ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53МЭ. 533-MM SPECIAL ELECTRIC TORPEDO SET-53ME



533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53МЭ

533-MM SPECIAL ELECTRIC TORPEDO SET-53ME

В 1963 г. торпеда противолодочная торпеда СЭТ-53 прошла модернизацию. С появлением серебряно-цинковых аккумуляторных батарей ТС-3 скорость и дальность хода были повышены до 29 уз и 14 км соответственно на модернизированной торпеде СЭТ-53М (главный конструктор — Г.А.Каплунов, заместитель по ССН — С.П.Сковорода, СКБ завода «Двигатель»).
СЭТ-53М является электрической самонаводящейся торпедой для поражения подводных лодок (ПЛ) и предназначена для использования с ПЛ и ИК. Изготовитель торпеды завод «Двигатель». Торпеда оснащена гидроакустической системой самонаведения, обеспечивающей наведение на маневрирующую цель независимо от уровня ее ходовых шумов.
В 1965 г. группа специалистов, принимавших участие в создании первой отечественной противолодочной торпеды, в том числе В.М.Шахнович и В.А. Поликарпов была удостоена Ленинской премии.
В дальнейшем был создан экспортный вариант торпеды — СЭТ-53МЭ. Изготовитель торпеды завод «Двигатель».
В середине 1960-х гг. была разработана экспортная модификация противолодочной торпеды СЭТ-53М с пассивной акустической ССН.
Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда — СЭТ-53МЭ предназначена для поиска, поражения подводных лодок (ПЛ) и могут быть использованы из ТА как подводных лодок, так и с надводных кораблей (НК).
Торпеда оснащена гидроакустической системой самонаведения, обеспечивающей наведение на маневрирующую цель независимо от уровня ее ходовых шумов.
Система управления движением по курсу, глубине к крену обеспечивает двухплоскостное маневрирование торпеды и вывод ее в зону срабатывания неконтактного взрывателя, либо обеспечивает прямое попадание торпеды в цель, при которых подрыв заряда производится контактным взрывателем.
Системы самонаведения и управления движением по курсу, глубине и крену обеспечивают двухплоскостное маневрирование торпеды и вывод ее в зону срабатывания электромагнитного неконтактного взрывателя, либо прямое попадание торпеды в цель, при которых производится подрыв заряда.
Электрическая энергетическая установка торпеды состоит из одноразовой электрической батареи и биротативного электродвигателя, которые обеспечивают бесследность движения, постоянство скорости и дальность хода торпеды независимо от глубины хода.
Торпеда надежна в действии и обеспечивает возможность безопа¬сного хранения без дополнительного обслуживания в торпедных аппа¬ратах и на стеллажах носителей, а также при длительном хранение на арсеналах.
Хранение и транспортировка торпеды производится в герметичном контейнере, заполненном азотом.
Срок службы торпеды при хранении на носителе составляет 1 год.
Для обеспечения боевой подготовки флота торпеда имеет практический вариант исполнения, который позволяет получать необходимую информацию об эффективности ее действия и производит повторные стрельбы после переподготовки.
Эксплуатация торпед СЭТ-53 и СЭТ-53М продолжалась до восьмидесятых годов, чему способствовала надежность такого оружия и достаточно высокие характеристики, дополнительно улучшившиеся после модернизации начала шестидесятых годов. Имелись некоторые проблемы, но в целом торпеда показала себя с хорошей стороны.
В 1978 году Минно-торпедный институт провел исследование учебного применения торпед Северным флотом за последние 10 лет. Выяснилось, что, несмотря на появление нового оружия, устаревающие СЭТ-53 и СЭТ-53М оказались одними из наиболее часто применяемых образцов. За рассмотренный период было выполнено около 200 выстрелов такими торпедами – четверть от всех стрельб. Некоторые изделия пережили 40 выстрелов, после каждого проходя мелкий ремонт и возвращаясь в эксплуатацию. Во время учебных стрельб потеряли лишь 2% использованных изделий, причем во всех случаях речь шла о т.н. человеческом факторе.
Первым заказчиком и основным эксплуатантом торпед СЭТ-53 стал военно-морской флот Советского Союза. С конца шестидесятых торпеды в версиях «Э» и «МЭ» поставлялись в ГДР и Индию.
В рамках своих ТТХ торпеда СЭТ-53МЭ была вполне эффективной, как при применении с надводного корабля, так и подводных лодок. Дистанции обнаружения подводных лодок для гидроакустических станций (ГАС) 1960-х гг. («Титан», «Вычегда», «Геркулес»), составляли несколько километров — то есть находились в зоне эффективного применения как реактивных бомбометных установок (РБУ), так и торпед СЭТ-53МЭ. Причем возможность уклонения цели от торпеды с пассивной ССН путем уменьшения скорости, парировалась возрастанием эффективности РБУ по малоскоростным целям, увеличение же скорости цели для «ухода от РБУ» — приводило к повышению эффективности торпед СЭТ-53МЭ – то есть торпеды являлись составной частью вполне эффективного (в тех условиях) и сбалансированного комплекса противолодочного вооружения экспортных надводных кораблей проектов 159АЭ, 61МЭ и других. Для подводных лодок (например проекта И641) со среднечастотной ГАС МГ-10Э, обнаружение подводных лодок – целей также происходило на дистанциях эффективных для СЭТ-53МЭ, а наличие контакта ГАС в режиме шумопеленгования в этом случае гарантировало надежное обнаружение и захват шумов подводной лодки цели торпедой. Необходимо отметить, что пассивный режим работы ССН СЭТ-53МЭ обеспечивал ее эффективное применение и на малых глубинах.

МОДИФИКАЦИИ:
• СЭТ-53 (1958 г.) — базовый вариант.
• СЭТ-53М (1964 г.) — модернизированный вариант, заменена аккумуляторная батарея (установлена серебряно-цинковая батарея ТС-3, позже — ЗЭТ-3), введена система креновыравнивания, установлен электрогидрооптический прибор курса. Снижена собственная шумность торпеды. Работы по модернизации велись СКБ завода «Двигатель» в 1963 г., главный конструктор — Г.А.Каплунов. Торпеда принята на вооружение в 1964 г.
• СЭТ-53Э (1967 г.) — экспортная модель торпеды СЭТ-53, разработана СКБ завода «Двигатель». СЭТ-53 дополнена системой креновыравнивания, установлена другая ССН, пневмомеханический прибор курса заменен электромеханическим.
• ТЭСТ-68 (1968 г.) — телеуправляемый вариант топеды СЭТ-53 (1968 г.).
• СЭТ-53МЭ (1975 г.) — экспортный вариант торпеды СЭТ-53М, разработан СКБ завода «Двигатель»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Калибр мм 534,4
Длина мм 7800
Скорость хода: узл 23
Дальность хода: м 7500
Вес изделия:
— основного (боевой торпеды) кг 1472 — 1820
— практического кг 1462
Вес заряда кг 205 (92)
Число ступеней предохранения — 3
Источник питания:
— боевой торпеды Свинцово-кислотная короткоразрядная батарея
— практической торпеды Свинцово-кислотная короткоразрядная батарея
Носители ПЛ и НК с торпедными аппаратами калибра 534 мм

Источники: www.dvigatel.net, завод «Двигатель», М.Климов «Отечественное торпедное оружие на мировом рынке». журнал «Экспорт вооружений» №6 – 2013 и др.

533-ММ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА ТЭСТ-68
533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53Э
533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53
533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-65
533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА САЭТ-50
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap