533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-65. 533 MM ANTI-SHIP TORPEDO 53-65


533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-65

533 MM ANTI-SHIP TORPEDO 53-65

Дальнейшим развитием противокорабельных тепловых торпед в 1960-х годах ХХ века явилась принятая на вооружение в 1965 году газотурбинная перекисно-водородная торпеда 53-65.
Самой скоростной в мире противокорабельной торпедой стала разработанная филиалом НИИ-400 газотурбинная перекисно-водородная самонаводящаяся торпеда 53-65 (гл. конструктор Д.А.Кокряков) с акустической активной системой самонаведения по кильватерному следу. При разработке она имела шифр «ССТ», на торпеде установили более мощную в сравнении с торпедой 53-61 газовую турбину и две камеры сгорания, обеспечивающие торпеде скорость хода 68,5 узлов при дальности хода 12 км и скорость хода 44 узла при дальности хода 22 км.
Торпеда имеет длину 7945 мм и массу 2070 кг. Масса взрывчатого вещества составляет 307,6 кг. Кислородная энергосиловая установка позволяет торпеде достигать скорости до 45 уз. Дальность хода 19000 м. Глубина хода находится в пределах от 4 до 12 м. Система наведения имеет два режима. В первом режиме включается система наведения по кильватерному следу, а во втором — акустическая система самонаведения.
Двигатель – двухрежимный перекисный турбинный двигатель 2ДТ, мощность двигателя — 1070 кВт/2000 л.с. Энергоноситель – керосин, перекись водорода, воздух.
Торпеда имела акустическую активную ССН с вертикальным лоцированием по кильватерному следу корабля-цели и электромагнитный неконтактный взрыватель.
В 1969 году проведена модернизация в целях по¬вышения эксплуатационной надежности энергосиловой установки. Торпеда получила шифр 53-65М. Принятие на вооружение торпеды 53-65М увеличило эффективные дистанции стрельбы торпедами с ПЛ на 10-15 каб в сравнении с торпедой 53-61М.
В 1969 году принята на вооружение, созданная на заводе №171 (гл. конструктор Д.С.Гинзбург), однорежимная самонаводящаяся «кислородная» торпеда 53-65К для поражения надводных кораблей. Тепловая энергосиловая установка, в которой в качестве компонентов топлива применены керосин, кислород и забортная вода, обес¬печивает бесследность движения с постоянной скоростью 45 узлов и дальностью хода до 19 км.
Специально для АПЛ проекта 705 на базе торпеды 53-65 НИИ-400 приступил к разработке новой самоноводящейся торпеды ССТ-2 (гл. конструктор К.К.Орлов). Сложность модернизации заключалась в том, что в габаритах и при сохранении тактико-технических характеристик торпеды 53-65 в ней необходимо было разместить громоздкую конструкцию контактного разъема ввода данных с центрального поста лодки. Разъем мог быть размещен в торпеде только за счет укорочения топливных резервуаров, что автоматически снижало дистанцию хода торпеды.
Задача разрешилась только после принятия схемы поршневого вытеснения маловодной перекиси водорода на основе разборного поршня конструкции Калинина Ю.Н. Серийную конструкцию поршневого резервуара с системой фильтровой дегазации разработал Барабаш В.Т., а ее работоспособность в морских условиях отработал Филиппов В.Е.
Одновременно, по предложению В.В. Бондарева, ОКБ завода им. СМ. Ки¬рова разработало практическое отделение с надувной, эластичной емкостью вместо раздвижного, что позволило отказаться и от практического резервуара окислителя уменьшенного объема.
В таком виде торпеда ССТ-2 было принята на вооружение флота под шифром 53-65А.

Модификации:
53-65М (изделие 266) – 1969 г., модернизированная, повышенной эксплуатационной надежности энергосиловой установки.
53-65К (изделие 243) – 1969 г., КБ завода им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата), кислородная, дальность хода – 19 км, скорость – 45 уз., масса – 2070 кг., срок хранения в торпедном аппарате носителя – 12 месяцев.
53-65КЭ – экспортная.
53-65А (ССТ-2, изделие 234) – 1973 г., модернизированная торпеда 53-65М с автоматизированным вводом стрельбовых данных, для АПЛ пр. 705.
— вариант модернизации, нач. 2000-х гг., дальность хода – 25 км, скорость – 39 узлов.
— с режимом глубинной бомбы (проект «Омуль»).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Характеристики 53-65 (53-65М)
Состояние На вооружении с 1968 г. (1969 г.)
Разработчик НИИ-400 (НИИ «Мортеплотехника»)
Гл.конструктор Д.А.Кокряков
Завод-изготовитель З-д им. С.М.Кирова
Kалибр, мм 533,4 (534)
Длина, мм 7800 (8000)
Вес торпеды, кг (2200)
Вес заряда, кг 305-400 (300)
Дальность хода, м 22000/12000 (24000/14000/12000)
Скорость хода, уз 44/70 (40/55/70)
Тип двигателя Двухрежимный турбинный 2ДТ (5ДТ-3)
разработчик НИИ «Мортеплотехника»
Рабочее вещество Керосин + Перекись водорода
Мощность, л.с. 1070 кВт (1350 кВт)
Система управления Активное акустическое самонаведение по кильватерному следу
Дальность действия, м 185
Тип взрывателя Неконтактный электромагнитный
Прототип 53-61
Носители ПЛ
Глубина хода, м 4-14
Глубина пуска, м 100

Источники:
1. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
2. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
3. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008
4. http://flot.sevastopol.info/arms/torped/
5. http://www.russianarms.ru

533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-65КЭ
533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-65К
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»
533-ММ ТОРПЕДЫ
МИННО-ТОРПЕДНОЕ, ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap