ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РОССИЯ И АРКТИКА

RUSSIA AND THE ARCTIC

05.01.2017

На острове Врангеля в 2016 году введен в эксплуатацию новый трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2».
Основная задача новой ТРЛК – получение, обобщение и анализ информации о воздушной обстановке в Арктической зоне. Благодаря высокой разрешающей способности ТРЛК способна распознавать отдельные воздушные цели, летящие в составе группы.
«Сопка-2» оборудована защитным антенным куполом и способна работать в любых метеоусловиях, в частности, при ветрах до 40 метров в секунду и температурах до – 40 градусов по Цельсию.
Монтаж нового комплекса выполнен в короткие сроки представителями предприятий промышленности совместно с военнослужащими отдельного радиолокационного подразделения Восточного военного округа в тяжелых погодных условиях.
Для проживания личного состава в 2014 году на острове Врангеля построен комплекс, в котором предусмотрены жилые комнаты, пищеблок для приготовления горячей пищи. Для приема больных оборудован медицинский пункт с лазаретом. Имеется возможность стационарного лечения больных, на острове предусмотрено нахождения военного врача.
Также для отдыха личного состава имеются биллиардная и современная сауна.
Пресс-служба Восточного военного округа

ТРАССОВЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС (ТРЛК) «СОПКА-2″
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ

26.01.2017

Современную базу пограничных сторожевых кораблей пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району построят в Петропавловске-Камчатском к концу 2018 года. Возведение объекта уже начато и идет в соответствии с планом. Об этом заявил начальник пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району контр-адмирал Роман Толок, сообщила пресс-служба управления.
«В рамках реализации федеральной программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» продолжается обустройство пункта базирования пограничных сторожевых кораблей в районе Садовой в Петропавловске-Камчатском. Мы постоянно мониторим ситуацию с нашими подрядчиками. Пока срывов плана строительства не предвидится. Открытие планируем на ноябрь 2018 года», — сказал Роман Толок.
По его словам, комплекс будет большим и вместит в себя служебные помещения, а также причалы.
«Это будет огромный комплекс служебных помещений и причального фронта. Он включает спортивный комплекс с бассейном на 4 дорожки по 25 метров, клуб на 600 посадочных мест, оснащенный современной техникой. Современные мастерские, складские помещения, трехуровневую автостоянку», — сказал контр-адмирал.
Он добавил, что это не единственная стройка. Уже завершено строительство новой заставы на Камчатке, которая располагается в поселке Октябрьский Усть-Большерецкого района. Сдача в эксплуатацию и торжественное открытие планируется провести в преддверии Дня пограничника, 28 мая 2017 года. В дальнейшем такие же обновленные заставы будут открыты в селе Тиличики Олюторского района и на мысе Маячный в пригороде Петропавловска-Камчатского.
ТАСС

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

26.01.2017

Строительство самого северного аэродрома России завершится в текущем году. Строительство аэродрома ведется в рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., утвержденной Президентом России 8 февраля 2013 г.
В настоящее время строители завершили расчистку площадки, оборудование временных дорог. Ведется добыча инертных материалов, устройство выравнивающего слоя термоизоляционной насыпи летного поля, автодорог, служебно-технической территории.
Также продолжаются работы по строительству взлетно-посадочной полосы, здания пункта управления инженерно-авиационной службой и авиационно-технической эксплуатационной части, инженерных коммуникаций, дорог и других необходимых объектов для функционирования аэродрома.
После завершения модернизации аэродром будет способен круглогодично принимать большинство типов военно-транспортных самолетов.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВВС РОССИИ И АВИАСТРОЕНИЯ

26.01.2017

В рамках реализации утвержденной Президентом РФ Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. Минобороны России ведется строительство военной инфраструктуры от Кольского полуострова до Чукотки.
Всего более 100 объектов капитального строительства, расположенных в российской Арктике, будет введено в эксплуатацию до конца 2017 г. Сдаваемые объекты расположены на территории арктических военных баз Минобороны России, дислоцирующихся на Земле Франца Иосифа, Новой Земле, острове Среднем (архипелаг Северная Земля), мысе Шмидта, островах Врангеля и Котельный.
На острове Земля Александры (Земля Франца Иосифа) завершается возведение более 30 объектов технической позиции и административно-жилой, складской, хозяйственной и парковой зон, а также аэродрома Нагурское. Здесь же ведется строительство административно-жилого комплекса «Арктический трилистник», который является единственным в мире объектом капитального строительства, возводимым выше 80-го градуса северной широты.
В поселке Рогачево (архипелаг Новая Земля) ведется строительство технических позиций и социальной инфраструктуры, а также аэродрома.
До конца года планируется к сдаче более 30 объектов капитального строительства на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ), столько же – на острове Врангеля.
Абсолютно все строительные материалы и техника для возведения арктических военных баз завозятся с материка, работы ведутся круглый год в сложных климатических и геологических условиях. Используются только специальные строительные материалы и техника, способные выдерживать сильные морозы. В настоящее время на всех объектах работает почти тысяча строителей, задействовано свыше 200 единиц техники.
Кроме того, в 2016 г. в рамках экологической очистки Арктики подразделения российской армии собрали более 6 тыс. т металлического лома, большая часть которого уже вывезена на материк.
На Центральном полигоне Российской Федерации ликвидировано 90 списанных зданий. Общая площадь очищенной территории составила 161 га. Работы по экологической очистке Арктике будут продолжены весной 2017 года.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

В АРКТИКЕ С РАДИОТЕХНИЧЕСКИМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ВВО ПРОВЕДЕНА ТРЕНИРОВКА С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВОГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА «СОПКА-2»
ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ

06.02.2017

Специалисты Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ и представители промышленности проведут в середине февраля испытания новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники для российской армии в Арктической зоне. Об этом сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков.
«Это уже не первая экспедиция, проводимая в условиях Крайнего Севера, но в этот раз военным специалистам будет необходимо в кратчайшие сроки пройти сложнейший маршрут от поселка Тикси (Республика Саха (Якутия) до острова Котельный (Новосибирские острова) и обратно по ледовому покрытию моря Лаптевых, по проливам между островами и прибрежной зоне на современных образцах снегоболотоходной техники», — сказал он журналистам, добавив, что техника и личный состав экспедиции уже доставлены военно-транспортными самолетами в Тикси, где готовятся к совершению марша.
По словам Булгакова, во время автономного марша протяженностью более 2 тыс. км будут оценены новые технические решения, внедренные на образцах военных гусеничных машин, «позволяющие в условиях низких температур (до минус 60 градусов) обеспечивать поддержание в течение не менее трех суток автономности, необходимую готовность машины к выполнению задач, поддержание требуемого микроклимата в обитаемых отделениях при движении по торосам, глубокому снегу в условиях полярной ночи и метелей со скоростью ветра более 35 м/с, а также в условиях других особенностей Крайнего Севера».
Замглавы Минобороны рассказал, что испытания в Арктике будут проходить армейские снегоходы, двухзвенные гусеничные транспортеры, специальные транспортные средства на шинах сверхнизкого давления на базе вездеходов ТРЭКОЛ, которые были доработаны по требованиям ведомства, а также модернизированные двухзвенные транспортеры семейства ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ. Одновременно подвергнутся испытаниям перспективные кузова-контейнеры, каркасно-надувные быстровозводимые палатки для проживания личного состава и обслуживания военной гусеничной техники, стационарные и переносные средства определения толщины льда, новые водоочистительные и опреснительные установки, средства медицинского обеспечения.
ТАСС

ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ

20.02.2017

По информации заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии Дмитрия Булгакова, 19 февраля 2017 года специалисты Главного автобронетанкового управления Минобороны России и представители промышленности начали проведение исследований и испытания новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в условиях Арктики.
В ближайшие несколько недель на современных образцах снегоболотоходной техники им предстоит пройти сложнейший маршрут от поселка Тикси (Республика Саха (Якутия)) до острова Котельный и обратно по ледовому покрытию моря Лаптевых, проливам между островами и прибрежной зоне.
Техника и личный состав экспедиции обеспечены всем необходимым для совершению марша. Личный состав одет в современную арктическую форму, обеспечен арктическим топливом и необходимыми запасами продовольствия.
В ходе совершения автономного марша протяженностью более 2 тыс. км будут оценены отдельные новые технические решения на образцах военных гусеничных машин, позволяющие в условиях низких температур (до минус 60 градусов) обеспечивать поддержание автономности, необходимую готовность образца к выполнению задач, поддержание микроклимата в обитаемых отделениях, особенности движения по торосам, глубокому снегу в условиях полярной ночи, при метелях со скоростью ветра более 35 м/с и других особенностей Крайнего Севера.
Испытаниям будут подвергнуты армейские снегоходы, двухзвенные гусеничные транспортеры, специальные транспортные средства на шинах сверхнизкого давления на базе вездеходов «Трэкол», которые были доработаны по требованиям военного ведомства, и конечно же, модернизированных и доведенных до выполнения современных требований двухзвенных транспортерах семейства ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ.
Вместе с этим будут исследованы в арктическом исполнении перспективные кузова-контейнеры, каркасно-надувные быстровозводимые палатки для обеспечения проживания и проведения обслуживания военной гусеничной техники, средства определения толщины льда в стационарном и переносном исполнениях, новые водоочистительные и опреснительные установки, средства медицинского обеспечения.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ

20.02.2017

Минобороны РФ развернет новое соединение противовоздушной обороны (ПВО) в Арктике в следующем году, пишет в понедельник газета «Известия», ссылаясь на источники в Воздушно-космических силах России.
Издание напоминает, что сейчас за противовоздушную оборону Заполярья отвечает первая дивизия ПВО. Ее полки прикрывают Кольский полуостров, Белое море, Архангельскую область и Ненецкий автономный округ. У них на вооружении находятся зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф», С-300 «Фаворит», а также зенитно-ракетные пушечные комплексы «Панцирь».
«Принципиальное решение о создании нового соединения уже принято. Организационно-штатные мероприятия начнутся в следующем году. В состав соединения войдут как вновь сформированные воинские части, так и те, что уже несут боевое дежурство в Арктике», — сообщает газета, ссылаясь на источник в Воздушно-космических силах.
РИА Новости

ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ

05.03.2017

Около 600 километров преодолела арктическая экспедиция Минобороны России, ведущая исследования и испытания новых и перспективных образцов вооружения военной и специальной техники в суровых условиях Арктики
В ходе экспедиции уже проведено более 20 различных исследований и лабораторных работ по возможностям техники ее эргономическим возможностям, в том числе по проведению технического обслуживания и ремонта техники.
Также испытаниям подвергаются перспективные кузова-контейнеры, каркасно-надувные быстровозводимые палатки для обеспечения проживания и проведения обслуживания военной гусеничной техники, средства определения толщины льда в стационарном и переносном исполнениях, новые водоочистительные и опреснительные установки, средства медицинского обеспечения в арктическом исполнении.
Представители Минобороны России и предприятий промышленности на современных образцах снегоболотоходной техники двигаются по маршруту от поселка Тикси (Республика Саха (Якутия)) до острова Котельный, а затем обратно по ледовому покрытию моря Лаптевых и прибрежной зоне.
Сегодня экспедиция после остановки на отдых и пополнения запасов в районе населенного пункта Нижний Янск на побережье Янского залива моря Лаптевых продолжила движение.
Общая протяженность автономного марша протяженностью более 2000 км члены экспедиции проводят оценку возможностей техники в условиях низких температур (до минус 60 градусов Цельсия), в том числе способность обеспечивать поддержание автономности, необходимую готовность образца к выполнению задач, поддержание микроклимата в обитаемых отделениях, особенности движения по торосам, глубокому снегу, при метелях со скоростью ветра более 35 м/с и других особенностей Крайнего Севера.
Испытаниям подвергнуты армейские снегоходы, двухзвенные гусеничные транспортеры, специальные транспортные средства на шинах сверхнизкого давления на базе вездеходов ТРЭКОЛ, двухзвенные транспортеры семейства ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ

18.03.2017

Новейшими артиллерийскими «стелс»-установками АК-176МА вооружат «боевые ледоколы» — патрульные корабли арктической зоны проекта 23550. Головной корабль этой серии должен быть сдан Военно-морскому флоту в 2019 году. У моряков появится универсальная боевая единица, объединяющая в себе возможности буксира, патрульного корабля и ледокола. Корабль сможет действовать как в тропиках, так и преодолевать лед толщиной до 1,5 м. Но самое главное — самостоятельно наносить артиллерийские удары по морским, береговым и даже воздушным целям, говорится в сообщении «Известий».
Как рассказали «Известиям» несколько собеседников в Объединенной судостроительной корпорации и Военно-морском флоте, решение об установке пушек на «боевые ледоколы» было принято в конце прошлого года. В настоящее время проектные работы по кораблям 23550 проекта завершены. Пушка вписана в облик будущих ледоколов и будет размещаться в носовой части корабля — на баке.
ВТС «БАСТИОН»

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОЕКТА 23550
76-ММ АВТОМАТИЧЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АК-176МА

18.03.2017

Подводные силы Военно-морского флота России будут наращивать свое присутствие в Арктике для обеспечения безопасности государства, заявил в пятницу начальник управления боевой подготовки ВМФ РФ контр-адмирал Виктор Кочемазов.
«Освоение арктического бассейна Мирового океана – одна из главных задач, поставленных верховным главнокомандующим, и она решается подводными лодками на постоянной основе… В перспективе планируем только наращивать свое присутствие в данном регионе, это вопрос безопасности государства», — сказал Кочемазов в интервью газете «Красная Звезда».
Он добавил, что после длительного перерыва российские атомные подводные крейсера вернулись подо льды Северного Ледовитого океана. «В том числе, уже имеется опыт подледного плавания атомных подводных лодок новых проектов», — отметил контр-адмирал.
РИА Новости

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВМФ И СУДОСТРОЕНИЯ

18.03.2017

Наплаванность (время, проведенное экипажами в море) подводных сил ВМФ России по итогам 2016 года впервые превысила позднесоветские показатели. Об этом в интервью газете «Красная звезда» заявил начальник управления боевой подготовки ВМФ России Виктор Кочемазов.
«Общая наплаванность экипажей подводных лодок впервые с постсоветского времени превысила три тысячи ходовых суток, и этот показатель ежегодно растет», — сообщил Кочемазов.
По его словам, в последнее время значительно выросло число выходов дизельных и атомных подводных лодок в дальнюю морскую зону, а также возобновлены плавания атомных подводных крейсеров в арктических районах Северного Ледовитого океана.
Лента.ру

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВМФ И СУДОСТРОЕНИЯ

23.03.2017

Арктическая экспедиция Минобороны России, ведущая исследования и испытания новых и перспективных образцов вооружения военной и специальной техники (ВВСТ) в суровых условиях Заполярья выполнила все поставленные задачи.
Менее чем через неделю экспедиция должна прибыть в Тикси (Республика Саха (Якутия). Ей осталось преодолеть менее 600 км, всего же представители Минобороны России и предприятий промышленности на современных образцах снегоболотоходной техники проделали путь протяженностью около 1800 км.
В ходе экспедиции общей протяженностью около 2400 км оценивались возможности по эксплуатации ВВСТ в условиях низких температур (до –60 градусов Цельсия), в том числе по обеспечению поддержания автономности, необходимой готовности образца к выполнению задач, поддержанию микроклимата в обитаемых отделениях, особенности движения по торосам, глубокому снегу, при метелях со скоростью ветра более 35 м/сек и других особенностей Крайнего Севера.
Испытывались армейские снегоходы, двухзвенные гусеничные транспортеры, специальные транспортные средства на шинах сверхнизкого давления на базе вездеходов ТРЭКОЛ, двухзвенные транспортеры семейства ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ.
Кроме того, оценивались перспективные кузова-контейнеры, каркасно-надувные быстровозводимые палатки для проживания и обслуживания техники, средства определения толщины льда в стационарном и переносном исполнениях, новые водоочистительные и опреснительные установки, средства медицинского обеспечения.
Члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ

26.03.2017

Восемь арктических стран, включая Россию и США, подписали заявление о взаимодействии в регионе. Об этом в субботу, 25 марта, сообщает РИА Новости.
В документе, как отмечается, оговариваются «основные принципы, тактические приемы, регламент и протоколы обмена информацией на случай реагирования на чрезвычайные ситуации на море, а также совместных операций в Арктике». Кроме того, члены Арктического совета (АС) договорились провести в текущем году совместные военные учения, передает ТАСС.
«Этот форум быстро зарекомендовал себя как ведущая платформа для содействия в сфере безопасного, надежного и экологически ответственной морской деятельности в Арктике», — приводит Rambler News Service слова главы береговой охраны США адмирала Пола Заканфта.
Договор был подписан в ходе прошедшей в американском Бостоне (штат Массачусетс) восьмой региональной конференции с участием России, Дании, Исландии, Канады, Норвегии, США, Финляндии и Швеции. По завершении мероприятий США передали Финляндии председательство в этом форуме.
Лента.ру

30.03.2017

Президент Владимир Путин поручил Минобороны и ФСБ обеспечить защиту национальных интересов России в Арктике, а также обеспечить нормальное функционирование Северного морского пути. Об этом, как передает РИА Новости, он заявил в ходе совещания по вопросу развития Арктики на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.
«Многие объекты министерства обороны могли бы быть, что называется, двойного назначения и могли бы и должны помогать гражданским службам реализовывать те задачи, которые перед ними стоят», — обратился Путин к министру обороны Сергею Шойгу.
По словам Путина, Россия готова к совместному освоению Арктики с иностранными партнерами в различных сферах. «Мы открыты для широкого партнерства с другими государствами для реализации крупномасштабных взаимовыгодных проектов — от освоения природных ресурсов и развития глобальных транспортных коридоров до науки и экологии», — сказал президент.
Путин поручил правительству ускорить подготовку программы социально-экономического развития Арктики. По его словам, там должны быть предусмотрены новые подходы к развитию частно-государственного партнерства в реализации масштабных инфраструктурных проектов, включая освоения шельфов и повышения конкурентоспособности Севморпути.
В совещании также приняли участие премьер-министр Дмитрий Медведев, глава Минприроды Сергей Донской и спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
Лента.ру

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ

31.03.2017

Работы по созданию военной инфраструктуры России в Арктике должны быть завершены к 2020 году, заявил в пятницу на селекторном совещании министр обороны генерал армии Сергей Шойгу.
«Каждый год у нас вводится достаточно большое количество объектов. В этом году надо завершить работы на части островов. Большие планы на 2018 год. Всю эту работу мы должны завершить к 2020 году», — сказал он.
Министр подчеркнул, что финансовые возможности России «гарантированно обеспечивают создание этой инфраструктуры на Севере».
РИА Новости

МИНИСТР ОБОРОНЫ ГЕНЕРАЛ АРМИИ СЕРГЕЙ ШОЙГУ ПРОВЕЛ СЕЛЕКТОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ С РУКОВОДСТВОМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

17.05.2017

На Аляске завершились масштабные учения вооруженных сил США «Северный край» (Northern Edge), в которых приняли участие более 6000 военнослужащих. Помимо самолетов F-22 Raptor американских ВВС были впервые привлечены истребители КВВП F-35B Lightning II Корпуса морской пехоты США.
«Учения Northern Edge-2017, – сообщает сайт авиабазы «Елемендор-Ричардсон», расположенной в крупнейшем городе Аляски Анкоридже, – предоставляют возможность усовершенствовать текущие и будущие варианты проводимых военных операций, а также использования современного оружия. Эти совместные маневры подразделений различных родов войск помогут в результате создать мощные, гибкие и основанные на эффективном использовании военной техники подразделения, готовые к размещению в любой точке мира. Отрабатываются также практические навыки определения и слежения за объектами на море, в воздухе и на земле и ответы на многочисленные кризисные ситуации». В ходе учений использовались мобильные системы реактивного залпового огня HIMARS Корпуса морской пехоты США. Как сообщается, командование КМП рассматривает F-35B как самолет передового рубежа, чем и вызвано использование этих машин на прошедших учениях. Ожидается, что минимум одна эскадрилья F-35B будет размещена на Аляске на постоянной основе к 2020 году, базироваться она будет на авиабазе «Эйльсон» (Eielson). Как заявила в прошлом году Дебора Ли Джеймс, бывшая при прежней администрации министром ВВС: «Аляска сочетает стратегически важное положение с уникальным учебным потенциалом. Потому размещение F-35 на базе «Эйльсон» позволит использовать новейшие машины для масштабных военных учений самой разной направленности».
Военно-промышленный курьер

ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35 LIGHTNING II

30.05.2017

В текущем году планируется создание Исследовательско-испытательного арктического научного центра Минобороны РФ. Об этом сообщил председатель Военно-научного комитета Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Игорь Макушев.
По его словам, центр, создаваемый по поручению Президента РФ, призван обеспечить решение научных задач по обеспечению действий войск в Арктике, проведению исследований и испытаний в интересах создания систем вооружения, предназначенных для применения и эксплуатации в условиях экстремально низких температур.
Он также рассказал, что в 2017 году Военно-научный комитет будет работать над тем, чтобы все предложения в гособоронзаказ подучали предварительную проработку научно-исследовательскими институтами. Это обеспечит высокую востребованность и актуальность получаемых научных результатов, а также соответствие характеристик создаваемого вооружения предъявляемым требованиям.
Подразделения центра будут размещаться в Архангельске, Приозерске и Санкт-Петербурге.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МИНОБОРОНЫ РФ

26.08.2017

Малогабаритные атомные энергетические установки, предназначенные для работы в Арктике, планируется создать в интересах Минобороны РФ к 2023 году. Об этом в пятницу в рамках форума «Армия-2017″ рассказал представитель Инжиниринговой компании инновационных проектов (ИКИП), являющейся головным исполнителем данного проекта.
«Планируется создание в интересах Минобороны атомных энергоустановок мощностью 100 киловатт и 1 мегаватт. Это уникальные энергетические установки, аналогов которым в мире нет. Они необходимы для освоения Арктики», — сказал собеседник агентства.
По его словам, это своеобразная малогабаритная атомная батарея. «Энергоисточник мегаваттного класса может быть выполнен в транспортабельном варианте и способен перемещаться на транспортной платформе с тягачом высокой проходимости, что позволяет ему быть мобильным и обеспечивать энергией нестационарные объекты», — пояснил представитель ИКИП.
Новый проект будет очень трудоемким и затратным. «Реализовать этот инвестиционный проект планируется в течение пяти-шести лет. Поскольку по предварительным расчетам стоимость создания обеих образцов изделий превышает 20 млрд рублей и выделение таких бюджетных средств процесс непростой и небыстрый, то в качестве инвестора проекта может выступить корпорация «Технониколь», — отметил собеседник агентства.
Он рассказал, что работы будут проводиться на основе широкой межведомственной научно-производственной кооперации, важной составной частью которой является взаимодействие с предприятиями госкорпорации «Росатом» в части создания реакторной установки. Кроме того, необходима разработка транспортной платформы, систем выдачи мощности и так далее. «Если сейчас начать этот проект, то к 2022-2023 году будет создан первый образец», — резюмировал представитель ИКИП.
ТАСС

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2017

11.09.2017

10 сентября 2017 года отряд боевых кораблей и вспомогательных судов Северного флота, продолжающий переход из Енисейского залива к Новосибирским островам, в Карском море встретился с атомным ледоколом «Вайгач».
Старший на походе командующий Кольской флотилией разнородных сил вице-адмирал Олег Голубев перелетел вертолётом Ка-27ПС с борта большого противолодочного корабля «Североморсмк» на ледокол, где состоялось совещание по дальнейшим совместным действиям при переходе проливами Матисена и Вилькицкого.
По данным ледовой разведки в проливах наблюдаются дрейфующие льдины и айсберги.
Через ледовоопасные районы отряд кораблей и судов Северного флота пройдет в кильватерном строю за атомным ледоколом «Вайгач».
Накануне, 9 сентября, на большом противолодочном корабле «Североморск» было проведено учение по охране и обороне отряда кораблей и судов, находящихся на переходе морем. В ходе учения боевые расчёты артиллерийских комплексов АК-100 и АК-630 выполнили стрельбы по имитированным воздушным целям.
Шестой арктический поход надводных сил Северного флота поход начался 10 августа с выходом из главной базы СФ города Североморска. В составе отряда – большой противолодочный корабль «Североморск», большой десантный корабль «Кондопога», суда обеспечения: танкер «Сергей Осипов», спасательный буксир «Памир» и килекторное судно КИЛ-164. 9 сентября в состав отряда кораблей и судов Северного флота вошло гидрографическое судно «Сенеж».
Пресс-служба Северного флота

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

12.09.2017

Отряд боевых кораблей и вспомогательных судов Северного флота, выполняющий задачи арктического похода под флагом командующего Кольской флотилии разнородных сил, вошёл в море Лаптевых.
Накануне североморцы встретились с атомным ледоколом «Вайгач» и в его сопровождении преодолели ледовоопасные районы проливов Матисена и Вилькицкого.
Проход за ледоколом осуществлялся в строю кильватера. Корабли и суда шли друг за другом в определённом порядке. Непосредственно за ледоколом следовал флагман отряда – большой противолодочный корабль «Североморск», потом — большой десантный корабль «Кондопога», гидрографическое судно «Сенеж», большой морской танкер «С.Осипов» и килектор КИЛ-164. Замыкало строй спасательно-буксирное судно «Памир».
Маршрут движения по проливам был выбран в безопасном удалении от ледового поля и дрейфующих льдов. Перед проходом была проведена воздушная разведка с вертолёта Ка-27ПС.
В море Лаптевых отряд кораблей СФ проведёт ряд тактических учений и дойдёт до крайней восточной точки маршрута арктического похода – острова Котельный, на котором расположена база Северного флота «Северный клевер».
Шестой арктический поход надводных сил Северного флота поход начался 10 августа с выходом из главной базы СФ города Североморска. В составе отряда – большой противолодочный корабль «Североморск», большой десантный корабль «Кондопога», суда обеспечения: танкер «Сергей Осипов», спасательный буксир «Памир» и килекторное судно КИЛ-164. 9 сентября в состав отряда кораблей и судов Северного флота вошло гидрографическое судно «Сенеж».
Пресс-служба Северного флота

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ


ПОЛИТИКА РОССИИ В АРКТИКЕ

— Svargaman Опубликовано Svargaman Сен 4, 2012 в Внешняя политика
Арктика Арктика — традиционная сфера российских интересов Интерес многих неарктических государств к Арктике стал расти сравнительно недавно по мере изменения ее геополитического положения. Для России она столетиями оставалась неотъемлемой частью ее хозяйственных и политических интересов, средой обитания значительного числа российских граждан.

История освоения Россией полярных областей насчитывает более восьми столетий. Еще в 1616—1620 гг. царскими указами были закреплены исключительные права России в некоторых районах Арктики. Именно Россия положила начало хозяйственному освоению Аляски, после приобретения которой США стали арктическим государством. В 1821 г. «единственно российским подданным» были предоставлены права торговли, китовой и рыбной ловли и всякой промышленности на островах, в портах и заливах по всему северо-западному побережью Америки, Алеутским островам и по всем берегам Сибири.
В ноте российского МИД от 4 сентября 1916 г. земли и острова, открытые экспедицией Б. Вилькицкого в 1913—1914 гг., объявлялись включенными в территорию России. Была подтверждена российская принадлежность всех заливов, бухт, рейдов русского побережья Северного Ледовитого океана, а также ранее открытых островов, которые «вместе с островами Новосибирскими, Врангеля и иными, расположенными близ азиатского побережья Империи… составляют продолжение к северу континентального пространства Сибири».

Эта линия была продолжена и в советское время. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. территорией СССР были объявлены «все, как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем, земли и острова, не составляющие… признанной правительством СССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР до Северного полюса». В Советском Союзе было положено начало освоению и активной эксплуатации Северного морского пути (СМП). Таким образом, Россия проявляла интерес к Арктике еще в те времена, когда о ресурсном богатстве ее шельфа и изменении климата не было и речи.

ПРАВА НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ АРКТИКИ

В годы «холодной войны» Советский Союз в интересах обеспечения национальной безопасности пошел по пути фактического закрытия арктического сектора страны для любой деятельности западных государств, находящейся вне его полного контроля.
С распадом СССР и появлением нового субъекта международных отношений — суверенной Российской Федерации, превратившейся в одно из современных капиталистических государств мира, причины военно-политического противостояния в Арктике периода «холодной войны» сошли на нет.

Открытие в Арктике богатейших запасов углеводородов и других природных ресурсов, возможность появления там новых глобальных торговых маршрутов обусловили переоценку геополитического значения Арктики и привлекли к ней внимание многих влиятельных государств мира.
Приверженность России секторальному подходу к разделу Арктики и жестк RUSSIA AND THE ARCTIC
ая трактовка режима внутри ее арктического сектора могли оказаться недостаточными для обеспечения ее национальных интересов в новых условиях. В 1997 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., участниками которой являются все арктические государства, за исключением США.
В соответствии с Конвенцией 1982 г. все прибрежные арктические государства, включая Россию, распространили свою юрисдикцию на арктический шельф и эксклюзивную экономическую зону в Северном Ледовитом океане шириной 200 морских миль, разделив между собой в рамках этих зон природные богатства Арктики. Более того, Конвенция дает им право претендовать на дальнейшее расширение шельфа до 350 морских миль, если они докажут, что подводный хребет Ломоносова — продолжение их континентальных платформ. Соединённые Штаты, вторично отказавшись присоединиться к Конвенции, оставили за собой право не ограничивать ширину своего шельфа в Северном Ледовитом океане. Тем не менее, поставив свою подпись под Иллулисатской декларацией пяти прибрежных арктических государств 2008 года, США согласились действовать в Арктике на основе существующего международного права, в частности, морского, и стремиться к мирному решению всех возможных пересекающихся притязаний на континентальный шельф.
Страны-члены «арктической пятерки», включая Россию, считают нынешний формат деятельности Арктического совета оптимальным, а существующую международно-правовую базу — достаточной для решения любых спорных вопросов.
В этих условиях на передний план стали выходить национальные интересы прибрежных арктических государств, отношения между которыми приобретали все более прагматический характер. Эти государства заинтересованы в солидарной защите своих прав и интересов в Арктике, что делает формат общения «арктической пятерки» закономерным и устойчивым.
На расширение шельфа до 350 морских миль претендуют Россия, Канада и Дания (в лице Гренландии). Решение по этому вопросу уполномочена принимать Комиссия ООН по границам континентального шельфа, куда претенденты должны представить свои заявки и соответствующие доказательства. Россия сделала это и в настоящее время занимается сбором доказательств.
За пределами зон юрисдикции прибрежных арктических государств в Арктике могут возникнуть пространства, которые станут общим достоянием человечества. Пока преждевременно рассуждать о границах этих пространств, так как решения по указанным вопросам не приняты. Эксплуатация ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа прибрежных арктических государств перейдет под контроль Международного органа по морскому дну. Однако отказ США присоединиться к Конвенции 1982 года делает вероятность появления таких пространств весьма призрачной
Руководствуясь положениями Конвенции 1982 г. в отстаивании своих прав в Арктике, Россия в то же время не готова полностью отказаться от секторального подхода и использования его в качестве удобного метода делимитации Арктики, разграничения зон экологической ответственности, оказания навигационных услуг и решения других подобных задач.

ПОПЫТКИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА АРКТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Государства, претендующие на участие в процессах принятия решений по ключевым проблемам Арктики, официально не ставят под сомнение юрисдикцию прибрежных арктических государств, однако пытаются найти пути изменения существующего положения. В то время как все арктические государства опубликовали свои арктические стратегии, что стало важной мерой укрепления доверия между ними, другие страны, ищущие места под «арктическим солнцем», не сделали этого, руководствуясь только им самим известными соображениями.
В своей арктической политике России следует исходить из того, что при всей правомерности существования формата переговоров на уровне «пятерки» прибрежных арктических государств, долгосрочное взаимодействие восьми арктических стран желательно и необходимо.
Они, в частности, активно лоббируют идею заключения специального договора по Арктике, аналогичного Договору по Антарктике, хотя вопрос о ничейном характере арктических территорий и пространств не является более актуальным. Эти страны поощряют предложения, направленные на установление режима международного управления делами Арктики (Arctic governance), не поднимая вопросы о международном управлении делами Средиземноморского и Балтийского морей или Тихого и Индийского океанов. Ими выдвигаются предложения преобразовать Арктический совет из международного форума высокого уровня, работающего на основе консенсуса, в одну из международных межправительственных организаций. Это неизбежно потребует заключения специального международного договора и фактически приведет к установлению режима международного управления делами Арктики.
Страны-члены «арктической пятерки», включая Россию, считают нынешний формат деятельности Арктического совета оптимальным, а существующую международно-правовую базу — достаточной для решения любых спорных вопросов. Доказательством этого может служить успешное разрешение спорного вопроса о делимитации Баренцева моря между Россией и Норвегией.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ АРТЕРИЯ

В настоящее время весьма интенсивно обсуждаются вопросы о свободе навигации по СМП и интернационализации управления им. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» поставлены задачи превратить ресурсный потенциал российской арктической зоны в материальную основу решения актуальных проблем социально-экономического развития страны и сделать СМП постоянно действующей национальной транспортной артерией, открытой для международного судоходства.
Для России СМП — это пока единственный транспортный путь, способный интегрировать отдаленные районы Крайнего Севера страны и их ресурсный потенциал в национальную и мировую экономику. Без его использования проблему «северного завоза» решить невозможно. Поэтому Россия не может позволить поставить под международный контроль экономические связи между отдельными регионами страны, осуществляемые по СМП.
Следует также иметь в виду, что свобода навигации и безопасность навигации по СМП — далеко не одно и то же, когда речь идет о Северном Ледовитом океане. Ответственность за предотвращение ущерба для окружающей среды от навигации не приспособленных к арктическим условиям судов несут прибрежные арктические страны. В связи с этим было бы целесообразно не только осуществлять национальный контроль над соблюдением требований безопасной навигации в этих водах, но и совместно выработать и утвердить в рамках Международной морской организации общие правила такой навигации.

ИНСТИТУТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПАРТНЕРСТВА В АРКТИКЕ

Солидарные выступления североевропейских государств по многим вопросам международной жизни в целом и по проблемам Крайнего Севера в частности говорят о высоком уровне субрегиональной интеграции и тесном «северном сотрудничестве», имеющем для этих государств стратегический характер. Важнейшим документом такого сотрудничества является Хельсинкское соглашение 1962 г., а ключевыми институтами — Северный Совет и Совет Министров северных стран, не говоря о широкой сети других совместных институтов. Любые попытки игнорировать наличие этих тесных интеграционных связей между северными стра
21.03.2014
нами, а тем более внести раскол в их ряды вряд ли могут привести к позитивным результатам и соответствовать российским интересам.
Следует напомнить, что помимо Арктического совета в первой половине 1990-х годов по инициативе стран Северной Европы по периметру их границ были созданы Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Их полноправными участниками являются все пять североевропейских государств и Россия.
При их активном содействии появилось «Северное измерение» Европейского Союза, преобразованное впоследствии в программу партнерства ЕС, России, Норвегии и Исландии. Это позволило привлечь к приоритетным проектам на европейском Крайнем Севере финансовые и иные ресурсы ЕС, в частности, к поддержке деятельности существующих в рамках «Северного измерения» партнерств в области транспорта, экологии, здравоохранения и культуры. (Заметим, что ЕС является соучредителем СГБМ и СБЕР, однако в Арктическом совете он не представлен.) Россия принимает деятельное участие в работе всех названных структур и не ограничивает свое сотрудничество со странами Северной Европы лишь рамками Арктического совета.
В своей арктической политике России следует исходить из того, что при всей правомерности существования формата переговоров на уровне «пятерки» прибрежных арктических государств, долгосрочное взаимодействие восьми арктических стран — постоянных членов Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) желательно и необходимо.
Кроме того, в рамках «восьмерки» налаживается тесное взаимодействие России с пятью странами-членами НАТО (Данией, Исландией, Канадой, Норвегией и США), которое имеет важные геополитические измерения. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике — один из примеров такого взаимодействия. В национальных арктических стратегиях этих стран говорится о необходимости сотрудничества с Россией и декларируется намерение обеспечивать собственные интересы в Арктике с помощью национальных вооруженных сил, а не блока НАТО. Они в любой момент могут использовать свое членство в блоке и призвать союзников на помощь. В этих условиях постоянное институциональное присутствие НАТО в Арктике лишается смысла, а сотрудничество стран НАТО с Россией делает такую необходимость весьма призрачной.
На статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете претендует и ЕС, хотя три его государства-члена — Дания, Финляндия и Швеция — являются его постоянными членами, а Германия, Франция, Великобритания, Польша, Нидерланды имеют статус постоянных наблюдателей. Дело здесь не в заинтересованности ЕС в получении постоянной информации о деятельности этого органа, а в стремлении утвердить свою институциональную причастность к арктическим делам. Не все постоянные члены Арктического совета готовы с этим согласиться. Это отнюдь не исключает использования финансовых, технологических и иных возможностей государств-членов ЕС и их частных компаний в решении актуальных проблем современной Арктики при безусловном признании прав прибрежных арктических государств на шельф и исключительные экономические зоны.
Государства, международные организации и частные компании, заявляющие о своей озабоченности делами Арктики и желании участвовать в решении ее проблем, могут на практике делать это только в сотрудничестве с арктическими государствами, прежде всего прибрежными, при обязательном признании их юрисдикции в Арктике. Учитывая долю арктических пространств, на которые распространяется российская юрисдикция, успешное решение современных проблем Арктики немыслимо без участия Российской Федерации. Государства, искренне стремящиеся поставить ресурсы и возможности современной Арктики на службу всему человечеству, не могут не сделать выбор в пользу сотрудничества в решении этих проблем с Россией.

ИСТОЧНИКИ:
Международное право / Под ред. А. Н. Вылегжанина. М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. С. 188.
http://www.mgimo.ru/news/experts/document226453.phtml
http://voprosik.net/politika-rossii-v-arktike/

РОССИЯ И АРКТИКА. НОВОСТИ 2016
РОССИЯ И АРКТИКА. НОВОСТИ 2015
РОССИЯ И АРКТИКА. НОВОСТИ 2012 — 2014

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МИНОБОРОНЫ РФ
80-Я ОТДЕЛЬНАЯ МОТОСТРЕЛКОВАЯ АРКТИЧЕСКАЯ БРИГАДА
ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ «СЕВЕР»
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
РОССИЯ, ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, СОБЫТИЯ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap