ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


400-ММ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА УМГТ-1. 400 MM UNIVERSAL ELECTRIC TORPEDO UMGT-1


400-ММ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА УМГТ-1
400 MM UNIVERSAL ELECTRIC TORPEDO UMGT-1

Универсальная самонаводящаяся противолодочная торпеда УМГТ-1 разработана в НПО «Уран» Минсудпрома СССР (ЦНИИ «Гидроприбор») под руководством главного конструктора В.А.Левина.
Торпеда предназначена для поражения подводных лодок в любом положении, транспортов и других небронированных кораблей.
В состав торпеды входят:
— акустическая головка самонаведения;
— отсек блока управления;
— боевое зарядное отделение;
— энергосиловая установка;
— рулевой привод;
— движитель;
— система торможения и стабилизации (СТС, парашютная система).
Для управления и наведения торпеды используется акустическое низкочастотное самонаведение активно-пассивного типа с амплитудной 2-х плоскостной равносигнальной системой наведения «Водопад», разработанные под руководством главного конструктора Ю.Г.Иванова на ЦНИИ «Гидроприбор».

Электромеханический рулевой привод выполнен с отбором мощности от вала электродвигателя торпеды. Главный конструктор комплекса приборов управления — И.А.Логинов (ЦНИИ «Гидроприбор»). Моноблок приборов управления включает в себя логическую часть ССН торпеды.
Тип БЧ — фугасная, неконтактный акустический взрыватель НВА-1 с радиусом реагирования 3,5 м.
Двигатель — одновальный электродвигатель ДП-52. Движитель — СВК — слабонагруженный водометный комплекс разработки ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, ведущий конструктор — С.В.Куликов. Устройство СВК: высокооборотное рабочее колесо осевого насоса в сужающейся насадке, за которой был расположен спрямляющий аппарат — такая система обеспечивает полную компенсацию кренящего момента только на одном рабочем режиме относительной поступи, поскольку кривые крутящего и компенсирующего момента имеют производные разного знака (по относительной поступи) и пересекаются в одной точке. На режимах начального движения (турбинных и разгонных) момент перегребания должен компенсироваться креновыравнивающей системой.
Ленинградские разработчики ЦНИИ «Гидроприбор» не ограничились совершенствованием традиционных движителей — гребных винтов. Велся интенсивный поиск путей оптимизации движительно-двигательного комплекса в целом. Для торпеды УМГТ-1 (70-е гг.) был разработан одновальный высокооборот¬ный электродвигатель с высокими удельными характеристиками. В ком¬плекс к такому двигателю сотрудник ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова С. В. Куликов спроектировал т. н. слабонагруженный водометный ком¬плекс — СВК. Он представлял собой высокооборотное рабочее колесо осевого насоса в сужающейся насадке, за которым был расположен спрям¬ляющий аппарат. Коэффициент полезного действия первого СВК был сравнительно невысок — порядка 0.68. В дальнейшем путем конструктив-ных усовершенствований КПД СВК был повышен до 0.8—0.85, т. е. дове¬ден до уровня соосных КПД гребных винтов.

Источник энергии — водно-химически источник тока (ВХИТ) на серебряно-магниевой батарее «изделие 554» (катод АgСl, позже, начиная с модификации УМГТ-1 «Дукат-2» — медно-магниевая батарея «изделие 554-МА» с медным катодом — катод СuСl), разработки ВНИАИ, активируемой морской водой. Используется открытая проточная схема обеспечения батарей электролитом. Из-за особенностей электросиловой установки — активация электролитом-морской водой — применение торпеды в пресных водоемах, а так же в Балтийском море невозможно.
При приводнении универсальная торпеда уходит в режим поиска и обнаружения цели, выполняя при этом циркуляцию влево с дифферентом и угловой скоростью, равной 7° в секунду. Головка торпеды посылает зондирующие акустические импульсы, вернувшийся сигнал проходит анализ, и при подтверждении сигнала самонаводящаяся система уходит в режим захвата цели. При наведении универсальной торпеды самонаведение имеет угол упреждения по ходу движения цели 10-12°. При сближении с целью на расстояние 100-150 метров приборы управления формируют команду «Атака», при которой взводятся взрыватели и торпеда набирает атакующую скорость до 41 узла. По достижении цели происходит ее подрыв. Если по каким-либо причинам торпеда не поразила цель, самонаводящаяся система уходит в повторный поиск. Радиус реагирования системы самонаведения по активному каналу — 1500 м.
Основные испытания проходили с подводной лодки проекта 690 типа «Кефаль».
Принята на вооружение в 1981 году в качестве боевой части противолодочного ракетного комплекса РПК-6 «Водопад». Позже на вооружение приняты модификации торпеды для применения в других ракетных комплексах, а так же для противолодочной авиации. Торпеда УМГТ-1 входит в состав противолодочных ракетно-торпедных комплексов «Раструб-Б», «Водопад», «Ветер» др.
Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 несет на пилоне боевую часть — малогабаритную (калибр 400 мм) противолодочную самонаводящуюся торпеду УМГТ-1. Применение в противолодочном ракетном комплексе управляемой крылатой ракеты обеспечивает существенное повышение эффективности комплекса по сравнению с применением баллистической ракеты аналогичного назначения.
По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения подводной лодки отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Скорость торпеды УМГТ-1 (разработчик — НИИ «Гидроприбор») — 41 узел, дальность хода 8 км, глубина хода 500 м, радиус реагирования системы самонаведения 1,5 км. УМГТ-1 отделяется от ракеты в расчетной точке маршевой траектории, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель и поражает ее.
В условиях глубоководных полигонов Черного моря, умеренных и глубоководных районах Северного, Японского и других морей ССН «Водопад» обеспечила заданный в ТТЗ радиус реагирования по неуклоняющимся субмаринам, но в ходе испытаний в реальных условиях боевого применения на Северном флоте (например) результаты оказались неудовлетворительными.
Первые проверки ССН «Водопад» на работу в условиях интенсивной реверберационной помехи (в арктических условиях) прошли еще в 1970 году, но тем не менее в начале 1980-х годов на Северном флоте была вскрыта крайне низкая боеспособность торпеды УСЭТ-80 с этой ССН в условиях интенсивной реверберационной помехи, возникающей в районах с малой глубиной.
Модификация УМГТ-1М создана ЦНИИ «Гидроприбор» после 1991 года. На ее базе разработали экспортный вариант торпеды УМГТ-1МЭ.
Торпеды УМГТ-1 изготавливались на заводе «Физприбор» (ныне ТНК «Дастан», Киргизия).

Модификации:
• УМГТ-1 «Водопад» (1981 г.) — торпеда для РПК-6 «Водопад» с серебряно-магниевым ВХИТ.
• АТ-3 «Орлан» изделие 297 (1984 г.) — авиационная торпеда. ЦНИИ «Гидроприбор».
• УМГТ-1 «Ветер» (1984 г.) — торпеда для РПК-7 «Ветер». ЦНИИ «Гидроприбор».
• УМГТ-1 «Раструб-Б» (1984 г.) — торпеда для ракеты 85РУ комплекса УРК-5 «Раструб-Б». ЦНИИ «Гидроприбор».
• УМГТ-1 «Дукат-2» (1985 г.) — авиационная торпеда с медно-магниевым ВХИТ. ЦНИИ «Гидроприбор».
• УМГТ-1М (после 1991 г.) — модернизированный вариант, ЦНИИ «Гидроприбор».
• УМГТ-1МЭ – экспортный вариант.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние На вооружении с 1981 г.
Типа противолодочная
Разработчик ЦНИИ «Гидроприбор»
Гл.конструктор В.А.Левин, Ю.Г.Иванов
Завод-изготовитель Завод «Двигатель», ТНК «Дастан»
Kалибр, мм 400
Длина, мм 3800 — 3845
Вес торпеды, кг 720-725 с парашютом
Вес заряда, кг 60-70 (100 – ВВ в ТЭ)
Дальность хода, км 8000
Скорость хода, уз 41-43
Тип двигателя Электрический одновальный постоянного тока
Аккумуляторы Медно-магнивые активизируемые морской водой
Движитель водомет
Система управления 2-плоскостная активно-пассивная система самонаведения
Дальность действия, м 1500
Тип взрывателя неконтактный акустический взрыватель НВА-1 и контактный
Носители Авиация ПЛО
Парашют есть
Траектория движения циркуляция
Глубина хода, м До 500
Глубина применения, м 100
Срок службы, лет 10

Источники:
1. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
2. Из истории создания морского подводного оружия (к 60-летию ЦНИИ «Гидроприбор»).—СПб.: Наука, 2003
3. А.Артемьев. Авиационные торпеды.
4. Музей ЦНИИ «Гидроприбор»
5. ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет. Том II. — СПб.: СПбИИ РАН «Нестор-История», 2005
6. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
7. Ю.Л.Коршунов, А.А.Строков. Торпеды ВМФ СССР.
8. С.Прошкин, В.Маринин. Российское торпедное оружие.
9. Военно-промышленный курьер. № 21 за 2010 г. М.Климов. Морское подводное оружие: проблемы и возможности.
10. http://militaryrussia.ru
11. http://gidropribor.chat.ru
12. http://авиару.рф/
13. https://topwar.ru
14. http://www.russianarms.ru
15. http://zonwar.ru
16. https://www.turkaramamotoru.com

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС РПК-7 «ВЕТЕР»
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС РПК-6 «ВОДОПАД»
400-ММ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА УМГТ-1МЭ
400-ММ АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА АТ-3 «ОРЛАН»
400-ММ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТОРПЕДА УСЭТ-95
400-ММ АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА АПСЭТ-95
400-ММ АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА АТ-УЭM
400-ММ АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА АТ-УЭ
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap