ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72 «УРАЛ» (объект 172М)

THE BASIC T-72 TANK «URAL» (THE OBJECT 172М)

08.08.2013
ТАНК Т-72 ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ

40 лет назад, 7 августа 1973 года, был принят на вооружение танк Т-72. Боевая машина, признанная лучшим танком последней четверти XX века и занесенная в Книгу рекордов Гиннеса как самый массовый танк современности.
Т-72 без всяких преувеличений стал целой эпохой в отечественном и мировом танкостроении. Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали «семьдесятдвойку» настоящей звездой на полях сражений.
Т-72 – единственный из отечественных танков третьего поколения, поставки которого на экспорт стали осуществляться уже спустя пять лет после принятия на вооружение Советской Армии. Благодаря этому уральский танк стал основой бронетанковых подразделений многих зарубежных армий. Различные модификации «семьдесятдвойки» состоят на вооружении армий более 40 государств.
Т-72 был создан специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего сегодня в структуру научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод». В конце 60-х – начале 70-х годов Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия — Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, — получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В результате, армия получила три танка Т-72, Т-64 и Т-80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились все более могущественными. Все они претендовали на звание основного танка Советской Армии.
В 1979-1986 гг. состоялись масштабные испытания, получившие название «Звёздные бега» и призванные подтвердить тактико-технические характеристики боевых машин, проверить эффективность внедрённых конструктивных мероприятий, выявить дефекты. Проходили они в различных регионах страны и в тяжелейших условиях эксплуатации. При сравнении танков Т-64 и Т-72 стало ясно, что тагильская машина имеет более надежные двигатель и ходовую часть. Подвижность «по паспорту» была примерно равной, но во время пробегов «семьдесятдвойка» неизменно превосходила Т-64.
Танку Т-80 мощная турбина позволяла развивать невиданную скорость. На равнинных дорогах ему не было равных. Но на горных и степных трассах неизменно господствовала «семьдесятдвойка». Наводчики уральских танков нередко превосходили своих соперников по количеству подбитых мишеней и точности попадания. Системы управления огнем танков Т-80 и Т-64 были сложны в использовании — в отличие от простого и удобного прицела Т-72. Таким образом, «семьдесятдвойка» выиграла испытания и стала, впоследствии, самым массовым воюющим танком современности.
Тагильские специалисты начали улучшать Т-72 – тогда еще опытный образец «объект 172М» — сразу после его появления на свет в 1970 году. Новые модификации разрабатывались путем тщательного отбора наиболее удачных решений, как конструктивных, так и технологических. А их правильность проверялась на полигоне, испытательных маршах и боях. Армия на протяжении двух десятилетий получала серийные танки Т-72А, Т-72Б и созданные на их основе инженерные машины — мостоукладчик МТУ-72 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1. Модернизация «семьдесятдвойки» ведётся и по сей день.
За разработку и освоение производства танка Т-72 Уралвагонзавод был награждён орденом Ленина (1970) и орденом Октябрьской Революции (1976), а Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в 1986 году – орденом Октябрьской Революции.
В ознаменовании заслуг тагильских танкостроителей в Нижнем Тагиле стоит памятник создателям танка Т-72 – самого массового танка современности.
Пресс-служба УВЗ

29.09.2013
Корпорация «Уралвагонзавод» рассекретила материалы о выпуске танков Т-72: с начала серийного производства выпущено более 20,5 тысячи таких машин, сообщил в рамках выставки Russia Arms Expo 2013 в Нижнем Тагиле ведущий конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Дмитрий Колмаков, пишет РИА Новости.
«Со стороны корпорации была проведена работа по рассекречиванию дополнительных архивных материалов заводских. <…> За период c 1974 года, то есть с начала серийного производства, по 1990 год Уралвагонзавод <…> произвел без малого 20,544 тысячи единицы», — сказал он, презентуя книгу «Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-72/Т-90″.
Пик производства Т-72, по словам Колмакова, пришелся на 1985 год, когда Уралвагонзавод выпустил «без малого 1,559 тысячи единиц». Американцы же в лучшие времена производили 840 танков в год, добавил он, приводя в пример танк «Абрамс». «Это далеко не все те интересные факты, которые приведены в книге. Читатели найдут много интересных вещей, что ранее не было опубликовано», — заключил Колмаков.
ОРУЖИЕ РОССИИ

20.08.2014
В недавно вышедшей книге С. Устьянцева и Д. Колмакова «Т-72/Т-90. Опыт создания отечественных основных боевых танков» (Нижний Тагил: ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского, 2013) содержится почерпнутая из заводского архива ОАО «НПК «Уралвагонзавод» интересная статистика о выпуске танков Т-72 на этом предприятии в период 1973-1990 годов.

С 1973 по 1990 годы на УВЗ было изготовлено 18373 танка Т-72 (вместе с машинокомплектами).
Следует отметить, что, оценочно, с 1991 по 1996 годы на УВЗ было изготовлено еще около 1600 танков Т-72 (вместе с машинокомплектами).
Кроме того, с 1978 по 1990 годы выпуск танков Т-72 осуществлялся также на Челябинском тракторном заводе, где, согласно данным ЧТЗ, было изготовлено 1874 танка Т-72. Таким образом, общий выпуск танков Т-72 в СССР и России можно оценить примерно в 22 тысячи единиц. bmpd.livejournal.com

26.01.2017

Боевой состав семьдесятдвоек Украины выглядит, в идеале, следующим образом:
10-я горнопехотная бригада – батальон трёхротного состава (31 машина Т-72АВ и Б1, включая танки 46-го тербата);
128-я горнопехотная бригада – батальон трёхротного состава (31 машина Т-72АВ и Б1);
53-я механизированная бригада – батальон трёхротного состава (31 (30 своих) машина Т-72АВ и Б1);
56-я мотопехотная бригада – танковая рота (10 машин Т-72АВ и Б1);
57-я мотопехотная бригада – танковая рота (10 машин Т-72Б1);
58-я мотопехотная бригада – танковая рота (10 машин Т-72АВ);
59-я мотопехотная бригада – танковая рота (10 машин Т-72АВ);
Всего 132 танка Т-72.
В НТУ ХПИ замечены Т-75АВ, Т-72Б и Т-72Б1 – всего не менее 6-ти единиц;
В нацигвардии засветили всего две машины:
Ещё с десяток перепилили на разные эрзац-поделки;
Всего вне боевого состава примерно 35 единиц Т-72 разных модификаций, с учётом всяких древностей.
http://kloch4.livejournal.com

ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

21.10.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: ТАНКИ В МУЗЕЕ «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА». КИРОВСК. МАЙ 2017

С сентября 2003 года перед диорамой «Прорыв блокады Ленинграда» формируется открытая экспозиция боевой техники «Танки Прорыва», участвовавшей в операциях по прорыву блокады Ленинграда.
28 апреля 2017 года на площади перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда» были установлены танки Т-62М, Т-55М, Т-80Б, Т-72, которые пополнят экспозицию под открытым небом.
Танки послевоенного периода сформировали новую экспозицию «Наследники героев» и дополнили коллекцию уже установленных у музея экспонатов времен Великой Отечественной войны.
Боевые машины предоставлены Министерством обороны РФ по обращению главы администрации Кировского района. Образцы техники демилитаризированы, отреставрированы и станут постоянными экспонатами музея.
ВТС «БАСТИОН», 21.10.2017

ТАНКИ В МУЗЕЕ «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА». КИРОВСК. МАЙ 2017. ЧАСТЬ 1
ТАНКИ В МУЗЕЕ «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА». КИРОВСК. МАЙ 2017. ЧАСТЬ 2
ТАНКИ В МУЗЕЕ «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА». КИРОВСК. МАЙ 2017. ЧАСТЬ 3
ТАНК Т-80Б В МУЗЕЕ «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА». КИРОВСК. МАЙ 2017
ТАНК Т-72 В МУЗЕЕ «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА». КИРОВСК. МАЙ 2017
ТАНК Т-62М В МУЗЕЕ «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА». КИРОВСК. МАЙ 2017
ТАНК Т-55М В МУЗЕЕ «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА». КИРОВСК. МАЙ 2017


ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72 «УРАЛ» (объект 172М)

Разработка началась в 1967 году, до создания серийного танк Т-72 были созданы опытные образцы — объекты 172 и 172М. Главный конструктор В.Н.Венедиктов. Проектировался в рамках создания перспективного танка второго послевоенного поколения. Создан на базе ходовой части опытного танка объект 172М, состоящая из 6 опорных катков на каждую сторону с индивидуальной торсионной подвеской, гусеница с резино-металлическим шарниром. Корпус сварной из катаных броневых листов. Верхний лобовой лист состоит из трехслойной комбинированной брони (сталь-стеклотекстолит-сталь). Башня, обтекаемой формы, литая монолитная повышенной бронестойкости имеет переменную толщину. Танк оборудован для противокумулятивной защиты бортов поворотными экранами. Огонь, из установленной в башню пушки, может вестись с высокой скорострельностью — до 7-8 выстрелов в минуту. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет эжектор. В боекомплект пушки (39 выстрелов) входят оперенные бронебойные подкалиберные с высокой начальной скоростью, кумулятивные и осколочно-фугаспые снаряды. Последними можно вести стрельбу и с закрытых позиций. Для этого имеется специальный прицел.

На Т-72 применен электромеханический автомат заряжания, созданный в КБ «Уралвагонзавода». Двигатель танка размещен поперек машины и соединяется повышающим редуктором с бортовыми планетарными коробками перемены передач с гидроуправлением, имеющими высокий коэффициент полезного действия. Навесные экраны танка Т-72 предназначены для защиты бортов от кумулятивных снарядов.

На танке на нижнем лобовом листе установлено встроенное оборудование для самоокапывания (которое в сложенном состоянии является дополнительной броневой защитой) и устройство для крепления минного трала КМТ-6. На грунтах средней твердости с помощью самоокапывателя можно отрыть за 10—20 минут капонир глубиной на высоту корпуса танка.
В 1973 году была выпущена установочная партия танков Т-72, а с 1974 года началось его серийное производство.
На испытаниях в НИИБТ находился опытный Т-72 с бортовыми противокумулятивными экранами, созданными в НИИ стали. В дальнейшем в таком виде танк Т-72 был запущен в серию как — объект 172М1 — основной танк Т-72 «УРАЛ-1″. «Объект 172М1» находился в серии с 1975 по 1979 годы. Это модернизированный вариант танка Т-72 (об.172М), на котором улучшена броневая защита корпуса и башни, а также изменено размещение прожектора ночного прицела. Танк оборудован для противокумулятивной защиты бортов поворотными экранами. В процессе серийного производства на танки стали устанавливать сплошные бортовые резиновые противокумулятивные экраны.

Для стрельбы из танка применялись следующие снаряды: бронебойно-подкалиберный 3БМ9 с дальностью прямого выстрела до 2100 м; кумулятивный 3БК14 (3БК14М) с дальностью прямого выстрела до 960 м; осколочно-фугасный 3ОФ19 с прицельной дальностью стрельбы до 5000 м.
На базе Т-72 создан командирский танк Т-72К «УРАЛ-К» (объект 172МК), путем доработки линейного танка Т-72, который дополнительно оборудован коротковолновой радиостанцией, навигационной аппаратурой, зарядным устройством АБ-1.
В середине 1974 г. начались испытания усовершенствованного танка Т-72, который получил обозначение «объект 172М-2М», на нем был установлен новый усовершенствованными прицельный комплекс, включавший лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА» и усовершенствованная пушка Д81ТМ и другие усовершенствования. Защита танка была также усилена – увеличен угол наклона ВЛД до 70 градусов, башня получила комбинированное бронирование. На танке был установлен форсированный до 840л.с. двигатель В-46Ф. В такой комплектации по комплексному показателю военно-технического уровня танк практически не уступал поступившему на вооружение в 1976 году Т-64Б. Однако, на вооружение «Буйвол» не поступил, некоторые решения, принятые на нем, было позднее (1979) реализовано на танке Т-72А.
На базе Т-72 созданы танки: Т-72К, Т-72А, Т-72АК, Т-72Б, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72 и другая техника.
В серийном производстве танк Т-72 всех модификаций находился в течении 25 лет, было выпущено около 30 тысяч танков. Т-72 стал самым массовым танком в Мире последней четверти XX века.
А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»)

МОДИФИКАЦИИ ОСНОВНОГО ТАНКА Т-72

• Т-72 (Объект 172М) (1973 г.) — базовый образец.
• Т-72К (Объект 172МК) (1973 г.) — командирский вариант танка Т-72. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции Р-130М и автономным агрегатом питания.
• Т-72 (1975 г.) — экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
• Т-72А (Объект 176) (1979 г.) — модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.
• Т-72АК (Объект 176К) (1979 г.) — командирский вариант танка Т-72А. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
• Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты. Танк Т-72М выпускается в Югославии и имеет индекс М-84. Основные отличия М-84 от прототипа обусловлены использованием комплектующих собственной разработки. Прицел-дальномер ТПД-2-49 и ночной прицел наводчика ТПH-1 заменены на комбинированный прицел-дальномер наводчика DNNS-2 , вместо командирского прибора ТКH-3 установлен командирский прибор DNKS-2. В отделении управления установлен ночной бесподсветочный перископический прибор механика-водителя PPV-2. Установлена система коллективной защиты DRHT, система управления огнем SUV-M84, средства связи и внутренней коммутации югославского производства. Мощность двигателя доведена до 1000 л.с.
• Т-72М1 (1982 г.) — модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.
• Т-72АВ (Объект 176В) (1985 г.) — вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.
• Т-72Б (Объект 184) (1985 г.) — модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения 9К120 «Свирь», динамической защитой и двигателем В-84.
• Т-72БМ (1985 г.) — модернизированный вариант танка Т-72Б со встроенной динамической защитой.
• Т-72БК (Объект 184К) (1987 г.) — командирский вариант танка Т-72Б. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
• Т-72Б1 (Объект 184-1) (1985 г.) — вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
• Т-72Б1К (Объект 184К-1) — командирский вариант танка Т-72Б1. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
• Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование — танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние на вооружении в 1973 году
Разработчик Уральское КБТМ
Изготовитель «Уралвагонзавод» им. Ф.Э.Дзержинского
Производство серия 1974 — 1976 годах
Боевая масса, т 41
Сухой вес, т 38,6
Длина, мм:
— с пушкой вперед 9530
— корпуса 6860
Ширина, мм 3460
Высота по крышу башни, мм 2190
Клиренс, мм 470
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,82
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град 30
— крен, град 30
— стенка, м 0,8
— ров, м 2,6-2,8
— брод, м 1,2
— брод с подготовкой 1,8
— брод с ОПВТ 5,0
Двигатель:
— тип многотопливный V-образный дизель четырехтактный В-46
— макс. мощность, л.с. 780
— система охлаждения вентиляторная
— тип топлива дизельное, керосин, бензин и их смеси
Приводы трансмиссии:
— тип гидравлические
— разработчик ЦНИИАГ
Запас топлива, л:
— в основных баках 705
— в дополнительных баках 495
Удельная мощность, л.с./т 19
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода, км 500
Бронирование: противоснарядное комбинированное
С-ва. постан. дымзавес ТДА
Экипаж, чел. 3

ВООРУЖЕНИЕ:

— число х калибр, мм и тип орудия 125 -мм Д-81ТМ
разработчик Уралтрасмаш
изготовитель ПО «Баррикады»
(боекомплект, шт.) (39)
— число х калибр, мм и тип пулеметов 12,7- мм НСВ
(боекомплект,шт.) (300)
— число х калибр, мм и тип пулеметов 7,62- мм ПКТ
(боекомплект, шт.) (2000)
Прицел-дальномер
Ночной прицел:
Тип ТПН-1
— разработчик Красногорский завод им. С.А.Зверева
Дальность опознования цели ночью, м 800
Угол поля зрения, град. 6
Увеличение, крат. 5,5
Стабилизатор вооружения 2Э28М
Навигационное оборудование ГПК-59
Радиостанция Р-123М

ТАНК Т-72 В МУЗЕЕ «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА». КИРОВСК. МАЙ 2017
ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Т-72 В ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-72Б «БЕЛЫЙ ОРЁЛ»
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72Б (ОБЪЕКТ 184)
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-72
ЭКСПОРТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-72
РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТАНКА Т-72
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72А (ОБЪЕКТ 176)
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» ИМЕНИ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
УРАЛЬСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap