ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ ТУ-126

THE EARLY WARNING AIRCRAFT TU-126

В 1958 г. в рамках программы совершенствования системы ПВО СССР, Постановлением Совета Министров СССР № 608—293 от 4 июля 1958 г. и приказом ГКАТ № 211 от 17 июля 1958 г. — ОКБ-156 Туполева было выдано задание создать самолёт-носитель для радиотехнического комплекса ДРЛО, и одновременно разработать комплекс дальнего перехвата «Ту-28-80». Задание содержало следующие требования: самолёт-носитель комплекса — бомбардировщик Ту-95 или его высотный вариант Ту-96; продолжительность полёта — 10÷12 часов; практический потолок — 8000÷12000 м; дальность обнаружения воздушных целей в передней полусфере для целей типа: МиГ-17 — 100 км, Ил-28 — 200 км, 3М — 300 км; дальность передачи информации — 2000 км. Срок предъявления на совместные лётные испытания самолёта ДРЛО и комплекса дальнего перехвата — в первом квартале 1961 г. Разработчиками аппаратуры комплекса ДРЛО определены: НИИ-17, ОКБ-373, НИИ-25 и НИИ-101. Головным предприятием по всей системе комплекса определено ОКБ-156.
Первоначально прорабатывался вариант самолёта на базе Ту-95. Два года велась исследовательская работа и к 1960 году было принято решение не использовать в качестве базового стратегический бомбардировщик. Гораздо лучше для размещения большого количества аппаратуры и многочисленного экипажа подходил пассажирский лайнер Ту-114.

30 января 1960 г. утверждён общий вид самолёта ДРЛО, на базе Ту-114, и начался этап его рабочего проектирования под шифром — «изделие Л».
Общее руководство по теме возложено на Н. И. Базенкова (ведущий конструктор по самолётам семейства Ту-95/114). К этому времени была создана основа комплекса ДРЛО — бортовая РЛС «Лиана» (вариант наземной РЛС П-30) и определены её массово-габаритные характеристики, необходимые для определения её места расположения на самолёте, проектирования силового пилона и обтекателя антенной системы. Основной объём проектных работ выполнили Куйбышевский филиал ОКБ-156 при заводе № 18, под руководством А. И. Путилова, конструкторы и технологи завода № 18, предприятия и организации ГКАТ, и смежных отраслей промышленности. По сравнению с базовым проектом «114» (Ту-114), изменениям подверглись: конструкция и внутренняя компоновка фюзеляжа (разделение на отсеки), ряд самолётных систем и бортовое оборудование. Кабина лётного экипажа практически не изменилась, лишь рабочее место штурмана стеснили установкой дополнительного оборудования; обеспечено аварийное покидание самолёта экипажем — через люк в нише передней ноги шасси (в выпущенном её положении) и через аварийный люк в полу 1-го отсека. Значительно сокращено количество бортовых иллюминаторов.
На верхней палубе объём фюзеляжа разделён на шесть отсеков установкой поперечных не силовых перегородок: 1-й отсек, для размещения бортовой ЭВМ, мест операторов и части блоков «Лианы»; между перегородками 1-го и 2-го отсеков расположили гардероб; 2-й отсек — резервный, для размещения дополнительного оборудования; 3-й отсек — для размещения рабочего места стрелка с телевизионным прицелом — для дистанционной кормовой пушечной турельной установки (две пушки АМ-23, кормовая прицельная РЛС «Криптон»); 4-й отсек для мест отдыха экипажа; 5-й отсек для размещения блоков станции «Лиана»; 6-й отсек — для размещения блоков радиотехнической системы «Кристалл».

В районе 5-го отсека, усилили шпангоуты под установку над фюзеляжем мощного вертикального пилона (выстой — 2,6 м), с грибовидным обтекателем антенного блока РЛС (диаметром — 11 м и высотой — 2 м) — вращающегося совместно с антенной РЛС с угловой скоростью — 10 оборотов в минуту — для обеспечения кругового обзора. В обтекателе и пилоне предусмотрели эксплуатационные люки для осмотра антенной системы РЛС и проведения работ на ней. На нижней палубе разместили часть агрегатов самолётных систем и аппаратуру радиоэлектронного противодействия (РЭП). Под фюзеляжем, в районе 5-го отсека, предусмотрели установку обтекателя жидкостного и воздушного радиаторов — обеспечивающих нормальный температурный режим работы блоков РЛС «Лиана». С учётом влияния вихревой пелены генерируемой фюзеляжным пилоном и обтекателем РЛС, для обеспечения приемлемых характеристик путевой устойчивости и управляемости самолёта — под хвостовой частью фюзеляжа установили вертикальный киль-гребень большой площади. Первоначально предполагалось установить на пилон неподвижный обтекатель антенны РЛС, с вращающейся внутри него антенной РЛС, но А. И. Путилов, на основании детальной проработки системы: «пилон-обтекатель-антенна» — предложил более простой в конструктивном отношении и облегчённый вариант установки на пилон вращающегося обтекателя, совместно с антенной РЛС. Главный конструктор ОКБ-156 — А. Н. Туполев, сначала отверг вариант Путилова, ввиду отсутствия необходимого стандартного подшипника диаметром 1200 мм, но после бурного осуждения — активно его поддержал, и используя своё влияние — «пробил» необходимое решение в Правительстве. Так появился первый в мире самолёт ДРЛО с вращающимся грибовидным обтекателем РЛС. Впоследствии, вращающуюся систему «обтекатель-антенна» для своих самолётов ДРЛО — заимствовали американцы.

30 мая 1960 г. — Постановлением Совмина СССР № 567—230 (второе по комплексу Ту-126), и 10 июня 1960 г. — Приказом ГКАТ № 217, самолётом-носителем комплекса ДРЛО окончательно определён модифицированный Ту-114, с бортовой РЛС «Лиана», и определены требования: «Обеспечить постройку на заводе № 18 Куйбышевского СНХ по технической документации ОКБ-156 с комплектом бортовой аппаратуры „Лиана“, комплекта агрегатов этого самолёта для статических испытаний по перечню, согласованному с ОКБ-156, и трёх обтекателей антенны самолётной радиолокационной станции дальнего обнаружения „Лиана“… ОКБ-156 передать заводу № 18 техническую документацию на самолёт Ту-126 в июне-августе 1960 г. Техническую документацию на антенны „Лиана“ НИИ-17 передать заводу № 18 до 5 июня 1960 г. Заводу № 18 поставить ОКБ-156: самолёт Ту-126 для лётных испытаний, срок — август 1961 г.; комплект агрегатов для статических испытаний, срок — четвёртый квартал 1960 г. Заводу № 18 поставить в июле 1960 г. заводу № 23 три обтекателя для монтажа антенн станции „Лиана“. Обязать ГКРЭ поставить заводу № 18 в январе 1961 г. один комплект бортовой аппаратуры „Лиана“ для самолёта Ту-126. Обязать МО оплатить по фактическим затратам заводу № 18 стоимость Ту-126, изготовленного для лётных испытаний. По окончании совместных испытаний Ту-126 передать МО для эксплуатации…» Эти же документы определяли разработчиков оборудования и сроки поставки: индикаторных трубок с повышенной разрешающей способностью, новых систем связи, аппаратуры шифрования данных и госопознавания. От ОКБ-156 требовалось обеспечить: общую координацию взаимодействия смежных предприятий, разработать вариант установки на Ту-126 аппаратуры целеуказания подводным лодкам, определить место проведения совместных испытаний комплекса ДРЛО и обеспечить предъявление его на совместные лётные испытания — в четвёртом квартале 1961 г.

Постановлением СМ СССР № 567—230 от 30 мая 1960 года определялся разработчик самолёта — ОКБ-156 генерального конструктора А. Н. Туполева, разработчик комплекса «Лиана» — НИИ-17 и изготовитель — завод № 18 в г. Куйбышеве. Непосредственно разработкой самолёта занимался филиал Туполевского КБ на заводе № 18, руководил работами конструктор А. И. Путилов.
С 7 по 12 декабря 1960 г. на заседании макетной комиссии, под председательством заместителя командующего авиацией ПВО — генерала-полковника Подольского, были утверждены: компоновка фюзеляжа и состав оборудования. С учётом превосходных (в то время) заявленных характеристик РЛС «Лиана» (дальность обнаружения воздушных целей — от 100 до 350 км (в зависимости от размеров цели); дальность обнаружения морской цели (типа крейсер) — до 400 км; дальность передачи полученных данных бортовой телекодовой аппаратурой на КП ПВО и КП ВМФ — до 2000 км.), а также с учётом заявленных лётно-технических данных и данных по всему составу бортового радиоэлектронного оборудования — были уточнены тактико-технические требования, предъявляемые к комплексу ДРЛО.
В самолёте полностью перекомпонована пассажирская кабина. Всю переднюю и среднюю часть занимают пульты с рабочими местами радиотехнического экипажа, в задней части размещались блоки РЛС, систем радиотехнической разведки и связи. Режимы активного и пассивного поиска применялись поочерёдно. Грибообразная антенна обзорного радиолокатора «Лиана» устанавливалась в обтекателе на пилоне над фюзеляжем. Радиопрозрачный 11-метровый обтекатель вращался в полёте вместе с расположенной внутри антенной со скоростью 10 об/мин. РЛС стала первой в мире такого типа вращающейся на подшипнике.

В носовой части фюзеляжа находилась штанга топливоприёмника воздушной заправки «шланг-конус». Внизу кабины располагался большой воздухозаборник системы охлаждения радиоаппаратуры. Внизу хвостовой части фюзеляжа установили фальшкиль, для улучшения путевой устойчивости. Оборонительного стрелкового вооружения на самолёте не было, на части машин в корме устанавливалась аппаратура РЭП.
Станция «Лиана» создана для самолета радиолокационного дозора Ту-126 под руководством А.Метельского. В процессе разработки системы рассматривалась так же перспективная РЛС «Озеро». 30 января 1960 года бал утвержден общий вид самолета Ту-126 на базе пассажирского самолета Ту-114.
РЛС «Лиана» была создана к 1960 году на базе наземного локатора П-30. Аппаратура РЛС вместе с ЭВМ и места операторов размещались в первом и пятом отсеках самолета. В районе пятого отсека на фюзеляже был установлен мощный пилон высотой 2,6 м с установленным с верху вращающимся обтекателем с антенным блоком РЛС. Для охлаждения аппаратуры РЛС применялись жидкостная и воздушкая системы . Для обслуживания антенны в обтекателе были размещены специальные лючки.
В состав комплекса «Лиана» входили: РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, аппаратура наведения самолет и выдачи целеуказания ЗРК, комплекс радиотехнической разведки (РТР) «Кристалл», комплекс радиоэлектронной борьбы, специальный комплекс средсв связи для взаимодействия с наземными и воздушными командными пунктами, навигационнная система. Для наведения истребителей-перехватчиков Ту-28-80 (Ту-128С4) на самолете был введен офицер наведения. Для срыва сопровождения радиотехнических средств противника в комплексе «Лиана» было введено чередование активного излучения РЛС с периодами радиомолчания, когда работали на прием РТР.
В дополнении к аппаратуре «Лиана» на серийных самолетов Ту-126 были установлены станция радиоразведки «Ромб» и штанга дозаправки топливом в воздухе, что существенно повысило эффективность использования самолетов и увеличивало продолжительность патрулирования.
Экипаж машины состоял из двух смен по двенадцать человек. В составе лётного экипажа было два штурмана, два пилота, бортинженер и радист. В составе радиотехнического экипажа был командир (офицер наведения), четыре оператора и инженер. Ввиду большой продолжительности полёта, до 11 часов без дозаправки, смены периодически менялись. Для свободной смены были оборудованы места для отдыха.
Самолётная аппаратура позволяла обнаруживать воздушные цели на расстоянии 100—350 км и надводные — до 400 км, излучение РЛС на удалении до 500—600 км; осуществлять передачу данных на командные пункты ПВО и ВМФ на дальностях до 2 000 км. Самолёт мог применяться для наведения перехватчиков на цель, в том числе и дальних Ту-128С-4.

Постройка первого опытного прототипа самолёта ДРЛО осуществлялась на заводе № 18 под непосредственным руководством Куйбышевского филиала ОКБ-156, и под общим руководством основного ОКБ-156. Вся конструкторская документация была срочно подготовлена и передана на завод № 18.
Осенью 1961 г. завершён постройкой первый прототип Ту-126 (заводской номер 68601, в ряде документов, проходил под номером 61М601).
В январе 1962 г. начались заводские испытания первого опытного Ту-126, руководителем испытательной бригады от ОКБ-156 назначен Н. В. Лашкевич, его заместителем — В. М. Королёв. 23 января 1962 г. опытный прототип Ту-126 совершил 1-й полёт (экипаж: командир корабля — лётчик-испытатель И. М. Сухомлин, второй пилот — Липко, штурманы — Руднев и Иксанов, бортинженер — Дралин).
Испытания продолжались до осени 1964 года. В декабре 1964 г. завершились Государственные испытания первого опытного Ту-126.
27 ноября 1963 г. (в ходе испытаний первого опытного Ту-126 (№ 61М601)), решением ВПК № 275 от 27 ноября 1963 г. самолёт Ту-126 был запущен в серийное производство на заводе № 18 в Куйбышеве.
30 апреля 1965 г. комплекс ДРЛО Ту-126 Постановлением Совмина СССР № 363—133 от 30 апреля 1965 г., приказами МАП № 075 от 15 мая 1965 г. и МО № 041 — комплекс ДРЛО Ту-126 принят на вооружение войск ПВО СССР.

В период с 1965 г. до конца 1967 г. завод № 18 выпустил восемь серийных Ту-126:
в 1965 г. — 2 ед. (№ 65М611 и 65М612);
в 1966 г. — 3 ед. (№ 66М613, 66М621 и 66М622);
в 1967 г. — 3 ед. (№ 67М623, 67М624 и 67М625).
Три самолёта (№ 65М611, 66М613 и 66М621) сданы заказчику без аппаратуры РЭП, в хвостовой части фюзеляжа на них размещались только автоматы сброса дипольных отражателей.
Самолёты № 65М612 и начиная с № 67М622 выпущены с удлинённой хвостовой частью фюзеляже, в которой, кроме дипольных отражателей, разместили станцию РЭП из комплекта СПС-100 «Резеда». С учётом удлинения фюзеляжа, площадь подфюзеляжного киля-гребня несколько уменьшена.

Самолеты Ту-126 с комплексом «Лиана» в основном базировались в городе Шяуляй (Литовская ССР) в составе 67-й отдельной эскардильи ДРЛО, которая состояла из двух отрядов по четыре машины. Временно самолеты базировались в Североморске, Оленегорске и других аэродромах.
Впервые самолет открыто был показан в 1968 году в одном из фильмов.
По зарубежной информации самолет Ту-126 применялся в 1971 году в индо-пакистанском конфликте, для управления самолетами Су-7БКЛ.
Эксплуатация продолжалась в основном до 1984—1985 годов, пока не поступил на вооружение (в 1984) самолёт А-50. В дальнейшем Ту-126 оставались на хранении вплоть до 1990 года, пока не были утилизированы. Радиолокационный комплекс «Шмель» самолёта А-50 отрабатывался на одном из переоборудованных в 1987 году Ту-126, получившем наименование Ту-126ЛЛ (Летающая Лаборатория). Этот Ту-126 находился в эксплуатации дольше остальных, вплоть до 1990 года, затем находился на хранении в ЛИИ, был утилизирован в 1995 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 105000
нормальная взлетная 170000
максимальная взлетная 175000
Внутренние топливо 72980
Размах крыла, м 51,20
Длина самолета,м 55,20
Высота самолета,м
полная 16,05
без антены 13,70
Площадь крыла,м2 311,50
Тип двигателя 4 ТВД ККБМ (Кузнецов) НК-12ВМ
Мощность, кВт 4 х 11035
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 650
Практическая дальность, км 12550
Продолжительность полета, ч.мин 25.0
Практический потолок, м 11000-13000
Экипаж, чел 4-5 (плюс 7-8 человек операторов ДРЛО)

РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Тип «Лиана»
Разработчик НИИ-17 (МНИИП «Вега»)
Изготовитель обтекателей з-д №18
Монтаж РЛС з-д №23
Самолет-носитель Ту-126
Дальность обнаружения, км:
— максимальная 350-420
— цели типа «бомбардировщик» 3М 300
— цели типа «бомбардировщик» Ил-28 200
— цели типа «истребитель» МиГ-17 100
— надводных целей типа «крейсер» 400
Скорость обзора, оборот./мин 10
Количество наводимых истребителей 10
Диаметр обтекателя, м 11
Высота обтекателя, м 2
Вес антенны, м 12
Дальность действия системы радиотехниченской разведки, км 600
Продолжительность патрулирования самолета-носителя (на удалении, км), ч 3 (2000)
Дальность передачи информации на наземный КП, км:
— метровый диапазон 2000

ВТС «БАСТИОН», 22.04.2017

Источники: Архив ВТС «Бастион», «Техника и вооружение» 1995 г. № 02 (Журнал: «Авиация и космонавтика». 1995 г. № 10. Выпуск 10 1995 г.), «Авиация и Космонавтика» 1995 г. № 06. Техническая информация. Ту-95, С.Мороз «Туполев Ту-95″, Киев: «Архив-Пресс», 1999, А.П.Реутов «Радиоэлектронное вооружение» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999, Е.И.Гордон, В.Г.Ригмант, А.Ю.Совенко «Один на один с небом» — «Авиация и время» 1999, ru.wikipedia.org, www.airwar.ru и др.

ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142МЭ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ (ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК) ТУ-95МС
ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ТУ-114
ОАО «ТУПОЛЕВ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap