ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


400-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-40У. 400-MM HOMING ELECTRIC TORPEDO SET-40U


400-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-40У
400-MM HOMING ELECTRIC TORPEDO SET-40U


Для обеспечения действенного применения противолодочных торпед по малошумным подводным лодкам в первой половине 1960 годов прошлого века были созданы акустические активно-пассивные системы самонаведения, работающие в активном режиме на принципе гидролоцирования подводной лодки – цели.
Первой противолодочной самонаводящейся торпедой с активно-пассивной системой самонаведения стала малогабаритная торпеда СЭТ-40 (главный конструктор В.И. Сендерихин, НИИ-400 — ЦНИИ «Гидроприбор»), принятая на вооружение в 1962 году.
Этой торпедой вооружались противолодочные надводные корабли и подводные лодки, имеющие малогабаритные торпедные аппараты.
В 1966 году НИИ-400 (главный конструктор — В.И.Сендерихин) проведена модернизация торпеды СЭТ-40 (изделие 241) в целях повышения надежности работы ее узлов и элементов. При этом улучшены электрические характеристики батареи, которая получила шифр МЗ-2М, и установлена новая ССН. Главный конструктор ССН — Ю.Б. Наумов, неконтактного взрывателя — Г.Я.Миронов и А.Н.Шашихин, приборов управления — Л.Г.Манусевич.
Шифр торпеды стал СЭТ-40У. Торпеда принята на вооружение ВМФ в 1968 году.
Изготовитель торпеды завод «Двигатель». СЭТ-40У является электрической самонаводящейся торпедой, предназначенной для поражения подводных лодок с подводных и надводных кораблей.
Торпеда состоит из четырех основных частей: боево¬го зарядного отделения I, аккумуляторного отделения II,кормового отделения III и хвостовой части IV.Боевое зарядное отделение предназначено для размещения взрывчатого вещества, унифицированного запального устройства (УЗУ), аппаратуры системы самонаведения (ССН) и неконтактного взрывателя (НВ).
Торпеда оснащена двухплоскостной гидроакустической системой самонаведения активного типа.
Электрическая энергосиловая установка обеспечивает бесследность движения постоянство скорости на всей дистанции хода. Электрический двигатель биротативного типа ДП-11М был тоже уникальной конструкции. В нем магнитная система (по простым понятиям статор) и якорь вращались в разные стороны, а гребные винты находились на валах магнитной системы и якоря без всяких редукторов и передаточных звеньев.
Источником тока служит одноразовая аккумуляторная батарея МЗ-2М. Аккумуляторы этой батареи были сухозаряженными, а электролит КОН находился в резиновом мешке и при выстреле выдавливался воздухом в саму батарею, после чего она задействовалась в работу только после выстрела из торпедного аппарата.
Самым ценным в торпеде и была батарея, которая состояла из серебряно- цинковых аккумуляторов. 98 элементов под шифром 546, входящих в состав батареи, содержали 100 кг чистого серебра, из порошка которого были спрессованы их положительные пластины. Эти аккумуляторы обладали удивительной способностью в короткие временные промежутки выдавать сумасшедшие величины токов, до 400 ампер на протяжении 10-15 минут работы двигателя на дистанции хода.
Система управления по курсу, глубине и крену обеспечивает маневрирование торпеды в большом диапазоне глубин, вывод ее в зону срабатывания неконтактного взрывателя или прямое попадание в цель, при котором подрыв заряда осуществляется контактными взрывателями.
Торпеда надежна в действии, безопасна при хранении в торпедных аппаратах и на стеллажах носителя, а также в условиях арсеналов. Хранение и транспортирование торпеды производится в герметичных контейнерах, заполненных азотом.
Время приготовления торпеды для подачи на носитель расчетом из 5 человек составляет 8 часов.
Срок службы торпеды при хранение на носителе составляет 1 год. Для обеспечении боевой подготовки личного состава флота торпеда имеет практический вариант исполнения, который позволяет производить учебную стрельбу, получать необходимую информацию об эффективности ее действия и производить повторные стрельбы после переподготовки.
Для приведения торпеды в готовность к залпу нужно было набить воздух в воздушный баллон торпеды под давлением в 200 кг/см2, снарядить и вставить в горловину БЗО специальный взрыватель под названием унифицированное запальное устройство.
С 1960 года ЦНИИ «Гидроприбор» велась разработка модификации торпеды СЭТ-40УЛ для минно-торпедного комплекса ПМТ-1 «Лоцман», который был принят на вооружение в 1970 г.

В середине 1970-х гг., с передачей инозаказчикам кораблей, оснащенных 400-мм торпедными аппаратами, был СКБ завода «Двигатель» разработан экспортный вариант 400-мм торпеды СЭТ-40УЭ, оснащенный экспортной модификацией активно-пассивной ССН «Сапфир». К этому времени первоначальные «детские болезни» торпеды СЭТ-40 были устранены, а простая и надежная ССН «Сапфир» стала итогом развития отечественных высокочастотных ССН с равносигнальным методом пеленгования. Несмотря на то что по своим ТТХ она формально уступала новым зарубежным, сохранение в ней высокочастотного диапазона позволило обеспечить хорошую работоспособность на малых глубинах (что было проблемой для новых низкочастотных ССН). Входившая в состав многих отечественных торпед, эта ССН до сих пор стоит на вооружении многих стран.
Через 10 лет после поступления в ВМФ торпед СЭТ-40 в том же ЦНИИ «Гидроприбор» была закончена разработка первой универсальной по целям торпеда этого же калибра СЭТ-72 (гл. конструктор В.И.Сендерихин). Принята на вооружение ВМФ в 1972 году. Торпеда была оснащена активно-пассивной системой самонаведения и контактным взрывателем кругового действия с радиусом реагирования 5 м. СЭТ-72 предназначалась для замены противокорабельной торпеды МГТ-1 и противолодочной торпеды СЭТ-40 на подводных лодках и надводных кораблях, имеющих та калибра 400 мм.
В Музее истории и краеведения г. Малоярославец находится образец 400-мм самонаводящаяся электрической торпеды СЭТ-40У. Образец торпеды СЭТ-40УЭ можно увидеть в Музее военной техники в Кобленц (Германия).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Характеристики СЭТ-40У (СЭТ-40УЭ)
Состояние Создана в 1968 г.
Тип противолодочная
Разработчик НИИ-400 — ЦНИИ «Гидроприбор» (СКБ завода «Двигатель»)
Гл.конструктор В.И. Сендерихин
Завод-изготовитель завод «Двигатель»
Kалибр, мм 400
Длина, мм 4500
Вес торпеды, кг 530 — 550
Вес заряда, кг (ВВ – 80)
Дальность хода, м 8000
Скорость хода, уз 29
Тип двигателя электрический ДП-11М
Аккумуляторы Серебрянно-цинковые
Движитель винты
Система управления 2-плоскостная активная система самонаведения (Универсальная система самонаведения «Керамика»)
Разработчик ЦНИИ «Гидроприбор»
Гл. конструктор Ю.Б. Наумов (О.В.Альхов)
Дальность действия, м 600-800
Тип взрывателя Неконтактный и контактный
Прототип СЭТ-40
Носители подводные лодки и надводные корабли
Глубина хода, м 20-200
Глубина пуска, м 150
Срок службы торпеды при хранение на носителе, лет 1

Источники:
1. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
2. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
3. В.В. Дугинец. Корабельная фанагория (https://flot.com)
4. militaryrussia.ru
5. malmuseum.urest.org
6. http://allmines.net

400-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДЫ СЭТ-72
400-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДЫ СЭТ-40
400-ММ МАЛОГАБАРИТНАЯ ТОРПЕДА МГТ-1
400-ММ КОМПЛЕКТ ТОРПЕДНЫХ АППАРАТОВ ОТА-40
ДВИГАТЕЛЬ ЗАВОД
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap