МНОГОКАНАЛЬНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С-300Ф. S-300F MULTI-CHANNEL ANTI-AIRCRAFT MISSILE SYSTEM


МНОГОКАНАЛЬНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С-300Ф
S-300F MULTI-CHANNEL
ANTI-AIRCRAFT MISSILE SYSTEM

В 1969 г. Правительство приняло решение о разработке многоканального зенитного ракетного комплекса С-300, унифицированного с тремя родами войск: ПВО, сухопутных войск и ВМФ на основе применения единой ЗУР 5В55.
Этой работе предшествовало выполнение НПО «Альтаир» совместно с НПО «Алмаз» и МКБ «Факел» в период 1965 1967 гг. аванпроекта по зенитно-ракетному комплексу «Квант» для вооружения крупных (водоизмещением более 5000 тонн) надводных кораблей ВМФ, определившего облик комплексов, тактико-технические требования, пути построения и большую кооперацию предприятий исполнителей разработки.
Головной разработчик комплекса системы С-300Ф — ВНИИ РЭ МСП (позднее НПО “Альтаир”), главный конструктор — В.А.Букатов. Первым заместителем главного конструктора назначили Б.М. Палладина.
Впервые в разработках института были применены фазированные антенные решетки (ФАР), позволяющие реализовать многоканальность комплекса. Ранее проведенные НИРы дали возможность сразу выбрать вариант пассивной ФАР на фарадеевских фазовращателях, имеющих малые потери при управляемом фазовом сдвиге 720°. Большой фазовый сдвиг дал возможность применить строчно-столбцовое управление и предельно упростить цифровую часть аппаратуры системы управления лучом. Малое поперечное сечение фазовращателей и плотная упаковка их в полотне ФАР обеспечила большой сектор сканирования. Последнее обстоятельство было очень важным и давало возможность при качках обеспечить заданную зону поражения комплекса при нестабилизированном антенном посте. Оригинальными были конструкции отражательного фазовращателя и антенного полотна, выполненного из пенистого материала с калиброванными металлическими трубками, в которые устанавливались фазовращатели. Эти решения были предложены конструктором Ю.В. Малининым, что позволило резко снизить трудоемкость изготовления ФАР в серийном производстве.

Аванпроект комплекса С-300Ф был выполнен в 1966 году.
Комплекс предназначен для защиты ордера кораблей от атак современных и перспективных самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения, в том числе маневрирующих и летящих на предельно малых высотах над водной поверхностью.
Требование одновременного обстрела нескольких целей, сопровождения и наведения двенадцати ракет диктовало необходимость введения в ЗРК мощных вычислительных средств. Специально для ЗРК ПВО и ВМФ была создана ЦВМ «5Э262» разработанная в «ИТМ и ВТ».
Основной задачей зенитного ракетного комплекса С-300Ф является поражение носителей противокорабельных и противорадиолокационных ракет, постановщиков помех и т.п. на больших дальностях, за пределами зоны самообороны кораблей ордера. В то же время многоканальность, большой диапазон дальностей и высот поражения целей, малое время реакции и высокая скорострельность позволяют комплексу участвовать в отражении массированных налетов средств воздушного нападения вплоть до ближнего рубежа обороны.
Управление ракетой осуществляет СУО 3Р41, базу которой составляет многофункциональный радар с фазированной антенной решёткой. Наведение по углу места электронное, по азимуту механическое (поворотом антенного поста) и электронное (отклонение луча с помощью ФАР).

Многофункциональный радиолокатор, входящий в систему управления (шифр “Форт”), обеспечивает высокую точность сопровождения 6 целей и наведение на них 12 ракет в условиях воздействия активных и пассивных помех. Фазированная антенная решетка установлена на поворотном посту, что позволяет производить обстрел целей практически в любом направлении. Жесткость конструкции антенного поста и электронная стабилизация луча антенны обеспечивают работу комплекса в условиях качки корабля без потери точности наведения ракеты.
Основные алгоритмы наведения ЗУР в ЗРК С-300Ф были заимствованы из ЦКБ «Алмаз», разработанные для ЗРК С-300П. Однако в ЗРК С-300Ф необходимо было выполнить ряд дополнительных требований, связанных с установкой комплекса на корабль. К ним относятся: обеспечение старта ракет из пусковых установок барабанного типа; сопровождение НЛЦ, их обстрел и эффективное поражение в условиях значительных отражений сигнала от моря; обеспечение поражения морских целей; осуществление старта ракет только в разрешенных секторах пуска с обходом при старте запрещенных секторов, если точка встречи находилась в этих секторах; обеспечение получения информации от корабельных средств целеуказания; измерение деформации АП и их компенсация в условиях качек; осуществление электронной стабилизации луча РПН в условиях качек и др.
Выполнение этих требований привело к созданию дополнительной аппаратуры, разработанной ВНИИ РЭ (НПО “Альтаир”) МСП и доработки алгоритмов и программ, выполненных «Алмазом».

В РЛС ЗРК С-300Ф (главным конструктор В.А. Букатов) впервые в разработках института использованы фазированные антенные решетки, позволяющие реализовать многоканальность комплекса. Переключение луча в пространстве осуществляется системой управления лучом (СУЛ) с электронной стабилизацией луча в пространстве.
Старт ракет — вертикальный подпалубный. За счет разброса положе¬ния ракеты после старта потребовалось вначале организовать широкий луч, обеспечивающий захват ракеты с последующей передачей ее сопровождения на узкий луч. Поэтому в РЛС ЗРК «С-300Ф» две антенных фазированных решетки: ФАР захвата ракет и ФАР сопровождения и наведения ЗУР.
Селекция движущихся целей на фоне отражения от морской поверхности и пассивных помех обеспечивается когерентным импульсно-пачечным сигналом с корреляционно-фильтровой обработкой в приемном устройстве. Такой сложный сигнал в разработках института ранее не применялся.
Когерентный импульсно-пачечный сигнал генерируется передающим устройством, построенным на цепочке усилительных клистронов.
Принципиальной новинкой является применение частотно-временного разделения сигнала и помех при обработке пачки импульсов, предложенное Г.А. Пасюковым и А.Н. Неделиным.
В полотне ФАР с высокой точностью располагались 16000 фазовращателей, диаметр решетки 3 м. Полотно (каркас) было изготовлено из жесткого пенистого материала путем его впенивания в точной форме с заранее установленными калиброванными алюминиевыми трубками.
Если антенны РПН ЗРК С-300Ф являлись собственной разработкой НПО «Альтаир», то приемно-передающая аппаратура была полностью унифицирована с ЗРК войск ПBO. Полностью унифицирован также вычислительный комплекс на основе ЦВК 5Э26, разработанный в ИТМ и ВТ. Алгоритмическое и программное обеспечение имело отличие, т.к. было необходимо реализовать электронную стабилизацию антенною поста, а также учесть взаимодействие комплекса с корабельными навигационными системами и с корабельной обзорной РЛС.
ЗУР 5В55РМ — твёрдотопливная ракета вертикального старта, сконструированная по нормальной аэродинамической схеме с газодинамической системой отклонения. Наводится на цель комбинированной системой управления — радиокомандной на маршевом участке и радиокомандной с сопровождением через ракету на терминальном. Цель поражается осколочно-фугасной боевой частью массой 130 кг с радиолокационным взрывателем.
Ракеты хранятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и располагаются в подпалубных установках вертикального пуска (УВП). Вертикальный старт ракеты происходит из контейнеров пневматическим катапультирующим устройством. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты из контейнера на высоте 20-25 м от палубы.
Гарантируется работоспособность ракеты в ТПК в течение 10 лет без технического обслуживания (ТО). Перезарядка УВП происходит при помощи палубного зарядного устройства.

Участие ОКБ завода «Большевик» (Обуховского завода) в создании пусковых установок для комплекса С-300Ф началось в 1966 году, когда СМ СССР принял решение о создании многоканального зенитного ракетного комплекса для вооружения крупных надводных кораблей ВМФ.
Выбор ОКБ для проектирования пусковой установки для нового комплекса не был случайным. К этому времени ОКБ уже имело значительный опыт проектирования морских пусковых установок для универсального зенитного ракетного комплекса «Шторм». Это установки барабанного (Б-187, Б-187А, Б-187Б) и конвеерного типа (Б-192 Б-192А), разработанные под руководством Главного Т.Д. Вылкоста являлись сложными автоматическими устройствами.
Аванпроект комплекса С-300Ф был выполнен к концу 1966 года. Работа по аванпроекту пусковой установки с устройствами загрузки проводилась под руководством Главного конструктора Т.Д. Вылкоста, Заместителя Главного конструктора Н.Г. Первушева и начальника проектного отдела №2 В.А.Тимошенкова.
В аванпроекте пусковой установки, получившей заводской индекс Б-191, было проработано несколько вариантов ПУ как с надпалубным, так и с подпалубным стартом ракет.
В процессе выполнения аванпроекта комплекса ОКБ-2 МАП выступило с рядом предложений по усовершенствованию ракеты, что существенным образом изменило требования, предъявляемые к пусковой установке. В связи с этим обстоятельством работы по ПУ Б-191 были прекращены.
Дальнейшая разработка корабельной пусковой установки для универсального многоканального ракетного комплекса возобновилась только после двухгодичного перерыва. Новой пусковой установке был присвоен заводской индекс Б-203.
В соответствии с новыми исходными данными в эскизном проекте ПУ Б-203 были проработаны и проанализированы 5 схем пусковых подпалубных установок подвижного и неподвижного типа.
В конце 1970 года, после утверждения эскизного проекта комплекса С-300Ф, ОКБ приступило к разработке рабочих чертежей опытного образца ПУ Б-203. Было решено установить опытный образец комплекса С-300Ф в кормовой части серийного большого противолодочного корабля проекта 1134Б «Азов» (разработчик — «Северное ПКБ») взамен УЗРК «Шторм» с присвоением кораблю номера проекта 1134БФ.
Полностью рабочий проект опытного образца пусковой установки Б-203 для корабля проекта 1134БФ был завершен во II квартале 1974 года.
В окончательном виде пусковая установка Б-203 является подпалубной установкой барабанного типа, состоящей из 6 барабанов. Старт ракеты подпалубный, вертикальный, из транспортно-пускового контейнера с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты из контейнера, что обеспечивает пожаро- взрывобезопасность погреба.
В состав пусковой установки входят устройства загрузки, обеспечивающие доставку ТПК с ракетами с палубы корабля в погреб и их установку на барабаны ПУ.

Отличительной особенностью пусковой установки Б-203 явилось модульность ее конструкции. Каждый барабан фактически является отдельной пусковой установкой-модулем, независимым от других барабанов. Это позволяет создавать различные модификации ПУ для кораблей различных классов за счет применения, в каждом случае, различного числа пусковых модулей (барабанов).
Учитывая это обстоятельство, в период рабочего проектирования ПУ Б-203, было принято решение возложить на ОКБ проектирование аналогичных пусковых установок для новых кораблей, разрабатываемых «Северным ПКБ» — тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144 и ракетного крейсера проекта 1164.
Пусковая установка для корабля проекта 1144, получившая заводской индекс Б-203А, предназначалась для оснащения 2-х комплексов С-300Ф — носового и кормового. В тоже время для размещения пусковой установки на корабле был выделен один погреб. Размещение в одном погребе двойного количества пусковых барабанов (по сравнению с ПУ Б-203) потребовало новых компоновочных решений, связанных как с размещением барабанов и конструкцией загрузочных устройств, так и с электрической системой управления ПУ.
Однако максимальная унификация с рабочим проектом опытной пусковой установкой Б-203 позволила завершить выпуск рабочих чертежей ПУ Б-203А уже к концу 1974 года.
Проектирование следующей пусковой установки Б-204 проходило в период ужесточения требований, предъявляемым к морским пусковым установкам в части пожаро-взрывобезопасности, что было связано с трагической гибелью в августе 1974 года БПК «Отважный».
В связи с этим в конструкцию пусковой установки Б-204 были внесены конструктивные изменения, защищенные двумя авторскими свидетельствами. Полностью рабочий проект пусковой установки Б-204 был выполнен в начале 1978 года.
Пусковые установки вертикального старта ракет — подпалубные, револьверного типа. Производились в двух модификациях: Б-203 на шесть и Б-204 на восемь барабанов. Каждый барабан рассчитан на восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах, которые вертикально монтируются на направляющих. Один из барабанов всегда находится под пусковым люком. После схода ракеты барабан автоматически поворачивается на 1/8 полного оборота и выводит на линию старта очередную ракету. Обеспечиваемый интервал стрельбы — 3 секунды. Перезарядка ПУ происходит при помощи специального палубного зарядного устройства. Установки Б-203 и Б-204 занимает площадь 120 и 166 квадратных метров соответственно.
Варианты пусковых установок:
• Б-203 — подпалубная 6-ти барабанная (на 1 барабане 6 ракет) ПУ корабельного ЗРК ПВО С-300Ф (1970-1972).
• Б-203 А — подпалубная 12-ти барабанная ПУ корабельного ЗРК С-300Ф (1974).
• Б-204 — подпалубная 8-ми барабанная ПУ корабельного ЗРК С-300Ф (1978).
Корабельный зенитный ракетный комплекс С-300Ф входит в систему вооружения корабля. Целеуказания ЗРК получает от имеющихся на корабле средств через устройство сопряжения, входящее в состав системы управления. Комплекс через устройство сопряжения связан также с корабельными датчиками углов килевой и бортовой качек, курса и скорости корабля. В режиме автономного поиска комплекс производит обзор пространства и обнаружение целей в заданном секторе ответственности.
В процессе создания комплекса С-300Ф менялись руководители заказа. В 1978 г. В.А. Букатов назначен заместителем министра судостроительной промышленности СССР, а главным конструктором комплекса стал Б.М. Палладин, техническим руководителем испытаний — А.П. Ежов.
Опытный образец ЗРК С-300Ф был установлен на БПК «Азов» проекта 1134БФ. В январе 1978 года комплекс прошел швартовые испытания и был предъявлен на летно-конструкторские испытания (ЛКИ). Председателем комиссии по ЛКИ был утвержден Главный конструктор ЗРК Б.М. Палладин (ВНИИ «Альтаир»), заместителем председателя комиссии — Заместитель Главного конструктора ОКБ завода «Большевик» В.А. Тимошенков. Закончившийся в конце 1978 года первый этап ЛКИ подтвердил правильность технических решений и принципов построения комплекса С-300Ф в целом и входящих в него систем.
В декабре 1980 г. ТАРК «Киров» сдан ВМФ. но не все пункты программы государственных испытаний комплекса были выполнены. В 1982 г. в связи с болезнью Б.М. Палладина главным конструктором ЗРК С-300Ф был назначен Е.Л. Титов. Именно на его долю выпало завершить Государственные испытания комплекса С-300Ф на ТАРК «Киров» по полной программе.
Государственные испытания комплекса С-300Ф проводились на БПК «Азов» и ТАРК «Киров» в период с 30 мая по 23 сентября 1983 года. Комиссия по проведению государственных испытаний была назначена решением ВПК от 25 марта 1981 года за № 83.
Председателем комиссии для Государственных испытаний комплекса С-300Ф был утвержден Заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Г.А. Бондаренко. Членом комиссии от завода был назначен начальник 2-го отдела ОКБ завода «Большевик» Г.Д. Акутин. В испытаниях активное участие принимали заместитель министра судостроительной промышленности В.А. Букатов, заместитель министра авиационной промышленности А.Т. Ильин, директор института (НПО “Альтаир”) Л.Б. Масленников.
Стрельбы, выполняемые в процессе Государственных испытаний, производились как с БПК «Азов», так и с ТАРК «Киров».
Нa всех этапах разработки комплекса оценку его эффективности проводили сотрудники НПО “Альтаир” H.Н. Черепушкин, А.И. Клюковкин. И.К. Якушева, О.С Горностаева.
В 1979 г. аппаратура была размещена на объекте и начаты ЛКИ комплекса. Группой анализа руководил О.М. Гиндлин. Проведено около 90 реальных стрельб по имитированным и реальным целям. В процессе испытаний выявлены и устранены ряд замечаний и доработана программа математического обеспечения УВК.
В создании ЗРК С-300Ф на всех налах разработки и испытаний активное участие принимали специалисты НИИ ВМФ- Г.А. Павлов, Г.И. Берлин, Ю.П. Беляев, В.М. Леберман, И.В. Чурилин, представители заказчика В.Г. Красник, В.В. Рощин. И.Н. Седов.
Коллектив разработчиков комплекса С-300Ф в 1984 г: отмечен правительственными наградами. Главный конструктор Е.А. Титов награжден орденом Ленина. Лауреатами Ленинской премии стали В.А. Букатов. А.П. Ежов, Г.А. Бондаренко, В.Т. Ященко. а институт (НПО “Альтаир”) награжден вторым орденом Ленина.

Комплексом С-300Ф вооружены тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144, ракетные крейсеры проекта 1164 и БПК 1134БФ.
Первоначально комплексами С-300Ф предполагалось оснащать атомные противолодочные крейсера проекта 1144 “Орлан” (переклассифицированные сторожевые корабли ПЛО-ПВО пр.1144, работы по которым велись с начала 1960-х годов) и атомные ракетные крейсера проекта 1165 “Фугас”. Постановлением СМ СССР, принятым в августе 1971 года, обе разработки кораблей были объединены и далее Северным ПКБ велось проектирование атомного противолодочного крейсера с ударным ракетным вооружением проекта 1144 (главный конструктор Б.И.Купенский). С-300Ф также входил в состав вооружения проектировавшегося ракетного крейсера проекта 1164 “Атлант” (Северное ПКБ, главный конструктор А.К.Перьков, затем В.И.Мутихин).
Опытный образец комплекса С-300Ф с боезапасом 16 ракет в двух подпалубных барабанных пусковых установках в 1977 году был установлен на БПК пр. 1134Б “Азов” и в конце 70-х годов прошел испытания на Черном море. Работы неоднократно прерывались для проведения доработок опытного варианта комплекса и его совершенствования. Испытания комплекса завершались на другом корабле – атомном ракетном крейсере “Киров” в 1983 году. После принятия в 1984 году на вооружение комплекс устанавливался на тяжелых ракетных крейсерах с атомной энергетической установкой типа “Киров” (пр.1144 и 11442, к 1997 году построено 4 единицы) и на ракетных крейсерах типа “Слава” (пр.1164, построено 3 единицы).
Основное целевое назначение комплекса – борьба с самолетами-носителями противокорабельных ракет и противокорабельными ракетами, летящими на малых высотах, самолетами-постановщиками помех, что позволило использовать унифицированную с комплексом С-300П ракету 5В55РМ (модификация ракеты 5В55Р, отличающаяся связанными с контейнером устрой¬ствами).
В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка барабанного типа. Старт ракеты – подпалубный, вертикальный из транспортно-пускового контейнера с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты, что обеспечивает пожаро-взрывобезопасность погреба. Пуск ракеты производится из контейнера, расположенного под пусковым люком. После схода ракеты барабан поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК.
Подпалубные пусковые установки барабанного типа для комплекса С-300Ф разработаны КБ завода “Большевик”, главный конструктор Г.Д.Вылкост. Перезарядка барабанных пусковых установок производится с помощью палубного зарядного устройства.
Некоторое отличие имеется в размещении подпалубных барабанных пусковых установок и запасе ракет на кораблях разных проектов. При разработке проектов кораблей 1144 и 1164 рассматривались варианты размещения ракет в индивидуальных погребах и на барабанных установках в общем погребе – реализовано было второе предложение.
На кораблях проекта 1164 установлена подпалубная барабанная пусковая установка Б-204 с восемью барабанными устройствами на 8 ТПК.
На всех кораблях проектов 1144 и 11442 размещено 12 барабанных установок в составе пусковой установки Б-203А при общем боезапасе 96 ракет.
В состав пусковой установки входит загрузочное устройство, доставляющее транспортно-пусковые контейнеры с ракетами с палубы корабля в погреб и устанавливающее их на направляющие барабанов. Операция загрузки ракет в погреб практически полностью автоматизирована. На кораблях пр.1144 (разработка ЦКБ-53, которое с 1966 года получило наименование СПКБ, главный конструктор Б.И.Купенский) и пр.1164 установлено по одному загрузочному устройству, на корабле пр.1134БФ загрузочное устройство не устанавливалось.
ЗРК коллективной обороны типа «Форт» с боезапасом 64 ракеты предполагалось установить на проект 1293 атомного ударного ракетного крейсера, 32..64 ракеты ЗРК «Квант» («Волна») или С-300Ф «Форт» хотели включить в состав вооружения проекта 1165 «Фугас» атомного ракетного крейсера. Оба проекта вело Северное ПКБ, они не были реализован.
В дальнейшем, в 1985-1990 гг. проведена модернизация комплекса «С-300Ф». В аппаратуру комплекса и в рабочую программу внесен ряд доработок, направлен¬ных на повышение ТТХ, надежности и помехоустойчивости. В состав комплекса введена дополнительно ракета 48Н6Е, обеспечившая увеличение дальности зоны поражения. В связи с этим доработано математическое обеспечение (В.В. Кирюнин, С.М. Филимонов, О.М Гиндлин, Л.Л. Вегрин, СВ. Пряхин).
На крейсере “Адмирал Нахимов” (пр.11442, третий корабль в серии) установлен усовершенствованный вариант комплекса с ракетой типа 48Н6Е, который планировалось устанавливать на кораблях последующей постройки. Ракета превосходит по габаритам 5В55РМ, для неё была создана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.
На крейсере “Петр Великий” (пр.11442, главный конструктор Б.И.Купенский, затем В.А.Перевалов, четвертый корабль в серии) кроме частично модернизированного для использования ракет 48Н6 кормового комплекса С-300Ф (главный конструктор А.Ежов), установлен носовой комплекс с новым антенным постом.
По рекламно-информационным проспектам для экспортных поставок предлагается вариант комплекса С-300Ф — комплекс “Риф” с ракетой 48Н6Е.
Для размещения аппаратуры комплексов С-300Ф и “Риф” на кораблях используется помещение площадью 196 кв.м. При боезапасе 48 ракет площадь, занимаемая барабанными пусковыми установками 120 кв.м, при боезапасе 64 ракеты – 166 кв.м. Энергопотребление комплекса – 480 кВт.
Комплекс С-300Ф получил на Западе наименование – SA-N-6 “Grumble”.
В начале XXI века работа по пусковым установкам для ЗРК С-300Ф получила новое продолжение. Был заключен межгосударственный контракт на по-
ставку КНР двух ЗРКС-300ФМ.
В рамках этого контракта ОКБ Обуховского завода приступило в 2002 году к разработке экспортной пусковой установки 3С-48Е (модификации пусковой установки Б-203А).
Экспортный вариант ЗРК «Риф-М» размещен на китайском эскадренном миноносце типа 051С — 6 пусковых установок (48 ракет).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Зона поражения по дальности (ракета), км 5-75
Зона поражения по дальности (ЗРК), км 5-75
Зона поражения по высоте (ракета), м 25-25 000
Зона поражения по высоте (ЗРК), м 25-25 000
Скорость полёта ЗУР, м/с до 2000
Скорость цели, м/с 50-1300
Число сопровождаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Наведение на маршевом участке радиокомандное
Наведение на терминальном участке СУ через ракету
Длина ЗУР, м 7,25
Диаметр корпуса ЗУР, м 0,508
Размах крыла, м 1,124
Масса ЗУР, кг 1664
Масса боевой части, кг 130
Тип БЧ осколочно-фугасная
Длина ТПК, м 8,0
Диаметр ТПК, м 1,0
Масса ТПК, кг 2300
Тип двигателя РДТТ

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 20.06.2021

Источники:
1. Ганин С.М., Карпенко А.В., Жизневский В.И., Федотов Г.В., «Зенитная ракетная система С-300». СПб: «Невский Бастион», 1997 г., 72 с.
2. Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники «Альтаир».75 лет. История, её творцы и их творения. М: Научтехлитиздат, 2008
3. ОКБ Обуховского завода — 60 лет, 1948-2008. — Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — 419 с
4. https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1239/72482/
5. https://wartools.ru/pvo-rossiya-sssr/zrk-s-300f/

АТОМНЫЕ РАКЕТНЫЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 11442 «ОРЛАН»
ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1144 «ОРЛАН»
АТОМНЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1293
АТОМНЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1165 «ФУГАС»
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1164 «АТЛАНТ»
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134Б «БЕРКУТ-Б»
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС РИФ-М С ЗЕНИТНЫМИ УПРАВЛЯЕМЫМИ РАКЕТАМИ 48Н6Е И 9М96Е
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «РИФ-М» С ЗЕНИТНЫМИ УПРАВЛЯЕМЫМИ РАКЕТАМИ 48Н6Е И 48Н6Е2
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300П
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «КВАНТ»
МКБ «ФАКЕЛ»
МОРСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ «АЛЬТАИР» (МНИИРЭ «АЛЬТАИР»)
НПО АЛМАЗ (ГСКБ АЛМАЗ-АНТЕЙ)
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap