533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-65К. 533 MM ANTI-SHIP TORPEDO 53-65K


533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-65К
533 MM ANTI-SHIP TORPEDO 53-65K

30.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: 533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КИСЛОРОДНАЯ ТОРПЕДА 53-65К НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018

Во время работы Международного военно-технического форума «Армия – 2018» можно было посетить Объединенный сектор Воздушно-космических сил, который является частью парта «Патриот». Здесь в секторе ВМФ были представлены образцы 533-мм противокорабельной кислородной торпеды 53-65К.
В 1969 году принята на вооружение однорежимная самонаводящаяся торпеда 53-65К для поражения надводных кораблей. Создана на заводе № 171 МСП, Главный конструктор Д.С. Гинзбург. Имеет акустическую активную систему самонаведения по кильватерному следу корабля-цели. Снабжена неконтактным активным электромагнитным взрывателем. Отличалась простотой конструкции.
Торпеда 53-65К с кислородным тепловым двигателем (не путать с тепловой перекисно-водородной торпедой, которая после «Курска» была снята с вооружения) является самым массовым серийным образцом среди отечественного торпедного оружия. Причина — простота конструкции и низкая стоимость (на порядок меньше электрических торпед). Массово использовалась в ВМФ СССР.
53-65К считается самой надежной на флоте, может нести ядерный боезапас. наличие в торпеде прибора курса. обеспечивающего установку угла поворота торпеды в любой точке траектории, позволяло применять ее при любых курсовых углах цеди от 0 до 180°.
Несмотря на явно устаревшие характеристики потребность флота в кислородной торпеде сохранится до 2026 года и составит около 400 изделий.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Калибр, мм 533
Длина, мм 7945
Вес торпеды, кг 2070
Вес заряда. кг 307,6
Дальность хода, м 19000
Скорость хода, уз 45

ВТС «БАСТИОН», 30.06.2020

533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КИСЛОРОДНАЯ ТОРПЕДА 53-65К НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2018


533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-65К


Вариант торпеды 53-65К с кислородным тепловым двигателем с использованием серийных компонентов и решений от торпед 53-56, 53-57, 53-58, 53-56ВА и 53-61 разработан в инициативном порядке КБ Машиностроительного завода им.С.М.Кирова (завод №171, г.Алма-Ата).
В 1969 году принята на вооружение созданная на заводе №171 МСП однорежимная самонаводящаяся торпеда 53-65К (изделие 243) для поражения надводных кораблей (главный конструктор — Д.С.Гинзбург). Эта торпеда имела скорость 45 узлов и дальность хода 19 км Система самонаведения в торпеде — акустическая, активная,по кильватерному следу корабля-цели. Торпеда была снабжена неконтактным активным электромагнитным взрывателем. Изготовитель торпеды завод «Двигатель».
Торпеда 53-65К является тепловой самонаводящейся торпедой, предназначенной для поражения надводных кораблей с подводках и надводных кораблей.
При проектировании торпеды использованы узлы и компоненты серийных торпед:
— кислородный тракт и гидростатический аппарат от торпеды 53-56;
— турбина и кормовое отделение от перекисной торпеды 53-57;
— боевое зарядное отделение с аппаратурой самонаведения и неконтактным взрывателем от перекисной торпеды 53-61;
— практическое зарядное отделение от торпеды 53-61;
Система управления и наведение — на всех модификациях торпеды 53-65 — активная акустическая система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа. Главный конструктор Е.Б.Парфенов — удостоен Государственной премии СССР за создание торпеды, ведущий конструктор — Кабин Ю.П. Телеуправление не применяется. Взрыватель неконтактный электромагнитный, ведущий конструктор — Скоробогатов А.Т. Главный конструктор приборов управления — В.А.Пархоменко.
Торпеды 53-65К при проектировании и в ходе модернизации предполагалось оснастить оптической ССН С-380 с наведением по кильватерному следу с высокой степенью защиты от средств акустического противодействия противника. ССН С-380 якобы была принята на вооружение Приказом МО СССР №205 от 20 июля 1964 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной.
Глубина хода торпеду управлялась гидростатическим аппаратом и зависела от противодействия силы сжатия пружины аппарата с одной стороны и давления воды с другой. Один оборот ключа в установочной головке при сжатии пружины соответствует 0,33 м заглубления. Выход на заданную глубину хода-ступенчатый, при выходе из ТА надводного корабля торпеда далает «мешок» (заглубляется), горизонтальные рули стоят на стопоре, в положении «на погружение».
Торпеда оснащена гидроакустической системой самонаведения активного типа, реагирующей на -кильватерный след маневрирующей цели независимо от уровня ее ходовых шумов.
Тепловая энергосиловая установка, в которой в качестве компонентов топлива применены керосин, кислород и забортная вода, обеспечивает бесследность движения с постоянной скоростью и дальностью хода.
Двигатель 53-65К — тепловой кислородный турбинный двигатель 2ТФ разработки НИИ «Мортеплотехника»; двигатель управляется автоматом выключения, отключающим пропульсивную установку при скорости вращения лопастей турбины более 8 000 об/мин.
Компоненты топлива — керосин, морская вода, кислород
Мощность двигателя — 550 кВт.
Система управления по курсу, глубине и крену обеспечивает маневрирование торпеды В горизонтальной плоскости. вывод ее а зону срабатывания электромагнитного взывания, .либо прямое попадание в цель, при котором подрыв заряда производится контактными взрывателями. Торпеда надежна в действии и обеспечивает безопасность длительного хранения В торпедных аппаратах и на стеллажах носителя, а также в условиях арсеналов. Хранение и транспортировка торпеды производится в герметичных контейнерах, заполненных азотом. Время приготовления торпеды для подачи на носитель расчетом из 5 человек составляет 12 часов. Срок службы торпеды при хранении на носителе составляет 12 месяцев. Для обеспечения боевой подготовки личного состава флота торпеда имеет практический вариант исполнения, который позволяет про¬изводить учебную стрельбу, получать необходимую информацию об эффективности ее действия к производить повторные стрельбы после переподготовки.
Преимуществом кислородной энергетики является возможность получения кислорода непосредственно из воздуха Не требуется создания больших запасов и специальных хранилищ большой емкости Торпеда 53-65К по эффектив¬ной дистанции стрельбы находилась на уровне торпеды 53-65М, но превосходила ее по эксплу-атационным качествам Наличие в торпеде прибора курса, обеспечивающего установку угла поворота торпеды в любой точке траектории, позволяет применять ее при курсовых углах цели oò 0 до 180°.
Тепловые противокорабельные торпеды 53-57, 53-58, 53-61 М, 53-65М и 53-65К могли применяться со всех дизельных и атомных ПЛ первого и второго поколений, а торпеда 53-65К — с надводных кораблей, имеющих та калибра 533 мм и шпиндельный ввод данных.
Опытная торпеда отстреляна на оз.Иссык-Куль и на Черном море.
Первая серийная партия в 100 торпед 53-65К произведена заводом в 1970 г. и отправлена на флот. В 1970-1971 г.г. при эксплуатации торпед во Владивостоке из-за конструктивной недоработки произошел взрыв торпеды с жертвами. Недостатки были исправлены и в 1972 г. серийное производство возобновлено. Торпеда отличалась простотой конструкции и низкой стоимостью при приемлемых ТТХ и массово использовалась в ВМФ СССР.
Торпеда 53-65К модернизации 2011 года состоит на вооружении ВМФ РФ.
Поставлялась в ряд зарубежных государств (Индия, Куба, Болгария и др.) в варианте 53-65КЭ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Характеристики 53-65К (изд. 243, 53-65КЭ)
Состояние На вооружении с 1969 г.
Разработчик З-д им. С.М.Кирова
Гл.конструктор Д.С.Гинзбург
Завод-изготовитель «Двигатель», им. С.М.Кирова
Kалибр, мм 533,4
Длина, мм 7800-7945
Вес торпеды, кг 2070-2200
Вес заряда, кг 300-307,4
Дальность хода, м 18000-20000
Скорость хода, уз 45
Тип двигателя Турбинный 2ТФ
разработчик НИИ «Мортеплотехника»
Рабочее вещество Керосин + кислород + забортная вода
Мощность, л.с. 550 кВт
Система управления Активное акустическое самонаведение по килеварерному следу
Дальность действия, м 185
Тип взрывателя Неконтактный и контактный
Прототип 53-65
Носители ПЛ, НК
Глубина хода, м 2-12 (4-14)
Глубина пуска, м 100-200

Источники:
1. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
2. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
3. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008
4. Бухалов Ю., Тихонов Г., Шехин В. Пример необоснованной критики. // Военно-промышленный курьер. №45 / 2010 г.
5. http://militaryrussia.ru

533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КИСЛОРОДНАЯ ТОРПЕДА 53-65К НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018
533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-65КЭ
533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-65
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»
533-ММ ТОРПЕДЫ
МИННО-ТОРПЕДНОЕ, ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap