ЭКСКУРСИОННАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА “САДКО”. SIGHTSEEING SUBMARINE “SADKO”


ЭКСКУРСИОННАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА “САДКО”
SIGHTSEEING SUBMARINE “SADKO”

22.09.2020

30 лет назад, 18 сентября 1990 года, на ПО «Севмаш» спустили на воду первый отечественный экскурсионный подводный аппарат «Нептун». Аппарат, спроектированный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством главного конструктора Ю.Н. Кормилицина, предназначался для проведения подводных туристических экскурсий в предварительно обследованных районах на глубину не более 50 метров, сообщает пресс-служба ОСК.
«Нептун» был построен по проекту 19730 «Ихтиандр». Аппарат предназначался для проведения подводных туристических экскурсий в районах, где глубина не превышает рабочей глубины погружения аппарата (30–40 метров, предел — 60 метров). Туристическая субмарина имеет длину 28 метров и изготовлена из стали толщиной 1,5 см. В надстройке аппарата установлены аккумуляторные батареи, гребные колонки, движительно-рулевой комплекс и прочее оборудование, обеспечивающее работу системы погружения и всплытия аппарата, информирует ВТС «Бастион».
В пассажирском салоне установлено 22 обзорных иллюминатора. Ещё один был установлен в носовой сферической переборке кабины пилота для наблюдения за внешней обстановкой. Пассажиры размещались в креслах вдоль бортов, для каждой пары — один иллюминатор. Экипаж аппарата состоял из трех человек: капитана-пилота, механика и гида-стюарда, отвечающего за обслуживание пассажиров.
Подводный экскурсионный аппарат рассчитан на погружения при волнении моря не более двух баллов. В сутки он мог обеспечить семь экскурсий длительностью по одному часу.
С учетом опыта создания и эксплуатации ЭПЛ “Нептун” в ЦКБ МТ в 1994 г. был разработан технический проект ЭПЛ “Садко”. Строительство осуществлялось на Петрозаводе в Санкт-Петербурге. ЭПЛ была спущена на воду в июне 1997 г. Проведенные испытания подтвердили высокое качество проектных решений. ЭПЛ эксплуатировалась на о. Санта-Люсия, а с 2001 г. — на о. Кипр, дополняет ВТС «Бастион».
В настоящее время экскурсионная подводная лодка «Нептун» находится в Северодвинске. Она признана памятником науки и техники, говорится в сообщении ОСК.
ВТС «Бастион»


ЭКСКУРСИОННАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА “САДКО”

В 1988 г. в ЦКБ МТ “Рубин” были начаты работы по созданию экскурсионных ПЛ (ЭПЛ). Разработка техно-рабочего проекта первой российской ЭПЛ “Нептун” была завершена в 1989 г.
«Нептун» был построен по проекту 19730 «Ихтиандр», разработанному конструкторским бюро «Рубин» под руководством главного конструктора Ю.Н. Кормилицина. Аппарат предназначался для проведения подводных туристических экскурсий в районах, где глубина не превышает рабочей глубины погружения аппарата (30–40 метров, предел — 60 метров).
Туристическая субмарина имеет длину 28 метров и изготовлена из стали толщиной 1,5 см. В надстройке аппарата установлены аккумуляторные батареи, гребные колонки, движительно-рулевой комплекс и прочее оборудование, обеспечивающее работу системы погружения и всплытия аппарата.

Система сжатого воздуха состоит из трех автономных частей и обеспечивает при полном запасе восьмикратное продувание балластных цистерн. ДРК состоит из десяти гребных колонок, из которых четыре маршевые сдвоенные, обеспечивающие ход «Нептуна», две рулевые, обеспечивающие управление аппаратом по курсу, и четыре вертикальные, предназначенные для управления вертикальными перемещениями субмарины и дифферентом.
Для эксплуатации «Нептуна» осенью 1992 года был создан российско-итальянский консорциум «Нептун». Его учредителями стали конструкторское бюро «Рубин», северодвинский «Севмаш» (в равных долях) и итальянская фирма «Cortina», владеющая туркомплексом на одном из островов в Карибском море.
Строительство осуществлялось на ПО “Севмашпредприятие” и было завершено в 1991 г. После завершения испытаний ЭПЛ эксплуатировалась на о. Антигуа (Малые Антильские острова), в 1996 г. была возвращена на завод-строитель для ремонта и модернизации.

Проработав несколько лет в теплых водах Карибского моря, в 1996 году «Нептун» прибыл в Северодвинск для ремонта и модернизации. А в результате был поставлен на отстой. Аппарат простоял около десяти лет на предприятии, пока его не выкупила частная фирма.

С учетом опыта создания и эксплуатации ЭПЛ “Нептун” в ЦКБ МТ в 1994 г. был разработан технический проект ЭПЛ “Садко”. Строительство осуществлялось на Петрозаводе в Санкт-Петербурге. ЭПЛ была спущена на воду в июне 1997 г. Проведенные испытания подтвердили высокое качество проектных решений. ЭПЛ эксплуатировалась на о. Санта-Люсия, а с 2001 г. — на о. Кипр.

Многолетний опыт, примененные новейшие технические решения позволили обеспечить высокие технические характеристики в сочетании с полной безопасностью при эксплуатации и комфортом для пассажиров.
Проект экскурсионной подводной лодки «Садко» одобрен Морским Регистром судоходства России и имеет класс «КМ-ПА автономный пассажирский» и может быть классифицирован любым другим обществом. Движительно-рулевой комплекс аппарата обеспечивает возможность маневрирования в горизонтальной плоскости с любым радиусом циркуляции, вплоть до разворота на месте и движения лагом, а также управления скоростью, дифферентом и глубиной погружения.

Безопасность эксплуатации ЭПЛ «Садко» обеспечена выполнением международных требований к аппаратам такого класса, а также повышенным запасом прочности корпуса и основных конструкций, включая иллюминаторы, положительной плавучестью во всех режимах плавания, наличием системы проверки на герметичность. Применение электропривода без систем гидравлики обеспечивает безопасность для окружающей среды, а высокая маневренность позволяет совершать экскурсии, не оказывая отрицательного влияния на растительный и животный мир, включая коралловые образования.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Пассажировместимость 40 человек
Продолжительность экскурсий 1 час
Количество экскурсий в день до 7
Количество иллюминаторов 23
Диаметр иллюминатора в свету 640 мм
Глубина погружения 40 м
Осадка 3,8 м
Длина 29,80 м
Ширина 4,2 м
Диаметр прочного корпуса 2,8 м
Водоизмещение 170 т
Максимальная скорость 3 узла
Экипаж 3 человека

Источники: ckb-rubin.ru, prokipr.ru, masterok.livejournal.com и др.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap