ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «СЕВАСТОПОЛЬ», THE BATTLESHIP TYPE OF «SEVASTOPOL»



ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «СЕВАСТОПОЛЬ»

THE BATTLESHIP TYPE OF «SEVASTOPOL»



Линейные корабли (ЛК) типа «Севастополь» проектировались и строились в рамках т.н. «Малой программы судостроения», и утвержденной в 1907 и рассчитанной на 10 лет. В 1907 г. морское министерство объявило конкурс на лучший проект линейного корабля.
Проектирование первых русских ЛК «дредноутного типа», приведшее к появлению ЛК типа «Севастополь», велось в несколько этапов. Последние изменения и дополнения вносились в проект уже в период постройки кораблей.
В апреле 1906 года морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев сформировал под своим председательством внутриведомственную комиссию — Особое совещание. К концу следующего месяца совещание определилось с общими тактическими требованиями к будущему броненосному (с 1907 года — линейному) кораблю. Водоизмещение его предполагалось равным 19—20 тыс. т; скорость хода — не менее 21 уз; артиллерийское вооружение должно было состоять не менее чем из восьми 305-мм и двадцати 120-мм орудий; толщина броневого пояса по ватерлинии должна была изменяться от 127 мм в оконечностях до 203 мм в средней части.
На первом этапе, в 1906 г. на основе опроса участников русско-японской войны были определены основные приоритеты проекта по вооружению, бронированию, скорости, запасу топлива. Затем особым совещанием при Морском министре было сформулировано задание на броненосец нового типа с турбинными двигателями. Морской технический комитет (МТК) разработал 9 вариантов предэскизного проекта корабля, фактически сводившихся к двум: первый — со скоростью хода 22 уз и вооружением из восьми 305-мм орудий; второй — с десятью орудиями и скоростью хода 21 уз. Все варианты были рассмотрены специальной комиссией под председательством генерал-лейтенанта С.К.Ратника, которая разработала первый вариант технических условий на проектирование ЛК. При разработке предложений Комиссия рассмотрела в частности предложения инженера И.П.Митрохина с применением комбинированной ЭУ (дизеля и турбины).
На основе технических условий, были созданы два эскизных проекта фирмы «Виккерс» и «Новое судостроение». Водоизмещение у «Виккерс» и «Нового судостроения» соответственно 21800т и 20700т, скорость хода — 21уз., 10х305мм в 2-х орудийных башнях (толщина брони башен 254мм у “Виккерса» и 203мм у «Н.С», но с увеличением толщины ГБП в оконечностях), два варианта размещения 120мм орудий в башнях и казематах. Срок постройки ф. «Виккерс» -20 месяцев, русскими заводами — не менее 36 месяцев. Предварительное решение о строительстве двух ЛК по проекту «Н.С.» общей стоимостью 42 млн.руб. было заблокировано Советом Государственной обороны осенью 1906 г. из-за отсутствия обыкновенной программы судостроения для Балтийского моря. Дальнейшее проектирование велось под руководством Морского генерального штаба (МГШ), считавшего, что «техника должна лишь дать ответы, насколько» выполнимы предъявляемые требования (тактические и стратегические).

Второй этап проектирования ЛК дредноутного типа начался с начала 1907 г. Требования к ЛК были разработаны МГШ в рамках конкретной программы строительства флота. В этом обосновании указывалось, что Балтийский флот должен оборонять финский залив и поддерживать интересы России во внешних водах «свободной морской силой» (боевой эскадрой, представляющей собой органичное сочетание ЛК, КР и ЭМ). Назначение ЛК — передвижение на ТВД в составе эскадры и бой в линии баталии на различных дистанциях» Исходя из этого назначения, эволюция требований в 1907 шла в направлении усиления вооружения, увеличения водоизмещения за счет снятия толщины брони. При этом — уменьшение поражаемой поверхности, максимальные углы обстрела орудий ГК на оба борта, противоминная артиллерия в казематах, сплошное бронирование борта и палуб, обеспечение живучести и непотопляемости (не менее 10 главных водонепроницаемых переборок доведенных до верхней палубы и обеспечивающих быстрое выравнивание крена).
Третий этап — конкурс проект для постройки ЛК. Выработанные технические условия для составления проекта и постройки ЛК в декабре 1907 были разосланы российским и иностранным фирмам для приглашения участвовать. В конкурсе приняли участие 6 русских заводов, 21 иностранная фирма а также корабельные инженеры с собственными проектами. Всего (с вариантами) рассмотрен и оценен 51 эскизный проект ЛК.
Наиболее плодотворным оказался труд группы инженеров Балтийского завода под руководством профессора морской академии И. Бубнова и при участии выдающегося ученого-кораблестроителя А. Крылова. 17 ноября 1908 г. русский Морской министр принял решение о постройке четырёх линкоров типа „Севастополь» по проекту Балтийского завода.

Стадии формирования
требований к линейным кораблям

Наименование
тактико-технических элементов
Тактические требования
Особого совещания А.А.Бирилева, 1906 год
Тактические требования
МГШ, 1907 год
Тактико-технические
требования МТК 1907 года с изменениями МГШ и Адмиралтейств-совета
Тактико-техническое
задание МТК на конкурсное проектирование 1907 год
ВООРУЖЕНИЕ        
Артиллерийское:
количество орудий — калибр, мм
8 — 305, 20 — 120 10 — 305, 14 — 120 10 — 305, 14 — 120 12 — 305, 16 — 120
Торпедное: количество
аппаратов
Не задавалось 5 4 4
БРОНИРОВАНИЕ, мм:        
пояс по ватерлинии 127—203 152—305 254 203
верхние поясья 76,2 76,2—152 76,2—127,5 102
башни главного калибра 254 254 Не задавалось 254
боевые рубки Не задавалось 305 Не задавалось 203
палубы:        
верхняя   44,5 38,2 38,2
средняя Суммарно 12,7—38,2 12,7 25,4 25,4
нижняя   31,8 12,7 12,7
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
       
Водоизмещение
нормальное, т
19000—20000 22300 22300 22 300—23 000
Главные размерения, м:        
длина 152,5 Не задавалась Не задавалась 172,0
ширина 25,2 Не задавалась 25,2 Не задавалась
осадка при нормальном
водоизмещении
7,9 7,9 8,4 8,4
осадка при полном
водоизмещении
Не задавалась Не задавалась 8,8—9,2 8,8—9,2
Скорость хода
наибольшая, уз
21 21 21 21
Дальность плавания,
миль:
       
полным ходом Не задавалась 1800 Не задавалась Не задавалась
экономическим ходом Не задавалась 5000 Не задавалась Не задавалась

В 1908 году Обуховский завод приступил к созданию 305-мм орудий длиной 52 калибра (масса снаряда 426 кг, начальная скорость 914 м/с). Позднее работавшая на Чер-ном море комиссия под председательством контр-адмирала В. С. Сарнавского рекомендовала новый 305-мм снаряд массой 521,7 кг и начальной скоростью 762 м/с.
Официальная закладка линейных кораблей типа „Севастополь» состоялась 3 июня 1909 г. „Севастополь» и „Петропавловск» заложили на Балтийском заводе, а „Полтаву» и „Гангут» — на Адмиралтейском. Главные механизмы изготовлялись по чертежам Технического бюро Балтийского завода при консультации английской фирмы „Джон Браун». Для своих кораблей Балтийский завод делал котлы сам, а для двух других — Франко-Русский завод.
Линейные корабли типа „Севастополь» имели следующие основные элементы и характеристики: наибольшая длина 181,2, ширина 26,9, осадка 8,32 м при водоизмещении 23000 т; поперечная метацентрическая высота 1,76 м, нормальный запас топлива — угля 816, нефти 200 т, усиленный — 2500 и 1100 т соответственно. Экипаж линкора со¬стоял из 1126 человек, в том числе 32 офицеров.
Проектное вооружение состояло из двенадцати 305-мм орудий (скорострельность — 1 выстрел в 40 сек, наибольшая дальность стрельбы — 110 каб), шестнадцати 120-мм (скорострельность -15 выстрелов в минуту, наибольшая дальность — 78 каб), восьми 75-мм, четырех 47-мм, четырех 63,5-мм зенитных орудий с наибольшим углом возвышения 80**, четырех 45-см торпедных аппаратов. Боезапас соответственно 100, 250, 52, 200, 300 снарядов на ствол и по три запасные торпеды на аппарат. Фактическое воору¬жение незначительно отличалось от проектного. „Севастополь» и „Полтава» имели по две 75-мм, „Петропавловск» и „Гангут» — по две 63,5-мм зенитных пушки с боезапасом 200 выстрелов на ствол; запас 120-мм снарядов увеличили с 250 до 300. Кроме того минное вооружение составляли шесть 90-см прожекторов и два радиотелеграфа дальность действия — 700 миль мощностью по 10 кВт системы М. В., обр. 1913 г.
Линкоры отличались характерным сплошным бронированием всего борта: главный 225-мм пояс по ватерлинии, более тонкая броня по всей высоте и длине корпуса. Главный пояс закрывал погреба башен; в оконечностях толщина броиц уменьшалась до 125 мм (в верхней части кормы 100 мм). Верхний пояс брони толщиной 125 мм, как и главный, простирался от первой до чет¬вертой башни; в нос от первой его толщина уменьшалась до 75 мм, в корму от четвертой — бронирование отсутствовало.
Верхняя палуба покрывалась 37,5-, средняя 25-, (к бортам, за продольными переборками — 19-мм), нижняя — 12-мм броневыми листами. На протяжении главного броневого пояса (3,4 м от бортов) шли продольные переборки, которые между нижней и средней палубами бронировались 50-, выше 37,5-мм плитами; внизу переборки переходили в скосы с 50-мм броней. Эта система защищала внутреннюю часть корабля от осколков снарядов, разор¬вавшихся уже после прохождения наружной брони. Броневые траверзы (впереди первой и позади четвертой башен) имели толщину 100 мм, а румпельное отделение защищалось еще одним кормовым траверзом (между нижней и средней палубами 100, ниже — 125 мм). Обе боевые рубки бронировались одинаково — стенки 254, крыши 100, палубы 76 мм, башни главного калибра — стенки 203, крыши 76, задние стенки (противовес башни) 305, барбеты выше верхней палубы 150, ниже — 75, барбеты в оконечностях 125 мм; переборки казематов 120-мм орудий защищались 25-, дымовые трубы — 22-мм броней.


Десять реактивных турбин системы Парсонса суммарной мощностью 42000 л. с. размещались в двух бортовых и среднем отделениях. На правые и левые бортовые гребные валы работали по две турбины высокого давления (переднего и заднего хода), на средние — по одной крейсерской высокого давления и по две низкого (переднего и заднего хода). Необходимую паропроизводительность обеспечивали 25 котлов Ярроу давлением 17,6 кг/см “ (расход угля на 1 л.с./ч при скорости 21,75 уз не более 0,85 кг). Котлы размешались в семи кочегарках, занимавших четыре водо¬непроницаемых отделения. Для сжигания нефти и угля все котлы снабжались форсунками Торникрофта. Район плавания при нормальном запасе топлива: 21,75 и 13 узловым ходом соответственно 800 и 1625 миль.


Корабли вошли в строй в конце 1914 г.: „Севастополь» — 4 ноября, „Полтава», ..Петропавловск» и „Гангут» соответственно 4, 10 и 16 декабря. Первым командиром «Севастополя» был капитан 1 ранга А. И. Бестужев-Рюмин. Наибольшая скорость (23 уз) легко достигалась без применения нефти и форсировки котлов, несмотря на значи-тельную перегрузку против проектной: так, „Севастополь» имел водоизмещение на 2300, а „Гангут» даже на 2946 т больше проектного, 1917 г. водоизмещение кораблей достигло 26000 т, и все равно ходили они со скоростью 23 уз, хотя экономичность машин¬но-котельных установок оказалась ниже спецификационной.


В конце декабря 1914 г. линкор «Севастополь» прибыл на внутренний рейд Гельсингфорса. Здесь он простоял всю зиму. Русские линкоры в первую мировую войну практически бездействовали.


Белофинский мятеж и наступление германских войск потребовали принятия срочных мер к перебазированию из Гельсингфорса в Кронштадт. Корабли Балтфлота совершили легендарный Ледовый поход. С первым отрядом шел «Севастополь», сыгравший затем важную роль в обороне Петрограда. Утром 21 октября 1919 г. из района Гутуевского острова он обстреливал позиции врага у Красного села и Павловской слободы.


31 марта 1921 г. линкор «Севастополь» был переименован в «Парижскую коммуну», а четыре года спустя эскадра Балтийского флота совершила первый большой учебный поход. Во главе ее шли линкоры «Парижская коммуна» и «Марат».


В 1929 г. Советское правительство приняло решение об усилении Черноморского флота. Для этой цели с Балтийского на Черное море переводились линкор «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн».


В предвоенные годы на линкоре велись работы по модернизации. С началом Великой Отечественной войны линкор принимал участие в обороне Севастополя, огнем орудий поддерживал защитников города.



Во время Великой Отечественной участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива. 1 ноября, ночью, во главе отряда боевых кораблей ушёл в Поти из-за угрозы ударов авиации противника с захваченных аэродромов Крыма.
08 ноября 1941 года линкор первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. А в декабре линкор подошёл к Севастополю и открыл огонь по врагу. В результате было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.
05 января 1942 года линкор «Парижская Коммуна» вышел из Новороссийска и в охранении эсминца «Бойкий» направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного калибра.
Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий», линкор в ночь на 21 и 22 марта произвёл два огневых налёта, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра. Во время стрельбы от стволов орудий отлетали осколки металла – вооружения корабля было предельно изношено. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт. После ремонта корабль не покидал Поти. Лишь однажды, 12 сентября 1942 г. его перевели в Батуми, но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти.


После ремонта в Поти на борту корабля (по приказу комиссара ВМФ Н. Кузнецова от 31 мая 1943 г.) вновь появилось легендарное имя — «Севастополь». В 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Севастополь» был награжден орденом Красного Знамени.


С 24 июля 1954 года линкор использовался как учебный корабль. В 1956 исключен из состава ВМФ и передан в ОФИ. В 1956—1957 разобран на Севастопольской базе «Главвторчермета» на металл.

А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик проекта ТБ Балтий-ского завода
Завод-строитель Адмиралтейск.
и Балтийский заводы
Год вступления в строй ……………1914
Число кораблей в серии ………………..4

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
— нормальное (пр. на 1.09.1912) 23288
Главные размерения(проектные), м:
-длина по КВЛ……………………….181,2
— ширина с броней…………………..26,9
— осадка …………………………………….8,5
Главная энергетическая установка:
— тип уст-ки………….паротурбинная
— тип гл.механизм. .турбина Парсона
— число агрегатов 10
— суммарная мощность
агрегатов , л.с. 42000
— тип котлов водотрубн. усов.
сист. «Яррод»
— число котлов …………………………..25
Электроэнергетическая установка:
— парам, тока пост. и перем. 37,5Гц
— число х мощность генерат., кВт 4х320 ТГ.З х 120 ДГ, 2х320ДГ
Скорость хода, наибольшая, уз. …23
Дальность плавания, мили (при скор.. уз.) 1625(13) и 800(21,75)
Запас топлива(угля/нефти). т:
-нормальный …………………….816/200
-усиленный……………………..2500/1100
Экипаж, чел………………………………1126 Бронирование, мм:
— верхняя брон. палуба…………..37,5
— средняя броневая палуба ……19-25
— нижняя броневая палуба ……….12
— продольная переборка……..37,5-50
— броневой скос …………………………50
— траверзы………………………………..100
— главный броневой пояс:
в средней части ……………………..225
в оконечностях 125, 100
— верхний броневой пояс:
в средней части …………………….. 125
в носов.оконечности …………….. 75
— боевые рубки(носовая и кормовая):
вертикальная броня………………254
крыша, пол……………………….100, 76
-труба с ЦП ………………………..76-127
— башни главного калибра:
верт. броня, противовес,
барбета ………………………….203,305
крыша……………………………………….76
— переборки казем. 120 мм оруд. 25
— кожухи дымовых труб 22

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
Число АУ х количество стволов и калибр 4х3- 305 мм
Боезапас на ствол 100
Число АУ х количество стволов и калибр 16х1 -120мм
— боезапас на ствол ………………….250
Число АУ х количество стволов и калибр 8х1-75 мм
— боезапас на ствол ……………………52
Число АУ х количество стволов (для борьбы с аэропланами, дирижаблями и возд. шарами) и калибр 4 х 1 — 63,5 мм
— боезапас на ствол…………………..300
Число АУ х количество стволов и калибр 4х1-47 мм
— боезапас на ствол…………………..200
Торпедное(минное):
Число ТА х калибр, мм ………..4 х 450
Общее число торпед, ед. 12
Противоторпедные сети
Средства связи и наблюдения:
Боевые прожектора:
— число х диаметр, см …………..6 х 90
Радиостанции:
— искровые радиотелеграфные станции мощностью 0,2 и 10.2 кВт (система М.В., обр. 1913 г.)







____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap