МНОГОЦЕЛЕВОЙ ЛЕГКОМОТОРНЫЙ САМОЛЁТ СМ-92 «ФИНИСТ». MULTIPURPOSE LIGHT-ENGINE AIRCRAFT SM-92 «FINIST»


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ЛЕГКОМОТОРНЫЙ САМОЛЁТ СМ-92 «ФИНИСТ»
MULTIPURPOSE LIGHT-ENGINE AIRCRAFT SM-92 «FINIST»

11.04.2022
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИКБО-92.1 ПОКАЗАЛИ НА МАКС-2021

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском АО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» (УПКБ «Деталь») на общей выставочной площадке АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) представили интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-92.1 для самолетов нормальной категории.
Комплекс первоначально создавался для многоцелевого легкомоторного гражданского самолёта СМ-92 «Финист».
ИКБО-92.1 в составе самолета предназначен для обеспечения сообщения на местных воздушных авиалиниях.

Интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-92.1
реализует функции:
— в составе самолета обеспечивает пилотирование и навигацию;
— отображает справочную информацию;
— отображает картографическую информацию, в том числе в режиме синтетического видения;
— обеспечивает радиосвязь;
— поддерживает инструментальный заход на посадку;
— подключает самолетные системы и датчики.
Так же известно, что УПКБ «Деталь» разработал другой комплекс бортового оборудования ИКБО-10.1 для учебно-тренировочного самолета СР-10, который так же демонстрировался на МАКС-2021.
ВТС «Бастион»


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИКБО-92.1 ПОКАЗАЛИ НА МАКС-2021
15-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2021


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ЛЕГКОМОТОРНЫЙ САМОЛЁТ СМ-92 «ФИНИСТ»

Многоцелевой легкомоторный самолёт СМ-92 «Финист» спроектирован фирмой Техноавиа. Производится Смоленским авиационным заводом.
Самолет СМ-92 «Финист», семиместный многоцелевой легкомоторный самолет, спроектированный коллективом фирмы «Техноавиа» для решения целого комплекса задач, может быть использован:
— для перевозки 6 пассажиров;
— десантирования 7 парашютистов;
— перевозки крупногабаритных грузов весом до 600 кг;
— патрулирования дорог, лесных массивов, трубопроводов и других объектов;
— патрулирования государственной границы и связных операций;
— работ по аэрофотосъемке;
— обучения технике пилотирования;
— в качестве санитарного;
— в качестве полицейского;
— в качестве буксировщика планеров и др.
СМ-92 «Финист» — цельнометаллическии подкосныи высокоплан, выполненный по традиционной схеме. Силовая установка состоит из воздушного винта изменяемого шага типа MTV-3 и двигателя М-14П мощностью 360 л.с. Подобные двигатели (или его модификации) установлены на многих российских легких самолетах (Як-55М, Су-26, Су-29, Як-18Т, Як-52 и др.). Отсек силовой установки отделен от кабины экипажа стальной противопожарной перегородкой. Доступ к двигателю и агрегатам силовой установки осуществляется через створки капота, открывающиеся вверх. В отсеке силовой установки размещены основные агрегаты топливной, масляной систем и аккумуляторная батарея.
Фюзеляж самолета выполнен по панельной схеме, технологически разделен на несколько панелей, собираемых отдельно и затем поступающих на окончательную стапельную сборку фюзеляжа. Это позволяет унифицировать агрегаты и сократить время постройки машины.
В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа и салон, в котором установлены кресла для пассажиров: два сдвоенных блока кресел расположены у правого борта самолета и одно отдельное кресло — в конце салона у левого борта.
Крыло у СМ-92 «Финист» прямое, однолонжеронное, с задней стенкой. Угол поперечного V=2°, геометрическая крутка по размаху — 2°, угол установки бортового профиля равен +3°.

В тесном сотрудничестве со Смоленским авиационным заводом самолет был запущен в производство в рекордно короткие сроки — первый полет прототипа СМ-92 состоялся 29 декабря 1993 года, спустя всего полтора года с момента начала проектирования.
Машины неоднократно демонстрировались на престижных авиасалонах, в том числе на «МАКС-97» — в варианте пограничника, и по отзывам западных специалистов вызывают большой интерес на международном авиационном рынке. Результаты серии испытательных полетов позволяют с уверенностью сказать, что самолет вполне конкурентоспособен и может занять достойное место в ряду одномоторных самолетов такого класса.
21 мая 1992 года было принято решение о постройке СМ-92 на Смоленском авиационном заводе.
Первый полёт прототипа состоялся 28 декабря 1993 года спустя полтора года с начала работ над проектом. В 1995 году на СМ-92 был осуществлён кругосветный перелёт, в ходе которого пройдено около 30 тысяч километров за 160 часов.
В январе 1995 года по предложению командования погранвойск началась разработка модификации самолета СМ-92. Это должен быть специализированный самолет, предназначенный для патрулирования сухопутных и прибрежных морских границ, уничтожения малоразмерных наземных целей, оперативной доставки наряда пограничников, проведения поисково-спасательных работ. Этот вариант получил обозначение СМ-92П. От гражданского он отличался установкой легкосъемного вооружения. Конструкторская документация на доработку самолета начала поступать на завод в июне. К августу машина была доработана в погранично-патрульном варианте. В сжатые сроки были проведены испытательные полеты, и самолет перелетел на аэродром города Жуковский для участия в МАКС — 1995.
Словацкая авиастроительная компания «Aerotech Slovakia», которая в итоге сертифицировала СМ-92 по европейским нормам, установив на него двигатель Walter M-601. Словацкий SMG-92 Turbo Finist совершил первый полёт 6 ноября 2000 года.
В 2005 году для нужд АК ЧЕЛАВИА было изготовлено и испытано первое амфибийное шасси. На МАКС-2005 самолет 02-005 демонстрировался уже на амфибийном шасси, совершив самостоятельный перелет.
В течение 2006 года были заключены два Государственных контракта с авиацией ФСБ: на поставку 2-х самолетов СМ-92Т и на изготовление амфибийного шасси для самолетов авиации ФСБ.
В 2007 году заключен Госконтракт на поставку еще 2-х самолетов для авиации ФСБ.
АО «НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ» разрабатывает отечественный двигатель ТВ-500С мощностью 630 л.с., которым будет оснащаться самолёты СМ-92Т.
СМ-92Т «Турбо-Финист» является более совершенной модификацией самолета СМ-92, он оснащен турбовинтовым двигателем М-601F мощностью 750 л.с. и воздушным винтом V508E/99B.
В конце 2008 года компания «Техноавиа» получила Сертификат типа АР МАК № СТ294 — СМ- 92Т Межгосударственного авиационного комитета (МАК) на самолет СМ-92Т «Турбо-Финист», выпускаемый на Смоленском авиационном заводе.

Самолет СМ-92Т «Турбо-Финист» — легкий 7-местный самолет с двойным управлением, с высокорасположенным подкосным крылом, трехколесным рессорным шасси. Самолет предназначен для следующих видов работ:
 перевозка шести пассажиров с багажом;
 перевозка различных грузов;
 десантирование парашютистов;
 патрулирование, аэрофотосъемка, мониторинг;
 поисково-спасательные операции;
 перевозка двух носилочных больных в сопровождении двух медработников в санитарном варианте;
 обучение и тренировка летчиков;
 буксировка спортивных планеров.
СМ-92Т оснащен турбовинтовым двигателем М-601F, работающим на керосине. Учитывая нынешние реалии, связанные с тотальным отсутствием и дороговизной авиационного бензина в России и в странах СНГ, такой двигатель — существенное достоинство для крылатого внедорожника.
Берем на борт до 10 спортсменов-парашютистов. При этом разбег машины составляет 300–350 м, пробег — 150–200 м (с реверсом). Средняя вертикальная скорость — 5–7 м/с, а время набора высоты до 4000 м занимает примерно 18–20 мин. летом и 14–16 мин. зимой.
Базовый вариант пассажирского салона оборудован двумя пилотскими и пятью пассажирскими креслами. Кресла для пассажиров: 2 сдвоенных блока кресел и одно отдельное кресло — в конце салона у левого борта. Шаг кресел — 0,74 м. Под двумя пассажирскими креслами размещены медицинские аптечки. Салон самолета (3,4х1,26х1,2) оснащён сдвижной дверью 1,2х1,1 м.

Модификации:
• СМ-92 — базовая модель.
• СМ-92П — модификация для Пограничной службы РФ. Выпущено 5 единиц
• СМ-92-1 — пассажирский на 6 пассажирских мест с багажом.
• СМ-92-2 — транспортный на 600 кг груза.
• СМ-92-3 — десантный для тренировки парашютистов или выброски 4 парашютистов-пожарных со снаряжением.
• СМ-92-4 — санитарный для перевозки 2 лежачих больных и 1 сопровождающего.
• СМ-92-5 — сельскохозяйственный с баком на 600 кг химикатов.
• СМ-92-6 — учебно-тренировочный для подготовки к полетам на самолетах этого же типа или для первоначального обучения.
• СМ-92-7 — поплавковый (разрабатывался для одной из фирм в Канаде) для аэрофотосъемки.
• СМ-92-8 — на лыжном шасси.
• СМ-92Т «Турбо-Финист» — модификация с двигателем Walter M-601F (780 л.с.)
• SMG-92 Turbo Finist — модификация с двигателем Walter M-601D2, производимая фирмой Aerotech Slovakia. Часть выпущенных ранее СМ-92 были дооборудованы до этой модификации.
• Zlín Z-400 — чешский многоцелевой самолёт на базе СМ-92 с двигателем Orenda OE600A. Построен 1 прототип. Первый полёт 23 мая 2002 года. В настоящее время проект приостановле

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
-пустого, снаряженного: 1500 — 1650
-нормальная взлетная: 2200
-максимальная взлетная: 2350 — 3000
Внутреннее топливо, л: 380 — 608
Размах крыла, м: 14,60
Длина самолета, м: 9,13 — 9,974
Высота, м: 4,182
Площадь крыла, м2: 20,4
Тип двигателя: 1 х ПД М-14П или Walter M-601F
-мощность, л.с.: 1 х 360 или 1 х 780
Воздушный винт — трехлопастный автоматически изменяемого шага MTV-9, разработан немецкой фирмой «MT-Propeller» (президент Герд Мюльбауэр).
Максимальная скорость, км/ч: 280 — 325
Крейсерская скорость, км/ч: 190-220
Практическая дальность, км: 880 — 1300
Практический потолок, м: 3000
Скороподъёмность, м/с 6,8
Длина разбега, м 340
Длина пробега, м 530 (580 без реверса тяги)
Экипаж, чел: 1

Полезная нагрузка:
• 6-8 пассажиров
• или 600 – 900 кг груза.

Источники:
• Техноавиа. Легкий многоцелевой самолет СМ-92 «Финист».
• Самолеты мира. Александр Лягушкин. Незаменимый «Финист».
• http://sm-92t.ru/samolet/
• http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/rf/transportno-passazhirskie-samolety/legkij-mnogotselevoj-transportnyj-samolet-sm-92/legkij-mnogotselevoj-transportnyj-samolet-sm-92-finist/
• https://www.aviaport.ru/directory/aviation/sm92/
• https://bizavnews.ru/230/5711
• https://www.aviaport.ru/directory/aviafirms/290/
• https://ru.wikipedia.org/wiki/СМ-92_Финист

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИКБО-92.1 ПОКАЗАЛИ НА МАКС-2021
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ДВУХМОТОРНЫЙ САМОЛЕТ «РЫСАЧОК»
РОССИЙСКИЕ ЛЕГКИЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ. ПАССАЖИРСКИЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2022/A.V.Karpenko 2009-2022
Яндекс цитированияMap