ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27

FIGHTER SU-27

08.03.2019

Российскими средствами контроля воздушного пространства над нейтральными водами Балтийского моря была обнаружена приближающаяся к государственной границе РФ воздушная цель.
Для перехвата цели в воздух был поднят истребитель Су-27 из состава дежурных сил по противовоздушной обороне.
Экипаж российского истребителя приблизился на безопасное расстояние к воздушному объекту, идентифицировал его как самолет-разведчик США RC-135.
После удаления иностранного самолета от государственной границы РФ российский истребитель благополучно вернулся на аэродром базирования.
Группа информационного обеспечения Воздушно-космических сил

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ


ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27


Работы по проектированию истребителя 4 поколения, известного впоследствии как Су-27, начались в ОКБ П.О. Сухого в инициативном порядке под руководством О.С. Самойловича в конце 1969 года. Новый самолет должен был стать достойным ответом на создание в США истребителя F-15, разрабатывавшегося по программе FX с 1966 года, основным предназначением отечественного истребителя, как и его заокеанского аналога, было объявлено «завоевание господства в воздухе». В отличие от предыдущих лет, когда авиаконструкторы в СССР в их заочном соревновании с американцами постоянно оказывались «догоняющей стороной», на этот раз было решено создать самолет, ни в чем не уступающий, а даже превосходящий «противника». Для реализации этого преимущества, проектанты ОКБ с самого начала заложили в основу компоновки много новых перспективных идей, таких как использование интегральной аэродинамической компоновки, размещение двигателей в двух разнесённых изолированных мотогондолах под несущим корпусом фюзеляжа, а вертикального оперения — в интервале между крылом и горизонтальным оперением, в соответствии с «правилом площадей», и т.д.
На начальном этапе проектирования в ОКБ рассматривалось большое число альтернативных вариантов компоновки, в том числе и традиционной схемы, с изолированным фюзеляжем, по типу F-15, но интересно отметить, что, в конечном счёте, предпочтение было отдано именно новому варианту аэродинамической компоновки, на основе которого и шло дальнейшее развитие схемы самолета. Другой важной особенностью нового истребителя должна была стать реализация концепции продольной статической неустойчивости, с обеспечением балансировки самолета за счёт применения электродистанционной системы управления (ЭДСУ). Использование этого новшества обещало существенное снижение потерь на балансировку и серьезное улучшение характеристик маневренности самолета в ближнем воздушном бою.
В период 1971-72 г.г. разработка перспективного самолета велась на конкурсной основе между ОКБ А.И. Микояна, П.О. Сухого и А.С. Яковлева. Аванпроект Су-27 (заводской шифр Т-10) был закончен разработкой к сентябрю 1971 и в феврале 1972 г. представлен на рассмотрение ВВС. В 1972 году, после уточнения ТТТ к перспективному самолету было принято решение о параллельной разработке двух вариантов истребителя — «легкого», создание которого поручалось ОКБ Микояна и «тяжёлого», заданного ОКБ Сухого. С учётом замечаний военных, в 1972-73 г.г. проект Су-27 был существенно доработан для выполнения всех требований, в частности, у самолета увеличили площадь крыла, расчетную тягу двигателей и располагаемый внутренний запас топлива. При этом, обеспечивалась беспрецедентная для отечественных истребителей расчётная дальность полета на внутреннем запасе топлива, без использования ПТБ. Высокие удельные параметры новых ТРДДФ АЛ-31Ф («изделие 99″) конструкции ОКБ А.М. Люльки, разрабатываемых специально для Су-27, должны были обеспечить самолету высокую тяговооружённость, и, следовательно, высокие разгонные характеристики, скороподъёмность и маневренность. Проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем отечественной элементной базы БРЭО, следствием чего являлась большая масса и габариты изделий, ОКБ приходилось компенсировать как за счет применения более совершенных конструктивных и компоновочных решений, так и при помощи новых перспективных технологий. В 1973-74 г.г. в ОКБ продолжались работы по выбору и уточнению оптимальной аэродинамической компоновки самолета и его отдельных агрегатов, составу систем, оборудования и вооружения. Для отработки компоновки широким фронтом велись исследования моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ, СибНИА и МАИ. Главным конструктором Су-27 в 1973 г. был назначен Н.С. Черняков. Рабочее проектирование самолета началось в 1975 году.
Принятый в 1975 году для постройки вариант Су-27 представлял собой самолет нормальной аэродинамической схемы, интегральной компоновки, с оживальным в плане крылом, имеющим развитый наплыв и переменную стреловидность по передней кромке, цельноповоротное горизонтальное оперение, установленное на балках, являющихся продолжением центроплана и двухкилевое вертикальное оперение, установленное в хвостовой части фюзеляжа на мотогондолах двигателей. Воздухозаборники двигателей — регулируемые, с верхним расположением горизонтального клина торможения, были разнесены в стороны от продольной оси самолета и подвешивались под центропланом. Такое размещение входных устройств обеспечивало высокие характеристики стабильности потока на больших углах атаки, что очень важно для самолета, предназначенного для ведения маневренного воздушного боя. Мотогондолы двигателей, расположенные в хвостовой части, являлись продолжением воздухозаборников. Шасси — нормальной схемы, с передней и двумя основными опорами. Большую сложность при выбранном варианте компоновки представляло размещение отсеков основных опор шасси. В конечном счёте, место для их размещения было найдено в аэродинамической «тени» центроплана, над каналами воздухозаборников, при этом стойки убирались с механическим разворотом колеса. Створки дополнительно выполняли роль тормозных щитков. Массу планера удалось существенно снизить за счет рациональной компоновки и оптимизации конструктивно-силовой схемы, а также широкого внедрения в конструкцию самолета титановых сплавов. Создание Су-27 было задано постановлением правительства от 19 января 1976 года как «Единого для ВВС и авиации ПВО истребителя, предназначенного для завоевания господства в воздухе». В феврале 1976 г. Главным конструктором Су-27 был назначен М.П. Симонов. В ОКБ к этому времени уже велась постройка первых трех опытных образцов Т-10 (двух летных и одного прочностного), а на натурных стендах проводились опережающие испытания всех основных систем будущего самолета. Следует отметить, что для отработки аэродинамики, силовой установки, системы управления, прицельно-пилотажного оборудования и вооружения Су-27 в ОКБ и ЛИИ были созданы и проходили испытания более десятка различных летающих лабораторий — столь широко натурные эксперименты для отработки систем нового самолета проводились впервые в практике ОКБ Сухого. Разработанная техдокументация передавалась на завод в Комсомольске-на-Амуре, который был определен головным по серийному выпуску Су-27. В 1977 году здесь началась подготовка серийного производства самолетов. В октябре 1977-го в ОКБ успешно прошла защита эскизного проекта и макетная комиссия ВВС по самолету Су-27, председателем комиссии являлся 1-й зам. главкома ВВС, маршал авиации А.Н. Ефимов. Первые два летных экземпляра Су-27 оснащались двигателями АЛ-21Ф3АИ.
Постройка первого опытного самолета Т10-1 была завершена в апреле 1977 г. 20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ В.С. Ильюшин совершил на нем первый полет. В мае 1978-го к испытаниям присоединился второй опытный экземпляр самолета Т10-2 , а еще через год, в 1979-м на испытания вышли опытные машины Т10-3 и Т10-4, оснащенные штатными двигателями АЛ-31Ф («изделие 99Н» с нижней коробкой приводов). Кроме опытных самолетов, для ускорения работ к заводским испытаниям решено было подключить практически всю установочную партию Су-27, выпускаемых серийным заводом в 1980-81 г.г. В дальнейшем, эти самолеты использовались ОКБ и ЛИИ для отработки отдельных систем самолета. В декабре 1979 г. Су-27 был официально принят военными для проведения государственных испытаний. Но в серию самолет пошел в другом виде.
По результатам комплексного анализа характеристик Су-27 в сравнении с западными аналогами, проведенного полунатурного моделирования воздушных боев и фактических данных, полученных в первых полетах опытного самолета, предполагаемого «господства в воздухе» Су-27 не выявилось. Такой результат объяснялся целым комплексом причин, основными среди которых являлись: с одной стороны — недооценка реальных характеристик F-15, а с другой — серьезное перетяжеление самолета из-за невыполнения весовых лимитов по конструкции систем и оборудования и ухудшение расходных характеристик двигателей АЛ-31Ф, выявленное по результатам их стендовых испытаний. Для получения заданного по ТТТ уровня характеристик и достижения гарантированного результата в основном назначении самолета, по инициативе Главного конструктора М.П. Симонова и по поручению Генерального конструктора Е.А. Иванова в КБ была разработана программа действий, главными составляющими которой являлись:
— жесткий контроль веса,
— снижение сопротивления,
— повышение несущих свойств крыла, его адаптивности к разнообразным режимам полета,
— улучшение характеристик боковой устойчивости самолета.
Для реализации этой программ в результате тесной совместной работы аэродинамиков с проектантами ОКБ была разработана серия конкретных рекомендаций по изменению исходной компоновки Су-27, которая включала:
— переход к трапециевидной форме крыла с поворотным носком и флапероном,
— перенос коробки самолетных агрегатов «на спину» двигателя, что позволяло «спрятать» ее в тени центроплана крыла и уменьшить мидель самолета,
— применение новой кинематической схемы уборки основных опор шасси за счет использования косой оси навески и замка фиксации стойки на мотогондоле,
— перенос килей с мотогондол на балки фюзеляжа, что улучшило схему их крепления и увеличило эффективность оперения.
В комплексе, все эти изменения были сведены в компоновку, получившую обозначение Т-10С (серийная). Генеральный конструктор Е.А. Иванов принял трудное решение о необходимости существенной переделки самолета. Суть проблемы заключалась в том, что реализация доработок требовала остановки начавшегося серийного выпуска и проведения новой полномасштабной процедуры запуска в серию, т.е. вело к срыву установленных сроков серийного производства.
Против этого резко выступило руководство МАП и серийного завода, но позицию КБ поддержал заместитель министра И.С. Силаев. В результате, в январе 1978 года было принято соответствующее решение и в ОКБ начался этап рабочего проектирования по варианту компоновки Т-10С. С 1979 г. по 1981 г. работы по Су-27 в ОКБ возглавлял А.А. Колчин, а с 1981 года и по настоящее время Главным конструктором самолета является А.И. Кнышев.
Первый опытный экземпляр Су-27 в серийной конфигурации, Т10-7 вышел на летные испытаний весной 1981 г., первый полет на нем В.С. Ильюшин выполнил 20 апреля 1981 года.
С 1982 г. на заводе в Комсомольске-на-Амуре началось серийное производство самолета. Впервые серийный Су-27 был облетан на заводе 1 июня 1982 г., в первый полет эту машину поднимал летчик-испытатель ОКБ А.Н. Исаков.

2 июня 1982 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина (КнААПО, сегодня входит в холдинг «Сухой») заводской летчик-испытатель Геннадий Матвеенко впервые поднял в небо первый серийный многофункциональный истребитель Су-27. Государственные совместные испытания Су-27 завершились в декабре 1983 года.
Результаты испытаний подтвердили исключительно высокие ЛТХ нового самолета. Сведенные воедино, доработки дали на Т-10С «кумулятивный» эффект: получившийся в итоге самолет обладал блистательными лётными данными, превосходя в своем классе всех конкурентов.
Испытания Су-27 по различным программам продолжались еще несколько лет. На вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, только после того, как были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже 5 лет находились в эксплуатации. Из строевых частей, первыми в июне 1985 года Су-27 получили летчики 60 ИАП Дальневосточного ВО (Дземги). К 1989 г. самолеты Су-27 находились на вооружении в 16 строевых частях ВВС и войск ПВО СССР. По отзывам командного состава и летчиков переучивавшихся частей, несмотря на то, что по уровню оснащенности и сложности систем и вооружения, новый самолет на порядок превосходил все машины предыдущего поколения, переучивание на Су-27 проходило исключительно просто и безболезненно, самолет оказался вполне доступным для освоения летчикам средней квалификации.
Работы по учебно-боевому варианту Су-27 велись в ОКБ с 1976 года, в 1978 году был успешно защищен эскизный проект Су-27УБ (заводской шифр Т-10У). Первый опытный экземпляр спарки построен на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре по документации ОКБ и весной 1984 года отправлен для доработок в Москву. Первый полет на Т10У-1 выполнил 7 марта 1985 года летчик-испытатель ОКБ Н.Ф. Садовников. Государственные испытания самолета проводились в период с 1985 по 1987 год. Серийный выпуск установочной партии Су-27УБ был организован в Комсомольске-на-Амуре, а в 1985 году по указанию МАП производство спарки было передано в Иркутск. Первый серийный Су-27УБ облетан на заводе в Иркутске 10 сентября 1986 года экипажем летчиков-испытателей в составе: Г.Е. Буланов и Н.Н. Иванов. В строевые части первые серийные Су-27УБ поступили в 1987 году.
Истребитель Су-27 — двухдвигательный моноплан с двухкилевым оперением с трапециевидным в плане крылом умеренной стреловидности по передней кромке, с развитыми корневыми наплывами. Корпус истребителя цельнометаллический. Широко применены титановые сплавы. Композиционные материалы используются ограниченно. Самолет имеет интегральную компоновку, крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. Фюзеляж истребителя Су-27 состоит из головной, средней и хвостовой частей. В головной части размещены РЛС и другие системы прицельно-навигационного комплекса, кабина летчика, ниша носовой опоры шасси. В герметизированной кабине размещено катапультное кресло К-36 ДМ класса «ноль-ноль», кабина закрыта каплеобразным фонарем с открывающимся вверх-назад подвижным сегментом; на двухместных самолетах члены экипажа расположены тандемом. Средняя часть фюзеляжа включает центроплан крыла, в ней расположены топливные баки, на верхней поверхности установлен отклоняемый вверх воздушный тормоз большой площади. Хвостовая часть включает две разнесенные от продольной оси планера гондолы двигателей и центральную балку с топливным баком, отсеком оборудования и отсеком тормозных парашютов. Истребитель Су-27 в парадной ярко-синей раскраске Крыло трехлонжеронной кессонной конструкции, угол стреловидности по передней кромке составляет 42 градуса, угол отрицательного поперечного V 2,5 градуса. Механизация крыла состоит из флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов, и адаптивных отклоняемых двухсекционных носков крыла. Хвостовое оперение истребителя Су-27 включает дифференциально отклоняемый стабилизатор и два киля с рулями направления. Шасси убирающееся трехопорное с одноколесными стойками. Все опоры убираются поворотом вперед по полету, носовая — в фюзеляж, основные — в центроплан. Силовая установка Су-27 состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-31Ф с максимальной тягой 7770 кгс, а на режиме «форсаж» -12500 кгс. Общая емкость пяти топливных баков 12000 л (масса топлива составляет 9400 кг). Благодаря большому запасу топлива Су-27 обладает солидным боевым радиусом для истребителя: 1400 км, при этом дальность полета составляет 3900 км. Возможность подвески внешних баков не предусмотрена, но при таком запасе топлива она не очень нужна. На истребителе Су-27 установлена электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием в канале тангажа и трехкратным резервированием в каналах крена и курса, обеспечивающая нормальное пилотирование при статической неустойчивости в продольном канале до 5% и автоматическое отклонение носков крыла в зависимости от режима полета. Приборное оборудование кабины Су-27 выполнено на основе аналоговых приборов с учетом требований эргономики. Приборное оборудование Су-27 последних модификаций выполнено по принципу «стеклянной кабины» с использованием цветных дисплеев. Органы управления традиционные: РУС и РУДы. В состав целевого оборудования входит радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 «Меч» на основе РЛС Н-007 с дальностью обнаружения в передней полусфере цели типа «истребитель» 80-100 км, ; РЛС способна сопровождать одновременно до 10 целей, в том числе на фоне земной поверхности, и обеспечивать поражение одной из них. РЛПК-27 дополнена оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27 на основе оптико-локационной станции ОЛС-2, включающей теплопеленгатор и лазерный дальномер, датчики ОЛС-27 размещены под прозрачным сферическом обтекателем, установленным перед козырьком фонаря кабины.
Бортовая импульсно-доплеровская РЛС Н001 оснащена антенной Кассегрена диаметром 1076 мм и способна обнаруживать воздушные и наземные цели в условиях активных помех. В дополнение имеется квантовая оптико-локационная станция (КОЛС) с лазерным дальномером 36Ш, сопровождающая цели в простых метеоусловиях с большой точностью. ОЛС позволяет вести цель на малых дистанциях, не излучая радиосигналы и не демаскируя истребитель. Информация от бортовой РЛС и от ОЛС выводится на индикатор прямой видимости (ИПВ) и рамку ИЛС (индикация на лобовом стекле).
режим воздух-воздух
Воздушные цели, с вероятностью 0.5, минимальная скорость цели 210 км/ч, минимальная разница носителя и цели 150 км/ч.
Дальность обнаружения целей
Класса истребитель (ЭПР = 3 м? на средней высоте (более 1000 м)),
ППС 80—100 км (150 км в режиме дальнего обнаружения)
ЗПС 25—35 км
Обнаружение до 10 целей
Обстрел 1 цели
Наведение до 2 ракет на одну цель
режим воздух-земля (только для Су-30, Су-27СМ)
Обеспечивается картографирование поверхности
Обнаружение наземных и надводных целей в режиме картографирования реальным лучом
Обнаружение наземных и надводных целей в режиме картографирования с синтезированием апертуры антенны со средним и высоким разрешением
Обнаружение наземных и надводных движущихся целей в режиме селекции движущихся целей
Сопровождение и измерение координат наземной цели;
Обнаружение танка с ЭПР 10 м и более, двигающегося со скоростью 15—90 км/ч (в режиме селекции движущихся целей)
Дальность обнаружения, км
• авианосец (ЭПР = 50000 м?): 350
• эсминец (ЭПР = 10000 м?): 250
• ж/д мост (ЭПР = 2000 м?): 100
• ракетный катер (ЭПР = 500 м?): 50—70
• катер (ЭПР = 50 м?): 30
Наработка на отказ 200 часов
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10 обеспечивает пилотирование самолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Основными элементами комплекса являются инерционная курсовертикаль и радиосистема ближней навигации. Истребитель Су-27 оснащен всеми необходимыми общесамолетными системами, аппаратурой радиоэлектронной борьбы.
Ракетное вооружение размещено на АПУ-470 и П-72 (авиационное пусковое устройство) и АКУ-470 (авиационное катапультное устройство), подвешенных в 10 точках: 6 под крыльями, 2 под двигателями и 2 под фюзеляжем между двигателями. Основное вооружение — до шести ракет «воздух-воздух» Р-27, с радиолокационным (Р-27Р, Р-27ЭР) и двух с тепловым (Р-27Т, Р-27ЭТ) наведением. А также до 6 высокоманевренных ракет ближнего боя Р-73 оснащённых ТГСН с комбинированным аэродинамическим и газодинамическим управлением.
Программа создания Су-27, как самолета нового поколения, в период 70-80 г.г. являлась одной из крупнейшей общегосударственных оборонных программ в СССР. Для ее реализации выделялись большие средства, что самым благоприятным образом сказалось на развитии многих предприятий отечественной авиапромышленности и смежных областей, т.к. позволило переоснастить многие заводы и освоить большое число новых технологических процессов.
К работам по программе создания Су-27 была привлечена огромная кооперация соисполнителей по всей стране. Широкое внедрение перспективных технологий характерно для любой из систем самолета. Так, например:
— Силовая установка самолета состоит из двух ТРДДФ АЛ-31Ф, разработанных в ОКБ А.М. Люлька. По характеристикам и уровню параметров это двигатели нового поколения, с исключительно высокими удельными показателями по массе, тяге и экономичности, что достигнуто за счёт существенного повышения газодинамических характеристик компрессора и рабочей температуры перед турбиной. Достичь таких характеристик стало возможным только при условии освоения новых перспективных материалов и технологий: новых титановых сплавов, жаропрочных сталей, монокристаллических лопаток, специальных покрытий и т.д.;
— Для самолета в целом, критически важным являлся вопрос обеспечения заданной массы, поэтому для различных систем Су-27 выполнялся большой объем работ по созданию новых комплектующих. К примеру, для обеспечения необходимых характеристик системы управления и снижения габаритов и массы её агрегатов, было решено (в СССР — впервые в серии) использовать на самолете гидросистему с повышенным до 280 кг/см? рабочим давлением и принципиально новые типы рулевых приводов, с разделением на отдельные блоки силовых и распределительных узлов;
— БРЭО Су-27 разрабатывалось с широким внедрением цифровой обработки информации на БЦВМ и с учетом принципа широкого комплексирования различных систем по функциям и назначению, к примеру, в состав системы управления вооружением наряду с радиолокационным каналом обнаружения цели (многофункциональная БРЛС) включен независимый информационный канал — оптико-локационная станция;
— В рамках целевой программы перевооружения, для Су-27 разработано новое поколение управляемых ракет средней (К-27Э) и малой (К-73) дальности.
Все вышеперечисленное позволило создать боевой авиационный комплекс, который на равных противостоит самым лучшим зарубежным боевым самолетам. Вся дальнейшая история семейства самолетов типа Су-27 подтверждает этот вывод.
С 1986 по 1990 год на специально доработанном опытном самолете Т10-15, получившем обозначение П-42, летчиками-испытателями ОКБ был установлен 41 официально зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скороподъемности и высоты полета, часть из них является абсолютными рекордами.
В июне 1989 г. Су-27 и Су-27УБ были впервые показаны за рубежом, на авиавыставке в Ле-Бурже. Летчики-испытатели ОКБ В.Г. Пугачев и Е.И. Фролов продемонстрировали международной авиационной общественности высокие маневренные характеристики самолетов ОКБ Сухого. С тех пор и по сей день, самолеты типа Су-27 являются участниками самых престижных международных авиавыставок и авиашоу, неизменно демонстрируя высочайший уровень отечественной авиапромышленности.
Другим подтверждением высоких боевых характеристик самолета является коммерческий успех Су-27 на мировой арене. С 1991 года на заводах в Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске было развернуто серийное производство экспортных модификаций Су-27: Су-27СК и Су-27УБК. С 1992 года самолеты этого типа поставлялись на экспорт в Китай, Вьетнам, Эфиопию и в Индонезию, а в Китае, в соответствии с межгосударственным соглашением, с 1998 года организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением F/J-11. Первый лицензионный образец самолета, собранный на заводе в г. Шеньяне, облетан 16 декабря 1998 года.
Как базовая конструкция, Су-27 имел большие резервы компоновки, это позволило ОКБ в последующем развернуть работы по его модификационному развитию. Он стал символом истребительной авиации конца XX века и дал начало целому семейству самолетов: Су-27СМ, Су-27СК, Су-27СКМ, Су-30МК, Су-30МК2, Су-35.

МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА СУ-27
• Т-10 (Flanker-A) — прототип.
• Т-10С — улучшенная конфигурация прототипа.
• Су-27 — предсерийная версия с двигателями АЛ-31.
• Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф.
• Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны, из системы управления вооружением устранена возможность работы по земле.
• Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — двухместный учебно-боевой истребитель. Сохраняет все боевые возможности Су-27. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27. Серийно строится в Иркутске с 1986.
• Су-27УП (Т-10-30) — учебно-патрульный самолёт для ПВО с системой дозаправки топливом в воздухе. Производится серийно.
• Су-27СК — экспортная модификация одноместного Су-27 (Су-27С) производится с 1991 г.
• Су-27СМ — модернизированная версия серийного самолёта. РЛС Н001
• Су-27СМ2 — модернизированная версия Су-27, характеристики самолёта в значительной степени приближены к Су-35С, основное отличие заключается в установке двигателей АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс, так как двигатели «Изделие 117″ не подходят по габаритам.
• Су-27СКМ — экспортная версия Су-27СМ
• Су-27УБК — экспортная модификация двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
• Су-30 (Су-27ПУ) — двухместный самолёт наведения и целеуказания. Построен на базе Су-27УБ. Способен осуществлять одновременное наведение четырёх перехватчиков Су-27.
• Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-32ФН и Су-34 с расположением сидений рядом. Предназначен для поражения точечных сильнозащищённых целей в любых погодных условиях и в любое время суток.
• П-42 (Т-10-15) — рекордные самолёты, переоборудованные из серийных Су-27. Отличается установкой форсированных двигателей и значительно облегчённой конструкцией.
• Су-33 (Су-27К, Т-12) (Flanker-D) — одноместный палубный истребитель со складывающимися консолями крыла. Серийное производство мелкими партиями на КнААПО c 1992 года. Су-33 несут службу на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
• Су-33УБ (Су-27КУБ, Т-12УБ) — учебно-боевой палубный истребитель с нетрадиционным для учебно-боевых машин — бок-о-бок. Ранее был известен под названием Су-27КУБ.
• Су-34 (Су-27ИБ, Су-32ФН) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик с расположением сидений «плечом к плечу». Предназначен для поражения точечных наземных (надводных) сильнозащищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях. По назначению аналогичен американскому истребителю-бомбардировщику F-15E.
• Су-35 (Су-27М, Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель.
• Су-35БМ (Т-10БМ) (Flanker-E+) — многоцелевой истребитель, в отличие от старого Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и оснащен двигателем с системой управления вектором тяги.
• Су-35УБ (Т-10УБМ) — учебно-боевой самолёт, созданный на базе Су-30, Су-35 и Су-37.
• Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оснащёнными системой управления вектором тяги (УВТ). Один из экземпляров (б/н 711) разбился в одном из испытательных полётов, программа создания прекращена

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина крыла, м 14,70
Длина самолета, м 21,935
Высота самолета, м 5,932
Площадь крыла, м2 62.037
Угол стреловидности крыла, град 42
Масса, кг
пустого самолета 16300
нормальная взлетная 22500
максимальная взлетная 30000
Масса топлива, кг
нормальная 5270
максимальная 9400
Тип двигателя 2 ТРДД АЛ-31Ф.
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная 2 х 74,53
форсажная 2 х 122,58
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1380
на большой высоте 2500 (М=2,35).
Максимальная скороподъемность, м/мин 18000
Практический потолок, м 18500
Динамический потолок, М 24000
Практическая дальность, км
на высоте 3680
у земли 1370
Максимальная скорость разворота, град/с
установившегося 17
неустановившегося 23
Длина разбега, м 450
Длина пробега, м
без тормозного парашюта 620
с тормозным парашютом 700
Макс. эксплуатационная перегрузка 9.

ВООРУЖЕНИЕ:

30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
Боевая нагрузка — 6000 кг на 10 узлах подвески:
до 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27ЭТЕ и Р-27ЭРЕ,
до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН.

Источники: ОАО «Компания «Сухой», pro-samolet.ru, wiki.worldweapons.ru, ru.wikipedia.org, www.arms.ru, www.modernarmy.ru и др.

ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27. НОВОСТИ 2015-2018
ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27. НОВОСТИ 2012-2014
ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27 В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ МАКС-2011
ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27 НА МАКС-2011
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27 НА МАКС-2011. ФОТОРЕПОРТАЖ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СМ(3)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30М2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК, (СУ-30МКИ, СУ-30МКК, СУ-30МКМ, СУ-30МК2)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СКМ
ОДНОМЕСТНЫЙ ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СК
СТАНЦИЯ АКТИВНЫХ ПОМЕХ Л005-С «СОРБЦИЯ»
КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА
ОКБ «СУХОГО»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap