет проводиться на базе Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Георгия Бериева. В ходе работ на машинах, получивших индекс Ту-142МРМ, будут установлены новые электронные системы связи, а также заменено их «сердце» — многокилометровые воздушные антенны.
ВТС «БАСТИОН»

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВМФ И СУДОСТРОЕНИЯ

04.08.2016

В соответствии с планом боевой подготовки Тихоокеанского флота (ТОФ) на аэродроме Каменный Ручей проходят учебно-тренировочные полеты дальних противолодочных самолетов Ту-142МЗ.
В ходе тренировок экипажи противолодочных самолетов уже совершили ряд вылетов на максимальную продолжительность нахождения в воздухе. Летчики отрабатывали навыки прохождения заданного курса над безориентирной местностью, слаженность действий при пилотировании в условиях отсутствия наземных радиотехнических средств аэронавигации в дневное и ночное время суток.
Кроме того, экипажами Ту-142мз были выполнены задачи по предназначению – поиск, классификация и слежение за подводными лодками условного противника с комплексным применением радиолокационных и гидроакустических средств обнаружения.
Пресс-служба Восточного военного округа

10.08.2016
На аэродроме «Каменный Ручей» проходят учебно-тренировочные полеты дальних противолодочных самолетов Ту-142мз. В ходе выполнения задач летной смены экипажи отработывают задачи по поиску и слежению за подлодкой условного противника с комплексным использованием радиолокационных и гидроакустических средств, с постановкой буев, приему и анализу передаваемой ими информации. В заданном районе, противолодочники уничтожили специальную имитированную подводную цель при помощи авиабомб и торпед с воздуха.
Кроме того, летчиками морской авиации ТОФ отрабатывались навыки прохождения заданного курса над безориентирной местностью, полеты на предельно малых высотах над поверхностью воды, слаженность действий при пилотировании в условиях отсутствия наземных радиотехнических средств аэронавигации, как днем, так и ночью.
Длительность полёта экипажей Ту-142мз составила более пяти часов. Занятия проводятся в соответствии с планом боевой подготовки Тихоокеанского флота.
Пресс-служба Восточного военного округа

16.08.2016

Экипажи двух самолетов Ту-142 из состава авиабазы 45-й армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Северного флота (СФ) отработали задачи в высоких широтах Арктики с целью вскрытия ледовой обстановки на Северном морском пути.
В общей сложности самолёты провели в воздухе более 12 часов. Взлёт и посадку лётчики выполнили на аэродроме Кипелово (Вологодская область). Сопровождение самолётов в Арктике вели специалисты подразделений радиолокационного обнаружения СФ, дислоцированные на островах Северного Ледовитого океана.
В ходе полёта экипажи самолетов Ту-142 провели воздушную разведку ледовых полей. Полученные данные существенно облегчат прокладку маршрутов и проведение навигации для кораблей и судов в Арктике.
Во время арктических полетов летчики СФ совершенствуют навыки прохождения заданного курса над безориентирной местностью в условиях отсутствия наземных радиотехнических средств аэронавигации. Полеты в арктических районах проходят в интенсивном плановом режиме в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства.
Выполнению полетных заданий в арктических широтах традиционно предшествовала тщательная штурманская подготовка летных экипажей в сложной метеорологической обстановке с учетом особого географического положения.
Особенностями самолетовождения над Северным Ледовитым океаном является близость магнитного полюса Земли и, как следствие, большая величина магнитного склонения, наличие магнитных аномалий и магнитных бурь, во время которых распространение радиоволн становится неустойчивым, что ухудшает радиосвязь и ограничивает применение бортовых радиотехнических средств. Нестабильная метеорологическая обстановка, однообразие местности с малым количеством визуальных и радиотехнических ориентиров значительно осложняют полеты в высоких арктических широтах.
Во время подобных полетов летчики СФ существенно повышают свой уровень натренированности в различных элементах летной подготовки.
Пресс-служба Северного флота

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ

16.08.2016

Пресс служба ПАО «Таганрогский авиационный научно технический комплекс им. Г. М. Бериева» сообщает, что важной составляющей деятельности ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию, является капитальный ремонт самолетов Ту-142М авиации ВМФ России и Ту-95МС Дальней авиации российских ВВС, а также Ту-142МЭ авиации ВМС Индии.
«Для продления сроков эксплуатации строевые Ту-142МК, Ту-142МЗ и Ту-142МР регулярно проходят капитально-восстановительный ремонт на ТАНТК им. Г.М. Бериева. Ежегодно в Таганрог для этого прибывает с флотов по несколько таких самолетов», — говорится в сообщении компании.
ТАНТК им. Г.М. Бериева сообщает о том, что 12 августа 2016 г. авиации ВМФ был передан 50-й отремонтированный на предприятии самолет марки «Ту». Это дальний противолодочный самолет Ту-142МК с бортовым номером «51» и собственным именем «Юрий Малинин».
«После прохождения всех необходимых испытаний, Ту-142МК был передан экипажу морской авиации Краснознаменного Северного флота и успешно совершил перелет к месту своего постоянного базирования», — отмечается в пресс-релизе ТАНТК им. Г.М. Бериева.
ВТС «БАСТИОН»

25.01.2017

В соответствии с планом боевой подготовки Тихоокеанского флота на аэродроме «Каменный Ручей» проходят учебно-тренировочные полеты дальних противолодочных самолетов Ту-142мз по сложным видам лётной подготовки.
В ходе тренировок экипажи противолодочных самолетов выполнили ряд вылетов на максимальную продолжительность нахождения в воздухе. Летчиками отрабатывались навыки прохождения заданного курса над безориентирной местностью, слаженность действий при пилотировании в условиях отсутствия наземных радиотехнических средств аэронавигации, как днем, так и ночью.
Кроме того, экипажами Ту-142мз были отработаны задачи по предназначению – поиск, классификация и слежение за подводными лодками условного противника с комплексным применением радиолокационных и гидроакустических средств обнаружения.
Пресс-служба Восточного военного округа

09.03.2017

ВМС Индии намерены вывести из эксплуатации самолеты Ту-142М, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на idrw.org.
Эти самолеты советского происхождения выполняли роль разведывательных и противолодочных, поступили на вооружение ВМС в 1988 году и были известны как «Альбатрос» (Albatross). Ту-142М является самым большим и скоростным турбовинтовым самолетов в мире. В настоящее время в боевом составе находятся только три самолета этого типа.
Церемония их вывода состоится 29 марта на военно-морском аэродроме Раджали в Арокканаме (штат Тамилнад), сообщил офицер ВМС. Самолеты с размахом крыла 50 м имели боевой радиус 6500 км, скорость 850 км/ч, рабочий потолок 13000 м, экипаж состоял из 10 человек. Отмечается, что оборудование очень тяжелое по массе и устарело, и все труднее снабжать машины запчастями.
Ту-142М заменяются на американские самолеты P-8i Poseidon. Новые самолеты имеют значительно более современное электронное оборудование и направляются для обнаружения и противодействия китайским подводным лодкам. «Ту-142М был ястребиным глазом, а «Посейдон» это «умный ястребиный глаз» (intelligent hawk-eyes)», заявил источник в ВМС. В настоящее время «Посейдоны» взаимодействуют с противолодочными самолетами Ил-38 и беспилотниками Searcher II и Heron.
Военный Паритет

20.03.2017

Как сообщает швейцарский ресурс «psk.blog.24heures.ch» в материале «La Marine indienne va se séparer de ses Tu-142MKE!», ВМС Индии до конца марта 2017 года выведут из эксплуатации оставшиеся дальние противолодочные самолеты Ту-142МЭ. Индия является единственным иностранным эксплатантом самолетов этого типа.
На сегодняшний день в эксплуатации остается три из восьми закупленных в 1988 году Ту-142МЭ. Они находятся в составе 312-й эскадрильи ВМС Индии, базирующейся на авиабазе Раджали. Получение первых базовых патрульных самолетов Boeing P-8I Poseidon сделало Ту-142МЭ устаревшими машинами. Кроме того, рост эксплуатационных расходов в последние годы на самолеты российского производства не оправдывает продолжение их эксплуатации.
Восемь самолетов Ту-142М были после модернизации по экспортному варианту Ту-142МЭ поставлены Индии из наличия авиации ВМФ СССР в 1988 году, получив индийские регистрационные номера IN311 — IN318. Самолеты входят в состав 312-й эскадрильи «Albatross» авиации ВМС Индии, базирующейся на авиастанции Раджали на аэродроме Арокконам (о чем свидетельствует и нанесенная на киле аббревиатура ARK).
По контракту на ремонт и ограниченную модернизацию указанных восьми самолетов Ту-142МЭ, подписанному «Рособоронэкспортом» в 2004 году, на ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (ТАНТК) в 2006 году прошли капитальный ремонт два индийских самолета Ту-142МЭ, в 2007 году еще одна машина, и в 2010 году — еще две. Еще один самолет был передан в 2014 году.
http://bmpd.livejournal.com


ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142

Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников.
28 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке дальнему самолетному противолодочному комплексу Ту-142 с ППС «Беркут». Тактико-технические требования к нему главнокомандующие ВВС и ВМФ утвердили 20 апреля, а эскизный проект — 9 октября 1963 года.
ОКБ поручалось спроектировать и построить на базе самолета Ту-95РЦ дальний противолодочный самолет Ту-142 с поисково-прицельной системой «Беркут-95″ и набором средств поражения подлодок. Для обеспечения работы системы «Беркут» должна была быть разработана специальная пилотажно-навигационная система ПНС-142, сопряженная с противолодочным оборудованием и вооружением. Помимо средств противолодочной обороны с целью расширения диапазона использования самолета предполагалось разместить на его борту средства радиотехнической разведки, в частности, станции «Квадрат-2″ и «Куб-3″.
С учетом более чем десятилетней эксплуатации первых вариантов Ту-95 для новой машины спроектировали новое крыло с более эффективными профилями, крыльевые мягкие резиновые топливные баки заменили жесткими металлическими кессон-баками. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик поставили двухсекционные закрылки. Площадь руля направления увеличили. Значительные доработки провели в системе управления, установив в ее каналы необратимые гидроусилители. Ввели систему автоматического парирования на случай отказа одного из двигателей. Нововведения в системе управления значительно облегчили процесс пилотирования, что подтвердили последующие летные испытания и многолетняя эксплуатация. Анализ эффективности средств ПВО вероятного противника и использования оборонительного вооружения позволил сократить количество пушечных установок до одной кормовой, отказавшись от двух фюзеляжных башенных установок. Одновременно расширили состав бортовых средств РЭП.
Противолодочный самолет Ту-142 — это моноплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Шасси самолета трехопорное с управляемыми передними колесами.Планер самолета состоит из фюзеляжа, крыла, четырех гондол двигателей и оперения. Фюзеляж типа монокок (снабжен продольным набором стрингеров, поперечным набором шпангоутов, с работающей обшивкой). К фюзеляжу крепятся остальные части самолета. В его передней и задней частях размещены кабины экипажа, в хвостовой части находится кормовая пушечная установка. Длина фюзеляжа составляет 46,4 м, максимальный диаметр — 2,9 м. В носовой части установлена штанга системы дозаправки топливом в полете (с использованием системы “Конус”). Для покидания самолета в случае аварийной ситуации служит входной люк, расположенный в нише передней ноги. В нижней части фюзеляжа расположены два грузоотсека. Крыло самолета состоит из пяти частей и почти все оно, за исключением центроплана, представляет собой бак-кессон, состоящий из восьми отсеков (полная заправка самолета топливом, включая два мягких бака, расположенных в центроплане, и один в задней части фюзеляжа). Размах крыла составляет 50 м, угол стреловидности по передней кромке 33,5 град. Силовая установка самолета состоит из четырех турбовинтовых двигателей НК-12М конструкции Н. Д. Кузнецова. Мощность каждого двигателя составляет 15000 эквивалентных л. с., на них установлено по два соосных четырехлопастных тянущих винта.
Первая опытная машина Ту-142 № 4200 строилась на Куйбышевском Авиационном заводе, где предполагалось развернуть серийную постройку самолета. К лету 1968 года первый Ту-142 был готов. Внешне он был очень похож на Ту-95РЦ, серийное производство которого все еще продолжалось на заводе. Большая преемственность конструкции планера должна была облегчить переход серийного завода на новый самолет. Как и Ту-95РЦ, Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископом, за ним находились грузоотсеки с противолодочным ударным вооружением и буями. Верхняя и нижняя пушечные установки были сняты. В носовой части транслятор из системы «Успех» заменили на поисковую инфракрасную противолодочную систему «Гагара» под обтекателем несколько меньшего размера. На концах стабилизатора были установлены новые обтекатели антенной системы «Лира», аэродинамически более приемлемые, чем обтекатели системы «Арфа» на Ту-95РЦ. Полностью новым было крыло с огромными гондолами под новые стойки основного шасси.
Первый полёт Ту-142 № 4200 совершил первый полет 18 июня 1968 года, самолет пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем И.К.Ведерниковым. 3 сентября 1968 года с аэродрома серийного завода в воздух поднялась вторая машина № 4201, на которой уже была внедрена новая удлиненная на 1,7 метра кабина, но без полного комплекта штатного специального оборудования.
а третий № 4202 31 октября того же года. 31 октября того же года взлетает третья машина № 4202 с удлиненной кабиной и со всем необходимым оборудованием, которое было предусмотрено специальным Совместным Решением МАП и ВВС в 1967 году. На этих трех первых машинах проводились заводские летные испытания, а затем и государственные. В основном испытания охватывали отработку и проверку комплекса средств поиска и уничтожения подводных лодок, выяснялась их эффективность и достаточность. Однако предъявить машину на ГСИ удалось лишь в 1970 году.
В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ и начали свою повседневную работу по отслеживанию передвижений западных подлодок на просторах мирового океана.
Пройти ГСИ самолету удалось лишь в 1972 году после того как было снято требование обеспечить базирования ДПЛС на грунтовых аэродромах и появилась возможность установить более лёгкое шасси и винты АВ-60К с лучшим КПД на крейсерских режимах полёта. Кроме того, простой перенос комплекса «Беркут-38» самолёта Ил-38 не получился и пришлось адаптировать систему к новому борту, в частности модифицировать БЦВМ «Пламя-263» (На Ту-142 она получила название «Пламя-264»).
После прохождения всего цикла испытаний и доработок по замечаниям заказчика, 14 декабря 1972 года Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 853—292 «О принятии на вооружение ДПЛС Ту-142 с ППС „Беркут“» комплекс Ту-142 принимается на вооружение авиации ВМФ.
Ту-142 оснащен ППС «Беркут», в состав которой входит мощная РЛС кругового обзора, установленная в обтекателе под фюзеляжем, датчик магнитных аномалий, большое количество сбрасываемых активных и пассивных гидроакустических буев, газовый анализатор. В целом противолодочная система «Беркут» (ее вариант для Ту-142 получил обозначение «Беркут-95») базировалась на лучших отечественных научно-технических достижениях начала 1960-х гг. Она обеспечивала: сброс буев и сбор информации от них, обнаружение целей под водой, определение их текущих координат и элементов движения, выработку прицельных данных для применения оружия. Кроме того, система решала чисто навигационные задачи при полёте в заданный район и во время поиска. Буи являлись основным средством обнаружения подлодок. С помощью гидроакустического канала звукового диапазона частот они получали информацию о подводной обстановке, а затем передавали зафиксированные шумы на самолет по радио.
«Беркут-95» работала с тремя типами буев: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3, различавшимися массой, размерами и назначением. РГБ-1 был наиболее простым — пассивным (т.е. только принимал шумы) и ненаправленным (не мог определять направление на источник шума). Буи этого типа использовались для первичного поиска лодок, слежения за ними, а в некоторых случаях и в качестве точки прицеливания. На плаву в дежурном режиме РГБ-1 сохранял работоспособность в течение трех часов, а зафиксированный подводный шум мог передать на расстояние 40-50 км. Во время испытаний РГБ-1 на Черном море дальность обнаружения дизельной подлодки, имевшей ход 6-8 узлов (11,2-14,8 км/ч) при волнении моря 1-2 балла составила 1500-2000 м. В Баренцевом море дальность обнаружения оказалась в 1,5-2 раза больше. Буй РГБ-2 также был пассивным, но мог определять направление на источник шумов и передавать его на самолет. Поэтому РГБ-2 применялись для уточнения контакта, полученного с помощью РГБ-1.
Еще одним средством ведения поиска являлась бортовая аппаратура «Гагара», которая должна была регистрировать тепловое излучение кильватерного следа погруженной подлодки. После определения места нахождения подлодки и параметров ее движения открывалась возможность нанесения по ней удара. Для этого предназначались противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, ракеты АПР-1, а также глубинные бомбы в обычном и ядерном снаряжении.
Оборонительное вооружение состоит из кормовой пушечной установки ДК-12 с двумя пушками АМ-23 (скорострельность — 1250-1350 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда — 680 м/с) и боезапасом 1000 выстрелов, оптического прицела ПС-153К и радиолокационного прицела ПРС-4 «Криптон». Для предупреждения об облучении и противодействия РЛС противника и головкам самонаведения ракет на самолёте установлены станция предупреждения СПО-10 и станция постановки помех СПС-100 «Резеда-А».

Начиная с 1975 года в Таганроге началось серийное производство самолета Ту-142 («ВПМ») на основе эталона Куйбышевского завода, самолета Ту-142 № 4242. В эксплуатации серийные самолеты «ВПМ» имели обозначения Ту-142, как и предыдущая модификация. Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация с новым комплексом «Коршун».
Авиационный противолодочный комплекс включает: самолет Ту-142М, навигационно-пилотажный комплекс НПН-142М, “аппаратуру “Коршун-К”, систему управления сбрасывания бомб, торпед, буев, мин, магнитометр ММС-106 “Ладога”, бортовую систему связи “Стрела-142М”, аппаратуру гидрологической разведки “Нерчинск”, средства поиска и поражения, бортовой комплекс обороны “Саяны”. Основные данные самолета Ту-142М, в том числе и взлетно-посадочные характеристики существенных изменений, по сравнению с Ту-142, не претерпели, но некоторые отличия все-таки имеются: он оказался на три тонны тяжелее (за счет увеличения заправки топливом). Однако это не привело к возрастанию дальности и продолжительности полета из-за ухудшения аэродинамики и увеличения полетного веса. Поэтому дальность осталась равной 12000 км при взлетном весе 185 тонн. С дозаправкой топливом в полете дальность увеличивается на 2000 км.
При разработке самолета Ту-142М с тем, чтобы разместить аппаратуру, пришлось существенно перекомпоновать переднюю кабину и, несмотря на относительно высокий уровень автоматизации, увеличить количество членов экипажа до 11 человек (два летчика, штурман корабля, второй штурман, штурман по боевому применению, два оператора радиогидроакустических подсистем, оператор бортовых средств связи, старший борттехник, оператор кормовой кабины и стрелок). Нетрудно заметить, что имелась полная возможность сократить экипаж, как минимум на двух человек, избавившись от кормовой пушечной установки, и уменьшить полетный вес примерно на 1500 кг.
Разработчики поисково-прицельной системы встретились с огромными трудностями. Не все, что получалось на бумаге, оказалось пригодным для практической реализации. Им предстояло создать принципиально новую систему, способную обеспечивать обнаружение современных малошумных ПЛ.

В состав поисково-прицельной системы “Коршун” входит четыре радиогидроакустических буя — основные источники информации о подводной обстановке, предназначенные для обнаружения ПЛ и определения их места и элементов движения. Соответственно буи именуются РГ5-75, РГБ-15, РГБ-25 и РГБ-55А. Первые два б/я предназначены для поиска ПЛ, а вторые — для уточнения полученного контакта, определения места и элементов движения. Однако РГБ-15 совместно с МГАБ’ также могут использоваться для уточнения места ПЛ.
В последующие годы поисково-прицельная система «Коршун-К» подверглась существенной модернизации: сокращена номенклатура буев, стало возможным применение серийных буев РГБ-1А и РГБ-2 системы “Беркут”, РГБ-16 и 26 системы «Нашатырь-Нефрит». Самолет стал называться Ту-142МЗ (3 — Заречье).
Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». Был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М» под управлением БЦВМ. Для обороны задней полусферы кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 была заменена на более совершенную, с ГШ-23Л. Самолёты полностью окрашены в серый цвет. В корме самолёта демонтировали выпускную пяту с парой дутиков (колёс) — за ненадобностью.
В версии Ту-142М3 был принят на вооружение в 1985 году, серийно строился до 1994 года. Всего в Куйбышеве и Таганроге было построено более сотни самолетов типа Ту-142.
В СССР самолёты Ту-142 разных модификаций дислоцировались: гарнизон Кипелово (Вологодская область) — 35 противолодочная дивизия ВВС Северного флота, 49 машин и 310 ОПЛАП ВВС Тихоокеанского флота, Каменный Ручей (Хабаровский край), 24 машины. Несколько самолётов (четыре -?) имелось на аэродроме Кульбакино 33 ЦБП и П Морской авиации (г. Николаев) и пара — на аэродроме исследовательского центра (ГАНИЦ) Кировское в Крыму. В дальнейшем пара Ту-142М эксплуатировалась на аэродроме Веретье 444 ЦБП и П МА г. Остров.
Четыре самолёта на ротационной основе были в составе 169 гв. смешанного авиаполка ВВС ТОФ на базе ПМТО Камрань (Cam Ranh) в Демократической республике Вьетнам.
Североморцы периодически работали с аэродромов Кубы — аэропорта г. Гаваны имени Хосе Марти (Aeropuerto Internacional Jos? Mart?) и авиабазы Сан-Антонио (San Antonio de los Banos). На последнем были построены стоянки и технические помещения, очевидно, для перспективного размещения до эскадрильи Ту-142М.
Самолёты с аэродрома Кипелово работали в Норвежском и Баренцевом морях, Северной Атлантике, Саргассовом море (с Кубы). Самолёты с Каменного Ручья контролировали Охотское и Японские моря и северную часть Тихого океана. Самолёты с Камрани большей частью летали в Южно-Китайском море, в районе Филиппинских островов.
Самолёты Ту-142 последних модификаций – Ту-142-М, Ту-142М3 — продолжают нести службу в составе Северного и Тихоокенского флотов. В июле 2008 года противолодочные самолеты Ту-142 и Ил-38 ВВС Северного флота в плановых полетах над Баренцевом и Норвежским морях испытали новую радиоэлектронику и управляемое оружие. В ходе полетов производились испытания новых образцов бортового радиоэлектронного оборудования и комплексов управления оружием. Испытания показали их высокую эффективность.

В 1986 году в Индию было поставлено 8 противолодочных самолетов Ту-142МК под обозначением Ту-142МЭ, которые были построены на Таганрогском авиационном заводе. Эти самолеты были оснащены поисково-прицельной противолодочной системой «Коршун-К», включавшей буксируемый магнитометр ММС-106 «Ладога» и аппаратуру гидрологической разведки «Нерчинск».
Контракт на модернизацию 8 дальних противолодочных самолетов Ту-142МЭ ВМС Индии планировалось подписать в 2005 году. Некоторое время программа находилась в неопределенном состоянии из-за вмешательства Израиля, предложившего ВМС Индии модернизировать самолеты Ту-142МЭ по трехстороннему соглашению с Россией. Все эти самолеты требуют капремонта, в ходе которого они должны быть оснащены новым бортовым оборудованием, модернизированными турбовинтовыми двигателями и новыми системами вооружения. Согласно первоначальному плану модернизацию всех 8 самолетов планировалось провести в течение 6 лет и завершить в 2010-2011 гг. При этом срок эксплуатации каждого самолета продлевается еще на 16 лет.
Модернизированный Ту-142МЭ может выполнять задачи по контролю и охране территориальных вод, вести радиотехническую разведку, осуществлять поиск, слежение и поражение новейших малошумных подводных лодок в надводном и подводном положениях, движущихся с максимальной скоростью или малым ходом, либо лежащих неподвижно на грунте, в любое время суток, простых и сложных метеоусловиях. При установке ракетного вооружения Ту-142МЭ может наносить удары по надводным кораблям, наземным и прибрежным объектам.
В августе 2010 года ВМС Индии после проведения планового ремонта и модернизации на ОАО «ТАВИА» передан дальний противолодочный самолет Ту-142МЭ.
312 разведывательная эскадрилья морской авиации Восточного командования Индии, базирующаяся на аэродроме Arakkonam в южноиндийском штате Tamil Nadu, 18 ноября 2013 года отметила свой серебряный юбилей. Празднование 25-летия эксплуатации самолета Ту -142МЭ, именуемого «Альбатрос», было проведено на авиабазе INS Rajali под руководством командующего восточным военно-морским направлением. Об этом говорится в заявление командования ВМС Индии.
6 августа 2014 г. заказчику передан очередной дальний противолодочный самолет Ту-142МЭ (IN 317) авиации ВМС Индии, прошедший капитальный ремонт на ТАНТК им. Г.М. Бериева. Самолет прошел все необходимые испытания, и был передан индийской стороне.
В последнее время капитальные работы проведены на трех индийских самолетах Ту-142МЭ и последним был самолет с номером INS317, который был передан ВМС Индии российской компанией в августе 2014 года. Текущий ремонт двух других самолетов в настоящее время проведен на местном уровне на базе Раджали. После каждого капитального ремонта самолет может эксплуатироваться в течение 5-7 лет в зависимости от летных часов, но несколько самолетов должны будут списаны с 2015 года.
Из-за старения бортового оборудования Ту-142М был обновлен современной израильской авионикой, которая включает радар Elta EL/M-2022A, систему радиоэлектронной разведки Elbit AES-210, а также Homi ELINT/ESM разработки DRDO. Новое поколение авионики значительно повысило противолодочные возможности, но возраст самолетов быстро догоняет «рабочих лошадок» и при наличии небольших, но эффективных самолетов в составе ВМС, и Минобороны в ближайшее время решит их судьбу.
В 2016 году ВМС Индии начнут списание дальних морских противолодочных самолетов Ту-142М, которые прибыли на военно-морскую базу Ханса в Гоа еще 1988 году и с тех пор прослужили 27 лет. Во время эксплуатации не было потеряно ни одного самолета, в эскадрильи по-прежнему остаются 8 самолетов, но их эпоха уже завершается.
Глубокая модернизация всего парка дальних противолодочных самолетов Ту-142М морской авиации ВМФ России будет проведена в ближайшие 4-5 лет, сообщается в начало апреля 2015 года. В настоящее время парк самолетов Ту-142М составляет свыше 20 машин. Модернизация коснется БРЭО Ту-142. Будут существенно улучшены характеристики противолодочного комплекса, пилотажно-навигационной аппаратуры и системы управления бортовым вооружением. Одну из ключевых ролей в модернизации БРЭО сыграет АО «Заслон» (бывший «НТЦ завод Ленинец»), которое имеет опыт разработки по модернизации систем управления вооружением для расширения спектра боевого применения самолетов. В целом вопросы модернизации будут решать три структуры: Таганрогский машиностроительный завод, ОАО «Радар-ММС» и АО «Заслон».
Кроме серийных модификаций ОКБ создало на базе Ту-142 несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения «Атлантида» получил обозначение Ту-142МП. Часть серийных самолетов была переоборудована и поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета- ретранслятора для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении (Ту-142МР). На базе двух самолетов Ту-95МС и Ту142М был разработан самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены Ту-95РЦ.
В России разрабатывается проект перспективного самолета, который заменит стоящие на вооружении ВМФ противолодочные Ту-142М3, об этом сообщил 18 мая 2013 года главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. «В настоящее время в стране развернуты работы по эскизному проектированию перспективного авиационного патрульного комплекса, который должен прийти на замену противолодочному самолету Ту-142М3″, — сказал он.

МОДИФИКАЦИИ :
— Ту-142 исходный самолет ПЛО, модификация самолета Ту-95РЦ (1968 г.).
— Ту-142М модернизированная версия Ту-142 (1975).
— Ту-142МК, Ту-142МЗ варианты самолета ПЛО Ту-142М.
— Ту-142МЭ экспортный вариант самолета ПЛО.
— Ту-142МР Орел предназначен для обеспечения связи с погруженными ПЛ.
— Ту-142МЗ – Ту-142М с новой РГС «Заречье» и новыми РГБ.
— Ту-142МС — модернизированный вариант самолета Ту-142М – носитель авиационных крылатых ракет Х-55.
— Ту-142МРЦ — в конце 1980-х начале 1990-х годов на базе элементов Ту-142М и Ту-95МС, по конструкторской документации АНТК им. А.Н. Туполева был разработан и построен в опытном экземпляре самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены в строю Ту-95РЦ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м 51,10
Длина самолета,м 49,50
Высота самолета,м 12,12
Площадь крыла,м2 311,10
Максимальная взлетная масса, кг 185000
Внутреннее топливо, кг 87000
Тип двигателя 4 ТВД НК-12МП (МВ)
Тяга, кгс 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч 825
Крейсерская скорость, км/ч 711
Практическая дальность, км 12550
Боевой радиус действия, км 6400
Практический потолок, м 13500
Экипаж, чел 10

ВООРУЖЕНИЕ:

— две 23-мм пушки АМ-23,
— боевая нагрузка — 11340 кг в 2 отсеках вооружения
— 8 ПКР Х-35, торпеды, глубинные бомбы.
Поисково-прицельная система Беркут (Коршун)

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.04.2015

Источники: www.tupolev.ru, Военный Паритет, РИА Новости, ЦАМТО, ИТАР-ТАСС, ru.wikipedia.org, www.zelezki.ru, kollektsiya.ru, www.arms-expo.ru, www.dogswar.ru и др.

ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142М. НОВОСТИ 2008-2014
ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА
ЦНПО «ЛЕНИНЕЦ»
ОАО «ТУПОЛЕВ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap