533-ММ АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА АТ-2. 533 MM ANTI-SUBMARINE TORPEDOES AVIATION AT-2


533-ММ АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА АТ-2
533 MM ANTI-SUBMARINE TORPEDOES AVIATION AT-2

01.07.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА АТ-2 НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»

Во время Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2019» Минобороны РФ, региональная часть которого проходила в Кронштадте, можно посмотреть выставку оружия ВМФ. Здесь организован раздел по минно-торпедному вооружению флота. Один из образцов этого сегмента выставки авиационная противолодочная торпеда АТ-2.
Самонаводящаяся авиационная противолодочная торпеда создавалась для вооружения в первую очередь новых противолодочных самолетов Ил-38.
Торпеда принята на вооружение в 1965 г. и серийно производилась заводом «Дагдизель». Модификация для самолетов АТ-2У принята на вооружение в 1973 г. и для ракетных противолодочных комплексов АТ-2УМ «Метель» принята на вооружение в 1977 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Калибр, мм: 533,4
Длина, мм: 3535
Масса, кг: 1000
Масса ВВ, кг: 100
Масса БЧ, кг: 150
Скорость хода, уз: 23
Глубина хода, м: 400

ВТС «БАСТИОН», 01.07.2020

АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА АТ-2 НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2019
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАРК «ПАТРИОТ» В КРОНШТАДТЕ


533-ММ АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА АТ-2


Самонаводящаяся авиационная противолодочная торпеда разработана ЦНИИ «Гидроприбор» (бывшее НИИ-400 КГС) под руководством В.С.Осипова. Разработка торпеды ПЛАТ-2 (изделие 255) велась по Постановлению СМ СССР N 111-463 «О создании новых образцов противолодочного вооружения» от 13 октября 1960 г. Она разрабатывалась специально для дальнего противолодочного самолета Ил-38 и являлась заметным шагом вперед в сравнении с предшественницей, имевшей относительно небольшую скорость и ограниченную глубину применения.
Система управления и наведение — активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН), работающая в двух плоскостях. В активном режиме ССН обсуществлялось гидролоцирование подводной лодки-цели. Главный конструктор ССН — Д.П.Климовец. В создании аппаратуры самонаведения принимали участие так же Ю.Г.Иванов, В.Я.Лазарев, С.М.Левин и Г.П.Шиманский.
Радиус реагирования ССН в активном режиме по ПЛ — не более 1000 м
Приборы управления торпедой выполнены впервые в виде моноблока, ведущий конструктор — С.Г.Полеско. Использованы электромеханические следящие системы и электронные схемы суммирования управляющих сигналов.
Неконтактный взрыватель разработки А.И.Турусова. Для авиационной противолодочной самонаводящейся торпеды в НИИ-22 был разработан и принят на вооружение в 1964 году контактный взрыватель И-103А В качестве факторов для снятия ступеней предохранения использованы электрическая команда при сбросе с носителя и гидростатическое давление Дальнее взведение обеспечено пиротехническим устройством, а самоликвидация – часовым механизмом постоянного времени действия. В качестве контактного датчика цели применен магнитоэлектрический генератор достаточно высокой чувствительности. Этот взрыватель стал базовым для комплекса взрывателей к торпедам всех классов.
Двигатель — биротативный электродвигатель ДП-22В. Источник энергии — начиная с АТ-2М — серебрянно-цинковые батареи одноразового действия А-222У разработки ЦНИИ «Гидроприбор» (совместно с ВНИИТ и ВНИАИ). Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле в каждый элемент аккумулятора из ампулы, расположенной сверху.
После сброса с самолета у торпеды открывались два стабилизирующих парашюта площадью по 0,6 кв.м, а затем, когда на заданной высоте срабатывал автомат раскрытия — основной парашют площадью 5,4 кв.м. Приводнившаяся торпеда выходит на установленную перед сбрасыванием глубину и производит программный поиск цели по левой цилиндрической спирали с переменным шагом, уменьшающимся по глубине на скорости 23 узла (42,55 км/ч), радиусом 60-70 м с угловой скоростью 10°-11° в секунду. Изменение шага спирали на первом участке траектории происходит за счет автоматического изменения дифферента торпеды от начальной величины (11°) до нуля. Такая программа поиска обеспечивает полный просмотр возможного диапазона глубин погружения ПЛ. Система самонаведения торпеды в процессе поиска работает в активно-пассивном режиме циклично, причем до 35% времени цикла затрачивается на активный режим и 15% — на пассивный. Если уровень шумов цели превысит уровень отраженного от нее активного сигнала, то цикличность работы системы самонаведения прерывается и наведение производится пассивным каналом системы. Если цель захвачена по отраженному сигналу, аппаратура системы самонаведения переходит на активный режим наведения. В процессе сближения с целью скорость торпеды увеличивается до 40 узлов (74 км/ч). По истечении определенного времени после потери контакта, производится вторичный поиск в активно-пассивном режиме с учетом режима наведения и курсового угла цели. Гидростатический взрыватель подрывает торпеду, если ее глубина погружения оказалась по каким-то причинам менее 12-18 м.
Государственные испытания противолодочной торпеды АТ-2 проводились ко второй половине 1964 года на базе 3-его управления ГК НИИ ВВС (аэродром Кировское, под Феодосией). С самолетов Ил-38, Ту-16 и вертолетов Ми-4 было сброшено 63 ходовые торпеды и 19 габаритно-весовых макетов. По завершению испытаний торпеда АТ-2 была рекомендована к принятию на вооружение авиации ВМФ. Торпеда принята на вооружение в 1965 г. и серийно производилась заводом «Дагдизель» (г.Каспийск, Дагестан).
В 1969 году был принят на вооружение взрыватель И-171В, созданный в НИИ-22, для авиационной противолодочной торпеды. Прототипом его являлся взрыватель И-103А, однако для обеспечения помехоустойчивости во взрывателе И-171В применен КДЦ Б-105 с электромагнитным противовзрывным устройством. Унифицированный блок Б-105 в дальнейшем нашел применение в других торпедных взрывателях. Его отработка велась на базе «Гребной порт», о которой было сказано выше.
В августе 1975 года в Белом море в рамках эксперимента «Плес» были проведены испытания торпеда АТ-2 по реальной цели — подводной лодке установленной на глубине до 50 м. Было привлечено два противолодочных самолета Ил-38, с одного из них была сброшена торпеда АТ-2 . Торпеда поразила цель через 1,75 минуты и сделала в ней пробоину площадью 3 м2, после чего ПЛ затонула.
В 1971 году для авиационной противолодочной ракеты были приняты на вооруже-ние: носовой гидродинамический замыкатель И-151. временное программное устройство И-229 и взрывательное устройство И-279 . Все устройства были созданы в НИИ «Поиск» (бывшее НИИ-22). Не описывая достаточно сложную схему соединения этих блоков с бортовой сетью и их функционирование на траектории ракеты, необходимо отметить применение в устройстве И-229 генератора и счетчика прямоу¬гольных электрических импульсов для дистанционной установки времени действия. Это была одна из первых конструкций с применением дискретного временного устройства, построенного по схеме «генератор-счетчик». Одновременно была принята на вооруже¬ние аппаратура войскового контроля ПВ-229.
Модификация торпеды для самолетов – АТ-2У — принята на вооружение в 1973 г. и для ракетных противолодочных комплексов АТ-2УМ (изделие 280) «Метель» принята на вооружение в 1977 г. АТ-2УМ — главный конструктор ССН — Т.М.Арламенкова, приборов управления — В.Е.Мясин, неконтактного взрывателя — А.И.Турусов.
Производство торпед АТ-2 прекращено в 1978 г., всего выпущено 975 торпед.
В 1981 году на вооружение принята существенно более совершенная в сравнении с предшественницами торпеда АТ-3 (УМГТ-1). Это прежде всего возможность применения по ПЛ в надводном положении, увеличенная дальность системы самонаведения и глубины маневрирования, изменен тип силовой установки – вместо винтов на торпеде установлен водометный движитель.

Во время Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2019» Минобороны РФ, региональная часть которого проходила в Кронштадте, можно посмотреть выставку оружия ВМФ. Здесь организован раздел по минно-торпедному вооружению флота. Один из образцов этого сегмента выставки авиационная противолодочная торпеда АТ-2.
Самонаводящаяся авиационная противолодочная торпеда создавалась для вооружения в первую очередь новых противолодочных самолетов Ил-38.
Торпеда принята на вооружение в 1965 г. и серийно производилась заводом «Дагдизель». Модификация для самолетов АТ-2У принята на вооружение в 1973 г. и для ракетных противолодочных комплексов АТ-2УМ «Метель» принята на вооружение в 1977 г.

Модификации:
• АТ-2 (1965 г.) — базовая модель.
• АТ-2М (1972 г.) — модернизация. Возможно, ОКБ завода «Дагдизель», пневмосистема торпеды заменена на гидравлическую. После удаления воздушных баллонов увеличена масса заряда БЧ на 10-20 кг. Установлены батареи одноразового действия.
• АТ-2У (1973 г.) — модификация для применения с самолетов Ил-38 и в составе ракетных комплексов (ракета 85Р комплекса «Метель»).
• АТ-2УМ «Метель» (1977 г.) — модификация для применения с самолетов и в составе ракетных комплексов. Разработчик — ЦНИИ «Гидроприбор», главный конструктор — В.С.Осипов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АТ-2 (ПЛАТ-2, АТ-2М, АТ-2У)

Состояние На вооружении с 1965 г. (1973 г.)
Разработчик НИИ-400
Гл.конструктор П.В.Матвеев
Завод-изготовитель «Дагдизель»
Kалибр, мм 533,4
Длина, мм 4800 (5200)
Вес торпеды, кг 1030-1050
Вес заряда, кг 80-100
Дальность хода, км 7000 — 10000
Скорость хода, уз 25/40
Тип двигателя электрический
Рабочее тело Серебряно-цинковые
Система управления 2-плоскостная активно-пассивная система самонаведения
Дальность действия, м 600-1000
Тип взрывателя Неконтактный R=10м
Носители Авиация ПЛО
Высота применения, м 450-2000 (вертолеты – 0…200)
Парашют есть
Скорость носителя, км/ч 200-800
Траектория движения циркуляция
Глубина хода, м 20-400
Глубина применения, м 80
Типы БЧ: фугасная БЧ.
Масса БЧ — 150 кг
Масса ВВ — 100 кг
Скорость хода:
— 23 узла (в режиме поиска)
— 40 узлов (в режиме атаки)
Носители: противолодочные самолеты Бе-12, Ил-38, Ту-142, ракетные противолодочные комплексы УРПК-3 и УРПК-4

ВТС «Бастион»

Источники:
1. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
2. НИИ «Поиск». Страницы истории (1930-2000 гг.), СПб: «Формика», 2000 г.
3. Л.Егоренков, Н.Платонов, В.Кисилев «Взрыватели подводного оружия ГУП НИИ «Поиск» — «Военный Парад» сентябрь – октябрь 2000 г.
4. Артемьев А. Авиационные торпеды. // Техника и вооружение. № 1 / 1998 г.
5. Гусев Р. Такова торпедная жизнь. С.-Пб., Ива, 2003 г.
6. Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №22 / 2010 г.
7. Коршунов Ю.Л., Строков А.А. Торпеды ВМФ СССР. С.-Пб., «Гангут», 1994 г.
8. Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 2, 4 / 1993.
9. Прошкин С., Маринин В., Российское торпедное оружие. // Военный парад. N 3 / 1997 г.
10. ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет. С.-Пб., «Гуманитарная академия», 2003 г.
11. А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
12. «ТиВ», № 1/2000
13. http://militaryrussia.ru

АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА АТ-2 НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»
450-ММ АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕД АТ-1
ДАЛЬНИЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-142МЭ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-38Н (ИЛ-38SD)
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ БЕ-12
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»
АВИАЦИОННЫЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ ТОРПЕДЫ И РАКЕТЫ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
МИННО-ТОРПЕДНОЕ, ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap