ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




КОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «ШТОРМ». SHIP CRUISE MISSILE «STORM»



КОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «ШТОРМ»

SHIP CRUISE MISSILE «STORM»

Первоначально работы по самолету-снаряду были поручены КБ завода №51 главного конструктора В.Н.Челомея, он создавался для применения с самолетов, кораблей и береговых комплексов. В апреле 1948 года разработка была передана КБ завода №293 главного конструктора М.Р.Бисновата.
Проектирование самолета-снаряда 15ХМ по Постановлению СМ от 14 июля 1948 года, предназначенного для стрельбы с береговой катапульты по морским целям (линкорам и крейсерам), поручили опытному заводу № 293 главного конструктора М. Р. Бисновата. Там во второй половине 1948 г. эта работа выполнялась под названием “Шторм”.
В марте 1947 года в были начаты работы по разработке предэскизных проектов с самолетами-снарядами 15ХМ: для целей береговой обороны тема «Ливень»; для вооружения кораблей ВМФ тема «Ураган». Проектирование самолета-снаряда 15ХМ, предназначенного для стрельбы с береговой катапульты по морским целям (линкорам и крейсерам), поручили опытному заводу № 293 главного конструктора М. Р. Бисновата, где во второй половине 1948 г. эта работа выполнялась под названием «Шторм». Разработка берегового комплекса «Шторм» официально задана Постановлением СМ от 14 июля 1948 года. Береговую и корабельную систему управления разрабатывало НИИ-49 МСП под руководством главного конструктора Н.Н.Свиридова. В состав береговой системы управления «БСУ-Шторм» входили: РЛС «Риф-49» для обнаружения надводных целей; РЛС «Залп-49» для слежения за целью; РЛС «Якорь-49» для слежения за самолетом-снарядом по активному ответному сигналу; комплекс счетно-решающих приборов и приборов управления командного поста; комплекс приборов управления стрельбой стартовой установки.

Работы по корабельному варианту ракетного комплекса были прекращены в 1948 году в связи с невозможностью размещения на кораблях стартовой установки длиной 30 метров. КБ завода №293 располагалось в Химках под Москвой. В 1949 году НИИ-4 МО выдало ТТЗ на проектирование береговой противокорабельной ракеты “Шторм”. 29 октября 1951 года было выдано задание на разработку устройств для применения реактивного оружия главных конструкторов Королева и Бисновата на кораблях ВМФ. Несмотря на ряд сделанных запросов министерства судостроительной промышленности и ЦНИИ-45 начиная с декабря 1951 года, исходные данные по объектам Бисновата были получены только 24 ноября 1952 года при письме № 1495 Государственного Союзного завода № 293 Минавиапрома (МАП). На основании данных завода N293 организациями Минсудпрома, в частности в Проектно-исследовательском бюро ЦНИИ-45 (ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова) — директор института Першин, проводились проработки размещения самолетов-снарядов “Шторм” на надводных кораблях проектов 30бис, 56, 68бис и др. Главным конструктором ракеты “Шторм” был М.Р.Бисноват. “Шторм” должен был поражать надводные корабли противника на дальности до 80-100 км. Корабельный вариант самолета-снаряда создавался на базе ракеты берегового противокорабельного комплекса “Шторм”.

Снаряд предполагалось оснастить инерциальной системой управления с радиотелекоррекцией и головкой самонаведения, разрабатывавшейся в различных вариантах. Ракета прошла испытания при запуске с самолетов и береговых пусковых установок, но на вооружение принята не была. Работа по размещению изделий «Шторм» проводилась в три этапа: на первом этапе выполнялась проработка исходных данных по применению ракет на кораблях; на втором этапе разрабатывались эскизные проработки по переоборудованию проектов 30бис, 56 и 68бис под изделия; на третьем этапе разрабатывались проекты кораблей специально предназначенных для вооружения этим ракетным оружием. Цель исследований заключалась в определении принципиальной возможности и целесообразности применения ракет «Шторм» на отечественных кораблях. В сравнении с ракетой 10Х (как именовалась в документах того времени — «Фау-1») новый объект «Шторм» имел большую длину, диаметр фюзеляжа так же был больше на 110 мм и высоту на 647 мм больше. При этом ширина по крыльям и по горизонтальному оперению была меньше, соответственно на 908_ и 305 мм. Площадь необходимая под один объект «Шторм» с учетом необходимых зазоров составляла 52,2 м2. При хранении ракет на тележках высота межпалубных помещений по расчетам составляла 3,5 м. Все это затрудняло размещение ракет «Шторм» на кораблях отечественного ВМФ. За счет складывания крыльев специалистами ЦНИИ-45 предлагалось уменьшить ширину изделий до 2,2 м, при этом занимаемая площадь сокращалась до 22,2 м2. Ракеты в заправленном состоянии и их головные зарядные части предполагалось хранить раздельно, сборку всей ракеты должны были производить в ангаре. В те годы не был решен вопрос хранения изделий на открытой палубе, что было важно для малых кораблей. Для использования ракет необходимо было проведение работ по созданию следующих специальных устройств: для подъема изделий; для подъема головных частей; для транспортировки изделий в корабельных помещениях; для транспортировки боевых головных частей в корабельных помещениях и для подачи ракет на стартовые установки.

Одной из наиболее важных задач при размещении ракет «Шторм» на кораблях было создание корабельной стартовой установки. Трудности решения этой задачи возникали в связи с большими габаритами стартовой направляющей, ее длина была 30 метров, а также большого угла возвышения направляющей до 25 градусов. При этом высота верхнего конца направляющей над палубой составляла 12 метров. В проектных проработках ЦНИИ-45 предлагалось шесть типов стартовых установок для кораблей:
1. Открытая палубная установка весом 45 тонн. Ее предлагалось размещать на кораблях типа эскадренный миноносец, а также на более крупных кораблях. Угол вертикального наведения установки должен был меняться в пределах 15-25 градусов.
2. Одностартовая башенная установка с горизонтальной подачей изделий «Шторм». Этот тип установки мог применяться на средних и тяжелых кораблях, начиная с легкого крейсера. Бронирование башни должно было защищать самолет-снаряд, находящийся внутри, от прямого попадания 500 килограммовых фугасных бомб. Угол возвышения направляющей должен был составить 15 градусов.
3. Башенные бронированные одно- и двух- стартовые установки с горизонтальной подачей самолетов-снарядов. Их предлагалось устанавливать на легкие крейсера и более крупные корабли.
4. Башенная двухстартовая бронированная установка с вертикальной подачей ракет. Она предназначалась для крупных кораблей. Высота башни могла составить 5,6 метра, ширина 15 м и вес около 400 тонн. Угол вертикального наведения установки должен был меняться в пределах 15-25 градусов.
5. Двухстартовая башенная установка с защитным кожухом для стартовой направляющей. Установка была разработана применительно к проектам легких крейсеров, имеющих наибольшую ширину по верхней палубе около 22 метров. При разработке особое внимание уделялось на защиту стартовой направляющей при хранении ее по походному, так как повреждение установки во время возможных артиллерийских обстрелов или атак с воздуха сделали бы невозможным дальнейшее использование ракетного оружия. Установка имела длину 10,4 м, ширину 12,0 м и высоту 7,0 м. Угол вертикального наведения установки должен был меняться в пределах 0-25 градусов.
6. Неповоротная закрытая установка. Этот вариант предлагался в случае возможности осуществления наведения самолета-снаряда на цель изменением курсового угла корабля-носителя или послестартовым доворотом ракеты.
Выполненная ЦНИИ-45 проработка по переоборудованию эсминцев проекта 30бис под самолеты-снаряды «Шторм» с размещением изделий внутри корпуса потребовала значительных переделок и допускала размещение весьма незначительного числа ракет. На основании этого в работе основным был выбран вариант с размещением изделий на верхней палубе, когда предлагалось снять кормовую 130-мм и 85-мм установки, торпедные аппараты и переместить кормовую надстройку. Для стрельбы ракетами предполагалось использовать одностартовую кормовую установку, боезапас самолетов-снарядов мог составит 12 и 14 штук. В результате переоборудования нормальное водоизмещение должно было возрасти на 54 тонны или 4: тонн в зависимости от варианта, средняя осадка уменьшится на 5 см и поперечная метацентрическая высота уменьшится на 3 см. Старт ракет ограничивался волнением моря до 4 баллов.

В варианте с эсминцем проекта 56 ракетное вооружение могло осуществиться за счет снятия носовой и кормовой 130-мм артустановок, торпедных аппаратов и частичной перепланировки помещений и надстроек. На корабле предлагалось установить две стартовые установки открытого типа на местах носовой и кормовой артиллерийских установок главного калибра, при этом на верхней палубе размещалось до 16 самолетов-снарядов «Шторм». Нормальное водоизмещение должно было уменьшиться на 42 тонны.
На легком крейсере проекта 68бис для установки двухстартовой бронированной башенной установки с углом горизонтального наведения 125 градусов на борт, размещения 24 самолетов-снарядов в бронированном ангаре и погреба для хранения головных зарядных частей предлагалось снять две кормовые артиллерийские башни главного калибра, минное вооружение полностью. При этом общее расположение корабля в районе 129-163 шпангоутов предполагалось полностью перепланировать, размещение главных и вспомогательных механизмов оставалось без изменений. После переоборудования нормальное водоизмещение корабля должно было увеличиться на 173 тонны.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ-НОСИТЕЛЕЙ РО «ШТОРМ»

Характеристики

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Прототип

ЭМ проекта 56

ЛКР проекта 65

СКР проекта 50

Стандартное водоизмещение, т

3225

8730

1457

Нормальное водоизмещение, м

3625

9565

1527

Полное водоизмещение, т

4025

10405

1600

Длина по КВЛ, м

131,0

172,0

100,0

Ширина по КВЛ, м

13,4

18,1

10,6

Высота борта на миделе, м

7,4

10,5

6,0

Средняя осадка, м

3,86-4,48

5,85-6,58

2,91-3,08

Начальная поперечная метацентрическая высота, м

0,9-1,24

0,62-1,62

1,26-1,32

Механическая установка

Два ГТЗА по проекту 56

Три ГТЗА по проекту 56

Два ТЗА по проекту 50

Мощность, л.с.

2 х 36000

108000

2 х 10000

Скорость полного хода, узл.

33,5

32

27

Скорость оперативно-экономическим хода, узл.

18

18

14

Дальность плавания, миль

4930

5360

1000

Автономность, суток

20

.

.

Экипаж, человек

.

668

163

Реактивное вооружение:
— стартовые установки

2 открытого типа

2 х 2 башенные

1 неповоротная

— число ракет

18

48

5

— число головных зарядов

36

96

на ракетах

Артиллерийское вооружение:
— число х калибр х тип (боезапас, выстрелов)

6 х 2 — 57-мм ЗИФ-31

(12000)

4 х 2 — 130-мм БЛ-109А (2000)

3 х 2 — 57-мм ЗИФ-31

(6000)

4 х 4 — 25-мм БЛ-120

(40000)

6 х 2 — 57-мм ЗИФ-31

(14400)

4 х 4 — 25-мм БЛ-120

(32000)

6 х 4 — 25-мм БЛ-120

(60000)

Противолодочное вооружение:
-бомбометы число х тип

(боезапас, бомб)

6 БМБ-1

(48)

2 БМБ-2

(40)

— кормовые бомбосбрасыватели

2

21

Вертолет

1

Бронирование, мм

до 20

до 40

7-20

В результате выполненных работ по теме «Шторм» было признано нецелесообразным переоборудование кораблей проектов 30бис и 56 под ракеты «Шторм», в связи трудностями и малой эффективностью размещения ракет внутри корпуса кораблей, ненадежностью палубного хранения самолетов-снарядов в морских условиях и невозможностью обеспечения общей стабилизации корабля для повышения точности стрельбы и упрощения условий управления снарядами. А по проекту 68бис рекомендовано производить переоборудование во время их достройки на судостроительных заводах. В работе было признано возможным создание специальных ракетных кораблей с комплексом «Шторм» для различных тактических задач, было предложено три варианта кораблей. По первому варианту корабль «Шторм» должен был иметь стандартное водоизмещение 3225 тонн, в качестве прототипа был выбран ЭМ проекта 56. Во втором варианте корабль «Шторм» должен был иметь водоизмещение в 8730 тонны, прототипом для него послужил инициативный вариант КРЛ проекта 65, предложенный ЦНИИ-45. Ракеты должны были размещаться по четыре в ряд в бронированном ангаре длиной 93 метра, высотой 3,5 метра. Для выяснения возможности применения объектов «Шторм» на кораблях малого водоизмещения предлагался дополнительный третий вариант на базе СКР проекта 50, стандартным водоизмещением 1457 тонн. Хранение ракет со сложенными крыльями предусматривалось в бронированном ангаре с размерами 42 х 3,0 х 3,6 метров.
Работы по корабельному варианту комплекса были прекращены, в том числе и из-за сложностей с установкой на кораблях 30 метровой стартовой установки.
В августе 1953 года министры М.Хруничев и Д.Устинов, после рассмотрения письма группы конструктор бывшего завода №293 Минавиапрома, в докладе Н.А.Булганину пришли к выводу о нецелесообразности проведения дальнейших работ по ракетам «Шторм» и СНАРС-250.
Хотя и проработки размещения РО «Шторм» были завершены в ноябре 1953 года, разработка самой ракеты была прекращена и КБ с заводом №293 передавались СБ-1 в качестве ракетного филиала по Постановлению СМ СССР от 19 февраля 1953 года № 531-271. Полностью все работы по «Шторму» были свернуты в 1955 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ з-да № 293
Главный конструктор М.Р.Бисноват
Изготовитель з-д № 293
Тип ракеты для поражения надводных кораблей
Корабли-носители пр.30 бис, пр.56 и пр.68 бис
Состояние разрабатывался в 1950 — 1953 гг.
Тип БЧ фугасная
Вес БЧ, кг 500 — 1000
Органы управления аэродинамические рули, элероны
Система управления инерциальная с радиотелекоррекцией АРЛГСН (или ТГСН, или телевизионная ГСН)
Дальность стрельбы, км 27 — 80
(50 — 100)
Число ступеней 2
Длина собранной ракеты, м 11,3
Максимальный диаметр корпуса, м 1,3
Высота ракеты, м 3,5
Размах крыльев, м 6,9
Стреловидность крыла, град 35
Маршевый двигатель ПВРД РД-1А (РД-700)
Стартовый двигатель СПРД
Скорость полета, М 0,8 (0,9 — 0,95)
Высота полета максимальная, м 1500
Высота полета у цели, м 9
Тип радио высотомера «РВ-Шторм»
Радиотелеметрическая
линия «КРУ-Шторм»
Площадь под ракетой, м2 52,2
(при сложенных крыльях) (22,2)
А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 05.05.2019

1. Карпенко А.В. «У истоков создания ракетных кораблей», «Гангут»№16, 1998 г. и №18, 1999 г.
2. Карпенко А.В. «Первые работы по управляемому ракетному оружию ВМФ», конференция «Первые Уткинские чтения», БГТУ «Военмех», 2002 г.
3. А.В.Карпенко Первые работы по размещению ракетного оружия на кораблях ВМФ СССР в 1945-1953 годах. ВТС «Бастион»
4. Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова

БЕРЕГОВЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВМФ
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 65
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 56
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «ГОРНОСТАЙ» ПРОЕКТА 50
КРЫЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap