ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53. 533-MM SPECIAL ELECTRIC TORPEDO SET-53


533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53
533-MM SPECIAL ELECTRIC TORPEDO SET-53

В конце 1950-х гг. кроме корабельных отечественных торпед появились еще и противолодочные или предназначенных для борьбы с подводными лодками. На них решалась проблема оснащения торпед системами самонаведения.
Необходимость противолодочных торпед особенно остро проявилась во время второй мировой войны. Поисковые работы в этом направлении начались в 1950 г. в НИМТИ ВМФ под руководством опытных военных специалистов В. М. Шахновича и М. Л. Мошенина.
Предстояло решить три главных задачи: во-первых, обнаружить подводную лодку на всех глубинах ее погружения; во-вторых, обеспечить пространственное управление торпедой при ее наведении на лодку-цель и, в-третьих, подорвать заряд ВВ в непосредственной близости от цели.
Для решения первой задачи требовалось создать двухплоскостную систему обнаружения. Рассматривалось несколько вариантов систем, все — акустические пассивного принципа действия.
В 1954 г. специалисты НИМТИ провели стоповые и ходовые испытания торпеды. Руководил испытаниями, как и всеми работами по созданию торпеды, В.М.Шахнович, впоследствии инженер-полковник, доктор технических наук, профессор, крупный ученый в области торпедной гидроакустики. Результаты испытаний полностью подтвердили возможность создания торпеды с заданными тактико-техническими характеристиками.
Работа в НИМТИ по созданию ССН пассивного типа была доведена до натурных испытаний экспериментального образца торпеды на базе САЭТ-50 и передана в 1955 г. для разработки конструкторской документации в НИИ-400. Опытные, а затем и серийные образцы изготавливались на заводе «Двигатель». Тема получила название «Енот-1».

Главным конструктором торпеды стал В.А.Поликарпов. В 1956 г. по разработанной в НИИ-400 документации завод «Двигатель» изготовил 8 экспериментальных торпед. В том же году на глубоководных полигонах Ладоги начались их испытания. Контрольные стрельбы в условиях солености проводились на Черном море. В следующем году торпеда была предъявлена на государственные испытания. Проводились они в 1957 г. также на Ладожском озере. Всего было сделано 54 выстрела.
На испытаниях опытных образцов для доказательства точности наведения впервые были использованы такие средства, как неподвижные и подвижные гидроакустические излучатели — имитаторы цели.

В 1958 г. торпеда под шифром СЭТ-53 (изделие 238), главный конструктор — В. А. Поликарпов, была принята на вооружение ВМФ. Торпеда имела дальность хода до 7,5 км (при скорости 23 уз) и массу боевой части 100 кг.
Впервые в стране была создана торпеда с пассивным самонаведением в двух плоскостях, с электромагнитным взрывателем кругового действия и глубиной хода до 200 м.
«СЭТ-5З» оснащена свинцово-кислотной короткоразрядной батареей типа Т-7 весом 462,5 кг; среднее рабочее напряжение батареи — 82,5В, средняя сила тока — 570 А. В кормовом отделении торпеды находится электродвигатель постоянного тока ПМ5-3МУ биротативного типа весом 160 кг. Скорость хода — 23 узла, глубина погружения — 20—200 м.
В дальнейшем в 1963 г. с появлением серебряно-цинковых аккумуляторных батарей скорость и дальность хода были повышены до 29 уз и 14 км соответственно на модернизированной торпеде СЭТ-53М (главный конструктор — Г.А.Каплунов, заместитель по ССН — С.П.Сковорода, СКБ завода «Двигатель»).

СЭТ-53М является электрической самонаводящейся торпедой для поражения подводных лодок (ПЛ) и предназначена для использования с ПЛ и ИК. Изготовитель торпеды завод «Двигатель». Торпеда оснащена гидроакустической системой самонаведения, обеспечивающей наведение на маневрирующую цель независимо от уровня ее ходовых шумов. Система управления движением по курсу, глубине к крену обеспечивает двухплоскостное маневрирование торпеды и вывод ее в зону срабатывания неконтактного взрывателя, либо обеспечивает прямое попадание торпеды в цель, при которых подрыв заряда производится контактным взрывателем. Электрическая энергетическая установка торпеды состоит из одноразовой электрической батареи и биротативного электродвигателя, которые обеспечивают бесследность движения, постоянство скорости и дальность хода торпеды независимо от глубины хода. Торпеда надежна в действии и обеспечивает возможность безопа¬сного хранения без дополнительного обслуживания в торпедных аппаратах и на стеллажах носителей, а также при длительном хранение на арсеналах. Хранение и транспортировка торпеды производится в герметичном контейнере, заполненном азотом. Срок службы торпеды при хранении на носителе составляет 1 год. Для обеспечения боевой подготовки флота торпеда имеет практический вариант исполнения, который позволяет получать необходи-мую информацию об эффективности ее действия и производит повторные стрельбы после переподготовки.
В связи с появлением в 1960-х годах во флотах США и Англии скоростных малошумных атомных многоцелевых и ракетных ПЛ с большими глубинами погружения возникла необходимость создания эффективного противолодочного ору¬жия, которое обеспечивало бы поражение новых подводных лодок на любых глубинах,
С учетом важности организации борьбы со скоростными глубоководными атомными ПЛ вероятного противника были определены основные направлений дальнейшего развития противолодочного оружия. Новые требования к оружию были сформулированы в Постановлении СМ №111-463 от 13 октября 1960 г., которым предусматривалось создание ряда принципиально новых образцов противолодочного оружия.
В 1965 г. группа специалистов, принимавших участие в создании первой отечественной противолодочной торпеды, в том числе В.М.Шахнович и В.А. Поликарпов была удостоена Ленинской премии.
Торпеда получила прописку на многих отечественных надводных кораблях, так в корме эсминца проекта 31 установили поворотный пятитрубный 533,4-мм торпедный аппарат ПТА-53-31, приспособленный для стрельбы противолодочными торпедами СЭТ-53 с системой дистанционного наведения СССП «Кристалл» с пороховой системой стрельбы и системой приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «3вук-31 ».
Первым заказчиком и основным эксплуатантом торпед СЭТ-53 стал военно-морской флот Советского Союза. С конца шестидесятых торпеды в версиях «Э» и «МЭ» поставлялись в ГДР и Индию.
В рамках темы «Енот-2» для замены первой противолодочной электрической самонаводящейся торпеды калибра 53 см СЭТ-53 началась разработка новой торпеды.
Первой противолодочной электрической самонаводящейся торпедой калибра 53 см, отвечающей этим требованиям, явилась торпеда СЭТ-65, принятая на вооружение в 1965 году.
Эксплуатация торпед СЭТ-53 и СЭТ-53М продолжалась до восьмидесятых годов, чему способствовала надежность такого оружия и достаточно высокие характеристики, дополнительно улучшившиеся после модернизации начала шестидесятых годов. Имелись некоторые проблемы, но в целом торпеда показала себя с хорошей стороны.
В 1978 году Минно-торпедный институт провел исследование учебного применения торпед Северным флотом за последние 10 лет. Выяснилось, что, несмотря на появление нового оружия, устаревающие СЭТ-53 и СЭТ-53М оказались одними из наиболее часто применяемых образцов. За рассмотренный период было выполнено около 200 выстрелов такими торпедами – четверть от всех стрельб. Некоторые изделия пережили 40 выстрелов, после каждого проходя мелкий ремонт и возвращаясь в эксплуатацию. Во время учебных стрельб потеряли лишь 2% использованных изделий, причем во всех случаях речь шла о т.н. человеческом факторе.
Появление первой отечественной противолодочной торпеды СЭТ-53 позволило своевременно решить важную задачу, ставшую актуальной в связи с развитием подводного флота. Достаточно удачная конструкция и сравнительно высокие характеристики обеспечили длительную эксплуатацию подобного оружия.
Интересной модификацией СЭТ-53 стала торпеда ТЭСТ-68, принятая на вооружение в 1969 году. Это изделие, созданное СКБ завода «Двигатель» и ЦНИИАГ, получило систему телеуправления по проводам. На борту торпеды и на носителе предлагалось размещать катушки для намотки проводов управления. Одновременно с этим сохранялась система самонаведения. Управление по проводам предлагалось осуществлять до включения самонаведения. ТЭСТ-68 имела некоторые недостатки, в сравнении с другим оружием, однако достаточно активно применялась флотом.
Образец торпеды СЭТ-53 находится в Техническом музее, г.Тольятти.

МОДИФИКАЦИИ:
• СЭТ-53 (1958 г.) — базовый вариант.
• СЭТ-53М (1964 г.) — модернизированный вариант, заменена аккумуляторная батарея (установлена серебряно-цинковая батарея ТС-3, позже — ЗЭТ-3), введена система креновыравнивания, установлен электрогидрооптический прибор курса. Снижена собственная шумность торпеды. Работы по модернизации велись СКБ завода «Двигатель» в 1963 г., главный конструктор — Г.А.Каплунов. Торпеда принята на вооружение в 1964 г.
• СЭТ-53Э (1967 г.) — экспортная модель торпеды СЭТ-53, разработана СКБ завода «Двигатель». СЭТ-53 дополнена системой креновыравнивания, установлена другая ССН, пневмомеханический прибор курса заменен электромеханическим.
• ТЭСТ-68 (1968 г.) — телеуправляемый вариант топеды СЭТ-53 (1968 г.).
• СЭТ-53МЭ (1975 г.) — экспортный вариант торпеды СЭТ-53М, разработан СКБ завода «Двигатель»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Характеристики

СЭТ-53 «Енот-1»

СЭТ-53М (СЭТ-53МЭ)

Состояние

На вооружении с 1958 г.

На вооружении с 1964 г. (1963)

Разработчик

НИИ-400

СКБ з-да «Двигатель»

Гл.конструктор

В.А.Голубков, В.А.Поликарпов

Г.А.Каплунов

Завод-изготовитель

«Двигатель»

«Двигатель»

Тип

противолодочная

противолодочная

Kалибр, мм

534,4

534,4

Длина, мм

7800

7800

Вес торпеды, кг

1480-1500

1480 (1821, практическая – 1445)

Вес заряда, кг

150 (ВВ – 100)

100 (ВВ – 205)

Дальность хода, м

8000/7500

14000

Скорость хода, уз

23/29

29

Тип двигателя

электрический

Электрический биротативный

Аккумуляторы

В-6-IV (Т-7)

Серебряно-цинковые ТС-3

Система управления

2-плоскостная пассивная с перемещающейся характеристикой система самонаведения (ГП+750, ВП+600)

2-плоскостная пассивная система самонаведения

Дальность действия, м

400-600

150-800

Тип взрывателя

Неконтактный электромагнитный, R=5 м

Неконтактный и контактный

Прототип

САЭТ-50

СЭТ-53

Носители

ПЛ, НК

ПЛ, НК

Глубина хода, м

20-200

20-200

Глубина пуска, м

100

Источники:
1. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
2. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
3. Р.Гусев «Такова торпедная жизнь». – С.-Пб.: Ива, 2003
4. https://ru.wikipedia.org
5. http://militaryrussia.ru
6. http://safe-rgs.ru
7. http://www.kpopov.ru
8. topwar.ru
9. www.38brrzk.ru

533-ММ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА ТЭСТ-68
533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-65
533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДАСЭТ- 53МЭ
533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53Э
533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА САЭТ-50
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap