ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ

SEAT MULTIPURPOSE FIGHTER SU-30SM


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК, адаптированный под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. Внесены изменения и в состав вооружения.
Самолет разработан «ОКБ Сухого» и выпускается на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут». ПАО «Корпорация «Иркут» в качестве головного исполнителя государственного оборонного заказа ведет серийный выпуск высокоманевренных многоцелевых истребителей Су-30СМ.
Для ВКС России самолёт был адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем, истребитель оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения.
Самолет может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.
Су-30СМ — первый в мире серийный боевой самолёт, обладающий сверхманёвренностью. Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «триплан, неустойчивый в продольном канале». Для увеличения подъёмной силы и повышения манёвренности на самолёте установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полёта на больших углах атаки.
Ещё одна «изюминка» — силовая установка, состоящая из двух двигателей АЛ-31ФП, оси которых расположены под углом 32 град. друг к другу. Дифференциальное отклонение на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15 град. в любом направлении двух осесимметричных сопел позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего манёвра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.
Также существенный вклад в повышение манёвренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.
Истребители Су-30СМ имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование, мощную РЛС с фазированной антенной решеткой и широкий арсенал высокоточного вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Авионика Су-30СМ построена по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию в состав БРЭО новых систем и вооружений.

РЛСУ «Барс-Р» самолета Су-30СМ является дальнейшим развитием РЛСУ «Барс» самолета Су-30МКИ, разработанного по заказу ВВС Индии. В соответствии с ТТЗ, выданным ВВС РФ, была проведена модернизация системы по улучшению ее характеристик. Особенностью истребителей Су-30СМ по сравнению с аналогами является наличие на борту радара с электронным сканированием на базе ФАР с механическим доворотом по азимуту, что дает существенные преимущества по зоне применения оружия. Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с фазированной антенной решёткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности не более 10 метров.
Модернизационный потенциал РЛСУ не исчерпан, и предполагается ее модернизация. «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» ожидает от ВВС России тактико-техническое задание на модернизацию радиолокационной система управления «Барс-Р», устанавливаемой на истребители Су-30СМ, сообщил в августе 2015 года генеральный директор предприятия Юрий Белый.
Самолеты Су-30СМ с уникальными на сегодняшний день боевыми качествами дают возможность создавать компактные авиационные группировки, которые одинаково хорошо приспособлены для борьбы с воздушным, наземным и морским противником.
Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.
Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приёмником спутниковой навигации (ГЛОНАСС) обеспечивает высокую точность полёта по маршруту и выход в район цели. Самолёт обладает возможностью автоматизированного полёта на различных режимах, включая полёт на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.

На производимые для Министерства обороны России на Иркутском авиационном заводе АО «Корпорация «Иркут» многофункциональные истребители Су-30СМ в рамках импортозамещения с конца 2015 года стали устанавливаться коллиматорные широкоформатные индикаторы на фоне лобового стекла ИКШ-1М разработки АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в состав ГК «Ростех») вместо применявшихся индикаторов на фоне лобового стекла (ИЛС) французского производства Thales HUD 3022 (CTH 3022).
Боевая нагрузка Су-30СМ общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески. Вооружение самолёта в сочетании с комплексом БРЭО обеспечивает поражение воздушных целей, в том числе, с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою, успешное ведение упреждающих воздушных боёв на дальних дистанциях, поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.
21 сентября 2012 года на аэродроме Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Корпорация «Иркут» (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации) совершил первый полет истребитель Су-30СМ, разработанный ОАО «ОКБ Сухого» и предназначенный для Министерства обороны России. Самолет пилотировали летчики-испытатели ОАО «ОКБ Сухого»: командир экипажа — Костин Сергей Владимирович, летчик-испытатель 1 класса; штурман — Маловечко Павел Николаевич, заслуженный штурман-испытатель РФ. Полет продолжался 2 часа, прошел без замечаний.
25 сентября 2012 года к летным испытаниям присоединился второй истребитель. Полет продолжался 1 час 40 минут и прошел без замечаний. Самолет пилотировали летчики-испытатели ОАО «ОКБ Сухого»: командир экипажа — Костин Сергей Владимирович, летчик-испытатель 1 класса; штурман — Маловечко Павел Николаевич, заслуженный штурман-испытатель РФ.
Госпрограмма вооружений России на 2011-2020 годы предусматривает поставку 28 истребителей Су-30СМ ВВС России и 12 самолетов авиации ВМФ. В марте 2012 года Министерство обороны России заключило с корпорацией «Иркут» контракт на поставку в войска 30 новых истребителей Су-30СМ к 2015 году
ОАО «Корпорация «Иркут» передало Военно-воздушным силам России два самолета Су-30СМ, соответствующий акт приема-передачи подписан 22 ноября 2012 года на Иркутском авиационном заводе – филиале ОАО «Корпорация «Иркут».
В июле 2013 года по результатам летных испытаний самолета Су-30СМ ВВС России дали предварительное заключение. В Государственном лётно-испытательном центре имени В.П. Чкалова Министерства обороны Российской Федерации (г. Ахтубинск, Астраханская обл.) подписано предварительное заключение с открытым акционерным обществом (ОАО) «Корпорация «Иркут» по специальным совместным летным испытаниям многофункционального двухместного истребителя Су-30СМ.
На аэродром Летно-исследовательского института им. М.М.Громова в конце августа 2013 года для участия в авиасалоне МАКС-2013 прибыл новый многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30СМ. В ходе перелета с аэродрома Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Корпорация «Иркут» самолетом управляли летчики-испытатели Евгений Аверьянов и Сергей Матвейчук. Истребитель Су-30СМ, выпускаемый ОАО «Корпорация «Иркут» (в составе «ОАК»), впервые принимал участие в авиасалоне. В ходе летной программы МАКС-2013 самолет выполнил уникальный комплекс фигур высшего пилотажа.

Новый тяжелый истребитель Су-30СМ стал одной из премьер авиасалона МАКС-2013. С истребителем уже ознакомились летчики пилотажной группы «Русские витязи», которым в перспективе предстоит пересесть на самолеты типа Су-30СМ.
11-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2013

В сентябре 2013 года на авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут» специалисты инженерно-авиационной службы Липецкого авиацентра завершили приемку первых 2-х многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-30СМ для Военно-воздушных сил России.
4 октября 2013 года совершил первый полет очередной построенный на Иркутском авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут» для ВВС России двухместный многофункциональный истребитель Су-30СМ, это девятый самолет Су-30СМ, построенный по контракту марта 2012 года на поставку Министерству обороны России 30 машин, и седьмой, поднятый в воздух в 2013 году.
Из шести сданных ВВС к этому времени самолетов Су-30СМ три машины с бортовыми номерами «01», «02» (обе сдачи 2012 года) и «54» находились в 929-м Государственном лётно-испытательном центре (ГЛИЦ) Министерства обороны России в Ахтубинске, а другие — с бортовыми номерами «55», «56» и «57» — в 4-м Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний ВВС России в Липецке.
В ноябре 2013 года три многоцелевых истребителя Су-30СМ, собранные на Иркутском авиационном заводе — филиале ОАО «Корпорация «Иркут», приземлились на авиабазе Домна (Забайкальский край). Это первые Су-30СМ, поступившие на вооружение строевой части ВВС России.
23 декабря 2013 года очередной многоцелевой истребитель Су-30СМ, выпущенный ОАО «Корпорация «Иркут», совершил перелет к месту постоянного базирования на авиационную базу Домна Восточного военного округа (ВВО), дислоцированную в Забайкальском крае. Он стал заключительным в партии самолетов Су-30СМ, предусмотренных к поставке в Военно-воздушные силы (ВВС) России по Гособоронзаказу 2013 г.
Многоцелевой истребитель Су-30СМ из состава Военно-воздушных сил (ВВС) России был представлен на Международной выставке вооружения и военно-технического имущества «KADEX-2014», которая прошел в столице Республики Казахстан городе Астане с 22 по 25 мая 2014 г. Самолет участвовал в выставке по приглашению Министерства обороны Республики Казахстан.
Истребитель Су-30СМ пилотировал экипаж в составе ведущего летчика-испытателя ОАО «Корпорация «Иркут» Героя России Вячеслава Аверьянова и начальника отдела — летчика-инструктора Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ (г. Липецк) подполковника Ашота Арустамова.
«МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИМУЩЕСТВА KADEX-2014

31 мая 2014 года в Тамбове пилотажная группа «Соколы России» показала обновленную летную программу. Впервые в составе группы зрители увидели новый многофункциональный истребитель Су-30СМ, который пилотировал начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский.
ПИЛОТАЖНАЯ ГРУППА «СОКОЛЫ РОССИИ»

10 июня 2014 года три многоцелевых истребителя Су-30СМ совершили перелет к месту постоянного базирования постоянного базирования на авиабазу Домна Восточного военного округа, дислоцированную в Забайкальском крае. Перегон самолетов с завода ОАО «Корпорация «Иркут» в Иркутске выполнили летчики Военно-воздушных сил (ВВС) России, прошедшие курс обучения и освоившие новые истребители.

Корпорация «Иркут» и Министерство обороны России заключили 5 сентября 2014 года контракт на поставку Военно-морскому флоту РФ семи многофункциональных истребителей Су-30СМ и авиационно-технического имущества к ним на сумму в 13 млрд рублей, церемония подписания прошла в Геленджике в ходе Гидроавиасалона-2014. Со стороны военного ведомства подпись под документом поставил заместитель министра обороны Юрий Борисов, со стороны промышленности — президент «Иркута» Олег Демченко. Таким образом общее количество заказанных самолетов этого типа дошло до 72 ед.
С подписанием 5 сентября 2014 года второго контракта ВМФ России на закупку семи многофункциональных истребителей Су-30СМ общее число заказов на истребители семейства Су-30МКИ/Су-30МКИ(А)/Су-30МКМ/Су-30СМ производства ОАО «Корпорация «Иркут» достигло 406 единиц. Заказчиками и эксплуатантами данных машин в настоящее время являются ВВС Индии, Алжира, ВВС и ВМФ России, а также Королевские ВВС Малайзии.

Пилотажная группа «Соколы России» в октябре 2014 года впервые выполнила показательные полеты на новых самолетах Су-30СМ, а не на Су-27, над центральной площадью Красноярска в рамках информационно-агитационной акции «Военная служба по контракту в вооруженных силах — твой выбор». До этого на истребителе Су-30СМ в составе группы полеты выполнял только командир группы, начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский, остальные летчики летали на Су-27.
ПИЛОТАЖНАЯ ГРУППА «СОКОЛЫ РОССИИ»

Заступивший на боевое дежурство авиаполк Восточного военного округа в Забайкальском крае в ноябре 2014 года получил два новых многоцелевых истребителя СУ-30СМ, таким образом на вооружении ВВО почти 20 таких машин.

7 и 9 мая 2015 года в рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне самолеты Су-30СМ производства ОАО «Корпорация «Иркут» впервые приняли участие в четырех воздушных парадах.
В Москве в парадном строю над Красной площадью прошли 4 многоцелевых истребителя Су-30СМ Военно-воздушных сил России.
Два истребителя Су-30СМ морской авиации Военно-морского флота России приняли участие в воздушном параде над городом Севастополь.
В состав парадного расчета ВВС Республики Казахстан вошли 4 истребителя Су-30СМ, которые ОАО «Корпорация «Иркут» поставила Министерству обороны РК в апреле 2015 г.
ПАРАД ПОБЕДЫ 2015 ГОДА

В июне 2015 года авиационная группировка Восточного военного округа на острове Сахалин была усилена тремя многоцелевыми истребителями Су-30СМ, самолеты совершили перелет с аэродрома «Дземги» (Хабаровский край) на аэродром «Сокол» (Сахалинская область). Основной целью передислокации истребителей является совершенствование летной натренированности экипажей истребительной авиации для полетов в островной зоне.
В июле 2015 года летчики истребителей Су-30СМ смешанного авиационного полка Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Забайкальском крае, впервые выполнили дозаправку в воздухе, дозаправка производилась самолетом дальней авиации Ил-78 с авиабазы, дислоцированной в Иркутской области.
В сентябре 2015 года Минобороны России и ПАО «Корпорация «Иркут» подписали контракт на дополнительную поставку многоцелевых истребителей Су-30СМ. Условия контракта предусматривают поставку самолетов в течение 2016–2017 годов.
13 октября 2015 года в истребительный авиационный полк Южного военного округа (ЮВО), дислоцированный в Ростовской области, поступила первая партия новейших двухместных многоцелевых тяжелых истребителей Су-30СМ. Экипажи самолетов совершили перелет с авиационного завода в Иркутской области общей протяженностью более 4000 км с двумя посадками на дозаправку на аэродромы в Новосибирской и Челябинской областях.
В 2015 году в рамках заключенных контрактов Корпорация поставила Министерству обороны Российской Федерации около 30 самолетов Су-30СМ. Только экипажи истребительного авиационного полка Восточного военного округа, дислоцированного в Забайкальском крае, в 2015 году совершили свыше 4 тысяч вылетов на самолетах Су-30СМ, поступивших на вооружение в 2013-2014 годах.

«В 2015 году производимые Корпорацией «Иркут» истребители поставлялись как в Минобороны России, так и на экспорт», — говорится в проекте годового отчета ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» за 2015 год. В 2015 году в рамках заключенных контрактов Корпорация поставила Министерству обороны Российской Федерации около 30 самолетов Су-30СМ. Многоцелевой сверхманевренный двухместный истребитель, созданный на базе Су-30МК, адаптирован 23 под требования Минобороны России в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.
За период 2012-2015гг. в рамках заключенных контрактов Корпорация поставила Министерству обороны Российской Федерации более 60 самолетов Су-30СМ. Поставки будут продолжены в 2016 году.
В сентябре 2015 года Минобороны России и ПАО «Корпорация «Иркут» подписали контракт на дополнительную поставку многоцелевых истребителей Су-30СМ. Условия контракта предусматривают поставку самолетов в течение 2016–2017 годов.
В 2015 году Корпорация расширила географию поставок авиационной техники военного назначения. Новые истребители Су-30СМ получила Республика Казахстан.
2015 году продолжались поставки технологических комплектов и имущества для обеспечения эксплуатации самолёта Су-30МКИ в рамках лицензионного производства и капитального ремонта индийской корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). В апреле 2015 года подписан контракт на поставку 14-ти самолетов Су-30МК в Республику Алжир. ВВС Алжира уже использует самолеты Су-30МК производства ПАО «Корпорация «Иркут», — говорится в отчете.

5 февраля 2016 года в истребительный авиационный полк, базирующийся в Ростовской области, поступили четыре новейших многоцелевых истребителя Су-30СМ. Экипажи самолетов совершили перелет общей протяженностью более 4 тыс. км с авиационного завода в Иркутске, с двумя посадками на дозаправку на аэродромы в Новосибирской и Челябинской областях.
Первые два Су-30СМ, переданные ВКС России в 2016 году, (самолеты с красными бортовыми номерами «29» и «30», серийные номера 10МК5 1309 и 1310) были поставлены в состав 31-й истребительного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродром Миллерово (Ростовская область). Ранее с октября 2015 года по февраль 2016 года 31-й авиационный полк получил 20 новых истребителей Су-30СМ (красные бортовые номера с «01» по «12» и с «21» по «28») постройки программы 2015 года.

Многофункциональные истребители Су-30СМ авиаполка, дислоцированного в Забайкалье, в ходе учений летом 2016 года в Бурятии выпустили более 70 ракет по наземным и воздушным целям. Экипажи самолетов Су-30СМ истребительного авиационного полка Восточного военного округа, дислоцированного в Забайкальском крае, совершили боевые пуски ракет малой и средней дальности. Пуски производились на базе специализированного центра боевого применения противовоздушной обороны и авиации в Республике Бурятия. Экипажи поразили воздушные цели и наземные объекты на дальности до 100 километров.
Во время учения пилоты совершили пуски авиационных ракет малой и средней дальности, ближнего маневренного боя и класса «воздух-воздух», в ходе пусков были поражены активно маневрирующие и статичные воздушные цели, движущиеся и бронированные наземные цели.

Торжественная церемония передачи авиационной группе высшего пилотажа «Русские витязи» четырех новейших сверхманевренных истребителей Су-30СМ состоялась в октябре 2016 года в г. Кубинка, Московская обл. Четыре истребителя Су-30СМ для пилотажной группа «Русские витязи» прибыли в Кубинку, где летчиков встречал торжественный оркестр и главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев.
В ноябре 2016 года представители Воздушно-космических сил (ВКС) России приступили к приему второй партии многоцелевых истребителей Су-30СМ, предназначенных для авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи».

Восемь Су-30СМ получила в октябре-ноябре 2016 года двумя партиями авиационная группа высшего пилотажа ВКС России «Русские Витязи», входящая в состав Центра показа авиационной техники 4-го ордена Ленина Краснознамённого Центра войсковых испытаний и подготовки персонала ВКС имени В. П. Чкалова и базирующаяся на аэродром Кубинка. Ей были поставлены самолеты Су-30СМ с синими бортовыми номерами с «30» по «37» (серийные номера, соответственно, 10МК5 1313, 1314, 1318-1320, 1401, 1402 и 1407), окрашенные в «фирменные» цвета группы. С получением этих восьми Су-30СМ был осуществлен процесс практического перевооружения группы «Русские Витязи» с истребителей Су-27.

АВИАЦИОННАЯ ГРУППА ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА «РУССКИЕ ВИТЯЗИ»

19 октября 2016 года из Иркутска вылетели очередные два переданных ВКС России многофункциональных истребителя Су-30СМ постройки Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация «Иркут» — самолеты с красными бортовыми номерами «29» (серийный номер 1309) и «30» (серийный номер 1310). Самолеты направляются на аэродром Миллерово (Ростовская область) в состав 31-й истребительного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа.
Данные истребители были подняты в воздух в Иркутске еще в марте-апреле 2016 года, став первыми самолетами Су-30СМ постройки программы 2016 года, но переданы ВКС только теперь.
Восстановленный в Миллерово 1 декабря 2014 года 31-й истребительный авиационный полк был оснащен истребителями МиГ-29, но с октября 2015 года находится в процессе перевооружения на новые истребители Су-30СМ. Как уже сообщал наш блог, с октября 2015 года по февраль 2016 года 31-й авиационный полк получил 20 новых истребителей Су-30СМ (красные бортовые номера с «01» по «12» и с «21» по «28»), теперь поставки самолетов Су-30СМ в полк возобновлены, и до конца года он, видимо, будет полностью доукомплектован до штатного состава в 24 истребителя Су-30СМ.
4-Я АРМИЯ ВВС И ПВО

Экипажи самолётов Су-30СМ истребительного авиационного полка Восточного военного округа, дислоцированного в Забайкальском крае, в середине ноября 2016 года отработали выполнение максимально допустимых по времени и дальности полётов.
Каждый экипаж провёл в воздухе более 3,5 часов. В общей сложности в ходе учебно-тренировочных полётов истребители преодолели расстояние около 45 тысяч километров.
Полёты совершались смешанными экипажами, состоящими из опытных и молодых летчиков. В ходе полётов экипажи выполняли задачи при различных погодных условиях, ландшафте местности и расположении запасных аэродромов. Все действия лётчиков контролировались центром управления полётов.
Отработка предельно длительных полётов позволяет экипажам истребителей Су-30СМ получить навыки максимально дальних перелётов.

В течении 2016 года Иркутский авиационный завод ПАО «Корпорация «Иркут» поставил Вооруженным Силам России 17 многофункциональных двухместных истребителей Су-30СМ. Из них десять, построенные в рамках второго контракта от декабря 2012 года, поступили в состав ВКС России, а еще семь были поставлены в рамках отдельных контрактов Морской авиации ВМФ России.
Всего суммарно с 2012 года для Министерства обороны России было законтрактовано 116 самолетов Су-30СМ, из которых 88 предназначены для ВВС (ВКС) России, и еще 28 — для Морской авиации ВМФ России. К настоящему времени ВКС России в рамках подписанных контрактов получили таким образом 66 истребителей Су-30СМ (из них десять в 2016 году), а Морская авиация — 15 (из них семь в 2016 году).

В рамках выполнения государственного оборонного заказа ГОЗ 2016-2018 Министерство обороны Российской Федерации и ПАО «Корпорация «Иркут», входящее в состав Объединенной авиастроительной корпорации заключили 3 апреля 2016 года контракт на поставку Воздушно-космическим силам России многоцелевых истребителей Су-30СМ. Государственный контракт на поставку подписали заместитель министра обороны Юрий Борисов и президент ПАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко. В соответствии с условиями контракта до конца 2018 года в ВКС будут переданы более 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ.

Воздушно-космические силы (ВКС) и морская авиация ВМФ России получат до конца 2018 года еще 55 тяжелых многоцелевых истребителей Су-30СМ, сообщил в июне 2016 года директор по производству Иркутского авиазавода (корпорация «Иркут») Сергей Яманов. «До конца 2018 года в интересах ВКС и ВМФ на Иркутском авиазаводе будет произведено и поставлено еще 55 самолетов. Общая численность составит 116 Су-30СМ – 88 для ВКС и 28 для морской авиации ВМФ», — сказал Яманов.
Тем самым общее количество истребителей Су-30СМ, заказанных с 2012 года для Министерства обороны России, достигло 116 самолетов, из которых 96 предназначены для ВВС (ВКС) России, и еще 20 — для Морской авиации ВМФ России.
Корпорация «Иркут» модернизирует самолеты ВВС России Су-30СМ, чтобы они могли нести крылатые сверхзвуковые ракеты, об этом сказал в марте 2015 года руководитель компании Олега Демченко. По его словам, сейчас в Минобороны разрабатывается план соответствующих мероприятий, ищутся источники финансирования.
Концерн «Радиоэлектронные технологии», готовясь к модернизации Су-30СМ, планирует использовать технологический задел, полученный при создании самолёта 5-го поколения ПАК ФА, сообщил замгендиректора предприятия Владимир Михеев в сентябре 2015 года. «С учётом подписанных контрактов, Су-30СМ и его экспортная модификация Су-30МКИ к 2020 году станут одними из самых многочисленных самолетов ВВС и ВМФ России, а также вооружённых сил Индии, Алжира, Казахстана, Анголы. Вот почему уже сейчас мы готовим решения для серьёзной модернизации этих машин», пояснил Михеев.

ИСТРЕБИТЕЛИ СУ-30СМ В МОРСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

Корпорация «Иркут» и Министерство обороны России заключили 5 сентября 2014 года контракт на поставку Военно-морскому флоту РФ семи многофункциональных истребителей Су-30СМ и авиационно-технического имущества к ним на сумму в 13 млрд рублей, церемония подписания прошла в Геленджике в ходе Гидроавиасалона-2014. Со стороны военного ведомства подпись под документом поставил заместитель министра обороны Юрий Борисов, со стороны промышленности — президент «Иркута» Олег Демченко.

19 июля 2014 года ОАО «Корпорация «Иркут» передало Морской авиации ВМФ России первые три двухместных многофункциональных истребителя Су-30СМ, построенных на Иркутском авиационном заводе. Переданные самолеты имеют серийные номера 10МК5 1102, 10МК5 1103 и 10МК5 1104. Машины имеют двухцветную окраску (темно-серый верх и камуфлированный низ) и несут изображение Андреевского флага. В тот же день эти три самолета вылетели из Иркутска к месту базирования в состав 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России в Ейск.

На аэродроме Кубинка в рамках форума «Армия-2015» был представлен многоцелевой истребитель Су-30СМ авиации ВМФ России. Российская морская авиация до 2020 года получит более 50 истребителей Су-30СМ, об этом сообщил начальник морской авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин. По словам Кожина, поступление в войска истребителей Су-30СМ позволяет существенно расширить возможности авиационных группировок ВМФ. «Большая дальность полета, возможность дозаправки в воздухе, способность бороться высокоточным оружием с воздушными, надводными и наземными целями — эти качества Су-30СМ востребованы Морской авиацией ВМФ России», — отметил он. Планируется, что в период до 2020 года Морская авиация ВМФ России получит в свой состав свыше 50 истребителей Су-30СМ», — сказал он.
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ НА АРМИЯ-2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2015

В летной программе авиасалона МАКС-2015 впервые принял участие двухместный многоцелевой истребитель Су-30СМ морской авиации Военно-Морского Флота (ВМФ) России. Уникальные возможности сверхманевренного истребителя продемонстрировал смешанный экипаж в составе пилотов морской авиации и летчиков-испытателей корпорации «Иркут». Су-30СМ был показан на авиасалоне в традиционной для морской авиации ВМФ двухцветной окраске (темно-серый верх и камуфлированный низ) с нанесенным изображением Андреевского флага.
12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

Отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота (ЧФ) в сентябре 2015 года пополнился еще двумя новейшими многофункциональными истребителями Су-30СМ. Самолёты прибыли к месту постоянного базирования в Крыму. Ранее ЧФ уже получил первые три самолёта Су-30СМ, а две группы летчиков из состава полка прошли переобучение на них в Ейске. Новые истребители должны поэтапно заменить фронтовые бомбардировщики Су-24, которые сейчас составляют основу самолетного парка морской авиации ЧФ.

29 сентября 2015 года с аэродрома Иркутского авиационного завода (ИАЗ) АО «Корпорация «Иркут» на аэродром Саки (Крым) вылетели три многофункциональных истребителя Су-30СМ новой постройки для Морской авиации ВМФ России, предназначенных к поступлению в состав 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка авиации Черноморского флота. Самолеты имеют синие бортовые номера «40» (серийный номер 1204, первый полет в Иркутске 19 апреля 2015 года), «41» (серийный номер 1205, первый полет 2 мая) и «41» (серийный номер 1206, первый полет 5 мая) и являются первыми Су-30СМ, построенными на ИАЗ по дополнительному контракту стоимостью 13 млрд рублей на поставку Морской авиации ВМФ России семи дополнительных истребителей Су-30СМ, а также имущества, обеспечивающего эксплуатацию этих самолетов, заключенному ОАО «Корпорация «Иркут» 5 сентября 2014 года.

На вооружение отдельного морского штурмового авиационного полка Черноморского флота (ЧФ) в октябре 2016 года поступил девятый по счету многофункциональный истребитель Су-30СМ. Этот самолёт, построенный на Иркутском авиационном предприятии, получил наименование «Севастопольский». Примечательно, что его бортовой номер совпал с номером полка.
Экипаж нового истребителя прошел обучение в Ейском учебном центре и уже приступил к выполнению задач боевой подготовки.
Морская авиация ВМФ России получила в 2016 году по контрактам 2014 и 2015 годов семь самолетов Су-30СМ, четыре из которых с синими бортовыми номерами «43» и с «45» по «47» (серийные номера 10МК5 1317 и 1403-1405 соответственно) поступили в состав 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка Черноморского флота, дислоцированного на аэродроме Саки в Крыму (ранее этот полк получил в 2014-2015 годах восемь Су-30СМ с синими бортовыми номерами с «35» по «42»). Еще два переданных ВМФ в 2016 году Су-30СМ с синими бортовыми номерами «22» и «23» (серийные номера 10МК5 1408 и 1409) поступили в конце декабря в состав 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота на аэродроме Североморск-3, а еще один (бортовой номер «70 синий», серийный номер 10МК5 1406) поступил в декабре в состав 72-й авиационной базы авиации Балтийского флота на аэродром Черняховск. Полученные Северным и Балтийским флотами истребители Су-30СМ стали первыми машинами этого типа на данных флотах.

15 ноября 2016 года в Иркутске совершил первый полет очередной новый истребитель Су-30СМ, построенный на Иркутском авиационном заводе ПАО «Корпорация «Иркут» для Морской авиации ВМФ России. Самолет имеет серийный номер 10МК5 1406 и бортовой номер «70 синий». Данный самолет должен стать первым Су-30СМ, который поступит на вооружение 72-й авиационной базы авиации Балтийского флота, обозначив начало перевооружения эскадрильи этой базы, оснащенной морскими штурмовиками Су-24М и самолетами-разведчиками Су-24МР и сейчас дислоцированной на аэродроме Черняховск в Калининградской области.

В конце ноября 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялась торжественная церемония передачи очередной партии самолетов Су-30СМ летчикам отдельного морского штурмового авиационного полка Военно-Морского Флота (ВМФ) России. По решению командования морской авиации ВМФ России, одному из новых истребителей присвоено имя «Иркутск».
«Летчики нашей части первыми в морской авиации ВМФ освоили Су-30СМ и уже успели высоко оценить возможности этих самолетов, – сказал в своем выступлении на церемонии передачи истребителей командир полка полковник Андрей Киселев. – Поэтому справедливо, что одна из боевых машин именно нашего полка будет носить имя города Иркутска – родины Су-30СМ».
В свою очередь мэр Иркутска Дмитрий Бердников отметил: «В присвоении самолету имени нашего города мы видим признание Военно-Морским Флотом большого вклада коллектива авиазавода в обороноспособность России».

НАИМЕНОВАНИЕ «ИРКУТСК» ПРИСВОЕНО НОВОМУ МНОГОЦЕЛЕВОМУ ИСТРЕБИТЕЛЮ СУ-30СМ МОРСКОЙ АВИАЦИИ ВМФ РОССИИ

8 декабря 2016 года на аэродроме в Черняховске (Калининградская область) состоится торжественная встреча первого истребителя Су-30СМ, который войдет в состав одной из эскадрилий авиабазы. В рамках Государственного оборонного заказа в 2017 г. в морскую авиацию Балтийского флота (БФ) спланирована поставка еще нескольких истребителей данного типа.
Морская авиация Черноморского флота в декабре 2016 года пополнилась тремя новейшими многофункциональными сверхманёвренными истребителями Су-30СМ. Самолёты были собраны на Иркутском авиационном предприятии и переданы летным экипажам, которые осуществили перелет на аэродром базирования отдельного морского штурмового авиационного полка ЧФ в Саки.
Сами летчики ранее прошли подготовку в Учебном центре морской авиации ВМФ России в Ейске и в скором времени приступят к выполнению полетов по программе ввода в строй новой авиатехники.

28 декабря 2016 года на Северный флот (СФ) прибыла первая партия новейших многоцелевых истребителей Су-30СМ. На аэродроме Североморск-3 состоялось построение личного состава военного гарнизона для встречи самолетов, совершивших перелёт из Иркутска.
На аэродроме Североморск-3 базируется 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк, в котором сконцентрированы палубные самолеты Су-33, используемые на авианосце «Адмирал Кузнецов».
Два самолета Су-30СМ войдут в состав 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота. В структуре авиаполка будет создана третья эскадрилья на самолетах Су-30СМ, на базе которой в будущем планируется сформировать отдельный авиаполк.

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ (АВИАЦИЯ ВМФ)

ИСТРЕБИТЕЛИ СУ-30СМ В СИРИЙСКОЙ КОМПАНИИ 2015-2017 ГГ,

Многофункциональные истребители Су-30СМ производства корпорации «Иркут» хорошо показали себя в составе российской авиагруппы в Сирии. Первые истребители, которые появились в Сирии в составе российской авиагруппы, были Су-30СМ. Российские тактические истребители Су-30СМ в конце сентября 2015 года были замечены в Северной Сирии в районе авиабазы Хемимим близ Латакии. Вскоре стало официально известно, что на авиабазе Хмеймим около сирийской Латакии размещены, в частности, несколько истребителей Су-30СМ, осуществляющих прикрытие российской ударной авиации с воздуха. Четыре истребителя Су-30СМ (предположительно, из состава 120-го смешанного авиаполка, базирующегося в Забайкальском крае на аэродроме Домна) появились в Сирии 18 сентября 2015 года. Истребитель Су-30СМ не только сам способен эффективно поражать цели на земле и в воздухе, но и, благодаря наличию сверхмощного бортового радара, может наводить на цели самолеты других типов.
В ночь с 1 на 2 октября 2015 года, шесть российских Су-30см вылетели из сирийской авиабазы Хамим в сторону Кипра, для перехвата четырех израильских истребителей F-15. При приближении к ним они включили боевой режим.
Удивленные этой ситуацией израилитяне не стали вступать в воздушный бой с одними из лучших российскими многоцелевыми истребителями быстро повернули к югу, влетев на высокой скорости в воздушное пространство Ливана.
3 октября 2015 года Россия проинформировала Турцию, что российский истребитель Су-30СМ вторгся в воздушное пространство Турции из-за навигационной ошибки.

Тяжелые истребители Су-30СМ в ходе операции ВКС РФ в Сирии выполняют не только свои прямые задачи, но и передают координаты целей для российских штурмовиков и бомбардировщиков, сообщил в июне 2016 года директор по производству Иркутского авиазавода (производитель Су-30СМ, входит в корпорацию «Иркут») Сергей Яманов.
«Благодаря своей великолепной радиолокационной станции, Су-30СМ в Сирии выполнял функции наведения на цель наших бомбардировщиков и штурмовиков», – сказал С.Яманов.
По его словам, Су-30СМ заходит на безопасную высоту и «подсвечивает» цели для штурмовиков и бомбардировщиков, которые затем наносят удары по земле.
При этом он подчеркнул, что даже известные американские F-35 и F-22 не имеют такого бортового локатора и «работают» по целям только после получения координат целей извне, отмечает агентство.

В августе 2016 года «Сирийские» Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка 11-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Восточного военного округа вернулись домой, на аэродром Домна (Забайкальский край).

ВОЙНА В СИРИИ

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

На проходящей в Сингапуре выставке Singapore Air Show 2016 был представлен новый экспортный вариант истребителя Су-30. Истребитель Су-30СМЭ представляет собой усовершенствованный экспортный вариант самолета Су-30СМ для ВВС России, в свою очередь, созданного на основе экспортной машины Су-30МКИ. Прототипом последнего был перехватчик Су-30, созданный для авиации войск ПВО СССР.
Первыми покупателями новой машины могут стать ВВС Малайзии, в обновленном Су-30 так же заинтересован Алжир и в перспективе Иран.

В 2015 году Корпорация «Иркут» расширила географию поставок авиационной техники военного назначения. Новые истребители Су-30СМ получила Республика Казахстан. Казахстан заключил в 2014 году контракт стоимостью около 5 млрд рублей на приобретение четырех Су-30СМ.

17 апреля 2015 года новые многофункциональные истребители Су-30СМ прибытии на авиационную базу Сил воздушной обороны (СВО) Казахстана в городе Талды-Курган. Четыре многофункциональных истребителя Су-30СМ, построенных на Иркутском авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут» получили окраску СВУ Казахстана, имеют красные бортовые номера «01» (заводской номер 10МК5 1118, первый полет в Иркутске 31 января 2015 года), «02» (заводской номер 10МК5 1119, первый полет 19 февраля), «03» (заводской номер 10МК5 1120, первый полет 8 февраля) и «04» (заводской номер 10МК5 1201, первый полет 27 февраля).

Как сообщило 27 декабря 2016 года министерство обороны Казахстана, в Казахстан прибыла очередная партия новых истребителей Су-30СМ российского производства. Судя по снимкам, Казахстан получил два истребителя Су-30СМ с красными бортовыми номерами «05» и «06» (серийные номера 10МК5 1315 и 10МК5 1316). Самолеты построены на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут».
Это, видимо, первые самолеты по заключенному Казахстаном в конце 2015 года контракту стоимостью более 10 млрд рублей на закупку семи дополнительных Су-30СМ.
Ранее Казахстан уже приобрел четыре истребителя Су-30СМ по контракту 2014 года стоимостью около 5 млрд рублей. Эти первые четыре истребителя Су-30СМ с красными бортовыми номерами с «01» по «04» (серийные номера, соответственно, с 10МК5 1118 по 1120 и 1201) прибыли на 604-ю авиационную базу Сил воздушной обороны (СВО) Казахстана в Талды-Кургане 17 апреля 2015 года. Видимо, туда теперь поставлены и два новых истребителя Су-30СМ с красными бортовыми номерами «05» и «06» .
Министерство обороны Казахстана планирует до 2020 года приобрести еще 32 самолета Су-30СМ.
Тегеран проявляет заинтересованность в закупке у РФ партии многофункциональных истребителей Су-30СМ. США выступили против продажи российских истребителей Ирану, который нарушит эмбарго ООН на поставки наступательных вооружений этой стране. Су-30 находятся в Регистре ООН по обычным вооружениям и их поставки Ирану требуют одобрения Совета Безопасности ООН.

На проходившем 18-21 января 2016 года в Ереване 10-м заседании армяно-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, сторонами, в числе прочего, были рассмотрены вопросы о возможной передаче Армении трех военно-транспортных самолетов Ил-76 из наличия Вооруженных Сил России (было заявлено, что «на данный момент такая возможность отсутствует, однако будет рекомендовано рассмотреть подобную возможность поставки самолетов с летным ресурсом не менее 50%»), а также о поставке Армении многоцелевых истребителей Су-30СМ новой постройки и наземного тренажера для них.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса — 34500 кг
Запас топлива — 9700 кг
Длина — 21,9 м
Размах крыла — 14,7 м
Высота — 6,36 м
Двигатель 2 х ТРДД АЛ-31ФП
Максимальная тяга двигателя на форсаже — 2 х 12500 кгс
Максимальная скорость полета — 2125 км/ч
Перегоночная дальность — 3000 км
Боевой радиус действия — 1500 км
Максимальная продолжительность полета — 3,5 ч
Практический потолок — 17300 м
Экипаж — 2 человека

ВООРУЖЕНИЕ:

Бортовой радиолокатор БРЛС «Барс-Р»
Управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»
Управляемые и не управляемые авиабомбы
Точек подвески АСП — 12;
Максимальная боевая нагрузка — 8000 кг
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1;
— выстрелов — 150

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 09.07.2016 + доп.

Источники: Компания «Сухой», Корпорация «Иркут», www.irkut.com, ВТС «БАСТИОН», ТАСС, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, Интерфакс, Лента.ру, Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, Пресс-служба Южного военного округа, Пресс-служба Восточного военного округа, Пресс-службы Северного флота, bmpd.livejournal.com, Военный Паритет, aviation21.ru, www.arms-expo.ru, www.e-news.su и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ. НОВОСТИ 2016
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ. НОВОСТИ 2015
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ. НОВОСТИ 2012-2014

СУ-30 ЗАКРОЮТ БАРЕНЦЕВО МОРЕ
ОЧЕРЕДНЫЕ ДВА СУ-30СМ ВЫЛЕТЕЛИ В МИЛЛЕРОВО
ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ СУ-30СМ ПРИБЫЛИ В МИЛЛЕРОВО
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ НА АРМИЯ-2015
ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ ВВС РОССИИ. ФОТОРЕПОРТАЖ С МАКС-2013
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30М2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК, (СУ-30МКИ, СУ-30МКК, СУ-30МКМ, СУ-30МК2)
В НЕБЕ ЖУКОВСКОГО. БОЕВАЯ АВИАЦИЯ. МАКС-2013. ФОТОРЕПОРТАЖ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКИ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКK
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК2 НА МАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ НСЦ-Т
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ «СУРА» (СУРА-К, СУРА-М)
ИНДИКАТОР КОЛЛИМАТОРНЫЙ ШИРОКОФОРМАТНЫЙ ИКШ-1М
РАМЕНСКОЕ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ»
ОКБ «СУХОГО»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2016/A.V.Karpenko 2009-2016
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap