ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-65. 533-MM SPECIAL ELECTRIC TORPEDO SET-65


533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-65
533-MM SPECIAL ELECTRIC TORPEDO SET-65

В связи с появлением в 1960-х годах во флотах США и Англии скоростных малошумных атомных многоцелевых и ракетных ПЛ с большими глубинами погружения возникла необходимость создания эффективного противолодочного оружия, которое обеспечивало бы поражение новых подводных лодок на любых глубинах,
С учетом важности организации борьбы со скоростными глубоководными атомными ПЛ вероятного противника были определены основные направлений дальнейшего развития противолодочного оружия. Новые требования к оружию были сформулированы в Постановлении СМ №111-463 от 13 октября 1960 г., которым предусматривалось создание ряда принципиально новых образцов противолодочного оружия.
В рамках темы «Енот-2» для замены первой противолодочной электрической самонаводящейся торпеды калибра 53 см СЭТ-53 началась разработка новой торпеды.
Первой противолодочной электрической самонаводящейся торпедой калибра 53 см, отвечающей этим требованиям, явилась торпеда СЭТ-65, принятая на вооружение в 1965 году. Главный конструктор — В.А.Голубков Изготовитель — завод «Двигатель». СЭT-65 — электрическая самонаводящаяся торпеда, предназначенная для поражения подводных лодок и может использоваться с подводных лодок и надводных кораблей. Торпеда оборудована активной акустической системой наведения, обеспечивающей наведение на маневрирующую цель независимо от ее уровня ее шума. Ею вооружались подводные лодки и надводные корабли, имевшие та калибра 53 см и шпиндельный ввод стрельбовых данных.

Управление торпедой осуществляется первым поколением электромеханических приборов управления, которые не менялись в процессе модернизации и замены ССН: — датчики угловых скоростей; — прибор курса с пневматическим запуском и электрическим «поддувом»; — автомат глубины с блоками стабилизации глубины и вертикального маневрирования; — маятниковый креновыравнивающий прибор. Суммирование управляющих сигналов и передача управляющих сигналов на рулевые машинки выполнялись с помощью электромеханических устройств. Рулевые машинки электро-гидравлические.
Биротативный электродвигатель ДП-19У. Источник энергии — серебряно-цинковые батареи одноразового действия СЦ-240 / А-187 / А-187М разработки ЦНИИ «Гидроприбор» совместно с ВНИИТ и ВНИАИ. Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле в каждый элемент аккумулятора из ампулы, расположенной сверху.
Торпеда имела серебряно-цинковую аккумуляторную батарею одноразового действия СЦ-240, обеспечивающую скорость 40 узлов и дальность хода 15 км, акустическую активно-пассивную ССН с радиусом реагирования по активному каналу 800 м и неконтактный кругового действия акустический взрыватель активного типа с радиусом реагирования 10м. Двухторпедный залп этими торпедами с параллельным их ходом обеспечивал надежное поражение свободно маневрирующей ПЛ на дистанциях стрельбы до 30-35 каб и глубинах погружения до 400 м.
Для подрыва боевого зарядного отделения на торпеде был применен неконтактный акустический взрыватель активного типа кругового действия с радиусом реагиро¬вания до 10м.

В 1972 году для корабельных противолодочных торпед был принят на вооружение взрыватель И-239, заменивший разработанный ранее первый взрыватель этого назначения И-172 с дополнительным детонатором И-194. Взрыватель И-239 был создан в НИИ «Поиск». В этом взрывателе, как и в его прототипе, была решена задача обеспечения дальнего взведения после прохождения торпедой заданно¬го пути. Для этого в нем применен шаговый механизм РШМ-6, воспринимающий элект¬рические импульсы с датчика оборотов гребного вала объекта. Взрыватель отличается от прототипа почти вдвое меньшими объемом и весом.
Опыт боевой подготовки на флотах во второй половине 60-х и в начале 70-х годов, рост скоростных и маневренных характеристик глубоководных атомных ПЛ и надводных кораблей, возрастающие возможности средств обнаружения и противодействия носителям оружия и самому оружию показали недостаточную эффективность существовавших в тот период торпед калибра 53 см против уклоняющихся надводных кораблей и подводных лодок. Это требовало повышения эффективности подводного оружия и боевых возможностей его носителей.
Исследования, проведенные в НИИ ВМФ №28, показали, что для повышения эффективности противолодочного и торпедного оружия и боевых возможностей его носителей необходимо создание универсальных по целям (для поражения ПЛ и надводных кораблей) телеуправляемых торпед, а также создание принципиально нового противолодочного ракетного оружия для поражения обнаруженных на больших дистанци¬ях подводных лодок.
Для комплектования практических торпед, таких как СЭТ-72, СЭТ-65, ТЭСТ-71, УСЭТ-80 и др., в ОАО «АК Ригель» по ТТЗ ЦНИИ «Гидро-прибор» в 1996-1999 г. созданы на базе аккумуляторов СЦ-110К и СЦ-80К поставочные комплексы многоразовых аккумуляторов.
ТНК «Дастан» в конце 1990-х гг. провела модернизацию торпед СЭТ-65Э (с установкой ССН «Керамика» и индийской аккумуляторной батареи), выполняя в последующем серийные поставки обновленных торпед для ВМС Индии (в 2006 г. — 36 штук, в 2011 г. — 14 штук, в 2012 г. — 8 штук). Нельзя не отметить проведенную ТНК «Дастан» с помощью российских разработчиков глубокую модернизацию ССН «Керамика» (фактически разработку новой ССН), обеспечившую резкое повышение ее ТТХ.
В 1967..1971 гг. на базе торпеды СЭТ-65 проводились исследования снижения гидродинамического сопротивления с использованием полимерных растворов.

МОДИФИКАЦИИ:
• СЭТ-65 — базовый вариант с системой самонаведения разработки И.Б. Подражанского.
• СЭТ-65III — модификация СКБ завода «Двигатель». Новая активно-пассивная акустическая двухплоскостная система самонаведения «Сапфир» разработки ЦНИИ «Гидроприбор». Принята на вооружение в 1972 г.
• ТЭСТ-71 — телеуправляемый вариант торпеды. Принята на вооружение в 1972 г.
• СЭТ-65А — модификация ЦНИИ «Гидроприбор» с электрическим вводом параметров стрельбы. Разработана для подводных лодок пр.705. Принята на вооружение в 1972 г.
• СЭТ-65Э — экспортная модификация.
• СЭТ-65К / СЭТ-65КЭ — модификация СКБ завода «Двигатель» с новой системой самонаведения «Керамика», 1986 год.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Характеристики

СЭТ-65 (изд. 260, СЭТ-65Э) «Енот-2»

СЭТ-65КЭ (СЭТ-65МКЭ)

Состояние

На вооружении с 1965 г. Серия с 1967 г.

Экспортный вариант. В серии

Разработчик

НИИ-400

ЦНИИ «Гидроприбор»

Тип

противолодочная

противолодочная

Kалибр, мм

533,4

534,4 (534,4)

Длина, мм

7800

7800 (7800)

Вес торпеды, кг

1738-1750 (1700, практическая — 1362)

1703, практическая – 1342 (1738)

Вес заряда, кг

205-250 (ВВ – 150-200)

205 (205)

Дальность хода, м

20000/16000

15000

Скорость хода, уз

35/40

40

Тип двигателя

электрический

Электрический биротативный

Аккумуляторы

Серебряно-цинковые

Серебряно-цинковые

Система управления

Гидроакутическая активная система самонаведения

Универсальная система самонаведения «Керамика»

Дальность действия, м

500-800 (1000)

1500

Носители

ПЛ, НК

ПЛ, НК

Глубина хода, м

20-300 (400)

20-300 (400)

Источники:
1. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
2. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
3. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008
4. https://topwar.ru
5. bmpd.livejournal.com
6. https://ru.wikipedia.org/
7. https://wiki.wargaming.net

533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-65МКЭ
533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-65КЭ

533-ММ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-65А

533-ММ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА ТЭСТ-71МЭ-НК

533-ММ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА ТЭСТ-71

533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ- 53МЭ

533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53Э

533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53

ДВИГАТЕЛЬ ЗАВОД

КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap