12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50)

PROSPECTIVE AVIATION SYSTEM

OF FRONTLINE AVIATION (PAK FA) SU-57 (T-50)

10.11.2018

Главный конструктор-директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец рассказал телеканалу «Звезда» о превосходстве российского истребителя Су-57 над американскими F-22 Raptor и F-35.
По словам эксперта, F-22 уступает российской боевой машине по возможностям уничтожения наземных целей. В свою очередь, F-35 по маневренности и разгонным характеристикам уступает не только Су-57, но и российским истребителям четвертого поколения.
Конструктор отметил, что Су-57 многофункционален и способен эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели. В то время как F-22 и F-35, по его словам, могут выполнять ограниченный круг задач.
Стрелец отметил, что чем выше соотношение нагрузки, которую может взять самолет, к его массе, тем выше качество самолета «с точки зрения носителя». Это же касается и объема и массы вооружений, которые размещаются во внутренних отсеках.
«По этому показателю Су-57 не имеет аналогов среди самолетов пятого поколения», — подчеркнул конструктор.
Он также напомнил об ошибках в проектировании американского F-22.
«Самолет F-22 изначально создавался как самолет для завоевания превосходства в воздухе. И только потом американцы поняли, что принципиально неправильно было проектировать самолет только под размещение ракет «воздух — воздух», и предприняли попытку разместить авиационные средства «воздух — поверхность» в существующую конфигурацию отсеков. Но конфигурация отсеков не позволила разместить более крупные грузы», — пояснил Стрелец.
РИА Новости

12.11.2018

На российском истребителе Су-57 с нуля создана новая платформа, позволяющая реализовать функцию невидимости. Об этом сообщил главный конструктор-директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец в интервью телеканалу «Звезда», показанному в воскресенье.
«Для того, чтобы реализовать данное качество [невидимости], необходимо [было] заново спроектировать платформу», — рассказал он, пояснив, что под платформой понимается планер, самолетная система, а также силовая установка, направленные на обеспечение низкого уровня радиолокационной и инфракрасной заметности самолета.
«На самолете Су-57 платформа создана с нуля», — подчеркнул главный конструктор.
Михаил Стрелец также отметил, что технические характеристики истребителя Су-57 позволяют ему осуществлять посадку на укороченные полосы без специальных средств.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) впервые поднялся в воздух в 2010 году. В августе 2017 года стало известно, что самолет получил серийное название (индекс) Су-57. 5 декабря 2017 года он совершил первый полет с новым двигателем. Опытно-конструкторские работы по Су-57 должны завершиться в 2019 году, тогда же предполагается начать поставки самолетов в войска.
Как заявлял ранее заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко, первая партия для военного ведомства составит 15 самолетов.
Российский истребитель пятого поколения Су-57 выполнен по технологии «стелс» с широким применением композиционных материалов, способен поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, имеет новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе мощный бортовой компьютер (так называемый электронный второй пилот), разнесенную по корпусу радарную систему и ряд других новшеств, в частности, несет вооружение внутри фюзеляжа.
По словам главного конструктора-директора ОКБ Сухого, перспективный авиакомплекс фронтовой авиации пятого поколения Су-57 объединил в себе функционал американских самолетов F-22 и F-35 и превзошел их.
ТАСС

15.11.2018

Российский истребитель пятого поколения Су-57 сможет одновременно отслеживать до 30 аэродинамических целей, заявил телеканалу «Звезда»генеральный директор НИИ приборостроения имени Виктора Тихомирова Юрий Белый.
Подобные возможности самолету обеспечат распределенные по его планеру активные фазированные антенные решетки, которые позволяют использовать истребитель, в частности, в роли разведчика и наводчика для беспилотных летательных аппаратов.
В качестве целей выступают самолеты, вертолеты и крылатые ракеты противника. По словам Белого, до появления Су-57 на российских и зарубежных истребителях «устанавливался только один локатор в носовой части».
Днем ранее телеканал, ссылаясь на заявление Евгения Марчукова, генерального конструктора-директора ОКБ имени Архипа Люльки, сообщил, что двигатель второго этапа для Су-57 превосходит все имеющиеся в мире аналоги, а по удельной тяге, удельному расходу и удельному весу соответствует поколению истребителей 5+.
В ноябре на выставке Airshow China 2018 китайская сторона показала бортовую активную фазированную антенную решетку радара KLJ-7A, получившую 600 приемо-передающих модулей, в отличие от боковых радаров серии Н036Б-1-01 российского Су-57, где насчитывается 358 модулей. Радары KLJ-7A должны получить китайские (J-10A) и пакистанские (JF-17 Block 3) истребители четвертого поколения.
Лента.ру

16.11.2018

Серийные российские истребители пятого поколения Су-57 получат «пиксельную» окраску, снижающую оптическую заметность машины. Такой же облик имеет самолет под номером 511 (Т-50-11), заявил «Звезде» главный конструктор-директор «Сухого» Михаил Стрелец.
«Пиксельная окраска дает эффект размытого контура, что позволяет исказить четкие границы, которые есть у аэродинамической компоновки самолета», — сказал конструктор.
Стрелец подчеркнул, что задачу незаметности на Су-57 решает форма планера, спецпокрытие на фонаре и определенных элементах планера. По его словам, самолет с двигателем второго этапа сможет развивать сверхзвуковую скорость на максимальном режиме, а не только в форсаже, что также позволит снизить заметность машины.
«Бесфорсажный крейсерский сверхзвук нужен для того, чтобы снизить инфракрасную заметность», — отметил Стрелец.
В ноябре конструктор заявил, что Су-57 по многим показателям превосходит американские самолеты F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также допускаетиспользование с укороченных взлетно-посадочных полос без специальных устройств. В том же месяце телеканал опубликовал видео полета пары Су-57, испытания композитного крыла данного истребителя и проход этих самолетов на сверхмалой высоте.
Лента.ру

16.11.2018

Испытания на малозаметность для радаров противника носовой части российского истребителя пятого поколения Су-57 показали на видео. Соответствующие кадры опубликовала «Звезда».
В ходе тестов, проходивших в крупнейшей в России безэховой камере, носовая часть самолета облучалась электромагнитными волнами. Отмечается, что специальное покрытие наносилось только на фонарь кабины, внутри которой находился манекен.
«Вы можете сделать корпус самолета из поглощающих материалов. Такой путь тоже есть. Это, конечно, будет сделать лучше всего, но возникает вопрос о прочности», — прокомментировал работы научный руководитель программы по разработке спецхарактеристик Су-57 академик РАН Андрей Лагарьков.
В ноябре главный конструктор-директор «Сухого» Михаил Стрелецзаявил, что задачу незаметности на Су-57 решает форма планера, спецпокрытие на фонаре и определенных элементах планера, а также способность развивать сверхзвуковую скорость на максимальном режиме, а не только в форсаже.
Лента.ру

20.11.2018

Противоперегрузочные костюмы для летчиков истребителей пятого поколения Су-57 начали проходить госиспытания, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на неназванный источник в ОПК.
«Противоперегрузочные костюмы для Су-57 прошли много этапов заводских испытаний, и сейчас, можно сказать, находятся на завершающей стадии – этапе государственных летных испытаний. В этом снаряжении летчики-испытатели уже летают», – сказал источник «РИА Новости».
Собеседник агентства добавил, что снаряжение пойдет в серию, как только завершатся испытания, но не уточнил сроков их окончания. При этом он отметил, что предварительная оценка противоперегрузочной системы уже была.
Другой источник сообщил «РИА Новости», что высотно-компенсирующие костюмы также переданы военным. «Полетов в них пока не было, но скоро должны состояться», – отметил собеседник агентства.
Противоперегрузочный костюм во время пилотажа при возникающих перегрузках автоматически обжимает конечности и живот летчика, препятствуя оттоку крови от мозга и предотвращая угрозу потери сознания. Высотно-компенсирующий костюм представляет собой цельный комбинезон с перчатками и носками. Он предназначен для компенсации резкого перепада давления в кабине самолета в случае возникновения нештатной ситуации или аварии на больших высотах.
В марте сообщалось, что в компанию «Сухой» переданы пять комплектов противоперегрузочных костюмов, а летные испытания на предприятии займут примерно полгода, передает «РИА Новости».
ЦАМТО

21.11.2018

Министерство обороны Российской Федерации распространило, как сказано в пресс-релизе, «уникальные кадры боевой работы перспективных авиационных комплексов пятого поколения Су-57 в Сирийской Арабской Республике»
«Полеты проводились для подтверждения заявленных возможностей новейшего самолёта в условиях реальной боевой обстановки. В ходе полетов были на практике проверены летно-технические характеристики самолета, интеллектуальный информационно-управляющий комплекс, работа всех бортовых систем, включая комплекс вооружения, в условиях повышенных температур, сложной подстилающей поверхности и других факторов. Экипажи Су-57 выполнили более десяти полетов в Сирии».
С 21 по 23 февраля 2018 года в составе российской авиационной группировки на авабазе Хмеймим в Сирии кратковременно находились два опытных образца российского истребителя пятого поколения по программе ПАК ФА (Су-57) — самолеты Т-50-9 и Т-50-11.
1 марта Министр обороны России Сергей Шойгу подтвердил пребывание двух Т-50 (Су-57) в Сирии, заявив: «Они действительно были там. Были недолго, два дня. За это время выполнили программу испытаний, в том числе боевых. Могу сказать, что испытания прошли успешно. Самолеты вернулись домой еще неделю назад… Было два самолета. Их сопровождали самолеты-лаборатории, и самолеты, которые отслеживали все параметры работы оружия».
В частности известно, что в боевых условиях в Сирии с одного из опытных образцов Т-50 были применены образцы перспективных многоцелевых крылатых ракет оперативно-тактического назначения Х-59МК2, разработаных входящим в состав АО «Корпорация тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) АО «ГосМКБ „Радуга“ имени А. Я. Березняка» (Дубна, Московская область).
https://bmpd.livejournal.com

ВОЙНА В СИРИИ

23.11.2018

Полет четырех российских истребителей пятого поколения Су-57 попал на видео. В ролике также показано, как один из самолетов выполнил фигуру высшего пилотажа «кленовый лист». Соответствующие кадры публикует «Звезда».
Видео снято с рампы военно-транспортного самолета Ан-12, а представленные на нем истребители следуют друг за другом на расстоянии нескольких метров, что «требует от летчиков огромного профессионализма и выдержки».
«Звезда» также приводит мнение гендиректора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Бориса Обносова. «Для Су-57 все будет в свое время, и, наверняка, будет и на нем гиперзвуковое оружие», — отметил он.
Лента.ру

24.11.2018

Новейший истребитель Су-57 получил ракеты, дальность поражения которых вдвое больше, чем у боевых истребителей предыдущего, четвертого поколения, заявил в интервью телеканалу «Звезда» гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. «Дальность ракетного вооружения российского истребителя превышает уже существующие разработки в два раза. Наверное, это не будет большой ошибкой, погрешностью», — отметил он, рассказывая о разработках для Су-57.
По словам гендиректора, увеличенная дальность поражения ракет позволит истребителю наносить удары вне зоны действия ПВО противника.
«Наше оружие, в первую очередь, если это оружие «воздух — поверхность», противокорабельное, противолокационное, должно обладать малой заметностью, быть помехоустойчивым, высокоточным. И, естественно, большое внимание уделяется дальности полета, которая позволяла бы его использовать вне зоны действия ПВО, как объектовой, так и зональной. Вот эти характеристики для нас основные, и мы попытались их воплотить в том оружии, которое сегодня уже испытывается в рамках Су-57″, — сказал Обносов.
РИА Новости

28.11.2018

Синхронную посадку пары российских истребителей пятого поколения Су-57 сняли на видео с рампы военно-транспортного самолета Ан-12. Соответствующие кадры на YouTube публикует «Звезда».
Лента.ру

07.12.2018

Российский истребитель пятого поколения Су-57 получит на вооружение гиперзвуковую ракету с характеристиками, подобными ракете авиакомплекса «Кинжал», соответствующие работы внесены в госпрограмму вооружения (ГПВ) на 2018-2027 годы.
Об этом сообщил в четверг ТАСС источник в авиастроительной отрасли.
«В соответствии с текущей ГПВ на 2018-2027 годы, гиперзвуковыми ракетами будут вооружаться истребители Су-57. Самолеты получат ракету с характеристиками, подобными ракетам «Кинжала», но она будет с внутрифюзеляжным размещением и меньшими габаритами», — сказал собеседник агентства.
Источник не уточнил характеристики и название новой ракеты, а также сроки ее поступления на испытания.
ТАСС

АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «КИНЖАЛ»


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50)

Первый отечественный истребитель 5-го поколения Т-50 разработан в ОКБ Сухого (главный конструктор А.Н.Давиденко) по программе Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Серийное производство развернуто на Серийное производство развернуто на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ им. Ю.А. Гагарина, ранее Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение — КНААПО).
По сравнению с истребителями предыдущих поколений, ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолёта и истребителя. Самолёт пятого поколения оснащён принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Это в значительной степени снижает нагрузку на лётчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолёта позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.
Т-50 — это истребитель тяжелого класса со взлетным весом свыше 30 т, средней размерности (примерно соответствующий самолетам Су-27), представляющий собой моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси.
Т-50 обладает большим внутренним отсеком вооружения. В нем могут размещаться до восьми ракет типа Р-77 воздушного боя или две огромные управляемые авиабомбы массой по 1500 кг.
Истребитель способен на внешней подвеске нести две ракеты сверхбольшой дальности разработки бюро «Новатор». Этими ракетами Т-50 способен уничтожать самолеты, например, типа АВАКС, на дальности до 400 км.
Он может взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300-400 м. Самолет будет развивать скорость до 2,1 тыс км в час и совершать перелеты на расстояние до 5,5 тыс км. Истребитель также оснащён комплексом дозаправки в воздухе.
По своему предназначению самолет ПАК ФА не просто относится к самолетам пятого поколения — в нём воплощены принципиально новые идеи. То есть это уже стопроцентно цифровой самолет, который не только предоставляет летчику информацию по запросу, но и обеспечивает полностью информационное обеспечение пилота — для этого самолет оснащен «умной обшивкой». Под «умной обшивкой» понимается то, что многие поверхности самолета представляют собой универсальные антенные системы, которые при применении обеспечивают комплексное использование всего ресурса самолета.
Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующем функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.
Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе, как по воздушным, так и наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
Компания «Сухой» существенно уменьшила эффективную поверхность рассеяния (ЭПР) перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50 по сравнению с Су-27. Специалистами отмечается, что за счет реализации технических мер по снижению заметности ПАК ФА его ЭПР в среднем составляет 0,1-1,0 кв.м, в то время как у истребителя Су-27 этот показатель был в пределах 10-15 кв.м.
Авионику и бортовое радиоэлектронное оборудование, удовлетворяющее требованиям самолета пятого поколения, создают в концерне «Радиоэлектронные технологии». Фонарь кабины и обшивку делают специалисты холдинга РТ-Химкомпозит. Т-50 является первым российским боевым самолетом с высокой долей композитных материалов. Их доля в общей массе пустого самолета составляет 25%, а по поверхности самолета — 70%.
Проектирование силовой установки для проекта ПАК ФА ведется в два этапа. На первом машина получила «изделие 117» ? турбореактивный двигатель АЛ-41Ф1, родственный силовой установке АЛ-41Ф1С для истребителя Су-35С («изделие 117С»).
Двигатель второго этапа, известный также как «изделие 30» (ранее его также именовали в прессе «изделие 129», впоследствии выяснилось, что под этим шифром проходит лишь часть силовой установки), в данный момент разрабатывается. Силовая установка будет отличаться от АЛ-41Ф1 повышенной топливной эффективностью и меньшей стоимостью жизненного цикла.
В середине 2014 года на УМПО, входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию, создали дирекцию программы «Перспективный двигатель для ПАК ФА». Новое подразделение получит большую часть полномочий по управлению проектом создания двигателя для истребителя пятого поколения. По словам управляющего директора ОАО «УМПО» Александра Артюхова, программа создания двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации – на сегодняшний день одна из самых высокотехнологичных в российской промышленности. Работа по проекту будет строиться на основе гейтовой системы. Специалисты определят ключевые рубежи с четкими целями и задачами на каждый период.
Руководителем дирекции назначен Евгений Марчуков, генеральный конструктор-директор ОКБ им. А.М. Люльки – филиала УМПО. В 2014 году УМПО было назначено головным изготовителем опытных образцов деталей и сборочных единиц двигателя.
В настоящее время предприятие и его филиал – ОКБ им. А.М. Люльки – ведут подготовку к изготовлению первого демонстратора двигателя для ПАК ФА.
Технический проект двигателя второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 выполнен, в 2015 году будет изготовлен первый двигатель-демонстратор, об этом заявил в феврале 2015 года генеральный директор «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК) Владислав Масалов. «Технический проект двигателя второго этапа для ПАК ФА выполнен, и в настоящее время идет разработка конструкторской документации для изготовления опытных образцов двигателя», заявил Масалов, отметив, что работы по двигателю ведутся в полном соответствии с графиком, определенным госконтрактом. Масалов сообщил, что первый двигатель-демонстратор второго этапа будет изготовлен уже в 2015 году.
Двигатель российского многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) может запускаться без кислорода в отличие от предыдущих самолетов, на которых использовалась кислородная подпитка. Плазменная система розжига установлена в основной камере сгорания и в форсажной. Новшество заложено в самой форсунке с плазменной системой: в ней одновременно с подачей керосина организуется дуга плазмы. Система запуска маршевых двигателей и вспомогательная силовая установка (ВСУ) ПАК ФА являются уникальными и не имеют мировых аналогов.
Нижегородский завод «Гидроагрегат» до конца 2016 года предполагал поставить 5 систем управления для строящихся российских истребителей пятого поколения Т-50, сообщил в апреле 2015 года генеральный директор предприятия Павел Редько. «Эти системы управления, как и сам истребитель, нового поколения, разрабатывались специально под Т-50: они обладают повышенными динамическими характеристиками, работают быстрее и точнее, тем самым обеспечивают сверхманевренность самолета», — сказал Редько. По его словам, нижегородское предприятие до конца 2016 года должно поставить 5 комплектов таких систем для строящихся в Комсомольске-на-Амуре новейших истребителей; 6 систем уже были поставлены для опытных образцов самолета ранее.

Головным предприятием по созданию радиоэлектронной системы для ПАК ФА является НИИ приборостроения им. Тихомирова, входящего в КРЭТ. Радиоэлектронная система ПАК ФА с активными фазированными антенными решетками (АФАР) будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. На самолете будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других как активных так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций. Подобные станции разнесены по всей поверхности самолета, фактически составляя «умную обшивку».
Комплекс радиолокационных систем ПАК ФА может выполнять функции и средства пассивной разведки, и средства активной радиолокации, и специализированного средства радиоэлектронной борьбы.
Радар ПАК ФА имеет несколько диапазонов работы и будет работать не только в передней полусфере — у него будет также целый ряд возможностей для кругового обзора, чтобы у летчика была полная информация о радиолокационной обстановке, чтобы без осуществления действий по маневрированию можно было узнать, что происходит слева, справа, сзади в автоматическом режиме с проекцией на шлем и на интерактивные стекла кабины.
Радиолокационный комплекс самолета Т-50 предположительно включает в себя:
• носовую РЛС с АФАР Ш-121 Х-диапазона
• бортовые РЛС с АФАР Х-диапазона (должны быть размещены в носовой части фюзеляжа)
• крыльевые РЛС с АФАР L-диапазона
• возможно, кормовая РЛС с АФАР Х-диапазона
• контейнерная РЛС с АФАР Ка-диапазона (миллиметровый)
• возможно, датчики РЛС с АФАР распределенные по обшивке
На ПАК ФА предполагается к установке новая РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Ш-121 (модернизированная НО-11М «Барс») разработки НИИ Приборостроения им.В.В.Тихомирова, содержащая более 1500 приёмо-передающих модулей Х-диапазона (монолитные интегральные схемы СВЧ-диапазона — МИС СВЧ) производства АО «Исток» (г.Фрязино) суммарной мощностью 12 до 20 кВт по разным данным. Это обеспечит большую дальность обнаружения воздушных и наземных объектов, многоканальность сопровождения целей и применения по ним ракетного оружия. Новая РЛС, разработки НИИП, содержит 1526 приемо-передающих модулей, что обеспечивает самолету большую дальность обнаружения, многоканальность сопровождения целей и применения ракетного оружия. Радар построен полностью на российской элементной базе на основе наногетероструктур арсенида галлия и передовых технологий антенных систем с электронным управлением лучом.

Дальность обнаружения целей с высокой эффективной площадью рассеивания, типа самолета дальнего радиолокационного дозора, не менее 400 км. Ожидается, что станция будет сопровождать шестьдесят и одновременно обстреливать до шестнадцати целей.
«В нашем опытном производстве уже изготовлен шестой комплект основной АФАР переднего обзора (АФАР ПО), на выходе АФАР бокового обзора и АФАР L-диапазона. Два комплекта бортовой радиолокационной станции с АФАР ПО уже имеют приличный налет на объектах Т-50-3 и Т-50-4, в ближайшее время к летным испытаниям присоединится третий — Т-50-5 с нашей аппаратурой на борту. Первая серия полетов подтвердила возможность достижения заданных характеристик в основных режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», что свидетельствует о хорошем научно-техническом заделе разработки. Однако неожиданных проблем возникает множество, что естественно для пионерских разработок, и на решение их требуется время.» — сказал Генеральный директор НИИП Юрий Белый в марте 2014 года.
Вычислительное ядро комплекса Н036ЕВС решает задачи управления бортовым радиолокационным комплексом (БРЛК), обработки радиолокационной информации и организации взаимодействия БРЛК с системами самолета и пилотом.
Для нового отечественного боевого самолета ОАО «ПО «Уральский оптико- механический завод» имени Э.С. Яламова» разработал оптико-электронный комплекс. В рамках МАКС-2011 впервые — и в порядке исключения – предприятие демонстрировало многофункциональную оптико-электронную интегрированную систему для самолета нового поколения. Система представляет собой целый комплекс, в задачи которого входит полный контроль обстановки во всех оптических диапазонах вокруг самолета. В состав нового оптико-электронного комплекса «101 КС» входят станции 101 КС-У, 101 КС-В, 101 КС-О и другая аппаратура.
Разработку нового шлема для летчиков перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) осуществляет томилинское Научно-производственное предприятие (НПП) «Звезда» — традиционный российский разработчик защитного снаряжения летчиков военной авиации, сообщил в апреле 2014 года главный конструктор истребителя Су-35 Игорь Демин. По мнению Демина, НПП «Звезда» должно интегрировать все наработки по «встраиваемым технологиям», полученные на протяжении 15 лет советскими и российскими фирмами. Шлем пилота способен выдержать катапультирование на скорости 1000 км/ч.
Специальный противоперегрузочный костюм (ППК) пилота истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА разрабатывается специалистами российского КБ «Звезда».
В костюме имеются карманы для полетной документации, в области живота установлена металлическая пластина, которая прижимается к телу летчика при больших перегрузках, поддерживая нормальный приток крови к голове, тем самым препятствуя наступлению обморока.
Научно-производственное предприятие «Звезда» закончило серию заводских испытаний снаряжения и госиспытаний средств спасения летчиков самолета пятого поколения Т-50, сообщили 2 июня 2015 года в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации. «Теперь уже не только сам самолет, его приборы и системы вооружения, но и новые кресло пилота, шлем и противоперегрузочный костюм позволяют достичь одних из лучших показателей по удобству и безопасности в мире», — отметили в корпорации.
«Некоторые образцы снаряжения летчика Т-50 уже испытываются в полете. Причем по ряду разработок наши изделия превосходят международные требования», — сказал генеральный директор-главный конструктор предприятия Сергей Поздняков.

Специалисты НПП «Звезда» закончили испытания унифицированного защитного шлема ЗШ-10 нового поколения, кислородной маски КМ-36М, противоперегрузочного костюма ППК-7, высотно-компенсирующего костюма ВКК-17, кислородной системы КС-50. В 2014 году были завершены государственные испытания катапультного кресла К-36Д-5.
В перспективном самолете Т-50 кресла могут регулироваться для того, чтобы лучше подходить для пилотов разной комплекции, по сравнению со старыми образцами система регулировки заметно расширилась. Кроме того, для «разгрузки» позвоночника во время полета изменен угол наклона установки кресла в кабине. Само кресло благодаря использованию современных материалов стало на 20% легче прежних образцов, состоящих в настоящее время на вооружении, что позволяет увеличить полезную нагрузку боевого самолета. Срок службы современного кресла — до 30 лет.
ОКБ Сухого разработало информационно-управляющую систему нового поколения для перспективного истребителя ПАК ФА (также известен как Т-50) и беспилотников, внедрять ее планируется с 2016-2017 года. «ОКБ Сухого создало принципиально новый вычислитель на Т-50, который выполнен по принципам модульной авионики», — сказал представитель компании в марте 2016 года. По его словам, внедрять систему на ПАК ФА планируется уже с 2016 года, с 2017-го ее будут интегрировать в беспилотный комплекс.
Комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Гималаи» представляет собой настолько интегрированную в самолет систему, что выполняет функцию так называемой умной обшивки, поставщик изготавливает не какие-то отдельные блоки, а части самолета с встроенными в них электронными устройствами. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Гималаи» разработан Калужским НИРТИ, выпускается на Ставропольском радиозаводе «Сигнал»; оба входят в концерн «Радиоэлектронные технологии» — КРЭТ.
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) поставил первую партию инновационных комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Гималаи» для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50., сейчас идут испытания, сообщил генеральный директор КРЭТ Николай Колесов в октябре 2014 года. «На опытных образцах самолетов Т-50 уже стоит бортовой комплекс обороны «Гималаи». Самолет проходит испытания вместе с ним», — сказал руководитель концерна.

К 2014 году Концерн «Радиоэлектронные технологии начал производство ряда новых комплексов, один из них — инерциальная навигационная система БИНС-СП-2. Она устанавливается на многоцелевые истребители поколения 4++ Су-35 и перспективный истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Комплекс БИНС-СП-2 способен в автономном режиме, даже при отсутствии внешних сигналов, определять координаты и параметры движения самолета. Этот комплекс может работать и при — 60, и при + 60 градусов по Цельсию. При том, что по своим тактико-техническим характеристикам система опережает аналоги иностранного производства, её стоимость более чем на 40% ниже зарубежных аналогов.
БЕСПЛАТФОРМЕННЫЕ ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ БИНС-СП-1 И БИНС-СП-2

Для ПАК ФА на «Аэроприбор-Восход» разработана система измерения высотноскоростных параметров самолета пятого поколения СИВСП-35-1. В ее состав входят два вычислителя воздушных параметров, четыре приемника-преобразователя воздушного давления, два датчика температуры торможения.
Федеральный научно-производственный центр ОАО «НПП «Полет» (входит в «Объединенную приборостроительную корпорацию» Госкорпорации Ростех) разработал новый комплекс средств связи (КСС) С-111 и интегрированную антенно-фидерную систему для истребителя 5 поколения Т-50. Новые системы значительно улучшают качество авиационной связи, в несколько раз снижают радиолокационную заметность самолета и обладают универсальностью – могут использоваться также на летательных аппаратах различных типов. «С-111 принципиально отличается от всех предшествующих разработок по своим техническим характеристикам, — рассказал генеральный директор «Объединенной приборостроительной корпорации» Александр Якунин в августе 2014 года, — Он обеспечивает летательному аппарату новый уровень оперативности получения информации на всех этапах полета и во всех видах боевых действий. Для реализации данных характеристик используются пакетный обмен данными в цифровой форме, широкополосные каналы радиосвязи, новые методы борьбы с помехами, позволяющие увеличить дальность и качество связи».
С-111 ни в чём не уступает современным зарубежным аналогам, а по ряду параметров и превосходит их. В этом комплексе впервые решена задача передачи больших объемов информации между самолетами внутри группы в реальном масштабе времени (голос, видео, данные РЛО и камер слежения) путем применения радиоканалов СМВ диапазона, обеспечивающих передачу информации со скоростями до 34,3 Мбит/с.
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) оснащается системой электроснабжения постоянного тока, которая в два раза мощнее всех российских аналогов, сообщил гендиректор холдинга «Авиационное оборудование» (входит в госкорпорацию «Ростех») Максим Кузюк в феврале 2015 года. «Для самолета пятого поколения холдинг создал систему электроснабжения постоянного тока СПТСУ-7,5, которая примерно в два раза мощнее всех существующих российских аналогов», – сказал Кузюк. Он отметил, что СПТСУ-7,5 «преобразует трехфазное напряжение переменной частоты от генератора в постоянное напряжение 27 вольт номинальной мощностью более 8 кВт, обеспечивая стабильность работы всех электронных систем и безопасность самолета».

Новейшая полностью цифровая система наведения оружия российского истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) позволяет летчику применять его по принципу «выстрелил-забыл». «Система наведения оружия ПАК ФА имеет значительно более серьезные возможности по обнаружению целей, их полностью автоматическому сопровождению и наведению оружия по принципу «выстрелил-забыл». Полностью цифровая система проводит предварительное целераспределение, летчик утверждает или корректирует решения машины, потом дает команду на выполнение — и система автоматически применяет все типы вооружения — ракеты, бомбы и так далее», — сказал советник первого замгендиректора «Концерна Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в ходе авиасалона МАКС-2015.
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) создаст специально для истребителя пятого поколения (ПАК ФА, Т-50) 12 управляемых ракет внутрифюзеляжного размещения. «К 2017 году мы должны создать шесть управляемых ракет для ПАК ФА, к 2020 году еще шесть, итого 12», – сказал гендиректор КТРВ Борис Обносов на МАКС-2015. По его словам, «в разработке корпорации сейчас находятся более 20 новых образцов ракет для российской армии, в том числе для самолетов, в частности, ПАК ФА. Четыре образца внутрифюзеляжного размещения для ПАК ФА уже созданы и проходят испытания.
Головное предприятие ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» предлагает модульный ряд ударных ракет Х-38МАЭ; Х-38МКЭ; Х-38МЛЭ и Х- 38МТЭ, противокорабельные ракеты Х-35УЭ и Х-31АД, противорадиолокационную УР Х-31ПД. Предприятие корпорации «ГосМКБ « Радуга» на МАКС-2011 продемонстрировало комплекс ракетного оружия «Овод-МЭ» с УР Х-59М2Э и Х-59МК2, противорадиолокационную ракету Х-58УШКЭ, ГНПП «Регион – новую 250- килограммовую корректируемую авиационную бомбу.

Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ) завершает госиспытания ракеты Х-58УШК внутрифюзеляжного размещения, предназначенной для оснащения российского перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), — сообщил на международном авиасалоне генеральный директор КТРВ Борис Обносов.
«Это абсолютно новейшее изделие, не имеющее ничего общего со старой Х-58, кроме индекса: она в два раза короче Х-58, оснащена совершенно другой головкой самонаведения. Только сейчас заканчиваем ее госиспытания, включая испытательные пуски с опытных самолетов Т-50», — сказал он. По словам руководителя корпорации, ПАК ФА «будет единственной российской платформой, оснащенной противорадиолокационной ракетой внутрифюзеляжного размещения». Но она может устанавливаться и на внешних узлах подвески, отметил Обносов.
Новейшая модификация авиационной ракеты для российского истребителя пятого поколения (ПАК ФА) будет создана к 2016 году, сообщил генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов в мае 2014 года ходе выставки KADEX 2014. «С КБ «Сухой» у нас налажен очень тесный контакт, создана постоянная совместная рабочая группа. Все протоколы информационного взаимодействия согласованы, макетные образцы изготавливаются в срок, графики мы выдержим — к 2016 году все должно быть сделано», — заявил Борис Обносов, уточнив, что речь идет о новейшей модификации авиационной крылатой ракеты — Х-74М2. «Это тяжелая работа, интенсивность испытаний очень высока, порой не справляется даже Ахтубинский Главный летный испытательный центр», — добавил глава корпорации.
Российский истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50) получит скорострельную пушку, уже используемую на других самолетах, с новыми термостойкими боеприпасами. В 2014 году проходили летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9А1-4071К, позволяющей отработать весь боекомплект носителя в любом режиме, на самолёте СУ-27СМ. После завершения испытаний, в 2015 году планируется ОКР по отработке пушки на самолете 5-го поколения Т-50″, сообщил разработчик ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» в январе 2015 года.
Боеприпасы для таких пушек в максимальной степени унифицированы, но одна из новинок, которая будет использована на Т-50, скоро пойдет в войска — это боеприпасы с пластмассовым ведущим устройством высокой термостойкости», — рассказал гендиректор НПО «Прибор» Чижевский в августе 2015 года.
29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре в воздух поднялся первый летный экземпляр российского многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50/ПАК ФА. Машину пилотировал заслуженный летчик-испытатель Герой России Сергей Богдан, полет продлился около 45 минут.
8 апреля 2010 года первый лётный образец истребителя и комплексный наземный стенд, на котором проводится отработка оборудования и систем в обеспечение программы лётных испытаний, были доставлены на территорию лётно-испытательной и доводочной базы ОАО «ОКБ Сухого» в подмосковном Жуковском. После завершения необходимого объёма испытаний на стендах систем и агрегатов, в том числе статического образца на прочность, наземной отработки самолёта-стенда и лётного образца, 29 апреля 2010 г. были начаты летные испытания самолета по программе предварительных испытаний.
3 марта 2011 г. на заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) состоялся первый вылет второго лётного образца, и после проведения заводских испытаний он был подключен к программе предварительных испытаний.
Третий лётный образец выполнил первый полёт 22 ноября 2011 г. После проведения комплекса наземных подготовительных работ и дооснащения наращенным составом бортового оборудования он также подключается к выполнению программы предварительных испытаний.
17 января 2013 г. и 20 ноября 2013 г. на аэродром в подмосковный г.Жуковский прибыли четвертый и пятый летные образцы ПАК-ФА. Перегон выполнен своим ходом с Дальнего Востока.
К концу 2013 года в летных испытаниях участвовало 5 летных образцов, проводятся наземные отработки на стендах. Получены надежные характеристики устойчивости и управляемости на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, на малых и больших высотах полета, на закритических углах атаки. Проводится отработка бортового оборудования. Проведены успешные работы по дозаправке топливом в полете, по исследованию поведения самолета в различных конфигурациях.
Основными текущими задачами летных испытаний являются отработка боевых режимов работы систем, стыковка с вооружением и его применение.

В феврале 2014 года Военно-воздушные силы РФ получили истребитель пятого поколения Т-50 для проведения государственных испытаний, на аэродром 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС РФ имени Чкалова в Ахтубинске для прохождения государственных совместных испытаний прибыл летный образец перспективного авиационного комплекса пятого поколения (ПАК-ФА, Т-50). Пилотировал самолет лётчик-испытатель 1-го класса Сергей Чернышев.
Полностью заменять всю истребительную группировку военно-воздушных сил РФ на перспективный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) нецелесообразно, такое мнение высказал президент Объединенной авиастроительной корпорация (ОАК) Михаил Погосян в апреле 2014 года. «Я думаю, будущая истребительная группировка будет носить смешанный характер. И когда меня спрашивают, целесообразно ли полностью заменить группировку самолетами пятого поколения, я отвечаю отрицательно, — сказал Погосян. — Думаю, что экономически это не будет оправданно. Существует большое количество задач, которые эффективно могут решаться самолетами 4-го поколения. Это, с точки зрения экономической эффективности, более выгодно, чем решать простые задачи таким сложным комплексом, как ПАК ФА».

10 июня 2014 года пятый прототип самолета загорелся на земле. «Сегодня на аэродроме летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском после выполнения штатного испытательного полета при посадке самолета Т-50 наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, затем произошло локальное возгорание. Оно было оперативно потушено. Самолет подлежит восстановлению. Пострадавших нет. В ОКБ Сухого создана комиссия, которая проведет расследование причин происшествия», — сказал представитель пресс-службы ОАК.
Самолет Т-50 утром 10 июня 2014 г. выполнял демонстрационный полет для индийской делегации, и в это время на панели сигнализации приборной доски Т-50 появилось предупреждение о неполадках в работе правого двигателя. Перестала работать система связи, пилот остановил двигатель, и размахивая крыльями самолета, чтобы предупредить наземный контрольно-диспетчерский пункт (КДП), совершил посадку.
После приземления пилот выключил и второй двигатель, КДП приказал ему немедленно покинуть самолет. Летчик увидел, что густой черный дым появился над правым воздухозаборником. Не дожидаясь, когда к аварийному самолету пристегнут стремянку, пилот открыл фонарь кабины, увидел лужу горящего топлива под истребителем, спрыгнул из кабины и отбежал от самолета примерно на 100 м.
Ущерб был настолько тяжелый, что компании «Сухой» пришлось прервать производство шестого самолета и использовать его части для восстановления пострадавшего прототипа. «Самолет восстановлен — пятая машина летает. Это говорит о том, что у самолета огромнейший ремонтопригодный потенциал. Это хороший самолет, нам такой самолет нужен», — сказал главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев.

С 4 по 6 декабря 2015 года из Комсомольска-на-Амуре совершил перелет в подмосковный Жуковский на аэродром АО «Летно-иссследовательский институт имени М.М. Громова» для возобновления испытаний самолет Т-50-5Р (бортовой номер «055) — восстановленный на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиале АО «Компания «Сухой») в ходе капитально-восстановительного ремонта после аварии пятый летный опытный образец российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (первоначально обозначался Т-50-5).

28 декабря 2014 года в Жуковский транспортным самолетом Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» доставлен новый экземпляр истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА. Это второй самолет Т-50-6-2 для наземных испытаний.

На май 2015 года фактический налет четырех первых прототипов истребителя пятого поколения ПАК ФА составил:
• Т-50-1 — находится на доработке в ОКБ «Сухого», наработка 219 часов, 197 посадок.
• Т-50-2 — находится в Жуковском, наработка 123 часа, 141 посадка.
• Т-50-3 — в ЛИиДБ в Ахтубинске, наработка 181 час, 92 посадки.
• Т-50-4 — в ЛИиДБ в Ахтубинске, наработка 74 часа, 49 посадок.
• Т-50-5Р — находится в цехе окончательной сборки КнААЗ. 5Р — проект восстановления машины Т-50-5 с использованием узлов Т-50-6, остановленной в производстве.

В июне 2015 года появились фотографии четвертого опытного образеца российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) — самолет Т-50-4 (бортовой номер «054») с макетами ракет РВВ-СД класса «воздух-воздух» средней дальности на внешней подвеске. Самолет в таком виде принял участие в демонстрационном полете на авиашоу («тактическом эпизоде») «Авиамикс», состоявшемся 30 мая 2015 года на полигоне «Погоново» под Воронежем в честь открытия основной части Всероссийских соревнований летных экипажей ВВС России «Авиадартс-2015″.

На МАКС-2015 организаторы обещали выставить на демонстрационной площадке Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), так же известный под обозначением «Т-50″. Однако этого не случилось, зрители могли видеть самолеты этого типа в полете, при выполнении сложных фигур пилотажа высокого уровня. Кроме того, элементы электронной начинки самолета были представлены на стендах предприятий — разработчиков и производителей.
«НИИ приборостроения им. Тихомирова» (НИИП, входит в «Алмаз-Антей») на международном авиасалоне МАКС-2015 впервые показал полный комплект активных фазированных решеток для российского истребителя пятого поколения ПАК ФА. Это передняя и боковая АФАР Х-диапазона и крыльевая АФАР L-диапазона. Бортовая РЛС с активной ФАР для российского истребителя «Сухой» Т-50 готов на 99%.
Для нового отечественного боевого самолета ОАО «ПО «Уральский оптико- механический завод» имени Э.С. Яламова» разработал оптико-электронный комплекс. Его элементы были продемонстрированы на МАКС-2015. В состав нового оптико-электронного комплекса «101 КС» входят станции 101 КС-У, 101 КС-В, 101 КС-О и другая аппаратура.
ГРПЗ показал на МАКС-2015 вычислительное ядро бортового радиолокационного комплекса для самолета ПАК ФА. Вычислительное ядро комплекса Н036ЕВС решает задачи управления бортовым радиолокационным комплексом (БРЛК), обработки радиолокационной информации и организации взаимодействия БРЛК с системами самолета и пилотом.

Истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) активно задействуют в различных учениях сразу же, как только он начнет поступать в войска, об заявил главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев в сентябре 2015 года. «Первые экземпляры Т-50 должны в 2016 году поступить на вооружение. Пока планы учений на следующий год мы еще не сверстывали, но поверьте мне, он сразу же будет, как Су-30 и Су-35, проверен по своим возможностям во всех видах учений, какие бы они ни были», — сказал главком. «Я думаю, что в учениях он также будет показывать себя с лучшей стороны. Еще раз говорю — самолет прекрасный, возможности у него огромные, тем более, максимум бортовая вычислительная машина будет делать сама, пилот лишь будет контролировать ее действия. Мы возлагаем большие надежды на этот самолет, и я думаю, что он их оправдает», — резюмировал Бондарев.
Испытания истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) проходят успешно, и с 2017 года он начнет поступать в войска, сообщил в конце сентября 2015 года главнокомандующий ВКС Виктор Бондарев, ранее сообщалось, что истребители Т-50 поступят на вооружение в 2016 году.

Испытания истребителя 5-го поколения (Т-50) идут по плану, в этом году к ним подключатся еще три летных образца, заявил 27 октября 2015 года президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. «Мы говорили, что в этом году три машины подключаем к испытаниям. Сразу три летных образца позволят нам интенсифицировать испытания. Программа идет в графике, мы подтверждаем те характеристики, которые были заложены в техзадании», — сказал он, не уточнив общее количество самолетов, участвующих в испытаниях ПАК ФА.
По его словам, одна машина уже участвует в испытаниях, две другие подключатся до конца этого года. «Чем больше мы будем иметь «на крыле» опытных самолетов, принимающих участие в опытных испытаниях, тем быстрее эта программа будет реализована», — подчеркнул глава ОАК. Он отметил, что в ОАК удовлетворены реализацией этой программы.

С декабря 2015 года в Жуковском начались испытания первых двух летных опытных образцов перспективного истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) — самолетов Т-50-1 и Т-50-2 — с макетными образцами управляемого ракетного вооружения на внешних подвесках.
Основные усилия предприятий ВПК, связанных с созданием истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), сейчас сосредоточены на изготовлении нового штатного двигателя для истребителя, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в марте 2016 года в ходе совещания по вопросам развития боевой авиации. «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50, по сути дела самолёт летающий. Сейчас работа конструкторов над самолётом второго этапа: мы ждём его двигатель», — сказал Рогозин.
«Если все пойдет по плану, первый полет Т-50 (ПАКФА) с двигателем второй фазы состоится в конце 2017 года, при этом самолет выполнит роль летающей лаборатории. В одной из мотогондол будет размещен существующий двигатель, во второй – новый», заявил генеральный конструктор КБ им. Люльки Евгений Марчуков.
По словам Марчукова, прототип двигателя второго этапа находится в производстве, испытывается внутренний контур ТРДДФ. Наземные испытателя демонстратора начнутся летом 2016 года. По своим характеристикам новый двигатель будет превосходить существующий на 15-20%. Характеристики силовой установки повышены за счет резкого улучшения параметров рабочего цикла, КПД агрегатов, новых конструкционных материалов, значительно уменьшен удельный расход топлива (не только на крейсерском режиме, но и в режиме форсажа) и так далее. По словам Марчукова, некоторые трудности были связаны с тем, что не все новые материалы прошли сертификацию, и их нельзя использовать в данное время.

К январю 2016 года Россия построила шесть прототипов самолета Т-50, которые за шесть лет выполнили всего примерно 700 полетов.
«В 2016-2017 годах мы закупим, как и планировалось, эскадрилью ПАК ФА. Она будет эксплуатироваться как боевая единица», — сообщил в июле 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов. При этом он отметил, что ВВС России закупят меньше ПАК ФА, чем первоначально планировалось, за счет большего количества закупаемых истребителей Су-35.
Серийное производство перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50) должно начаться в 2017 году, сообщил в январе 2016 года главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) России генерал-полковник Виктор Бондарев. «Меня очень радует работа промышленности в этом направлении. Я недавно посетил Комсомольск-на-Амуре, посмотрел работу предприятия по созданию данного самолета. Сегодня на стапелях в готовности процентов 60-70 находится Т-50 номер 11 — крайний самолет испытательной группы. Я на 100% уверен, что ГСИ (государственные совместные испытания) в этом году мы закончим. В следующем году этот самолет должен встать на серию», — сказал главком.
Первый полет Т-50 с двигателем второго этапа (изделие 30) состоится в 2018 году. Всего военные должны до 2020 года получить 55 истребителей пятого поколения.

Российский истребитель пятого поколения ПАК ФА может быть оснащен радиофотонным радаром разработки КРЭТ. Концерн намерен создать натурный образец радиолокационной станции будущего до 2018 года.
«На выходе нашей работы по радиооптической фазированной антенной решетке (РОФАР) будет получен полный перечень летательных аппаратов – пилотируемых и беспилотных, – которые мы планируем предложить оснастить радарами на основе РОФАР. Я думаю, что ПАК ФА тоже будет в этом списке и по нему будут выданы определенные предложения», – сообщил советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев. Он отметил, что финальное решение будет за Минобороны России. В рамках проекта РОФАР на базе КРЭТ уже создана лаборатория радиофотоники, и Концерн начал лабораторные исследования. Работа, рассчитанная на 4,5 года, ведется в соответствии с графиком, который был согласован с Фондом перспективных исследований (ФПИ).

Военно-морской флот России планирует использовать на будущем новом российском авианосце палубный вариант российского истребителя пятого поколения Т-50 (проект ПАК ФА), заявил в октябре 2014 года заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению, контр-адмирал Виктор Бурсук. «Развитие самолетного парка предусмотрено программой кораблестроения. Это — палубные истребители Су и МиГ. Планируется и дальнейшее развитие Т-50 (в палубном варианте)», — сказал контр-адмирал. По словам В. Бурсука, флот получит новый авианосец после 2030 года.

В июне 2014 года источники из ВВС Индии подтверждают, что контракт с Россией по созданию истребителя пятого поколения FGFA на основе Т-50 ПАК ФА задерживается из-за разногласий по разделению работ с индийской авиастроительной корпорацией HAL и по предоставлению технических данных истребителя.
В сентябре 2014 года стало известно, что командование ВВС Индии предъявило претензии к ходу работ по совместному российско-индийскому проекту истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), создаваемому на базе Т-50 (ПАК ФА). Военные недовольны техническими характеристиками двигателей перспективного боевого самолета, параметрами его малозаметности, системами подвески вооружения, а также сроками реализации проекта. Российская сторона объявила, что большинство выявленных недостатков будет устранено в ближайшее время.
Россия предлагает Бразилии совместную разработку и производство многофункционального истребителя пятого поколения типа Т-50, сообщил 24 марта 2014 года директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин. По его словам, на переговорах в Бразилии в этот раз российская сторона готова обсуждать возможность создания совместного предприятия.

1 — фюзеляж,
2 — наплыв фюзеляжа,
3 — консоли крыла,
4 — консоли цельноповоротного вертикального оперения (ЦПГО),
5 — консоли цельноповоротного горизонтального оперения (ЦПВО),
6 — мотогондолы двигателей,
7 — воздухозаборники двигателей,
8 — управляемые поворотные части наплыва фюзеляжа,
9 — поворотные носки крыла,
10 — элероны,
11 — флаппероны,
12-пилон ЦПВО,
13 — воздухозаборники продува мотоотсеков и 14 — поворотные реактивные сопла двигателей,
15 — срезы реактивных поворотных сопел двигателей,
16 — оси вращения поворотных сопел двигателей,
17 — плоскости вращения поворотных сопел двигателей.

ОПЫТНЫЕ ОБРАЗЦЫ:
• Т-50-0 — Образец для наземных статических испытаний
• Т-50-КНС — Комплексный натурный стенд (КНС) для наземных испытаний
• Т-50-1 051 Первый лётный прототип. Первый полёт состоялся 29 января 2010 года.
• Т-50-2 052 Второй лётный прототип. Первый полёт состоялся 3 марта 2011 года.
• Т-50-3 053 Третий лётный прототип. Первый полёт состоялся 22 ноября 2011 года.
• Т-50-4 054 Четвёртый лётный прототип. Первый полёт состоялся 12 декабря 2012 года.
• Т-50-5/Т-50-5Р 055 Пятый лётный прототип. Первый полёт состоялся 27 октября 2013 года. После ремонта получил индекс Т-50-5Р, первый полёт — 16 октября 2015 года.
• Т-50-6 056 Шестой лётный прототип. Прототип второго этапа. Первый полёт состоялся 27 апреля 2016 года.
• Т-50-7 — Образец второго этапа для наземных статических испытаний.
• Т-50-8 058 Седьмой лётный прототип. Прототип второго этапа. Первый полёт состоялся 17 ноября 2016 года.
• Т-50-9 509 Восьмой лётный прототип. Прототип второго этапа. Первый полёт состоялся 24 апреля 2017 года.
• Т-50-10 — Девятый лётный прототип.
• Т-50-11 — Десятый лётный прототип.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 18500
нормальная взлетная 26000
максимальная взлетная 35480
топлива 11100
Размах крыла, м 16,50
Длина, м 22,00
Высота, м 5,30
Площадь крыла, м2 104.00
Тип двигателя 2 ТРДДФ Сатурн АЛ-41Ф1С («изделие 117С»), на 2-м этапе: «Тип 30» («Изделие 129»)
Тяга нефорсированная, кгс 2 х 14500
Максимальная скорость , км/ч 2500 (М=2.35))
Крейсерская скорость, км/ч 1300-1800
Практическая дальность , км
на сверхзвуковой скорости 1850 — 2100
без дозаправки 3600-4400
с дозаправкой 5500
Практический потолок, м 20000
Скороподъемность, м/с 350 — 384 м/с
Продолжительность полета, ч до 5,8
Максимальная перегрузка, g +10…-11
Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское: сдвоенная 30-мм пушка 9А1-4071К (типа ГШ-30-1)
Боевая нагрузка, кг 1310 — 10000
Точек подвески вооружение:
— внутренних 8 или 10
— внешних 8 или 2
Ракетное вооружение
— УР класса «воздух-поверхность» Х-58УШКЭ, Х-31ПД, Х-31АД, Х-38МАЭ; Х-38МКЭ; Х-38МЛЭ и Х- 38МТЭ, Х-35УЭ и др.
— УР класса «воздух — воздух» РВВ-МД, РВВ-СД и РВВ-БД и др.
Бомбовое: управляемые и свободнопадающие бомбы
Число узлов подвески 14
Варианты подвески:
— воздушный бой (в отсеках вооружения 1620 кг)
• 8 х УР РВВ-СД
• 2 х УР РВВ-МД
— по наземным целям (в отсеках вооружения 4220 кг)
• 8 х КАБ-500
• 2 х УР РВВ-МД
Радиолокационный комплекс АФАР Н036 «Белка» или Н050 (Ш-121)
Оптико-электронный комплекс «101 КС», в него входят станции 101 КС-У, 101 КС-В, 101 КС-О и другая аппаратура.
Шлем летчика на базе защитного шлема ЗШ-10
Инерциальная навигационная система БИНС-СП-2
Комплекс средств связи (КСС) С-111

А.В.Карпенко ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА» 15.01.2014 + ВТС «БАСТИОН» 10.04.2016 + дополнения

Источники: А.В.Карпенко «ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ Т-50″, www.knaapo.com, www.uacrussia.ru, Министерство промышленности и торговли РФ, Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, ВТС «БАСТИОН», АРМС-ТАСС, ТАСС, www.airwar.ru, Ростех, defenceforumindia.com, bmpd.livejournal.com, РИА Новости, Военный Паритет, Arms-expo, Лента.ру, Деловая газета «Взгляд» и др.

15.01.2014

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ С ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТЬЮ. ПАТЕНТ РФ №2502643

27 декабря 2013 года на сайте www.fips.ru опубликован Патент РФ №2502643, патентообладателем которого является ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой». Заявка на него была подана еще 30.12.2011 г.
В патенте отмечается, что в качестве недостатков известного технического решения (самолета Су-27) следует отметить высокое значение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР), определяющей характеристики обнаружения самолета радиолокационными средствами противника. Для известного самолета (Су-27) величина ЭПР составляет порядка 10-15 м2 (здесь рассматривается усредненное значение для выбранного ракурса).
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в снижении величины РЛ-заметности самолета до средней величины порядка 0,1-1 м2.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ: Многофункциональный самолет, содержащий планер, силовую установку, комплекс бортового оборудования, отличающийся тем, что авиационные средства поражения размещены внутри планера, канал воздухозаборника выполнен S-образным, а на стенки канала воздухозаборника нанесены радиопоглощающие покрытия, при этом в канале воздухозаборника установлено устройство, разделяющее канал воздухозаборника перед входным направляющим аппаратом на ряд отдельных полостей, образованных цилиндрическими или плоскими поверхностями, а кромки входа воздухозаборника образуют параллелограмм, углы стреловидности передних и задних кромок несущих поверхностей, воздухозаборников, створок люков приведены к двум или трем направлениям, борта фюзеляжа в поперечном сечении, цельноповоротное вертикальное оперение выполнены с наклоном от вертикальной плоскости в одном направлении, устройства забора и выброса воздуха выполнены экранированными, отсек штанги дозаправки самолета топливом в полете закрыт створкой, кроме того, пространства между отдельными конструктивно-технологическими элементами планера заполнены токопроводящими герметиками, остекление фонаря выполнено металлизированным, обтекатели антенн выполнены из частотно-селективных структур; оптические датчики выполнены с возможностью их поворота в неработающем состоянии тыльной стороной, с нанесенным на нее радиопоглощающем покрытием, в направлении облучающих РЛС; антенные отсеки закрыты экранирующими диафрагмами; плоскости антенн отклонены от вертикальной плоскости; при этом, по крайней мере, частично в качестве антенн использованы конструкции агрегатов планера, а антенно-фидерная система выполнена на основе малоотражающих антенн в РЛ-диапазоне длин волн.

На представленных чертежах позициями обозначены:
1 — фюзеляж,
2 — консоли крыла,
3 — консоли цельноповоротного горизонтального оперения (ЦПГО),
4 — консоли цельноповоротного вертикального оперения (ЦПВО),
5 — фонарь кабины,
6 — горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей,
7 — мелкоячеистые сетки, закрывающие выбросы воздуха,
8 — боковые наклонные кромки воздухозаборников двигателей,
9 — устройство, уменьшающее ЭПР силовой установки,
10 — створки отсека штанги дозаправки топливом в полете.

Источники: http://www.fips.ru/cdfi/fips.dll/ru?ty=29&docid=2502643

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50). НОВОСТИ 2018
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50). НОВОСТИ 2018
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50. НОВОСТИ 2017
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50. НОВОСТИ 2017
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50. НОВОСТИ 2016
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50. НОВОСТИ 2015
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50. НОВОСТИ 2014
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50. НОВОСТИ 2013
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50. НОВОСТИ 2011-2012

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ Т-50 НА МАКС-2017. ЧАСТЬ 1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ Т-50 НА МАКС-2017. ЧАСТЬ 2
КОРОЛЬ ВОЗДУШНОГО БОЯ. НА ЧТО БУДЕТ СПОСОБЕН СУ-57 С НОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ПАК ФА ПРОТИВ «РАПТОРА». NI СРАВНИЛ БОЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ НОВЕЙШИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
ЛЕТНЫЙ ОБРАЗЕЦ Т-50-8 ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ ПАК ФА. ФОТОРЕПОРТАЖ
ЛЕТНЫЙ ОБРАЗЕЦ Т-50-6 ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ ПАК ФА. ФОТОРЕПОРТАЖ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50 НА МАКС-2015
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50 НА МАКС-2013. ФОТОРЕПОРТАЖ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50 НА МАКС-2011
ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ Т-50 НА МАКС-2011
А.В.Карпенко «ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ Т-50″
РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС С АФАР ПАК ФА
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ И ИНДИКАЦИИ НСЦИ ДЛЯ ПАК ФА
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АЛ-41Ф-1С
КОМПЛЕКС СРЕДСТВ СВЯЗИ С-112
РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ ПМИ (FGFA)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ КОРАБЕЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ НА БАЗЕ Т-50
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ С ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТЬЮ. ПАТЕНТ РФ №2502643
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ
КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА
ОАО «КОМПАНИЯ «СУХОЙ»
ОКБ «СУХОГО»


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap