ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




СЕРИЙНЫЙ ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-34 ПОСТУПИЛ В ВОЙСКА. SERIAL FRONT-LINE BOMBER SU-34 ENTERED THE TROOPS



СЕРИЙНЫЙ ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-34 ПОСТУПИЛ В ВОЙСКА

SERIAL FRONT-LINE BOMBER SU-34 ENTERED THE TROOPS


СЕРИЙНЫЙ ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-34 ПОСТУПИЛ В ВОЙСКА

«В 2006 году ВВС РФ получит не только модернизированные машины, но и новые летательные аппараты, такие, как самолет Су-34 и вертолет Ми-28. Кроме того, в конце года к нам поступит самолет Як-130», — заявил главком ВВС Г.Михайлов год назад. И это случилось, в декабре 2006 года ВВС России получили первые два фронтовых бомбардировщика Су-34.



Начало работ по фронтовому бомбардировщику, предназначенному для замены ударных самолетов семейства Су-17М и МиГ-27, а также фронтовых бомбардировщиков Су-24 и Су-24М, относится к середине 1980-х годов. Тогда ВВС выдало задание ОКБ «Сухого» на проектирование нового фронтового бомбардировщика. На это во многом повлиял опыт применения боевой авиации в Афганистане, где в боевой обстановке выявились недостатки многих советских самолетов. И вот уже 19 июня 1986 года вышло Постановление Правительства «О создании модернизированного двухместного истребителя Су-27…». Никто и не мог тогда предположить, чем все закончиться. Ведь этим документом предусматривались работы по небольшой модернизации самолета Су-27 для решениям им ударных задач. Но по настоянию начальника генерального конструктора ОКБ «Сухой» М.П.Симонова конструкторы предприятия приступили к работам по принципиально новому авиационному ударному комплексу. Главным конструктором этого самолета был назначен Р.Г. Мартиросов.
Первоначально проектирование фронтового бомбардировщика, получившего обозначение Су-27ИБ (индекс ОКБ — Т-10В), велось на базе планера учебно-боевого самолета Су-27УБ (учебно-боевой вариант истребителя Су-27). Сразу для нового самолета создавались новое радиоэлектронное оборудование и комплекс вооружения. Тогда в практически не измененную конструкцию планера Су-27УБ предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение.
В 1988 году был выполнен эскизный проект самолета Су-27ИБ. Уже тогда, в ходе проектных работ были приняты новые конструкторские решения, это в первую очередь размещении экипажа рядом, как на фронтовом бомбардировщике Су-24, а не тандемно – один за другим, как на базовой машине Су-27УБ, а так же использование модифицированного крыла с новым наплывом и переднего горизонтального оперения (ПГО), было так же решено отказаться от регулируемого воздухозаборника, что обусловливалось спецификой боевого применения ударного самолета. Все это существенно изменило первоначальный вариант компоновочной схемы машины.
Размещение экипажа рядом обещало повышение эффективности боевого применения и безопасности полета, кроме того, такая компоновка позволяла избавиться от дублирования ряда приборов. Одновременно улучшалась и эргономика кабины экипажа, что делало возможным выполнять более длительные полеты.

Однако эти предложения ОКБ вызвали бурные споры среди специалистов ВВС, то есть у заказчика. Здесь точку поставил главком ВВС Петр Дейнекин, он эти дискуссии прекратил и сказал, что летчики будут сидеть рядом. Насколько это решение было прогрессивным и правильным, стало ясно гораздо позже. Например, в дальнейшем новая головная часть фюзеляжа самолета Су-27ИБ была использована в конструкции корабельных двухместных учебных и учебно-боевых машин Су-27КУ и Су-27КУБ. А сейчас Су-27КУБ предлагают взять за основу нового поколения российских корабельных самолетов нового поколения, где он может составить определенную конкуренцию бомбардировщику Су-27ИБ.
Проектирование самолета Су-27ИБ (Т-10В) было закончено в 1990 году. В этом же году на опытном заводе ММЗ им. П.О.Сухого в Москве был построен прототип Т-10В-1 (позднее машина получила новое обозначение — Су-34-1). Тогда на серийном самолете Су-27УБ были заменены носовая часть, которая была изготовлена на Новосибирском авиазаводе. Замене подверглись также воздухозаборники и мотогондолы. Первая машина Т-10В-1 была предназначена для изучения особенностей аэродинамики самолета в реальных условиях, отработки методики и средств дозаправки в воздухе, других насущных задач по созданию перспективной машины Су-27ИБ. В дальнейшем все последующие машины Су-27ИБ опытной серии строились Новосибирским авиазаводом.
К этому времени началась организация серийного производства самолета на предприятиях авиационной промышленности. Первоначально производство Су-27ИБ предполагалось наладить на Иркутском авиазаводе. Но в 1988 году Новосибирский авиазавод проявил инициативу, интерес к самолету Су-27ИБ, после правительственного решения 14 марта 1989 года из Иркутска конструкторская документация на самолет была передана в Новосибирск. Во многом этому способствовало то обстоятельство, что именно здесь строились фронтовые бомбардировщики Су-24 предыдущего поколения.
Первый полет экспериментальной машины Т-10В-1 – прототипа самолета Су-27ИБ (летчик-испытатель А.А.Иванов) с бортовым номером «42» состоялся 13 апреля 1990 года в ЛИИ г.Жуковский. В ходе проведения испытаний самолет дорабатывался с внесением изменений в конструкцию и состав бортового оборудования.
Уже летом 1990 года прототип самолета Су-27ИБ показали в воздухе президенту СССР М.С.Горбачеву при посещении им новейшего советского авианосца «Тбилиси» проекта 11435, тогда Т-10В-1 эффектно пролетел над палубой корабля. Однако вскоре последовали крупные политические изменения в стране, распад Советского Союза и последующий социально-экономический кризис на долго затормозили отработку и производство самолета Су-27ИБ и всю программу по его созданию, других новых видов вооружений, а над Новосибирским заводом нависла угроза закрытия.
Уже в новую эпоху, когда на территории СССР появилось много независимых государств, 13 февраля 1992 года на аэродроме Мачулище в Белоруссии самолет Су-27ИБ вместе с вооружением и другой авиатехникой был продемонстрирован главам государств и руководству Минобороны стран СНГ. Вероятно тогда политикам было не до этого, и заметного продвижения самолет Су-27ИБ не получил.
К этому времени, одновременно с испытаниями первого опытного самолета на заводе им. В.П.Чкалова в Новосибирске началась подготовка к серийному производству истребителя-бомбардировщика, получившего в конце 1993 года еще одно название — Су-34. Там в конце 1993 года завершилась сборка первого предсерийного самолета Т-10В-2, эта машина переоборудовалась из опытного самолета Т-10-43. Первый заводской самолет или вторая опытная машина 18 декабря Су-34 с бортовым номером «43» впервые поднялся в воздух, а 3 марта 1994 года он совершил беспосадочный перелет из Новосибирска в Подмосковье, на аэродром ЛИИ в Жуковском.
Планами работ по самолету Су-34 к 1998 году предполагалось построить 12 самолетов опытной серии. В 1993-1999 годах были произведены несколько предсерийных самолетов, используемых для различных испытаний в летно-исследовательском институте им. Громова (ЛИИ) и центрах боевого применения и переучивания личного состава (ЦБП и ПЛС) ВВС России. Например, машины “41” и “44” использовались для проведения статических испытаний.
В июне 1995 года первый предсерийный самолет Су-34 с бортовым номером «45» впервые был публично продемонстрирована под обозначением «Су-32» на престижном международном авиакосмическом салоне в Ля Бурже во Франции, через два года модифицированную машину выставили там же под обозначение Су-32ФН (Су-32FN, где FN — Fighter Navy – морской истребитель). Су-32ФН предлагался как разведывательный и ударный самолет, предназначенный для морских операций по поиску, обнаружению, классификации и уничтожению надводных и подводных целей в дневных и ночных условиях. Основное отличие ударных самолетов Су-34 (Су-27ИБ) и Су-32ФН – это различные комплексы вооружения и системы управления оружием.
На авиакосмическом салоне в Ля Бурже было показано, что самолет Су-32 выполняет фигуры высшего пилотажа не хуже современных истребителей НАТО, в том числе таких как «Рафаль». Но на обратном пути с салона в Россию с самолетов случилось небольшая поломка, что типично для опытных машин. На Су-32 внезапно отказала гидросистема и самолет (летчик-испытатель И.Вотинцев) был вынужден совершить посадку на полпути в Праге. Во время такой посадки колеса были срезаны до половины, дальше самолет поехал по полосе практически на ободах, при этом искры летели из под крыльев. Работники аэропорта и публика были в определенном шоке, однако возгорания и пожара машины не произошло. Благодаря действиям экипажа опытный самолет удалось спасти. В дальнейшем с большим трудом он был убран чехами со взлетной полосы в строну, где самолет отремонтировали российские специалисты и он вернулся на родину.
Согласно официальной информации, двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34 (Су-32) предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным и морским целям (в том числе малоразмерным и подвижным) при ведении автономных и групповых действий днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки. Су-34, будучи самым современным среди своих одноклассников, обладает превосходными ТТХ, обеспечивающими ему преимущество по целому ряду параметров. Бомбардировщик имеет радиус действия до 2000 километров без подвесных баков и дозаправки, что позволяет ему при необходимости выполнять задачи дальней авиации.
Самолет Су-34 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с добавлением переднего горизонтального оперения, так получился «интегральный продольный триплан». Переднее горизонтальное оперение обеспечивает эффективное прицельное бомбометание и маневрирование в условиях мощного зенитного противодействия Планет выполнен из алюминево-литевых сплавов с ограниченным применением титана и нержавеющей стали. По сравнению с истребителем Су-27 практически без изменения сохранена форма консольных частей крыла и хвостового оперения, однако крыльевые наплывы продлены до носовой части фюзеляжа. Носовая часть фюзеляжа, имеющая эллипсовидное сечение, удлинена для установки антенны бортовой РЛС.
На самолете применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колес на основных опорах, обеспечиваю¬щее хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам. Бомбардировщик оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями (ТРДДФ) семейства АЛ-31Ф с максимальной тягой на форсаже в 12500 кгс. Глубокий контроль основных узлов и систем, высокие характеристики ремонтопригодности двигателей допускают эксплуатацию их по техническому состоянию.
Для эффективного управления боевым авиационным комплексом Су-34 его экипаж состоит из двух человек — пилота и оператора. Они сидят в кабине с необходимыми комфорт¬ными условиями работы бок-о-бок друг другу. Двухместная кабина экипажа, в которой слева размещен летчик, штурман-оператор — справа, выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы. Еще при проектировании было определено, что ударный самолет должен обладать большой боевой живучестью. Тогда по настоянию генерального конструктора М.П.Симонова кабина самолета Су-34 была выполнена в виде броневой капсулы из броневого титана толщиной до 17 мм, защищающей экипаж от пуль, малокалиберных снарядов, осколков ракет. Здесь был учтен и использован опыт применения штурмовика Су-25 в Афганистане и проектные наработки по конструкции бронезашиты этого самолета.
В частности, Су-34 имеет наибольшую массу бронирования — в общей сложности почти полторы тонны (1480 кг) – что резко повышает живучесть машины и защищенность экипажа. Соответствующий комплекс Су-34 состоит из бронекабины, бронезащиты и протектированного расходного отсека, системы пожаротушения двигателей. Обеспечивается также дублирование, резервирование и экранирование основных систем. Кроме того, кабина оснащена катапультными креслами К-36ДМ, катапультирование из них возможно на всех режимах (включая и руление).
Размеры кабины позволили разместить за креслами зону отдыха с бортовой аптечкой, пайком, термосами с питьевой водой и ассенизационным устройством – биотуалетом. В этой зоне члены экипажа по очереди могут встать в полный рост и отдохнуть, не теряя при необходимости контроль за обстановкой на борту. Кабина оборудована кондиционером, шкафом для приготовления пищи с термосом и СВЧ-печкой. Впервые на фронтовом бомбардировщике можно поднять через нижний люк и подняться в кабину через дверь. До высоты полета 10 км работа экипажа обеспечивается без кислородных масок.
Фронтовой бомбардировщик Су-34 имеет уникальное бортовое радиоэлектронное оборудование (РЭО), включающее в себя радар заднего обзора, который не только позволяет обнаруживать воздушные цели «за хвостом», но и атаковать их с помощью ракет класса «воздух-воздух», не тратя времени на дополнительное маневрирование.

РЭО самолета включает оптикоэлектронный прицельно-навигационный комплекс, позволяющий при необходимости взаимодействовать с системами навигации и посадки зарубежного производства. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ш-141 для оснащения истребителя-бомбардировщика нового поколения Су-34 создан специалистами НИИ радиоэлектронных комплексов (НИИРЭК) из состава холдинговой компании «Ленинец» (главные конструкторы Г.Н.Громов, М.А.Грамагин), его разработка была начато еще в советское время в СКБ “Земля” ЦНПО “Ленинец”.

Разработанный ХК «Ленинец» радиоэлектронный комплекс Ш141-Э включает многофункциональную радиолокационную систему с фазированной антенной решеткой 3-х сантиметрового диапазона переднего и заднего обзора, системы РЭБ, а также центральный бортовой компьютер. РЛС переднего обзора обеспечивает полет в автоматическом режиме с огибанием рельефа местности. Приемо-передающая ФАР предназначена для работы в составе РЛС воздушного, морского или наземного базирования. Включает в себя ФАР основного диапазона (ФАР ОД) и дополнительную встроенную ФАР. ФАР ОД обеспечивает формирование и сканирование ДН типа острый луч (ОЛ), широкий луч, плоский луч, фокусированный луч (режим контроля).

Радиоэлектронный комплекс интегрирован с навигационными, телевизионными, тепловизионными и другими информационными системами. Основное оптико-электронное оборудование встроенное, часть оборудования может размещаться и на внешних узлах подвески. Идеология построения радиолокационного комплекса обеспечивает возможность поэтапной модернизацией до уровня, соответствующего требованиям авиации 5 поколения.
Совместно с бортовым оптико-навигационным комплексом система Ш141-Э позволяет решать задачи по уничтожению целей преимущественно с малых и предельно малых высот, а также поражение самолетов тактической и военно-транспортной авиации в воздухе. Комплекс позволяет обнаруживать такие цели как железнодорожный мост на расстоянии не менее 100 км, эсминец — не менее 135 км, автофургон — не менее 30 км. Обнаружение воздушных целей Ш141-Э осуществляет с вероятностью 0,5 на расстоянии не менее 120 км. Он может одновременно сопровождать до 10 таких целей и вести одновременное поражение до 4 целей. Комплекс обеспе¬чивает одновременное сопровождение не менее 4 наземных или морских целей.
В состав прицельно-навигационного комплекса входит более десяти ЭВМ. Навигационный комплекс и спутниковая система навигации позволяют определять текущие координаты самолета с высокой точностью. На международном авиасалоне МАКС-2001 в августе 2001 года в Жуковском холдинг «Ленинец» представил летающий стенд — переоборудованный самолет Ту-134 под обозначением Л17-10В5. В свое время этот самолет для проведения доводочных испытаний был оборудован БРЭО бомбардировщика Су-27ИБ.
При создании ударного комплекса Су-34 имелись определенные проблемы с бортовым радиоэлектронным комплексом (БРЭК), поэтому к концу 2001 года для завершения испытаний БРЭК было задействовано до пяти самолетов Су-27ИБ. По этому тогда Главком ВВС РФ А.Корнуков заявил, что первые серийные самолеты Су-34 (Су-27ИБ) не будут поставлены в боевые части ранее 2005-2006 гг.

Комплекс средств связи самолета Су-34 (Су-32) работает в метровом и дециметровом диапазонах радиочастот. Данные контроля систем Су-34 (Су-32) и регистрации полетной информации накапливаются на твердотельном накопителе и цветном видеомагнитофоне. Аппаратура опознавания «свой-чужой» интегрирована с радиолокационной системой управления и обеспечивает, при необходимости, совмещение с системами опознавания и управления воздушным движением зарубежного производства.
На самолете возможна подвеска трех дополнительных топливных баков емкостью по 3000 л. Система дозаправки топливом в полете позволяет производить дозаправку от самолетов-танкеров Ил-78 и Ил-78М, самолетов Су-24М и Су-34 (Су-32ФН), оснащенных подвесным агрегатом заправки.
Фронтовой бомбардировщик Су-34, как и экспортный вариант Су-32, способен нести до восьми тонн боевой нагрузки самого разного назначения – от свободно падающих фугасок до крылатых ракет и гидроакустических буев (последнее — в варианте морской машины берегового базирования). Вооружение самолета Су-34 размещается на 12 узлах внешней подвески (под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла).
Задачи, стоящие перед Су-34 определяют и спектр его вооружения. Вооружение Су- 34 включает встроенную пушку ГШ-301 (30 мм, 1800 выстрелов в минуту) с боекомплектом 150-180 снарядов. Самолет может вести оборонительный воздушный бой со всеми типами современных истребителей с использованием управляемых ракет класса “воздух-воздух” или пушечного вооружения.
Для ведения воздушного боя на нем устанавливаются 4 типа ракет «воздух-воздух». Это 6 единиц Р-27Р (Р-27Р1) или ЭР (ЭР1) средней дальности с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, 2 Р-27Т (Р-27Т1) или ЭТ (ЭТ1) средней дальности с инфракрасной головкой самонаведения, 6 Р-77 (РВВ-АЕ) с инерциальным наведением с радиокоррекцией и активном самонаведением на конечном участке (позволяют поражать высокоманевренные истребители и крылатые ракеты) и 6 Р-73 (Р-73Э) малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения.

Управляемое оружие класса «воздух-поверхность» может состоять из 2 ракет Х-59МЭ большой дальности. На пилонах могут подвешиваться по 6 ракет различного типа. Это противолокационные Х-31П или противокорабельные высокоскоростные Х-31А(П), Х-29Т (Л), С-25ЛД . На Су-34 (Су-32) можно подвесить 3 корректируемые управляемые авиабомбы КАБ-1500КР (Л) и 6 КАБ-500 КР (Л).

Самолет может быть вооружен двумя сверхзвуковыми ракетами массой по 4000 кг или тремя гиперзвуковыми ракетами (скорость полета около М=3) массой по 1500 кг. В перспективе Су-32 для нанесения ударов по надводным целям сможет нести сверхзвуковые противокорабельные ракеты типа «Москит» или «Яхонт».
Неуправляемое оружие для поражения наземных целей Су-34 (Су-32) аналогично вооружению самолета Су-27 и включает до шести блоков с НАР С-8 (120 ракет) или С-13 (30 НАР), а также до шести ракет С-25, до семи контейнеров малогабаритных грузом КМГУ, до 16 ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100.
Кроме вооружения на пилонах возможна подвеска контейнеров с разведывательным оборудованием и средствами РЭП. На концевых частях крыла могут размещаться два контейнера с системой РЭБ, под крылом и фюзеляжем подвешиваются три ПТБ по 3000 л каждый. В контейнерах размещено оборудование системы телекомандного наведения и активные средства РЭП.

ЭКСПОРТНЫЕ ВАРИАНТЫ СУ-32

В 2000 году холдинг «Сухой» объявил о возможности экспортных поставок самолетов Су-27ИБ на экспорт начиная с 2002 года. Однако этого не произошло до сих пор. Зарубежным заказчикам предлагается самолет Су-32 — экспортный вариант двухместного истребителя-бомбардировщика, разработанный на основе Су-34.
Основной вариант Су-32 предназначен для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе одиночных и групповых, малоразмерных подвижных и неподвижных, преимущественно с малых и предельно малых высот, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях с проведением радиолокационной разведки и постановки помех системам ПВО противника.
Вооружение самолета включает широкую номенклатуру неуправляемых и высокоточных корректируемых и управляемых средств поражения с различными принципами наведения (дальность пуска до 250км). Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования самолета Су-32 обеспечивает решение боевых задач во всем диапазоне условий применения, в том числе ночью, с высокой степенью автоматизации. Двухместная кабина экипажа самолета специальной конструкции с размещением членов экипажа рядом увеличивает его работоспособность при длительных полетах.

Еще в 1997 году корпорация «Сухой» представила на авиасалоне в Париже морской вариант самолета Су-32ФН. Уже в 2000-х годах эта же компания представила практически тот же вариант самолета под обозначением Су-32МФ. По заявлению разработчика, специализированный ударный двухдвигательный самолет Су-32ФН по основным тактико-техническим характеристикам, характеристикам выживаемости и боеготовности обеспечивает эффективное поражение наземных и надводных, в том числе малоразмерных и подвижных, целей противника днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия создаваемым помехам. Кроме того, Су-32 способен эффективно решать задачи по уничтожению воздушных целей, Он может также применяться для уничтожения самолетов тактической и военно-транспортной авиации противника в воздухе, ведению воздушной разведки и береговой охраны.
Боевое применение может осуществляться во всем диапазоне высот и скоростей полета, в том числе в режиме следования рельефу местности. Двухместная кабина экипажа самолета специальной конструкции, с размещением членов экипажа «рядом» как и на Су-34, увеличивает его работоспособность при длительных полетах. Кроме того, в конструкции кабины применены мероприятия по защите экипажа от огневого воздействия средств поражения противника.
Вооружение самолета включает широкую номенклатуру неуправляемых и высокоточных корректируемых и управляемых средств поражения с различными принципами наведения и дальностью пуска до 250 км, в том числе радиоакустические буи и оружие для поражения подводных лодок. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования самолета Су-32МФ обеспечивает решение боевых задач во всем диапазоне условий применения, в том числе и ночью, с высокой степенью автоматизации
Для “морского” ударного самолета Су-32ФН холдинговой компанией “Ленинец”, (Санкт-Петербург) разработан вариант комплекса БРЭО “Морской Змей”, предназначенный для проведения противолодочных операций, ведения разведки, определения минных полей и борьбы с надводными кораблями противника. Комплекс кроме решения боевых задач может быть использован для решения поисково-спасательных операций и мониторинга окружающей среды над морем.
В состав комплекса входят РЛС, телевизионная и ИК-системы, лазерный дальномер, радиогидроакустические буи (РГБ), магнитометр — датчик магнитных аномалий.
При борьбе с подводными лодками (ПЛ) комплекс БРЭО может осуществлять поиск целей при получении предварительного целеуказания от других средств, в том числе и космических. Все поисково-прицельные операции реализуются в авто¬матическом режиме. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяет реализовать несколько вариантов ее решения.
Основными средствами обнаружения ПЛ на борту самолета являются БРЛС в комплексе с радиогидроакустическими буями (РГБ), а также магнитометр, размещенный в хвостовой балке. Самолет способен брать на борт до 72 РГБ, в состав которых входит несколько пассивных РГБ, работающих в широком диапазоне частот, активные РГБ и средства взрывного генерирования волн.
Как предполагает разработчик, в программе испытаний самолета Су-32ФН по морскому применению примут несколько машин; два опытных образца будут участвовать в программе испытаний и отработки БРЭО.
Совсем недавно глава Министерства РФ обороны Иванов не исключил возможность поставки новых фронтовых бомбардировщиков в Китай. В «исторической перспективе» Иванов назвал возможным участие КНР в разработке авиационного комплекса пятого поколения.

СУ-34 – ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКИХ ВВС

Как теперь становится ясно, решающим в судьбе фронтового бомбардировщика Су-34 стал ноябрь 2002 года, тогда по результатам удачной ракетной стрельбы на Черном море руководство Минобороны РФ окончательно убедилось в преимуществах и достоинствах нового самолета. И этому вскоре нашлось подтверждение, в последствие на Су-34 было установлено семь мировых авиационных рекордов.
К этому времени началось меняться материально-техническое положение в российских вооруженных силах. Финансирование Военно-воздушных сил в 2005 г. увеличилось примерно на 30%, заявил главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов. Выделенные средства планируется направить в первую очередь на поддержание исправности авиационной техники и закупку нового вооружения, а также на боевую подготовку летного состава. Главком отметил, что в последние годы налет строевых летчиков и курсантов авиационных училищ растет ежегодно примерно на 10-15%.
«Практически завершены госиспытания Су-34, … это очень эффективная в боевом применении машина с достаточно новым вооружением», — еще в августе 2005 сообщил главком ВВС России Владимир Михайлов. Среди приоритетных программ ВВС России он выделяет Су-34. Пока выпущено 8 опытных машин этого типа, однако НАПО готовится к серийному производству нового самолета. «Су-34 получил предварительное заключение ВВС и сейчас необходимо срочно организовывать их массовое производство с тем, чтобы сохранить количественные и качественные параметры, не потерять все то, что было наработано ранее на самолетах этих типов», — подчеркнул главком.
Владимир Михайлов выразил удовлетворение ходом доработки перспективного ударного самолета Су-34 и заявил, что по плану ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения.

Уже в 2005 году ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова» (НАПО им. Чкалова, генеральный директор Ф.Жданов) приступило к серийному производству боевого авиационного комплекса Су-34. А в феврале 2006 года на базе 929 ГЛИЦ завершились Государственные испытания корректируемой авиационной бомбы КАБ-500С (К-01С) со спутниковым управлением по информации навигационных систем ГЛОНАСС, новая КАБ адоптирована к применению в составе комплекса вооружения истребителя-бомбардировщика Су-34. КАБ-500С создана в ОАО «НПП Регион» на базе семейства бомб КАБ-500 в содружестве с Московским конструкторским бюро «Компас».
В соответствии с заключенным трёхлетним государственным контрактом НАПО к 2010 году изготовит и передаст на вооружение ВВС полк Су-34. Фронтовой бомбардировщик Су-34 должен сменить в составе ВВС России фронтовой бомбардировщик Су-24 и, частично, дальний бомбардировщик Ту-22М. Планируется также развертывание серийного производства Су-34 для береговой авиации флота.
По информации Минобороны, сейчас в боевом составе ВВС насчитывается 10 полков фронтовых бомбардировщиков Су-24, которые постепенно будут заменяться новыми Су-34. Всего в ВВС имеется 222 самолета Су-24 и 100 Су-24МР.
Как заявлял вице-премьер — министр обороны России Сергей Иванов, ВВС РФ до 2015 года должны получить 58 бомбардировщиков Су-34, «мы четко знаем, сколько в этом году и в следующем мы получим этих самолетов». В 2007 году поступит шесть самолетов Су-34, с 2008 года по 10 ежегодно. Минобороны России к 2010 году планирует закупить для ВВС 24 боевых самолёта Су-34, которые придут на смену фронтовым бомбардировщикам. Об этом в четверг заявил министр обороны РФ Сергей Иванов. По его словам каждый такой самолет стоит не менее 1 миллиарда рублей. Получается, что первый полк самолетов Су-34 появится в ВВС России как раз к 20-летнему юбилею начала полетов этой машины.
А всего в бомбардировочные полки поступит около 200 машин этого типа. Первоначально Су-34 будут эксплуатироваться параллельно с Су-24М2, которые про-держатся на вооружении еще 10-15 лет, а затем будут полностью вытеснены новыми бом-бардировщиками.
По словам генерального директора АХК «Сухой» Михаила Погосяна, НАПО в течение ближайших 2-3 лет должно выйти на уровень производства десяти Су-34 в год. А с учетом мощностей Комсомольск-на-Амуре авиационного производственного объединения в дальнейшем количество ежегодно выпускаемых Су-34 может быть доведено до 20 единиц, однако понятно, что техническое перевооружение для выполнения военных заказов на НАПО еще только предстоит развернуть.
7 июля 2006 года состоялся вывоз из цеха первого серийного фронтового бомбардировщика Су-34, это событие было приурочено к 75-летию предприятия. А уже 12 октября 2006 года первый серийный истребитель-бомбардировщик Су-34 поднялся в воздух. Вскоре, 19 октября того же года, авиационная холдинговая компания «Сухой», куда входит НАПО, отметила десятилетний юбилей.

Как отмечают специалисты, подписание акта в декабре 2006 года о передаче двух построенных серийных бомбардировщиков Су-34 открывает новый этап в жизни НАПО, эти самолеты стали первыми новыми машинами переданными новосибирцами ВВС России после восьмилетнего перерыва. А как заявил Михайлов на торжественном мероприятии, «с 1992 года мы первую серийную машину получаем из ваших рук». По его мнению машина будет востребована в войсках на ближайшие 30-40 лет. Продолжая эту тему, по словам министра обороны С.Иванова, эти самолёты полностью отвечают тактико-техническим характеристикам и задачам, выдвинутым ВВС России. Он также отметил, что Су-34 вполне соответствует классу четыре плюс.
Надо отметить, что 15 декабря 2006 года ВВС вместе с парой Су-34 получили также четыре Су-24М2, прошедших на НАПО ремонт и модернизацию. По заявлению Михайлова, эти машины должны послужить еще 10-15 лет. При модернизации расширяется область боевого применения с одновременным повышением точности в 1,5-2 раза. Потребный боевой наряд по уничтожению объектов сокращается в 3-4 раза. Главком предлагает плавно заменять фронтовыми бомбардировщиками Су-34 самолеты Су-24М (продолжая их модернизировать), и к 2020 году по его словам произойдет полная замена «24-х» машин.
По ранее опубликованной информации, в перспективе рассматривается возможность установки на самолете Су-34 более мощных двигателей АЛ-41Ф с максимальной тягой около 20000 кг, оснащенных системой управления вектором тяги. Кроме того, на базе планера самолета Су-34 Компанией «Сухой разрабатываются модификации самолета постановщика помехи и самолета-разведчика. Сегодня директором программы Су-32/Су-34 – главным конструктором ОКБ «Сухой» является Алексей Куклин.
Уже сейчас при знакомстве с первыми серийными фронтовыми бомбардировщиками отмечается, что кабина Су-34 создана по последнему слову техники, ее информаци¬онное поле построено на круп¬ноформатных жидкокристаллических индикаторах. «Она (машина Су-34) комфорта с точки зрения пилотирования. Все сделано для того, чтобы молодой человек — военный летчик, знакомый с современной вычислительной техникой, мог легко освоить данный тип самолета», — считает заместитель начальника ГЛИЦ полковник Игорь Маликов. Летчик-испытатель дал высокую оценку условиям работы экипажа Су-34: «Эргономика здесь на высоте, кабина самолета создает летчикам комфортные условия».
Первые серийные Су-34 с бортовыми номерами «01» и «02» поступят в липецкий Центр боевой подготовки и переучивания личного состава, где будет составлена методика переподготовки строевых летчиков на новую машину. После того как первое подразделение российских ВВС будет полностью укомплектовано Су-34, начнется активное продвижение этого самолета на внешний рынок. С учетом озвученной главкомом ВВС России потребности наших Вооруженных Сил в самолетах Су-34 и экспортного потенциала в 100-200 единиц общая производственная программа может составить 300-400 самолетов.
Сегодня Су-34 называют «Русским терминатором» потому, что он один совмещает в себя свойства сразу трех машин: бомбардировщика, штурмовика и истребителя. Фактически это всепогодный многофункциональный авиационный ударный комплекс. По мнению экспертов Су-34 превосходит своего предшественника Су-24М по огневой мощи в полтора раза, а по маневренности и номенклатуре решаемых задач в три раза.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Характеристика

Су-34 (Су-27ИБ)

Су-32 (Су-32FN, Су-32МФ)

Су-24М

F-111F

«Торнадо»

F-15E

Год создания прототипа

1990

1995 (1997)

1970

1964

1974

1986

Годы серийного производства

с 2006

1979-1993

1971-1976

с 1976

1986-1991

Длина самолета, м

23.3

23,34

24.59

22.4

16.7

19.43

Размах крыла, м *

14.7

14,7

17.64

19.2

13.9

13.05

10.37

9.74

8.6

Площадь крыла, м «

62.0

62,0

55.16

61.07

29.7

56.5

51.0

48.77

28.1

Высота на стоянке, м

6.0

6,085

6.19

5.22

5.7

5.63

Масса, кг:

максимальная взлетная

нормальная взлетная

45000

38000-42000

44360

38240-39260

39700

45400

27200

36700

топлива во внутренних баках

.

12100

9800

14700

4700

5950

боевой нагрузки

8000

8000

8000

14200

9000

10600

Максимальная скорость

полета на большой высоте, км/ч

1900

1900

1700

2220

2300

2650

Максимальная скорость

полета у земли, км/ч

1400

1300-1400

1400

1400

1480

1480

Практический потолок, м

15000

15000

11000

13700

15000

18300

Дальность полета с полной

заправкой, км:

на большой высоте

4000-4500

3250-4000 (перегоночная)

2850

2260

3890

4445

у земли

.

1400

1340

1420

.

Тип двигателей

АЛ-31Ф

АЛ-31Ф (АЛ-35Ф)

АЛ-21Ф-3

TF30-P-100

RB199-34R

F100-PW-220

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН»


ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-34
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-34 НА МАКС-2013. ФОТОРЕПОРТАЖ
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-34. 10-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2011
ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ ФРОНТОВЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ СУ-34, ФОТОРЕПОРТАЖ, 2 ИЮНЯ 2012 ГОДА



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap