ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




400-ММ МАЛОГАБАРИТНАЯ ТОРПЕДА МГТ-1. 400-MM SMALL-SIZED TORPEDO MGT-1



400-ММ МАЛОГАБАРИТНАЯ ТОРПЕДА МГТ-1

400-MM SMALL-SIZED TORPEDO MGT-1

Для самообороны подводных лодок от противолодочных кораблей было создано семейство специальных противокорабельных электроторпед калибра 533- и 400-мм.
Проект создания первой отечественной 400-мм малогабаритной торпеды стартовал в конце пятидесятых годов в НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»). Проект получил условное обозначение «Изделие 239». Главный конструктор торпеды — Л.Н.Акатов, заместитель по системе самонаведения — Б.В.Киселев. В разработки участвовали конструкторы Н.И.Кочеров, В.Я.Зарубин, М.И.Рувинский, А.М.Школьников и В.В.Селезнёв.
Целью проекта было создание перспективной электрической самонаводящейся торпеды минимально возможных габаритов, предназначенной для использования с новыми 40-см торпедными аппаратами. Ввиду отсутствия значительных наработок в этой области авторам проекта пришлось создавать большую часть агрегатов с нуля. Как следствие, новая торпеда оказалась достаточно прогрессивной с точки зрения конструкции, однако это негативно сказалось на некоторых аспектах испытаний и эксплуатации.
Компоновка «Изделия 239» была традиционной для самонаводящихся торпед с электрической силовой установкой. Торпеда выполнялась из алюминиево-магниевых сплавов и имела сигарообразную форму разделённую на 4 основных отсека:
1. Боевое зарядное отделение;
2. Аккумуляторное отделение;
3. Кормовая часть;
4. Хвостовая часть.
В головной части корпуса предусматривалось зарядное отделение с крупным объемом под размещение гидроакустической системы наведения. Позади заряда помещалось аккумуляторное отделение, а корма корпуса отдавалась под системы управления, рулевые машинки и двигатель. За счет плотной компоновки агрегатов и их компактных размеров все необходимые приборы удалось поместить в корпус диаметром 400 мм и длиной 4,5 м. Масса «Изделия 239» составляла 750 кг (по другим данным, 510 кг).
В головной части корпуса, под легким обтекателем, поместили антенны гидроакустической системы наведения. «Изделие 239» стало одной из первых советских торпед с комбинированной активно-пассивной системой наведения. По имеющимся данным, пассивная часть аппаратуры была построена на основе агрегатов торпед серии САЭТ и основывалась на немецких наработках по изделию G7es. Такая система наведения имела антенну с четырьмя вертикальными приемниками, при помощи которых должна была определять направление на цель по азимуту.
Кроме того, в состав аппаратуры управления была включена новая активная система наведения, разработанная под руководством Б.В. Киселева. Это устройство должно было излучать сигналы и принимать отраженные колебания, тем самым находя цель. За счет применения двух систем поиска цели разных типов предлагалось повысить вероятность обнаружения корабля противника и, как следствие, увеличить шансы его поражения. Поскольку перспективная торпеда должна была применяться против надводных кораблей, системы наведения должны были искать цели только в одной плоскости, что в определенной мере упрощало их конструкцию.
Торпеда «Изделие 239» получила боевое отделение с 80 кг взрывчатого вещества. В верхней части корпуса предусматривалась горловина для установки неконтактного взрывателя, реагировавшего на магнитное поле корабля-цели. По другим данным, применялся акустический датчик цели. Это устройство было создано под руководством Л.С. Ерохина. Помимо основного неконтактного взрывателя предусматривался самоликвидатор, призванный подрывать торпеду в случае выработки заряда батарей после промаха.
Центральную часть корпуса выделили под установку серебряно-цинковой аккумуляторной батареи «Изделие 518-1У». Это была одноразовая батарея, не имевшая возможности перезарядки. Срок хранения батареи был доведен до 8 лет, чему способствовало размещение электролита отдельно от катода и анода.
В корме «Изделия 239» поместили электрический двигатель постоянного тока типа ДП-11М, построенный по традиционной для торпед биротативной схеме. В его конструкции предусматривались вращающиеся ротор и статор, связанные с двумя гребными валами.
Проектные работы были завершены в 1960 году, после чего были изготовлены несколько опытных образцов, использовавшихся в испытаниях. Первые проверки «Изделия 239» велись на имеющихся пристрелочных станциях. Кроме того, последние испытания проводились на новейших подводных лодках, которые в ближайшем будущем должны были освоить новое оружие для самообороны.
Торпеда была принята на вооружение в 1961 году под обозначение «400-мм малогабаритная торпеда МГТ-1». Серийное производство торпед поручили заводу «Дагдизель» (г. Каспийск).
Перед выстрелом торпеды с помощью прибора управления торпедной стрельбой (ПУТС) устанавливались направление, глубина хода и дистанция до цели. Во время хода торпеды в трубе торпедного аппарата происходил пневматический запуск и раскрутка гироскопического прибора, а также впрыск электролита в аккумуляторы из единой встроенной ампулы. Это обеспечивалось для взрывобезопасности на подводной лодке, так как электролит в батарее с течением времени приводил к процессу окисления с выделением взрывоопасных газов. После выхода торпеды из торпедного аппарата и запуска электродвигателя постоянного тока торпеда развивала скорость в зависимости от предустановленной дистанции и устремлялась в направлении цели. Если торпеда по какой-либо причине начинала уклоняться от заданного направления, то гироскоп подавал управляющий сигнал на электро-гидравлическую рулевую машинку, которая производила перекладку вертикальных рулей направляяторпеду по заданному курсу. Если торпеда начинала уклоняться от заданной глубины, то изменившееся давление наружной воды действуя на автомат глубины с блоками стабилизации глубины и вертикального маневрирования передавала соответствующие усилия на рулевую машинку для перекладки горизонтальных рулей, возвращая торпеду на заданную глубину хода. При выходе торпеды в зону действия аппаратуры самонаведения, её активно-пассивная гидроакустическая система производила захват и сопровождение корабля-цели, обеспечивая выход торпеды в район винтов с дальнейшим пересечением района миделя корабля-цели. Как только торпеда входила в зону действия неконтактного взрывателя, происходило замыкание цепи запала и воспламенение взрывчатого вещества и подрыв заряда БЧ на расстоянии 4-5 метров от днища цели.
Торпеда МГТ-1 имела акустическую пассивную систему самонаведения по надводному кораблю и акустический неконтактный взрыватель пассивного типа. Двухторпедный залп МГТ-1 с параллельным ходом обеспечивал надежное поражение атакующего ПЛ корабля на дистанциях стрельбы до 20 каб. Этой торпедой вооружались ПЛ проектов 675, 658, 658М, 659 и 651, имеющие та калибра 40 см.
В разработке так е находились торпеды МГТ-2 и МГТ-3 того же калибра.
В начале серийного производства МГТ-1 комплектовалась серебряно-цинковой батареей ТС-4, которая в дальнейшем была заменена одноразовой батареей МЗ-2. Это позволило довести срок пребывания торпеды на ПЛ до 12 месяцев и упростить ее эксплуатацию за счет исключения подзарядки батареи и вентилирования аккумуляторного отделения торпеды.
В ходе боевой подготовки и эксплуатации торпед МГТ-1 выяснилось, что ее скорость, дальность хода и вес ВВ недостаточны для борьбы с современными противолодочными кораблями. Для более эффективной самообороны подводных лодок от надводных кораблей в 1961 году на вооружение принимается самонаводящаяся 533-мм торпеда САЭТ-60, при разработке имела индекс ДЭСТ. Она была разработана в СКБ завода «Двигатель» (гл. конструктором П.В.Матвеев, заместители по ССН — Б.Н.Старовойтов, Г.М.Сорока). Торпе¬да имела два режима скорости: 42 и 35 узлов. Скоростной режим движения торпеды до 42 узлов применялся для сближения с целью, второй режим — для самонаведения торпеды на цель.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние Прошла испытания в 1960 г. На вооружении с 1961 г.
Тип противокорабельная электрическая
Разработчик НИИ-400
Гл.конструктор Л.Н.Акатов
Kалибр, мм 400
Длина, мм 4500
Вес торпеды, кг 510
Вес заряда, кг 80 (ВВ – 60)
Дальность хода, м 6000
Скорость хода, уз 28-30
Тип двигателя электрический
Аккумуляторы Серебрянно-цинковые
Система управления Система самонаведения
Тип взрывателя Неконтактный
Глубина хода, м 2-10
Глубина пуска, м 20-200

Источники:
1. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
2. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008
3. Сычёв В. А. Корабельное оружие Москва ДОСААФ СССР 1984
4. А. В. Платонов «Энциклопедия советских подводных лодок. 1941—1945.»
5. http://deepstorm.ru/
6. http://rusunderwater.ru/
7. http://militaryrussia.ru/blog/topic-466.html
8. Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
9. Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003
10. https://topwar.ru
11. http://militaryrussia.ru

КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap