12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ

SEAT MULTIPURPOSE FIGHTER SU-30SM

07.01.2018

Полеты российских истребителей Су-30СМ 23 ноября и 13 декабря 2017 года над Балтийским морем проходили в соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, их маршрут был согласован с органами управления воздушным движением. Об этом сообщили в субботу в пресс-службе Минобороны РФ.
«23 ноября и 13 декабря 2017 г. экипажи российских истребителей Су-30СМ выполняли плановые учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами Балтийского моря. Маршрут полетов российских истребителей был согласован с органами управления воздушным движением и осуществлялся в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, не нарушая границ других государств», — говорится в сообщении.
В ведомстве также подтвердили, что в ходе полетов Су-30СМ к ним приблизились самолеты F-15 НАТО. «В ходе совершения полетов самолеты F-15 НАТО приблизились на безопасное расстояние к российским истребителям, после чего поменяли курс и удалились», — уточнили в Минобороны.

ВВС США ПОКАЗАЛИ «ПЕРЕХВАТЫ» РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СУ-30

23.01.2018

Визит Министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу в Мьянму придал дополнительный импульс военно-техническому сотрудничеству с этой страной, республика активно приобретает российское вооружение и военную технику, достигнута договоренность о покупке истребителей Су-30.
Об этом в беседе с журналистами заявил заместитель главы военного ведомства генерал-лейтенант Александр Фомин.
«В ходе визита Министра обороны достигнута договоренность о покупке Мьянмой шести самолетов Су-30», –– пояснил Александр Фомин.
«Полагаем, что Су-30 станет основным боевым истребителем ВВС Мьянмы для защиты территориальной целостности страны и отражения террористических угроз», –– выразил уверенность замминистра.
«Любые вопросы, которые будут возникать у мьянманской стороны при реализации контракта на поставку этих машин, готовы оперативно решать на договорной и дружеской основе», –– добавил Александр Фомин.
По его оценке, Су-30, «являющийся основным истребителем Воздушно-космических сил России, на практике доказал боевые качества самолета мирового класса».
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

07.02.2018

Россия поставит Мьянме шесть истребителей Су-30 в варианте Су-30СМЭ (серийный, модернизированный, экспортный). Поставки начнутся в 2020 году. Об этом ТАСС на Международном авиационно-космическом салоне Singapore Airshow-2018 сообщил представитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
«Для Военно-воздушных сил Мьянмы шесть истребителей Су-30 будут поставлены в экспортном варианте Су-30СМЭ с бортовым радиоэлектронным оборудованием российского производства. Поставки этих самолетов корпорация «Иркут» начнет в 2020 году», — сообщил собеседник агентства.
ТАСС

SINGAPORE AIRSHOW 2018 – 6-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

09.02.2018

Работы по модернизации многофункциональных истребителей Су-30СМ начнутся в этом году, сообщил замминистра обороны РФ Юрий Борисов.
«Модернизацию планируется в этом году открыть, а завершить первый этап в 2019 году, пойдут уже модернизированные машины», — заявил Борисов в ходе посещения Иркутского авиационного завода (входит в корпорацию «Иркут»).
По его словам, сейчас в РФ в эксплуатации находится 100 самолётов Су-30СМ.
«Они хорошо себя зарекомендовали в Сирии, показали все свои боевые возможности. Предстоит модернизация этого самолёта и в плане импортозамещения, и в плане адаптации новых авиационных средств поражения», — сказал Борисов.
Он заявил, что эти многофункциональные истребители будут служить ещё лет 35-40.
РИА Новости

КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ»

09.02.2018

Заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов проверил выполнение заданий Министерства обороны на Иркутском авиационном заводе (входит в корпорацию «Иркут»).
«В этом году объем производственной программы –– всего 24 самолета: 10 самолетов Як-130, 12 самолетов для ВКС и два для ВМФ –– Су-30СМ», –– рассказал он в беседе с журналистами в ходе посещения авиапредприятия.
По его словам, 17 самолетов уже находятся в цехе окончательной сборки, что позволит сдать их вовремя.
«Як-130 –– сейчас 92 самолета в строю, есть планы по закупке и дальше, мы будем обсуждать длительный контракт, в этом году заключим», –– пояснил замминистра. Он добавил, что в рамках Государственной программы вооружения будет заключен большой контракт и на самолеты Су-30СМ.
Юрий Борисов также сообщил, что в этом году начнутся работы по модернизации многофункциональных истребителей Су-30СМ.
По его словам, сейчас в эксплуатации находится 100 самолётов Су-30СМ.
«Они хорошо себя зарекомендовали в Сирии, показали все свои боевые возможности. Предстоит модернизация этого самолёта и в плане импортозамещения, и в плане адаптации новых авиационных средств поражения», — отметил замминистра.
Юрий Борисов заявил, что эти многофункциональные истребители будут служить ещё лет 35-40.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130
КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ»

13.02.2018

Истребители Су-30СМ авиационного полка Западного военного округа (ЗВО), базирующегося в Курской области, в сложных погодных условиях провели первые практические бомбометания на полигоне Погоново в Воронежской области.
При выполнении учебно-тренировочных полетов более 10 экипажей истребителей Су-30СМ сбросили более 20 авиабомб П-50Т на имитационные мишени развернутых тактических зенитных ракетных комплексов и аэродром условного противника.
Выполнение подобных летных заданий с практическим применением позволяет повысить уровень летного мастерства экипажами и летчиками истребительной авиации округа при выполнении летных тактических задач.
Пресс-служба Западного военного округа

17.02.2018

Военно-воздушные силы Беларуси начнут получать российские многофункциональные истребители Су-30СМ в 2019 году. Первая партия будет состоять из четырех машин. Об этом, как сообщает rg.ru, заявил министр обороны РБ, генерал-майор Андрей Равков.
«Для развития системы ПВО продолжатся поставки хорошо зарекомендовавшего себя зенитного ракетного комплекса «Тор-М2″, а закупка самолетов Су 30СМ позволит повысить наши возможности по прикрытию войск и объектов от ударов средств воздушного нападения, а также существенно обновить парк авиационной техники», – цитирует rg.ru главу Минобороны РБ.
По словам А.Равкова, график поставок уже определен. Беларусь будет покупать у России по четыре машины в год (то есть поставка 12 машин рассчитана на период 2019-2021 гг.).
В прошлом году Министерство обороны Республики Беларусь заключило контракт с корпорацией «Иркут» на поставку 12 истребителей Су-З0СМ. Согласно первоначальному графику поставки планировалось реализовать в 2018-2020 гг., напоминает rg.ru.
ЦАМТО

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

20.02.2018

Впервые в новейшей истории России летчики морской авиации Военно-Морского Флота отработали полеты на дозаправку в воздухе на самолетах Су-30СМ.
В ходе тренировки в воздух с аэродрома Ейского Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ поднимались самолеты Су-30СМ и Су-24М. Истребители и бомбардировщики, пилотируемые летным составом Управления морской авиации ВМФ и летчиками Балтийского и Черноморского флотов, осуществили более 100 контактирований с самолетом-дозаправщиком Ил-78, совершив в ходе летных смен более 40 взлетов и посадок.
Для участия в отработке мероприятий по дозаправке в воздухе по решению начальника морской авиации Военно-Морского Флота генерал-майора Игоря Кожина самолеты Балтийского и Черноморского флотов осуществили перелеты с аэродромов базирования в Калининградской области и Крыму на аэродром Ейского Центра боевого применения и переучивания летного состава (МА ВМФ).
Дозаправка топливом в воздухе является наиболее сложным видом летной подготовки, требует от летного состава высокой профессиональной выучки, психологической устойчивости и уверенности в успешном выполнении полета. Сложность выполнения задания заключается в том, что на высоте от 2000 до 8000 метров необходимо выполнить встречу с танкером Ил-78, на скорости 500-550 км/ч выполнить контактирование и во время дозаправки самолетам ВМФ и заправщику необходим выдерживать строй на дистанции около 20 метров.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ (АВИАЦИЯ ВМФ)

04.03.2018

Как сообщается в корпоративной газете «Вымпел» АО «Гос МКБ «Вымпел» имени И.И. Торопова» (АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»), Распоряжением Президента Российской Федерации от 12 января 2018 года многофункциональный истребитель Су-30СМ принят на вооружение ВВС России.
Как говорится в опубликованном в данном издании обращении по данному случаю Генерального директора АО «Гос МКБ «Вымпел» имени И.И. Торопова» Н.А. Гусева к коллективу, «новые самолеты [Су-30СМ] оснащаются разработанными и поставляемыми АО «Гос МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» изделиями 170-1 и устройствами выброса пассивных помех УВ-30МКР.
Изделие 170-1 при непосредственном участии специалистов АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» успешно интегрировано в состав комплекса авиационного вооружения Су-30СМ и в значительной степени определяет его высокий боевой потенциал.
УВ-30МКР является аналогом экспортных модификаций устройств типа УВ-30, эксплуатируемых на самолетах в Индии, Малайзии, Алжире.
В ходе боевых действий в Сирии истребители Су-30СМ продемонстрировали высокие летные качества и боевую эффективность.
http://bmpd.livejournal.com

27.04.2018

Опубликованы кадры, на которых показан момент уничтожения российским истребителем Су-30СМ военного корабля в акватории Средиземного моря.
Напомним, что военные учения ВКС и ВМФ России проходили у берегов Сирии 15 апреля в период обострения противостояния с американскими агрессорами.
Многофункциональный истребитель Су-30СМ нанёс удар противокорабельными ракетами Х-35 и уничтожил сирийский сторожевой корабль проекта 159, который в ходе манёвров выполнял функцию учебной мишени.
Военные учения, в ходе которых российская авиация потопила военный корабль, стали явным сигналом флоту США и НАТО, демонстрируя силам вероятного противника возможные последствия столкновения с ВКС РФ.
Учебную операцию зафиксировала камера беспилотника «Форпост» Воздушно-космических сил России.
http://rusvesna.su/

ТАКТИЧЕСКАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА Х-35УЭ КОМПЛЕКСА «УРАН»
ВОЙНА В СИРИИ

29.04.2018

14-й гвардейский истребительный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Халино в Курске, получил 4 двухместных многоцелевых истребителей Су-30СМ. Это первая партия Су-30СМ, переданная Министерству обороны Иркутским авиационным заводом в этом году.
Таким образом, 14-й истребительный авиаполк приступил к формированию уже 2-й эскадрильи Су-30СМ, 1-я эскадрилья была полностью укомплектована новыми истребителями в 2017 году.
https://sdelanounas.ru

30.04.2018

Летчики-истребители авиационного полка Западного военного округа (ЗВО), дислоцированного в Курской области, в этом году получили на вооружение первую партию многоцелевых истребителей поколения «4+» Су-30СМ.
4 самолета были приняты на заводе-изготовителе в Иркутске и совершили перелет протяженностью более 5 тыс. километров. Прибывшая авиационная техника войдет в боевой состав полка и заменит по плану перевооружения истребители МиГ-29СМТ.
Истребитель Су-30СМ предназначен для завоевания господства в воздухе, блокирования аэродромов противника на большой глубине, уничтожения воздушных, наземных и морских целей, в том числе в ночное время суток и сложных метеорологических условиях. Самолет способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» «воздух-поверхность». Боевая машина оснащена двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.
Пресс-служба Западного военного округа

ЧЕТЫРЕ НОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-30СМ ПОСТУПИЛИ В КУРСК

01.05.2018

Сделанные в апреле 2018 года снимки самолетов Морской авиации ВМФ России на авиабазе Хмеймим в Сирии — противолодочного самолета Ил-38 (немодернизированного) и многофункциональных истребителей Су-30СМ.
Самолет Ил-38, хотя и похоже имеет закрашенный бортовой номер, однако, судя по элементом окраски, видимо, является одним из двух Ил-38 из состава 317-го смешанного авиационного полка Морской авиации ВМФ России с аэродрома Елизово (Камчатка), которые в марте были замечены во время перегона с Камчатки в Европейскую часть России.
Заснятый истребитель Су-30СМ морской авиации является хорошо известной машиной с бортовым номером «47» (серийный номер 10МК5 1404) постройки 2016 года из состава 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка Черноморского флота, дислоцированного на аэродроме Саки в Крыму,
http://bmpd.livejournal.com

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-38Н (ИЛ-38SD)
ВОЙНА В СИРИИ

04.05.2018

Как сообщило 3 мая 2018 года агентство ТАСС, истребитель ВКС Российской Федерации Су-30СМ потерпел крушение над Средиземным морем. В результате катастрофы оба летчика погибли. Об этом сообщили журналистам в четверг в Министерстве обороны Россиской Федерации.
Ведомство уточнило, что авария произошла «3 мая около 09:45 мск при наборе высоты после взлета с аэродрома Хмеймим». В Министерстве обороны подчеркнули, что оба летчика боролись за самолет «до последних минут».
По предварительной версии, причиной катастрофы могло стать попадание птицы в двигатель. В Минобороны добавили, что по самолету не было никакого огневого воздействия.
Эта катастрофа стала первой в истории российской военной авиации потерей истребителя семейства Су-30.
https://bmpd.livejournal.com/

КРУШЕНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-30 В СИРИИ — ПОДРОБНОСТИ
ВОЙНА В СИРИИ

25.05.2018

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) в рамках ПМЭФ-2018 подписала контракт на поставку Казахстану восьми истребителей Су-30СМ. Об этом в интервью ТАСС в рамках ПМЭФ-2018 сообщил президент ОАК Юрий Слюсарь.
«Сегодня подписали контракт на поставку восьми самолетов Су-30СМ Казахстану. Мы очень рады, это серийный, эффективный, хорошо зарекомендовавший себя самолет, который безусловно пополнит парк ВВС Казахстана новым современным истребителем», — сказал он.
Предыдущий контракт на поставку 12 таких самолетов страны подписали в ходе форума «Армия-2017″. Об этом сообщил помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

25.05.2018

Россия доставит в Казахстан партию истребителей Су-30СМ в дополнение к поставленным ранее машинам, соответствующий контракт подписали гендиректор корпорации «Иркут» Олег Демченко и генеральный директор предприятия «Казспецэкспорт» Арман Рамазанов.
«Двадцать четвертого мая республиканское государственное предприятие «Казспецэкспорт» Министерства обороны и аэрокосмической промышленности Казахстана и корпорация «Иркут» заключили контракт на поставку новой партии многоцелевых истребителей Су-30СМ», — сообщили журналистам в пресс-службе «Иркута».
РИА Новости

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

07.06.2018

В июне этого года в рамках деятельности Министертсва обороны Российской Федерации и главного командования ВМФ по перевооружению соединений и частей штурмовой авиации в состав морской авиации ВМФ будут переданы два многоцелевых многофункциональных самолета Су-30СМ. Торжественная церемония передачи состоится на аэродроме Иркутского авиационного завода.
Планируется, что самолеты войдут в состав морской авиации Балтийского флота. ПАО «Корпорация «Иркут» в качестве головного исполнителя государственного оборонного заказа ведет серийный выпуск высокоманевренных многоцелевых истребителей Су-30СМ. Самолет разработан «ОКБ Сухого» и выпускается на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут».
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ (АВИАЦИЯ ВМФ)

08.06.2018

Вторая эскадрилья истребителей Су-30СМ войдет в состав авиационного полка Западного военного округа (ЗВО), базирующегося в Курской области.
Летный и инженерно-технический состав полка приступил к приему второй партии многоцелевых истребителей Су-30СМ на заводе-изготовителе «Иркут» в Иркутской области.
Истребители предназначены для перевооружения полка на новые модели самолетов, которые заменят истребители МИГ-29СМТ. Специалистам предстоит в течение ближайших дней провести на земле комплексный осмотр техники, оценить качество сборки и провести проверку работоспособности двигателей, систем и механизмов в различных режимах.
Летный состав выполнит несколько контрольных полетов, в ходе которых будут проверены летно-технические характеристики самолетов. После завершения приема авиационной техники летчики совершат на самолетах перелет на аэродром Халино в Курской области.
Ранее летчики прошли переподготовку в Центре боевого применения и переучивания летного состава в Липецке, где в течение нескольких месяцев совершенствовали свое мастерство на современных специализированных комплексных тренажерах, учились выполнять фигуры высшего пилотажа на предельных скоростях и нагрузках.
Пресс-служба Западного военного округа

19.06.2018

Как сообщает информационное агентство REGNUM, Ереван находится на продвинутой стадии переговоров по приобретению российских истребителей Су-30СМ.
Согласно информации источника в министерстве обороны Армении, который поделился с нами информацией на условиях анонимности, Ереван ведёт переговоры с российской стороной о приобретении некоторого количества истребителей Су-30СМ, причём переговоры находятся в достаточно продвинутой стадии. Подписание контакта, при удачном и гладком стечении обстоятельств, ожидается в течение ближайших 1−2 лет. Эта информация вполне соотносится со слухами об интересе к Су-30СМ, возникшими в 2016 году в армянских СМИ.
https://bmpd.livejournal.com

О ПОТЕНЦИАЛЬНОМ КОНТРАКТЕ НА ЗАКУПКУ АРМЕНИЕЙ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СУ-30СМ
АРМЕНИЯ ВЕДЕТ ПЕРЕГОВОРЫ О ПРИОБРЕТЕНИИ РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СУ-30СМ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

19.06.2018

На открытой площадке авиационного кластера Конгрессно-выставочного центра парка «Патриот» в Кубинке в ходе форума «Армия-2018» будет представлен сверхманевренный истребитель СУ-30 СМ.
Истребитель предназначен для завоевания господства в воздухе, блокирования аэродромов противника на большой глубине, уничтожения воздушных, наземных и морских целей, в том числе в ночное время суток и сложных метеорологических условиях. Кроме того, характеристики Су-30СМ позволяют ему сопровождать и прикрывать ударные группировки военной авиации, обеспечивать целеуказание для самолетов своей группы, производить подавление систем РЭБ противника.
Главной особенностью машины является многофункциональность, в зависимости от состава вооружения, СУ-30СМ может выполнять задачи как ударного истребителя-бомбардировщика, так и тяжелого перехватчика ПВО.
Су-30СМ поколения «4+» оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. Взлетный вес (максимальный) — 34 500 кг. Длина корпуса планера — 21,9 м. Высота в наиболее высокой части корпуса — 6,36 м. Дальность полета (максимальная) — 2125 км/ч. Оптимальный радиус боевого применения — 1500 км. Количество экипажа – два летчика.
Вооружение: управляемые ракеты класса – «воздух-воздух» или «воздух-поверхность», корректируемые бомбы. Для ближнего боя вооружен встроенной 30-мм пушкой ГШ-30-1. Максимальный вес вооружения на борту — 8000 кг.
Система дозаправки топливом в воздухе, радиосистемы дальней навигации и усовершенствованная система жизнеобеспечения позволяют истребителям выполнять учебно-боевые задачи на большом удалении от аэродромов базирования.
Многоцелевой истребитель СУ-30 СМ будет экспонирован на открытой площадке форума, с общим доступом для всех посетителей.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

ИСТРЕБИТЕЛИ ЗВО ВЫВЕЛИ ЭСКАДРИЛЬЮ СУ-30 СМ ИЗ-ПОД УДАРА «ПРОТИВНИКА» В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2018


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК, адаптированный под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. Внесены изменения и в состав вооружения.
Самолет разработан «ОКБ Сухого» и выпускается на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут». ПАО «Корпорация «Иркут» в качестве головного исполнителя государственного оборонного заказа ведет серийный выпуск высокоманевренных многоцелевых истребителей Су-30СМ.
Для ВКС России самолёт был адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем, истребитель оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения.
Самолет может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.
Су-30СМ — первый в мире серийный боевой самолёт, обладающий сверхманёвренностью. Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «триплан, неустойчивый в продольном канале». Для увеличения подъёмной силы и повышения манёвренности на самолёте установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полёта на больших углах атаки.
Ещё одна «изюминка» — силовая установка, состоящая из двух двигателей АЛ-31ФП, оси которых расположены под углом 32 град. друг к другу. Дифференциальное отклонение на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15 град. в любом направлении двух осесимметричных сопел позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего манёвра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.
Также существенный вклад в повышение манёвренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.
Истребители Су-30СМ имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование, мощную РЛС с фазированной антенной решеткой и широкий арсенал высокоточного вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Авионика Су-30СМ построена по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию в состав БРЭО новых систем и вооружений.

РЛСУ «Барс-Р» самолета Су-30СМ является дальнейшим развитием РЛСУ «Барс» самолета Су-30МКИ, разработанного по заказу ВВС Индии. В соответствии с ТТЗ, выданным ВВС РФ, была проведена модернизация системы по улучшению ее характеристик. Особенностью истребителей Су-30СМ по сравнению с аналогами является наличие на борту радара с электронным сканированием на базе ФАР с механическим доворотом по азимуту, что дает существенные преимущества по зоне применения оружия. Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с фазированной антенной решёткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности не более 10 метров.
Модернизационный потенциал РЛСУ не исчерпан, и предполагается ее модернизация. «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» ожидает от ВВС России тактико-техническое задание на модернизацию радиолокационной система управления «Барс-Р», устанавливаемой на истребители Су-30СМ, сообщил в августе 2015 года генеральный директор предприятия Юрий Белый.
Самолеты Су-30СМ с уникальными на сегодняшний день боевыми качествами дают возможность создавать компактные авиационные группировки, которые одинаково хорошо приспособлены для борьбы с воздушным, наземным и морским противником.
Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.
Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приёмником спутниковой навигации (ГЛОНАСС) обеспечивает высокую точность полёта по маршруту и выход в район цели. Самолёт обладает возможностью автоматизированного полёта на различных режимах, включая полёт на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.

На производимые для Министерства обороны России на Иркутском авиационном заводе АО «Корпорация «Иркут» многофункциональные истребители Су-30СМ в рамках импортозамещения с конца 2015 года стали устанавливаться коллиматорные широкоформатные индикаторы на фоне лобового стекла ИКШ-1М разработки АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в состав ГК «Ростех») вместо применявшихся индикаторов на фоне лобового стекла (ИЛС) французского производства Thales HUD 3022 (CTH 3022).
Боевая нагрузка Су-30СМ общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески. Вооружение самолёта в сочетании с комплексом БРЭО обеспечивает поражение воздушных целей, в том числе, с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою, успешное ведение упреждающих воздушных боёв на дальних дистанциях, поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.
21 сентября 2012 года на аэродроме Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Корпорация «Иркут» (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации) совершил первый полет истребитель Су-30СМ, разработанный ОАО «ОКБ Сухого» и предназначенный для Министерства обороны России. Самолет пилотировали летчики-испытатели ОАО «ОКБ Сухого»: командир экипажа — Костин Сергей Владимирович, летчик-испытатель 1 класса; штурман — Маловечко Павел Николаевич, заслуженный штурман-испытатель РФ. Полет продолжался 2 часа, прошел без замечаний.
25 сентября 2012 года к летным испытаниям присоединился второй истребитель. Полет продолжался 1 час 40 минут и прошел без замечаний. Самолет пилотировали летчики-испытатели ОАО «ОКБ Сухого»: командир экипажа — Костин Сергей Владимирович, летчик-испытатель 1 класса; штурман — Маловечко Павел Николаевич, заслуженный штурман-испытатель РФ.
Госпрограмма вооружений России на 2011-2020 годы предусматривает поставку 28 истребителей Су-30СМ ВВС России и 12 самолетов авиации ВМФ. В марте 2012 года Министерство обороны России заключило с корпорацией «Иркут» контракт на поставку в войска 30 новых истребителей Су-30СМ к 2015 году
ОАО «Корпорация «Иркут» передало Военно-воздушным силам России два самолета Су-30СМ, соответствующий акт приема-передачи подписан 22 ноября 2012 года на Иркутском авиационном заводе – филиале ОАО «Корпорация «Иркут».
В июле 2013 года по результатам летных испытаний самолета Су-30СМ ВВС России дали предварительное заключение. В Государственном лётно-испытательном центре имени В.П. Чкалова Министерства обороны Российской Федерации (г. Ахтубинск, Астраханская обл.) подписано предварительное заключение с открытым акционерным обществом (ОАО) «Корпорация «Иркут» по специальным совместным летным испытаниям многофункционального двухместного истребителя Су-30СМ.
На аэродром Летно-исследовательского института им. М.М.Громова в конце августа 2013 года для участия в авиасалоне МАКС-2013 прибыл новый многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30СМ. В ходе перелета с аэродрома Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Корпорация «Иркут» самолетом управляли летчики-испытатели Евгений Аверьянов и Сергей Матвейчук. Истребитель Су-30СМ, выпускаемый ОАО «Корпорация «Иркут» (в составе «ОАК»), впервые принимал участие в авиасалоне. В ходе летной программы МАКС-2013 самолет выполнил уникальный комплекс фигур высшего пилотажа.

Новый тяжелый истребитель Су-30СМ стал одной из премьер авиасалона МАКС-2013. С истребителем уже ознакомились летчики пилотажной группы «Русские витязи», которым в перспективе предстоит пересесть на самолеты типа Су-30СМ.
11-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2013

В сентябре 2013 года на авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут» специалисты инженерно-авиационной службы Липецкого авиацентра завершили приемку первых 2-х многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-30СМ для Военно-воздушных сил России.
4 октября 2013 года совершил первый полет очередной построенный на Иркутском авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут» для ВВС России двухместный многофункциональный истребитель Су-30СМ, это девятый самолет Су-30СМ, построенный по контракту марта 2012 года на поставку Министерству обороны России 30 машин, и седьмой, поднятый в воздух в 2013 году.
Из шести сданных ВВС к этому времени самолетов Су-30СМ три машины с бортовыми номерами «01», «02» (обе сдачи 2012 года) и «54» находились в 929-м Государственном лётно-испытательном центре (ГЛИЦ) Министерства обороны России в Ахтубинске, а другие — с бортовыми номерами «55», «56» и «57» — в 4-м Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний ВВС России в Липецке.
В ноябре 2013 года три многоцелевых истребителя Су-30СМ, собранные на Иркутском авиационном заводе — филиале ОАО «Корпорация «Иркут», приземлились на авиабазе Домна (Забайкальский край). Это первые Су-30СМ, поступившие на вооружение строевой части ВВС России.
23 декабря 2013 года очередной многоцелевой истребитель Су-30СМ, выпущенный ОАО «Корпорация «Иркут», совершил перелет к месту постоянного базирования на авиационную базу Домна Восточного военного округа (ВВО), дислоцированную в Забайкальском крае. Он стал заключительным в партии самолетов Су-30СМ, предусмотренных к поставке в Военно-воздушные силы (ВВС) России по Гособоронзаказу 2013 г.
Многоцелевой истребитель Су-30СМ из состава Военно-воздушных сил (ВВС) России был представлен на Международной выставке вооружения и военно-технического имущества «KADEX-2014», которая прошел в столице Республики Казахстан городе Астане с 22 по 25 мая 2014 г. Самолет участвовал в выставке по приглашению Министерства обороны Республики Казахстан.
Истребитель Су-30СМ пилотировал экипаж в составе ведущего летчика-испытателя ОАО «Корпорация «Иркут» Героя России Вячеслава Аверьянова и начальника отдела — летчика-инструктора Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ (г. Липецк) подполковника Ашота Арустамова.
«МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИМУЩЕСТВА KADEX-2014

31 мая 2014 года в Тамбове пилотажная группа «Соколы России» показала обновленную летную программу. Впервые в составе группы зрители увидели новый многофункциональный истребитель Су-30СМ, который пилотировал начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский.
ПИЛОТАЖНАЯ ГРУППА «СОКОЛЫ РОССИИ»

10 июня 2014 года три многоцелевых истребителя Су-30СМ совершили перелет к месту постоянного базирования постоянного базирования на авиабазу Домна Восточного военного округа, дислоцированную в Забайкальском крае. Перегон самолетов с завода ОАО «Корпорация «Иркут» в Иркутске выполнили летчики Военно-воздушных сил (ВВС) России, прошедшие курс обучения и освоившие новые истребители.

Корпорация «Иркут» и Министерство обороны России заключили 5 сентября 2014 года контракт на поставку Военно-морскому флоту РФ семи многофункциональных истребителей Су-30СМ и авиационно-технического имущества к ним на сумму в 13 млрд рублей, церемония подписания прошла в Геленджике в ходе Гидроавиасалона-2014. Со стороны военного ведомства подпись под документом поставил заместитель министра обороны Юрий Борисов, со стороны промышленности — президент «Иркута» Олег Демченко. Таким образом общее количество заказанных самолетов этого типа дошло до 72 ед.
С подписанием 5 сентября 2014 года второго контракта ВМФ России на закупку семи многофункциональных истребителей Су-30СМ общее число заказов на истребители семейства Су-30МКИ/Су-30МКИ(А)/Су-30МКМ/Су-30СМ производства ОАО «Корпорация «Иркут» достигло 406 единиц. Заказчиками и эксплуатантами данных машин в настоящее время являются ВВС Индии, Алжира, ВВС и ВМФ России, а также Королевские ВВС Малайзии.

Пилотажная группа «Соколы России» в октябре 2014 года впервые выполнила показательные полеты на новых самолетах Су-30СМ, а не на Су-27, над центральной площадью Красноярска в рамках информационно-агитационной акции «Военная служба по контракту в вооруженных силах — твой выбор». До этого на истребителе Су-30СМ в составе группы полеты выполнял только командир группы, начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский, остальные летчики летали на Су-27.
ПИЛОТАЖНАЯ ГРУППА «СОКОЛЫ РОССИИ»

Заступивший на боевое дежурство авиаполк Восточного военного округа в Забайкальском крае в ноябре 2014 года получил два новых многоцелевых истребителя СУ-30СМ, таким образом на вооружении ВВО почти 20 таких машин.

7 и 9 мая 2015 года в рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне самолеты Су-30СМ производства ОАО «Корпорация «Иркут» впервые приняли участие в четырех воздушных парадах.
В Москве в парадном строю над Красной площадью прошли 4 многоцелевых истребителя Су-30СМ Военно-воздушных сил России.
Два истребителя Су-30СМ морской авиации Военно-морского флота России приняли участие в воздушном параде над городом Севастополь.
В состав парадного расчета ВВС Республики Казахстан вошли 4 истребителя Су-30СМ, которые ОАО «Корпорация «Иркут» поставила Министерству обороны РК в апреле 2015 г.
ПАРАД ПОБЕДЫ 2015 ГОДА

В июне 2015 года авиационная группировка Восточного военного округа на острове Сахалин была усилена тремя многоцелевыми истребителями Су-30СМ, самолеты совершили перелет с аэродрома «Дземги» (Хабаровский край) на аэродром «Сокол» (Сахалинская область). Основной целью передислокации истребителей является совершенствование летной натренированности экипажей истребительной авиации для полетов в островной зоне.
В июле 2015 года летчики истребителей Су-30СМ смешанного авиационного полка Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Забайкальском крае, впервые выполнили дозаправку в воздухе, дозаправка производилась самолетом дальней авиации Ил-78 с авиабазы, дислоцированной в Иркутской области.
В сентябре 2015 года Минобороны России и ПАО «Корпорация «Иркут» подписали контракт на дополнительную поставку многоцелевых истребителей Су-30СМ. Условия контракта предусматривают поставку самолетов в течение 2016–2017 годов.
13 октября 2015 года в истребительный авиационный полк Южного военного округа (ЮВО), дислоцированный в Ростовской области, поступила первая партия новейших двухместных многоцелевых тяжелых истребителей Су-30СМ. Экипажи самолетов совершили перелет с авиационного завода в Иркутской области общей протяженностью более 4000 км с двумя посадками на дозаправку на аэродромы в Новосибирской и Челябинской областях.
В 2015 году в рамках заключенных контрактов Корпорация поставила Министерству обороны Российской Федерации около 30 самолетов Су-30СМ. Только экипажи истребительного авиационного полка Восточного военного округа, дислоцированного в Забайкальском крае, в 2015 году совершили свыше 4 тысяч вылетов на самолетах Су-30СМ, поступивших на вооружение в 2013-2014 годах.

«В 2015 году производимые Корпорацией «Иркут» истребители поставлялись как в Минобороны России, так и на экспорт», — говорится в проекте годового отчета ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» за 2015 год. В 2015 году в рамках заключенных контрактов Корпорация поставила Министерству обороны Российской Федерации около 30 самолетов Су-30СМ. Многоцелевой сверхманевренный двухместный истребитель, созданный на базе Су-30МК, адаптирован 23 под требования Минобороны России в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.
За период 2012-2015гг. в рамках заключенных контрактов Корпорация поставила Министерству обороны Российской Федерации более 60 самолетов Су-30СМ. Поставки будут продолжены в 2016 году.
В сентябре 2015 года Минобороны России и ПАО «Корпорация «Иркут» подписали контракт на дополнительную поставку многоцелевых истребителей Су-30СМ. Условия контракта предусматривают поставку самолетов в течение 2016–2017 годов.
В 2015 году Корпорация расширила географию поставок авиационной техники военного назначения. Новые истребители Су-30СМ получила Республика Казахстан.
2015 году продолжались поставки технологических комплектов и имущества для обеспечения эксплуатации самолёта Су-30МКИ в рамках лицензионного производства и капитального ремонта индийской корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). В апреле 2015 года подписан контракт на поставку 14-ти самолетов Су-30МК в Республику Алжир. ВВС Алжира уже использует самолеты Су-30МК производства ПАО «Корпорация «Иркут», — говорится в отчете.

5 февраля 2016 года в истребительный авиационный полк, базирующийся в Ростовской области, поступили четыре новейших многоцелевых истребителя Су-30СМ. Экипажи самолетов совершили перелет общей протяженностью более 4 тыс. км с авиационного завода в Иркутске, с двумя посадками на дозаправку на аэродромы в Новосибирской и Челябинской областях.
Первые два Су-30СМ, переданные ВКС России в 2016 году, (самолеты с красными бортовыми номерами «29» и «30», серийные номера 10МК5 1309 и 1310) были поставлены в состав 31-й истребительного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродром Миллерово (Ростовская область). Ранее с октября 2015 года по февраль 2016 года 31-й авиационный полк получил 20 новых истребителей Су-30СМ (красные бортовые номера с «01» по «12» и с «21» по «28») постройки программы 2015 года.

Многофункциональные истребители Су-30СМ авиаполка, дислоцированного в Забайкалье, в ходе учений летом 2016 года в Бурятии выпустили более 70 ракет по наземным и воздушным целям. Экипажи самолетов Су-30СМ истребительного авиационного полка Восточного военного округа, дислоцированного в Забайкальском крае, совершили боевые пуски ракет малой и средней дальности. Пуски производились на базе специализированного центра боевого применения противовоздушной обороны и авиации в Республике Бурятия. Экипажи поразили воздушные цели и наземные объекты на дальности до 100 километров.
Во время учения пилоты совершили пуски авиационных ракет малой и средней дальности, ближнего маневренного боя и класса «воздух-воздух», в ходе пусков были поражены активно маневрирующие и статичные воздушные цели, движущиеся и бронированные наземные цели.

Торжественная церемония передачи авиационной группе высшего пилотажа «Русские витязи» четырех новейших сверхманевренных истребителей Су-30СМ состоялась в октябре 2016 года в г. Кубинка, Московская обл. Четыре истребителя Су-30СМ для пилотажной группа «Русские витязи» прибыли в Кубинку, где летчиков встречал торжественный оркестр и главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев.
В ноябре 2016 года представители Воздушно-космических сил (ВКС) России приступили к приему второй партии многоцелевых истребителей Су-30СМ, предназначенных для авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи».

Восемь Су-30СМ получила в октябре-ноябре 2016 года двумя партиями авиационная группа высшего пилотажа ВКС России «Русские Витязи», входящая в состав Центра показа авиационной техники 4-го ордена Ленина Краснознамённого Центра войсковых испытаний и подготовки персонала ВКС имени В. П. Чкалова и базирующаяся на аэродром Кубинка. Ей были поставлены самолеты Су-30СМ с синими бортовыми номерами с «30» по «37» (серийные номера, соответственно, 10МК5 1313, 1314, 1318-1320, 1401, 1402 и 1407), окрашенные в «фирменные» цвета группы. С получением этих восьми Су-30СМ был осуществлен процесс практического перевооружения группы «Русские Витязи» с истребителей Су-27.

АВИАЦИОННАЯ ГРУППА ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА «РУССКИЕ ВИТЯЗИ»

19 октября 2016 года из Иркутска вылетели очередные два переданных ВКС России многофункциональных истребителя Су-30СМ постройки Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация «Иркут» — самолеты с красными бортовыми номерами «29» (серийный номер 1309) и «30» (серийный номер 1310). Самолеты направляются на аэродром Миллерово (Ростовская область) в состав 31-й истребительного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа.
Данные истребители были подняты в воздух в Иркутске еще в марте-апреле 2016 года, став первыми самолетами Су-30СМ постройки программы 2016 года, но переданы ВКС только теперь.
Восстановленный в Миллерово 1 декабря 2014 года 31-й истребительный авиационный полк был оснащен истребителями МиГ-29, но с октября 2015 года находится в процессе перевооружения на новые истребители Су-30СМ. Как уже сообщал наш блог, с октября 2015 года по февраль 2016 года 31-й авиационный полк получил 20 новых истребителей Су-30СМ (красные бортовые номера с «01» по «12» и с «21» по «28»), теперь поставки самолетов Су-30СМ в полк возобновлены, и до конца года он, видимо, будет полностью доукомплектован до штатного состава в 24 истребителя Су-30СМ.
4-Я АРМИЯ ВВС И ПВО

Экипажи самолётов Су-30СМ истребительного авиационного полка Восточного военного округа, дислоцированного в Забайкальском крае, в середине ноября 2016 года отработали выполнение максимально допустимых по времени и дальности полётов.
Каждый экипаж провёл в воздухе более 3,5 часов. В общей сложности в ходе учебно-тренировочных полётов истребители преодолели расстояние около 45 тысяч километров.
Полёты совершались смешанными экипажами, состоящими из опытных и молодых летчиков. В ходе полётов экипажи выполняли задачи при различных погодных условиях, ландшафте местности и расположении запасных аэродромов. Все действия лётчиков контролировались центром управления полётов.
Отработка предельно длительных полётов позволяет экипажам истребителей Су-30СМ получить навыки максимально дальних перелётов.

В течении 2016 года Иркутский авиационный завод ПАО «Корпорация «Иркут» поставил Вооруженным Силам России 17 многофункциональных двухместных истребителей Су-30СМ. Из них десять, построенные в рамках второго контракта от декабря 2012 года, поступили в состав ВКС России, а еще семь были поставлены в рамках отдельных контрактов Морской авиации ВМФ России.
Всего суммарно с 2012 года для Министерства обороны России было законтрактовано 116 самолетов Су-30СМ, из которых 88 предназначены для ВВС (ВКС) России, и еще 28 — для Морской авиации ВМФ России. К настоящему времени ВКС России в рамках подписанных контрактов получили таким образом 66 истребителей Су-30СМ (из них десять в 2016 году), а Морская авиация — 15 (из них семь в 2016 году).

В рамках выполнения государственного оборонного заказа ГОЗ 2016-2018 Министерство обороны Российской Федерации и ПАО «Корпорация «Иркут», входящее в состав Объединенной авиастроительной корпорации заключили 3 апреля 2016 года контракт на поставку Воздушно-космическим силам России многоцелевых истребителей Су-30СМ. Государственный контракт на поставку подписали заместитель министра обороны Юрий Борисов и президент ПАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко. В соответствии с условиями контракта до конца 2018 года в ВКС будут переданы более 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ.

Воздушно-космические силы (ВКС) и морская авиация ВМФ России получат до конца 2018 года еще 55 тяжелых многоцелевых истребителей Су-30СМ, сообщил в июне 2016 года директор по производству Иркутского авиазавода (корпорация «Иркут») Сергей Яманов. «До конца 2018 года в интересах ВКС и ВМФ на Иркутском авиазаводе будет произведено и поставлено еще 55 самолетов. Общая численность составит 116 Су-30СМ – 88 для ВКС и 28 для морской авиации ВМФ», — сказал Яманов.
Тем самым общее количество истребителей Су-30СМ, заказанных с 2012 года для Министерства обороны России, достигло 116 самолетов, из которых 96 предназначены для ВВС (ВКС) России, и еще 20 — для Морской авиации ВМФ России.
Корпорация «Иркут» модернизирует самолеты ВВС России Су-30СМ, чтобы они могли нести крылатые сверхзвуковые ракеты, об этом сказал в марте 2015 года руководитель компании Олега Демченко. По его словам, сейчас в Минобороны разрабатывается план соответствующих мероприятий, ищутся источники финансирования.
Концерн «Радиоэлектронные технологии», готовясь к модернизации Су-30СМ, планирует использовать технологический задел, полученный при создании самолёта 5-го поколения ПАК ФА, сообщил замгендиректора предприятия Владимир Михеев в сентябре 2015 года. «С учётом подписанных контрактов, Су-30СМ и его экспортная модификация Су-30МКИ к 2020 году станут одними из самых многочисленных самолетов ВВС и ВМФ России, а также вооружённых сил Индии, Алжира, Казахстана, Анголы. Вот почему уже сейчас мы готовим решения для серьёзной модернизации этих машин», пояснил Михеев.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 12 января 2018 года многофункциональный истребитель Су-30СМ принят на вооружение ВВС России.

ИСТРЕБИТЕЛИ СУ-30СМ В МОРСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

Корпорация «Иркут» и Министерство обороны России заключили 5 сентября 2014 года контракт на поставку Военно-морскому флоту РФ семи многофункциональных истребителей Су-30СМ и авиационно-технического имущества к ним на сумму в 13 млрд рублей, церемония подписания прошла в Геленджике в ходе Гидроавиасалона-2014. Со стороны военного ведомства подпись под документом поставил заместитель министра обороны Юрий Борисов, со стороны промышленности — президент «Иркута» Олег Демченко.

19 июля 2014 года ОАО «Корпорация «Иркут» передало Морской авиации ВМФ России первые три двухместных многофункциональных истребителя Су-30СМ, построенных на Иркутском авиационном заводе. Переданные самолеты имеют серийные номера 10МК5 1102, 10МК5 1103 и 10МК5 1104. Машины имеют двухцветную окраску (темно-серый верх и камуфлированный низ) и несут изображение Андреевского флага. В тот же день эти три самолета вылетели из Иркутска к месту базирования в состав 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России в Ейск.

На аэродроме Кубинка в рамках форума «Армия-2015» был представлен многоцелевой истребитель Су-30СМ авиации ВМФ России. Российская морская авиация до 2020 года получит более 50 истребителей Су-30СМ, об этом сообщил начальник морской авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин. По словам Кожина, поступление в войска истребителей Су-30СМ позволяет существенно расширить возможности авиационных группировок ВМФ. «Большая дальность полета, возможность дозаправки в воздухе, способность бороться высокоточным оружием с воздушными, надводными и наземными целями — эти качества Су-30СМ востребованы Морской авиацией ВМФ России», — отметил он. Планируется, что в период до 2020 года Морская авиация ВМФ России получит в свой состав свыше 50 истребителей Су-30СМ», — сказал он.
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ НА АРМИЯ-2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2015

В летной программе авиасалона МАКС-2015 впервые принял участие двухместный многоцелевой истребитель Су-30СМ морской авиации Военно-Морского Флота (ВМФ) России. Уникальные возможности сверхманевренного истребителя продемонстрировал смешанный экипаж в составе пилотов морской авиации и летчиков-испытателей корпорации «Иркут». Су-30СМ был показан на авиасалоне в традиционной для морской авиации ВМФ двухцветной окраске (темно-серый верх и камуфлированный низ) с нанесенным изображением Андреевского флага.
12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

Отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота (ЧФ) в сентябре 2015 года пополнился еще двумя новейшими многофункциональными истребителями Су-30СМ. Самолёты прибыли к месту постоянного базирования в Крыму. Ранее ЧФ уже получил первые три самолёта Су-30СМ, а две группы летчиков из состава полка прошли переобучение на них в Ейске. Новые истребители должны поэтапно заменить фронтовые бомбардировщики Су-24, которые сейчас составляют основу самолетного парка морской авиации ЧФ.

29 сентября 2015 года с аэродрома Иркутского авиационного завода (ИАЗ) АО «Корпорация «Иркут» на аэродром Саки (Крым) вылетели три многофункциональных истребителя Су-30СМ новой постройки для Морской авиации ВМФ России, предназначенных к поступлению в состав 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка авиации Черноморского флота. Самолеты имеют синие бортовые номера «40» (серийный номер 1204, первый полет в Иркутске 19 апреля 2015 года), «41» (серийный номер 1205, первый полет 2 мая) и «41» (серийный номер 1206, первый полет 5 мая) и являются первыми Су-30СМ, построенными на ИАЗ по дополнительному контракту стоимостью 13 млрд рублей на поставку Морской авиации ВМФ России семи дополнительных истребителей Су-30СМ, а также имущества, обеспечивающего эксплуатацию этих самолетов, заключенному ОАО «Корпорация «Иркут» 5 сентября 2014 года.

На вооружение отдельного морского штурмового авиационного полка Черноморского флота (ЧФ) в октябре 2016 года поступил девятый по счету многофункциональный истребитель Су-30СМ. Этот самолёт, построенный на Иркутском авиационном предприятии, получил наименование «Севастопольский». Примечательно, что его бортовой номер совпал с номером полка.
Экипаж нового истребителя прошел обучение в Ейском учебном центре и уже приступил к выполнению задач боевой подготовки.
Морская авиация ВМФ России получила в 2016 году по контрактам 2014 и 2015 годов семь самолетов Су-30СМ, четыре из которых с синими бортовыми номерами «43» и с «45» по «47» (серийные номера 10МК5 1317 и 1403-1405 соответственно) поступили в состав 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка Черноморского флота, дислоцированного на аэродроме Саки в Крыму (ранее этот полк получил в 2014-2015 годах восемь Су-30СМ с синими бортовыми номерами с «35» по «42»). Еще два переданных ВМФ в 2016 году Су-30СМ с синими бортовыми номерами «22» и «23» (серийные номера 10МК5 1408 и 1409) поступили в конце декабря в состав 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота на аэродроме Североморск-3, а еще один (бортовой номер «70 синий», серийный номер 10МК5 1406) поступил в декабре в состав 72-й авиационной базы авиации Балтийского флота на аэродром Черняховск. Полученные Северным и Балтийским флотами истребители Су-30СМ стали первыми машинами этого типа на данных флотах.

15 ноября 2016 года в Иркутске совершил первый полет очередной новый истребитель Су-30СМ, построенный на Иркутском авиационном заводе ПАО «Корпорация «Иркут» для Морской авиации ВМФ России. Самолет имеет серийный номер 10МК5 1406 и бортовой номер «70 синий». Данный самолет должен стать первым Су-30СМ, который поступит на вооружение 72-й авиационной базы авиации Балтийского флота, обозначив начало перевооружения эскадрильи этой базы, оснащенной морскими штурмовиками Су-24М и самолетами-разведчиками Су-24МР и сейчас дислоцированной на аэродроме Черняховск в Калининградской области.

В конце ноября 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялась торжественная церемония передачи очередной партии самолетов Су-30СМ летчикам отдельного морского штурмового авиационного полка Военно-Морского Флота (ВМФ) России. По решению командования морской авиации ВМФ России, одному из новых истребителей присвоено имя «Иркутск».
«Летчики нашей части первыми в морской авиации ВМФ освоили Су-30СМ и уже успели высоко оценить возможности этих самолетов, – сказал в своем выступлении на церемонии передачи истребителей командир полка полковник Андрей Киселев. – Поэтому справедливо, что одна из боевых машин именно нашего полка будет носить имя города Иркутска – родины Су-30СМ».
В свою очередь мэр Иркутска Дмитрий Бердников отметил: «В присвоении самолету имени нашего города мы видим признание Военно-Морским Флотом большого вклада коллектива авиазавода в обороноспособность России».

НАИМЕНОВАНИЕ «ИРКУТСК» ПРИСВОЕНО НОВОМУ МНОГОЦЕЛЕВОМУ ИСТРЕБИТЕЛЮ СУ-30СМ МОРСКОЙ АВИАЦИИ ВМФ РОССИИ

8 декабря 2016 года на аэродроме в Черняховске (Калининградская область) состоится торжественная встреча первого истребителя Су-30СМ, который войдет в состав одной из эскадрилий авиабазы. В рамках Государственного оборонного заказа в 2017 г. в морскую авиацию Балтийского флота (БФ) спланирована поставка еще нескольких истребителей данного типа.
Морская авиация Черноморского флота в декабре 2016 года пополнилась тремя новейшими многофункциональными сверхманёвренными истребителями Су-30СМ. Самолёты были собраны на Иркутском авиационном предприятии и переданы летным экипажам, которые осуществили перелет на аэродром базирования отдельного морского штурмового авиационного полка ЧФ в Саки.
Сами летчики ранее прошли подготовку в Учебном центре морской авиации ВМФ России в Ейске и в скором времени приступят к выполнению полетов по программе ввода в строй новой авиатехники.

28 декабря 2016 года на Северный флот (СФ) прибыла первая партия новейших многоцелевых истребителей Су-30СМ. На аэродроме Североморск-3 состоялось построение личного состава военного гарнизона для встречи самолетов, совершивших перелёт из Иркутска.
На аэродроме Североморск-3 базируется 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк, в котором сконцентрированы палубные самолеты Су-33, используемые на авианосце «Адмирал Кузнецов».
Два самолета Су-30СМ войдут в состав 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота. В структуре авиаполка будет создана третья эскадрилья на самолетах Су-30СМ, на базе которой в будущем планируется сформировать отдельный авиаполк.

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ (АВИАЦИЯ ВМФ)

ИСТРЕБИТЕЛИ СУ-30СМ В СИРИЙСКОЙ КОМПАНИИ 2015-2017 ГГ,

Многофункциональные истребители Су-30СМ производства корпорации «Иркут» хорошо показали себя в составе российской авиагруппы в Сирии. Первые истребители, которые появились в Сирии в составе российской авиагруппы, были Су-30СМ. Российские тактические истребители Су-30СМ в конце сентября 2015 года были замечены в Северной Сирии в районе авиабазы Хемимим близ Латакии. Вскоре стало официально известно, что на авиабазе Хмеймим около сирийской Латакии размещены, в частности, несколько истребителей Су-30СМ, осуществляющих прикрытие российской ударной авиации с воздуха. Четыре истребителя Су-30СМ (предположительно, из состава 120-го смешанного авиаполка, базирующегося в Забайкальском крае на аэродроме Домна) появились в Сирии 18 сентября 2015 года. Истребитель Су-30СМ не только сам способен эффективно поражать цели на земле и в воздухе, но и, благодаря наличию сверхмощного бортового радара, может наводить на цели самолеты других типов.
В ночь с 1 на 2 октября 2015 года, шесть российских Су-30см вылетели из сирийской авиабазы Хамим в сторону Кипра, для перехвата четырех израильских истребителей F-15. При приближении к ним они включили боевой режим.
Удивленные этой ситуацией израилитяне не стали вступать в воздушный бой с одними из лучших российскими многоцелевыми истребителями быстро повернули к югу, влетев на высокой скорости в воздушное пространство Ливана.
3 октября 2015 года Россия проинформировала Турцию, что российский истребитель Су-30СМ вторгся в воздушное пространство Турции из-за навигационной ошибки.

Тяжелые истребители Су-30СМ в ходе операции ВКС РФ в Сирии выполняют не только свои прямые задачи, но и передают координаты целей для российских штурмовиков и бомбардировщиков, сообщил в июне 2016 года директор по производству Иркутского авиазавода (производитель Су-30СМ, входит в корпорацию «Иркут») Сергей Яманов.
«Благодаря своей великолепной радиолокационной станции, Су-30СМ в Сирии выполнял функции наведения на цель наших бомбардировщиков и штурмовиков», – сказал С.Яманов.
По его словам, Су-30СМ заходит на безопасную высоту и «подсвечивает» цели для штурмовиков и бомбардировщиков, которые затем наносят удары по земле.
При этом он подчеркнул, что даже известные американские F-35 и F-22 не имеют такого бортового локатора и «работают» по целям только после получения координат целей извне, отмечает агентство.

В августе 2016 года «Сирийские» Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка 11-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Восточного военного округа вернулись домой, на аэродром Домна (Забайкальский край).

ВОЙНА В СИРИИ

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

На проходящей в Сингапуре выставке Singapore Air Show 2016 был представлен новый экспортный вариант истребителя Су-30. Истребитель Су-30СМЭ представляет собой усовершенствованный экспортный вариант самолета Су-30СМ для ВВС России, в свою очередь, созданного на основе экспортной машины Су-30МКИ. Прототипом последнего был перехватчик Су-30, созданный для авиации войск ПВО СССР.
Первыми покупателями новой машины могут стать ВВС Малайзии, в обновленном Су-30 так же заинтересован Алжир и в перспективе Иран.

В 2015 году Корпорация «Иркут» расширила географию поставок авиационной техники военного назначения. Новые истребители Су-30СМ получила Республика Казахстан. Казахстан заключил в 2014 году контракт стоимостью около 5 млрд рублей на приобретение четырех Су-30СМ.

17 апреля 2015 года новые многофункциональные истребители Су-30СМ прибытии на авиационную базу Сил воздушной обороны (СВО) Казахстана в городе Талды-Курган. Четыре многофункциональных истребителя Су-30СМ, построенных на Иркутском авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут» получили окраску СВУ Казахстана, имеют красные бортовые номера «01» (заводской номер 10МК5 1118, первый полет в Иркутске 31 января 2015 года), «02» (заводской номер 10МК5 1119, первый полет 19 февраля), «03» (заводской номер 10МК5 1120, первый полет 8 февраля) и «04» (заводской номер 10МК5 1201, первый полет 27 февраля).

Как сообщило 27 декабря 2016 года министерство обороны Казахстана, в Казахстан прибыла очередная партия новых истребителей Су-30СМ российского производства. Судя по снимкам, Казахстан получил два истребителя Су-30СМ с красными бортовыми номерами «05» и «06» (серийные номера 10МК5 1315 и 10МК5 1316). Самолеты построены на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут».
Это, видимо, первые самолеты по заключенному Казахстаном в конце 2015 года контракту стоимостью более 10 млрд рублей на закупку семи дополнительных Су-30СМ.
Ранее Казахстан уже приобрел четыре истребителя Су-30СМ по контракту 2014 года стоимостью около 5 млрд рублей. Эти первые четыре истребителя Су-30СМ с красными бортовыми номерами с «01» по «04» (серийные номера, соответственно, с 10МК5 1118 по 1120 и 1201) прибыли на 604-ю авиационную базу Сил воздушной обороны (СВО) Казахстана в Талды-Кургане 17 апреля 2015 года. Видимо, туда теперь поставлены и два новых истребителя Су-30СМ с красными бортовыми номерами «05» и «06» .
Министерство обороны Казахстана планирует до 2020 года приобрести еще 32 самолета Су-30СМ.
Тегеран проявляет заинтересованность в закупке у РФ партии многофункциональных истребителей Су-30СМ. США выступили против продажи российских истребителей Ирану, который нарушит эмбарго ООН на поставки наступательных вооружений этой стране. Су-30 находятся в Регистре ООН по обычным вооружениям и их поставки Ирану требуют одобрения Совета Безопасности ООН.

На проходившем 18-21 января 2016 года в Ереване 10-м заседании армяно-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, сторонами, в числе прочего, были рассмотрены вопросы о возможной передаче Армении трех военно-транспортных самолетов Ил-76 из наличия Вооруженных Сил России (было заявлено, что «на данный момент такая возможность отсутствует, однако будет рекомендовано рассмотреть подобную возможность поставки самолетов с летным ресурсом не менее 50%»), а также о поставке Армении многоцелевых истребителей Су-30СМ новой постройки и наземного тренажера для них.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса — 34500 кг
Запас топлива — 9700 кг
Длина — 21,9 м
Размах крыла — 14,7 м
Высота — 6,36 м
Двигатель 2 х ТРДД АЛ-31ФП
Максимальная тяга двигателя на форсаже — 2 х 12500 кгс
Максимальная скорость полета — 2125 км/ч
Перегоночная дальность — 3000 км
Боевой радиус действия — 1500 км
Максимальная продолжительность полета — 3,5 ч
Практический потолок — 17300 м
Экипаж — 2 человека

ВООРУЖЕНИЕ:

Бортовой радиолокатор БРЛС «Барс-Р»
Управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»
Управляемые и не управляемые авиабомбы
Точек подвески АСП — 12;
Максимальная боевая нагрузка — 8000 кг
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1;
— выстрелов — 150

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 09.07.2016 + доп.

Источники: Компания «Сухой», Корпорация «Иркут», www.irkut.com, ВТС «БАСТИОН», ТАСС, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, Интерфакс, Лента.ру, Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, Пресс-служба Южного военного округа, Пресс-служба Восточного военного округа, Пресс-службы Северного флота, bmpd.livejournal.com, Военный Паритет, aviation21.ru, www.arms-expo.ru, www.e-news.su и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ. НОВОСТИ 2017
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ. НОВОСТИ 2017
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ. НОВОСТИ 2016
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ. НОВОСТИ 2015
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ. НОВОСТИ 2012-2014

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ НА МАКС-2017. ЧАСТЬ 1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ НА МАКС-2017. ЧАСТЬ 2
СУ-30 ЗАКРОЮТ БАРЕНЦЕВО МОРЕ
ОЧЕРЕДНЫЕ ДВА СУ-30СМ ВЫЛЕТЕЛИ В МИЛЛЕРОВО
ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ СУ-30СМ ПРИБЫЛИ В МИЛЛЕРОВО
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ НА АРМИЯ-2015
ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ ВВС РОССИИ. ФОТОРЕПОРТАЖ С МАКС-2013
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30М2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК, (СУ-30МКИ, СУ-30МКК, СУ-30МКМ, СУ-30МК2)
В НЕБЕ ЖУКОВСКОГО. БОЕВАЯ АВИАЦИЯ. МАКС-2013. ФОТОРЕПОРТАЖ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКИ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКK
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК2 НА МАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ НСЦ-Т
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ «СУРА» (СУРА-К, СУРА-М)
ИНДИКАТОР КОЛЛИМАТОРНЫЙ ШИРОКОФОРМАТНЫЙ ИКШ-1М
РАМЕНСКОЕ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ»
ОКБ «СУХОГО»


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap