ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142. ANTISUBMARINE AIRCRAFT TU-142


ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142
ANTISUBMARINE AIRCRAFT TU-142

26.07.2019

Морская авиация России проводит модернизацию дальних противолодочных самолетов Ту-142, сообщает в четверг газета «Известия» со ссылкой на Минобороны.
Согласно информации издания, самолеты оборудуют высокоточной прицельной системой «Гефест» (СВП-24). Данная система позволит повысить эффективность применения противолодочных торпед, а также глубинных и обычных авиационных бомб, пишет газета.
По мнению опрошенных «Известиями» военных экспертов, самолет будет действовать как дальний бомбардировщик, нанося удары за тысячи километров от базы. Кроме того, отныне боеприпасы самолета смогут в воде обнаружить противника с помощью самонаводящейся головки.
ТАСС

07.08.2019

Дальние противолодочные самолеты Ту-142 Тихоокеанского флота выполнили плановый 13-ти часовой полет над нейтральными водами Тихого океана
Два дальних противолодочных самолета Ту-142 морской авиации Тихоокеанского флота выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами Тихого океана вдоль северного побережья Алеутских островов и западного побережья Аляски и Канады.
Сопровождение самолетов Ту-142 осуществляла пара высотных
истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ морской авиации ТОФ, поднятых в воздух с аэродрома Елизово (Камчатский край). В назначенной точке летчики-истребители встретили противолодочников, осуществили визуальный и радиоконтакт с экипажами и обеспечили их сопровождение в зоне ответственности Тихоокеанского флота.
В ходе выполнения 13-ти часового беспосадочного полета самолеты-заправщики Ил-78 Дальней авиации ВКС России осуществили воздушную дозаправку противолодочных самолётов.
Полет самолетов морской авиации Тихоокеанского флота проводился в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.
Минобороны России

24.12.2019

ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» продолжает работы по плановому ремонту дальних противолодочных самолетов семейства Ту-142 авиации ВМФ России.
Проведение плановых ремонтов позволяет продлить сроки эксплуатации обновленных самолетов, благодаря чему они еще долго смогут оставаться в боевом строю.
12 декабря 2019 г. морской авиации ВМФ передан очередной отремонтированный на предприятии дальний противолодочный самолет Ту-142МЗ (бортовой «64 красный»). После прохождения всех необходимых испытаний, Ту-142МЗ был передан экипажу авиации Краснознаменного Тихоокеанского флота и успешно совершил перелет к месту своего постоянного базирования.
ТАНТК им. Г.М. Бериева

23.01.2020

14 января 2020 г. в Таганроге совершил первый полет очередной отремонтированный на предприятии дальний противолодочный самолет Ту-142МЗ (бортовой «53 черный»). После прохождения всех необходимых испытаний, Ту-142МЗ будет передан морской авиации ВМФ.
ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» продолжает работы по плановому ремонту дальних противолодочных самолетов семейства Ту-142 авиации ВМФ России.
Проведение плановых ремонтов позволяет продлить сроки эксплуатации обновленных самолетов, благодаря чему они еще долго смогут оставаться в боевом строю.
Ту-142МЗ — модификация дальнего противолодочного самолета Ту-142М оснащенного более эффективной радиогидроакустической системой и комплексом радиоэлектронного противодействия. Серийное производство самолета Ту-142М и его модификаций осуществлялось в Таганроге в 1977-1994 гг.
ТАНТК им. Г.М. Бериева

01.05.2020

Два российских дальних противолодочных самолетов Ту-142 выполнили плановый полет над акваториями Баренцева, Норвежского и Северного морей. Об этом сообщили журналистам в пресс-службе Северного флота.
«29 апреля 2020 года два экипажа дальних противолодочных самолетов Ту-142 Северного флота выполнили плановый учебный полет над нейтральными водами Баренцева, Норвежского и Северного морей», — говорится в сообщении.
Российские летчики отработали прохождение заданного курса над безориентирной местностью и слаженность действий при пилотировании в условиях отсутствия наземных радиотехнических средств аэронавигации. «Кроме этого, экипажи провели тренировку по решению задач в дальней морской зоне и выполнили ледовую разведку», — пояснили в пресс-службе Северного флота.
На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождали норвежские истребители F-16 и F-35 и британские истребители Typhoon. «Полеты дальних противолодочных самолетов Ту-142 Северного флота выполнены в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства», — подчеркнули в Северном флоте.
Ранее в Twitter базы Лоссимут Королевских ВВС Великобритании сообщалось, что британские истребители Typhoon в среду были подняты в воздух с авиабазы Лоссимут в Шотландии для сопровождения самолетов Ту-142 ВКС России, которые приближались «к зоне интересов» Великобритании и НАТО. В заявлении ВВС королевства подчеркивалось, что «ни в один из моментов российские самолеты не входили в британское суверенное воздушное пространство».
ТАСС

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

24.05.2020

23 мая 2020 года два дальних противолодочных самолёта Ту-142МЗ морской авиации Тихоокеанского флота выполнили плановый полёт над нейтральными водами Тихого океана. Продолжительность полёта составила около 12 часов. За это время самолеты преодолели маршрут протяженностью 9000 километров.
Экипажи самолётов отработали навыки полета над водной поверхностью.
Полет проводился в рамках программы боевой подготовки экипажей противолодочной авиации и выполнен в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.
Пресс-служба Восточного военного округа

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

29.06.2020

27 июня 2020 года три дальних противолодочных самолета Ту-142мк выполнили плановые полеты над акваториями Баренцева и Норвежского морей.
Над нейтральными водами Норвежского моря на отдельных этапах маршрута полета самолеты сопровождались истребителями F-16 ВВС Норвегии.
Еще четыре дальних противолодочных самолета Ту-142мк выполнили полет над нейтральными водами Северной части Тихого океана. На отдельных этапах маршрута сопровождались истребителями F-22 ВВС США.
Истребительно-авиационное прикрытие осуществлялось истребителями-перехватчиками МиГ-31. Продолжительность полета самолетов составила около 11 часов.
Полет самолетов выполнялся в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, не нарушая границ других государств.
Минобороны России

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

05.07.2020

Три самолета Ту-142 Северного флота выполнили плановый полет над нейтральными водами Баренцева, Норвежского морей и Северо-восточной Атлантики.
Продолжительность полета составила более 12 часов.
За это время самолеты преодолели маршрут протяженностью 7 тысяч километров.
Лётчики отработали задачи полёта над безориентирной местностью, слаженность действий при пилотировании в условиях отсутствия радиолокационного контроля, а также отработали вопросы лётной подготовки в дальней морской зоне.
На обратном маршруте полёта экипажи противолодочных самолётов Северного флота выполнили дозаправку в воздухе от самолётов-заправщиков Ил-78 ВКС России.
На отдельных участках маршрута российские самолеты сопровождали норвежские истребители F-16 и самолёты F-35 с авиабазы Кефлавик, расположенной в Исландии.
Истребительно-авиационное прикрытие полёта самолетов Ту-142 Северного флота обеспечивали самолеты МиГ-31 в рамках программы боевой подготовки экипажей противолодочной и истребительной авиации.
Самолеты Северного флота действовали в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства, не нарушая границ иностранных государств.
Пресс-служба Северного флота

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

18.07.2020

Два дальних противолодочных самолёта морской авиации Тихоокеанского флота (ТОФ), выполнили 12-ти часовой беспосадочный перелет с аэродрома в Приморском крае на аэродром Кипелово в Вологодской области для участия в Главном Военно-морском параде в честь Дня ВМФ. Дальность перелета составила более 8 тысяч километров.
Неделей ранее этим же маршрутом проследовала пара противолодочных самолётов Ил-38Н, взлетевших с военных аэродромов на Камчатке и в Приморье. Они также представят Тихоокеанский флот в воздушной части Главного Военно-морского парада
В Вологодской области летчики морской авиации ТОФ будут проводить тренировочные полёты в составе авиационных звеньев.
Отдел информационного обеспечения Приморского региона (г. Владивосток)

ГЛАВНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 2020



ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142

Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников.
28 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке дальнему самолетному противолодочному комплексу Ту-142 с ППС «Беркут». Тактико-технические требования к нему главнокомандующие ВВС и ВМФ утвердили 20 апреля, а эскизный проект — 9 октября 1963 года.
ОКБ поручалось спроектировать и построить на базе самолета Ту-95РЦ дальний противолодочный самолет Ту-142 с поисково-прицельной системой «Беркут-95» и набором средств поражения подлодок. Для обеспечения работы системы «Беркут» должна была быть разработана специальная пилотажно-навигационная система ПНС-142, сопряженная с противолодочным оборудованием и вооружением. Помимо средств противолодочной обороны с целью расширения диапазона использования самолета предполагалось разместить на его борту средства радиотехнической разведки, в частности, станции «Квадрат-2» и «Куб-3».
С учетом более чем десятилетней эксплуатации первых вариантов Ту-95 для новой машины спроектировали новое крыло с более эффективными профилями, крыльевые мягкие резиновые топливные баки заменили жесткими металлическими кессон-баками. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик поставили двухсекционные закрылки. Площадь руля направления увеличили. Значительные доработки провели в системе управления, установив в ее каналы необратимые гидроусилители. Ввели систему автоматического парирования на случай отказа одного из двигателей. Нововведения в системе управления значительно облегчили процесс пилотирования, что подтвердили последующие летные испытания и многолетняя эксплуатация. Анализ эффективности средств ПВО вероятного противника и использования оборонительного вооружения позволил сократить количество пушечных установок до одной кормовой, отказавшись от двух фюзеляжных башенных установок. Одновременно расширили состав бортовых средств РЭП.
Противолодочный самолет Ту-142 — это моноплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Шасси самолета трехопорное с управляемыми передними колесами.Планер самолета состоит из фюзеляжа, крыла, четырех гондол двигателей и оперения. Фюзеляж типа монокок (снабжен продольным набором стрингеров, поперечным набором шпангоутов, с работающей обшивкой). К фюзеляжу крепятся остальные части самолета. В его передней и задней частях размещены кабины экипажа, в хвостовой части находится кормовая пушечная установка. Длина фюзеляжа составляет 46,4 м, максимальный диаметр — 2,9 м. В носовой части установлена штанга системы дозаправки топливом в полете (с использованием системы “Конус”). Для покидания самолета в случае аварийной ситуации служит входной люк, расположенный в нише передней ноги. В нижней части фюзеляжа расположены два грузоотсека. Крыло самолета состоит из пяти частей и почти все оно, за исключением центроплана, представляет собой бак-кессон, состоящий из восьми отсеков (полная заправка самолета топливом, включая два мягких бака, расположенных в центроплане, и один в задней части фюзеляжа). Размах крыла составляет 50 м, угол стреловидности по передней кромке 33,5 град. Силовая установка самолета состоит из четырех турбовинтовых двигателей НК-12М конструкции Н. Д. Кузнецова. Мощность каждого двигателя составляет 15000 эквивалентных л. с., на них установлено по два соосных четырехлопастных тянущих винта.
Первая опытная машина Ту-142 № 4200 строилась на Куйбышевском Авиационном заводе, где предполагалось развернуть серийную постройку самолета. К лету 1968 года первый Ту-142 был готов. Внешне он был очень похож на Ту-95РЦ, серийное производство которого все еще продолжалось на заводе. Большая преемственность конструкции планера должна была облегчить переход серийного завода на новый самолет. Как и Ту-95РЦ, Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископом, за ним находились грузоотсеки с противолодочным ударным вооружением и буями. Верхняя и нижняя пушечные установки были сняты. В носовой части транслятор из системы «Успех» заменили на поисковую инфракрасную противолодочную систему «Гагара» под обтекателем несколько меньшего размера. На концах стабилизатора были установлены новые обтекатели антенной системы «Лира», аэродинамически более приемлемые, чем обтекатели системы «Арфа» на Ту-95РЦ. Полностью новым было крыло с огромными гондолами под новые стойки основного шасси.
Первый полёт Ту-142 № 4200 совершил первый полет 18 июня 1968 года, самолет пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем И.К.Ведерниковым. 3 сентября 1968 года с аэродрома серийного завода в воздух поднялась вторая машина № 4201, на которой уже была внедрена новая удлиненная на 1,7 метра кабина, но без полного комплекта штатного специального оборудования.
а третий № 4202 31 октября того же года. 31 октября того же года взлетает третья машина № 4202 с удлиненной кабиной и со всем необходимым оборудованием, которое было предусмотрено специальным Совместным Решением МАП и ВВС в 1967 году. На этих трех первых машинах проводились заводские летные испытания, а затем и государственные. В основном испытания охватывали отработку и проверку комплекса средств поиска и уничтожения подводных лодок, выяснялась их эффективность и достаточность. Однако предъявить машину на ГСИ удалось лишь в 1970 году.
В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ и начали свою повседневную работу по отслеживанию передвижений западных подлодок на просторах мирового океана.
Пройти ГСИ самолету удалось лишь в 1972 году после того как было снято требование обеспечить базирования ДПЛС на грунтовых аэродромах и появилась возможность установить более лёгкое шасси и винты АВ-60К с лучшим КПД на крейсерских режимах полёта. Кроме того, простой перенос комплекса «Беркут-38» самолёта Ил-38 не получился и пришлось адаптировать систему к новому борту, в частности модифицировать БЦВМ «Пламя-263» (На Ту-142 она получила название «Пламя-264»).
После прохождения всего цикла испытаний и доработок по замечаниям заказчика, 14 декабря 1972 года Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 853—292 «О принятии на вооружение ДПЛС Ту-142 с ППС „Беркут“» комплекс Ту-142 принимается на вооружение авиации ВМФ.
Ту-142 оснащен ППС «Беркут», в состав которой входит мощная РЛС кругового обзора, установленная в обтекателе под фюзеляжем, датчик магнитных аномалий, большое количество сбрасываемых активных и пассивных гидроакустических буев, газовый анализатор. В целом противолодочная система «Беркут» (ее вариант для Ту-142 получил обозначение «Беркут-95») базировалась на лучших отечественных научно-технических достижениях начала 1960-х гг. Она обеспечивала: сброс буев и сбор информации от них, обнаружение целей под водой, определение их текущих координат и элементов движения, выработку прицельных данных для применения оружия. Кроме того, система решала чисто навигационные задачи при полёте в заданный район и во время поиска. Буи являлись основным средством обнаружения подлодок. С помощью гидроакустического канала звукового диапазона частот они получали информацию о подводной обстановке, а затем передавали зафиксированные шумы на самолет по радио.
«Беркут-95» работала с тремя типами буев: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3, различавшимися массой, размерами и назначением. РГБ-1 был наиболее простым — пассивным (т.е. только принимал шумы) и ненаправленным (не мог определять направление на источник шума). Буи этого типа использовались для первичного поиска лодок, слежения за ними, а в некоторых случаях и в качестве точки прицеливания. На плаву в дежурном режиме РГБ-1 сохранял работоспособность в течение трех часов, а зафиксированный подводный шум мог передать на расстояние 40-50 км. Во время испытаний РГБ-1 на Черном море дальность обнаружения дизельной подлодки, имевшей ход 6-8 узлов (11,2-14,8 км/ч) при волнении моря 1-2 балла составила 1500-2000 м. В Баренцевом море дальность обнаружения оказалась в 1,5-2 раза больше. Буй РГБ-2 также был пассивным, но мог определять направление на источник шумов и передавать его на самолет. Поэтому РГБ-2 применялись для уточнения контакта, полученного с помощью РГБ-1.
Еще одним средством ведения поиска являлась бортовая аппаратура «Гагара», которая должна была регистрировать тепловое излучение кильватерного следа погруженной подлодки. После определения места нахождения подлодки и параметров ее движения открывалась возможность нанесения по ней удара. Для этого предназначались противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, ракеты АПР-1, а также глубинные бомбы в обычном и ядерном снаряжении.
Оборонительное вооружение состоит из кормовой пушечной установки ДК-12 с двумя пушками АМ-23 (скорострельность — 1250-1350 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда — 680 м/с) и боезапасом 1000 выстрелов, оптического прицела ПС-153К и радиолокационного прицела ПРС-4 «Криптон». Для предупреждения об облучении и противодействия РЛС противника и головкам самонаведения ракет на самолёте установлены станция предупреждения СПО-10 и станция постановки помех СПС-100 «Резеда-А».

Начиная с 1975 года в Таганроге началось серийное производство самолета Ту-142 («ВПМ») на основе эталона Куйбышевского завода, самолета Ту-142 № 4242. В эксплуатации серийные самолеты «ВПМ» имели обозначения Ту-142, как и предыдущая модификация. Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация с новым комплексом «Коршун».
Авиационный противолодочный комплекс включает: самолет Ту-142М, навигационно-пилотажный комплекс НПН-142М, “аппаратуру “Коршун-К”, систему управления сбрасывания бомб, торпед, буев, мин, магнитометр ММС-106 “Ладога”, бортовую систему связи “Стрела-142М”, аппаратуру гидрологической разведки “Нерчинск”, средства поиска и поражения, бортовой комплекс обороны “Саяны”. Основные данные самолета Ту-142М, в том числе и взлетно-посадочные характеристики существенных изменений, по сравнению с Ту-142, не претерпели, но некоторые отличия все-таки имеются: он оказался на три тонны тяжелее (за счет увеличения заправки топливом). Однако это не привело к возрастанию дальности и продолжительности полета из-за ухудшения аэродинамики и увеличения полетного веса. Поэтому дальность осталась равной 12000 км при взлетном весе 185 тонн. С дозаправкой топливом в полете дальность увеличивается на 2000 км.
При разработке самолета Ту-142М с тем, чтобы разместить аппаратуру, пришлось существенно перекомпоновать переднюю кабину и, несмотря на относительно высокий уровень автоматизации, увеличить количество членов экипажа до 11 человек (два летчика, штурман корабля, второй штурман, штурман по боевому применению, два оператора радиогидроакустических подсистем, оператор бортовых средств связи, старший борттехник, оператор кормовой кабины и стрелок). Нетрудно заметить, что имелась полная возможность сократить экипаж, как минимум на двух человек, избавившись от кормовой пушечной установки, и уменьшить полетный вес примерно на 1500 кг.
Разработчики поисково-прицельной системы встретились с огромными трудностями. Не все, что получалось на бумаге, оказалось пригодным для практической реализации. Им предстояло создать принципиально новую систему, способную обеспечивать обнаружение современных малошумных ПЛ.

В состав поисково-прицельной системы “Коршун” входит четыре радиогидроакустических буя — основные источники информации о подводной обстановке, предназначенные для обнаружения ПЛ и определения их места и элементов движения. Соответственно буи именуются РГ5-75, РГБ-15, РГБ-25 и РГБ-55А. Первые два б/я предназначены для поиска ПЛ, а вторые — для уточнения полученного контакта, определения места и элементов движения. Однако РГБ-15 совместно с МГАБ’ также могут использоваться для уточнения места ПЛ.
В последующие годы поисково-прицельная система «Коршун-К» подверглась существенной модернизации: сокращена номенклатура буев, стало возможным применение серийных буев РГБ-1А и РГБ-2 системы “Беркут”, РГБ-16 и 26 системы «Нашатырь-Нефрит». Самолет стал называться Ту-142МЗ (3 — Заречье).
Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». Был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М» под управлением БЦВМ. Для обороны задней полусферы кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 была заменена на более совершенную, с ГШ-23Л. Самолёты полностью окрашены в серый цвет. В корме самолёта демонтировали выпускную пяту с парой дутиков (колёс) — за ненадобностью.
В версии Ту-142М3 был принят на вооружение в 1985 году, серийно строился до 1994 года. Всего в Куйбышеве и Таганроге было построено более сотни самолетов типа Ту-142.
В СССР самолёты Ту-142 разных модификаций дислоцировались: гарнизон Кипелово (Вологодская область) — 35 противолодочная дивизия ВВС Северного флота, 49 машин и 310 ОПЛАП ВВС Тихоокеанского флота, Каменный Ручей (Хабаровский край), 24 машины. Несколько самолётов (четыре -?) имелось на аэродроме Кульбакино 33 ЦБП и П Морской авиации (г. Николаев) и пара — на аэродроме исследовательского центра (ГАНИЦ) Кировское в Крыму. В дальнейшем пара Ту-142М эксплуатировалась на аэродроме Веретье 444 ЦБП и П МА г. Остров.
Четыре самолёта на ротационной основе были в составе 169 гв. смешанного авиаполка ВВС ТОФ на базе ПМТО Камрань (Cam Ranh) в Демократической республике Вьетнам.
Североморцы периодически работали с аэродромов Кубы — аэропорта г. Гаваны имени Хосе Марти (Aeropuerto Internacional Jos? Mart?) и авиабазы Сан-Антонио (San Antonio de los Banos). На последнем были построены стоянки и технические помещения, очевидно, для перспективного размещения до эскадрильи Ту-142М.
Самолёты с аэродрома Кипелово работали в Норвежском и Баренцевом морях, Северной Атлантике, Саргассовом море (с Кубы). Самолёты с Каменного Ручья контролировали Охотское и Японские моря и северную часть Тихого океана. Самолёты с Камрани большей частью летали в Южно-Китайском море, в районе Филиппинских островов.
Самолёты Ту-142 последних модификаций – Ту-142-М, Ту-142М3 — продолжают нести службу в составе Северного и Тихоокенского флотов. В июле 2008 года противолодочные самолеты Ту-142 и Ил-38 ВВС Северного флота в плановых полетах над Баренцевом и Норвежским морях испытали новую радиоэлектронику и управляемое оружие. В ходе полетов производились испытания новых образцов бортового радиоэлектронного оборудования и комплексов управления оружием. Испытания показали их высокую эффективность.

В 1986 году в Индию было поставлено 8 противолодочных самолетов Ту-142МК под обозначением Ту-142МЭ, которые были построены на Таганрогском авиационном заводе. Эти самолеты были оснащены поисково-прицельной противолодочной системой «Коршун-К», включавшей буксируемый магнитометр ММС-106 «Ладога» и аппаратуру гидрологической разведки «Нерчинск».
Контракт на модернизацию 8 дальних противолодочных самолетов Ту-142МЭ ВМС Индии планировалось подписать в 2005 году. Некоторое время программа находилась в неопределенном состоянии из-за вмешательства Израиля, предложившего ВМС Индии модернизировать самолеты Ту-142МЭ по трехстороннему соглашению с Россией. Все эти самолеты требуют капремонта, в ходе которого они должны быть оснащены новым бортовым оборудованием, модернизированными турбовинтовыми двигателями и новыми системами вооружения. Согласно первоначальному плану модернизацию всех 8 самолетов планировалось провести в течение 6 лет и завершить в 2010-2011 гг. При этом срок эксплуатации каждого самолета продлевается еще на 16 лет.
Модернизированный Ту-142МЭ может выполнять задачи по контролю и охране территориальных вод, вести радиотехническую разведку, осуществлять поиск, слежение и поражение новейших малошумных подводных лодок в надводном и подводном положениях, движущихся с максимальной скоростью или малым ходом, либо лежащих неподвижно на грунте, в любое время суток, простых и сложных метеоусловиях. При установке ракетного вооружения Ту-142МЭ может наносить удары по надводным кораблям, наземным и прибрежным объектам.
В августе 2010 года ВМС Индии после проведения планового ремонта и модернизации на ОАО «ТАВИА» передан дальний противолодочный самолет Ту-142МЭ.
312 разведывательная эскадрилья морской авиации Восточного командования Индии, базирующаяся на аэродроме Arakkonam в южноиндийском штате Tamil Nadu, 18 ноября 2013 года отметила свой серебряный юбилей. Празднование 25-летия эксплуатации самолета Ту -142МЭ, именуемого «Альбатрос», было проведено на авиабазе INS Rajali под руководством командующего восточным военно-морским направлением. Об этом говорится в заявление командования ВМС Индии.
6 августа 2014 г. заказчику передан очередной дальний противолодочный самолет Ту-142МЭ (IN 317) авиации ВМС Индии, прошедший капитальный ремонт на ТАНТК им. Г.М. Бериева. Самолет прошел все необходимые испытания, и был передан индийской стороне.
В последнее время капитальные работы проведены на трех индийских самолетах Ту-142МЭ и последним был самолет с номером INS317, который был передан ВМС Индии российской компанией в августе 2014 года. Текущий ремонт двух других самолетов в настоящее время проведен на местном уровне на базе Раджали. После каждого капитального ремонта самолет может эксплуатироваться в течение 5-7 лет в зависимости от летных часов, но несколько самолетов должны будут списаны с 2015 года.
Из-за старения бортового оборудования Ту-142М был обновлен современной израильской авионикой, которая включает радар Elta EL/M-2022A, систему радиоэлектронной разведки Elbit AES-210, а также Homi ELINT/ESM разработки DRDO. Новое поколение авионики значительно повысило противолодочные возможности, но возраст самолетов быстро догоняет «рабочих лошадок» и при наличии небольших, но эффективных самолетов в составе ВМС, и Минобороны в ближайшее время решит их судьбу.
В 2016 году ВМС Индии начнут списание дальних морских противолодочных самолетов Ту-142М, которые прибыли на военно-морскую базу Ханса в Гоа еще 1988 году и с тех пор прослужили 27 лет. Во время эксплуатации не было потеряно ни одного самолета, в эскадрильи по-прежнему остаются 8 самолетов, но их эпоха уже завершается.
Глубокая модернизация всего парка дальних противолодочных самолетов Ту-142М морской авиации ВМФ России будет проведена в ближайшие 4-5 лет, сообщается в начало апреля 2015 года. В настоящее время парк самолетов Ту-142М составляет свыше 20 машин. Модернизация коснется БРЭО Ту-142. Будут существенно улучшены характеристики противолодочного комплекса, пилотажно-навигационной аппаратуры и системы управления бортовым вооружением. Одну из ключевых ролей в модернизации БРЭО сыграет АО «Заслон» (бывший «НТЦ завод Ленинец»), которое имеет опыт разработки по модернизации систем управления вооружением для расширения спектра боевого применения самолетов. В целом вопросы модернизации будут решать три структуры: Таганрогский машиностроительный завод, ОАО «Радар-ММС» и АО «Заслон».
Кроме серийных модификаций ОКБ создало на базе Ту-142 несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения «Атлантида» получил обозначение Ту-142МП. Часть серийных самолетов была переоборудована и поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета- ретранслятора для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении (Ту-142МР). На базе двух самолетов Ту-95МС и Ту142М был разработан самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены Ту-95РЦ.
В России разрабатывается проект перспективного самолета, который заменит стоящие на вооружении ВМФ противолодочные Ту-142М3, об этом сообщил 18 мая 2013 года главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. «В настоящее время в стране развернуты работы по эскизному проектированию перспективного авиационного патрульного комплекса, который должен прийти на замену противолодочному самолету Ту-142М3», — сказал он.

МОДИФИКАЦИИ :
— Ту-142 исходный самолет ПЛО, модификация самолета Ту-95РЦ (1968 г.).
— Ту-142М модернизированная версия Ту-142 (1975).
— Ту-142МК, Ту-142МЗ варианты самолета ПЛО Ту-142М.
— Ту-142МЭ экспортный вариант самолета ПЛО.
— Ту-142МР Орел предназначен для обеспечения связи с погруженными ПЛ.
— Ту-142МЗ – Ту-142М с новой РГС «Заречье» и новыми РГБ.
— Ту-142МС — модернизированный вариант самолета Ту-142М – носитель авиационных крылатых ракет Х-55.
— Ту-142МРЦ — в конце 1980-х начале 1990-х годов на базе элементов Ту-142М и Ту-95МС, по конструкторской документации АНТК им. А.Н. Туполева был разработан и построен в опытном экземпляре самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены в строю Ту-95РЦ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м 51,10
Длина самолета,м 49,50
Высота самолета,м 12,12
Площадь крыла,м2 311,10
Максимальная взлетная масса, кг 185000
Внутреннее топливо, кг 87000
Тип двигателя 4 ТВД НК-12МП (МВ)
Тяга, кгс 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч 825
Крейсерская скорость, км/ч 711
Практическая дальность, км 12550
Боевой радиус действия, км 6400
Практический потолок, м 13500
Экипаж, чел 10

ВООРУЖЕНИЕ:

— две 23-мм пушки АМ-23,
— боевая нагрузка — 11340 кг в 2 отсеках вооружения
— 8 ПКР Х-35, торпеды, глубинные бомбы.
Поисково-прицельная система Беркут (Коршун)

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.04.2015

Источники: www.tupolev.ru, Военный Паритет, РИА Новости, ЦАМТО, ИТАР-ТАСС, ru.wikipedia.org, www.zelezki.ru, kollektsiya.ru, www.arms-expo.ru, www.dogswar.ru и др.

ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142М. НОВОСТИ 2015-2018
ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142М. НОВОСТИ 2008-2014
«БЕРКУТ» МЕНЯЕТ КРЫЛО
ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА
ЦНПО «ЛЕНИНЕЦ»
ОАО «ТУПОЛЕВ»
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ И ПАТРУЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap