ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300В (9К81). ANTI-AIRCRAFT MISSILE SYSTEM S-300V (9K81)



ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300В (9К81)
ANTI-AIRCRAFT MISSILE SYSTEM S-300V (9K81)

26.10.2009
ВЕНЕСУЭЛА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЛАНИРУЕТ ПРИОБРЕСТИ ЗРС С-300В «АНТЕЙ»
3 сентября defesanet.com.br сообщил, что президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez) в телепрограмме «Алло, президент» более подробно рассказал о планируемых закупках в России современных систем вооружений, о которых стало известно в ходе его восьмого визита в эту страну.
Список включает 92 танка Т-72, но самыми главными приобретениями станут ракетные комплексы – РСЗО «Смерч» и ЗРС С-300 «Антей».
Реактивная система залпового огня «Смерч» оснащена ракетами калибра 300 мм, способными стрелять на дальность 90 км. Этот параметр больше соответствующего показателя ракет SS-80 РСЗО ASTROS II разработки бразильской компании AVIBRAS (80 км). Ракеты были разработаны специально для поставок в Малайзию. В бразильской армии используются ракеты SS-60 с дальностью 60 км.
Но наибольшим сюрпризом стало намерение приобрести ЗРС С-300В. Чавес стремится полностью контролировать воздушное пространство своей страны, но дальность этих ракет (300 км) может угрожать воздушному пространству соседних стран. Фотографии ЗРС были продемонстрированы на канале En Vivo.
Военный паритет

22.10.2010
С-300В ВПЕРВЫЕ ПОРАЗИЛ МИШЕНИ-ИМИТАТОРЫ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИХ БР
Расчеты зенитных ракетных систем С-300В впервые в учебно-боевой практике смогли поразить мишени, которые имитировали оперативно-тактические баллистические ракеты, сообщил журналистам в пятницу в Москве начальник зенитных ракетных войск (ЗРВ) Военно-воздушных сил генерал-майор Сергей Попов.
«Благодаря кропотливой работе аппаратов зенитных ракетных войск Северо-Западного и Дальневосточного объединений ВВС и ПВО по подготовке зенитных ракетных частей С-300В.
РИА Новости

12.04.2012
КИРОВСКИЙ ЗАВОД ПОЛУЧИЛ НА НЕСКОЛЬКО МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ

Завод Универсалмаш (дочернее общество ОАО Кировский завод) стал соисполнителем крупного государственного оборонного заказа (ГОЗ) по оснащению российских средств ПВО новыми модернизированными зенитными ракетными системами (ЗРС) С-300В4. В составе консорциума предприятий, привлеченных к реализации ГОЗ и входящих в состав ОАО Концерн ПВО Алмаз-Антей, Универсалмаш получил заказ на поставку 40 единиц унифицированных гусеничных шасси, на которых базируются боевые элементы ЗРС.
В соответствии с условиями контракта, техника должна быть поставлена поэтапно в течение трех лет, в т.ч. в 2012 году . 12 единиц, в 2013-м . 21 и в 2014-м . 7 единиц. При этом программа изготовления шасси в 2014 году может быть значительно увеличена за счет необходимости опережающих поставок для ГОЗ 2015 года. Общий объем заказа для Кировского завода — 4 053 млн рублей, более 1 млрд из которых завод уже получил в рамках финансирования работ первого этапа.
Управление по связям с общественностью ОАО Кировский завод

13.06.2012
ТУРЦИЯ ВЫБЕРЕТ ПОСТАВЩИКА СИСТЕМ ПВО/ПРО T-LORAMIDS В НАЧАЛЕ ИЮЛЯ

В начале июля руководство Турции планирует объявить победителя тендера на поставку систем ПВО/ПРО дальнего действия T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air And Missile Defence System).
Как заявил изданию один из руководителей ведомства по закупке оборонной продукции, решение о выборе победителя тендера, вероятно, будет объявлено в начале июля. Стоимость программы закупки оценивается в 4 млрд дол.
Претендентами на победу в тендере являются американский консорциум «Локхид Мартин»/«Рейтеон» с комплексом, созданным на базе проектов ЗРК «Пэтриот» версий РАС-2 и РАС-3, китайская компания CPMIEC (China National Precision Machinery Import and Export Corporation) с комплексом HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000), «Рособоронэкспорт» (ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей») с ЗРС С-300ВМ «Антей-2500», а также французско-итальянский консорциум «Евросам» с ЗРК SAMP/T на базе ЗУР «Астер-30».
Ожидается, что решение будет принято 4 июля в ходе заседания Исполнительного комитета оборонной промышленности, в состав которого входят премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, министр обороны Исмет Йылмаз, начальник Генерального штаба ВС Турции Неджет Озел и руководитель Секретариата оборонной промышленности Мурад Байяр.
Тендер на поставку систем ПВО/ПРО Турция объявила еще в 2009 году. На текущий момент программа приобретения системы T-LORAMIDS серьезно отстает по срокам. По информации чиновника, на этот раз будет принято либо окончательное решение, либо будут определены финалисты конкурса.
Следует отметить, что США и ряд западных стран возражают против закупки Турцией российской или китайской систем, ссылаясь на то, что это вызовет трудности при их возможной интеграции в систему ПРО НАТО, а также проблемы с поставкой запчастей.
ЦАМТО

27.09.2014

По решению главы машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы» Михаил Болотина переходящее знамя от ОАО «Курганмашзавод» («Лучшее предприятие 2013 года») перешло Лучшему предприятию 2014 года — ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» (ООО «ЛЗГТ»). Завод за год работы продемонстрировал стабильно хорошие результаты по основным экономическим и производственным показателям, набрав наивысший показатель по общему баллу, тем самым обеспечив себе устойчивую позицию во внутрикорпоративном итоговом рейтинге эффективности.
История предприятия началась в 1967 году, когда на Липецком тракторном заводе было организовано спецпроизводство по выпуску военной техники – базовых шасси для монтажа зенитно-ракетных комплексов «Круг», обозначавшихся как «изделие 124». В 1985 – 1987 гг. производственная площадка была расширена и реконструирована, после чего завод превратился в основного поставщика гусеничных шасси для монтажа зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-300В.
Сегодня основу производственной программы составляют семь базовых и шесть модернизированных самоходных гусеничных шасси и запасные части к ним. Готовые шасси поставляются ОАО «Марийский машиностроительный завод» в г. Йошкар-Ола, ОАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» в г. Екатеринбург и ОАО «Муромский завод радиоизмерительных приборов», где комплектуются специальными надстройками, обеспечивающими полную боеготовность дивизионов управляемых ракет. Липецкие машины широко используются в вооруженных силах Белоруссии. В 2011 году предприятие впервые взялось за выполнение контракта на поставку своей продукции иностранному заказчику и успешно справилось с поставленной задачей.

ЛИПЕЦКИЙ ЗАВОД ГУСЕНИЧНЫХ ТЯГАЧЕЙ



ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300В (9К81)



Бурное развитие после второй мировой войны стратегических наступательных вооружений с ядерными боезарядами потребовало создания дорогостоящих систем стратегической ПРО. Но как только стало ясно, что массированное применение ядерного оружия сотрет с лица земли и нападающих и обороняющихся, на вооружении стали появляться неядерные ВТО, сравнимые по эффективности поражения с ядерными ударами. Причем ракетные технологии получили такое развитие, что сегодня все типы БР делятся на два класса:
Стратегические БР (дальность более 3500 км, ядерные заряд);
Нестратегические БР (дальность до 3500 км, неядерные заряд).
Соответственно и ПРО на ТВД разделилась на стратегическую и нестратегическую, т.е. тактическую ПРО. При этом тактическая ПРО предназначена для обороны ТВД от следующих типов ракет:
1) тактические баллистические ракеты (ТБР) с дальностью старта до 150 км (типовая «Ланс», максимальная скорость до 1200 м/с, неотделимая ГЧ);
2) оперативно-тактические баллистические ракеты с дальностью старта до 300 км (типовая ОТБР ОТР-300, максимальная скорость до 1600 м/с, неотделимая ГЧ);
3) оперативно-тактические баллистические ракеты с дальностью старта до 600 км (типовая ОТБР ОТР-600, максимальная скорость до 2350 м/с, отделяемая ГЧ);
4) баллистические ракеты с дальностью до 1000 км (типовая БРМД, максимальная скорость до 3000 м/с, отделяемая ГЧ);
5) баллистические ракеты средней дальности с дальностью старта до 3500 км (типовая БРСД «Дунфен-3″, максимальная скорость до 5000 м/с, отделяемая ГЧ);
6) авиационные аэробаллистические ракеты (типовая АБР «СРЭМ», максимальная
скорость до 1800 м/с);
7) авиационные управляемые ракеты (типовые ракеты УР «Майверик» и ПРР «Харм», максимальная скорость до АП до 1300 м/с);
8 ) крылатые ракеты (типовая ракета «АЛКМ», максимальная скорость до 300 м/с).
Тактическая ПРО должна обеспечивать прикрытие войск и защищаемых объектов от
ракетных ударов в оборонительных и наступательных операциях. Следовательно, все средства ПРО должны обладать высокой мобильностью, быстро разворачиваться и сворачиваться, совершать самостоятельно марш в любое время суток и года, работать на инженерно неподготовленных позициях и оперативно взаимодействовать с другими средствами ПВО с помощью линий радиосвязи.
Проведенные по инициативе ГРАУ НИР «Защита» и «Бином» показали ограниченные возможности противосамолетных ЗРК в режиме ПРО. Наряду с экспериментом по использованию для ПРО ЗРК «Круг» по инициативе ГРАУ с участием НИИ-3 в НИЭМИ развернули НИР «Призма» (руководитель В.М. Свистов), для разработки технических предложений (аванпроекта) по созданию универсального ЗРК для ПВО СВ, способного поражать всю гамму аэродинамических СВН и войсковых БР вероятного противника, прогнозируемых на 1970-е годы. В их числе рассматривались пилотируемые и беспилотные самолеты, вертолеты, управляемые авиабомбы, ударные элементы высокоточного оружия, специальные самолеты РЭБ и управления и, наконец, ОТБР, ТБР и крылатые ракеты, поразить которые возможно только на небольших дальностях. НИР «Призма» принципиально решила все технические проблемы создания универсального ЗРК, приобретшего по большому объему решаемых задач и составу технических средств облик зенитной ракетной системы.
НИР «Призма» (1963-1965 гг.) выполнялась на основании приказа Министра радиопромышленности В.Д. Калмыкова. Разработка в рамках НИР аванпроекта не предусматривалась. Он разрабатывался после завершения НИР по отдельному приказу В.Д. Калмыкова. В задании на НИР говорилось о необходимости разработки двух универсальных комплексов ПВО (ПСО и ПРО). Один из них предназначался для борьбы с ТБР (дальность действия 10?60 км) и самолетами, летящими на малых высотах. Другой – для борьбы с ОТБР (50?600 км) и самолетами, летящими на средних и больших высотах. В НИР «Призма» использовали задел, полученный в НИРах «Диск» и «Мир» (1950-1960 гг.).
Крупный задел был положен в «Призму» из результатов «Мира»:
• основы многофункциональных РЛС с использованием внутриимпульсной ЧМ;
• когерентно-импульсный метод СДЦ;
• моноимпульсный метод измерения угловых координат и дальностей целей;
• одновременная работа в режиме обнаружения и автосопровождения целей при скачкообразном перемещении луча;
• исследования по обнаружению ракет и наведению на них ЗУР;
• результаты исследований ЭПР и диаграмм вторичного излучения ракет и др.
Благодаря использованию ФАР удалось предложить направления решений трудных
проблем создания многоканальной по целям и ракетам системы распознавания целей. Было
предложено использовать в системе два типа ракет:
• ЗУР-1 – для поражения боеголовок ОТБР и дальних аэродинамических целей;
• ЗУР-2 – для поражения ТБР и других аэродинамических целей, т.е. отказаться от универсальной ЗУР.
В.Д. Калмыков подписал приказ, в котором головным исполнителем аванпроекта «Призмы» определил НИИ-20. Работу планировалось провести в течение 1967-1968 гг. Предприятиями-разработчиками отдельных систем комплекса были назначены:
• МФ РЛС – НИИ-208;
• ГСН – ОКБ-15;
• 253
• ЭВМ – НИИ математических машин (г. Ереван);
• Военно-технические вопросы – НИИ-3 МО СССР;
• ЗУР-1 и ЗУР-2 – КБ «Новатор».
• Руководителем работ был назначен В.М. Свистов (НИИ-20), а для ведения работ по тематике ПРО в НИИ-20 создали отдел 14. Ответственными исполнителями (заместителями руководителя) за входящие в комплекс системы были назначены:
• по МФ РЛС – главный инженер НИИ-208 В.В. Дегтярев;
• по ГСН – начальник ОКБ-15 Ю.Н. Фигуровский;
• по ЭВМ – главный инженер НИИ математических машин М.А. Семерджан;
• по ЗУР-1 и ЗУР-2 – начальник КБ «Новатор» Л.В. Люльев.
Несмотря на положительное заключение по аванпроекту работы по «Призме» были приостановлены. Генеральный конструктор КБ-1 Б.В. Бункин, занявший место умершего генерального конструктора, академика А.А. Расплетина выступил с инициативой создания взамен «Призмы» унифицированной зенитной ракетной системы С-500У для трех видов вооруженных сил: ПВО страны, СВ и ВМФ.
Работы по ЗРС С-500У опирались на элементную базу, осваиваемую в создаваемом центре полупроводниковых приборов в подмосковном Зеленограде и других филиалах. В НИИ-20 работы по С-500У проводил отдел 3, базируясь на исследованиях по отработке системы управления ракеты и боевого снаряжения направленного действия с тяжелыми осколками и на реальных пусках по ракетам 8К11 комплексом «Круг».
Структура ЗРС С-500У оказалась более компактной чем «Призма», и вписалась в рамки универсальной системы С-300 для трех родов войск (ПВО страны, ВМФ и СВ). В 1969 г.
Министерство обороны подготовило ТТТ на С-300. Руководство ГРАУ при активном «натиске» нового директора и главного конструктора НИЭМИ (НИИ-20) В.П. Ефремова организовало всестороннее обсуждение с заказчиками предложения КБ-1 и убедило всех в том, что модификация, предлагаемая для войсковой ПВО, будет рациональной только в случае обеспечения ПСО и ПРО. Работы по универсализации ЗРК «Круг» прекратились. НИР «Призма» закрылась, а заделы по «Призме» и «Кругу» использовали при разработке войсковой системы.
В итоге приняли решение о разработке ЗРС С-300 по единым ТТТ:
• для войск ПВО страны С-300П (ПСО);
• для ВМФ С-300Ф (ПСО);
• для войск ПВО СВ С-300В (ПСО и ПРО), обеспечивающей поражение СВН на дальностях 70?150 км, в том числе БР типа «Ланс», «Сержант» и «Першинг» на дальностях их стартов до 100 км и на высотах, не меньших безопасных высот поражения ядерных БЧ этих баллистических ракет.
Система С-300В создавалась для ПВО фронтового звена сухопутных войск. ЗРС С-300В разрабатывалась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 27.05.1969 г. Головным разработчиком комплекса, включая КП, МСНР, РЛС «Имбирь», блока управления головки ЗУР назначили НИЭМИ (в дальнейшем “Антей”), имевший к началу работ по системе опыт создания мобильного ЗРК сухопутных войск 2К11 “Круг” и его модификаций.
Главным конструктором ЗРС в целом и названных ее компонентов утвердили В.П.Ефремова. Заместителями главного конструктора по системе в целом назначили Г.И. Сергеева и В.Н. Епифанова.
Заместителями главного конструктора по наземным средствам были назначены:
• МСНР 9С32 – Р.С. Толмачев;
• КП 9С457 – Ю.Я. Зотов;
• РЛС-СО («Имбирь») – В.П. Нечаев;
• «борт» 9Э49 – В.Н. Фомин;
• по конструкторской части – А.И. Извеков;
• по системам полуактивного самонаведения в составе ГС, канала приема опорного
• сигнала подсвета цели с земли – В.Н. Фомин.

С самого начала комплекс С-300В разрабатывался как модуль тактической системы ПРО и помимо МСНР имел станции разведки кругового и секторного сканирования, что позволяло автономно обнаруживать БР на нисходящих ветвях траектории, а также аэродинамические цели, в том числе и малозаметные, изготовленные на основе технологии «стелс». Определенная как фронтовое средство, С-300В сформировалась в следующем составе основные боевых единиц:
• КП – командный пункт, предназначенный для управления боевой работой всей ЗРС и способный обеспечивать полный контроль 200 целей, завязывать и сопровождать трассы до 70 целей и до 24 из них распределять в автоматическом режиме между четырьмя МСНР (по приоритету опасности цели, боеготовности средств отражения и наличию боекомплекта ракет);
• «Обзор-3″ – РЛС кругового обзора, предназначенная для постоянного обзора пространства обнаружения и сопровождения вплоть до 200 целей, как аэродинамических, так и БР типа «Скад» и «Ланс» с передачей информации о них на КП ЗРС;
• «Имбирь» – РЛС секторного обзора, предназначенная для использования совместно с постом обработки радиолокационной информации (ПОРИ-1) в составе ПВО СВ автоматизированной системы «маневр» и в ЗРС С-300В для обнаружения аэродинамических целей в сложной помеховой обстановке при использовании противником активных, пассивных, прицельных и комбинированных помех большой интенсивности, а также для обнаружения и трассового сопровождения высокоскоростных малоразмерных БР типа «Першинг», аэробаллистических ракет типа СРЭМ и самолетов типа AWACS на дальностях более 100 км;
• ЗРК (4 шт.), каждый из которых имеет в своем составе:
• МСНР, предназначенную для анализа координат приписанных целей, управления шестью ПУ с передачей им всей необходимой информации для наведения и пуска ракет, одновременно автоматически просматривающую приземную кромку, где могут появиться низколетящие цели. Наведение на маршевом участке – инерциальное, на конечном – полуактивное;
• ПУ (6 шт), двух типов: для двух ракет ЗУР-1 и для четырех ракет ЗУР-2. Каждая ПУ готовит к пуску одну или две ракеты (из числа размещенных на ПУ или на соединенной с ней ПЗУ), выстреливает ракету, передает на нее информацию радиокоррекции, подсвечивает цель бортовым радиолокатором на конечном участке траектории ЗУР до момента встречи ракеты с целью;
• ПЗУ (6 шт.) двух типов: ПЗУ-1 для 2 ракет и ПЗУ-2 для 4 ракет, предназначенных для перезарядки ПУ или совместной с ними работы – стрельбы;
• ЗУР двух типов: твердотопливные, двухступенчатые с одинаковой маршевой ступенью (перехват), но с разными ускорителями. Аэродинамическая схема – «несущий конус». Размещение ракет в ТПК многоразового использования с вертикальным стартом:
• ЗУР-1 – для поражения ОТБР и ТБР, самолетов типа AWACS, аэробаллистических ракет и аэродинамических целей на дальностях до 100 км. Максимальная скорость 2600 м/с.
• ЗУР-2 – для поражения ТБР, крылатых ракет ближнего радиуса действия вплоть до 40 км и аэродинамических целей, в том числе интенсивно маневрирующих с перегрузкой до 7-8 ед. Зона поражения по высоте 25?25000 м для аэродинамических и аэробаллистических целей. Максимальная скорость ЗУР 1700 м/с.
В состав ЗРС входят средства ремонта и технического обслуживания.
Многоканальная мобильная всепогодная система зенитного ракетного оружия С-300В («Антей-300В») с ракетами двух типов предназначена для обороны группировок войск, важнейших объектов фронта, а также административно-промышленных центров от ударов крылатых, аэробаллистических и баллистических ракет тактического и оперативно-тактического назначения, а также от самолетов и вертолетов армейской, тактической и стратегической авиации, аэродина¬мических средств воздушного нападения.
Основные технические решения при создании комплекса определялись задачами противоракетной обороны, что в частности определило использование оригинальной системы наведения ракеты. В исполь¬зуемых комплексом ракетах пременено инерциальное с радиокоррекцией наведение на среднем участке траектории и полуактивное самонаведение на конечном участке траектории. Использование ракет с высокоточной инерциальной системой управления и радиокоррекции позволило использовать радиолокационную ГСН для перехвата целей с эффективной поверхностью рассеяния более 0,02 кв. м.
В состав системы С-300В (9К81), принятой на вооружение в 1984 году, входят: командный пункт 9С457-1, РЛС кругового обзора 9С15МТ, РЛС секторного обзора 9С19М2, четыре огневых батареи. В состав каждой батареи входят следующие средства: станция наведения ракет 9С32-1 (располагаются в радиусе до 10 км от командного пункта системы), до 6 пусковых установок 9А82 и 9А83-1; до 6 пускозаряжающих установок 9А84 и 9А85.

Полный боекомплект ракет системы С-300В, находящихся на пусковых и пускозаряжающих установках – от 96 до 192 ЗУР 9М82 и 9М83, в зависимости от комплектации огневых батарей пусковыми установками и ракетами различных вариантов.
Система создавалась специально для действий в районах интенсивного действия фронтовой авиации, что наряду с широтой поставленных задач и необходимостью постоянного обеспечения круговой обороны при боевых потерях части средств потребовало применения расширенного состава радиолокационных станций обнаружения и наведения.
Разработка системы С-300В проводилась в два этапа. На первом этапе система создавалась для борьбы с аэродинамическими целями, тактическими баллистическими и крылатыми ракетами. Опытный образец системы первого этапа включил: КП, РЛС-КО, МСНР, ПУ и ПЗУ с ЗУР-1, а также средства технического обеспечения и обслуживания. В таком составе ЗРС успешно прошла в 1980-1981 гг. государственные испытания и в 1983 году была принята на вооружение войсковой ПВО под названием ЗРС С-300В1.
На втором этапе система дорабатывалась с целью обеспечения борьбы с оперативно-тактическими баллистическими и аэродинамическими ракетами и барражирующими постановщиками помех. ЗРС была дополнена новыми боевыми средствами: РЛС-СО, ПУ и ПЗУ с ЗУР-2. Государственные испытания системы совместно с указанными средствами проводились в 1985-1986 гг. Успешно завершившиеся испытания позволили принять ЗРС С-300В на вооружение войсковой ПВО в 1988 году. Высокие боевые возможности ЗРС С-300В были подтверждены учебно-боевыми стрельбами и на специальных учениях. Так, на прошедших в России учениях «Оборона-90» и «Оборона-92» система обеспечивала поражение самолетов первой же ракетой, а БР уничтожились ею не более, чем двумя ЗУР.
В 1985 г. за создание двух изделий (системы ближней локации — системы неконтактного подрыва и бортовой вычислительной машины) к ракетам ЗРС С-300В новосибирский НИИЭП награждён орденом «Трудового Красного Знамени».
Уникальные свойства комплекса позволяют защищать площадь в 500 кв. км от одновременного удара четырех тактических баллистических ракет (БР) типа «Lance», или от двух ракет типа «Pershing-1А» площадь до 240 кв. км, или от одной ракеты типа «Pershing-1B» площадь до 310 кв. км, или от одной ракеты типа «Scud» площадь до 1400 кв. км (расчеты производились с учетом типа боевой части БР), вести борьбу с воздушными целями, имеющими эффективную поверхность рассеяния более 0,02 кв.м.
Все основные боевые средства системы и мобильного зенитно-ракетного комплекса С-300В для возможности передвижения по бездорожью и пересеченной местности вместе с прикрываемой боевой техникой смонтированы на базе унифицированного гусеничного шасси ГМ-830 (об.830 — об.835) высокой маневренности и проходимости, имеющего автономные средства электроснабжения и радиосвязи.
Гусеничное шасси для комплекса С-300В создано в КБ-3 Ленинградского Кировского завода (ныне АО «Спецмаш»), главный конструктор Н.С.Попов, заместители главного конструктора Н.В.Курин, А.А.Магденко. Было разработано восемь гусеничных шасси для различных устройств и агрегатов системы. В основу была положена хорошо отработанная ходовая часть одной из самоходных артиллерийских установок, в которой использовались узлы и агрегаты ходовой части танков Т-72 и Т-80 и многотопливные дизельные двигатели В-46 или В-84. Моторно-трансмиссионное отделение перенесено в корму машины. Габариты каждого из средств в свернутом (походном) положении не превышают 12,25 х 3,38 х 3,27 м.

Построение системы – номенклатура боевых средств обеспечивает минимальное время от обнаружения до обстрела воздушных целей.
Командный пункт (КП) 9С457-1 обеспечивает управление боевыми средствами системы; производит анализ воздушной обстановки, целераспределение и целеуказание огневым комплексам (до четырех в системе), а также обеспечивает информацию в сложной помеховой обстановке, производит анализ боеспо¬собности боевых средств. Центр сектора поиска и его параметры устанавливаются относительно КП системы. КП завязывает и сопровождает трасcы до 70 целей, до 24 из них распределяет в автоматическом режиме между четырьмя станциями наведения ракет.
Трехкоординатная радиолокационная станция кругового обзора 9С15МТ «Обзор» (Bill Board по кодовому обозначению НАТО), смонтированная на гусеничном шасси об.832, производит регулярный обзор пространства (с темпом 5-10 оборотов в минуту), обнаруживает до 200 целей и передает информацию о них на КП системы. Станция, обслуживаемая четырьмя операторами, производит обнаружение целей в диапазоне по дальности 10-250 км при углах места цели от 0 до 55 градусов. Обеспечивается завязка и сопровождение трасс целей и распознавание классов целей. Тип антенны – фазированная волноводно-щелевая решетка; сканиро¬вание по азимуту – механическое, по углу места – электронное. РЛС разработана в НИИИП и производится на Муромском заводе РИП. В настоящее время в производстве находятся модернизированные РЛС 9С15МВ3 и 9С15МТ3.
Трехкоординатный радиолокатор секторного обзора 9С19М2 (High Screen) предназначен, прежде всего, для поиска в заданном секторе пространства баллистических ракет противника. При обзоре пространства в секторе (+/-30 градусов по азимуту от заданного направления, до 75 (80) градусов по углу места), ограниченном по дальности обнаружения от 20 (50) до 175 км, производится обнаружение целей и определение их координат с точностью 200-300 м по дальности и угловой погрешностью в 15 минут. РЛС 9С19М2 производит регулярный обзор пространства, обнаруживает все воздушные цели в секторе обзора, завязывает до 16 трасс по баллистическим целям и передает всю информацию о воздушной обстановке на КП системы. Боевой расчет станции четыре человека.
Предусмотрена возможность поиска целей радиолокационными станциями кругового и секторного обзора по внешнему указанию от КП системы и вышестоящих КП.
Трехкоординатная многоканальная станция наведения ракет 9С32-1 (Grill Pan) производит обзор пространства в секторе 0-42 градуса (по нормали к плоскости антенны). При повороте антенного поста обеспечивается просмотр пространства по азимуту в секторе 340 градусов. Станция наведения ракет 9С32-1 измеряет координаты выделенных КП целей, управляет работой до шести ПУ и передает на них информацию, необходимую для пуска и наведения ракет, автоматически осуществляет просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низколетящие цели. Производится управление работой пускозаряжающих установок. Тип антенны – фазированная решетка с электронным сканированием луча. Боевой расчет станции шесть человек. При работе в условиях постановки противником активных помех используется режим «координатной поддержки»: дальность до цели определяется с помощью РЛС обнаружения (9С15 и 9С19), угловые координаты цели определяются радиолокатором наведения ракет 9С32-1.
Для возможности борьбы с пилотируемыми летательными аппаратами и оперативно-тактическими баллистическими ракетами противника в системе С-300В используются ракеты двух типов: 9М82 и 9М83, спроектированные СМКБ “Новатор” (г. Екатеринбург).
ЗУР 9М82 (или «Тип I») и 9М83 («Тип II») — двухступенчатые твердотопливные ракеты вертикального старта, выполненные по аэродинамической схеме «несущий конус». Маршевые ступени ракет унифицированы по многим узлам и агрегатам и практически идентичны. Ракеты размещены в транспортно-пусковых контейнерах 9Я238 и 9Я240 многоразового использования с открываемыми перед пуском ракеты крышками.
ЗУР 9М82 и 9М83 представляли собой двухступенчатые твердотопливные ракеты, выполненные по аэродинамической схеме «несущий конус» с газодинамическими органами управления первой ступени. Ракеты размещались в ТПК. Конструкция ракет была в максимальной степени унифицирована, основные отличия были связаны с применением более мощной стартовой ступени на 9М82.
В головной части ракет были размещены единые для ракет блоки бортовой аппаратуры:
• аппаратура самонаведения :
• неконтактное взрывательное устройство (НВУ);
• инерциальная система управления;
• бортовое вычислительное устройство .
ЗУР были снабжены боевой частью направленного действия.
На хвостовом отсеке маршевой ступени размещались по четыре аэродинамических руля и стабилизатора.
При старте ракета выбрасывается из контейнера давлением продуктов сгорания газогенератора, раскрываются управляющие аэродинамические поверхности. Импульсные двигатели обеспечивают предварительное склонение ракеты в сторону пусковой установки для предотвращения попадания щита, закрывающего сопловую часть стартовой ступени, и газовой струи стартующей ракеты непосредственно на конструкцию пусковой установки. Система управления вектором тяги (четыре регулируемых сопла перепуска газа находятся у среза сопла стартового двигателя) за время работы стартовой ступени обеспечивает наведение ракеты в расчетную точку встречи с целью. После отделения маршевой ступени, в случае существенного отклонения ракеты от расчетной точки встречи при стрельбе по маневрирующей цели, на борт ракеты с РЛС пусковой установки передаются текущие координаты цели для введения поправок в бортовую инерциальную систему наведения. Для оптимизации параметров полета ракеты двигатель стартовой ступени включается с некоторой задержкой после отработки и отделения двигателя маршевой ступени.
Способ наведения ракет – комбинированный инерциальный вывод с полуактивным самонаведением на конечном участке полета. На начальном этапе ракета летит по данным, введенным в бортовое вычислительное устройство перед пуском. На среднем участке траектории производится наведение по командам радиокоррекции, на конечном – работает радиолокационная головка самонаведения. При захвате цели головкой самонаведения ракеты управление производится только по ее командам. Боевая часть массой 150 кг – осколочно-фугасная направленного действия. При подлете к цели производится дополнительный доворот ракеты по крену для соответствующей ориентации БЧ и поражения цели плотным потоком тяжелых осколков (массой по 15 г). Подрыв БЧ производится исходя из типа цели: в районе головной части при стрельбе по баллистической ракете (производится поражение цели с подрывом ее БЧ или ее увод с расчетной траектории) и в районе центра планера при стрельбе по самолетам.
На каждую цель может быть одновременно наведено до двух ракет с одной ПУ или до четырех ракет с двух ПУ.
Зенитные управляемые ракеты поставляются с завода в транспортно-пусковых контейнерах и не требуют предварительной подготовки перед боевым исполь¬зованием, за исключением 15-секундного цикла предстартовой подготовки (ввода в автопилот ракеты полетного задания и предстартовой проверки функ¬ционирования бортовой аппаратуры).
Ракета 9М82 предназначена для поражения оперативно-тактических баллистических ракет на дальностях до 40 км, аэробаллистических ракет, аэродинамических целей, в том числе самолетов-постановщиков активных помех на дальностях до 100 км.
Ракета 9М83 предназначена для поражения аэродинамических целей, в том числе маневрирующих с перегрузкой до 7-8g, баллистических, аэробал¬листических и крылатых ракет.
Самоходная пусковая установка 9А82 обеспе¬чивает подготовку одной-двух ракет 9М82, размещенных непосредственно на ПУ или на соединенной с ней пуско-заряжающей установке 9А84 (с однотипными ракетами), осуществляет пуск ракет, передает информацию радиокоррекции, производит подсвет цели. Самоходная установка оснащена радиолокатором подсвета цели, осуществляющим подсвет обстреливаемой цели только в передней относительно пусковой установки «полусфере».
Самоходная пусковая установка 9А83 обеспечивает подготовку одной-двух из четырех ракет 9М83, размещенных непосредственно на ПУ или на соединенной с ней пускозаряжающей установке 9А85 (с однотипными ракетами), осуществляет пуск ракет, передает информацию радиокоррекции, производит подсвет цели. Самоходная пусковая установка оснащена поднимаемым на специальном мачтовом устройстве радиолокатором подсвета, осуществляющим подсвет цели и передачу команд радиокоррекции независимо от азимута цели относительно ПУ. Общее число пусковых установок двух типов в комплексе – до шести.
Пуско-заряжающие установки (ПЗУ) 9А84, 9А85 сопрягаются с однотипными (по ракете) пусковыми установками, обеспечивают заряжание самоходных пусковых установок 9А82, 9А83 и самозаряжание с помощью кран-балки, транспортировку и хранение ракет. Производится предпусковой контроль и пуск ракет. Общее число пускозаряжающих установок в комплексе – до шести.
Пусковые, пускозаряжаюшие установки и ракеты выпускаются ОАО «Машиностроительный завод им. М.И.Калинина» (г. Екатеринбург).
Время развертывания комплекса с марша в любой местности – 5 минут, время свертывания – 5 минут. Время перевода системы из дежурного режима в боевой не превышает 40 секунд. Общий ресурс эксплуатации боевых средств – 20 лет. Комплекс может транспор¬тироваться железнодорожным, воздушным, водным транспортом без ограничений по скорости и расстоянию. Для транспортировки боевых машин системы С-300В по автодорогам используются транспортные автопоезда – полуприцепы-тяжеловозы, буксируемые тягачами
МАЗ-537.
Для подвоза ракет с арсеналов и баз хранения используются транспортные автопоезда – седельные тягачи типа КрАЗ и полуприцепы-тяжеловозы.
Испытания комплексов С-300В и учебно-боевые стрельбы проводятся на полигоне ПВО Сухопутных Войск Эмба (на территории Республики Казахстан).
По данным печати в процессе боевых испытаний и учений поражено свыше 60 тактических и оперативно-тактических баллистических и аэробаллистических ракет с дальностью пуска от 65 до 900 км. При этом обеспечивалось накрытие головных частей осколками БЧ ракеты-перехватчика и увод баллистической ракеты от точки прицеливания на расстояние до 15 км.
Уникальные свойства зенитно-ракетного комплекса позволяют ему бороться с воздушными целями, имеющими эффективную площадь отражающей поверхности более 0,02 квадратных метра. Привязка к единой системе координат обеспечивается аппаратурой навигации, топопривязки и ориентирования, входящей в состав каждого боевого средства.
По зарубежным данным в 1986 году было развернуто на позициях 60 комплексов С-300В и до 30 – находилось в производстве.
Дополнительно для проведения разведки воздушной обстановки системе С-300В придается мобильная двухкоординатная радиолокационная станция кругового обзора 1Л13-3 «Небо-СВ», разработанная и производящаяся Нижегородским телевизионным заводом (НИТЕЛ). Радиолокационная станция предназначена для контроля воздушного пространства, обнаружения и определения координат (азимут, дальность) воздушных целей на больших дальностях в условиях интенсивного радиопротиводействия.
Станцию отличают высокая эффективность обнаружения воздушных целей (в том числе изготовленных по технологии «STEALTH»), высокая надежность, наличие автоматизированных систем диагностирования, непрерывного контроля функцио¬нирования, поиска и локализации неисправностей, съема данных; возмож¬ность использования в составе средств быстрого развертывания и в составе автоматизированных систем управления; простота технического обслуживания.
Размеры основной антенны – 16 х 3,24 м. Среднее время наработки на отказ – 250 часов. Станция и ее оборудование (полный комплект) размещено на трех автомобилях и одном прицепе. В таблице приведены дальности обнаружения цели типа «истребитель».
Аппаратный модуль смонтирован на шасси автомобиля «Урал» (общая масса 12 тонн). В состав аппаратного модуля входят: приемопередатчик, рабочее место оператора, оборудование ЭВМ, ЭВМ обработки информации, встроенная аппаратура контроля и локализации неисправностей, система внешней телекодовой проводной связи, две радиостанции внешней связи, тренажер и блок аппаратуры государственного опознавания целей.
Основной антенный модуль с кабиной АПУ размещен на шасси автомобиля «Урал», общая масса единицы техники – 11,5 т. Антенный модуль конструктивно состоит из плоской антенной решетки, электропривода с опорно-поворотным устройством, механизма развертывания из походного положения, контейнера с аппаратурой приемника и сдвигаемого защитного кожуха.
На базе шасси автомобиля КамАЗ выполнена электростанция ЭД-2х30-Т30П-3РА в составе двух дизель-генераторов (при работе на подготовленной позиции возможно энергоснабжение станции от промышленной сети).
Станция комплектуется наземным радиолокационным запросчиком (антенное устройство, синхронный следящий привод и ЗИП – на базе низкорамного прицепа 2ПН4М, общая масса 5 т). Возможна дополнительная комплектация станции выносным постом управления с двумя рабочими местами операторов, смонти-рованном в кузове-фургоне К1П. Скорость передвижения комплекса станции по шос¬сейным дорогам до 75 км/ч. Возможна транспортировка железно¬дорожным, водным и авиационным транспортом.
Система С-300В может работать в сочетании с АСУ ПВО: “Сенеж” (5С99М), «Сенеж-М» (5С99М-1), “Байкал” (73Н6), “Байкал-1”. Автоматизированная система управления зенитной ракетной бригадой Поляна-Д4″ («Поляна-Д4М») предназначена для центра¬лизованного автоматического и автоматизированного управления боевыми действиями ЗРК С-300В (С-300ВМ).
Главный конструктор РЛС обна¬ружения, входящих в зенитные ракетные системы С-300 различных модификаций, Ю.А.Кузнецов (ВНИИ РТ).
При эксплуатации боевых средств системы С-300В их обслуживание осуществляется машинами 9В878-1 9В879-1. Машина ремонта и технического обслуживания 1Р15 предназначена для проведения техни¬ческого обслуживания и текущего ремонта радиоэлектронной аппаратуры. Для проверок оборудования, хранения и транспортировки ЗИП используются машины 9В898-1, 1Р16 и 9Т447-1. В состав средств системы С-300В входит тренажер 9Ф88 для проведения комплексных тренировок расчетов всех боевых машин при имитации воздушной обстановки.


Впервые система С-300В была широко представлена на выставке «Мосаэрошоу-92″ в г. Жуковский под Москвой.
Комплекс С-300В получил на западе наименование SA-12А «Gladiator» (с ракетами «типа II» – 9М83) и SA-12В «Giant» (с ракетами «типа I» – 9М82).
Накануне визита в Москву президента США Билла Клинтона в апреле 1995 года в столице России было принято беспрецедентное решение о продаже США комплекса С-300В. Машиностроительный завод им. М.И.Калинина в 1995 году выполнил контракт ГК «Росвооружение» по поставке в США пусковых установок и ракет системы С-300В. Учитывая возможность производства на собственных заводах, большой интерес к закупке комплексов С-300В проявляет Южная Корея («Военный парад». N5. 1997).
На авиакосмическом салоне МАКС-97 в павильоне на стенде концерна «Антей» были представлены модели боевых машин системы С-300В, существенно отличающиеся по внеш¬нему виду от демонстрировавшихся ранее, но с использующие «старую» гусеничную базу.
Заложенные при проектировании системы С-300В высокие модернизационные возможности позволяют расширять ее боевые и эксплуатационные характеристики. В статье Генерального конструктора В.Ефремова, помещенной в журнале «Военный парад» (январь-февраль 1996 года), говориться о возможности улучшения технических характеристик системы С-300В:
— максимальная дальность поражения аэродинамических целей — до 200 км;
— обеспечение поражения баллистических ракет с дальностью их старта до 3000 км;
— интегрирование с другими системами.
Трудно переценить вклад в разработку системы С-300В многих коллективов оборонных отраслей промышленности и военных специалистов. Труд их был достойно отмечен государством.
Лауреатами Ленинской премии стали В.Н. Шебеко, В.А. Смирнов, Д.И. Прокофьев, В.Н. Епифанов, Г.И. Чекин. Государственной премии СССР были удостоены В.П. Ефремов, В.А. Винокуров, Э.К. Спринтис, Ю.Я. Зотов, Л.П. Гельд, Ю.А. Кузнецов, В.И. Згода, Э.И. Соренков, Е.П. Ефремов, И.Ф. Голубев, А.Г. Головин, С.М. Коваль, Н.Ф. Иова, Ю.А. Кожухов, И.А. Бисярин, А.И. Извеков, С.А. Барсукова, В.П. Нечаев, И.Д. Волков, М.Б. Дуэль, Ю.А. Андерсен и другие.

А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»), Использованы материалы НИЭМИ, НИИЭП, ВТС «БАСТИОН» и др.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Зона поражения аэродинамических целей, км
— по дальности до 100
— по высоте 0,025…30
Зона поражения баллистических целей по высоте, км 1…25
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с 3000
Число целей, одновременно обстреливаемых дивизионом 24
Число ЗУР, одновременно наводимых дивизионом 48
Темп стрельбы, с 1,5
Время подготовки ЗУР к пуску, с 15
Время перевода системы из дежурного режима в боевой, с 40
Боекомплект ЗУР дивизиона (на ПУ и пускозаряжающих установках) 96-192
Вероятность поражения ракеты «Ланс» одной ЗУР 9М83 0,5…0,65
Вероятность поражения самолета одной ЗУР 9М83 0,7…0,9
Вероятность поражения головной части ракеты «Першинг» одной ЗУР 9М82 0,4…0,6
Вероятность поражения ракеты СРЭМ одной ЗУР 9М82 0,5…0,7
Способ наведения ЗУР комбинированный, инерциальный с полуактивным самонаведением
Максимальная скорость полета, м/с:
ЗУР-1 2600
ЗУР-2 1700
Тип боевой части ЗУР ОФБЧ направленного действия
Возимый боезапас ЗУР 96-192 в зависимости от комплектации
Время развертывания-свертывания, мин. 5

ШАССИ ЗРК С-300В

Тип Самоходные гусеничные шасси (6 модификаций) средств систем С-300В, С-300ВМ предназначены для монтажа и транспортировки радиотехнической аппаратуры и специального оборудования.
Образцы изд. 830-835; 830М; 832М-835М
Изготовитель ОАО «Спецмаш»
Масса, т до 28
Грузоподъемность, т до 24
Экипаж, чел 3-7
Максимальная скорость движения, км/ч. 53
Запас хода по шоссе, км 250
Мощность двигателя, л.с. 840
Мощность энергетической установки, кВт 75-130

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300В НА ВЫСТАВКАХ
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300В НА МВСВ-2008
МОБИЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «АНТЕЙ-2500»
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С-300В4
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ (НИИЭП)
НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (НИЭМИ)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap