ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С БР РТ-15 (8К96)

PROJECT OF THE MISSILE COMPLEX WITH THE BR RT-15 (8K96)

Разработка ракеты РТ-15 и наземного комплекса для РВСН была задана ЦКБ-7 (гл. конструктор П.А.Тюрин) Постановлением СМ от 4 апреля 1961 года №316-137. В процессе работы по предложению ВМФ прорабатывался вариант размещения ракеты РТ-15 на подводных лодках, но из-за невозможности перекомпоновки ракеты по требованиям ВМФ с двумя ступенями в одном диаметре, доработке ее под условия базирования на кораблях дальнейшего продолжения морской вариант ракеты РТ-15 не нашел.
Ракета РТ-15 — двухступенчатая твердотопливная баллистическая среднего радиуса действия с отделяемой моноблочной головной частью. Ракета создана на базе II-й и III-й ступеней МБР РТ-2, разработанных в ЦКБ-7 (на вооружение принята РТ-2 с III-й ступенью разработанной СКБ-172). Старт ракеты на земле осуществлялся с помощью маршевого двигателя I ступени из транспортно-пускового контейнера.
В ракете применена система управления инерциального типа с бортовой гиростабилизированной платформой. Двигатели I и П ступеней твердотопливные с зарядами на смесевом твердом топливе и разрезными управляющими соплами. Для ракеты РТ-15 в КБ «Арсенал» (ЦКБ-7) разработаны и применены автоматические усилители рулевых приводов (рычажно-поршневые компенсаторы), работающие на горячих газах (t=3400 0K), отбираемых непосредственно из камеры сгорания.
В 1965-1966 годах на ГЦП №4 в Капустином Яре было построено две ШПУ для испытаний ракеты, но испытания проводились с самоходной пусковой установки (СПУ) с «площадки 84». Перед отправкой на старт на «площадке 105» у МИКа проводились предстартовые проверки ракеты при ее нахождении на самоходной пусковой установке в ТПК 15Я25 в вертикальном (стартовом) положении, при этом ТПК устанавливали на СПУ с помощью подвижного крана с колесной тележкой. После проведения цикла проверок и перевода ТПК в походное положение СПУ 15У59 с ракетой своим ходом переходила на «площадку 84» для производства старта.
На стадии летных испытаний в ракете РТ-15 на второй ступени стали применять топливо «бутилкаучук» при заполнении двигателей непосредственно в корпус, этот вариант топлива был создан в Алтайском НИИХТ под руководством Я.Ф.Савченко.

В 1968 году была предпринята попытка усовершенствовать подвижный грунтовый боевой ракетный комплекс 15П696 с БР РТ-15 (8К96), модернизированная ракета получила обозначение 8К96К и по внешнему облику напоминала американскую БРПЛ «Поларис А3», т.е. обе ступени имели один диаметр в 1,4 м, а боевое оснащение было скрыто специальным обтекателем. Стартовый вес ракеты был около 16 тонн, она могла поражать стратегические цели на дальности до 3000 км. Для транспортировки и пуска ракеты в дополнении к гусеничному предлагалось использовать колесное шасси. Осенью 1968 года на базе ракеты 8К96К был проработан вариант «МП» баллистической ракеты для вооружения подводных лодок ВМФ.
В проработках по БРПЛ «МП» рассматривались различные варианты старта, в том числе «мокрый» с запуском двигателей а затопленной шахте и «катапультирующий» при помощи ПАДа. В дальнейшем на базе этих проработок появился проект ракетного комплекса Д-5МТ с ракетой 3М70. Ракету предполагалось оснастить РГЧ, развозчик боевых блоков был твердотопливный.
Первоначально систему управления ракетой делало НИИАП (гл. конструктор Н.А.Пилюгин), в последствии работы передали в НИИА (гл. конструктор Н.А.Семихатов).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦКБ-7 (КБ “Арсенал”)
Главный конструктор П.А.Тюрин
Изготовитель ракеты з-д №7
Код НАТО SS-14 Scapeqoat / Scamp
Тип комплекса второго поколения с БР средней дальности
Состояние испытания проводились в1966-1970 годах
Ракета РТ-15 (8К96)
Дальн. стрельбы, км 2500
Головная часть:
-тип термоядерная
-мощность заряда, Мт 1
-вес, кг 535
Система управления инерциальная с гиростабилизированной платформой
-разработчик НИИАП
-главный конструктор Н.А.Пилюгин
Система прицеливания:
-разработчик ЛОМО
-главный конструктор М.А.Ардашников
Органы управления разрезные управляющие сопла основного двигателя обеих ступеней
Стабилизаторы решетчатые
Тип старта подводный
Число ступеней 2
Размеры, м:
— длина полная с поддоном 11,93
— макс. диаметр корпуса 1,49
— макс. диаметр I ступени 1,89
Стартовый вес, т 16,0
Первая ступень:
Размеры двигательной установки, м:
— длина полная 4,74
— макс. диаметр корпуса 1,49
Тип топлива смесевое твердое Т9-БК-6
Двигатель четырехсопловой РДТТ 15Д27
-разработчик ЦКБ-7
-главн. конструктор П.А.Тюрин
-тяга, тс 42
-время работы, с 60
-давл. в камере сгорания, кгс/ см2 40
Вторая ступень:
Размеры двигательной установки, м:
— длина полная 3,83
— макс. диаметр корпуса 1,01
Тип топлива смесев. твердое Т9-БК-4Б/1
Двигатель четырехсопловой РДТТ 15Д92
-разработчик ЦКБ-7
-главн. конструктор П.А.Тюрин
-тяга, тс 22
-время работы, с 45
-давл. в камере сгорания, кгс/ см2 40

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 21.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-11 С БРПЛ Р-31 (3М17)
ПРОРАБОТКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-5
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РК КБ «АРСЕНАЛ»
АРСЕНАЛ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap