ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ XXI ВЕКА. THE RUSSIAN SUBMARINES OF THE XXI CENTURY



ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ XXI ВЕКА

THE RUSSIAN SUBMARINES OF THE XXI CENTURY

Подводное кораблестроение на рубеже ХХ-ХХI веков характеризуется все более широким внедрением новых, передовых технологий. Если в 1995 г. их доля составила около 8%, а традиционные, в значительной мере устаревшие, технологии и современные, наиболее широко используемые, технологии составили 45% и 47% соответственно, то в 2005 г., по оценке экспертов ВМС США, прогнозируемая доля использования новых перспективных технологий увеличится до 17%, на долю современных технологий будет приходиться до 60%.
История отечественного подводного кораблестроения богата примерами достижения блестящих успехов за счет внедрения передовых технологий. Это ПЛАРК пр. 661 (1969 г.) — самая быстроходная в мире подводная лодка (44,7 уз) и первая в мире — с титановым корпусом и КР с подводным стартом; противолодочные АПЛ проекта 705 (1971 г.) — первые в мире комплексно-автоматизированные АПЛ с титановым корпусом, ядерным реактором с жидкометаллическим теплоносителем и скоростью хода около 40 уз; наконец, это АПЛ проекта 685 (1983 г.) — самая глубоководная (с глубиной погружения 1000 м) многоцелевая АПЛ в истории подводного кораблестроения.
Эти достижения были получены за счет опережающего развития науки в известных научных центрах страны — ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, РНЦ «Курчатовский центр», ЦНИИ “Прометей”, ЦНИИ “Ритм” и др., воплощенного затем в проектах ЦПБ “Волна”, СПМБМ “Малахит”, ЦКБ МТ “Рубин”, ЦКБ “Лазурит” и в кораблях, построенных на Севмашпредприятие и “Адмиралтейских верфях”, заводе им. Ленинского комсомола, заводе «Красное Сормово» и др.
Технологии разрабатываются на основе научных достижений, в большинстве своем известных уже сегодня. Следовательно, именно научный задел определит успех перспективных подводных лодок начала ХХI века.

АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ

Работы по отечественным подводным лодкам четвертого поколения начались еще в 1977-1978 гг., но в силу ряда известных специалистам причин затянулись. Первоначально, в рамках нового поколения, для сил общего назначения разрабатывалось несколько вариантов АПЛ, в том числе: многоцелевая лодка с приоритетом решения противолодочных задач, ракетный крейсер на замену АПЛ проекта 949 (949А) для борьбы с авианосными соединениями и многоцелевая лодка с крылатыми ракетами для борьбы с корабельными ударными группами, отдельными надводными кораблями и транспортными судами потенциального противника, кроме этого по отдельной программе создавался новый стратегический ракетоносец. В проектирование АПЛ четвертого поколения участвовали все три ведущих разработчика отечественных подводных лодок послевоенного периода, это ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит» и ЦКБ «Лазурит».
К концу 1980-х годов была завершена отработка подводных кораблей III поколения и их оружия, созданный научный задел позволял создавать подводные лодки, не просто равные кораблям потенциального противника, но по ряду характеристик и конструктивных решений опережающие передовые западные образцы.
Новые ПЛ должны быть высокоэффективными кораблями способными даже в составе небольшой группировки стать реальным сдерживающим фактором для превосходящих сил противника. Именно такими кораблями, способными про¬тивостоять складывающейся системе внешних угроз безопасности России призваны стать вновь создаваемые многоцелевые ПЛ IV по-коления.
Упомянутая противолодочная АПЛ проекта 957 создавалась в ЦКБ «Лазурит» (гл. конструктор Л.Л.Краснопольский). Заместителями главного конструктора были Г.В.Витюгов, П.М.Котик, В.И.Кобзев, С.Н.Митюшкин, Б.Б.Уставщиков. Лодка имела уникальную для отечественных АПЛ однокорпусную конструкцию. В начале 1990-х гг. на заводе – строителе началась подготовка к его изготовлению, даже металл начали резать, но …наступили новые времена…

Атомный подводный крейсер проекта 881 для борьбы с авианосными соединениями вероятного противника проектировали специалисты ЛПМБ «Рубин» (гл. конструктор И.Л.Баранов). Лодка была длинней своей предшественницы АПЛ проекта 949А и имела одновальную атомную энергетическую установку, 24 пусковые установки для крылатых ракет располагались в два ряда за ограждением рубки. Для этой ПЛ в НПО машиностроения (Генеральный конструктор Г.А.Ефремов) в 1986 году началась разработка ракетного комплекса оперативного назначения нового поколения.
Третья, многоцелевая лодка с крылатыми ракетами разрабатывалась в СПМБМ «Малахит». Ракеты оперативно-тактического назначения для нее так же проектировали в НПО машиностроения. Однако, изменение геополитической обстановки в мире, определение и постановка новых задач перед ВМФ, сокращение финансирования оборонного заказа, сильно повлияли на ход развития подводных лодок сил общего назначения, как и других программ вооружения. Пришлось отказаться от многотипия АПЛ и сосредоточить все усилия на доведении одного проекта 885 универсальной подводной лодки. Это корабль нового четвертого поколения проектировался и проектируется в СПМБМ “Малахит” (генеральный конструктор В.Н.Пялов).

Уже после окончания технического проекта 885 пришлось оснастить лодку боевыми средствами для решения расширившегося круга задач. В результате ПЛ проекта 885 стала универсальным боевым кораблем при создании которого делается новый шаг в развитии концепции многоцелевых ПЛ и их технического облика, объединяющая возможность противолодочной АПЛ, лодки для борьбы с авианосными соединениями и конвоями и способная наносить удары по береговым целям стратегическими крылатыми ракетами. В перспективе, вооруженные высокоточным оружием, эти АПЛ могут играть роль сил неядерного сдерживания.
Зарубежные специалисты оценивают скрытность этих ПЛ весьма высоко, на уровне, возможно, не уступающем АПЛ типов «Seawolf» (“Сивулф”) и “Вирджиния”, а следовательно, по совокупности своих характеристик, новые АПЛ — ядро нового ВМФ России, будут иметь характеристики, которые ВМС США рассчитывают получить у ПЛ, следующих за АПЛ типа “Вирджиния”.
Создание АПЛ выпало на переломный для страны и ее экономики период. Системный кризис прогрессирующая деиндустриализация и развал хозяйственных связей с бывшими союзными республиками резко осложнили выполнение поставок ряда образцов комп¬лектующего оборудования и вооружения. Это негативно сказалось на темпе развертывания постройки лодок IV поколения.
Закладка головной лодки четвертого поколения проекта 885 получившей наименование «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года в ПО «Северное машиностроительное пред-приятие». Она стала первой отечественной заложенной АПЛ нового поколения.
Замедление темпа строительства ПЛ «Северодвинск», обусловленное проблемами недостаточным финансирования, требует решения задачи совершенствования корабля его оборудования и вооружения в ходе строительства. СПМБМ «Малахит» решать эту задачу, и одновременно демонстрирует большой модернизационный потенциал ПЛ проекта 885, который может существенно расширить боевые возможности корабля.
Основным вооружением ПЛА являются крылатые ракеты вертикального пуска. На подводной лодке расположено 8 пусковых установок СМ-346 (по 4 на борт) для 24 ПКР П-800 «Оникс». Также возможно применение ракет 3М14 «Калибр» и 3М54 «Бирюза». Для сопряжения на борту подводной лодки различных ракетных комплексов была создана универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, которая обеспечивает боеготовность ракетного комплекса лодки к пуску из холодного состояния аппаратуры в течение 4 минут. Наряду с этим был унифицирован и наземный комплекс оборудования, который предназначен для регламентного обслуживания ракет.
Атомные подводные лодки (АПЛ) проекта 885 «Ясень» имеют на борту намного больше крылатых ракет, чем их американские аналоги типа «Вирджиния» и «Лос-Анджелес», заявил генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев в марте 2014 года. Владимир Дорофеев рассказал, что головная многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта 885 «Ясень», как и другие лодки этого проекта, имеют две функции: борьба с надводными и подводными кораблями, а также поражение наземных целей. Эти задачи решаются с помощью крылатых ракет.
Для создания оптимальных условий для работы гидроакустического комплекса торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности и расположены под углом к диаметральной плоскости. В носовой оконечности расположена сферическая антенна ГАК большого диаметра.
24 июня 2010 года «Северодвинск» был спущен на воду из передаточного дока. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на ходовые испытания.
23 ноября 2012 года впервые выполнена испытательная ракетная стрельба ракетным комплексом “Калибр” из подводного положения подводной лодкой “Северодвинск” также на максимальную дальность – 1,4 тыс. километров по береговой цели. В ходе государственных испытаний 6 ноября 2013 года атомная подводная лодка проекта «Ясень» 885 «Северодвинск» впервые провела пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».
30 декабря 2013 года головная многоцелевая АПЛ 4-го поколения К-560 «Северодвинск» была передана ВМФ для опытной эксплуатации. Головной подводный крейсер серии — К-560 «Северодвинск» (проекта 885 «Ясень») передан ВМФ 17 июня 2014 года.
9 ноября 2009 года в Северодвинске Минобороны РФ и Объединенная судостроительная корпорация подписали контракт на строительство серийных кораблей проекта «Ясень». Многоцелевые атомные подлодки проекта 885М «Ясень-М» отличаются от классического проекта «Ясень» более совершенным радиоэлектронным вооружением. В основном изменения коснулись радиоэлектронного вооружения. Кроме того, на новых лодках появится интегрированная система боевого управления, которая включает несколько подсистем. И если раньше эти подсистемы, как, например, гидроакустическая, была как самостоятельная единица и общалась с другими подсистемами путем обмена данными, то теперь гидроакустика входит в саму систему.

В апреле в СМИ появилась информация о том, что Министерство обороны рассматривает возможность постройки двух атомных подлодок нового проекта «Борей-К», которые станут носителями крылатых ракет. Военное ведомство рассматривает возможность создания еще двух «Бореев», но не с баллистическими, а с крылатыми ракетами большой дальности. Если решение будет принято, то эти подлодки будут строиться по новому проекту «Борей-К» со сдачей заказчику после 2027 года.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ

Практически одновременно с многоцелевыми АПЛ четвертого поколения в ЛПМБ «Рубин» (ЦКБ МТ «Рубин», генеральный конструктор и начальник И.Д.Спасский) шло формирование облика нового подводного стратегического ракетоносца. В 1981 году Главным конструктором АПЛ стратегического назначения «четвертого поколения» был назначен С.Н.Ковалев, в январе 1983 года ему присвоили звание генеральный конструктор атомных подводных лодок стратегического назначения.
В ходе проектирования подводного ракетоносца было разработано несколько вариантов кораблей с разным составом вооружения, основными рассматривались одновальные конструкции ПЛ. Ракетчиками были подготовлены предложения по ракетным комплексам с МБР различных весовых категорий.
На смену ракетным подводным крейсерам стратегического назначения проектов 667БДРМ и 941, постройка которых продолжалась до начала 1990-х гг, в ЦКБ МТ «Рубин» в начале 1980-х гг под руководством Генерального Конструктора С.Н.Ковалева была начата разработка двух проектов перспективных РПКСН 4-го поколения под обозначением «Борей-1» (проект 955) и «Борей-2» (проект 935) . Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного комплекса Д-35, а второй для комплекса Д-31.
Технические предложения по РПКСН и ракетным комплексам планировалось выработать в течение 1985-1986 гг.
Начиная с 1990 г. разработка пр.955 «Борей» с ракетным комплексом Д-31 велась в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова. При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ. В 1995 году указом Президента РФ Б.Н.Ельцина было принято предложение об оснащении проекта 955 комплексом Д-19УТТХ «Барк» взамен РК Д-31.
К началу 1990-х гг. наконец был определен тип ракетного комплекса «Барк» для АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей». По сравнению с РПКСН второго и третьего поколений, новый стратегический ракетоносец имеет существенно лучшие гидродинамические характеристики и лучшие акустические параметры.
В июне 1995 г. указом Президента Б.Н.Ельцина начато перепроектирование пр.955 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ «Барк» ГРЦ им.Макеева.

Новый комплекс «Барк» четвертого поколения представлял из себя глубокую модернизацию комплекса Д-19 и ракеты Р-39 в направлении улучшения тактико-технических характеристик, выполненную КБМ (Генеральный конструктор И.И.Величко, гл. конструктор В.Д.Калабухов). Ракету 3М91 этого комплекса начали проектировать еще в 1986 году, она может по праву считаться одной из самых современных, сложных и перспективных разработок отечественного ВПК. Твердотопливные двигатели для ракеты создавались в НПО «Искра» (гл. конструктор Л.Н.Лавров). Остальная кооперация была традиционной для отечественных морских баллистических ракет. Изготовление предсерийных ракет осуществлялось Златоустовским машзаводом.
«Барк» получился сложной машиной, требующей серьезной конструкторской работы и времени на ее реализацию. Но самая главная причина задержки в его разработке кроется в крайне неудовлетворительном финансировании проекта.
Учитывая сроки службы АПЛ и интервалы между появлениями головных подводных ракетоносцев предыдущих серий, можно было бы ожидать появления в конце 1990-х годов более совершенных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) нового поколения. Однако, новый РПКСН “Юрий Долгорукий” проекта 955 (Главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» В.А.Здорнов) был заложен на стапеле ПО «Севмашпредприятие» только 2 ноября 1996 года в Северодвинске во исполнение Указа Президента РФ от 2 марта 1996 г. № 316 и в соответствии с Постановлением Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. №225/56 в год 300-летия Российского флота.
Но после трех неудачных пусков «Барка» с наземного стенда проект был закрыт. Разработка нового варианта морского ракетного комплекса стратегического назначения с МБР на базе ракеты РВСН «Тополь-М» была задана летом 1998 года . Новая ракетная система получила шифр «Булава». Ее разработка была поручена Московскому институту теплотехники (МИТ, Генеральный конструктор Ю.С.Соломонов).
Эскизный проект ракетного комплекса «Булава» был выполнен в 1999 году. Одновременно в ЦКБ МТ «Рубин» (гл. конструктор В.Н.Здорнов) шла переработка РПКСН проекта 955 «Борей» под новый комплекс.
12 февраля 2008 года подводная лодка “Юрий Долгорукий” была спущена из плавучего дока на воду и поставлена у достроечной стенки. 19 июня 2009 года АПЛ отправилась на ходовые испытания.
10 января 2013 года «Юрий Долгорукий» вошёл в состав ВМФ России и был вклчючен в 31 дивизию подводных лодок Краснознаменного Командования Подводных Сил СФ. Местом базирования лодки стало Гаджиево. 15 октября 2015 года «Юрий Долгорукий» завершил свою первую боевую службу подо льдами Арктики.
19 марта 2004 года в День моряка-подводника, на стапеле «Северного машиностроительного предприятия» заложен второй атомный подводный крейсер «Александр Невский» проекта 955, андреевский флаг поднят 23 декабря 2013 года Третий ракетоносец этого проекта «Владимир Мономах» поднял Андреевский флаг 19 декабря 2014 года.
А первый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Юрий Долгорукий» 15 октября 2015 года прибыл в главную базу подводных сил Северного флота (СФ) — Гаджиево — после успешного выполнения задач дальнего похода. Более двух месяцев головной корабль проекта 955 «Борей» находился в первом автономном плавании, выполняя задачи в Северном Ледовитом океане.
Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 (шифр «Борей») должны были стать основой «морского компонента» стратегических ядерных сил страны. Эти корабли способны нанести внезапный удар по любой цели в любой точке земного шара межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Булава». Всего на борту корабля размещены 16 ракет, способных забросить 96 ядерных зарядов на расстояние свыше 9 тыс. км. Для самообороны от кораблей противника «Бореи» оснащены шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм.
Модернизация проекта АПЛ стратегического назначения «Борей» будет продолжена, разработка подлодки пятого поколения ему на смену пока не ведется, сообщил в сентябре 2016 года вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев.
«Работы над формированием облика стратегической АПЛ пятого поколения пока не ведутся. При этом продолжаются работы по усовершенствованию АПЛ проекта «Борей»», — сказал Пономарев в связи с участием ОСК в форуме «Армия-2016».
Всего было запланировано построить до 2020 года восемь «Бореев» — три из них проекта 955, и пять — модернизированного проекта 955А. «Борей-А» отличается от предыдущей версии корабля улучшенной радиоэлектроникой, а также некоторыми конструкционными изменениями.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв в январе 2018 года обозначил направления развития Военно-Морского Флота на ближайшее будущее. «Деятельность Главного командования ВМФ России в ближайшей перспективе будет выражаться в целенаправленной работе по дальнейшему развитию Военно-Морского Флота, которое спланировано в рамках реализации государственной программы вооружения на 2018-2027 годы. При этом основные направления этого развития определены. Это — поддержание на заданном уровне боевого потенциала морских стратегических ядерных сил за счет строительства ракетных подводных лодок типа «Борей-А» и «Борей-Б», а также развитие боевого потенциала морских сил общего назначения путем строительства кораблей океанской, дальней и ближней морских зон, модернизации кораблей, имеющих большой модернизационный потенциал, поставок современных летательных аппаратов в состав морской авиации и береговых ракетных комплексов в состав береговых войск ВМФ», сообщил в своем выступлении перед координационным советом ветеранских организаций ВМФ Главком ВМФ России Адмирал Владимир Королёв.
«Важнейшим сегментом работы Главного командования ВМФ на перспективу станет формирование группировок стратегического неядерного сдерживания в составе кораблей носителей высокоточного оружия большой дальности, совершенствование системы базирования, обеспечение сбалансированных поставок вооружения и боеприпасов», — сообщил ветеранам ВМФ Главнокомандующий Военно-Морским Флотом.
В настоящее время российские субмарины серии «Борей» — как подлодки базового проекта 955, так и улучшенного 955А («Борей-А») — являются стратегическими и способны нести на борту по 16 баллистических ракет «Булава». В боевом составе флота находятся три подлодки проекта 955 — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», проходит ходовые испытания головная подлодка модернизированного проекта 955А «Князь Владимир», на «Севмаше» в Северодвинске строятся еще четыре подлодки «Борей-А».

Минобороны и промышленность ведут работу над повышением боевых возможностей морского компонента Стратегических ядерных сил России, сообщил на заседании коллегии военного ведомства в ноябре 2017 года начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов. «Начаты работы по созданию атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками «Борей-Б», — сказал он.
Предполагалось, что опытно-конструкторские работы (ОКР) по проектированию стратегического атомного подводного крейсера типа «Борей-Б» начнутся в 2018 году, завершение его испытаний и передача Военно-морскому флоту были запланированы на 2026 год.
Формирование облика стратегического подводного ракетоносца пятого поколения проекта «Борей-Б» с улучшенными характеристиками ведет ЦКБ «Рубин» шло в инициативном порядке. Атомные подводные лодки «Борей-Б» призваны стать дальнейшим развитием атомных подлодок проекта 955 с новыми водометным движителем и бортовым оборудованием.
Разработка облика подводного стратегического ракетоносца усовершенствованного проекта «Борей-Б» практически завершена, сообщил в ноябре 2017 года глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. «В настоящее время завершается научно-исследовательская работа по определению облика РПЛСН (ракетной подводной лодки стратегического назначения) проекта «Борей-Б», — сказал он.
Рахманов подчеркнул, что подлодка проекта «Борей-Б» является «усовершенствованной РПЛСН проекта «Борей-А». По его словам, это полноценный корабль четвертого поколения, в котором будут реализованы все требования Военно-морского флота, предъявляемые к кораблю данного поколения. «Срок начала строительства головного корабля данного проекта будет определен после утверждения государственной программы вооружения на период с 2018 по 2027 годы», — добавил глава ОСК.
Однако, стратегические атомные подводные лодки (АПЛ) проекта 955Б «Борей-Б» не вошли в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы, после 2023 года на «Севмаше» будет построено еще шесть субмарин проекта 955А «Борей-А». С их передачей число новых стратегических подлодок в боевом составе флота достигнет 14 единиц, сообщил в мае 2018 года источник в оборонно-промышленном комплексе.
«После анализа предложений по созданию АПЛ «Борей-Б» принято решение от них отказаться, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечает критерию «стоимость — эффективность». Вместо них в окончательный вариант госпрограммы вооружения до 2027 года включены «Бореи-А», — сообщил источник.
Он уточнил, что «строительство новой серии подлодок проекта 955А начнется на «Севмаше» после 2023 года».
На середину 2018 года проект «Борей-Б» был исключён из госпрограммы вооружения на 2018—2027 годы, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечал критерию «стоимость — эффективность».

НЕАТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Одновременно с атомными ПЛ продолжается совершенствование традиционных неатомных (дизель-электрических) подводных лодок. В 1989 году ЛПМБ «Рубин» (генеральный конструктор и начальник И.Д.Спасский) начало разработку дизель-электрической подводной лодки нового проекта 677 «Лада» (гл. конструктор Ю.Н.Кормилицин) при непосредственном участии научно-исследовательских организации ВМФ.
Подводная лодка этого типа предназначена для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, защиты своих военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, а также ведения разведки. На базе проекта и технических решений проекта 677 в ЦКБ МТ «Рубин» спроектировано семейство неатомных подводных лодок «Амур» для поставки на экспорт. В настоящее время предлагаются за рубеж «Амур-1650» и «Амур-950», первый проект в основном соответствует отечественной «677-й».
На подводных лодках серии «Амур» внедрены самые передовые технологии и новые проектные решения. Новые ПЛ спроектированы однокорпусными с минимальным запасом плавучести, достаточным для обеспечения надводной непотопляемости, что позволяет снизить не только водоизмещение, но и шумность. Ожидается, что гидроакустический комплекс в сочетании с низкой шумностью обеспечат кораблю гарантированное упреждающее обнаружение ПЛ противника.
Для использования оружия ПЛ проекта 677 оснащена 533-мм торпедными аппаратами с воздушной системой стрельбы и специальным устройством быстрой бесшумной перезарядки торпедных аппаратов, интервал между залпами не превышает нескольких минут. С лодки можно производить пуск нескольких ракет в составе залпа. На ПЛ установлен навигационный комплекс, включающей в себя малогабаритную инерциальную навигационную систему, которая обеспечивает безопасность кораблевождения и определение параметров движения подводной лодки с необходимой для применения оружия точностью.
В состав вооружения ПЛ типа «Амур-1650» входит ракетный комплекс CLAB-S с крылатыми ракетами, обеспечивающими поражение надводных и наземных целей на дальности до 200 км, и противолодочными ракето-торпедами, универсальные самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, мины.
По словам генерального конструктора ЦКБМТ «Рубин» Ю.Н.Кормилицина на проекте ПЛ внедрено более 140 новинок по материалам, оборудованию и оружию.
На стапелях ГП “Адмиралтейские верфи“ в декабре 1997 года были заложены две ПЛ типа «Амур». Одна “Санкт-Петербург“ проекта 677 «Лада» для отечественного ВМФ, другая ПЛ “Амур-1650“ проекта 677Э — для поставок на экспорт. 28 октября 2004 года на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду первой отечественной ПЛ «Санкт-Петербург» четвертого поколения, это случилось в канун 300-летнего юбилея «Верфей».
Сегодня можно говорить, что ПЛ проекта 677 станут серийными. 28 июля 2005 года на стапеле ФГУП «Адмиралтейские верфи» была заложена многоцелевая неатомная подводная лодка «Кронштадт», которая будет строиться по заказу Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Летом 2005 года, неатомная подводная лодка (НАПЛ) «Санкт-Петербург» была представлена на Втором Международном военно-морском салоне (МВМС-2005) в Петербурге.

20 сентября 2018 года на АО «Адмиралтейские верфи» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) прошла церемония спуска на воду дизель-электрической подводной лодки проекта 677 «Лада» «Кронштадт» для Военно-морского флота России.
Значимым событием назвал спуск корабля генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков: «Сегодня мы спускаем на воду корабль, заложенный в 2005 году, за эти годы приостанавливалось и финансирование, и строительство. Но, вынужденная пауза позволила нам максимально учесть опыт эксплуатации на Северном флоте первого корабля этого проекта ПЛ «Санкт-Петербург». В следующем году мы планируем подписать контракты на четвертую и пятую лодки серии, и мы верим, что будущее неатомного подводного флота за проектом 677!».
От имени Главнокомандующего ВМФ участников торжественной церемонии приветствовал заместитель начальника управления кораблестроения Главного командования ВМФ России, капитан I ранга Михаил Краснопеев: «Вся истории Адмиралтейских верфей, начиная с эпохи Петра Великого, свидетельствует о том, что предприятие умеет строить уникальные корабли. И сегодняшний спуск – наглядное тому подтверждение. Для российских моряков большая честь служить на таких современных подводных лодках».
Подводная лодка «Кронштадт» – вторая в серии проекта 677 «Лада» заложена в июле 2005 года. В 2009 году по решению Министерства обороны РФ строительство заказа было приостановлено до передачи в опытную эксплуатации головного заказа серии ПЛ «Санкт-Петербург». Государственный контракт о возобновлении строительства корабля был подписан 9 июля 2013 года.
ПЛ «Кронштадт» строится по откорректированному по результатам опытной эксплуатации головного корабля проекту. На кораблях глубоко модернизированы система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс. В перспективе подводные лодки проекта «Лада» планируется оснастить анаэробной воздухонезависимой установкой (ВНЭУ), над созданием которой работают специалисты ЦКБ МТ «Рубин».
Третью подводную лодку серии «Великие Луки» планируется сдать в 2021 году.
Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» уже к 2013 году приступило к работам над созданием пятого поколения как атомной, так и неатомной подводных лодок. Проект неатомных подлодок пятого поколения с анаэробной установкой получит шифр «Калина». В проекте неатомной подлодки «Калина» предполагалось реализовать лучшие качества неатомных ПЛ проектов 636 и 677. Усовершенствованный вариант проекта 677, известный под шифром «Калина», будет оснащен воздухонезависимой энергетической установкой, которая позволяет увеличить продолжительность пребывания дизель-электрической субмарины под водой без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей с 3-5 до 20 и более суток.
В 2013 году проводились научно-исследовательские работы (НИР) с целью определения облика будущего корабля. Наряду с головным конструкторским бюро, в этом участвуют профильные институты Минобороны и Военно-морского флота (ВМФ) РФ, а также контрагенты «Рубина» — основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетно-торпедного оружия. Результатами такой работы, в частности, уже стали создание проекта атомной подводной лодки «Борей-А», модернизация проекта 636 для ВМФ РФ, улучшенный проект подлодки «Лада».
«Формирование облика корабля следующего поколения началось и идет с учетом замечаний и предложений, которые поступают в ходе эксплуатации кораблей предыдущего поколения и головных кораблей новых проектов», — сказал генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит в марте 2013 года. В России ведется разработка неатомной подводной лодки 5-го поколения, проект получил название «Калина», сообщил Виктор Чирков в марте 2014 года. Он уточнил, что новая субмарина получит воздухонезависимую энергетическую установку. Повышение боевых возможностей неатомных субмарин, а также многоцелевых, как отметил Чирков, планируется обеспечивать за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов.

БЛИЖАЙШАЯ ПЕРСПЕКТИВА

В настоящее время работы по поиску и обоснованию облика перспективных подводных кораблей ведутся ведущими морским державами, в том числе и Россией. Так, например, специалисты ведущего научно-исследовательского судостроительного центра России ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, исходя из реального выделения средств на строительство флота и прогнозов перспективы роста валового национального продукта (ВНП), пришли к выводу о реальности угрозы резкого сокращения состава атомного подводного флота и необходимости в этой связи существенного изменения концепции строительства ВМФ.
Главным принципом при новой концепции должен стать прагматизм: флот должен остаться океанским, способным массированно воздействовать на противника, решать стратегические задачи (по кораблям, по берегу, с ядерным оружием, с обычным оружием), но отказаться от ряда традиционных задач  борьбы с АПЛ, сопровождения РПКСН, “демонстрации флага” и т. п.
Ядром флота должны стать универсальные АПЛ, отличительной чертой которых должно стать расширение номенклатуры, увеличение боезапаса, сменность боезапаса ударного оружия и скрытность в широком смысле слова. По архитектуре “универсальная АПЛ” будет существенно отличаться от АПЛ IV поколения.

Динамика развития ядерного оружия сдерживания на море полностью изменилась после окончания «холодной войны». За эти 25 лет общее количество развернутых подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) сократилось более чем в два раза. В 1991 году ВМС США обладали 33 подводными лодками с баллистическими ракетами, то сегодня они имеют всего 14. Одновременно Россия сократила количество подводных ракетоносцев с 62 до 12 единиц, или 13, если считать ПЛАРБ класса Тайфун, которая до сих пор используется для испытаний. Великобритания и Франция поддерживают абсолютный минимум — их морские силы сдерживания состоят из четырех подводных лодок у каждой страны.
Однако США и Великобритании уже ведут программы по развитию своих ПЛАРБ, ВМС США создают группировку ракетоносцев Ohio Replacement Program из 12 единиц, в Британии развертута программа Successor на 4 новые ПЛАРБ.
Между тем Китай продолжает наращивать стратегический потенциал на море, и еще три страны выходят на арену морских ядерных сил сдерживания: Израиль, Индия и Северная Корея.
В это время в России разрабатывает новый вид стратегического оружия под шифром «Статус-6» с беспилотными подводными аппаратами «Посейдон», который представляет собой совершенно новый класс вооружений сдерживания на море, основанный на атомных торпедах.

В России создан беспилотный подводный аппарат, способный двигаться на сверхбольшой глубине с неограниченной дальностью, сообщил президент РФ Владимир Путин, оглашая послание Федеральному собранию в марте 2018 года.
«Хорошо известно, что в мире активно проектируются и создаются беспилотные системы вооружений. Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине. Я бы сказал, на очень большой глубине и на межконтинентальной дальности со скоростью кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей», — сказал президент.
Глава государства добавил, что такие беспилотники обладают низкой шумностью, высокой маневренностью и практически неуязвимы для противника. «Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует», — сказал он. Путин назвал эту разработку «просто фантастикой» и продемонстрировал демонстрационное видео, которое вызвало большую овацию.
По словам президента, беспилотные подводные аппараты могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами. Это позволит им поражать широкий спектр целей, в том числе авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру. Он также сообщил, что в декабре 2017 года был полностью завершен многолетний цикл испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения этого автономного необитаемого аппарата. Путин уточнил, что ядерная установка имеет малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооруженность, при объеме в сто раз меньше, чем у современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в двести раз меньшее время выхода на боевой режим.
«Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности», — заключил президент.

Система «Посейдон» включена в госпрограмму вооружения до 2027 года и должна быть введена в боевой состав ВМФ до конца программы. В ее состав входят несколько скоростных глубоководных торпед с малогабаритной ядерной энергетической установкой. Их носителями станут атомные подлодки, строящаяся и переоборудованные на «Севмаше». АПЛ проекта 949А «Белгород» была в декабре 2012 года перезаложена по спецпроекту 09852, она станет носителем подводных аппаратов. Проект 09852 создан на базе недостроенного подводного крейсера проекта 949А «Антей».
Еще одна атомная подлодка специального назначения «Хабаровск» была заложена в июле 2014 года.
Военно-морской флот (ВМФ) России планирует в перспективе поставить на боевое дежурство до 32 стратегических необитаемых подводных аппаратов «Посейдон».
Первым носителем необитаемых подводных аппаратов «Посейдон» станет подлодка специального назначения проекта 09852 «Белгород», которую спустят на воду во втором квартале 2019 года. «Белгород» сможет нести на борту шесть стратегических беспилотных аппаратов «Посейдон». Второй штатный носитель «Посейдонов» — подлодку «Хабаровск» (проект 09851) — планируется спустить на воду через год, весной 2020, а ввести в боевой состав флота — в 2022 году.

Атомная подводная лодка (АПЛ) пятого поколения будет обеспечена возможностью интеграции в единое информационное пространство минобороны в режиме реального времени, заявил в ходе выставки «ДефЭкспо-2014» генеральный директор ОАО «Санкт- Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (СПМБМ «Малахит») Владимир Дорофеев.
Отвечая на вопрос, по каким параметрам будет отличаться АПЛ 5-го поколения, он сказал: «Отличительные черты перспективного подводного корабля надо искать не в повышенной скорости, глубинном погружении, водоизмещении, габаритах, а совсем в других вещах, которые незаметны — возможности их интеграции в единое информационное пространство министерства обороны, взаимодействие с надводными кораблями и авиацией в реальном времени, то есть, возможности их участия в сетецентрических войнах».
«Есть серьезнейшие научные исследования по проблемам, которые не решены: связь под водой, быстродействие и информационность каналов, — пояснил свое мнение Дорофеев. — Перспективные лодки будут такими же черными и обтекаемыми, но вот их «мозги» будут их главным достоянием».

А марте 2016 года стало известно, что проект АПЛ находящийся в разработке в конструкторском бюро «Малахит» получил название — «Хаски».
В 2017 году СПМБМ «Малахит» выполняло работы по инвестиционному проекту «Формирование технического облика и разработка аванпроектов перспективных многоцелевых АПЛ». В него вошли научно-исследовательские работы (НИР) «Разработка аванпроекта перспективной многоцелевой АПЛ нового поколения», выполняемые в рамках государственного оборонного заказа в 2016-2018 годах. Общий объем инвестиций в проект составляет 584,2 млн рублей, источник финансирования — чистая прибыль конструкторского бюро.
Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» в марте 2018 года завершило работы по созданию аванпроекта атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски», сообщил генеральный директор бюро Владимир Дорофеев.
В конце 2018 года «Малахит» завершил научно-исследовательскую работу под шифром «Хаски» с определением облика многоцелевой атомной подлодки пятого поколения, результаты работы были одобрены военным ведомством.
Строительство головной атомной подлодки пятого поколения «Хаски», вооруженной гиперзвуковыми ракетами «Циркон», планируется завершить к 2027 году. Основным вооружением новейшей многоцелевой подлодки станут гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон».
В начале 2019 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» начало опытно-конструкторские работы (ОКР) под шифром «Лайка» по созданию многоцелевой атомной подлодки пятого поколения.

А.В.Карпенко ВТС «БАСТИОН» 22.04.2019

Источники: «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006, Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, А.В.Карпенко «Неатомные подводные лодки 4-го поколения ВМФ России» ВТС «Бастион» 2019, ТАСС, РИА Новости и др.

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 09851
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 09852
ОКЕАНСКАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ СИСТЕМА «СТАТУС-6»
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ (РОССИЯ)
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ КЛАССА «ХАСКИ»
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «КАЗАНЬ» ПРОЕКТА 885М «ЯСЕНЬ-М»
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» (ПРОЕКТ 885 «ЯСЕНЬ»)
АТОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 881 «МЕРКУРИЙ»
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ РАКЕТНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА «БОРЕЙ-К»
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ-Б»
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ-А» (ПРОЕКТ 955А)
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)
НЕАТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ 4-ГО ПОКОЛЕНИЯ ВМФ РОССИИ
НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТА «КАЛИНА»
НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 677 «ЛАДА»
НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «АМУР-1650» ПРОЕКТА 677Э
НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «АМУР-1650″
НЕАТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap