ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




533-ММ ТОРПЕДА 53-58 (Т-5) СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАРЯДОМ. 533-MM TORPEDO 53-58 (T-5) WITH THE SPECIAL CHARGE



533-ММ ТОРПЕДА 53-58 (Т-5) СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАРЯДОМ

533-MM TORPEDO 53-58 (T-5) WITH THE SPECIAL CHARGE

В 1952 году появилось предложение о строительстве сверхтяжелой торпеды Т-15 калибром 1550 мм, способной нести боевую часть массой до 4 т с специальным зарядом большой мощности. Общая длина такого изделия составляла 24 м, масса – 40 т.
Параллельно с работами над крупнокалиберной торпедой Т-15 специально под атомный заряд проектировалась и 533-мм парогазовая торпеда Т-5 (изделие 233). Осенью 1953 года стартовала разработка новой ядерной торпеды, по своим размерам не отличающейся от серийных изделий.
Головным разработчиком, отвечавшим за создание самой торпеды и общую координацию работ, стал НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»), главным конструктором назначили А.М. Борушко. Задача создания специального боевого оснащения была возложена на сотрудников КБ-11 министерства среднего машиностроения во главе с Ю.Б. Харитоном.
В конце 1953 года 6-й отдел ВМФ выдал промышленности (через 6-е Управление МО) тактико-техническое задание (ТТЗ) на атомное боевое зарядное отделение (БЗО) корабельной торпеды калибра 533 мм с повышенной дальностью хода.
После этого в разработке оказались две торпеды: „большая“ — калибра 1550 мм и „малая“ — калибра 533 мм, соответственно с термоядерным и атомным зарядами. Первая — по инициативе Минсредмаша, вторая — флота.
Скорость торпеды Т-5 составляла 40 узлов, а дальность хода- 10 км. Ядерный заряд (спецбоеприпас) РДС-9 был создан в КБ-11 Минсредмаша под руководством академика Ю.Б.Харитона, автоматику разрабатывало КБ-25. Его газодинамическая особенность состояла в том, что впервые применялась схема с уменьшенным числом точек инициирования. Теоретическую часть и конструкцию заряда разрабатывали Е.И. Забабахин, М.Н. Нечаев, В.Ф. Гречишников, В.К. Боболев, А.Д. Захаренков, Н.А. Казаченко, В.К. Чернышёв, Л.М. Тимонин.
Для упрощения проектирования и последующего производства было решено строить торпеду Т-5 на основе существующего изделия 53-57. Последнее имело достаточные характеристики, и потому вполне могло стать носителем ядерного заряда.
В торпеде Т-5 узлы ЯБП размещались в корпусе головного отсека торпеды, образуя боевое зарядное отделение (БЗО). При разработке ЯБП для Т-5 и последующих типов торпед были решены проблемы, связанные с работой системы автоматики на траектории движения торпеды, специфическими температурно-влажностными условиями длительной эксплуатации оружия на ПЛ и НК, отработаны алгоритмы функционирования ЯБП при выстреле из подводного положения и из торпедных аппаратов с борта НК.
Ядерная торпеда оснащалась инерциальной системой управления, основывавшейся на существующих агрегатах. При помощи нескольких гироскопов автоматика могла отслеживать положение торпеды в пространстве и выдавать команды на рули. Это позволяло выдерживать заранее заданный курс, однако возможность выполнения маневров и наведения на цель отсутствовали. Ввод данных для стрельбы осуществлялся механически – через систему шпинделей, выведенных на внешнюю поверхность корпуса.

В связи с применением специального боевого оснащения торпеда Т-5 оказалась немного крупнее и тяжелее базового оружия. При стандартном калибре 533 мм она имела длину 7,92 м и весила 2,2 т. Торпеда могла выдерживать глубину в пределах от 12 до 35 м и двигаться со скоростью до 40 узлов. Дальность хода на такой скорости достигала 10 км. По своим габаритам торпеда Т-5 не отличалась от существующего серийного оружия, и потому могла использоваться различными подлодками, оснащенными требуемой аппаратурой управления.
Торпеда Т-5 имеет стандартную сигарообразную форму разделённую на 5 основных отсеков:
1. Головная часть;
2. Боевое зарядное отделение;
3. Резервуарное отделение;
4. Кормовая часть;
5. Хвостовая часть.
В головной части размещались неконтактный взрыватель и запальные приспособления.
В боевом зарядном отделении находился ядерный боевой заряд.
В резервуарном отделении располагались кислород, пресная вода и керосин.
В кормовой части имелись силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды.
В хвостовой части монтировались два гребных винта и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.
Необходимость испытаний этой торпеды стимулировало создание ядерного полигона на острове Новая Земля. В 1955 году на этапе государственных испытаний торпеды Т-5 с ЯБП там был успешно проведен первый подводный ядерный взрыв. Разработка заряда затянулась. При испытании РДС-9 на Семипалатинском полигоне взрыва не произошло и потребовалась доработка. Были расхождения между требованиями ВМФ и промышленности к температурному режиму эксплуатации торпеды Т-5. Конструкторы настаивали на хранении Т-5 в торпедном аппарате при температуре в пределах от +5° до +25°С, в противном случае не гарантируя безотказность изделия Моряки заявляли, что на Северном флоте температура воды почти всегда около нуля. Та на кораблях не имели обогрева и обеспечить его на ПЛ практически невозможно, так как передняя часть аппаратов выходит за пределы прочною корпуса. В конце концов. после доработки температурный диапазон был расширен.
При проведении ходовых испытаний на Ладожском озере в инертном снаряжении в 4 выстрелах из 15 при прохождении примерно половины пути торпеда делала «мешок», преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что равноценно выдаче команды на подрыв. Так же проблемой было обеспечить температурный режим специальной боевой части — от +5 до +25 град.С.
Совет Министров СССР постановлением от 13 апреля 1955 года принял предложение Министерства обороны и Министерства среднего машиностроения о проведении испытаний двух изделий Т–5 на Морском Научно-испытательном полигоне (Новая Земля) в сентябре-октябре 1955 года в стационарном положении на глубинах 10–15 и 30–40 метров. Общую программу испытаний предлагалось утвердить новому министру среднего машиностроения А.П. Завенягину и Главнокомандующему ВМФ Н.Г. Кузнецову. Ответственность за подготовку изделия Т–5 к испытаниям возлагалась на заместителя министра среднего машиностроения Б.Л. Ванникова и Министра судостроительной промышленности И.И. Носенко.
Сами испытания должны были проводиться под руководством Главкома ВМФ. У Н.Г. Кузнецова в мае случился инфаркт, и испытаниями руководил исполняющий его обязанности адмирал С.Г. Горшков. Комиссию возглавлял начальник 5-го Главного управления Минсредмаша Н.И. Павлов. Его первыми заместителями были П.Ф. Фомин и академик Н.Н. Семёнов. В постановлении правительства первым заместителем председателя также указан Н.Л. Духов, но он в испытаниях не участвовал.
Перед полигоном стояла задача по определению мощности подводного взрыва, когда огненный шар не виден, а на параметры ударной волны сильное влияние оказывают отражённые от свободной поверхности воды и дна волны. При подготовке к испытаниям полигон запросил ожидаемую мощность взрыва, и разработчики заряда сообщили: от 1,3 до 11,0 килотонн. Такой разброс говорил о неустойчивой работе и модернизированного заряда РДС. Кроме того, полигон должен был определить и „коэффициент полезного действия“.
В состав атомного боеприпаса торпеды, кроме заряда, входят автоматика и корпус. Создание автоматики СБЗО торпеды Т–5 поручили вновь организованному Московскому филиалу № 1 КБ–11 (позже КБ–25, ныне ВНИИА). Морскую тематику в этом бюро тогда вели Виктор Андреевич Зуевский, Константин Ефимович Бовыкин, Евгений Васильевич Ефанов, Дмитрий Петрович Сухотин, Константин Антонович Бортновский, Евгений Алексеевич Сафронов, Василий Михайлович Курочкин. Эта научно-конструкторская организация отвечала и за всю боевую часть в целом. Автоматика боевой части была связана (электрически) с системой управления движением торпеды.
В Военно-Морском Флоте координацию всех работ по созданию ядерных боеприпасов к торпедному оружию осуществлял Б.А. Сергиенко.

Первый атомный взрыв 533-мм торпеды был проведен 21 сентября 1955 года на Новой Земле. При испытании торпеда с ядерным зарядом в БЗО была опущена со спе-циально оборудованного тральщика пр.253-Л на глубину 12 метров и подорвана. В честь этого события в 1999 году приказом ГК ВМФ № 123 от 27 марта учрежден праз¬дник — День специалиста ядерного оружия ВМФ.
Так как не было надежной методики определения мощности ядерного взрыва при подводном испытании, когда огненный шар не виден, величина тротилового эквивалента носила оценочный характер. Для оперативных расчетов взяли условную величину — 3 кТ.
Ходовые испытания торпеды Т-5 в инертном исполнении первоначально прошли на заводском полигоне в объеме 15 выстрелов, из них 11 успешно.
Дальнейшие испытания проводились на губе Черной на Новой Земле После 8 выстрелов без спецзаряда 10 октября 1957 года на Новоземельском полигоне с ПЛ С-144 (командир Г.В.Лазарев) проекта 613 был произведен боевой пуск торпеды Т-5 с ядерным зарядом. Для определения эффективности оружия были выставлены корабли-цели. Торпеда прошла 10 км и отклонилась от расчетной точки на 130 м, атомный взрыв произошел на глубине 35 метров. В результате подрыва торпеды подводные лодки С-34 (крейсерское положение, 250 м от эпицентра) и С-20 (позиционное положение, 310 м от эпицентра) — затонули, а ПЛ С-19 в позиционном положении осталась на плаву, но в полностью небоеспособном состоянии.
В 1958 году торпеду Т-5 приняли на вооружение ВМФ под индексом 53-58. Серийный выпуск такого оружия был поручен заводу им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата). Производство торпед продолжалось в течение нескольких лет, однако велось лишь небольшими партиями. Специальные боеприпасы отправлялись в арсеналы Тихоокеанского и Северного флотов.

Первый ядерный боеприпас для торпедного оружия в СССР был создан на два года раньше чем в США. В июне 1960 года на ТОФе провели их контрольные испытания и на первой партии их выпуск закончился. Причин было несколько. Сжатые сроки разработки сказались на надежности торпед. Да и ходовые качества ее оставляли желать лучшего.
Ещё до принятия торпеды Т-5 на вооружение в Шестом и Минно-торпедном управлениях ВМФ родилась идея создания автономного специального боевого зарядного отделения (АСБЗО), не связанного электрически с торпедой и пригодного для стыковки с большинством торпед 533-мм калибра. Совет Министров СССР одобрил эти предложения и своим постановлением № 161–86 от 13 февраля 1957 года поручил Министерствам среднего машиностроения и судостроительной промышленности разработку АСБЗО.
В тактико-техническом задании на АСБЗО, которое готовило 6 Управление ВМФ, была указана мощность 10 килотонн. Уже 16 ноября 1957года Главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков обратился к министру среднего машиностроения Е.П. Славскому по поводу мощности АСБЗО: „В связи с положительным результатом предварительных проработок в КБ прошу повысить мощность“. Такой быстрый результат получили благодаря параллельной разработке нескольких модификаций заряда.
Среди разработчиков зарядов к этому времени произошли изменения — создали второй ядерный центр. Основателем и его научным руководителем был К.И. Щёлкин. Торпедная тематика, точнее ядерные заряды для торпед, перешли в новый институт. Наибольшее распространение в торпедном оружии получили заряды, разработанные главным конструктором членом-корреспондентом РАН Борисом Васильевичем Литвиновым (ныне академик РАН).
Заряд для АСБЗО продолжали совершенствовать. Зачётные испытания АСБЗО в варианте ТБ (без ядерных взрывов) провели торпедными стрельбами в ноябре 1959 — январе 1960 года с положительными результатами. Автоматика АСБЗО, созданная в Минсредмаше и Минсудпроме, работала безотказно.
Универсальный ядерный боеприпас для торпедного оружия приняли на вооружение и сразу же запустили в серийное производство. В октябре 1960 года на заводе-изготовителе провели контрольную сборку первых пяти АСБЗО. Кроме того, в конце года организовали контрольные испытания АСБЗО от первой серии. Они проходили на Северном флоте со стрельбой с подводной лодки. Только после этого АСБЗО стали поступать на флоты, где хранились в частично собранном виде в подземных сооружениях. Создание АСБЗО было отмечено Ленинской премией. Её получили К.Е. Бовыкин, А.В. Косов и Э.В. Казлонский.
В 1961 году высшее руководство страны приняло решение провести боевые стрельбы некоторых образцов ядерного оружия армии и флота с целью проверки боеготовности его и демонстрации силы. В число проверяемых образцов вооружений включили торпеды с АСБЗО.
Для испытаний в боевых стрельбах готовились АСБЗО двух мощностей, носителем планировалась перекисно-водородная торпеда, которая имела большую дальность хода. Главный конструктор торпеды — Д.А. Кокряков.
Торпеды готовились личным составом 216-го арсенала, а боевые части к ним — одной из ядерных баз Северного флота. Начальником расчёта, снаряжавшего электродетонаторами ядерные заряды АСБЗО, был капитан-лейтенант В.Н. Шибанов.
Учение Военно-морского флота проводилось под кодовым наименованием „Коралл“. Руководителем был назначен заместитель Главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению адмирал Н.В. Исаченков. Участвовали в учениях и начальники Минно-торпедного управления — вице-адмирал Б.Д. Костыгов и 6-го Управления — вице-адмирал П.Ф. Фомин.
Непосредственно стрельба торпедой с боевым АСБЗО возлагалась на 4-ую эскадру СФ (командир эскадры контр-адмирал Н.И. Ямщиков). Научными руководителями исследований явлений ядерного взрыва в водной среде от ВМФ были доктора технических наук контр-адмирал Ю.С. Яковлев и капитан 3 ранга Б.В. Замышляев.
Боевые стрельбы АСБЗО прошли на Новой Земле в ходе учения «Коралл» в октябре 1961 года. Стрельба велась с ПЛ пр.641 (командир Н.А.Шумнов) с расстояния 12,5 км 23 октября АСБЗО взорвалась на глубине 25 метров, а 21 октября — на поверхности воды.
Министр обороны маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский впервые дал разрешение на выдачу на корабли пяти торпед с АСБЗО только в конце 1962 года, после успешного проведения учений ВМФ под условными наименованиями „Радуга“ и „Коралл“. Выдачу ЯБП на корабли подстегнул Карибский кризис.
На Северном флоте по одной торпеде погрузили на дежурные подводные лодки: атомную проекта 627а и дизельную проекта 641. На Тихоокеанском флоте аналогичная выдача состоялась на две лодки проекта 613 и одну проекта 641. Торпеды с АСБЗО находились в носовых нижних торпедных аппаратах. Все эти лодки немедленно приступили к боевому дежурству.
С флотов неоднократно поступали предложения хранить торпеды с ядерными БЗО не в аппаратах, а на стеллажах в первых отсеках подлодок, чтобы иметь полноценный залп торпед с обычными БЗО.
Первые типы торпед с ЯБП размещались на подводных лодках (ПЛ), а в дальнейшем — на ПЛ и надводных кораблях (НК). Позже спецзаряды получили широкое распространение. Обычно на лодке имелось по два спецзаряда в боевых отделениях торпед.
Торпеда 53-58 стояла на вооружении ВМФ до 1980 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Характеристики 53-58 (Т-5)
Состояние Испытания в 1954-55 гг. На вооружении с 1958 г. по 1961 г.
Разработчик НИИ-400 и з-д №175
Гл. конструктор В.А.Калитаев, Г.И.Портнов
Kалибр, мм 533,4
Дальность хода, м 10000
Длина, мм 7600 — 7920
Вес торпеды, кг 2000 -2200
Вес заряда, кг Ядерная РДС-9
Мощность заряда, кТ 3
Разработчик БЧ КБ-11 и КБ-25
Система управления инерциальная
Тип двигателя парогазовый поршневой
Рабочее вещество керосин + спиртоводная смесь
Мощность, л.с. 460
Скорость хода, уз 40
Глубина хода, м 12 — 35
Носители Подводные лодки
Прототип 53-57

Источники:
1. Карпенко Александр «Недолгая судьба ядерной суперторпеды». № 42 (459) за 24 октября 2012 года
2. Е. А. Шитиков «Атомная бомба в торпедном аппарате». „Институт стратегической стабильности“
3. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
4. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
5. https://topwar.ru
6. http://militaryrussia.ru
7. https://ru.wikipedia.org

533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА САЭТ-60
1550-ММ ТОРПЕДА Т-15 СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАРЯДОМ
533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-57
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 659Т
ОПЫТНАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 645
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 627 (627А)
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap