ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-57. 533 MM ANTI-SHIP TORPEDO 53-57



533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА 53-57

533 MM ANTI-SHIP TORPEDO 53-57

Прямоидущая дальноходная бесследная торпеда 53-57 предназначалась для поражения надводных кораблей и судов, а также разрушения расположенных у уреза воды береговых сооружений.
Широкое распространение получила тепловая энергетика с применением сильных окислителей — кислорода, перекиси водорода. Это позволило увеличить более чем в 1,5 раза скорость торпед с одновременным увеличением дальности хода.
В 1949 году в НИИ-400 была начата разработка новой дальноходной бесследной торпеды ДБТ, В качестве окислителя керосина была принята концентрированная (85%) перекись водорода. Охладителем стала забортная вода вместо ранее возимой в торпеде пресной воды Главный двигатель имел одновенечную турбину активного типа. Исключение из торпеды тяжелого воздушною резервуара большого объема и применение высокоэнергоемких компонентов обеспечили торпеде увеличение скорости до 45 узлов.
Торпеда имеет стандартную сигарообразную форму разделённую на 4 основных отсека:
1. Боевое зарядное отделение;
2. Отделение энергокомплекта;
3. Кормовая часть;
4. Хвостовая часть.
В боевом зарядном отделении находятся неконтактный взрыватель, запальные приспособления и взрывчатое вещество.
В отделении энергокомплекта помещаются резервуары с перекисью водорода из сплава АМг со специальным покрытием и сжатым воздухом, отсек с морской водой и керосином.
В кормовой части имеются силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды.
В хвостовой части расположены два гребных винта и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.
Перед выстрелом торпеды торпедист вводит стрельбовые данные в торпеду механическим (шпиндельным) способом. После выхода торпеды из торпедного аппарата и запуска реактивного двигателя она устремлялась к цели. Во время движения торпеда благодаря высокооборотному турбинному двигателю не оставляла видимого следа и выводилась на цель с помощью инерциальной системы управления. Как только торпеда входила в зону действия неконтактного взрывателя, происходило замыкание цепи запала и воспламенение взрывчатого вещества, вызывая взрыв заряда БЧ на расстоянии 4-5 метров от днища поражаемой цели.
В 1954 году опытная партия торпед ДБТ в количестве 10 единиц была изготовлена. Тормозная отработка торпед опытной партии была закончена только в апреле 1955 года. Задержка произошла из-за возникшей необходимости устранить причины вибрации невозвратных клапанов, а также автоколебаний регулятора расхода воды, что снижало выходную мощность двигателя. Затем, до октября, занимались пристрелкой опытной партии. И тут обнаружилось новое явление, на изучение и устранение влияния которого потребовался целый квартал.
Так, при стрельбе на полную дальность, после прохождения примерно одной трети дистанции, у торпеды появлялся пульсирующий крен (немецкие специалисты тоже отмечали это). Она все больше раскачивалась, не выдерживала глубину, рыскала по курсу, а затем теряла управляемость. Сложность решения этой проблемы усугублялась тем, что данное явление отмечалось не на всех торпедах партии (на стенде же при проверке приборов управления оно вообще не проявлялось). Поэтому сначала предположили, что причиной раскачки является колебание в резервуарах зеркала жидкости энергокомпонентов по мере их расходования. Предположение не подтвердилось, а раскачку устранили, заменив прибор маневрирования, разработанный на основе трофейных документов, аналогичным серийным отечественным прибором. Правда, дальнейшие исследования показали, что такая раскачка вызывалась наклоном оси гироскопа из-за возраставшей, по мере прохождения дистанции, вибрации корпуса торпеды в месте установки прибора, к которой наше устройство было менее чувствительно.
После устранения этого дефекта испытания проходили успешно, в том числе и с подводных лодок, так как торпеда предназначалась для них (ПЛ пр. 613, 633 и 641).

Однако ВМФ предложил провести стрельбы и из надводных торпедных аппаратов. Первые выстрелы с торпедных катеров пр. 123-К и 183 проводились на полной их скорости с установками рулей, аналогичными установкам на серийных отечественных парогазовых торпедах. Тем самым хотели подобрать время замедления запуска двигателя, при котором его работа начиналась бы заведомо после приводнения. Это было вызвано опасением, что при запуске двигателя на воздушном участке траектории, турбина может пойти вразнос.
Результаты первых испытаний оказались отрицательными: торпеда уходила в глубокий «мешок» (16—20 м) с большим знакопеременным креном, а затем выскакивала на поверхность, пролетая по воздуху 30—50 м. При этом, как правило, срабатывала система стопорения двигателя от превышения оборотов турбины, хотя разрушения материальной части не происходило. Изменение установок рулей, задержка в раскрытии дополнительных горизонтальных стабилизаторов и введение упругой связи между гидростатом и маятником не привели к положительным результатам. Решение было найдено при анализе одного из незачетных испытаний, когда в результате отказа системы замедления, запуск двигателя произошел на воздушном участке траектории и, торпеда вошла в воду с уже работающим двигателем и вращающимися гребными винтами. В этом случае она быстро выровнялась по глубине и крену, сделав весьма небольшой «мешок». Оказалось, что «сработало» хорошо известное в теории действие силы на гребные винты, работающие при их обтекании водой под значительным углом атаки. Она-то и стабилизировала ход торпеды после приводнения.
После этого на стенде экспериментально определили нормы заправки торпед окислителем и топливом, а также время, необходимое для замедления запуска двигателя, чтобы избежать нежелательного «заброса» его оборотов. Эти эксперименты потребовали быстрого создания самодельных приборов, регистрирующих изменение параметров состояния двигателя в интервале 1—2 с. Сегодня любопытным выглядит тот факт, что при стрельбе из аппарата торпедного катера, идущего со скоростью 40 узлов, наблюдение за запуском двигателя производили сотрудники КБ, привязанные к кнехтам в носовой его части.
После пристрелки торпеды с торпедных катеров и введения поправок на замедление запуска двигателя торпеды, зависевших от высоты борта стреляющего корабля, торпеда ДБТ была пристрелена с ЭМ пр. 30-бис и 56. Эти испытания выявили недостаточную жесткость раздвижных перьев хвостовой части и излишнюю упругость механической передачи управляющих воздействий на рули торпеды, что потребовало некоторых изменений конструкции ее хвостовой части.
Законченные в 1957 году государственные испытания показали: новая парогазовая торпеда полностью соответствует предъявленным тактико-техническим требованиям, обладает хорошей надежностью, высокой точностью хода по направлению как на полную прямую дальность, так и при различных траекториях движения. Это особо подчеркнул председатель приемной комиссии, тогдашний командующий Черноморским флотом.
В декабре 1957 года торпеда ДБТ с турбинным двигателем, окислителем керосина в котором была перекись водорода, разработанная под руководством Д.А.Кокрякова была принята на вооружение под шифром 53-57 (Изделие 585).
В Германии опытная торпеда типа STEIN-BUTT, подобная 53-57, была создана в 1944 г., а в Японии бесследная торпеда типа 93, подобная 53-56, была создана в 1941 г. и эффективно использовалась во время войны.
10 октября 1957 года прошли первые испытания отечественной торпеды с ядерным боевым зарядом с подводной лодки. Наш флот получил существенный аргумент на море в споре за морское владычество перед вероятным противником. Опытный атомный вариант торпеды 53-57, выпущенный с подводной лодки С-144 проекта 613, пройдя 10 километров, взорвался на глубине 35 метров. Результатом взрыва стало потопление двух эсминцев, двух ПЛ и двух тральщиков. Больше в бухте кораблей не было, а то бы и их унесло в морскую пучину. Понимая важность нового оружия, которое может определить результат не отдельного морского боя, а целой операции, уже в 1958 году Военно-морской флот принимает на вооружение торпеду 53-57 с ядерной боевой частью РДС-9 и присваивает ей шифр 53-58.
Появились системы самонаведения, работающие по кильватерному следу цели. В развитие перекисной торпеды 53-57 в 1961 г. была создана противокорабельная торпеда 53-61 (гл. конструктор В.С.Осипов) с первой отечественной гидроакустической активной системой самонаведения (гл. конструктор А.А.Костров).
В 1964 году на вооружено ВМФ была принята оптическая система самонаведения С-380 «Андромеда» (разработчик ГОИ им. Вавилова) для применения в торпедах 53-57М и 53-61.
Система С-380 фиксировала наличие пузырьков воздуха и газа, растворенного в поверхностном слое морской среды, и образующихся после ее возмущения. Дальнейшие исследования показали, что системы такого типа регистрируют и пульсации плотности, т.е. показатель преломления морской воды Было определено два направления в разработке рефрактометрических приборов с использованием теневого метода регистрации гидрооптических неоднородностей: это бортовые корабельные теневые приборы обнаружения наведенных турбулентных образований и слежения за их развитием и автономные бортовые фотоэлектрические теневые приборы, работающие в автоматическом режиме, формирующие сигнал управления автономным носителем.

Характеристики системы С-380 «Андромеда»:

Дальность обнаружения корабля (длина — более 100 м, осадка – более 4 м):
• 10-12 уз – до 600 м,
• 18 уз – 1000-1500 м,
• более 24 уз – до 2000 м.;
Угол обнаружения – от 15 до 165 градусов от курса торпеды

С-380 применялась для стрельбы с подводных лодок и надводных кораблей по надводным кораблям с осадкой менее 4 м. Система самонаведения обеспечивала автоматическое наведение торпеды по кильватерной струе на прямоидущий и маневрирующий корабль при скорости от 12 до 36 узлов и углах встречи торпеды с кильватерной струей в пределах + 15-165 градусов на глубинах хода торпеды от 3 м до осадки цели плюс 4 м.
В 1969 году торпеда 53-61 подверглась модернизации и получила индекс 53-61М. В частности, торпеда получила новую систему самонаведения (гл. конструктор Е.Б.Парфенов), обеспечивающую наведение торпеды на надводный корабль-цель по его кильватерному следу.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние Принята на вооружение Приказом МО №030 в декабре 1957 г.
Разработчик НИИ-400
Гл.конструктор Д.А.Кокряков
Kалибр, мм 533,4
Длина, мм 7600-7688
Вес торпеды, кг 2000
Вес заряда, кг 305
Дальность хода, м 18000
Скорость хода, уз 45
Тип двигателя Одновенечный турбинный 2Т
Рабочее вещество керосин + перекись водорода + вода
Мощность, л.с. 320 кВт
Система управления Акустическое самонаведение
Прототип
Носители ПЛ
Глубина хода, м 2-14

Источники:
1. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
2. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
3. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008
4. Сычёв В. А. Корабельное оружие Москва ДОСААФ СССР 1984
5. Широкорад А. Б. Оружие отечественного флота. 1945—2000. Минск: Харвест; М.: ACT, 2001. С. 295-297.
6. Колядин П. Записки военпреда. Интернет-издание. 2010. С. 4-8.
7. Чечот О. Перекисно-водородные торпеды // Морской сборник. 1996. №11. С. 62-66.
8. Доценко В. История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. М.: Эксмо. 2003. С. 346-349
9. Карпенко А. Судьба ядерной суперторпеды // Военно-промышленный курьер. № 42 (459). 24 октября 2012 года.
10. https://topwar.ru
11. https://ru.wikipedia.org
12. http://www.russianarms.ru
13. http://www.kchf.ru

533-ММ ТОРПЕДА 53-58 (Т-5) СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАРЯДОМ
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap