МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-35 НА МАКС-2011. SU-35 MULTI-ROLE FIGHTER FOR MAKS-2011

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-35 НА МАКС-2011
SU-35 MULTI-ROLE FIGHTER FOR MAKS-2011
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-35 НА МАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии А.В.Карпенко.

Су-35 – многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++, превосходящий существующие Российские и зарубежные истребители поколений 4 и 4+ и приближающийся по своим характеристикам к самоле¬там 5-го поколения. Самолет предна¬значен для поражения воздушных, наземных и надводных целей, объек¬тов инфраструктуры, прикрытых сред¬ствами ПВО и расположенных на значительных удалениях от аэродрома базирования.
Самолет Су-35С, модификация самолета для ВКС РФ, получил «боевое крещение», принимая участие в операции Вооруженных Сил РФ по борьбе с международным террориз¬мом в Сирийской Арабской Респуб¬лике, где доказал свою эффективность по решению поставленных задач в условиях высокой интенсивности боевых вылетов.
Ряд стран проявили заинтересован¬ность в приобретении Су-35 для своих ВВС.
Истребитель Су-35 обладает сле¬дующими отличительными особенно¬стями:
• Высокие маневренные характеристики, обеспечивающие превосходство в ближнем воздушном бою над современными и перспективными истребителями.
• Высокая эффективность действий в дальнем воздушном бою за счет радиолокационных и оптико- электронных систем с большой дальностью действия, широким полем обзора, и возможностью одновременного сопровождения большого числа целей, а также за счет наличия ракет «воздух- воздух» большой дальности.
• Возможность групповых действий в воздухе до 16 самолетов Су-35 с автоматизированным обменом информацией и распределением целей, в т.ч. в сетях авиационного терминала (АТ).
• Высокая эффективность действия по наземным и морским целям за счет высокой точности навигации, радиолокационных и оптико- электронных систем с большой дальностью действия, широким полем обзора и возможностью одновременного обстрела нескольких целей.
• Широкая номенклатура вооружения «воздух-воздух», «воздух- поверхность», «Воздух-РЛС» и «Воздух-корабль», большое число одновременно подвешиваемых средств поражения с использованием многопостовых балочных держателей.
• Высокая ситуационная осведомленность летчика за счет систем оптико-электронной и радиотехнической разведки, комплекса средств связи и информационного обмена, возможностей обзорно-прицельных систем самолета.
• Высокая выживаемость благодаря эффективному комплексу средств радиоэлектронного противодействия, а также возможности маловысотного полета самолета.
• Комплекс радиоэлектронного оборудования самолета с открытой архитектурой, находящийся под управлением единой информационно-управляющей системы, построенной с использованием резервированных многопроцессорных систем и высокоскоростных каналов информационного обмена.
• Сниженная нагрузка на летчика благодаря автоматизации процессов управления самолетом, «интеллектуальной поддержке» летчика информационно- управляющей системой, эргономичному информационно- управляющему полю кабины с реализацией концепции HOTAS.
• Безопасность и простота пилотирования благодаря комплексной цифровой системе управления самолетом.
• Большая дальность полета самолета без подвесных топливных баков благодаря аэродинамической компоновке и большому запасу топлива, а также возможность дозаправки топливом в полете.
• Повышенная автономность базирования самолета благодаря наличию встроенной силовой установки и бортовой кислорододобывающей станции.
• Простота эксплуатации за счет интегрированной системы встроенного контроля самолета.
• Увеличенный ресурс самолета и двигателя.
• Наличие комплекса наземных средств обучения и подготовки летного и технического состава.
За основу аэродинамической схемыСу-35 взят базовый самолет Су-27.
От базового самолета Су-27 Су-35 отличается формой центральной балки хвостовой части фюзеляжа, обеспечи¬вающей меньшее аэродинамическое сопротивление, рулями направления увеличенной площади, а также крылом увеличенной толщины с двумя допол¬нительными точками подвески.
Кроме того, на Су-35 упразднен выдвижной тормозной щиток на гар¬гроте фюзеляжа — благодаря цифро¬вой системе управления, торможение осуществляется скоординированным отклонением управляющих поверхно¬стей самолета. Также упразднены подъемные защитные сетки в канале воздухозаборников двигателей, что позволило обеспечить больший расход воздуха двигателя и большую тягу.
Конструкция планера была усилена и перепроектирована с использова¬нием новых материалов, что позво¬лило существенно увеличить ресурс самолета – до 6000 ч или 25 лет экс¬плуатации. Также самолет получил усиленное шасси с двухколесной передней опорой.
С целью облегчения доступа к обо¬рудованию полностью изменена конструкция носовой части фюзеляжа: если на Су-27 и его других модифика¬циях доступ осуществляется «откиды¬ванием» носовой части вверх, то на Су-35 он осуществляется через боковые и нижний люки в носовой части фюзеляжа.
Объем БРЭО в закабинном отсеке уменьшился и на освободившемся месте был организован дополнитель¬ный топливный бак. Запас топлива на борту самолета вырос с 9400 до 11200 кг.
Для увеличения дальности и про¬должительности полета самолет осна¬щен системой дозаправки в воздухе, выдвижная штанга которой располага¬ется с левого борта в носовой части фюзеляжа.
В качестве силовой установки само¬лет получил два ТРДДФ 117С разра¬ботки НПО «Сатурн». 117С является развитием двигателя АЛ-31Ф, уста¬навливаемого на самолеты Су-27, и отличается увеличенной форсажной (с 12500 кгс до 14500 кгс) и бесфорсаж¬ной (с 7700 до 8800 кгс) тягой, а также увеличенным в 2 раза назначенным ресурсом. Двигатель получил возмож¬ность управления вектором тяги путем отклонения сопла на угол до 15° от нейтрального положения. Совместное отклонение сопел обеспечивает управление самолетом в продольном, поперечном и путевом каналах.
Новые двигатели в сочетании с аэродинамической компоновкой обес¬печили Су-35 чрезвычайно высокий уровень маневренности, а также управляемость на закритических углах атаки, т.е. реализацию «сверхма¬невренности». Самолет не имеет огра¬ничений по углам атаки. Для полной реализации всех сверхманевренных свойств в систему управления само¬лета введен специальный режим «Маневр».
Для экономии ресурса маршевых двигателей при наземных отработках, для обеспечения автономности бази¬рования и упрощения эксплуатации самолет оснащен вспомогательной силовой установкой ТА-14-130-35 разработки ОАО «НПП «Аэросила».
Самолет получил комплексную цифровую систему управления КСУ-35 разработки МНПК «Авионика», объединившую в себе функции системы автоматического и дистанци¬онного управления, системы воздуш¬ных сигналов, системы ограничительных сигналов и активной безопасности полета, системы управ¬ления передней стойкой шасси и тор¬можением колес. Такая интеграция позволила значительно сократить массу, габариты и энергопотребление бортового оборудования, а также упростить эксплуатацию самолета.
Благодаря комплексной цифровой системе управления упростилось пилотирование самолета, а также повысилась безопасность полета. КСУ-35 способна брать на себя авто¬матическое управление самолетом при режимах боевого применения, марш¬рутном полете, заходе на посадку. В возможности КСУ-35 также входит стабилизация углов тангажа, высоты и скорости полета, а также автоматиче¬ская балансировка самолета и подстройка передаточных коэффици¬ентов управления в зависимости от условий полета. КСУ-35 автоматиче¬ски ограничивает выход самолета за допустимые значения полетных пара¬метров, а также уводит самолет при угрозе столкновения с земной поверх¬ностью. При повреждении одного или нескольких органов управления само¬летом КСУ-35 автоматически компен¬сирует отказ за счет других органов управления. В случае необходимости, КСУ-35 по команде летчика произво¬дит приведение самолета к прямоли¬нейному горизонтальному полету из любого начального положения.
Наибольший прирост боевой эффективности Су-35 по сравнению с Су-27 и его другими модификациями обеспечил новый комплекс БРЭО.
Одной из его главных особенностей является бортовая радиолокационная станция Н135Э «Ирбис-Э» разработки НИИП им. В.В. Тихомирова, оснащен¬ная фазированной антенной решеткой с двухстепенным гидроприводом.
БРЛС обеспечивает большую даль¬ность обнаружения воздушных целей – до 350 км по цели с ЭПР 3 м2. При этом двухстепенной привод позволяет отклонять полотно антенны на угол до 60° с сохранением всех энергетических характеристик излучения. А в сочета¬нии с электронным сканированием, обеспечиваемым фазированной антенной решеткой, сектор обзора по азимуту составляет ±120°, что дает широкие возможности по выбору тактики применения самолета.
Электронное сканирование обеспе¬чивает одновременное сопровождение до 30 и одновременный обстрел до 8 воздушных целей с сохранением обзора пространства.
БРЛС имеет также возможность картографирования земной поверхно¬сти с высоким разрешением, обнару¬жения наземных и надводных целей (в том числе селекцию подвижных целей), одновременного сопровождения 4 и обстрела 2 из них.
При этом БРЛС позволяет одновре¬менно сопровождать и обстреливать воздушные и наземные цели.
С помощью БРЛС также реализу¬ется полет на малой высоте с огиба¬нием рельефа местности.
Дополнительный канал обнаруже¬ния целей (в т.ч. обладающих пони¬женной радиолокационной заметностью) обеспечивается опти¬ко-локационной станцией ОЛС-35 разработки АО «НПК СПП». Дальность обнаружения ОЛС-35 истребителя, летящего без включения форсажа, составляет 80 км в заднюю полусферу и 40 км в переднюю полусферу. При этом станция способна дискретно сопровождать до 4 воздушных целей одновременно.
ОЛС-35 имеет тепловизионный и телевизионный каналы и обеспечивает обзор воздушного и наземного про¬странства с возможностью вывода изображения на индикатор лобового стекла.
ОЛС-35 также обеспечивает поиск, обнаружение и сопровождение назем¬ных целей с применением по ним АСП. Для применения АСП с лазерным наведением станция оснащена лазер¬ным целеуказателем, а также пелен¬гатором лазерного пятна для применения АСП при внешнем под¬свете цели.
Измерение ОЛС-35 дальности до воздушных и наземных целей обеспе¬чивается лазерным дальномером, гра¬ница зоны измерения которого составляет 20 км для воздушных целей и 35 км до наземных.
Эффективность действия по назем¬ным целям может быть еще более уве¬личена за счет установки подвесного оптико-электронного контейнера КОЭП-35 разработки АО «НПК СПП», также имеющего тепловизионный, телевизионный каналы и лазерный дальномер-целеуказатель.
Пилот Су-35 имеет высокий уро¬вень осведомленности об имеющихся угрозах за счет набора пассивных средств обнаружения. Станция преду¬преждения об облучении Л-150-35 разработки АО «ЦКБА» обеспечивает обнаружение радиоизлучающих целей, в то время как система оптико-элек¬тронной разведки И-222 разработки НПК СПП обеспечивает обнаружение воздушных целей по ИК-излучению с селекцией атакующих самолет ракет, а также обнаружение лазерного облуче¬ния самолета. Обе системы произво¬дят определение углового положения обнаруженных целей, их распознава¬ние и ранжирование по степени опас¬ности с отображением полученной информации пилоту.
Комплекс средств РЭП Л-175М10- 35 разработки АО «КНИРТИ» обеспе¬чивает индивидуальную и групповую защиту самолетов от обнаруженных угроз путем постановки активных радиолокационных помех в широком диапазоне частот (одновременно до 4 целей), применения по излучающим целям противорадиолокационных ракет, постановки пассивных помех путем сброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей.
Су-35 оснащается комплексом средств связи С-108 разработки НПП «Полет». Комплекс обеспечивает помехозащищенную, засекреченную связь и информационный обмен с пунктами управления и другими само¬летами с автоматической ретрансля¬цией сигналов. Комплекс С-108 также обеспечивает возможность управле¬ния действиями самолетов с командного пункта в реальном масштабе времени.
Благодаря комплексу обеспечива¬ются групповые действия в воздухе до 16 самолетов Су-35, с автоматизиро¬ванным обменом данными от инфор¬мационных датчиков и распределением целей между самолетами.
Эффективность решения боевых задач Су-35 достигается в том числе за счет высокой точности навигации. В дополнение к радиосистеме ближней навигации РСБН-85В, системе между¬народной навигации (ВНД-94, VIM-95) и радиокомпасу АРК-25, на самолете установлены две бесплатформенные инерциальные навигационные системы БИНС-СП-2 разработки КРЭТ, имею¬щие встроенный канал спутниковой навигации, работающий как в системе ГЛОНАСС, так и GPS. Кроме того, кор¬рекция координат самолета может осуществляться по рельефу местности, по визуальным ориентирам с измере¬нием дальности до них с помощью ОЛС-35, по радиоконтрастным ориен¬тирам с помощью БРЛС.
Все бортовое оборудование увязано между собой через высокоскоростные каналы информационного обмена и передано под управление единой информационно-управляющей системы ИУС-35, ядром которой являются две высокопроизводитель¬ные бортовые вычислительные машины БАГЕТ-53-31М разработки АО «РПКБ». Информационно-управ¬ляющая система отвечает за взаимо¬действие между летчиком и системами комплекса бортового оборудования.
В связи с новыми функциями БРЭО нагрузка на пилота многократно воз¬росла, поэтому ее снижению уделено большое внимание при разработке ИУС-35. Так кабина самолета полу¬чила информационно-управляющее поле с полным отсутствием стрелоч¬ных индикаторов. Для вывода всей необходимой информации предназна¬чены 2 многофункциональных цветных дисплея диагональю 15’, а также кол¬лиматорный авиационный индикатор на фоне лобового стекла. Дополни¬тельно в кабине установлен много¬функциональный пульт-индикатор для управления самолетом, а вместо резервных стрелочных приборов — индикатор системы резервных пара¬метров. При выводе информации на индикаторы реализуются принцип “нужная информация в нужный момент”, а также производится комплексирование информации от различных источников. В случае воз¬никновения нештатных ситуаций производится выдача рекомендаций летчику по их парированию. Для луч¬шего информационного обеспечения летчика имеется система речевого оповещения.
Все зоны управления на приборной доске размещены таким образом, чтобы локализовать поле управления в зоне прямой видимости летчика и минимизировать количество перено¬сов взгляда в напряженных фазах решения боевых задач. Органы управ¬ления всеми основными функциями располагаются на ручках управления самолетом и двигателем, т.е. реализо¬вана т.н. концепция HOTAS. В ближнем воздушном бою оперативное целеука¬зание обеспечивается с помощью нашлемной прицельной системы.
В ИУС-35 реализована «интеллек¬туальная поддержка» летчика. Она заключается в максимальной автома¬тизации процесса поиска цели, наве¬дения самолета на нее и подготовки оружия к применению. При этом в фоновом режиме решается задача обеспечения обороны самолета от атаки противника.
Новый комплекс БРЭО позволил Су-35 применять вооружение, обеспе¬чивающее поражение практически всех возможных целей для авиации.
Для поражения целей в дальнем воздушном бою на Су-35 может раз¬мещаться до 5 ракет большой дально¬сти, до 12 ракет средней дальности с активной радиолокационной головкойсамонаведения, с возможностью многоканального обстрела и примене¬ния по принципу «пустил-забыл».
Для ближнего воздушного боя, в том числе высокоманевренного, на само¬лете может размещаться до 6 ракет малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения.
Поражение надводных целей осу¬ществляется высокоскоростными про¬тивокорабельными ракетами Х-31А в количестве до 6 штук, а также дозву¬ковыми ракетами, обладающими большей дальностью, — Х-35У (до 6 штук) и Х-59МК (до 5 штук).
Поражение наземных комплексов ПВО осуществляется противорадиоло¬кационными ракетами Х-31П, Х-31ПК, Х-31ПД в количестве до 6 штук.
Для поражения наземных целей на самолете может размещаться до 6 ракет Х-38МЛЭ, Х-29МЛ с лазерной и Х-29ТЕ с телевизионной головками самонаведения. Также имеется воз¬можность размещения до 8 корректи¬руемых бомб калибра 500 кг – КАБ-500Кр и КАБ 500ОД с телевизионным наве¬дением и КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения.
Для поражения особенно крупных и защищенных целей применяются кор¬ректируемые бомбы калибра 1500 кг — КАБ-1500КР с телевизионным и КАБ-1500ЛГ с лазерным наведением, с возможностью размещения до 3 штук на самолете.
Поражение наземных целей также осуществляется неуправляемым вооружением с высокой точностью, обеспечиваемой прицельно-навига¬ционными системами. В перечень неу¬правляемого вооружения входят бомбы калибра 100, 250 и 500кг а также неуправляемые ракеты калиб¬ром 80мм и 122мм.
Все авиационное вооружение раз¬мещается на 12 узлах подвески, в том числе с использованием многопосто¬вых держателей.
Самолет имеет встроенную пушеч¬ную установку с пушкой ГШ-301 калибра 30мм с боекомплектом 150 снарядов. При этом конструкция патронного ящика по сравнению с Су-27 изменилась, и он выполнен съемным, что уменьшает время подго¬товки самолета к боевому вылету.
Техническое обслуживание само¬лета значительно упростилось за счет интегрированной системы встроенного контроля и индикации. Подготовка самолета к полету проводится одним техником с подключением специали¬стов технического расчета, обеспечи¬вающего подготовку группы самолетов.
Для Су-35 был разработан комплекс средств наземного контроля.
Система подготовки полетных заданий (СППЗ-35) предназначена для подготовки картографической информации, навигационной и аэронавига¬ционной обстановки, тактической обстановки и прочих данных с после¬дующей их загрузкой в бортовые системы самолета, а также автомати¬зированной подготовки и печати тех¬нологической и полетной документации.
Автоматизированное рабочее место обработки полетной информации АРМ ТСВ-35 предназначено для обработки полетной информации, полученной с бортовых устройств регистрации, с целью оценки действий экипажа при выполнении боевого задания, а также определения технического состояния систем самолета и его готовности к следующему вылету.
В перечень средств наземного контроля также входит автоматизиро¬ванная контрольно-проверочная аппа¬ратура взаимодействия АСП с БРЭО КПЗ-35, стенд проверок работы БРЛС СНК-135, автоматизированное рабо¬чее место для проведения работ по КСУ-35 и системе измерения высот¬но-скоростных параметров АРМ-58, автоматизированное рабочее место контроля состояния силовой установки АРМ ДК-30(СД) сер.М.
https://www.sukhoi.org/products/samolety/256/

ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-35С НА МАКС-2011 (ЖУКОВСКИЙ, АВГУСТ 2011 Г.)
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-35С
10-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2011
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ СУ-35, , СУ-33, СУ-30СМ, М2, МКИ, МК2 (ФОТОГРАФИИ)
МАКС, ЖУКОВСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И САЛОНЫ
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ



__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap