ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ТАНКЕРОВ, НАЛИВНЫХ СУДОВ, ГАЗОВОЗОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ. DESIGN AND CONSTRUCTION OF TANKERS, GAS CARRIERS AFTER THE WAR


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ТАНКЕРОВ,
НАЛИВНЫХ СУДОВ, ГАЗОВОЗОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
DESIGN AND CONSTRUCTION OF TANKERS,
GAS CARRIERS AFTER THE WAR

Первым послевоенным крупнотоннажным морским судном явился танкер «Генерал Ази Асланов» дедвейтом 10 000 т, законченный постройкой на заводе 112 в Горьком в 1950 г. Танкер был заложен еще до войны, однако построить тогда его не успели. Он относился к серии морских танкеров типа «Ленин», строившихся на этом заводе с 1930 г. специально для Каспийского моря.
Началом отечественного транспортного судостроения в послевоенные годы следует считать проектирование и постройку первых сравнительно крупных морских танкеров проекта 563 типа “Казбек” грузоподъемностью 10 000 т. Этот проект был разработан в ЦКБ-32 под руководством П.И.Халимовича, которого затем сменил Н.Л.Кузьмичев.
В сентябре 1950 г. на заводе 444 в Николаеве был заложен головной танкер «Казбек». В 1952 г. к постройке серии подключились заводы 194 им.А.Марти (в дальнейшем — Адмиралтейский завод) в Ленинграде и 873 в Херсоне. Танкер «Казбек» сдан заказчику в сентябре 1951 г., а танкеры «Херсон» и «Ленинград» — в 1953 г. В течение 1951—1961 гг. было сдано более 60 танкеров этого типа. При постройке этих танкеров применяли сварку и секционно-блочный метод сборки корпусов, ставший затем одним из главных направлений развития технологии постройки судов.
Основные элементы и характеристики этих танкеров: длина наибольшая 145,5 м, между перпендикулярами 138 м; ширина 19,2 м; высота борта 10,4 м; осадка в грузу 8,5 м; водоизмещение 16 250 т; дедвейт 11 800 т; вместимость грузовых танков 14 260 м ; мощность главных двигателей 4000 л. с; скорость 12,8 уз; дальность плавания 10 000 миль; экипаж 44 чел. Одновинтовой однопалубный танкер с баком, средней надстройкой и ютом предназначался для перевозки любых сортов нефтепродуктов. Двадцать четыре грузовых танка образовывались двумя продольными и восемью поперечными переборками. Кубатура грузовых танков обеспечивала перевозку 10 000 т бензина при удельном весе 0,74 т/м3.
Технический проект 566 первого мелкосидящего танкера был разработан ЦКБ-51 в 1953 г. (главный конструктор В. А. Евстифеев), по которому на заводе 342 в Навашино построили головной танкер серии «Олег Кошевой». Танкер имел следующие характеристики: длина наибольшая 123,5 м; ширина 16 м; высота борта 5,5 м; осадка при грузоподъемности 2600/4000 т соответственно 3,2/4 м; скорость хода 10,5 уз; экипаж 44 чел.
Из крупных морских судов, построенных в первое послевоенное десятилетие, следует также отметить танкер «Урал» дедвейтом 8690 т. Этот танкер, относившийся к довоенному типу «Моссовет», был спущен на воду накануне войны на заводе 200 в Николаеве (после войны завод 445). Достройка его в начале 50-х гг. производилась на одесском судоремонтном заводе № 1 по проекту Черноморского филиала ЦКБ «Морсудопроект» (первоначально дизельная установка судна этим проектом была заменена на дизель-электрическую).
В конце 1950-х гг. ЦКБ-32 и ЦКБ-15 выполнили ряд проектно-конструкторских работ по перспективным судам. Были разработаны проекты среднетоннажных танкеров с дизель-редукторной энергетиче¬ской установкой, с газотурбинной установкой и винтом регулируемого шага, танкера с корпусом из алюминиево-магниевых сплавов (пр. 586, главный конструктор Н. Ф. Щукин), крупнотоннажного танкера (пр. 1551, главный конструктор Д. Г. Соколов) и танкера с атомной энергетической установкой (пр. 1544, главный конструк¬тор В. И. Неганов). Эти проекты не пошли в производство.
В 1955 г. ЦКБ-32 приступило к проектированию нового танкера дедвейтом 30 900 т (пр. 573). Главным конструктором танкера первоначально был П. И. Халимович, а затем Н. Ф. Щукин. Танкеры, получавшие имена в честь столиц дружественных государств (головной — «Пекин»), строились на заводе 189 – Балтийский завод с 1959 по 1963 г. Всего было построено семь таких судов. Автоматизированная паротурбинная установка мощностью 19 000 л. с, позволявшая судну развивать скорость до 18,7 уз, была разработана и изготовлена ленинградским Кировским заводом.
Накопленный при проектировании и постройке танкеров типа «Пекин» и «Казбек» опыт позволил проектантам и конструкторам создать первоклассные по тому времени танкеры типа «София» (пр. 1552, главные конструкторы Н. Ф. Щукин и Д. Г. Соколов). Он был разработан на базе проекта танкера типа «Пекин» с использованием его энергетической установки и основного комплектующего оборудования.
Головное судно этой большой серии крупнотоннажных танкеров дедвейтом около 50 000 т построено в 1963 г. на заводе 189 в Ленинграде. Одновременно на заводе 194 был сдан первый серийный танкер «Ханой». Всего на двух заводах было построено 23 танкера этого типа.
Для перевозки малых партий нефтегрузов, особенно в районах Севера и Дальнего Востока, был разработан пр. 1545 относительно небольшого танкера ледового плавания дедвейтом 1660 т (главный конструктор М.М.Имамали, ЦПКБ-1 ММФ), а в 1964 г. началось строительство крупной серии танкеров по этому проекту на судостроительном заводе 532 в Керчи. Головной танкер серии получил название «Баскунчак». Построено 43 таких танкера.
По разработанному ЦКБ “Балтсудопроект” под руководством Н.П.Кузьмичева проекту 1559 на Балтийском заводе и в Керчи, начиная с 1967 г. по 1979 г., было построено 22 среднетоннажных танкера типа “Великий Октябрь”.
В 1970 г. под руководством Н.Н.Родионова ЦКБ “Балтсудопроект” был разработан проект 1551 танкера дедвейтом 150000 т. Эти крупнейшие в истории отечественного судостроения суда строились заводом “Залив” в Керчи. Головной танкер “Крым” был передан заказчику в 1974 г., всего по 1980 г. было построено 6 таких судов.
В связи с возросшей потребностью в нефтеналивных судах для Каспийского моря ЦКБ «Балтсудопроект» под руководством глав¬ного конструктора С. М. Стеркина (в 1971 г. главным конструктором был назначен М. Л. Кузьмичев) разработало пр. 1560 крупнотоннажного танкера дедвейтом 12 300 т. В начале 1970-х годов по проекту 1560 в Астрахани было построено 5 танкеров для Каспийского моря.
В 1976 г. на Херсонском судостроительном заводе построен среднетоннажный танкер-продуктовоз дедвейтом около 25 000 т «Командарм Федько» (пр. 1596, ЦКБ «Изумруд», главный конструктор А. И. Паняев). Танкер предназначался для перевозки нефтепродуктов всех групп, а также эпизодически и сырой нефти. Всего было построено 17 танкеров этой серии.
В 1979 г. началось строительство новой серии танкеров для Каспийского моря, призванных заменить списываемые танкеры типа «Олег Кошевой» постройки 1950-х гг. Пр. 1677М был разработан отделом главного конструктора Волгоградского судостроительного завода (под руководством Н. М. Чемоданова). Головное судно нового проекта, построенное на Волгоградском судостроительном заводе в 1980 г., получило название своего прототипа — «Олег Кошевой». Танкеры строились до 1989 г. Всего было построено 16 судов этого типа.
В 1977 г. ЦКБ “Балтсудопроект” начало проектирование танкера проекта 12990 дедвейтом 68000 т (главный конструктор В.М.Ванурин), отличавшегося новыми конструктивными решениями, обеспечивающими экологическую чистоту. Эти танкеры типа “Победа” (9 ед.) строились до 1990 г. В 1981 г. сдано головное судно новой большой серии танкеров дедвейтом 68 000 т типа «Победа». Эти танкеры были призваны за¬менить эксплуатирующиеся танкеры типа «София» и «Рихард Зорге».
Модернизированные танкеры пр. 15965 типа «Дмитрий Медведев» строились на Херсонском судостроительном заводе с 1983 по 1986 г. в количестве пяти единиц. В 1986 г. завод перешел на постройку танкеров по еще раз модернизированному пр. 15966 типа «Григорий Нестеренко» (главный конструктор А. В. Бердников). До 1991 г. было построено 13 танкеров по пр. 15966, отличавшегося от пр. 15965 использованием более мощного и экономичного дизеля 6ДКРН 67/170-7 мощностью 11 900 л. с, позволившего увеличить скорость танкера до 15,1 уз против 14,8 уз у танкеров типа «Дмит¬рий Медведев».
В начале 1990-х годов на ГП “Адмиралтейские верфи” развернулось строительство серии среднетоннажных танкеров для экспорта. Суда строились по модифицированному заводом проекту 15966, разработанному в 1980-х годах Херсонским ЦКБ “Изумруд”. Внесенные в проект изменения были направлены прежде всего на удовлетворение международным требованиям защиты окружающей Среды и улучшение условий обитаемости. Руководил проектированием танкера на ГП “Адмиралтейские верфи” выпускник В.Н.Киреев, а его заместителем был С.И.Кучменок.
В 2001 году был подписан пакет судостроительных контрактов на строительство серии из 6 танкеров дедвейтом 47400 тонн проекта 05-55. Головное судно «Troitsky Bridge» (зав. № 02740) было передано заказчику в ноябре 2003 года. В настоящее время этот танкер работает на маршруте США -Мексиканский залив – Западная Европа. Второе судно «Tuchkov Bridge» (зав. № 02741) передано в эксплуатацию в апреле 2004 года, третье судно «Tower Bridge» — в декабре 2004 года, четвертое судно «Torgovy Bridge» — в сентябре 2005 г. Закладка шестого танкера «Таможенный мост» состоялась 3 ноября 2005 года. До 2009 года корабелы «Адмиралтейских верфей» обещали построить еще три танкера этого типа.
Заказчиком всех танкеров серии «Т» является ОАО «Совкомфлот» – одна из крупнейших российских судоходных компаний, владеющая флотом в составе 47 судов общим дедвейтом 3.6 млн. тонн, средним возрастом около 5 лет. Из общего количества судов – 35 танкера, дедвейтом около 3,5 млн. тонн. 100% акций компании находятся в собственности российского государства. В компании работает 3500 российских моряков и 250 человек берегового персонала.
Танкер может одновременно перевозить до 5-ти различных видов грузов, в том числе сырую нефть, другие нефтепродукты, растительное масло, животные жиры. Маршрутами плавания кораблей этого типа является весь мировой океан, перевозки осуществляются на международных маршрутах. Это обеспечивается новейшим оборудованием, которое соответствует всем международным стандартам безопасности. В тоже время корабль построен под надзором Регистра Ллойда.
17 мая 2006 года ФГУП «Адмиралтейские верфи» передало ОАО «Совкомфлот» новый танкер «Театральный мост»- «Teatralny Bridge» (зав. №02744). Это пятый корабль в серии из шести судов, носящих названия красивейших мостов мира название которых начинается с латинской буквы «Т», построенных предприятием для одного заказчика. Строительство танкеров ведется быстрыми темпами, об этом можно судить по тому, что передаваемый танкер был заложен всего год назад 4 мая 2005 года, а 28 октября того же года спущен на воду.
Первоначальный контракт предусматривал строительство шести танкеров. Но вечером в день передачи «Театрального моста» был подписан контракт на постройку еще трех танкеров серии «Мосты» и так же проведены переговоры по танкерам усиленного ледового класса. Они с 2008 года будут обслуживать потребности российских заказчиков «Севморнефтегаза» и «Газпрома», которые обеспечат добычу нефти с российского арктического шельфа.
Главные размерения: Длина -182,4 м Ширина — 32,2 м Высота борта -17,5 м Дедвейт — 47400 тонн, Скорость хода — 15,0 узлов. Энергетическая установка — один дизель мощностью 8310 кВт. Дальность автономного плавания танкера составляет 15 750 миль. Район плавания — незамерзающие моря.
Танкер «Тверской мост», который спустили 27 апреля 2007 года. Серия «мостов» была начата в 2001 году и в настоящее время заканчивается. Здесь необходимо отметить, что крайней важной задачей гражданского судостроения России в ближайшие десять лет будет создание судов и технических средств для освоения уникальных месторождений нефти и газа на арктическом шельфе России, оцениваемых в десятки млрд. тонн в нефтяном эквиваленте.
В последние пятнадцать лет построено более 100 гражданских судов различных классов и назначений (буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы и др.) для иностранных заказчиков.
В 2004 году Севмаш приступил к строительству серии танкеров-химовозов (дедвейт 45 тысяч тонн) для норвежской судоходной компании «ODFJELL». На стапеле заложены 3 из 12 полнокомплектных судов. С 2005 года строятся океанские мега-яхты (длиной 71 м), российских аналогов которых по габаритам, комфорту и энерговооруженности нет. В 2005 год заключены крупные контракты по линии производства морской техники и гражданского судостроения. По заказу норвежской компании «Moss Maritime AS» начато строительство морской полупогружной платформы. Развернуто строительство серии крупнотоннажных танкеров-химовозов для норвежской судоходной компании «Od-fjell ASA». Торжественная церемония закладки первого судна состоялась 13 декабря. По заказу группы компаний «Kleven» изготовлены секции танкера-соковоза. В 2006 году заложено второе судно.
10 августа 2006 г. на ОАО «Выборгский судостроительный завод» состоится торжественная церемония передачи танкера «Актау» представителям компании «Райффайзен Лизинг Казахстан». На судне проведены швартовые и ходовые испытания, которые показали готовность передачи его в эксплуатацию. В дальнейшем судно направится в порт приписки по Волго-Балтийскому водному пути, где приступит к транспортировке нефти и нефтепродуктов между терминалами Каспийского моря.
Танкер «Актау» является пятым, построенным в рамках сотрудничества ОАО «Выборгский судостроительный завод» с казахстанскими компаниями и третьим для компании «Казмортрансфлот», которая будет являться оператором данного судна.
Ранее, 31 июля 2006 г., был спущен шестой в данной серии судов танкер «Махамбет». В настоящее время судно находится у достроечной набережной предприятия, где проводятся достроечные работы и швартовые испытания. Сдача заказа запланирована на октябрь 2006 года.
7 июня 2007 года ФГУП «Адмиралтейские верфи» состоялась закладка танкера арктического плавания проекта Р-70046, дедвейтом 70 000 тонн. Известно, что еще 21 декабря 2004 года ФГУП «Адмиралтейские верфи» (генеральный директор Владимир Александров) подписал с ЗАО «Севморнефтегаз» (руководитель Иван Чернов), дочерней компании «Газпрома» и «Роснефти», два контракта на строительство двух танкеров усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн. ФГУП «Адмиралтейские верфи» стало исполнителем этого заказа благодаря победе в тендере. Кроме Верфей, в нем принимали участие судостроительные предприятия из Хорватии, Южной Кореи и России. Первоначально предполагалось передать эти танкеры заказчику в 2007 году.
Танкеры осуществляя.n транзит нефти с морской ледостойкой платформы Приразломного месторождения, расположенного на шельфе Печорского моря, до терминала «Белокаменка» в Мурманске. В тяжелых ледовых условиях танкеры смогут двигаться кормой вперед, преодолевая лед толщиной 1,2 метра со скоростью 3 узла. Такая технология двойного действия позволяет снизить требуемую мощность энергетической установки и эксплуатационные расходы.
Технический проект судов ледового класса разрабатываkся финским конструкторским бюро Aker Finnyards (преемником признанного мирового лидера ледовых технологий «Квернер-Масса Ярдс») совместно с инженерным центром ФГУП «Адмиралтейские верфи» и считается уникальным благодаря целому ряду технических новшеств. В частности, суда оснастят дизель-электрической энергетической установкой с двумя винто- рулевыми колонками азимутального типа и комплексом устройств для приема нефти с буровой платформы в режиме динамического позиционирования.
В 2000 годах большинство танкеров и газовозов для российских потребителей заказывались за границей. К этому времени основным владельцем судов этого типа в России стал транспортный холдинг «Современный коммерческий флот» («Совкомфлот»). «Совкомфлот» участвует в обслуживании крупных нефтегазовых проектов в России и мире: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», Tangguh (Индонезия).
В июле 2010 года ГК Совкомфлот получил танкер типа «Aframax» «Олимпийский проспект». Танкер «Олимпийский проспект» дедвейтом 114,1 тыс. тонн имеет ледовый класс 1В (по международной классификации), предназначен для перевозки сырой нефти; длина судна — 250 м, ширина — 44 м, максимальная осадка — 15 м. Судно было спроектировано для работы в Балтийском регионе России, в том числе для транспортировки углеводородов из портов Приморск и Усть-Луга, полностью удовлетворяет всем национальным и международным требованиям по безопасности Классификационного общества DNV.
В январе 2013 года в строй вступили два новых судна Совкомфлота: танкер типа «Aframax» «Анатолий Колодкин» и балкер «НС Якутия». «Анатолий Колодкин» — это третье судно, построенное в рамках соглашения между ОАО «Совкомфлот» и верфью «Звезда-DSME», совместным предприятием Объединенной судостроительной корпорации (Россия) и «Daewoo Shipbuilding & MarineEngineering» (Республика Корея).
В начале 2000-х годов спрос на танкеры-газовозы в мире вырос на фоне роста спроса на сам сжиженный природный газ (СПГ) и запуска новых проектов по сжижению газа. Южная Корея лидер на рынке строительство танкеров-газовозов, в том числе и российских.
Южнокорейская судостроительная компания Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering поставила два газовоза СПГ ледового класса, предназначенные для доставки СПГ с производственного комплекса «Ямал СПГ» в ноябре 2017 г. Новые газовозы «Boris Vilkitsky» и «Fedor Litke» были заказаны как часть серии из 15 газовозов СПГ для данного российского проекта. Суда длиной почти 300 м и шириной 50 м имеют дедвейт 85 тыс. т.
Газовозы могут эксплуатироваться круглый год при температурах до -50 °С, имеют ледовый класс Arc 7, что позволяет им осуществлять плавание во льдах толщиной до 2,1 м при движении кормой вперед без помощи ледоколов.
Суда грузовместимостью 172,6 тыс. куб. м оснащены тремя азимутальными винто-рулевыми колонками общей мощностью 45 МВт.
Позже стало известно, что такие газовозы будут строиться на отечественном судостроительном комплексе в г. большой Камень, создаваемым на базе верфи «Звезда».

11 сентября 2018 года в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина состоялась закладка первого танкера класса «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн.
История строительства танкеров данного типа началась с визита Президента РФ Владимира Путина на ССК «Звезда» в сентябре 2017 года – именно тогда состоялось подписание пакетного соглашения о проектировании, строительстве, техническом надзоре, эксплуатации и подготовке экипажей 10 танкеров класса «Афрамакс».
Танкеры «Афрамакс» на ССК «Звезда» строятся по проекту 114К. Термин «Афрамакс» означает класс судна дедвейтом от 80 до 120 тыс. тонн. Тяжеловоз от «Звезды» вписывается в эти границы по верхнему краю, его дедвейт составляет 114 тыс. тонн.
Разработкой проекта 114К занимается нижегородское ЦКБ «Лазурит». Судно предназначено для перевозки до трёх сортов сырой нефти и нефтепродуктов.
Главная особенность этих судов – возможность работы на «зелёном» экологичном топливе – сжиженном природном газе (СПГ). Как главная, так и вспомогательная энергетические установки могут использовать тяжелое, дизельное-запальное топливо, а также СПГ. Во всем мире флот активно переходит на СПГ. Как видно, в России эта тенденция тоже понемногу набирает обороты.
Проектировщики предусмотрели на танкере 114К четырнадцать танков – шесть пар грузовых танков и одну пару отстойных танков. Для защиты окружающей среды все ёмкости оснащены двойным дном и двойными бортами. Общая вместимость танков составляет почти 130 тыс. куб. м.

12 мая 2020 года со стапеля судостроительного комплекса «Звезда» спущен на воду первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах».
Мощный танкер нового поколения предназначен для перевозки нефти в неограниченном районе плавания. Судно спроектировано с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам.
Длина судна – 250 метров, ширина 44 метра, дедвейт 114 тысяч тонн, скорость 14,6 узлов, ледовый класс ICE-1А. В портфеле «Звезды» уже 12 заказов на суда такого типа.
Спуск на воду первого судна на «Звезде» — операция уникальная. Танкер «Афрамакс» был спущен на воду с помощью транспортно-передаточного дока «Вымпел» — одного из самых крупных в России. Подготовка к спуску заняла почти сутки. За это время танкер накатили судопоездом с открытого тяжелого достроечного стапеля на плавучий док, а затем вывели в акваторию.
4 сентября 2019 года на Восточном экономическом форуме российские компании «Новатэк» и «Совкомфлот» подписали контракт на создание совместного предприятия «Современный морской арктический транспорт» (СМАРТ). Задача нового предприятия – постройка и дальнейшая эксплуатация флота для перевозки продукции завода по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2».
Предполагается, что создание такого флота обойдется в 5,5 млрд долларов. Эти средства предоставит ВЭБ по лизинговой схеме. Помимо этого, организаторы не возражают против привлечения в проект сторонних инвесторов.
В рамках проекта планируется создать 17 судов класса Arc7, способных ходить по Северному морскому пути. Они будут курсировать между Ямалом и портами перевалки. В западном направлении конечный пункт будет в Мурманске, а в восточном – на Камчатке. Там сжиженный газ будут перегружать на обычные СПГ-танкеры. Такие рейсы будут продолжаться непрерывно, круглый год.
По оценкам специалистов, запасы ископаемого топлива Ямала составляет примерно 13 триллионов кубометров, поэтому любой проект, касающийся природных ресурсов этого региона, планируется на длительный срок.
Создание новых танкеров поручено российскому судостроительному предприятию «Звезда». Их передача в эксплуатацию запланирована на 2023-2025 год.
Танкеры для завода «Арктик СПГ-2» конструктивно будут отличаться от судов, созданных для «Ямал-СПГ», которые предназначались для плавания и через льды, и по открытой воде. В отличие от них, Arc7 предполагается использовать только в Арктике. Поэтому они станут более узкими и мощными, чтобы лучше проходить через льды.

Рукопись подготовленная А.В.Карпенко 2007 года для книги «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, дополнено другими материалами

Источники:
1. «Корабелы – Родине». Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л: Судостроение, 1981
2. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
3. История отечественного судостроения. Т.4: Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны (1925-1945 гг.)/В.Ю.Грибовский, А.А.Нарусбаев, И.И.Черников – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 560, ил
4. «ЦМКБ «Алмаз» флоту Отечества», СПб: ЛеКо, 2005
5. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996. СПб: Гангут, 1996
6. Судостроительная фирма «Алмаз» — 70 лет. СПб: Гангут, 2003
7. Корабли и судьбы. Амурскому судостроительному заводу 70 лет. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2002
8. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. СПб: История корабля, 2006
9. Надводные корабли и суда постройки завода N402 (СМП) — 1942-2001. Архангельск: Правда Севера, 2004
10. Полвека в кораблестроении. Казань: Полиграфическо-издательский комбинат, 1999
11. Судостроительный комплекс «Звезда»
12. Предполагалось, что такие газовозы будут строиться на отечественном судостроительном комплексе в г. большой Камень, создаваемым на базе верфи «Звезда». https://sudostroenie.info
13. Сергей Кузмицкий. Будущее флота СПГ-танкеров в России: подводный атомный танкер в перспективе. Военное Обозрение
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Совкомфлот
15. http://scf-group.ru

Статьи, публикации ведущих специалистов и руководителей предприятий судостроительной промышленности, реклама, информационные сообщения и материалы музеев и архивов ЦВММ, ОАО «Адмиралтейские верфи», ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, ОАО «Невское ПКБ», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод» и др.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ТИПА «РЕКА-МОРЕ» ПОСЛЕ ВОЙНЫ
ГАЗОВОЗЫ, ТАНКЕРЫ
ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЕ СУДА, ПАРОМЫ
ГРУЗОВЫЕ СУДА
ГРАЖДАНСКИЕ СУДА
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap