ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27

FIGHTER SU-27

07.05.2015

Компания»Сухой», входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию, передала ВДНХ истребитель Су-27, который пополнит военную экспозицию выставки. Об этом сообщили в среду ТАСС в пресс-службе ОАК.
«Торжественное открытие экспозиции продукции военного назначения рядом с павильоном «Космос» пройдет в преддверии празднования Дня Победы», — уточнили в пресс-службе.
Самолет был выпущен в 1987 году на Комсомольском-на- Амуре авиационном заводе и до последнего времени эксплуатировавшийся базой ВВС в Кубинке, был демилитаризован и доставлен на ВДНХ из ЛИИ имени Громова. На истребителе сохранено все оборудование и индикации, включая кресло летчика, фонарь кабины и прочие элементы конструкции.
ТАСС

22.12.2015

Российские истребители Су-27/30 замкнули тройку самых распространенных боевых самолетов в мире. Об этом сообщается в докладе World Air Forces 2016, выпущенном группой Flightglobal. В различных странах мира эксплуатируются 943 самолета этого семейства, что составляет около шести процентов от общемирового числа боевых самолетов. Первые два места занимают американские самолеты F-16 и F/A-18.
За год положение истребителей «Сухого» в топ-10 самых распространенных боевых самолетов мира не изменилось, но российские машины упрочили положение, увеличив отрыв от четвертого места. В 2014-м Flightglobal оценил число эксплуатирующихся Су-27/30 в 874 машины, а F-15, который находился на четвертом месте, в 854. По итогам 2015 года численность F-15, по-прежнему занимающих четвертое место, оценена в 858 машин, и, таким образом, отрыв Су-27/30 увеличился с 20 до 85 единиц.
Лидеры рейтинга — F-16 и F/А-18 — не изменили свое положение в топ-10. Численность F-16 за год возросла на 22 машины (с 2242 до 2264), а количество активных F/A-18 почти не изменилось — 1047 против 1046 в прошлом году.
Помимо Су-27/30, в топ-10 есть и другие отечественные машины: это занимающий пятое место МиГ-29 (819 эксплуатирующихся машин), и находящиеся на шестой и седьмой строках МиГ-21 и Су-25 — 551 и 503 самолета соответственно. При этом клоны МиГ-21 также занимают две последние строки топ-10: китайский истребитель J-7 на 10-м месте в 418 экземплярах, и его модифицированная экспортная версия F-7 в количестве 459 машин на девятом.
Лента.ру

ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ МИРА

17.04.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27 В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ МАКС-2011

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в Жуковском в исторической части был показан фронтовой истребитель Су-27 первых годов выпуска.
Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году. В 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части, с 1985 года началась их эксплуатация. Су-27 является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.
ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 17.04.2016

ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27 В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ МАКС-2011
10-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2011

10.06.2016

Полеты истребителей Су-27 приостановлены до выяснения причин катастрофы самолета этого типа в Подмосковье. Такое решение принял главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев, передает ТАСС.
Истребитель ВКС России Су-27 из пилотажной группы «Русские витязи» упал в четверг, 9 июня, в лесополосе в двух километрах от деревни Мураново в стороне от жилых домов. В результате погиб летчик гвардии майор Сергей Еременко. По предварительным данным, причиной аварии стал отказ техники.
В Минобороны сообщили, что летчик сделал все, чтобы отвести самолет в сторону от населенного пункта, из-за чего у него не осталось времени катапультироваться.
Недалеко от места падения Су-27 находится населенный пункт Ашукино, где в четверг заместитель министра обороны России Юрий Борисов и главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев открывали памятник авиаторам. На церемонии открытия монумента над Ашукино пролетели самолеты пилотажной группы «Русские витязи».
Лента.ру

АВИАЦИОННАЯ ГРУППА ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА «РУССКИЕ ВИТЯЗИ»

13.06.2016

Причиной крушения многоцелевого истребителя Су-27 ВКС России в Пушкинском районе Подмосковья стал инсульт у пилота Сергея Ерёменко, случившийся во время полёта.
Об этом журналистам рассказал источник в комиссии по расследованию причин крушения.
«По предварительным данным, причиной крушения самолёта стал инсульт у лётчика во время полёта», — цитирует ТАСС слова собеседника агентства.

АВИАЦИОННАЯ ГРУППА ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА «РУССКИЕ ВИТЯЗИ»

14.07.2016

С момента начала гражданской войны на Донбасе состав истребителей Су-27 ВВС Украины потерпел изменения, многие машины прошли ремонт и «модернизацию», количество летных аппаратов увеличилось. Программа модернизации Су-27 относительно скромная и бюджетная. По информации АРЗ «МигРемонт» цели модернизации:
• расширение боевых возможностей и повышения эффективности решения боевых задач самолета Су-27 за счет увеличения на 30% дальности обнаружения воздушных целей и повышения точности применения неуправляемых средств поражения по наземным целям;
• расширение возможностей навигационного комплекса самолета Су-27;
• обеспечение возможности выполнения полетов по международным трассам;
• расширение возможностей по контролю и регистрации бортовых параметров, их сохранности и обеспечению применения современных средств обработки полетной информации.
В частности модернизируется радиолокационная прицельная станция Н001. После замены блоков Н019-09 на блок Н019-09R2, Н001-22М на блок Н001-22R2 и БЦО-М на блок БЦО-R дальность обнаружения воздушных целей увеличилась в 1,3 раза, возросла помехозащищенность РЛС, а так же повышена надежность и ремонтопригодность станции, — отмечается на сайте Запорожского государственного авиационного ремонтного завода «МигРемонт».
Кроме того, повышена точность самолетовождения по маршруту и вывода самолета в заданную точку с отклонением не более 50м с использованием аппаратуры потребителей спутниковых навигационных систем ГЛОНАС и GPS NAVSTAR СН-3307-02.
Как отмечает блог nullpointerex.livejournal.com, парк боеготовных и условно боеготовных истребителей Су-27 ВВС Украины составляет примерно 25 + машин.
ВТС «БАСТИОН»

ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

22.12.2016

В Казахстане во время выполнения учебного полета в ночных условиях упал истребитель Су-27. Об этом в среду, 21 декабря, сообщили в министерстве обороны страны.
Летчик отвел самолет от населенного пункта и успел катапультироваться. В настоящее время его состояние оценивается как удовлетворительное. Причины и обстоятельства инцидента выясняет комиссия.
В сентябре 2014 года в Алма-Атинской области разбился истребитель Су-27 ВВС Казахстана. Экипаж из двух человек сумел катапультироваться.
Лента.ру

03.01.2017

6-7 октября 2016 в Калининградскую область были переброшены несколько установок ракетного комплекса «Искандер» на борту ролкера «Амбал»
Для воздушного прикрытия переброски были привлечены истребители Су-27 из 790-го истребительного авиаполка (авиабаза Хотилово , Тверская область)
Прикрытие осуществлялось от «навязчивых» военных самолётов ВВС Германии и Финляндии.
http://altyn73.livejournal.com

ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ИСКАНДЕР-М» («ИСКАНДЕР-Э»)

20.01.2017

В 2003 году три Су-27П выпуска 1991 г. (зав. номера 36911035613- бортовой 1962, 36911035715- бортовой 1963 и 36911035510 — бортовой 1961) приобретены Эфиопией на Украине из наличия 62-го иап (аэр. Бельбек). Цена каждого самолета составила 8 млн. долл.
В том же 2003 г. Украина продала Эритрее 2 самолета Су-27СК зав. номер 36911026310 — бортовой 608 и Су-27УБ зав. номер 96310424045 — бортовой 609. Таким образом, одинаковое вооружение одновременно поставлялось обеим противоборствующим сторонам .При этом Эритрее планировалась поставка еще двух боевых Су-27, уже подготовленных на Запорожском АРЗ к началу 2003 г., однако эритрейцы от них отказались, якобы из-за неудовлетворительного технического состояния и проблем в эксплуатации первых двух полученных машин, поэтому самолеты были проданы их недавнему противнику – Эфиопии.
http://diana-mihailova.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

16.09.2017

Тяжелый истребитель российского производства Су-27 потерпел крушение во время учебно-тренировочного полета в штате Невада, передаёт портал Aviation Week.
Самолёт принадлежал Военно-воздушным силам США и входил в так называемое авиационное крыло «Агрессоры»/ Данное подразделение известно тем, что здесь американские пилоты отрабатывают бои с вероятным противником.
В результате авиакатастрофы погиб полковник Эрик Шульц, проходивший службу на военной базе Red Hаt — Су-27 разбился в 100 милях от неё. В Вашингтоне подтвердили потерю боевого самолета, но отказались сообщить его тип.
«Это был точно не F-35», — сказал начальник штаба ВВС США.
Разбившийся истребитель Су-27 не был единственным официально ввезенным в Соединенные Штаты. Ранее двухместную учебно-боевую версию машины на Украине купила частная компания, а полковник Шульц разбился на одноместном истребителе. Су-27 поставляется на экспорт более чем в десяток стран и мог быть куплен у третьей страны, пишет «Авиационная неделя».
rusvesna.su

США ЗАСЕКРЕТИЛИ КАТАСТРОФУ СОВЕТСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ БЛИЗ ЗОНЫ 51НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА


ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27


Работы по проектированию истребителя 4 поколения, известного впоследствии как Су-27, начались в ОКБ П.О. Сухого в инициативном порядке под руководством О.С. Самойловича в конце 1969 года. Новый самолет должен был стать достойным ответом на создание в США истребителя F-15, разрабатывавшегося по программе FX с 1966 года, основным предназначением отечественного истребителя, как и его заокеанского аналога, было объявлено «завоевание господства в воздухе». В отличие от предыдущих лет, когда авиаконструкторы в СССР в их заочном соревновании с американцами постоянно оказывались «догоняющей стороной», на этот раз было решено создать самолет, ни в чем не уступающий, а даже превосходящий «противника». Для реализации этого преимущества, проектанты ОКБ с самого начала заложили в основу компоновки много новых перспективных идей, таких как использование интегральной аэродинамической компоновки, размещение двигателей в двух разнесённых изолированных мотогондолах под несущим корпусом фюзеляжа, а вертикального оперения — в интервале между крылом и горизонтальным оперением, в соответствии с «правилом площадей», и т.д.
На начальном этапе проектирования в ОКБ рассматривалось большое число альтернативных вариантов компоновки, в том числе и традиционной схемы, с изолированным фюзеляжем, по типу F-15, но интересно отметить, что, в конечном счёте, предпочтение было отдано именно новому варианту аэродинамической компоновки, на основе которого и шло дальнейшее развитие схемы самолета. Другой важной особенностью нового истребителя должна была стать реализация концепции продольной статической неустойчивости, с обеспечением балансировки самолета за счёт применения электродистанционной системы управления (ЭДСУ). Использование этого новшества обещало существенное снижение потерь на балансировку и серьезное улучшение характеристик маневренности самолета в ближнем воздушном бою.
В период 1971-72 г.г. разработка перспективного самолета велась на конкурсной основе между ОКБ А.И. Микояна, П.О. Сухого и А.С. Яковлева. Аванпроект Су-27 (заводской шифр Т-10) был закончен разработкой к сентябрю 1971 и в феврале 1972 г. представлен на рассмотрение ВВС. В 1972 году, после уточнения ТТТ к перспективному самолету было принято решение о параллельной разработке двух вариантов истребителя — «легкого», создание которого поручалось ОКБ Микояна и «тяжёлого», заданного ОКБ Сухого. С учётом замечаний военных, в 1972-73 г.г. проект Су-27 был существенно доработан для выполнения всех требований, в частности, у самолета увеличили площадь крыла, расчетную тягу двигателей и располагаемый внутренний запас топлива. При этом, обеспечивалась беспрецедентная для отечественных истребителей расчётная дальность полета на внутреннем запасе топлива, без использования ПТБ. Высокие удельные параметры новых ТРДДФ АЛ-31Ф («изделие 99″) конструкции ОКБ А.М. Люльки, разрабатываемых специально для Су-27, должны были обеспечить самолету высокую тяговооружённость, и, следовательно, высокие разгонные характеристики, скороподъёмность и маневренность. Проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем отечественной элементной базы БРЭО, следствием чего являлась большая масса и габариты изделий, ОКБ приходилось компенсировать как за счет применения более совершенных конструктивных и компоновочных решений, так и при помощи новых перспективных технологий. В 1973-74 г.г. в ОКБ продолжались работы по выбору и уточнению оптимальной аэродинамической компоновки самолета и его отдельных агрегатов, составу систем, оборудования и вооружения. Для отработки компоновки широким фронтом велись исследования моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ, СибНИА и МАИ. Главным конструктором Су-27 в 1973 г. был назначен Н.С. Черняков. Рабочее проектирование самолета началось в 1975 году.
Принятый в 1975 году для постройки вариант Су-27 представлял собой самолет нормальной аэродинамической схемы, интегральной компоновки, с оживальным в плане крылом, имеющим развитый наплыв и переменную стреловидность по передней кромке, цельноповоротное горизонтальное оперение, установленное на балках, являющихся продолжением центроплана и двухкилевое вертикальное оперение, установленное в хвостовой части фюзеляжа на мотогондолах двигателей. Воздухозаборники двигателей — регулируемые, с верхним расположением горизонтального клина торможения, были разнесены в стороны от продольной оси самолета и подвешивались под центропланом. Такое размещение входных устройств обеспечивало высокие характеристики стабильности потока на больших углах атаки, что очень важно для самолета, предназначенного для ведения маневренного воздушного боя. Мотогондолы двигателей, расположенные в хвостовой части, являлись продолжением воздухозаборников. Шасси — нормальной схемы, с передней и двумя основными опорами. Большую сложность при выбранном варианте компоновки представляло размещение отсеков основных опор шасси. В конечном счёте, место для их размещения было найдено в аэродинамической «тени» центроплана, над каналами воздухозаборников, при этом стойки убирались с механическим разворотом колеса. Створки дополнительно выполняли роль тормозных щитков. Массу планера удалось существенно снизить за счет рациональной компоновки и оптимизации конструктивно-силовой схемы, а также широкого внедрения в конструкцию самолета титановых сплавов. Создание Су-27 было задано постановлением правительства от 19 января 1976 года как «Единого для ВВС и авиации ПВО истребителя, предназначенного для завоевания господства в воздухе». В феврале 1976 г. Главным конструктором Су-27 был назначен М.П. Симонов. В ОКБ к этому времени уже велась постройка первых трех опытных образцов Т-10 (двух летных и одного прочностного), а на натурных стендах проводились опережающие испытания всех основных систем будущего самолета. Следует отметить, что для отработки аэродинамики, силовой установки, системы управления, прицельно-пилотажного оборудования и вооружения Су-27 в ОКБ и ЛИИ были созданы и проходили испытания более десятка различных летающих лабораторий — столь широко натурные эксперименты для отработки систем нового самолета проводились впервые в практике ОКБ Сухого. Разработанная техдокументация передавалась на завод в Комсомольске-на-Амуре, который был определен головным по серийному выпуску Су-27. В 1977 году здесь началась подготовка серийного производства самолетов. В октябре 1977-го в ОКБ успешно прошла защита эскизного проекта и макетная комиссия ВВС по самолету Су-27, председателем комиссии являлся 1-й зам. главкома ВВС, маршал авиации А.Н. Ефимов. Первые два летных экземпляра Су-27 оснащались двигателями АЛ-21Ф3АИ.
Постройка первого опытного самолета Т10-1 была завершена в апреле 1977 г. 20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ В.С. Ильюшин совершил на нем первый полет. В мае 1978-го к испытаниям присоединился второй опытный экземпляр самолета Т10-2 , а еще через год, в 1979-м на испытания вышли опытные машины Т10-3 и Т10-4, оснащенные штатными двигателями АЛ-31Ф («изделие 99Н» с нижней коробкой приводов). Кроме опытных самолетов, для ускорения работ к заводским испытаниям решено было подключить практически всю установочную партию Су-27, выпускаемых серийным заводом в 1980-81 г.г. В дальнейшем, эти самолеты использовались ОКБ и ЛИИ для отработки отдельных систем самолета. В декабре 1979 г. Су-27 был официально принят военными для проведения государственных испытаний. Но в серию самолет пошел в другом виде.
По результатам комплексного анализа характеристик Су-27 в сравнении с западными аналогами, проведенного полунатурного моделирования воздушных боев и фактических данных, полученных в первых полетах опытного самолета, предполагаемого «господства в воздухе» Су-27 не выявилось. Такой результат объяснялся целым комплексом причин, основными среди которых являлись: с одной стороны — недооценка реальных характеристик F-15, а с другой — серьезное перетяжеление самолета из-за невыполнения весовых лимитов по конструкции систем и оборудования и ухудшение расходных характеристик двигателей АЛ-31Ф, выявленное по результатам их стендовых испытаний. Для получения заданного по ТТТ уровня характеристик и достижения гарантированного результата в основном назначении самолета, по инициативе Главного конструктора М.П. Симонова и по поручению Генерального конструктора Е.А. Иванова в КБ была разработана программа действий, главными составляющими которой являлись:
— жесткий контроль веса,
— снижение сопротивления,
— повышение несущих свойств крыла, его адаптивности к разнообразным режимам полета,
— улучшение характеристик боковой устойчивости самолета.
Для реализации этой программ в результате тесной совместной работы аэродинамиков с проектантами ОКБ была разработана серия конкретных рекомендаций по изменению исходной компоновки Су-27, которая включала:
— переход к трапециевидной форме крыла с поворотным носком и флапероном,
— перенос коробки самолетных агрегатов «на спину» двигателя, что позволяло «спрятать» ее в тени центроплана крыла и уменьшить мидель самолета,
— применение новой кинематической схемы уборки основных опор шасси за счет использования косой оси навески и замка фиксации стойки на мотогондоле,
— перенос килей с мотогондол на балки фюзеляжа, что улучшило схему их крепления и увеличило эффективность оперения.
В комплексе, все эти изменения были сведены в компоновку, получившую обозначение Т-10С (серийная). Генеральный конструктор Е.А. Иванов принял трудное решение о необходимости существенной переделки самолета. Суть проблемы заключалась в том, что реализация доработок требовала остановки начавшегося серийного выпуска и проведения новой полномасштабной процедуры запуска в серию, т.е. вело к срыву установленных сроков серийного производства.
Против этого резко выступило руководство МАП и серийного завода, но позицию КБ поддержал заместитель министра И.С. Силаев. В результате, в январе 1978 года было принято соответствующее решение и в ОКБ начался этап рабочего проектирования по варианту компоновки Т-10С. С 1979 г. по 1981 г. работы по Су-27 в ОКБ возглавлял А.А. Колчин, а с 1981 года и по настоящее время Главным конструктором самолета является А.И. Кнышев.
Первый опытный экземпляр Су-27 в серийной конфигурации, Т10-7 вышел на летные испытаний весной 1981 г., первый полет на нем В.С. Ильюшин выполнил 20 апреля 1981 года.
С 1982 г. на заводе в Комсомольске-на-Амуре началось серийное производство самолета. Впервые серийный Су-27 был облетан на заводе 1 июня 1982 г., в первый полет эту машину поднимал летчик-испытатель ОКБ А.Н. Исаков.

2 июня 1982 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина (КнААПО, сегодня входит в холдинг «Сухой») заводской летчик-испытатель Геннадий Матвеенко впервые поднял в небо первый серийный многофункциональный истребитель Су-27. Государственные совместные испытания Су-27 завершились в декабре 1983 года.
Результаты испытаний подтвердили исключительно высокие ЛТХ нового самолета. Сведенные воедино, доработки дали на Т-10С «кумулятивный» эффект: получившийся в итоге самолет обладал блистательными лётными данными, превосходя в своем классе всех конкурентов.
Испытания Су-27 по различным программам продолжались еще несколько лет. На вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, только после того, как были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже 5 лет находились в эксплуатации. Из строевых частей, первыми в июне 1985 года Су-27 получили летчики 60 ИАП Дальневосточного ВО (Дземги). К 1989 г. самолеты Су-27 находились на вооружении в 16 строевых частях ВВС и войск ПВО СССР. По отзывам командного состава и летчиков переучивавшихся частей, несмотря на то, что по уровню оснащенности и сложности систем и вооружения, новый самолет на порядок превосходил все машины предыдущего поколения, переучивание на Су-27 проходило исключительно просто и безболезненно, самолет оказался вполне доступным для освоения летчикам средней квалификации.
Работы по учебно-боевому варианту Су-27 велись в ОКБ с 1976 года, в 1978 году был успешно защищен эскизный проект Су-27УБ (заводской шифр Т-10У). Первый опытный экземпляр спарки построен на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре по документации ОКБ и весной 1984 года отправлен для доработок в Москву. Первый полет на Т10У-1 выполнил 7 марта 1985 года летчик-испытатель ОКБ Н.Ф. Садовников. Государственные испытания самолета проводились в период с 1985 по 1987 год. Серийный выпуск установочной партии Су-27УБ был организован в Комсомольске-на-Амуре, а в 1985 году по указанию МАП производство спарки было передано в Иркутск. Первый серийный Су-27УБ облетан на заводе в Иркутске 10 сентября 1986 года экипажем летчиков-испытателей в составе: Г.Е. Буланов и Н.Н. Иванов. В строевые части первые серийные Су-27УБ поступили в 1987 году.
Истребитель Су-27 — двухдвигательный моноплан с двухкилевым оперением с трапециевидным в плане крылом умеренной стреловидности по передней кромке, с развитыми корневыми наплывами. Корпус истребителя цельнометаллический. Широко применены титановые сплавы. Композиционные материалы используются ограниченно. Самолет имеет интегральную компоновку, крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. Фюзеляж истребителя Су-27 состоит из головной, средней и хвостовой частей. В головной части размещены РЛС и другие системы прицельно-навигационного комплекса, кабина летчика, ниша носовой опоры шасси. В герметизированной кабине размещено катапультное кресло К-36 ДМ класса «ноль-ноль», кабина закрыта каплеобразным фонарем с открывающимся вверх-назад подвижным сегментом; на двухместных самолетах члены экипажа расположены тандемом. Средняя часть фюзеляжа включает центроплан крыла, в ней расположены топливные баки, на верхней поверхности установлен отклоняемый вверх воздушный тормоз большой площади. Хвостовая часть включает две разнесенные от продольной оси планера гондолы двигателей и центральную балку с топливным баком, отсеком оборудования и отсеком тормозных парашютов. Истребитель Су-27 в парадной ярко-синей раскраске Крыло трехлонжеронной кессонной конструкции, угол стреловидности по передней кромке составляет 42 градуса, угол отрицательного поперечного V 2,5 градуса. Механизация крыла состоит из флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов, и адаптивных отклоняемых двухсекционных носков крыла. Хвостовое оперение истребителя Су-27 включает дифференциально отклоняемый стабилизатор и два киля с рулями направления. Шасси убирающееся трехопорное с одноколесными стойками. Все опоры убираются поворотом вперед по полету, носовая — в фюзеляж, основные — в центроплан. Силовая установка Су-27 состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-31Ф с максимальной тягой 7770 кгс, а на режиме «форсаж» -12500 кгс. Общая емкость пяти топливных баков 12000 л (масса топлива составляет 9400 кг). Благодаря большому запасу топлива Су-27 обладает солидным боевым радиусом для истребителя: 1400 км, при этом дальность полета составляет 3900 км. Возможность подвески внешних баков не предусмотрена, но при таком запасе топлива она не очень нужна. На истребителе Су-27 установлена электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием в канале тангажа и трехкратным резервированием в каналах крена и курса, обеспечивающая нормальное пилотирование при статической неустойчивости в продольном канале до 5% и автоматическое отклонение носков крыла в зависимости от режима полета. Приборное оборудование кабины Су-27 выполнено на основе аналоговых приборов с учетом требований эргономики. Приборное оборудование Су-27 последних модификаций выполнено по принципу «стеклянной кабины» с использованием цветных дисплеев. Органы управления традиционные: РУС и РУДы. В состав целевого оборудования входит радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 «Меч» на основе РЛС Н-007 с дальностью обнаружения в передней полусфере цели типа «истребитель» 80-100 км, ; РЛС способна сопровождать одновременно до 10 целей, в том числе на фоне земной поверхности, и обеспечивать поражение одной из них. РЛПК-27 дополнена оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27 на основе оптико-локационной станции ОЛС-2, включающей теплопеленгатор и лазерный дальномер, датчики ОЛС-27 размещены под прозрачным сферическом обтекателем, установленным перед козырьком фонаря кабины.
Бортовая импульсно-доплеровская РЛС Н001 оснащена антенной Кассегрена диаметром 1076 мм и способна обнаруживать воздушные и наземные цели в условиях активных помех. В дополнение имеется квантовая оптико-локационная станция (КОЛС) с лазерным дальномером 36Ш, сопровождающая цели в простых метеоусловиях с большой точностью. ОЛС позволяет вести цель на малых дистанциях, не излучая радиосигналы и не демаскируя истребитель. Информация от бортовой РЛС и от ОЛС выводится на индикатор прямой видимости (ИПВ) и рамку ИЛС (индикация на лобовом стекле).
режим воздух-воздух
Воздушные цели, с вероятностью 0.5, минимальная скорость цели 210 км/ч, минимальная разница носителя и цели 150 км/ч.
Дальность обнаружения целей
Класса истребитель (ЭПР = 3 м? на средней высоте (более 1000 м)),
ППС 80—100 км (150 км в режиме дальнего обнаружения)
ЗПС 25—35 км
Обнаружение до 10 целей
Обстрел 1 цели
Наведение до 2 ракет на одну цель
режим воздух-земля (только для Су-30, Су-27СМ)
Обеспечивается картографирование поверхности
Обнаружение наземных и надводных целей в режиме картографирования реальным лучом
Обнаружение наземных и надводных целей в режиме картографирования с синтезированием апертуры антенны со средним и высоким разрешением
Обнаружение наземных и надводных движущихся целей в режиме селекции движущихся целей
Сопровождение и измерение координат наземной цели;
Обнаружение танка с ЭПР 10 м и более, двигающегося со скоростью 15—90 км/ч (в режиме селекции движущихся целей)
Дальность обнаружения, км
• авианосец (ЭПР = 50000 м?): 350
• эсминец (ЭПР = 10000 м?): 250
• ж/д мост (ЭПР = 2000 м?): 100
• ракетный катер (ЭПР = 500 м?): 50—70
• катер (ЭПР = 50 м?): 30
Наработка на отказ 200 часов
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10 обеспечивает пилотирование самолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Основными элементами комплекса являются инерционная курсовертикаль и радиосистема ближней навигации. Истребитель Су-27 оснащен всеми необходимыми общесамолетными системами, аппаратурой радиоэлектронной борьбы.
Ракетное вооружение размещено на АПУ-470 и П-72 (авиационное пусковое устройство) и АКУ-470 (авиационное катапультное устройство), подвешенных в 10 точках: 6 под крыльями, 2 под двигателями и 2 под фюзеляжем между двигателями. Основное вооружение — до шести ракет «воздух-воздух» Р-27, с радиолокационным (Р-27Р, Р-27ЭР) и двух с тепловым (Р-27Т, Р-27ЭТ) наведением. А также до 6 высокоманевренных ракет ближнего боя Р-73 оснащённых ТГСН с комбинированным аэродинамическим и газодинамическим управлением.
Программа создания Су-27, как самолета нового поколения, в период 70-80 г.г. являлась одной из крупнейшей общегосударственных оборонных программ в СССР. Для ее реализации выделялись большие средства, что самым благоприятным образом сказалось на развитии многих предприятий отечественной авиапромышленности и смежных областей, т.к. позволило переоснастить многие заводы и освоить большое число новых технологических процессов.
К работам по программе создания Су-27 была привлечена огромная кооперация соисполнителей по всей стране. Широкое внедрение перспективных технологий характерно для любой из систем самолета. Так, например:
— Силовая установка самолета состоит из двух ТРДДФ АЛ-31Ф, разработанных в ОКБ А.М. Люлька. По характеристикам и уровню параметров это двигатели нового поколения, с исключительно высокими удельными показателями по массе, тяге и экономичности, что достигнуто за счёт существенного повышения газодинамических характеристик компрессора и рабочей температуры перед турбиной. Достичь таких характеристик стало возможным только при условии освоения новых перспективных материалов и технологий: новых титановых сплавов, жаропрочных сталей, монокристаллических лопаток, специальных покрытий и т.д.;
— Для самолета в целом, критически важным являлся вопрос обеспечения заданной массы, поэтому для различных систем Су-27 выполнялся большой объем работ по созданию новых комплектующих. К примеру, для обеспечения необходимых характеристик системы управления и снижения габаритов и массы её агрегатов, было решено (в СССР — впервые в серии) использовать на самолете гидросистему с повышенным до 280 кг/см? рабочим давлением и принципиально новые типы рулевых приводов, с разделением на отдельные блоки силовых и распределительных узлов;
— БРЭО Су-27 разрабатывалось с широким внедрением цифровой обработки информации на БЦВМ и с учетом принципа широкого комплексирования различных систем по функциям и назначению, к примеру, в состав системы управления вооружением наряду с радиолокационным каналом обнаружения цели (многофункциональная БРЛС) включен независимый информационный канал — оптико-локационная станция;
— В рамках целевой программы перевооружения, для Су-27 разработано новое поколение управляемых ракет средней (К-27Э) и малой (К-73) дальности.
Все вышеперечисленное позволило создать боевой авиационный комплекс, который на равных противостоит самым лучшим зарубежным боевым самолетам. Вся дальнейшая история семейства самолетов типа Су-27 подтверждает этот вывод.
С 1986 по 1990 год на специально доработанном опытном самолете Т10-15, получившем обозначение П-42, летчиками-испытателями ОКБ был установлен 41 официально зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скороподъемности и высоты полета, часть из них является абсолютными рекордами.
В июне 1989 г. Су-27 и Су-27УБ были впервые показаны за рубежом, на авиавыставке в Ле-Бурже. Летчики-испытатели ОКБ В.Г. Пугачев и Е.И. Фролов продемонстрировали международной авиационной общественности высокие маневренные характеристики самолетов ОКБ Сухого. С тех пор и по сей день, самолеты типа Су-27 являются участниками самых престижных международных авиавыставок и авиашоу, неизменно демонстрируя высочайший уровень отечественной авиапромышленности.
Другим подтверждением высоких боевых характеристик самолета является коммерческий успех Су-27 на мировой арене. С 1991 года на заводах в Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске было развернуто серийное производство экспортных модификаций Су-27: Су-27СК и Су-27УБК. С 1992 года самолеты этого типа поставлялись на экспорт в Китай, Вьетнам, Эфиопию и в Индонезию, а в Китае, в соответствии с межгосударственным соглашением, с 1998 года организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением F/J-11. Первый лицензионный образец самолета, собранный на заводе в г. Шеньяне, облетан 16 декабря 1998 года.
Как базовая конструкция, Су-27 имел большие резервы компоновки, это позволило ОКБ в последующем развернуть работы по его модификационному развитию. Он стал символом истребительной авиации конца XX века и дал начало целому семейству самолетов: Су-27СМ, Су-27СК, Су-27СКМ, Су-30МК, Су-30МК2, Су-35.

МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА СУ-27
• Т-10 (Flanker-A) — прототип.
• Т-10С — улучшенная конфигурация прототипа.
• Су-27 — предсерийная версия с двигателями АЛ-31.
• Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф.
• Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны, из системы управления вооружением устранена возможность работы по земле.
• Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — двухместный учебно-боевой истребитель. Сохраняет все боевые возможности Су-27. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27. Серийно строится в Иркутске с 1986.
• Су-27УП (Т-10-30) — учебно-патрульный самолёт для ПВО с системой дозаправки топливом в воздухе. Производится серийно.
• Су-27СК — экспортная модификация одноместного Су-27 (Су-27С) производится с 1991 г.
• Су-27СМ — модернизированная версия серийного самолёта. РЛС Н001
• Су-27СМ2 — модернизированная версия Су-27, характеристики самолёта в значительной степени приближены к Су-35С, основное отличие заключается в установке двигателей АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс, так как двигатели «Изделие 117″ не подходят по габаритам.
• Су-27СКМ — экспортная версия Су-27СМ
• Су-27УБК — экспортная модификация двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
• Су-30 (Су-27ПУ) — двухместный самолёт наведения и целеуказания. Построен на базе Су-27УБ. Способен осуществлять одновременное наведение четырёх перехватчиков Су-27.
• Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-32ФН и Су-34 с расположением сидений рядом. Предназначен для поражения точечных сильнозащищённых целей в любых погодных условиях и в любое время суток.
• П-42 (Т-10-15) — рекордные самолёты, переоборудованные из серийных Су-27. Отличается установкой форсированных двигателей и значительно облегчённой конструкцией.
• Су-33 (Су-27К, Т-12) (Flanker-D) — одноместный палубный истребитель со складывающимися консолями крыла. Серийное производство мелкими партиями на КнААПО c 1992 года. Су-33 несут службу на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
• Су-33УБ (Су-27КУБ, Т-12УБ) — учебно-боевой палубный истребитель с нетрадиционным для учебно-боевых машин — бок-о-бок. Ранее был известен под названием Су-27КУБ.
• Су-34 (Су-27ИБ, Су-32ФН) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик с расположением сидений «плечом к плечу». Предназначен для поражения точечных наземных (надводных) сильнозащищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях. По назначению аналогичен американскому истребителю-бомбардировщику F-15E.
• Су-35 (Су-27М, Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель.
• Су-35БМ (Т-10БМ) (Flanker-E+) — многоцелевой истребитель, в отличие от старого Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и оснащен двигателем с системой управления вектором тяги.
• Су-35УБ (Т-10УБМ) — учебно-боевой самолёт, созданный на базе Су-30, Су-35 и Су-37.
• Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оснащёнными системой управления вектором тяги (УВТ). Один из экземпляров (б/н 711) разбился в одном из испытательных полётов, программа создания прекращена

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина крыла, м 14,70
Длина самолета, м 21,935
Высота самолета, м 5,932
Площадь крыла, м2 62.037
Угол стреловидности крыла, град 42
Масса, кг
пустого самолета 16300
нормальная взлетная 22500
максимальная взлетная 30000
Масса топлива, кг
нормальная 5270
максимальная 9400
Тип двигателя 2 ТРДД АЛ-31Ф.
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная 2 х 74,53
форсажная 2 х 122,58
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1380
на большой высоте 2500 (М=2,35).
Максимальная скороподъемность, м/мин 18000
Практический потолок, м 18500
Динамический потолок, М 24000
Практическая дальность, км
на высоте 3680
у земли 1370
Максимальная скорость разворота, град/с
установившегося 17
неустановившегося 23
Длина разбега, м 450
Длина пробега, м
без тормозного парашюта 620
с тормозным парашютом 700
Макс. эксплуатационная перегрузка 9.

ВООРУЖЕНИЕ:

30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
Боевая нагрузка — 6000 кг на 10 узлах подвески:
до 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27ЭТЕ и Р-27ЭРЕ,
до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН.

Источники: ОАО «Компания «Сухой», pro-samolet.ru, wiki.worldweapons.ru, ru.wikipedia.org, www.arms.ru, www.modernarmy.ru и др.

ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27. НОВОСТИ 2012-2014
ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27 В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ МАКС-2011
ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27 НА МАКС-2011
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27 НА МАКС-2011. ФОТОРЕПОРТАЖ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СМ(3)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30М2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК, (СУ-30МКИ, СУ-30МКК, СУ-30МКМ, СУ-30МК2)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СКМ
ОДНОМЕСТНЫЙ ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СК
КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА
ОКБ «СУХОГО»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap