ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300П

ANTIAIRCRAFT MISSILE SYSTEM S-300P


06.03.2017

Вооруженные силы Ирана провели успешные испытания российского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300. Об этом сообщает агентство IRNA в субботу, 4 марта.
Тестирование состоялось в рамках учений сил противовоздушной обороны «Демавенд». Иранские военнослужащие произвели пуски ракет, в результате которых предполагаемые цели были успешно ликвидированы.
В рамках учений отработаны этапы обнаружения, идентификации, перехвата и поражения целей С-300, а также различные сценарии по отражению возможных угроз, уточняет агентство.
3 марта в интернете появилась видеозапись, на которой запечатлен фрагмент полета ракеты, выпущенной иранскими военными из зенитной ракетной системы С-300ПМУ-2 «Фаворит», полученной из России в начале 2016 года.
В октябре 2016 года Россия завершила поставку С-300 в Иран. По словам российского премьер-министра Дмитрия Медведева, данная поставка не противоречит теплым отношениям с Израилем.
В апреле 2015 года президент России Владимир Путин снял эмбарго на поставку в Иран С-300.
Лента.ру

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

25.04.2017

Министерство обороны Казахстана до конца года установит на боевое дежурство пять дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300, полученных от России, для выполнения задач по противовоздушной обороне республики. Об этом сообщил министр обороны Казахстана Сакен Жасузаков в ходе «правительственного часа» в мажилисе (нижней палате) парламента.
«Хотел бы обратить внимание на систему противовоздушной обороны. На сегодняшний день мы от Российской Федерации получили пять дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300, которые в конце этого года поставим на боевое дежурство, и вопрос создания системы противовоздушной обороны будет практически решен», — информировал Жасузаков.
По его словам, сейчас в Казахстане организовано производство трехкоординатных радиолокационных станций «НУР». «Мы практически первый комплект уже поставили для прикрытия Астаны, второй устанавливаем в Караганде. В дальнейшем планируем увеличить их приобретение для того, чтобы заменить старые имеющиеся комплекты радиолокационных станций», — сообщил глава Минобороны.
Жасузаков отметил, что в этом вопросе особое внимание уделяется обороне Астаны. «Сейчас развернули здесь необходимые силы и средства и приобретаем новые радиолокационные станции, чтобы наблюдать за низколетящими целями», — пояснил министр.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

25.04.2017

Говоря о перспективах более ранних зенитно-ракетных систем, Генеральный конструктор концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» Павел Созинов отдельно остановился на проверенных временем С-300 различных модификаций. По его словам, они все еще востребованы на мировом рынке торговли вооружениями. Генеральный конструктор напомнил, что в середине апреля президент Сербии Александр Вучич заявил журналистам, что Белграду нужны два дивизиона ЗРС С-300 и полковой командный пункт. Эта сделка в настоящий момент обсуждается с Россией. В то же время президент Вучич отметил, что пока никаких конкретных договоренностей с Москвой не достигнуто.
Созинов считает, что если бы у Белграда в 1999 году были на вооружении системы С-300, НАТО не решилось бы на бомбардировки Югославии, так как авиация альянса понесла бы неприемлемые потери. Сегодняшний интерес Сербии к покупкам современных российских средств ПВО объясним — самыми мощными ЗРК этой страны являются уже сильно устаревшие С-125М1 и «Куб-М». Оба этих комплекса — малой дальности и не в состоянии обеспечить безопасность воздушных границ государства. Однако ряд военных экспертов считает, что сделка по покупке Сербией российских С-300 не состоится по политическим причинам.
РИА Новости

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

30.05.2017

Расчеты зенитных ракетных систем С-300 в Хабаровском крае провели условные пуски ракет по наземным целям — бронетехнике условного противника, сообщает пресс-служба Восточного военного округа.
В округе отметили, что поднятые по тревоге зенитчики были переброшены в район стрельб, по пути отразив нападение диверсантов «неприятеля», преодолев зараженный участок местности и выполнив ряд специальных нормативов.
«Затем личный состав зенитных ракетных систем С-300 выполнил развертывание пусковых установок, отработал электронные пуски ракет по наземным целям, имитирующим бронетехнику условного противника в одном из районов Хабаровского края», — сказали в пресс-службе, не уточнив, сколько человек приняли участие в учениях.
В округе напомнили, что зенитные системы С-300 способны уничтожать наземные цели, получая их координаты от разведывательных подразделений сухопутных войск.

25.08.2017

Россия обсуждает с Сербией возможность поставки зенитных ракетных систем С-300. Об этом, как передает РИА Новости, заявил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев.
О желании купить систему семейства С-300П в апреле 2017 года сообщил президент Сербии Александр Вучич. По его словам, сербские военные хотели бы получить два дивизиона этой системы и полковой командный пункт.
В 2016 году Сербия подписала с Россией ряд соглашений о военно-техническом сотрудничестве. Поставки включают в себя шесть истребителей МиГ-29 (четыре одноместных и две учебно-боевые спарки), 30 танков Т-72С и 30 машин БРДМ-2. МиГ-29, ранее выведенные из состава российского 31-го истребительного авиаполка, передаются безвозмездно, оплачивается только ремонт и модернизация.
Кроме того, на российских заводах будут отремонтированы и модернизированы четыре самолета МиГ-29, имеющиеся в распоряжении сербских ВВС. В частности, на них установят новую бортовую РЛС и систему управления вооружением, позволяющую применять ракеты РВВ-АЕ.
В 2017 году должны быть подписаны контракты второго этапа, в том числе на закупку зенитных ракетных комплексов «Бук-М2», зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска», трехкоординатных РЛС и четырех боевых вертолетов. Техника будет передана в 2018 году.
Лента.ру

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300П

ВВЕДЕНИЕ

Послевоенное противостояние двух военных блоков –НАТО и Организации Варшавского договора и наличие у обеих сторон большого числа современных боевых самолетов, других эффективных средств воздушного нападения, в том числе и стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием у наиболее развитых стран: США, Франции, Великобритании и СССР, привело к бурному развитию средств противовоздушной обороны (ПВО), которые включали радиолокационные станции обнаружения, средства связи и управления, авиационные комплексы перехвата, зенитно-артиллерийские системы и комплексы. Одной из важнейших составляющих послевоенной ПВО практически всех развитых государств мира стали зенитно-ракетные комплексы.
К концу 60-х годов на вооружении многих стран мира находились зенитные ракетные комплексы различных типов и назначения, обеспечивавшие прикрытие военно-промышленных объектов и непосредственно войск и кораблей от воздушного нападения. Разработку и производство стационарных и мобильных (перевозимых) комплексов зенитных управляемых ракет для территориальной обороны вели в СССР, США, Великобритании, Франции, Италии.
В СССР на вооружении Войск ПВО страны в эти годы находились следующие комплексы зенитных управляемых ракет: стационарный многоканальный
С-25 (только под Москвой), подвижные одноканальные по цели С-75 (средней дальности) и С-125 (маловысотный малой дальности) различных модификаций, комплекс большой дальности С-200. Ракетные комплексы принимались на вооружение в составе систем ПВО, включавших кроме огневых ракетных дивизионов командные пункты, средства радиолокационной разведки, связи, технические базы и дивизионы, а в дальнейшем и комплексы автоматизированного управления. Разрабатывались, но не были доведены до принятия на вооружение зенитно-ракетные комплексы и системы: «Даль», С-50, С-100, С-175, С-225 и другие.
В результате проведения опытных стрельб по радиоуправляемым мишеням было показано, что применение зенитно-ракетных комплексов позволило резко повысить эффективность борьбы с самолетами и другими летательными аппаратами, особенно при ведении боевых действий группировками мобильных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), управляемых центра¬лизованно с командных пунктов, в распоряжении которых имеются мощные радиолокационные средства обнаружения, системы обработки информации и передачи данных. Кроме того, полученный и всесторонне проанали¬зированный опыт использования зенитно-ракетных комплексов средней (С-75) и малой (С-125) дальности, начиная с первого широко известного случая боевого применения ЗРК С-75 по американскому самолету-разведчику U-2 1 мая 1961 года и во время ведения боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, выявил необходимость создания и определил требования к мобильному комплексу с малым временем перевода из походного и дежурного положения в боевое (и обратно). Так, например, нормативное время свертывания комплекса С-125 — 45 минут, во Вьетнаме было доведено реально до 20-25 минут из-за необходимости ухода с огневой позиции после стрельбы до подлета ударной авиационной группы подавления ЗРК. Двукратное сокращение норматива достигалось усовершенство¬ваниями конструкции ЗРК, трениров¬ками, слаженностью боевых расчетов, однако ускоренное сворачивание приводило к потерям кабельного хозяйства, на свертывание которого времени не оставалось.
Развитие авиации и тактики ее применения исходя из многообразия решаемых боевых задач привело к тому, что диапазон технических характеристик летательных аппаратов вероятного противника на рубеже 60-70-х годов представлял весьма широкий набор: самолеты-разведчики, ведущие разведку при крейсерских скоростях полета до М=3-3,5 на высотах более 20 километров; тактическая авиация, действующая на малых и предельно малых высотах, в том числе и при полетах с огибанием рельефа местности; бомбардировочная авиация, на вооружение которой были приняты самонаводящиеся ракеты с малой эффективной отражающей поверхностью, в том числе и противо¬радиолокационные; беспилотная малоразмерная разведывательная авиация, боевые вертолеты, использовавшиеся и на режимах висения и т.п. В эти же годы интенсивно развивались средства управления боевыми действиями авиации, включая самолеты РЛД и системы радиоэлектронного противодействия.
Всесторонняя оценка перспектив развития воздушных ударных средств нападения, проведенная специалистами научно-исследовательских институтов Министерства Обороны, Министерства авиационной промышленности, Министерства радиоэлектронной промышленности и других министерств и ведомств Советского Союза, позволила сделать вывод о возможности расширения номенклатуры летательных аппаратов и диапазона их летно-тактических характеристик в ближайшие годы. В качестве ответной меры на эту угрозу требовалось разработать принципиально новую систему зенитного ракетного вооружения, способную одновременно обстреливать несколько целей, отражать интенсивные налеты на всех высотах боевого применения воздушных средств нападения, в том числе и перспективных.
По результатам этих работ было показано, что построение антенных систем РЛС с использованием фазированной антенной решетки, электронное сканирование и использование ЭВМ может решить проблему увеличения числа одновременно обстрели¬ваемых целей без дублирования аппаратурной части по числу целевых и ракетных каналов. Применение вертикального старта ракет позволяло увеличить скорострельность комплекса, сделать возможным обстрел целей с любой пусковой установки комплекса, что было практически нереализуемо при наклонном старте ракет из-за наличия углов закрытия (запрета пуска) для пусковых установок. Кроме того, вертикальный старт ракеты из контейнера с помощью катапульты или порохового аккумулятора давления не требовал каких-либо предварительных мероприятий по подготовке стартовой позиции и установки грунтозащиты для предотвращения воздействия газовой струи.
Развитие электроники к середине 60-х годов, переход на новую элементную базу и применение в составе управляющих средств систем и комплексов быстродействующих вычислительных машин с последовательно-параллельной обработкой поступающей радиолокационной информации позволили резко повысить уровень автоматизации, сократив при этом время потребное на целеуказание, наведение и обстрел каждой цели. Эти предпосылки послужили основой для создания нового зенитно-ракетного комплекса противовоздушной обороны средней дальности, который должен был прийти на замену комплексам ПВО Сухопутных войск, Войск ПВО страны и кораблей Военно-Морского флота.
Комплексные опытно-конструкторские работы над новой зенитной ракетной системой С-300 начались в 1969 году по Постановлению СМ СССР, которым было предусмотрено создание для ПВО сухопутных войск, ПВО кораблей ВМФ и Войск ПВО страны трех систем: С-300В («Войсковая»), С-300Ф («Флотская») и С-300П («ПВО страны»). Постановлением определялись сроки разработки систем и отдельных элементов, начала испытаний, назначались головные разработчики, исполнители и соисполнители. Однако, разработка основ построения систем, зенитных ракетных комплексов и их составных частей была начата несколько ранее в рамках проводившихся в институтах и КБ проектных проработок, научно-исследовательских и экспери¬ментальных работ.
Главный разработчик систем – ЦКБ «Алмаз», имевшее к середине 60-х годов опыт создания ракетных систем ПВО и ПРО, в кооперации с КБ «Факел» вело проектные работы по созданию единого комплекса средней дальности для Сухопутных Войск, Войск ПВО страны и ВМФ с унифицированной ракетой. Дополнительные требования по обеспечению перехвата тактических баллистических ракет типов «Lance», «Pershing» к варианту зенитно-ракетного комплекса Сухопутных Войск, выдвинутые ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) в ходе проведения проектных работ, по мнению разработчика не могли быть удовлетворены при использовании единой ракеты для всех вариантов комплекса. Поэтому, после отказа ОКБ «Факел» от разработки вариантов ракеты для комплекса Сухопутных Войск эта работа в полном объеме была поручена КБ завода им. М.И.Калинина, которое к этому времени уже вело разработку ракеты комплекса ПВО Сухопутных Войск для обеспечения перехвата воздушных целей, летящих со скоростями до 2700 м/с. Выбор нового проектировшика ракеты не был случайным, т.к. КБ главного конструктора Л.Люльева вело проектирование и разработало несколько модификаций ракет типа 3М8 для зенитно-ракетного комплекса 2К11 «Круг» ПВО Сухопутных войск. Ракета КС-42 этого же комплекса прорабатывалась для корабельного ЗРК М-31 в конце 50-х — начале 60-х годов. В свою очередь ЦКБ «Алмаз» встретилось со значительными сложностями по обеспечению создания комплексов по единой структуре. Комплексы ПВО и ВМФ имели общие по номенклатуре воздушные цели — самолеты всех типов и крылатые ракеты, а тактические баллистические ракеты не были типичными целями для этих систем. Кроме того, эти комплексы проектировались исходя из потребности обеспечения обороны объекта при групповом применении средств с использованием развитой системы радиолокационной разведки, оповещения и целеуказания. Комплекс ПВО Сухопутных войск должен был, как правило, работать в отрыве от остальных средств при обеспечении кругового прикрытия разнообразных по протяженности и площадям войсковых групп и соединений в том числе и на марше, но к вероятным средствам воздушного нападения добавлялись еще и оперативно-тактические баллистические ракеты. Для возможности поражения таких ракет требовалось создание системы с малым временем реакции. Становилась очевидной целесообразность разработки сухопутного варианта комплекса (будущего С-300В) другой организацией и без существенной унификации с комплексами ПВО и ВМФ по ракете и номенклатуре боевых средств. Работа по созданию комплекса была передана НИИ-20 (НПО «Антей»), которое к тому времени создало и сдало на вооружение армейский ЗРК «Круг» и завершило испытания ЗРК Сухопутных войск «Оса-А». В то же время, такие особые морские условия как: специфика отражения радиолокационного сигнала от взволнованной поверхности моря, качка, наличие водяных брызг (сильное коррозионное воздействие соленой воды, максимальная влажность), а также необходимость обеспечения связи и радиоэлектронной совместимости с общекорабельными комплексами и системами привело к тому, что головной организацией по корабельному комплексу (С-300Ф) был определен ВНИИ РЭ (бывший НИИ-10). Конструкторами ВНИИ РЭ к тому времени уже были разработаны и переданы на вооружение ВМФ одноканальные по цели корабельные ЗРК: малой дальности М-1 «Волна», средней дальности М-11 «Шторм» и др.
Таким образом, к концу 60-х — началу 70-х годов определились направления развития и основные разработчики перспективныхbody систем управляемого зенитного ракетного оружия.
Как уже отмечалось, новые комплексы предпо¬лагались для замены следующих зенитно-ракетных комплеков: 2К11 «Круг» (ПВО Сухопутных войск),
С-75 «Десна», С-75М «Волхов» (Войска ПВО страны). Для ВМФ новый комплекс был принципиально новым (если не считать проектов универсальных комплексов и комплексов ПВО дальнего действия) и позволял существенно увеличить радиус зоны поражения по сравнению с имевшимися на вооружении корабельными комплексами ПВО.
В ходе изложения материала в используемые термины «система» и «зенитно-ракетный комплекс» вкладывались следующие общепризнанные понятия.
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) – мини¬мальный комплект оборудования, функционально связанный при боевой работе и необходимый для обстрела целей зенитными ракетами.
Зенитная ракетная система или система зенитного управляемого ракетного оружия – совокупность взаимосвязанных вооружения и техники, необходимых для уничтожения воздушных целей – группировка зенитных ракетных комплексов со средствами управления, средствами разведки и обеспечения.
Система ПВО создается для комплексного решения следующих задач:
— обнаружения, определения государственной принадлежности, радиолокационного сопровождения воздушных целей;
— отбора целей для уничтожения, распределения их между огневыми средствами;
— обнаружения по целеуказаниям, сопровождения целей огневыми средствами, подготовки исходных данных для стрельбы и наведения зенитных управляемых ракет;
— оценки результатов стрельбы.
Выполение поставленных задач возможно при наличии в системе ПВО системы и средств разведки, системы зенитного управляемого оружия (огневые средства), системы управления огневыми средствами и средствами разведки, системы технического обслужи¬вания. При наличии систем связи несколько зенитно-ракетных систем могут объединяться в группировку ПВО, в том числе и смешанного состава.
Для повышения боевых возможностей система ПВО должна иметь информационные системы связи с соседними частями ПВО, в том числе с истребительной авиацией ПВО, и вышестоящими командными пунктами ПВО. Все элементы системы должны быть адаптированы для осуществления полноценного взаимодействия.

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300П

Для Войск ПВО страны создавалась зенитная ракетная система средней дальности С-300П – вторая, принятая на вооружение, после зенитной ракетной системы большой дальности С-200 с построением группы дивизионов вокруг командного пункта, осуществляющего обработку текущей воздушной обстановки по данным радиолокационной разведки, целераспределение по дивизионам — стрельбовым каналам, управление боевыми действиями. При проектировании особое внимание уделялось развитию и использованию систем автоматического управления и разработке новых средств радиолокации. Головным разработчиком новой ракетной системы ПВО стало ЦКБ “Алмаз», возглавляемое Генеральным конструктором Б.В.Бункиным. Перед разработчиками системы С-300П была поставлена задача максимальной унификации аппаратуры и ракет с зенитным ракетным комплексом ВМФ С-300Ф, разрабатывавшимся ВНИИ “Альтаир”.
Основное назначение системы С-300П – оборона административных и промышленных объектов, стационарных пунктов управления, штабов и военных баз от воздушного нападения стратегической, тактической, фронтовой авиации и стратегических крылатых ракет.
Организационно система С-300П сведена в полки. В каждый полк входит до двух командных пунктов системы, с возможностью подключения к системе автоматического управления (АСУ) ПВО; до двух групп из шести огневых дивизионов; одна-две технических батареи (81Ц6), осуществляющих прием, хранение и обслуживание ракетного вооружения; службы: управления, ракетно-артиллерийского вооружения; ремонтные базы и подразделения автослужбы.
Командный пункт системы в составе пункта боевого управления (ПБУ) и радиолокатора обнаружения (РЛО) осуществляет разведку воздушной обстановки, определение государственной принадлежности обнаруженных воздушных объектов, целераспределение по огневым дивизионам и общее руководство боевыми действиями полка. Средства управления предназначены и специально адаптированы для управления группи¬ровкой зенитно-ракетных систем большой и средней дальности (С-200 и С-300П различных модификаций) при общем количестве систем в составе группировки – до шести.
Управление системами осуществляется по собственным радиолокационным данным, данным от управляемых систем и средств разведки, по информации от средств управления соседних группировок и средств вышестоящего уровня.
Система С-300П может работать в сочетании с АСУ ПВО: “Сенеж” (5С99М), «Сенеж-М» (5С99М-1), “Байкал” (5Н37), “Байкал-1” (73Н6).
Зенитный ракетный комплекс системы С-300П создавался в двух вариантах. В транспортируемом варианте – С-300ПТ все боевые элементы перевозятся с помощью полуприцепов и транспортных автопоездов, а при боевой работе контейнеры с оборудованием располагаются на земле (в укрытиях). Самоходный вариант комплекса – С-300ПС, все боевые элементы которого смонтированы на машинах высокой и повышенной проходимости, проектировался с учетом выявленных недоработок и был принят на вооружение несколько позже комплекса С-300ПТ.
Испытания и доведение опытного варианта ракетного комплекса системы С-300П и комплексов практически всех последующих модификаций проводились на полигоне «А» Войск ПВО (площадка N72) в районе города Сары-Шаган у озера Балхаш (Казахстан) с середины 70-х годов. Там же отрабатывались средства радиолокационной разведки, элементы управления и производилось сопряжение системы в полном составе. Собственно полигон «А» создавался по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 17 августа 1956 года для испытаний зенитно-ракетных систем противовоздушной обороны.
Впервые элемент системы С-300П – пусковые установки 5П85Д были открыто представлены на военном параде 9 мая 1990 года на Красной площади Москвы. Начиная с 1992 года комплексы системы С-300П стали практически непременными участниками различных выставок вооружения, парадов, других торжественных мероприятий на территории России.
Комплексы системы С-300П получили на западе кодовое наименование – SA-10 «Grumble».


ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С-300ПТ

Первый серийный вариант многоканального зенитного ракетного комплекса системы С-300П поступил на вооружение Советской Армии в 1978 году.
Комплекс С-300ПТ был принят на вооружение в составе: командного пункта комплекса, состоящего из многофункционального радиолокатора подсвета и наведения (ППП, контейнер Ф1), кабины боевого управления (КБУ, контейнер Ф2), стартовой батареи (до 12 буксируемых пусковых установок, 4 контейнера подготовки старта – контейнеры Ф3А).
Антенный пост многофункциональной РЛС подсвета и наведения смонтирован на опорно-поворотном устройстве, установленном на транспортную повозку ФР-10. При переводе в боевое положение рама повозки ФР-10 устанавливается на грунт; раздвигаются две станины и повозка снимается с ходов.
Антенное устройство поста состоит из фазиро¬ванных антенных решеток с цифровым управлением положением луча. При развертывании комплекса в лесистой или сильно пересеченной местности антенный пост может быть поднят на унифицированную вышку 40В6 или 40В6М(МД).
В аппаратном контейнере Ф2 размещены рабочие места операторов, многопроцессорная ЭВМ, аппаратура обнаружения целей, сопровождения целей и ракет, аппаратура связи и управления средствами ЗРК.
Контейнер Ф2 на позиции располагается на специальном основании или стойках непосредственно на грунте или в укрытиях (в капонирах или за обваловками).
Работы по созданию перевозимой пусковой установки 5П851, обеспечивающей вертикальный старт ракет из транспортно-пускового контейнера (ТПК), проводились в КБСМ (бывшее ЦКБ-34) под руководством главного конструктора А.Ф.Уткина. Буксируемые пусковые установки 5П851 (5П851А) комплекса С-300ПТ – полуприцепы, обеспечивающие транспортировку четырех транспортно-пусковых контейнеров и перевод их в боевое положение. Пакет ТПК поднимался в сторону тягача после отцепления полуприцепа, установки разводимых гидравлических опор, проведения горизонтирования на выбранной позиции. Пусковые установки (ПУ) на позиции размещались на удалении в несколько десятков метров от контейнера подготовки ракет и управления стартом (Ф3А) при кабельном соединении с последним. Следует отметить, что принятие концепции и реализация вертикального старта позволяют осуществлять обстрел целей, летящих с любых направлений, с любой ПУ (из любого ТПК) комплекса без каких-либо ограничений. Пусковая установка 5П851А выпускалась в нескольких вариантах, внешне отличавшихся формой разводимых станин, гидравликой и месторасположением стойки артиллерийской панорамы. Выпуск ПУ производился до начала 80-х годов, в настоящее время ПУ типа 5П851 сняты с вооружения. ПУ типа 5П851 можно увидеть на демонстрационной площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве.
Информационное взаимодействие всех боевых элементов комплекса осуществляется по радиолинии.
Для транспортировки контейнера Ф2 при смене дивизионом позиции используется транспортный автопоезд 5Т58, контейнеры Ф3А транспортируются парами также на автопоездах.
Ракета комплекса С-300ПТ – 5В55 и ее модификации разработаны КБ “Факел” (Москва) и производились ПО “Северный завод” (Ленинград). Ракета выполнена по схеме “несущий корпус” с четырьмя цельноповоротными, складывающимися управляющими поверхностями в хвостовой части.
Пуск ракеты из вертикально расположенного ТПК 5П86 осуществляется следующим образом. После 15 секундного цикла подготовки, за время которой выполняется проверка бортовых систем ракеты и при наличии целей, назначенных для обстрела, в автопилот вводятся параметры начального участка траектории полета и выдается разрешение на пуск ракеты. Контейнер наддувается пороховым аккумулятором давления (ПАД), выбивается преварительно ослабленная радиальными канавками крышка контейнера, сделанная из композиционных материалов (дублирующая металлическая крышка контейнера используется только при транспортировке). Старт ракеты из вертикально расположенного ТПК производится принудительно с помощью катапульты, приводимой в действие при срабатывании порохового аккумулятора давления. Давлением в цилиндрах катапульты, расположенных в ТПК вдоль ракеты, приводятся в движение соединенные под ракетой штоки. Ракета выбрасывается из контейнера катапультой на высоту около 20 метров. Одновременно с выходом ракеты из контейнера раскрываются управляющие аэродина¬мические поверхности. При достижении ракетой практически нулевой скорости запускается маршевый двигатель и газовые рули по программе, заложенной в автопилот перед стартом, склоняют ракету в плоскость наведения и разворачивают ее: вокруг продольной оси для совмещения основной плоскости ракеты и плоскости наведения; по углу тангажа — для полета в точку встречи с целью. Для скорейшего вывода на кинематическую траекторию, ракета оснащена газовыми рулями, обеспечивающими ее энергичный разворот в направление на цель.
По заложенным в автопилот параметрам начального участка траек¬тории полет ракеты происходит до захвата ее системами слежения радио¬локатора подсвета и наведения, после чего начинается управляемый полет ракеты. Наведение ЗУР на цель осуществляется по командам, переда¬ваемым на борт ракеты через РПН.
Точка встречи ракеты с целью рассчитывается ЦВК, входящим в состав контейнера Ф2 и постоянно уточняется исходя из текущего положения цери относительно ракеты по информации, поступающей от РПН 5Н63.
Темп стрельбы – 3-5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на одну цель до двух ракет.
Имелись следующие модификации ракеты: 5В55К, 5В55КД – радиокомандные с традиционным способом наведения, 5В55Р – с полуактивной головкой наведения для увеличения точности наведения на большой дальности.
В качестве метода наведения ракеты 5В55Р на цель был принят усовершенствованный радиокомандный метод, заключающийся в органичном соединении радиокомандного наведения на начальном и среднем участках траектории с методом «сопровождения цели через ракету» на конечном. Команды наведения для ракеты 5В55Р вырабатываются по координатам цели и ракеты, измеряемым РПН, и по данным сопровождения цели бортовым радиолокационным визиром ЗУР — метод сопровождения цели через ракету (аналогичный метод применяется и в американском комплексе «Patriot»). Эти сведения сравниваются с теми, которые получены с помощью РПН, непрерывно сопровождающего цель. ЦВК пункта управления производит обработку информации, вырабатывает команды наведения, передаваемые затем на борт ракеты. Путем сравнения информации от РПН и радиолокационного визира ракеты могут выявляться цели, действующие под прикрытием радиопомех. Благодаря такому методу наведения удается реализовать все лучшее как в командном методе наведения, так и в полуактивном, что обеспечивает высокую эффективность поражения целей при работе в условиях постановки противником активных помех различных типов, при обстрелах групповых и низколетящих целей. Примененный принцип наведения сделал всю систему практически нечувствительной к различным мерам радиоэлектронного противодействия, позволил организовать полет ракеты по оптимальным траекториям с низким расходом кинетической энергии и обеспечил поражение целей с высокой эффективностью. Подрыв боевой части при встрече ЗУР с целью осуществляется по команде от бортового полуактивного радиовзрывателя. Его режим работы в зависимости от класса и параметров движения цели задается командами, поступающими на борт ЗУР от РПН.
Проектирование и экспериментальное изготовление ракет типа 5В55 для ЗРК С-300П и С-300Ф различных модификаций велось со второй половины 60-х годов с использованием самых прогрессивных технологий. МКБ «Факел» проводит их всестороннюю наземную отработку с применением уникальных методик на много¬функциональном испытательном комплексе. Проводятся климатические, транспортные, теплопрочностные, радиотехнические и другие испытания. На основе результатов, полученных в ходе проведения иссле¬дований моделей ракет различных аэродинамических компоновочных схем и опытных образцов ракет, для 5В55 была выбрана бескрылая схема.
Зенитная управляемая ракета 5В55 всех модификаций с корпусом из высокопрочного алюминиевого сплава имеет твердотопливный однорежимный двигатель, время работы которого 8-10 секунд. Стартовая масса – 1480 кг у ракеты 5В55КД и 1664 кг – у ракеты 5В55Р. Максимальная дальность стрельбы до 47 км и 75 км для ракет 5В55К и 5В55Р соответственно.
При создании первой отечественной зенитной ракеты средней дальности с вертикальным стартом из ТПК были рассмотрены различные способы реализации принудительного старта, и после их тщательного сравнения был принят вариант с катапультирующим устройством. Вертикальный старт в совокупности с использованием устройств склонения ракеты в направлении к цели обеспечивает возможность кругового обстрела из любой пусковой установки, минимальное время между запуском ракет, минимальное воздействие газовой струи на элементы ракетного комплекса, универсальность наземного и морского вариантов ракет.
Ракеты поставляются заводом-изготовителем в ТПК и в течение 10 лет не требуют проверок и каких-либо регулировок. Ракеты 5В55 различных модификаций выпускались ПО «Ленинградский Северный завод». Освоение ракеты для серийного производства объединением велось с 1978 года.
ММЗ «Авангард» — базовое предприятие по восстановлению длительно эксплуатирующихся изделий 5В55, изготовленных Ленинградским Северным и Жулянским механическим заводами. Это позволяет сохранять существующий парк боевой техники. Участвуя в создании новых модификаций и типов, завод ведет работу по новому изделию и поставляет детали для заводских и совместных испытаний.
К настоящему времени их выпуск прекращен и производится серийный выпуск новой ракеты 48Н6.
31 марта 1981 года ОКБ ММЗ «Авангард») поручено проведение испытаний, доводка и отработка опытных образцов транспортно-пусковых контейнеров ракеты 48Н6.

23 февраля 1981 года на боевое дежурство поставлен первый полк ЗРС С-300 ПТ. В 1980 году разработчикам системы С-300ПТ была присуждена Государственная премия. Выпуск ЗРС С-300ПТ продолжался до начала 1980-х годов, затем прошла модернизацию, получив обозначение С-300ПТ-1.
Комплекс С-300ПТ в середине 1980-х годов был модернизирован и по своим возможностям стал аналогичен комплексу С-300ПС. Его поставки в войска производились под обозначением С-300ПТ-1. Все контейнеры этого варианта комплекса при боевой работе находятся на автомобильных полуприцепах. Применяемые пусковые установки 5П851А — доработанный с целью повышения надежности и удобства технического обслуживания вариант ПУ 5П851. Для перезаряжания ПУ использовались заряжающие машины 5Т99 на базе шасси автомобиля КрАЗ-255.
Позднее выпускался доработанный вариант С-300ПТ-1А, ранее выпущенные комплексы С-300ПТ проходили доработку в войсках. Со второй половины 80-х годов стали использоваться заряжающие машины 5Т99М на базе КрАЗ-260.

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПТ, ФОТОРЕПОРТАЖИ

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С-300ПС (С-300ПМУ)

Самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П, получивший обозначение С-300ПС (экспор¬тный вариант – С-300ПМУ) поступает на вооружение с 1982 года. Головной разработчик – НПО «Алмаз», главный конструктор комплекса С-300ПС – Александр Леманский. В отличие от комплексов С-300ПТ, размещаемых в основном на подготовленных позициях в сильно пересеченной или трудно¬прохо-димой для техники местности, комплексы С-300ПС предназначались для боевого применения с использованием маневра на местности.
Основной элемент комплекса С-300ПС (он же огневой зенитно-ракетный дивизион) – командный пункт 5Н63С в составе: радиолокатора подсвета цели и наведения (РПН, контейнер Ф1С – приемо-передающая кабина с запросчиком) и кабины боевого управления (КБУ, аппаратный контейнер Ф2К). КП монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М. В состав шасси входят: система электро¬питания 5С17 с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ); телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой авто¬матического управления. Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно “с колес” после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается по необходимости и при наличии времени.
Радиолокатор непрерывного излу¬чения с ФАР обеспечивает поиск, допоиск по целеуказанию, сопровождение целей, высокую точность наведения на них ракет в условиях интенсивных отраженных сигналов от местных предметов и сильного радиопротиводействия со стороны против¬ника.
В основные боевые средства каждого дивизиона входит до четырех пусковых комплексов 5П85СД. В состав комплекса 5П85СД входят основная пусковая установка (ПУ) 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С , системой автономного электропитания 5С18А, до двух “допол-нительных” пусковых установок 5П85Д, оснащенных системой внешнего электропитания 5С19А, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С. Все пусковые установки смонтированы на шасси четырехосных большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М и несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55 различных модификаций. Масса ПУ 5П85С – 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина – 13,11 м, ширина – 3,15 м, высота – 3,8 м. Работы по созданию самоходных пусковых установок 5П85С и 5П85Д (и их экспортных модификаций), обеспечивающих вертикальный старт ракет, проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А.Ф.Уткина, а с 1979 года — под руководством Н.А.Трофимова и В.А.Самойлова.
Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры, при этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком на ПУ.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами автомобилей МАЗ-543 составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК – 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С и шасси Ф20 с помощью артил¬лерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него.
Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осущест¬вляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.
Основная ракета комплекса С-300ПС – 5В55Р (В-500Р) с дальностью стрельбы до 75 (по некоторым данным 90) км, используются и ракеты типа 5В55КД.
Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое – 5 минут, перехода из дежурного режима в боевой – определяется временем автоматического проведения контроля функци-онирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ. Следует отметить, что время перевода зенитного ракетного дивизиона (зрдн)
С-300ПС с марша в боевое положение и из боевого положения в походное более чем на порядок уменьшено по сравнению с мобиль¬ными (перевозимыми) комплексами типа
С-75 и С-125, ранее принятыми на вооружение ПВО страны.
Все машины МАЗ-543М дивизиона
С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.
При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5П85СД и между пусковыми 5П85С и контейнером Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внеш-него электропитания (СВЭП).
Темп стрельбы – 3-5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.
Согласно техническому заданию комплекс не предназначался для перехвата тактических баллистических ракет, но проведенные после «Войны в Персидском заливе» полигонные испытания позволили установить, что комплекс способен успешно справляться с решением этой задачи.
С целью повышения боевой эффективности и автономности при ведении боевых действий зенитным ракетным дивизионам системы С-300П придаются дополнительные средства и средства технического обслуживания.

Обмен информацией с командным пунктом системы (КПС) осуществляется через АМУ (антенно-мачтовое устройство), установленное на шасси Ф20. При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) – телескопическая ферменная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ “Сосна”) – для осуществления устойчивого обмена телеметрической информацией о воздушной обстановке и по ведению боевых действий. После доопределения координат цели с помощью РПН она берется на сопровождение и при необходимости обстреливается. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных.
Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при разверты¬вании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С-300П различных модификаций для размещения РПН была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х – начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД – за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительно подъемного крана типа КТ-80 “Январец» или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъема груза. Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса «Пионер» — шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по заказам производилось ПО «Завод им. Январского восстания» (г. Одесса).
Для расширения возможностей по обнаружению маловысотных целей дивизиону придается устанав-ливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разрабо-танный в НПО “Утес” (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов после проведения серии испытаний на вооружение Войск ПВО страны. Ранние выпуски НВО 5Н66 поставлялись для комплексов С-300ПТ в составе: контейнер Ф5, вышка 40В6 и система автономного электроснабжения (САЭС) – дизель-электростанция 5И57 (5И57А), выносная аппаратура в контейнере Ф2 и распределительно-преобразовательное устройство 5И58 (5И58А). Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из кабины Ф2. Точность определения координат: дальность – 250 м, азимут – 20 угловых минут, скорость – 2,4 м/с. Потребляемая мощность – 55 кВт.
Модифицированный вариант НВО 5Н66М поставлялся в войска в составе антенного поста (Ф5М), аппаратного контейнера Ф52М, модуля электропитания, включавшего дизель-электрическую станцию (ДЭС) 5И57 и распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А). Для установки НВО 5Н66М используются универсальные вышки 40В6М (МД). Управление НВО осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП). Новый модифицированный вариант станции – 76Н6 (в составе: антенный пост Ф5МУ, аппаратный контейнер Ф52МУ, унифицированная вышка 40В6М или 40В6МД) предназначен для обнаружения приближающихся и удаляющихся воздушных целей, в том числе и крылатых ракет с малой отражающей поверхностью (до 0,02 кв.м), на малых и предельно малых высотах (угол места цели 1-6 градусов) в условиях интенсивных отражений от предметов на местности и сильного радиопротиводействия. НВО brпроизводится Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ) – головным предприятием НПО «Утес». В комплект поставки НВО входит вышка 40В6МД, которая позволяет обеспечить высоту фазового центра антенны 38,8 м. Специализированный радиолокатор обнаружения выпускается и в экспортном исполнении – 76Н6Е. НВО может использоваться не только в системе ПВО, но и пограничниками, полицейскими для обнаружения на малых и предельно малых высотах малоразмерных самолетов, вертолетов, осуществляющих контрабандные перевозки.
При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина управления РЛС монтируются на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД). Судя по снимкам из рекламных проспектов Войск ПВО существует новая стационарная вышка, предназначенная для подъема и размещения РЛС типа 19Ж6 непосред¬ственно на полуприцепе.
На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД (“Эксплу-атационная Документация” – полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобиль КрАЗ-255/КрАЗ-260 с КУНГом).
При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения на одной линии с РПН на некотором удалении.
Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно-штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции придается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.
Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка “Утес” – крупнокалиберный пулемет НСВ (12,7-мм) на станке 6У6.
При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57А и РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) – для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соот-ветственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А – 11930 кг.
При размещении дивизиона на позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.
Комплексы системы С-300П могут работать в сочетании с автоматизированными системами управления (АСУ) ПВО: “Сенеж-М”(5С99М-1), “Байкал» (5Н37), «Байкал-1” (73Н6). Для сопряжения с АСУ на позициях дивизионов располагаются кабина 5Ф20 или 5Ф24 (при взаимодействии с АСУ “Сенеж”), или кабина 53Л6 (при взаимодействии с АСУ “Байкал” и «Байкал-1″).
Для повышения автономности дивизиону могут придаваться автоцистерна АЦ-5,5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей “Урал-375″, ЗиЛ-131, машина технического обслуживания – МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.
При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов и полуприцепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.
В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энегоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.
Для проведения обучения вождению и при отработке перезаряжания самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах.
Для перезаряжания пусковых установок 5П851, 5П851А и 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомобиля КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана
КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом, сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.
Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32, осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.
Многолетнее использование Войсками ПВО комплексов С-300П всех модификаций в районах страны с различными природными и климатическими условиями наложило свой отпечаток на формирование позиций ЗРК, строительство и использование дополнительных сооружений, технических средств и средств маскировки.


СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ С-300П

Для решения задач управления системой С-300П различных модификаций мbrожет дополнительно использоваться информация от других источников, которыми располагает вся система ПВО. Однако собственные информационные средства системы полностью обеспечивают автономность ее применения для создания высокоэффективной мобильной обороны. Для примера приведем средства управления системы
С-300ПМУ1 – 83М6Е.
При несении боевого дежурства и при боевой работе каждому зенитному ракетному дивизиону системы С-300П выделяется ответственный сектор обзора. Поиск целей и их распределение по зенитным ракетным дивизионам, как правило, ведется централизовано частями РТВ и средствами разведки и управления системы. С помощью автоматизированной системы управления (“Вектор” – для С-300ПТ; “Сенеж”, “Байкал”, «Байкал-1″ – для С-300ПС и С-300ПМУ) через командный пункт системы информация выдается каждому дивизиону. Информация, получаемая дивизионами от собственных низковысотных обнару¬жителей и придаваемых радиолокационных средств, в свою очередь передается на командный пункт системы для обработки автоматизированной системой управления и распре¬деления на свободные огневые каналы.
Система С-300П обладает способностью в автоматическом режиме осуществлять отбор целей в зависимости от потенциальной угрозы. Стрельбовая ЭВМ системы определяет приоритет целей для одновременного и последовательного обстрела: баллистические цели, постановщики помех, мало¬высотные, атакующие – движущиеся с нулевым параметром и т.п. цели. При “разделении” сопро¬вождаемой цели, что означает сброс бомб или пуск ракеты, автоматически берется на сопровождение и обстреливается цель, движущаяся на расположение дивизиона. В автоматическом режиме система С-300П поражает цели с заданными характеристиками. Авто¬матически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЭВМ комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных.
Командный пункт системы (сред¬ства управления) 83М6Е – узел разведки и целеуказания, пред¬наз-наченный для информационного обес¬печения и управ¬ления группировкой систем С-300ПС,
С-300ПМ, С-200В, С-200Д. В состав средств управления 83М6Е входят: пункт боевого управления (ПБУ), радиолокатор обнаружения (РЛО).
ПБУ (54К6Е) – контейнер Д9, смонтированный на автомобильном шасси высокой проходимости, с автономной энергетической установкой. ПБУ в автоматическом режиме решает следующие задачи:
— управление режимами работы РЛО;
— завязка и сопровождение до 100 трасс целей, обнаруживаемых РЛО;
— отождествление и обобщение трасс, сопровождаемых по данным РЛО, управляемых систем, соседних и вышестоящих средств управления;
— опознавание государственной принадлежности целей;
— отбор целей для поражения и их распределение между управляемыми системами;
— выдача целеуказания системам;
— обеспечение взаимодействия систем в сложной помеховой обстановке;
— обеспечение взаимодействия с соседними и вышестоящими средствами управления;
— документирование результатов боевых действий 83М6Е и управляемых систем;
— обеспечение тренировок боевого расчета ПБУ автономно и совместно с боевыми расчетами управляемых систем.
Габариты ПБУ: длина – 14,2 м, ширина – 3,15 м, высота – 3,8 м. Масса аппаратного контейнера – 16000 кг, с шасси – 39900 кг.
Трехкоординатный радиолокатор обнаружения (РЛО) 64Н6Е разработан в НИИ приборостроения под руководством Главного конструктора Г.Голубева. Конструктивно РЛО 64Н6Е состоит из вращающегося по азимуту поста (Ф6МП) и неподвижного аппаратного контейнера (Ф8М), расположенных на едином автопоезде высокой проходимости общей длиной 20,9 м, ширина автопоезда – 3,25 м, высота – 3,8 м. Буксировка осуществляется автомобилем МАЗ-7410.
Антенное устройство выполнено на основе фазированной антенной решетки с двусторонним использованием раскрыва. Обзор пространства осуществляется при совмещении кругового вращения антенного поста (1 оборот за 12 секунд) и электронного управления лучом антенны по азимуту (возможно ускорение и замедление по отношению к «механическому» изменению азимута) и углу места. Предусмотрены сектора обзора пространства для обнаружения оперативно-тактических баллистических ракет.
Предусмотрена возможность размещения средств управления (аппаратных контейнеров ПБУ и РЛО) в стационарных защищенных сооружениях или укрытиях при реализации транспортно-контейнерного исполнения.
Для управления огневыми средствами систем
С-300ПТ и С-300ПС использовались средства управления 5Н83 и 5Н83С.
Командный пункт системы – 5Н83С состоит из пункта боевого управления (ПБУ, 5К56), размещенного в аппаратном контейнере Ф9 на шасси Ф20, и радиолокатора обнаружения (РЛО, 5Н64С) в составе антенного поста и контейнеров Ф6, Ф7, Ф8, размещенных на полуприцепе «9988». Средства управления предназначены и специально адаптированы для управления группировкой систем С-200 и С-300П (различных модификаций) при общем количестве систем в составе группировки – до 6.
Для сопряжения с аппаратурой АСУ «Байкал» служит кабина 53Л6. Кабина размещается на автопоезде 5Т58-2, буксируемом седельным тягачем КрАЗ-260.
Аналогично огневому ракетному дивизиону средствам управления системы придаются топопривязчик 1Т12-2М, командно-штабная машина на базе автомобиля ГАЗ-66, антенно-мачтовое устройство ФЛ-95М на шасси автомобиля ЗиЛ-131Н, ЗИП (два полуприцепа типа ОдАЗ-828М).
При работе КП на подготовленной позиции используются система внешнего энергопитания (две ДЭС 5И57А и три РПУ 63Т6А) или ТПС 82Х6.
Командный пункт системы С-300ПТ – 5Н83 производился в транспортно-контей¬нерном исполнении и по составу не отличался от КП 5Н83С, но размещался на стационарной позиции на подготовленных
основаниях.
На международном авиакосмическом салоне МАКС-97 были представлены средства управления новой системы С-300ПМУ2 «Фаворит» в составе пункта боевого управления 54К6Е2 и радиолокатора обнаружения 64Н6Е2.
Высокопотенциальный радиолокатор обнаружения целей на средних и больших высотах (РЛО) 64Н6Е2 одно¬временно обеспечивает обнаружение нескольких десятков аэродинамических целей вкру¬говую и баллистических целей в заданном секторе.
Заложенные при проектировании системы С-300П и реализованные на серийных образцах принципы построения и технические решения позволяют прово¬дить модернизацию, постоянно расширяя боевые и эксплуатационные возможности всех боевых элементов системы.
После принятия на вооружение Войск ПВО страны комплексы семейства С-300П: С-300ПТ, С-300ПТ1,
С-300ПТ1А, С-300ПС, С-300ПМ постепенно заменили устаревшие и снимавшиеся с вооружения ЗРК С-75 “Волхов” всех модификаций многократно превосходя последний по огневым возможностям и мобильности при меньшем числе обслуживающего персонала. С увеличением числа систем С-300П в войсках ПВО стало возможным начать переход на единый комплекс (в различных модификациях и исполнениях) и постепенно снять с боевого дежурства и вооружения комплексы
С-125 и С-200 ранних модификаций (комплексы С-75 сняты с вооружения ранее).
Аппаратура для комплексов С-300П различных модификаций изготавливается Московским радиотехническим заводом (МРТЗ). Рязанское производственно-техническое предприятие осуществляет поставку запасных частей, ремонт и модернизацию комплексов С-300ПС (С-300ПМУ), С-300ПМ
(С-300ПМУ1), ремонт системы АСУ “Сенеж-М1”. Ракеты 5В55 (различных модификаций) и 48Н6 выпускались и выпускаются ПО «Ленинградский Северный завод» и ММЗ «Авангард».
Газета «Коммерсантъ» в статье, посвященной продаже США техники системы С-300П, привела информацию о том, что в начале 80-х годов варианты зенитных ракетных комплексов системы С-300П:
С-300ПТ, С-300ПТ-1, а позднее и С-300ПС, поставлялись на вооружение армий Болгарии, ГДР, Чехословакии. После объединения ФРГ и ГДР, комплексы системы
С-300, находившиеся на вооружении Национальной Народной Армии ГДР, были возвращены СССР. К моменту распада СССР дивизионы С-300П различных модификаций были размещены в ставших ближним зарубежьем странах союзных республиках — близ Минска и Киева. Минское высшее училище ПВО имело несколько комплектов аппаратуры и несколько комплексов С-300ПТ штатного состава и исполнения, использо-вавшихся для обучения курсантов.
При выводе российских войск из стран Прибалтики вывозились на территорию России и находившиеся там комплексы системы С-300П.
После «премьеры» в мае 1990 года на Красной площади Москвы комплексы С-300ПС (С-300ПМУ),
С-300ПМ (С-300ПМУ1) и средства управления системы неоднократно выставлялись на Российских выставках в различных городах и демонстрировались в зарубежных странах на выставках вооружений, проводились показательные ракетные стрельбы по воздушным мишеням, в том числе и на зарубежных полигонах.
Выполненная на высоком уровне, серийно производимая зенитная ракетная система котируется на международном рынке вооружений. Мобильность, боевые возможности комплекса и системы С-300П в целом, высокая вероятность поражения целей — делают честь отечественной науке и промышленности.
По свидетельству академика Б.Бункина после завершения войны в Персидском заливе был проведен ряд стрельб по баллистическим ракетам, подобным американским “Ланс” («Lance»). Все цели были поражены. На показательных стрельбах в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) в 1993 году во время проведения международной выставки вооружений Система С-300ПМУ1 сначала сбила учебную цель, а затем расстреляла все ее осколки, размер которых был более 50 сантиметров.
В интервью газете «Аргументы и факты» в 1994 году командующий войсками Московского округа ПВО генерал-полковник А.Карнуков рассказал, что к концу
80-х годов было принято решение о создании новой комплексной системы ПВО Москвы на основе зенитно-ракетных систем С-300П различных модификаций, которая могла бы одновременно вести огонь по 500 целям. Отмечалось, что нечто подобное создано вокруг Санкт-Петербурга.
По данным на конец 1994 года четыре дивизиона С-300ПМУ1 поставлены Китаю, заинтересованность в приобретении комплекса проявили и представители Южной Кореи, ряда арабских стран, в частности, Кувейт. В результате многоходовой торговой комбинации, проводившейся целым рядом коммерческих компаний, США в 1994 году приобрели в Белоруссии РЛС комплекса С-300ПТ-1 (с учебной базы Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища) и контейнер Ф9 с аппаратурой командного пункта полка С-300П.
После выставки IDEX-95 в Абу-Даби появилась информация о планирующемся крупном контракте на поставку зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ1 Объединенным Арабским Эмиратам. Следует отметить, что система С-300П допускает сопряжение с АСУ ПВО, системами радиолокационной разведки, в том числе зарубежного производства, чем обеспечивается возможность интегрирования ее в сушествующие системы ПВО различных стран.
В начале 1997 года контракт о поставке Россией Кипру зенитных комплексов С-300ПМУ1 вызвал сильный политический резонанс и широко обсуждался в печати. Поставка ракет Кипру будет производится строго в соответствии с контрактом — в середине 1998 года. Заинтересованность в поставке комплексов
С-300П выразило и правительство Греции.
В газете «Вашингтон таймс» напечатано сообщение о представлении 30 апреля и 5 мая 1997 года Соединенным Штатам нот протеста правительству Казахстана в связи с его намерениями «поставить Ирану три батареи зенитных ракетных комплексов, известных по западной терминологии как SA-10″.
Во время визита в октябре 1997 года министра обороны Индии в Москву была проявлена заинтересованность в оснащении индийской армии комплексами ПВО типа С-300ПМУ1.
В силу своих высоких боевых свойств зенитная ракетная система С-300ПМУ (и ее модификации) может стать основой для построения надежной системы ПВО любого государства, независимо от его масштаба и геоклиматических особенностей. При наличии разветвленной системы связи несколько зенитно-ракетных систем (ЗРС) могут объединяться в мощную группировку ПВО, способную обеспечить надежную оборону объектов на территории площадью в десятки тысяч квадратных километров с управлением из единого центра. Важным достоинством ЗРС является высокая приспособляемость ее средств к длительному нахождению на боевом дежурстве, что особенно важно в период, предшествующий началу военного конфликта. Технические возможности средств ЗРС обеспечивают их непрерывную работу в высшей степени готовности к отражению ударов нестратегическими ракетными средствами (баллистические ракеты малой дальности с дальностью стрельбы до 1000 км, все типы крылатых ракет, независимо от дальности их полета) и авиацией в течение двух суток и более с последующим коротким перерывом.
Зенитная ракетная система С-300П находится в постоянном развитии, так как располагает значительным модернизационным потенциалом, в том числе и в части существенного расширения зон поражения нестратегических ракетных средств и повышения эффективности их поражения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗРК С-300П

Границы зоны поражения, км
— дальняя (аэродинам. цель) 75
— дальняя (БРМД) 25
— ближняя 5
Высота поражения цели, км
— минимальная (аэродинам. цель) 0,025
— максимальная (аэродинам. цель) 27
Максимальная скорость ЗУР, м/с до 2000
Максимальная скорость поражаемых целей, м/c 1200
Сектор обзора РПН (по азимуту), град 90
Число сопровождаемых целей до 12
Число обстреливаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Темп стрельбы, с 3-5
Время развертывания/свертывания, мин 5/5
Количество ракет в комплексе до 48

С.М.Ганин, А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН»

Источники: ВТС «БАСТИОН», РГАЭ, ММЗ «Авангард» и др.


Надувной макет пусковой установки С-300П


Макет шахтной пусковой установки С-300П, проект КБСМ 1970-х гг.

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300П. НОВОСТИ 2015-2016
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300П. НОВОСТИ 2008-2014

ЗЕНИТНО-РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300 (Ч. 1)
ЗЕНИТНО-РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300 (Ч. 2)
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПМ2 «ФАВОРИТ» И «ФАВОРИТ-С»
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПМУ2 «ФАВОРИТ»
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПС, ПУШКИН, 02.06.2012 Г. ФОТОРЕПОРТАЖ
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПС, ДЕНЬ КИРОВСКОГО ЗАВОДА. 2005 И 2008 Г
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПС, ДЕНЬ КИРОВСКОГО ЗАВОДА. 2001 Г
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПС, ПУШКИН, 1997 Г. ФОТОРЕПОРТАЖИ
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПТ, ФОТОРЕПОРТАЖИ
МОСКОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД»
МКБ «ФАКЕЛ»
ОБУХОВСКИЙ ЗАВОД ГОЗ
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
НПО АЛМАЗ (ГСКБ АЛМАЗ-АНТЕЙ)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap