ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТОРОЖЕВЫХ КОРАБЛЕЙ И МАЛЫХ ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ КОРАБЛЕЙ. DESIGN AND CONSTRUCTION OF DOMESTIC PATROL SHIPS AND SMALL ANTI-SUBMARINE SHIPS


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТОРОЖЕВЫХ КОРАБЛЕЙ
И МАЛЫХ ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ КОРАБЛЕЙ
DESIGN AND CONSTRUCTION OF DOMESTIC PATROL
SHIPS AND SMALL ANTI-SUBMARINE SHIPS

Первыми легкими военными кораблями, построенными после Великой Октябрьской социалистической революции, были сторожевые корабли типа «Ураган», создание которых относится к периоду 1928-36 гг.
В это время в строю отечественного Военно-Морского флота из числа легких кораблей находилось только 12 эсминцев-новиков дореволюционной постройки и несколько старых сторожевиков типа «Коршун» — «Кобчик».
Политика и стратегия Советского Союза в те годы не предусматривала ведения наступательных военных действий, а весьма ограниченный морской театр на Балтике резко снижал требования к морским силам. Стране в то время требовались не крупные боевые корабли, а более легкие и достаточно многочисленные, способные нести сторожевую службу на наших морских границах.
Такими кораблями должны были стать сторожевые корабли типа «Ураган», проект которых был в 1926 году разработан конструкторским Бюро Северной судостроительной верфи под руководством инженера В.А.Никитина (проект 2).
Сторожевые корабли этого проекта имели следующие основные размерения: длина наибольшая — 7,4 м; ширина по ватерлинии — 7,24: высота борта — 3,6 м.
Водоизмещение составляло: стандартное ок.420 т, нормальное -470 т /следует отметить, что в соответствии с утвержденным проектом в нормальное водоизмещение входил запас топлива 48 тонн на 12 часов хода, полное — 570 тонн (запас топлива — 160 тонн). Механическая установка — две паровые турбины мощностью по 3400 л.с. Скорость полного хода при нормальном водоизмещении -25 узлов.
Вооружение сторожевых кораблей состояло из 102-мм орудий длиной в 60 калибров, аналогичных установленным на эсминцах типа «Орфей», одного трехтрубного торпедного аппарата калибра 450 мм. Зенитная артиллерия состояла из 45-мм полуавтоматов 21К, которые начали устанавливать в диаметральной плоскости, начиная с 1933 г. Она дополнялась двумя 12,7-мм пулеметами по бокам носовой надстройки.
Строительство этих кораблей велось на Северной судостроительной верфи /в настоящее время завод имени А.А.Жданова и на Николаевском заводе имени 61 Коммунара.
В декабре 1931 г. на заводе им. А. А. Жданова (Северная верфь) были заложены сторожевые корабли «Метель» и «Вьюга», а в апреле—июне того же года на николаевском заводе им. А. Марти заложили два таких же корабля — «Гром» и «Бурун» (пр. 4). Усовершенствование их по сравнению с прототипом выразилось в попытке повысить паропроизводительность котлов и избежать перегрузки. И то, и другое не удалось. Корабли II серии были в разобранном виде перевезены по железной дороге во Владивосток, собраны на Дальзаводе, спущены на воду в июне—сентябре 1934 г. и к ноябрю 1935 г. вступили в строй.
В дальнейшем в проект 2 по опыту постройки первых кораблей был внесены некоторые незначительные изменения. Измененный проект получил номер 39. По проекту 39 (III серии СКР) на Северной судостроительной верфи было построено еще 8 кораблей. Из построенных Северной Судостроительной верфью 14 сторожевых кораблей четыре были отправлены на Дальний Восток. Два корабля «Метель» и «Вьюга» были отправлены в разобранном виде, два корабля «Молния» и «Зарница», корпуса которых были уже спущены на воду, были снова подняты на слипп, разрезаны на крупные секции и отправлены морским путем на коммерческом судне «Кузнец Лесов». Окончательно собраны и сданы ВМФ эти корабли были уже на Дальнем Востоке. Корабли «Ураган» и «Смерч» были в 1933 году переведены в Баренцово море. В апреле 1935— сентябре 1938 гг. на заводе им. А. А. Жданова были построены для Балтийского флота два последних сторожевых корабля (IV серия, пр. 39) — «Снег» и «Туча» со 100-мм установками Б-24.
Первый опыт эксплуатации СРК показал, что корабли оказались перегруженными, имели посто¬янный дифферент на нос, не достигли заданной скорости. На ко¬роткой волне сторожевики зарывались носом в воду. Капитальный ремонт с модернизацией, который сторожевики проходили начиная с 1938 г., позволил значительно улучшить их тактико-технические элементы. На ряде кораблей 102-мм пушки заменили установками Б-24-БМ с башнеподобными щитами, установили шумопеленгаторные станции «Посейдон», новые средства радиосвязи системы «Блокада-2», увеличили комплект боль¬ших глубинных бомб (до 34) и добавили бомбомет БМБ-1, снизив количество принимаемых на палубу мин до 16 (1926 г. или КБ-3). После модернизации нормальное водоизмещение возросло до 560—590 т, что потребовало организационных мер по сохранению остойчивости.
Во время войны на сторожевиках вместо 45-мм пушек поставили 37-мм автоматы 70К (до трех), это вооружение дополнялось тремя спаренными пулеметами ДШК.
В 1934—1935 гг. по заказу СССР в Италии были построены два более крупных, чем корабли типа «Ураган», сторожевых корабля «Дзержинский» и «Киров» для Морпогранохраны НКВД на Дальнем Востоке. Заказом и приемкой их на верфи фирмы «Ансальдо» руко¬водил В. А. Кукель-Краевский. Особенностью этих кораблей была трехвальная главная механическая установка с дизелями фирмы «Фиат», которая на испытаниях без вооружения обеспечила ско¬рость около 21 уз. Спущенные на воду в августе и сентябре 1934 г. соответственно, «Дзержинский» и «Киров» после испытаний перешли на Дальний Восток, где на них было установлено достаточно сильное вооружение отечественных систем.
Под руководством Главного конструктора Я.А.Копержинского в 1938-1939 гг. ЦКБ-32 разработало также проект 29 «Ястреб» сторожевого корабля нового поколения. Утвержденный Правительством технический проект 29 предусматривал следующие основные элементы этих кораблей. Водоизмещение: Стандартное — 920 т; Нормальное — 998 т (за¬пас топлива, воды и масла — 78 тонн) полное — 1073 т; наибольшее -1281 т. Длина максимальная — 85,7 м; Длина по КВЛ — 83,0 м; ширина наибольшая — 8,4 м; высота борта 4,8 м. Механическая установка -паротурбинная. Мощность механизмов 2 х 11500 л.с., скорость полно¬го хода 34 узла. Вооружение: 3 артустановки «Б-34» калибра 100 гам; 4 спарен¬ных пулемета — 12,7 мм.
В дальнейшем, совместное решение НКСП и ВМФ № 30/2616 от 30 июля 1943 года состав вооружения был изменен: было установлено дополнительно 4 орудия системы «70-К» калибра 37 мм. В августе 1943 года было принято новое решение — вместо артсистем «Б-34» по¬ставить системы «90-К». В связи с изменением вооружения изменилась и комплектация. Вме¬сто 112 человек общее количество личного состава стало 133.
В результате внесенных изменений увеличилось водоизмещение корабля, которое составило: Стандартное водоизмещение — 920 тонн; нормальное — 998 тонн (78 т. Топлива) с 50% топлива — 1073 тонны; полное — 1281 тонн. Скорость полного хода — 31 узел, вместо 34 уз¬лов первоначального проекта.
Строительство сторожевых кораблей проекта 29 велось заводом имени А.А.Жданова в Ленинграде. За время 1939-41г.г. на стапелях завода было заложено 10 кораб¬лей этой серии. Однако достроено из них было только четыре. Остальные, до начала блокады Ленинграда на воду неспущенные, были бомбежками, артиллерийскими и минометными обстрелами настоль¬ко повреждены, что в дальнейшем (1947 год) были разобраны на металл
Достройка кораблей «Ястреб» и «Зоркий» велась заводом имени А.А.Жданова в годы блокады на новой территории завода, перенесенной на р.Большая Невка (Выборгская сторона), так как работа на основной территории завода была невозможной из-за систематических обстрелов фашистской артиллерии и минометов.
Корабли «Орел» и «Коршун» были законсервированы и укрыты на р.Большая Невка в районе Новой Деревни, где они были тщательно замаскированы. Сдан заводом имени А.А.Жданова Военно-Морскому флоту был только головной корабль серии «Ястреб».
Окончательная работа и сдача этого корабля произведены были уже после снятия блокады на основной территории завода. СКР «Зоркий», доведенный до большой степени готовности СКР Орел» и «Коршун» были после войны переданы для достройки Калининградскому заводу № 820.
Коллектив ЦКБ-32 в эти годы спроектировал также ледокольный сторожевой корабль проекта 52, заложенный в 1938 г. на заводе им. А.Марти — “Судомех” и достроенный уже после войны, в 1954 году, как пограничный ледокольный сторожевой корабль проекта 52 “Пурга” водоизмещением 3630 т.
Сторожевые корабли в первое послевоенное десятилетие строились тремя сериями. В 1947-1951 гг. по откорректированному ЦКБ-32 проекту 29К (главный конструктор Я.А.Копержинский) в Калининграде на заводе 820, Комсомольске-на-Амуре на заводе 199 и в Ленинграде заводом 194 им.А.Марти были достроены 4 сторожевых корабля, заложенных еще до войны. В 1946 году была предпринята попытка улучшить проект 29бис сторожевого корабля водоизмещением 1100 т, но он не удовлетворял требованиям ВМФ по многим параметрам.
Вторая серия сторожевиков строилась в Калининграде по проекту 42 «Сокол» (главный конструктор Д.Д.Жуковский), разработанному ЦКБ-32. Сторожевые корабли проекта 42 строились заводом № 820 в гор. Калининграде. В 1951-1953 гг. было введено в строй 8 кораблей. Основные элементы сторожевых кораблей проекта 42 были: Длина — 90 м; Ширина — 10,2 м; Водоизмещение: стандартное — 1300 т; полное — 1760 тонн. Механическая установка кораблей проекта 42 состояла из двух паровых турбин мощностью по 14000 л.с. Скорость полного хода составляла 29 узлов.
Вооружение состояло из: четырех орудий системы «Б-34-СМА» калибра 100 мм; Двух спаренных установок системы В-11 калибра 37 мм; одного трехтрубного торпедного аппарата и четырех бомбометов системы «БМБ-1». В дальнейшем дополнительно было установлено два бомбомета РБУ-1000.
Сторожевые корабли проекта 42 полностью удовлетворяли всем поставленным требованиям, но водоизмещение их было сочтено чрез¬мерным. Поэтому строительство их было ограничено восемью корабля¬ми.
Они были заменены в постройке несколько меньшими по водоизмещению сторожевыми кораблями проекта 50 типа «Горностай». Проект 50 был разработан Конструкторским бюро завода 820 в г.Калининграде. Главным конструктором проекта был Д.Д.Жуковский, а после его смерти в 1953 году — Б.И.Купенский. Сторожевые корабли проекта 50 являются дальнейшим развитием кораблей проекта 42. При решении тех же задач, что и корабли про¬екта 42, они должны были иметь меньшее водоизмещение.
Корабли проекта 50 имели следующие основные элементы: Главные размерения — Длина наибольшая — 91,58 м. Длина по КВЛ — 86,00 м. Ширина наибольшая — 10,20 м. Ширина по КВЛ — 9,6 м. Высота борта на миделе — 5,9 м. Высота борта в носу — 9,0 м. Высота борта в корме — 5,7 м. Водоизмещение; Стандартное — 1160 тонн. Нормальное — 1290 тонн. Полное — 1420 тонн. Осадка: при стандартном водоизмещении — 2,84 м. при нормальном водоизмещении — 3,03 м.
Строитель¬ство кораблей нового проекта предполагалось вести крупной серией. Эти корабли должны были войти в состав флотов всех морей. Всего в 1954-1959 гг. в Калининграде на заводе №820, Николаеве на заводе №445 и Комсомольске-на-Амуре на заводе №199 было построено 68 таких кораблей.
В 1946—1947 гг. на заводах 340 в Зеленодольске, 402 в Молотовске и 199 в Комсомольске-на-Амуре было достроено 13 заложенных в годы войны больших охотников пр. 122А. Еще в 1944 г. горьковское ЦКБ-51 (главный конструктор Н. Г. Лощинский, затем Н. X. Желясков, в дальнейшем А. В. Кунахович) начало разработку улучшенного большого охотника пр. 122бис с усиленным вооружением, более совершенными РЛС и ГАС и увеличенной дальностью плавания, что привело к росту полного водоизмещения до 293 т.
По этому проекту, переданному в 1951 г. во вновь образованное в Зеленодольске ЦКБ-340, в 1947—1956 гг. завод 340 сдал бо¬лее 270 кораблей, строившихся поточно-позиционным методом.
Малые охотники за подводными лодками в послевоенный пе¬риод длительное время строились с деревянными корпусами. В 1946—1947 гг. завод 640 в Сосновке сдал 40 катеров, завершив тем самым строительство начатой в 1943 г. серии малых охотников пр. ОД-200 с бензиновыми моторами, которые, как показал опыт войны, были неудовлетворительны по пожаробезопасности. Катера следующей серии ОД-200бис (ЦКБ-19 в Ленинграде, главный кон¬структор Л. Л. Ермаш) оснащались уже дизелями. Они имели так¬же новую гидроакустическую станцию. В 1948 г. по этому проекту на том же заводе было построено 16 малых охотников водоизмеще¬нием по 48,2 т.
Последней серией малых охотников с деревянными корпусами были катера пр. 199 (ОКБ-5, главный конструктор П. Г. Гойнкис), разработанного на базе корпуса и с энергетической установкой тор¬педного катера пр. 183. В 1954—1955 гг. на заводе 5 в Ленинграде построили 52 таких катера водоизмещением по 83 т для морских частей погранвойск.
Разработку пр. 201 малого охотника в стальном корпусе ЦКБ-51 начало еще в 1947 г., а в 1951 г. ее передали в ЦКБ-340 (главный конструктор А. В. Кунахович). Постройка БО пр. 122бис прекратилась после 1956 г., а на заводе 340 в Зеленодольске вместо них началось строительство проти¬володочных катеров по откорректированному ЦКБ-340 для серии пр. 201 с более эффективным противолодочным вооружением, чем у больших охотников пр. 122бис.
Серийные катера пр. 201 (в 1957—1958 гг. сдано 10 единиц) отличались от головного несколько большим водоизмещением (полное 200 т), а также более простой энергетической установкой с тремя, а не пятью дизелями. Бомбометы БМБ-1 были заменены на них двумя РБУ-1200.
В 1956—1957 гг. ЦКБ-340 разработало пр. 201М (главный конструктор А. В. Кунахович) улучшенного катера (в несколько увеличенных главных размерениях и без 45-мм артиллерийской установки), пошедшего в крупносерийное строительство. В 1958— 1967 гг. заводами 340 (Зеленодольск), 532 (Керчь) и 876 (Хабаровск) было сдано ВМФ и Морпогранохране 160 катеров пр. 201М. Еще 18 единиц с усиленным противолодочным вооружением (вместо кормового 25-мм автомата устанавливались два 400-мм торпедных аппарата) построили в 1964—1967 гг. в Керчи по пр. 201Т.
Малый противолодочный корабль пр. 204 (главный конструктор А. В. Кунахович, впоследствии Н. П. Бобров) полным водоизмещением 551 т имел на вооружении один двуствольный 57-мм автомат АК-725 с радиолокационной системой управления «Барс», однотрубные торпедные аппараты для противолодочных торпед, реактивные бомбометы РБУ-6000, гидроакустическую станцию кругового обзора «Геркулес-2М», РЛС «Рубка», а также станцию ра¬диоразведки «Бизань». В целях снижения подводного шумоизлучения и достижения скорости хода 37 уз была применена двухвальная дизель-газотурбинная установка общей мощностью 39 500 л. с. В 1960—1968 гг. заводами 340, 532 и 876 было построено 64 корабля пр. 204, заменивших в составе флота большие охотники пр. 122бис.
В 1960-1963 гг. ЦКБ-340 вело проектирование высокоскоростного (100—110 уз) малого противолодочного корабля на подводных крыльях пр. 1121 (главный конструктор А. В. Куханович) водоизмещением около 300 т с торпедным вооружением и опускаемой ГАС. Помимо дизелей, обеспечивающих скорость хода 11—12 уз, на корабле предусматривались воздушно-реактивные двигатели. Для отработки концепции на базе большого охотника пр. 122бис был создан экспериментальный корабль-макет «Смерч», развивавший скорость до 110 уз.
Первоначально проектировавшийся в развитие пр. 122бис ко¬рабль пр. 159 (главный конструктор А. В. Кунахович) на завершаю¬щей стадии оказался близким по водоизмещению (полное — 1070 т) сторожевому кораблю пр. 50. Он имел две двуствольные 76-мм артустановки АК-726, но с одной радиолокационной системой управления, получавшей целеуказание от РЛС «Фут-Н». Его противолодочные средства включали ГАС «Титан» и «Вычегда» (с антенной в стационарном подкильном обтекателе), 400-мм торпед¬ный аппарат, четыре РБУ-2500 и кормовые бомбосбрасыватели.
Практически впервые в мировой практике на корабле была применена комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка (дизель работал на средний вал с ВРШ, а ГТУ — на бортовые) общей мощностью 36 000 л. с, обеспечившая скорость полного хода 32 уз. Для движения малыми ходами на первых ко- Опытный корабль пр. 159 строился в Зеленодольске и был передан флоту в декабре 1961 г. Всего в 1961—1968 гг. заводы 340, 820 и 876 по этому проекту построили 19 кораблей.
В 1964 г. ЦКБ-340 разработало пр. 159А (главный конструктор О. В. Рогожников) улучшенной модификации корабля. В нем четыре РБУ-2500 заменялись двумя РБУ-6000, устанав¬ливались второй торпедный аппарат и новая РЛС «Рубка». Основ¬ные элементы корабля при этом практически не изменились. Головной корабль пр. 159А был сдан Хабаровским заводом в 1966 г.
Затем с 1964 года для советского ВМФ был спроектирован в ЦКБ-340 (Зеленодольское ПКБ) сторожевой корабль проекта 35 (гл. конструктор Н.Х.Желясков) водоизмещением 1140 т и его модернизированный вариант проект 35М. Строительство СКР осуществлялось в Калининграде на заводе 820 («Янтарь») в 1964-1967 гг. Еще в 1957 г. ЦКБ-340 начало работу над пр. 35 (главный кон¬структор Н. X. Желясков) — несколько увеличенной модификацией корабля пр. 159 с мощностью ЭУ 48 000 л. с. Она работала, как и на корабле пр. 204, на два гидромотора и обеспечивала скорость хода 31 уз (под дизелями — 20 уз). По сравнению с пр. 159 противолодочное вооружение было усилено за счет замены РБУ-2500 на РБУ-6000. Первые корабли серии имели ГАС с выдвижными подкильными обтекателями, а на последующих с целью снижения уровня помех —со стационарными обтекателями . В 1964—1967 гг. завод 820 («Янтарь») сдал ВМФ 18 кораблей пр. 35.
Модернизацию по пр. 35М, предусматривающую усиление противолодочного вооружения, в 1973—1978 гг. прошли восемь кораблей пр. 35 (на Севастопольском морском заводе и заводе «Янтарь» в Калининграде). С них сняли кормовые РБУ-6000, установили второй 400-мм пятитрубный торпедный аппарат, ГАС с опускаемой «на стопе», т. е. при отсутствии хода, антенной вертолетного типа, а прежние станции «Титан» и «Вычегда» заменили на более совершенную типа «Платина».
Для замены кораблей пр. 204 в ЦКБ-340 (с 1966 г. Зеленодольское ПКБ) в 1963 г. был разработан его эскизный проект 1124. Новый малый противолодочный корабль пр. 1124 «Альбатрос» (главный конструктор Ю. А. Ни¬кольский) отличался от своего предшественника наличием ЗРК самообороны «Оса-М» и значительно более мощных гидроакустических средств: двух ГАС с подкильной (в стационарном обтекателе) и опускаемой на стопе антеннами. Скорость полного хода была сохранена по пр. 204, энергетическая установка принята дизель-газотурбинной с работой ГТД на средний вал, а дизелей — на бортовые. Водоизмещение корабля возросло по сравнению с пр. 204 почти вдвое. Малый противолодочный корабль пр. 1124 по существу заменил в постройке противолодочные корабли не только пр 204 но и пр. 159.
В 1970—1985 гг. Зеленодольский, Хабаровский и Киевский заводы и завод «Ленинская кузница» сдали флоту 42 корабля пр. 1124. В начале 90-х гг. два из них переданы Литве.
В 1980 г. один из кораблей переоборудован по пр. 1124К для испытаний нового ЗРК самообороны «Кинжал». В 1970 г. Зеленодольское ПКБ разработало технический пр. 1124П (с заменой ЗРК «Оса-М» на вторую 57-мм артустановку АК-725), по которому в
1973—1985 гг. Зеленодольский завод построил 12 пограничных сторожевых кораблей для морских частей погранвойск.
В 1976 г. началась разработка модернизированного пр. 1124М (главный конструктор Ю. А. Никольский) с усовершенствованным ЗРК, 76-мм (АК-176М) и 30-мм (АК-630М) автоматами, новыми РЛС и ГАС с подкильным обтекателем. Водоизмещение корабля несколько возросло, а скорость снизилась. Первые корабли серии оснащались 57-мм автоматами АК-725. Эти корабли строились в Зеленодольске, Хабаровске и Киеве. Начиная с 1982 г. было сдано 33 единицы.
Во время недавнего визита в Российскую Федерацию министр обороны Казахстана Даниал Ахметов посетил Зеленодольский судостроительный завод имени A.M. Горького и Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. А на переговорах в Москве, по словам Даниала Ахметова, на все возникшие в сфере ВТС вопросы «получены положительные ответы». В частности, речь идет о строительстве в Зеленодольске кораблей малого и среднего водоизмещения для ВМС Казахстана на Каспии, а также о техническом содействии при строительстве таких кораблей на заводе «Зенит» в казахстанском городе Уральске. Как сообщил главный конструктор Зеленодольского ПКБ Виктор Кашкин, казахстанскую делегацию прежде всего заинтересовал проект сторожевого корабля береговой охраны водоизмещением 1 тыс. т на базе малого противолодочного корабля проекта 1124 «Альбатрос».
В 1964 г. ЦКБ-53 было выдано ТТЗ на разработку сторожевого корабля ПЛО пр. 1135 «Буревестник» (главный конструктор Н. П. Соболев) полным водоизмещением 2100 т, вооруженного ПЛРК, одним четырехтрубным 533-мм торпедным аппаратом для противолодочных торпед, двумя РБУ-6000, ГАС «Титан-2», а также ЗРК самообороны «Оса-М» и двумя спаренными 76-мм артустановками. В эскизном проекте (1965 г.) был выбран тип ПЛРК («Метель» со счетверенной поворотной пусковой установкой), а число торпедных аппаратов и ЗРК «Оса-М» увеличено вдвое.
«Сторожевые корабли ПЛО» или «Большие противолодочные корабли проекта 1135 (главный конструктор Н.П.Соболев) являются первыми ракетными сторожевыми кораблями ПЛО. Технический проект кораблей проекта 1135 разработан в 1965-1969 гг. на основании плана военного судостроения на 1964-1973 гг. Корабли проекта 1135 имеют следующее тактическое назначение: длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника; охранение кораблей и судов на переходе морем.
При создании сторожевых кораблей проекта 1135 использованы новейшие достижения науки и техники. Принципиально новой является механическая установка этих кораблей. Эта установка состоит из главного газотурбозубчатого агрегата «М-7», обеспечивающего работу обоих гребных валов. В состав агрегата входят два маршевых и два форсажных газотурбинных двигателя с редукторами.
При рассмотрении технического проекта было решено установить на корабле и буксируемую ГАС «Вега». Кроме того, была особо оговорена возможность замены 76-мм артустановок на 100-мм АК-100, что было реализовано в пр. 1.135М и привело к увеличе¬нию водоизмещения на 130 т. После внесенных изменений полное водоизмещение корабля пр. 1135 достигло 3200 т при скорости полного хода около 32 уз.
В дальнейшем на его базе был выполнен проект 1135М кораблей с усиленным артиллерийским вооружением для отечественного ВМФ, 76-мм АК-726 заменили на новые 100-мм универсальные пушки АК-100, и проект 11351 «Нерей» с вертолетом Ка-27 для морских частей погранвойск.
В 1979 г. Северное ПКБ по тактико-техническому заданию КГБ и ВМФ разработало технический пр. 11351 «Нерей» пограничного сторожевого корабля на базе корпуса, главных механизмов и основного оборудования корабля пр. 1135. Создание такого крупного пограничного корабля было вызвано необходимостью контроли¬ровать 200-мильную экономическую зону. В утвержденном в июне 1980 г. техническом пр. 11351 (главный конструктор Н. П. Соболев, затем А. К. Шныров) предусматривалось постоянное базирова¬ние на корабле (с размещением в ангаре) вертолета типа Ка-27 ПС.
Всего за период 1970—1981 гг. на заводах им. А. А. Жданова, «Янтарь» и «Залив» им. Б. Е. Бутомы (ранее завод 532) по пр. 1135 и 1135М построено 32 корабля, в том числе по пр. 1135 на заводе «Янтарь» восемь единиц, им. А. А. Жданова — шесть единиц, «Залив» — семь единиц и по пр. 1135М на заводе «Янтарь» 11 единиц.
Пограничные сторожевые корабли пр. 11351 для морских час¬тей погранвойск СССР строил завод «Залив». Головной корабль «Менжинский» сдан в 1983 г., а седьмой — в 1990 г. Восьмой корабль «Гетьман Сагайдачный» достроен в 1993 г. для ВМС Украины.
По заданию Минсудпрома Зеленодольское ПКБ выполнило проектирование противолодочного корабля проекта 10230 «Тур». Скеговый КВП водоизмещением более 2000 т должен был иметь стальные корпус и надстройки, ПЛУР «Водопад» или противолодочные торпеды, вертолет постоянного базирования в ангаре, водомётные движители. Так же корабль планировалось вооружить 76- и 30-мм артиллерией, новым ЗРК самообороны, ГАС с опускаемой на стопе антенной.
Технический проект 10230 был разработан Зеленодольским ПКБ (главный конструктор В. В. Контранкевич) в 1983 году. Стандартное водоизмещение корабля составило 1600 т, его длина – 85 м, ширина – 17 м. Дизель-газотурбинная установка состоящая из двух ГТУ и четырех дизелей работала на водометы и обеспечивала скорость до 55 узлов.
Вооружение включало ЗРК «Кинжал» и 30-мм автоматы АК-630М, а также вертолет с размещением в ангаре. Имелись также торпедные аппараты и ГАС с опускаемой антенной. Был разработан вариант с 76-мм артустановкой АК-176, АК-630, ЗРК «Кинжал», торпедными аппаратами калибра 650 мм, 1 вертолет в ангаре.
Проектирование корабля сопровождалось постройкой и испытанием самоходной масштабной модели КВП-11. Работы по проекту 10230 «Тур» были прекращены в середине 1980-х годов.
Последним типом сторожевого корабля ВМФ СССР стал корабль пр. 11540, вступивший в строй в 1990 г. Как и ряд других этот проект в процессе разработки претерпел радикальные изменения, обусловленные стремлением повысить боевую эффективность корабля. Еще в 1972 г. Зеленодольскому ПКБ (ранее ЦКБ-340) было выдано ТТЗ на разработку малого противолодочного корабля пр. 1154 «Поморник» (главный конструктор Л. Ф. Федосеев, затем Н. А. Яковлевский) полным водоизмещением около 800 т и скоростью 35 уз, являющегося дальнейшим развитием серийно строящихся МПК пр. 1124. Но в ходе проектирования круг возлагаемых на корабль задач по¬следовательно расширялся, а вооружение усиливалось.
В соответствии с утвержденным в 1983 г. техническим проектом (главный конструктор Н. А. Яковлевский) на корабле предусматривалось разместить ПКРК «Уран», ПЛРК «Водопад», РБУ-10 000 (впоследствии заменено на РБУ-6000), ЗРК «Кинжал», ЗКБР «Кортик», 100-мм артустановку АК-100, а также вертолет Ка-27. Энергетическая установка принята в виде двухвальной ГТУ (мощность около 60 000 л. с.) по типу пр. 1135, но с ГТД нового поколения. Скорость полного хода составила около 30 уз, а полное водоизмещение 3800 т. После внесения в проект ряда изменений при рабочем проектировании оно возросло до 4250 т.
Головной корабль пр. 11540 «Неустрашимый» построен на заводе «Янтарь» и передан для испытаний ВМФ в 1990 г. В настоящее время заканчивается строительство второго корабля этого проекта.
К концу 1990-х годов заканчивался срок службы малых ракетных кораб¬лей проекта 1234. Требовались корабли с новым вооружением и более вы¬сокими тактико-техническими элементами, отвечающими современному уровню мирового кораблестроения, и в 1985 году ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на создание малого ракетного корабля проекта 12441 «Гром» стандартным водоизмещением 1000 т.
Главным конструктором проекта стал Л.В.Ельский (позже — В.Г. Гаврилов), заместителями — на первом этапе С.А.Породников, затем А.А.Петкель и А.Г. Славгородский.
Заданием предусматривалось вооружение корабля современным удар¬ным комплексом, имеющим большую дальность стрельбы, и комплексами противоракетной и противовоздушной обороны. Уже на этапе эскизного проекта полное водоизмещение корабля выросло до 1700 т, что было вызвано требованиями заказчика по размеще¬нию на нем вертолета постоянного базирования (не предусматривавшегося в ТТЗ). Вертолет был необходим для обеспечения целеуказания современному ударному ракетному оружию на полную дальность полета ракет и повышения оперативности и, соответствен¬но, эффективности решения ударных задач.
Эскизный проект корабля был утвержден в варианте с вертолетом, а кроме того, как дополнение, предписывалось расширение боевых задач, решаемых кораблем, за счет установки гидроакустического и противолодочного вооружения.
Следует отметить, что несколько ранее Зеленодольскому ПКБ было выдано задание на создание малого противолодочного корабля проекта 11660. Оба проекта разрабатывались одновременно, но каждый из проектируемых кораблей решал свой круг задач. Ситуация с финансированием программы строительства флота ухудшалась, и пришлось пойти на сокращение номенклатуры строящихся кораблей. В результате было принято решение о создании вместо двух (проекты 12441 и МПК) одного многоцелевого корабля.
Для оценки возможности создания такого корабля на базе одного из раз¬рабатываемых проектов был проведен конкурс на проектную проработку многоцелевого сторожевого корабля с объединенным составом вооружения. Из представленных вариантов пред¬почтение отдали кораблю, предложенному ЦМКБ «Алмаз», как более пер¬спективному для решения ударных и противолодочных задач.
Начиная с 1987 года технический проект корабля несколько раз перерабатывался. Менялись состав вооружения, тип энергетической установки, схемы движительно-рулевого комплекса и соответственно — общие тактико-технические элементы корабля.
Неизменным оставалось лишь условие достижения минимальной стоимости корабля и как следствие — стремление проектанта к снижению водоизмеще¬ния (одного из основных факторов, определяющих его стоимость). В резуль¬тате при меньшем почти в два раза водоизмещении по вооруженности многоцелевой корабль проекта 12441 может сравниться с эскадренным миноносцем проекта 956. В результате техни¬ческий проект многоцелевого сторожевого корабля проекта 12441 был утвержден лишь в 1994 году.
Сторожевой корабль «Новик» был заложен по проекту 12441 «Гром» 27 июля 1997 года. Он должен был стать первым крупным надводным кораблем, спроектированным и построенным после развала СССР, но его строительство было фактически заморожено. Корабль планировали ввести в состав флота в 2001 году. Замораживание строительства корабля было вызвано его несоответствием принятой кораблестроительной концепции.
Стандартное водоизмещение корабля «Новик» составляет 2560 тонн, длина — 121 метр. Газотурбинная энергетическая установка суммарной мощностью 49.000 лошадиных сил обеспечивает скорость полного хода 31 узел. Дальность плавания экономическим ходом (12 узлов) составляет 4800 миль.
В настоящее время принято решение достроить корабль как учебный, его введут в строй в 2008 году под названием «Бородино». Он сохранит корпус и энергетическую установку сторожевика, но лишится значительной части ракетного вооружения и радиоэлектроники. Его внутренние помещения будут перестроены для размещения курсантов военно-морских учебных заведений.
В настоящее время его конкурент СКР проекта 11661 достроен на Зеленодольском заводе и входит в состав Каспийской флотилии. Первый корабль проекта 11661 «Татарстан» вступил в строй 31 августа 2003 года, став флагманом Каспийской флотилии. Второй сторожевой корабль — „Дагестан“— достраивался по вновь откорректированному проекту 11661К. Торжественная передача его Каспийской флотилии состоялась 28 ноября 2012 года в Махачкалинском морском торговом порту. Корабли проекта 11661 имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие корабля «Татарстан» — ударный комплекс „Уран“ с противокорабельными крылатыми ракетами Х-35, имеющий дальность стрельбы до 130 км. Второй корабль этого проекта „Дагестан“ является первым кораблём ВМФ России вооружённым универсальным ракетным комплексом „Калибр-НК“, в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет как по надводным, так и по береговым целям на удалении до 300 км. Артиллерийское вооружение включает 76,2-мм артиллерийский комплекс АК-176М и 30-мм автоматизированную спаренную артиллерийскую установку АК-630М, которое обеспечивает борьбу с морскими, наземными и низколетящими воздушными целями.
Контракт на строительство первой пары фрегатов проекта 11611 «Гепард 3.9» для ВМС Вьетнама заключили в 2006
Первая пара фрегатов типа «Гепард-3.9» была заложена на Зеленодольском заводе в 2007 году и передана заказчику в 2011 году. Они были построены в ударном варианте. Вторая пара фрегатов построена в протволодочном варианте. Межправительственный контракт на поставку второй пары сторожевых кораблей заключен в октябре 2012 года. Третий «Гепард» прибыл во Вьетнам в конце октября 2017 года, а четвертый – в январе 2018 года.
Вьетнам планирует заказать Зеленодольскому судостроительному заводу имени Горького еще четыре фрегата проекта 11661 «Гепард-3.9».
Обкатанный военно-морскими силами России и Вьетнама в различных боевых событиях сторожевой корабль «Гепард 3.9» постепенно завоевывает авторитет на рынке вооружений азиатских стран.
В конце 1990-х годов разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» проект 11356 фрегата для Индийских ВМС на базе российского пограничного сторожевого корабля 11351. Следует обратить внимание и на то, что фрегаты проекта 11356 – глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 г. большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей».
С 1999 по 2004 годы на Балтийском заводе было построено и введено в строй 3 фрегата данного проекта для Индии – Talwar, Trishul, Tabar. Вторую тройку построил ПСЗ «Янтарь» до 2013 года. Они получили имена «Teg», «Tarkash» и «Trikand».
Проект 11356Р разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» (главный конструктор проекта Петр Васильев) на базе проекта 11356 фрегата спроектированного и построенного для ВМС Индии. Принципиальное отличие российских и индийских фрегатов проектов 11356Р и 11356 состоит в системах управления. Оружие стоит примерно одно и то же, а вот системы управления совершенно разные; они привязаны либо к российскому, либо к индийскому флоту.
Фрегаты проекта 11356Р впервые в практике отечественного кораблестроения несут ракеты 9М317М ЗРК «Ураган-Торнадо» (в экспортном исполнении – «Штиль-1») в вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М. Это позволяет уменьшить время реакции на возникающие воздушные угрозы и повышает огневую производительность.
Головной корабль серии «Адмирал Григорович» был заложен 18 декабря 2010 года, в марте 2011 года его спустили на воду. Предполагалось, что дивизия надводных кораблей Черноморского флота (ЧФ), воссозданная 1 декабря 2014 года, пополнится новыми кораблями проекта 11356 в середине 2015 года.
Предполагалось построить шесть кораблей серии. Но из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок для фрегатов проекта 11356Р флот отказался от трех последних кораблей этого типа, хотя два уже были заложены на стапели. В состав Черноморского флота вошло только три фрегата проекта 11356: Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров».
Как сообщила 20 ноября 2018 года индийская газета «Hindustan Times», АО «Рособоронэкспорт» и индийская государственная судостроительная компания Goa Shipyard Limited (GSL, Гоа) подписали в Нью-Дели контракт стоимостью около 500 млн долл на постройку на GSL для ВМС Индии двух фрегатов российского проекта 11356, с передачей российской стороной лицензий и технологий. Данный контракт стал дополняющим к заключенному в октябре «Рособоронэкспортом» контракту на постройку для индийского флота двух фрегатов проекта 11356 в России на АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Согласно публикации индийской газеты, оба фрегата проекта 11356, предусматривающиеся постройкой на GSL в Гоа, должны быть сданы в 2026 и 2027 годах. Два фрегата, законтрактованные постройкой на ПСЗ «Янтарь», должны быть переданы индийскому флоту в 2022 и 2023 годах.
Новая история создания кораблей для ВМФ РФ началась в первой половине 2000 г., когда было утверждено ТТЗ на проектирование корвета (проектное бюро – ФГУП ЦМКБ «Алмаз»). Корабли проекта 20380 являются боевыми единицами морской зоны, способными решать различные задачи – от поиска и уничтожения подводных лодок до нанесения ракетных ударов по боевым кораблям противника и огневой поддержки десанта. Корабль предназначен для ведения боевых действий против надводного, подводного и воздушного противника, боевого охранения корабельных группировок, поражения береговых объектов артилерийским оружием, для охраны морской государственной границы и экономической зоны. Закладка головного корвета «Стерегущий» состоялась 21 декабря 2001 года. При строительстве корвета основой для разработки рабочей документации стала трехмерная электронная модель корабля, которую предприятие начало самостоятельно создавать по бумажным документам проектанта. «Стерегущий» воплотил в себя все достижения современной кораблестроительной науки. Архитектура корабля (надстройки созданы из негорючего радиопоглощающего стеклопластика) по технологии Stels делает его малозаметным для радиолокаторов противника и визуального наблюдения.
Корвет «Гремящий» (заводской номер 1005) является головным строящимся на «Северной верфи» корветом проекта 20385 в серии из двух кораблей данной модификации.«Гремящий» был заложен 1 февраля 2012 года, а второй корвет проекта 20385 «Проворный» (заводской номер 1006) – заложен 26 июля 2013 года. Оба корабля строятся по заключенному предприятием с Министерством обороны Росссии государственному контракту № 253/05/2/К/0546-06 от 27 марта 2006 года. По дополнительному контракту, заключенному с Министерством обороны в 2011 году, предполагалось строительство на «Северной верфи» к 2020 году еще восьми корветов проекта 20385.
Дальнейшее строительство корветов для ВМФ России на Северной верфи предполагалось вестись по переработанному проекту 20385. Головной корабль проекта 20385 «Гремящий» (заводской номер 1005) был заложен на предприятии 1 февраля 2012 года (выведен из эллинга предприятия 16 июня 2017 года, спущен на воду 30 июня 2017 года, начал заводские ходовые испытания 21 апреля 2019 года), а второй — «Проворный» (заводской номер 1006) — был заложен 25 июля 2013 года (спущен на воду в сентябре 2019 года). Однако ввиду того, что корветы проекта 20385 должны были оснащаться дизельными двигателями германской компании MTU, поставка которых стала невозможной ввиду введенных против России в 2014 году западных санкций, то дальнейшее строительство серии проекта 20385 было прекращено, и ВМФ России вернулся к постройке корветов проекта 20380 по в очередной раз откорректированному проекту. От предыдущих корветов проекта 20380 корабли «Ретивый» (заводской номер 1007) и «Строгий» (заводской номер 1008) отличаются главным образом установкой на них нового многофункционального радиолокационного комплекса «Заслон» с размещением неподвижных антенн в башнеподобной надстройке, аналогично корветам проекта 20385.
Корвет «Алдар Цыденжапов» проекта 20380 является третьим по счету кораблем из этой серии, которые заложены и строятся на Амурском судостроительном заводе для усиления потенциала надводных сил Тихоокеанского флота. Корабль строится по модернизированному проекту 20380, разработанному ЦМКБ «Алмаз».
На данный момент фактически развернулось соревнование, кто первый из судостроительных предприятий российского Запада или Востока сдаст ВМФ корвет корректированного проекта 20380. Новый проект корабля вобрал от себя все лучшее от первых корветов серии, и его радиоэлектронное вооружение было максимально приближена к аналогичному оборудованию более продвинутого корвета проекта 20385, серия которых из-за Западных санкций ограничилась двумя кораблями.
На этих кораблях устанавливается новый многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон» с размещением неподвижных фазированных антенн в башнеподобной надстройке. Дело в том, что на Северной верфи в Санкт-Петербурге идет строительство двух корветов «Ретивый» и «Строгий» по тому же корректированному проекту 20380, что и корвет «Алдар Цыденжапов», первый из них уже спущен на воду и сейчас активно достраивается на заводе.
Начало швартовных испытаний корвета «Ретивый» запланировано на конец 2020 года. В то же время планируется, что заводские ходовые и государственные испытания нового корабля «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» пройдут в акватории Японского моря и приём корвета в состав Тихоокеанского флота ожидается в конце 2020 года.

Проект 20386 нового поколения корветов разработан АО «ЦМКБ «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге под руководством Главного конструктора И.Г. Захарова. Главный наблюдающий от ВМФ – начальник отдела боевых надводных кораблей 1 ЦНИИ МО РФ – И.А. Сибилев. Облик этого корабля значительно отличается от всего семейства корветов проекта 20380 типа «Тигр». В основу проекта 20386 заложен принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением, что позволяет расширить круг решаемых задач.
Конструкторы «Алмаза» отмечают, что особенностями нового корвета являются сбалансированный состав вооружения, интегрированные информационно-управляющие системы открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы. Также особенностью проекта является уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода на тихой воде и развитом волнении. В основу проекта 20386 заложен принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением, что позволяет расширить круг решаемых задач.
В октябре 2016 года на Северной верфи состоялась закладка новейшего корвета «Дерзкий» проекта 20386 для ВМФ России. На корабле будут установлены российские двигатели, новый радиолокационный комплекс. Российский флот намерен в будущем получить не менее 10 сторожевых кораблей (корветов), построенных по новому проекту 20386.

Крыловский государственный научный центр в рамках форума «Армия-2017» впервые продемонстрировал результаты концептуальной проработки перспективного корвета. Боевой корабль нового поколения — корвет водоизмещением 2 тысячи тонн — может пополнить боевой строй ВМФ в ближайшие десятилетия. Корабль предназначен для ведения боевых, охранных и демонстрационных действий в ближней морской зоне. При разработке этого концептуального проекта Крыловский государственный научный центр выполнил обоснование возможности размещения ударного ракетного оружия в универсальных вертикальных пусковых установках (УВПУ) на кораблях ограниченного водоизмещения. Вооружение корвета представлено 24 универсальными вертикальными пусковыми установками для ракет класса «поверхность — поверхность», 16 ВПУ зенитных ракет повышенной и 32 — малой дальности полета. Артиллерия представлена башенной установкой А-190 калибра 100 мм, парой скорострельных автоматов АК-630 с вращающимся блоком из шести стволов калибра 30 мм и одним «Дуэтом» с двумя блоками, торпедными аппаратами калибра 324 мм, возможно размещение вертолета. Нормальное водоизмещение перспективного корвета составляет 1000—1980 т (в зависимости от варианта исполнения). Скорость полного хода — около 30 узлов, дальность плавания — от 3500 до 4000 миль. Автономность — 15 суток. Главная энергетическая установка — типа CODAG мощностью 20000-31600 л. с. (в зависимости от варианта).

Новый фрегат (большой сторожевой корабль) проекта 22350 разработан Северным проектно-конструкторским бюро (Генеральный директор В.И.Спиридопуло, Генеральный конструктор В.Е.Юхнин, Главный конструктор проекта – П.М.Шрайко), Главный наблюдающий ВМФ – А.В.Юхнин.
1 февраля 2006 года для Военно-Морского флота России на Судостроительном заводе «Северная верфь» (Генеральный директор А.С.Бузаков) состоялась закладка головного фрегата «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» по проекту 22350 (Главный строитель – А.В.Ушаков). Фрегат проекта 22350 предназначен для ведения боевых действий в дальней и ближней морской зонах, а также для участия в решении задач в океанской зоне. Водоизмещение корабля составляет ок. 4500 т, длина наибольшая – около 130 м, ширина наибольшая — более 16м. Дальность плавания — более 4000 миль, мореходность без ограничений. На корабле кроме артиллерийского и ракетного вооружения обеспечивается базирование вертолета.
29 октября 2010 года на воду был спущен головной фрегат нового проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – первый российский крупный боевой корабль, спроектированный, заложенный и спущенный на воду после распада СССР. Он введен в состав Северного флота в 2018 году.
Корабль оснащен управляемым ракетным оружием: 16 пусковых установок для крылатых ракет «Калибр» и «Оникс» размещены на полубаке перед надстройкой. Их конструкция рассчитана и на применение ракет «Циркон».
Российский военно-морской флот получит три серии фрегатов, созданных на базе кораблей проекта 22350. Речь идет о первой серии из четырех фрегатов типа «Адмирал Горшков» с 16 установками вертикального пуска (УВП), второй серии на базе проекта 22350 с 24 УВП (два заложили в 2019 году, еще два — планируют к закладке в 2020 году), и наконец о нескольких фрегатах проекта 22350М с увеличенным до 8000 тонн водоизмещением с 48 УВП. Таким образом число первых двух серий кораблей проекта 22350 составит восемь единиц.

26 февраля 2014 г. на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялась закладка головного патрульного корабля проекта 22160, получившего имя «Василий Быков». Разработчик проекта корабля Северное проектно-конструкторское бюро. Он должен был в перспективе заменить в составе российского ВМФ устаревшие МПК проектов 1124М и 1331М, МРК проекта 12341, РКА проекта 12411 и тральщики.
Как считает ВМФ, это принципиально новый класс надводных кораблей, такие корабли станут универсальными платформами и носителями для новых образцов вооружения.
Главное предназначение корабля проекта 22160 защита и охрана морской экономической зоны: корабль оснащен самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения.
Патрульные корабли водоизмещением 1300 тонн развивают скорость до 30 узлов. Дальность плавания – 6000 миль, автономность – 60 суток. Они спроектированы с учетом обеспечения комфортных условий экипажу (до 80 человек). На борту может базироваться вертолет Ка-27ПС. В качестве штатного вооружения корветы оснащают новой 76,2-мм артиллерийской установкой, зенитно-ракетным комплексом и пулеметами.

Рукопись подготовленная А.В.Карпенко 2007 года для книги «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, дополнено другими материалами

Источники:
1. «Корабелы – Родине». Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л: Судостроение, 1981
2. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
3. История отечественного судостроения. Т.4: Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны (1925-1945 гг.)/В.Ю.Грибовский, А.А.Нарусбаев, И.И.Черников – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 560, ил
4. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996. СПб: Гангут, 1996
5. http://bastion-karpenko.ru/11661-2/
6. А.Н.Соколов «Альтернатива. Непостроенные корабли Российского Императорского и Советского флота». «Военная Книга». Москва, 2008
7. http://bastion-karpenko.ru/korvet_cnii-45_xxi/
8. http://bastion-karpenko.ru/11356r/
9. http://bastion-karpenko.ru/11356-2/
10. http://bastion-opk.ru/20380_korvet/
11. http://bastion-opk.ru/20385_01/
12. http://nevskii-bastion.ru/20386-korvet/
13. http://bastion-karpenko.ru/22350-gorshkov
14. http://bastion-opk.ru/22160/

Статьи, публикации ведущих специалистов и руководителей предприятий судостроительной промышленности, реклама, информационные сообщения и материалы музеев и архивов ЦВММ, ОАО «Адмиралтейские верфи», ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, ОАО «Невское ПКБ», ОАО ОАО «Балтийский завод» и др.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ, ЭСМИНЦЕВ И ЛИДЕРОВ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ, ФРЕГАТЫ)
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОРВЕТЫ, МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ И ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ, КАТЕРА
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap