12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-5″

THE CARRIER ROCKET «SOYUZ-5″

30.08.2015

Одно из крупнейших в России ракетно-космических предприятий – центр «Прогресс» – анонсировало показ проекта новой ракеты-носителя. Предполагается, что «Союз-5» будет построен на новой технологии питания двигателя, что станет шагом вперед в мировой космонавтике. Однако есть у проекта и ряд недостатков.
Эскизно-технический проект принципиально новой российской ракеты-носителя «Союз-5» планируется завершить к началу следующего года, сообщил генеральный директор самарского ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кирилин.
Макет перспективной ракеты, разработанной в инициативном порядке, будет представлен на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском в конце августа.
12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

30.05.2017

Новая российская ракета-носитель среднего класса, разрабатываемая в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс», и предназначенная, в частности, для запуска пилотируемого корабля «Федерация», получит название «Союз-5″, сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.
«Одобрено предложение РКЦ «Прогресс» дать новой ракете название «Союз-5″, — сказал собеседник агентства.
Такое решение было принято в ходе состоявшегося на прошлой неделе совещания по развитию ракетно-космической отрасли. В Роскосмосе не стали комментировать данную информацию.
Как ранее сообщалось, новая средняя ракета будет использоваться для запусков пилотируемых кораблей «Федерация» вместо «Ангары-А5П». Первый пуск «Союза-5″ запланирован на 2021 год. Первый пилотируемый запуск назначен на 2022 год.
Идея создания новой моноблочной двухступенчатой ракеты-носителя «Союз-5″, которая заняла бы нишу между ракетами «Союз» и «Зенит», принадлежит РКЦ «Прогресс». Пакетная схема объединения предполагала создание семейства ракет — от легкой (способна выводить на низкую орбиту три тонны полезной нагрузки с космодрома Восточный) до тяжелой (26 тонн полезной нагрузки). Изначально предполагалось использовать в качестве топлива сжиженный природный газ.
В 2014 году научно-технический совет Роскосмоса и специалисты ЦНИИмаш провели сравнение этого предложения с со схемой создания аналога ракеты-носителя «Зенит», производство которой в то время уже было приостановлено на Украине. В итоге для реализации выбрали второй вариант.
ТАСС

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА «ФЕНИКС»

02.06.2017

Пуск ракеты-носителя среднего класса «Союз-5″ должен состояться в 2022 году, сообщил на Петербургском международном экономическом форуме гендиректор Роскосмоса Игорь Комаров.
«Совсем недавно объявили о том, что начинаем проект по перспективному средству выведения — так называемый ОКР «Феникс», и у нас в 2022 году должны обеспечить пуск ракеты-носителя среднего класса «Союз-5″, — сказал он.
Новую ракету-носитель среднего класса «Союз-5″ планируется запускать с «Морского старта». «Этот проект («Союз-5″ — прим. ТАСС) будет использоваться нашими частными партнерами, мы собираемся использовать его на «Морском старте». И то партнерство с S7, которое мы в прошлом году подписали, оно будет развиваться», — сказал он.
По словам Комарова, Роскосмос предполагает использовать этот проект как для государственных , так и для частных нужд. «Мы видим серьезные перспективы для увеличения количества частных партнеров, чтобы сделать этот проект действительно интересным», — добавил он.
Реализация проекта «Феникс» снизит стоимость запуска с $70 млн до $55 млн, сообщил Комаров. «Этот проект обеспечит конкурентные преимущества и позволит снизить стоимость выведения от существующих ныне $60-70, я думаю, до $55 млн», — сказал он.
Федеральная космическая программа на 2016-2025 годы предусматривает создание космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения (опытно-конструкторская работа «Феникс») в период с 2018 года по 2025-й. На создание носителя планируется направить почти 30 млрд рублей. Бюджетное финансирование проекта начнется в 2018 году.
ТАСС

08.07.2017

Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») разработал универсальную бортовую телеметрическую систему нового поколения, которая будет обеспечивать мониторинг параметров пусков новой ракеты-носителя (РН) «Союз-5», перспективной сверхтяжелой ракеты, а также уже существующих РН семейства «Союз» и «Ангара» и космических кораблей «Союз» и «Прогресс». Новая система дешевле и эффективнее аналогов предыдущего поколения и максимально унифицирована. Впервые разработка будет представлена на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017, который пройдет в подмосковном Жуковском с 18 по 23 июля.
В отличие от российских и зарубежных аналогов, новая телеметрическая аппаратура максимально адаптивна к современным требованиям по формированию телеметрического кадра (пакета телеметрической информации), а модульная конфигурация придает ей дополнительную гибкость для установки на существующие и перспективные средства выведения. Это означает, что система может работать с любыми наземными пунктами приема и обработки информации и устанавливаться на любую ракету-носитель или космический корабль.
Такая универсальность стала возможной благодаря модульной конструкции изделия, которое собирается из модулей/ячеек в зависимости от технического задания. Это позволяет существенно улучшить качество и делает возможным ремонт или изменение конфигурации системы даже в монтажно-испытательных комплексах космодромов.
Разработчик модуля телеметрической аппаратуры, начальник научно-технического центра перспективных разработок радиоэлектронных и инерциальных систем – заместитель главного конструктора АО «Научно-производственное объединение измерительной техники» (входит в холдинг РКС) Евгений БРОДИН: «Унификация и переход на отечественную элементную базу – две самых актуальных задачи отечественного космического приборостроения. Именно эта идеология легла в основу новой разработки. Мы еще на этапе проектирования предусмотрели использование в ней только отечественных компонентов. Кроме того, она обладает самыми актуальными возможностями, которые могут потребоваться любому потенциальному заказчику в России и на мировом рынке сегодня и в перспективе ближайшего десятилетия».
Новая разработка учитывает вектор технологического прогресса в создании ракет-носителей и готова к увеличению объемов телеметрической информации. Специально созданная математическая часть и вычислительный комплекс позволяют обрабатывать часть информации прямо на борту изделия. Такие операции, как сжатие, спектральный анализ и ряд других работ может проводиться прямо на борту ракеты-носителя. Это существенно снизит нагрузку на линии связи.
Российские космические системы

13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017

20.07.2017

НПО Энергомаш на МАКС-2017 объявил о начале производства модернизированных жидкостных ракетных двигателей РД-171МВ и РД-0124М. Двигатель РД-171МВ представляет собой модернизированную версию жидкостного ракетного двигателя РД-171М и предназначен для использования на первой ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5». При его создании использован ряд технических решений уже примененных в РД-180 и РД-191. Часть компонентов двигателя будет изготовлена с помощью аддитивных технологий.
«Это один из двигателей, предназначенных для многоразового использования. РД-171, на основе которого будет создан новый двигатель, является самым мощным ЖРД (806 тонн) и сертифицирован на 10-кратное использование», — сказал на пресс-конференции, посвященной событию генеральный директор АО «НПО Энергомаш» Игорь АРБУЗОВ.
Двигатель РД-0124М разработки АО «КБХА» (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения под управлением АО «НПО Энергомаш») предназначен для второй ступени ракеты-носителя «Союз-5» и представляет собой модернизированную версию двигателя РД-0124.
Игорь АРБУЗОВ: «НПО Энергомаш в качестве головного предприятия интегрированной структуры ракетного двигателестроения будет курировать работу по модернизации обоих двигателей. В том числе для возобновления производства проводится масштабное техническое переоснащение предприятия. Общий объем инвестиций составит почти 7 млрд рублей. Инвестиционный проект планируется реализовать до конца 2019 года».
При производстве двигателя изменится кооперация, поскольку ряд предприятий-поставщиков комплектующих в настоящее время находится за рамками контура Интегрированной структуры ракетного двигателестроения.
Поставка первых двигателей РД-171МВ и РД-0124 для проведения летных испытаний в составе новой ракеты-носителя запланирована на 2021 год. Летные испытания состоятся в 2022 году.
НПО Энергомаш

13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017

09.08.2017

Двигателестроительное предприятие НПО «Энергомаш» вложит 7 млрд рублей в подготовку производства двигателей РД-171МВ для новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5″, сообщил генеральный директор предприятия Игорь Арбузов.
«Общий объем инвестиций составит почти 7 млрд рублей. Инвестиционный проект планируется реализовать до конца 2019 года», — сказал он ТАСС.
По словам гендиректора, реконструкция предприятия и подготовка к началу серийного производства новых двигателей начнется уже в этом году.
Ранее Арбузов уточнил, что подписано инвестиционное соглашение с губернатором Московской области, которое дает предприятию возможность существенно сократить расходы по налогам на прибыль и по налогам на имущество, которое будет создаваться при реконструкции предприятия.
Первый двигатель РД-171МВ будет поставлен заказчику — Роскосмосу — в 2021 году, а его летные испытания в составе ракеты-носителя «Союз-5″ должны начаться в 2022 году.
На первой ступени ракеты планируется использовать двигатели РД-171МВ производства НПО «Энергомаш», которые станут развитием двигателей РД-171М, использовавшихся в ракетах-носителях «Зенит». На второй ступени будут стоять два РД-0124М (создан в КБ химавтоматики, используется на третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б») вместо РД-120 (производится на Украине).
Для ускорения летных испытаний планируется задействовать имеющийся на космодроме Байконур стартовый комплекс ракеты «Зенит», который в рамках проекта «Байтерек» будет модернизирован Казахстаном под новую российскую ракету. Первый пуск «Союза-5″ с Байконура планируется на середину 2022 год, первый пилотируемый запуск с кораблем «Федерация» запланирован на 2024 год.
В последующем ракета-носитель «Союз-5″ станет основой для первой ступени российской сверхтяжелой ракеты-носителя.
ТАСС

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-170/РД-171/РД-171М

14.11.2017
Эскизное проектирование ракеты-носителя среднего класса «Союз-5″ завершится в конце года. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе РКК «Энергия».
«После этого последует согласование и защита этого эскизного проекта, что может занять определенное время», — сказали в пресс-службе.
Планируется, что «Союз-5″ заменит ракету-носитель «Зенит».
«Союз-5″ позволит осуществлять запуски с комплекса «Морской старт» с экватора в двухступенчатом варианте, что обеспечит конкурентоспособную стоимость стартов.
«Что касается комплекса «Морской старт», над возобновлением эксплуатации которого сейчас идет работа совместно с нашим партнером и инвестором — финансовой группой S7, то ракета-носитель «Союз-5″ в перспективе может дать комплексу новые возможности, например пуски с экватора на геопереходную орбиту в двухступенчатом варианте, что обеспечит конкурентоспособную стоимость пуска для заказчика», — сказали в ведомстве.
Как сообщалось ранее, новая средняя ракета будет использоваться для запусков пилотируемых кораблей «Федерация» вместо «Ангары-А5П». Первый пуск «Союза-5″ запланирован на 2021 год. Первый пилотируемый запуск назначен на 2022 год.
Идея создания новой моноблочной двухступенчатой ракеты-носителя «Союз-5″, которая заняла бы нишу между ракетами «Союз» и «Зенит», принадлежит РКЦ «Прогресс». Пакетная схема объединения предполагала создание семейства ракет от легкой (способна выводить на низкую орбиту три тонны полезной нагрузки с космодрома Восточный) до тяжелой (26 тонн полезной нагрузки). Изначально предполагалось использовать в качестве топлива сжиженный природный газ.
ТАСС

22.02.2018
НПО «Энергомаш» (предприятие — изготовитель ракетных двигателей) в 2018 году поставит в Ракетно-космический центр «Прогресс» (изготовитель ракет-носителей «Союз») макет двигателя «РД-171МВ» для новой ракеты «Союз-5″. Об этом сообщил гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.
«В этом году мы должны поставить РКЦ «Прогресс» макет двигателя (РД-171МВ). В марте 2021 года будет поставлен первый летный комплект, а в сентябре 2021 года мы поставим второй летный комплект двигателей для ракет «Союз-5″ в беспилотном варианте. В 2022 году будет осуществлен первый запуск ракеты «Союз-5″, — сказал Арбузов на заседании по итогам финансовой и производственной деятельности НПО «Энергомаш» в 2017 году.
На предприятии уточнили, что в 2023 году оно поставит заказчику уже полностью отработанный двигатель для использования на пилотируемой версии ракеты-носителя «Союз-5″.
В свою очередь заместитель гендиректора НПО «Энергомаш» по экономике и финансам Иван Краснов сообщил о планах поставить заказчикам 19 ракетных двигателей различной модификации.
«В 2018 году НПО «Энергомаш» планирует поставить заказчикам 11 двигателей РД-180, два РД-191, шесть двигателей РД-181. По программе испытаний будет проведено 28 испытаний», — сказал Краснов.
ТАСС

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-170/РД-171/РД-171М

13.04.2018

Комиссия Госкорпорации «РОСКОСМОС» приняла эскизный проект новой средней ракеты-носителя «Союз-5», которая в том числе будет использоваться для отработки ключевых элементов космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса, разрабатываемого РКК «Энергия».
Документ был разработан в кооперации с РКЦ «Прогресс», НПО Энергомаш, НИЦ РКП, КБХА, НПЦ АП, НПО автоматики, филиалом ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИСК, ЦНИИмаш, ИПУ РАН, ЦНИИСМ, НПО «Техномаш», ИРЗ, НПО ИТ, ОКБ «Спектр», «ИРЗ-Связь» и ФГБОУ ВО «Московский технологический университет».
Разработчиками проделан большой объем проектных проработок по определению облика и характеристик комплекса ракеты-носителя среднего класса, подтвердивших возможность выведения на орбиту Земли пилотируемых транспортных кораблей массой до 15,5 тонн, а также запуски автоматических космических аппаратов (с применением разгонного блока) на околоземные орбиты и отлетные траектории к телам Солнечной системы.
Кроме того, в документе отражен объем необходимых работ по модернизации объектов наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса «Зенит-М» на космодроме БАЙКОНУР для использования их в составе комплекса «Союз-5».
«Союз-5» представляет собой двухступенчатую ракету-носитель среднего класса с последовательным расположением ступеней. Её производство планируется на РКЦ «Прогресс» (г.Самара).
Предусмотренные проектом технические характеристики ракеты-носителя «Союз-5»: стартовая масса около 530 т, длина 61,87 м (с транспортным пилотируемым кораблем «Федерация» 65,9 м), диаметр 4,1 м, двигатель первой ступени – РД171МВ, двигатель второй ступени – РД0124МС. Компоненты топлива: окислитель – жидкий кислород, горючее – нафтил. Масса выводимой полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту с космодрома БАЙКОНУР около 18 т.
РОСКОСМОС

19.06.2018

Компания «С7 Космические транспортные системы» (S7 Space, входит в S7 Group) планирует построить в Самаре завод по производству ракетных двигателей НК-33, для чего намерена выкупить у «Объединенной двигателестроительной корпорации» необходимые для этого производственные мощности, заявил гендиректор «С7 Космические транспортные системы» Сергей Сопов.
В 2016 году S7 Group объявила о покупке проекта «Морской старт» — пусковой платформы Odyssey, командного судна, наземной инфраструктуры в американском порту Лонг Бич. С пусковой платформы возможно проведение стартов ракет «Зенит», а в перспективе – новой российской ракеты «Союз-5″. Ранее в компании неоднократно критиковали проект «Союз-5″ за применение устаревших технологий и настаивали на необходимости разработки многоразового носителя. В планах S7 Space — совершение до 70 коммерческих пусков в течение 15 лет.
Суммарные затраты на возобновление производства ракетных двигателей оцениваются в 300 миллионов долларов. «Сюда входит производство не только НК-33 и НК-43, но также системы управления, которую мы тоже хотели бы делать самостоятельно», — рассказал Сопов.
По его словам, на строительство завода и восстановление производства уйдет 5-6 лет. До этого момента, чтобы не дожидаться новых двигателей, планируется использовать имеющиеся на хранении 36 двигателей НК-33 и НК-43. «Это позволяет нам начинать программу летных испытаний новой ракеты «Союз-5SL», не дожидаясь запуска серийного производства модернизированных НК-33 и НК-43″, — заключил Сопов.
РИА Новости

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-33

23.07.2018
Глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин объявил о начале реализации проекта ракеты-носителя среднего класса «Союз-5″.
«Энергия», «Прогресс» и «Энергомаш» приступили к работе над созданием «Союз-5″, — написал он в своем аккаунте Twitter.
По словам главы Роскосмоса, следующим проектом корпорации станет создание сверхтяжелой ракеты-носителя. Рогозин подчеркнул, что такой шаг будет способствовать мобилизации всей ракетно-космической отрасли и ее обновлению.
Согласно госконтракту, размещенному на сайте госзакупок, на создание космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения Роскосмос намерен выделить более 61 миллиарда рублей.
Ранее Рогозин объявил, что сроки запуска новой российской ракеты среднего класса «Союз-5″ остаются прежними — 2022 год. Она выведет на орбиту новый пилотируемый корабль «Федерация». Пуск будет произведен со стартового комплекса ракеты «Зенит», который модернизируют под «Союз-5″.
РИА Новости

01.08.2018

НПО «Энергомаш» по согласованию с Роскосмосом выделило средства из собственной выручки на подготовку к производству двигателей для новых российских ракет «Союз-5″, первый старт которой предполагается в 2022 году, рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.
«По согласованию с госкорпорацией Роскосмос НПО «Энергомаш» в рамках опережающего финансирования направило часть выручки на восстановление производства двигателей РД-171МВ. Мы пошли на это намеренно, чтобы обеспечить установленные сроки по поставке первого двигателя в середине 2021 года. Речь идет не только о РД-171МВ, но и о двигателе второй ступени ракеты — РД-0124МС, который производится в Воронеже. Благодаря принятому решению, на сегодняшний день проведена закупка материалов, выполнена часть конструкторских работ», — рассказал он.
Производство первого двигателя для ракеты «Союз-5″ начнется в 2019 году. В 2020 году начнутся его испытания, пояснил Арбузов.
Директор предприятия рассказал, что новая ракета «Союз-5″ будет создан в том виде, в каком предполагалась на этапе эскизного проектирования: кислородно-керосиновые двигатели РД-171МВ разработки НПО «Энергомаш» на первой ступени и РД-0124МС разработки АО «КБХА» на второй ступени.
РИА Новости

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-170/РД-171/РД-171М


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-5″

«Ракета-носитель «Союз-5.1» – это ракета среднего класса со стартовой массой около 270 тонн. Предполагается, что в перспективе она сможет заменить «Союз-2». В настоящее время завершается эскизное проектирование, и мы будем предлагать эту инициативную разработку нашим основным заказчикам: Роскосмосу и Министерству обороны», – сказал Кирилин.
По словам гендиректора, для выхода на «защиту» проекта нужно провести экспертизу, которая пройдет в конце этого или начале следующего года. «Ориентировочно первый летный образец новой ракеты может быть создан в 2021–2022 годах», – рассказал он
РКЦ «Прогресс» разрабатывает «Союз-5.1» на сжиженном природном газе в инициативном порядке. Предприятие предлагает включить создание ракеты в Федеральную космическую программу на 2016–2025 годы.
«Скорее всего, «Союз-5.1» – реинкарнация проекта «Русь», перетянули первоначальную идею «Ангары», которую собирались делать на метане, – рассказал эксперт. – Использование сжиженного природного газа вместо керосина – это шаг вперед. Метановых ракет сегодня никто не производит. Это экологически чистое топливо, удельный импульс будет побольше. А учитывая, что метан не выделяет сажи при горении, двигатель потенциально будет выдерживать 50 запусков. Если придумают схему по спасанию движков на парашютах, он сможет использоваться многократно. Основная стоимость ракеты – двигатель первой ступени, самый мощный. Он может полететь, а на высоте 25 км отстегнуться и прилететь назад на парашюте. Для европейцев и американцев это сложно, потому что непонятно, куда сажать, а нам просто, потому что он может садиться где-нибудь в Северном Казахстане».
«Метановая ракета – это очень перспективно, – добавил он. – Делать ее не так сложно, как на водороде. У водорода очень маленький атом, он лезет во все щели, сложно делать конструкцию. А метановая ракета так же хороша по удельному импульсу, и при этом абсолютно отработанная технология, нет никаких проблем ни с хранением, ни с транспортировкой, ни с заправкой. При освоении этой технологии следующий шаг – переход на детонационное горение, потому что организовать его по схеме «керосин плюс кислород» очень сложно, скорее всего, невозможно. А вот метан – подходящее топливо. Модернизированные «Союзы» имеют двигатели, которые легко на газ переводятся. Там проблем не больше, чем перевести двигатель с дизельного топлива на газ».
Предположительно, «Союз-5» будет полностью готов к 2021 году.

Источники: РИА Новости, Деловая газета «Взгляд» и др.

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-170/РД-171/РД-171М
СЕМЕЙСТВО РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ «РУСЬ-М»
ГНПРКЦ «ЦСКБ-ПРОГРЕСС»


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap