ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС РПК-2 «ВЬЮГА». ANTI-SUBMARINE MISSILE SYSTEM RPK-2 «VYUGA»


ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС РПК-2 «ВЬЮГА»
ANTI-SUBMARINE MISSILE SYSTEM RPK-2 «VYUGA»

Долгие годы основным оружием борьбы подводной лодки с подводной лодкой были самонаводящиеся торпеды, но скорость их была ограничена. Появление во флотах ведущих морских держав подводных лодок с баллистическими ракетами оказало большое влияние на создание новых видов морского оружия. При обнаружении ПЛАРБ, требовалось их уничтожить в кратчайшее время, для срыва применения ими баллистических ракет с ядерными боезарядами по своей территории.
Для быстрой доставки специальных боевых частей, чем торпедами, позволяющим вывести из строя и сорвать залп ракетных лодок начали разрабатывать противолодочные ракеты с воздушным участком движения. Такими системами у нас стала ракета «Вьюга», в США – «Саброк».
Поэтому для повышения боевой эффективности ПЛ в конце 1950-х годов по заданию ВМФ развернулись работы по созданию нового противолодочного оружия — ракет, стартующих из ТА подводных лодок. Разработка ракетного комплекса «Вьюга» задана Постановлением СМ от 13 октября 1960 г. № 111-463, головной организацией по комплексу «Вьюга» в целом и ракете-торпеде было определено ОКБ-9 (начальник и главный конструктор ОКБ Ф.Ф.Петров, главный конструктор комплекса Н.Г.Кострулин), а СКБ–143 было поручено спроектировать стенд и опытную подводную лодку для отработки ракетного противолодочного комплекса. Конкретный план проведения экспериментальных исследований и выполнения эскизного проекта ракетного комплекса «Вьюга» (тема Б-ХII-54) был утвержден 31 января 1961 г. решением ВПК.
Первоначально разработка противолодочных ракет велась в двух калибрах – 533 («Вьюга-53») и 650 мм («Вьюга-65») – с запуском из торпедных аппаратов соответствующего калибра. Обе ракеты имели сигарообразную форму, оснащались РДТТ и решетчатыми аэродинамическими рулями, пуск производился из торпедных аппаратов из подводного положения.

Ракета после выхода из под воды летела по баллистической траектории, в районе цели отделялась специальная боевая часть или торпеда, которая поражала погруженную ПЛ противника. Ракету «Вьюга-53» предполагалось оснастить специальным боевым зарядом, а «Вьюгу-65» — малогабаритной противолодочной торпедой. Ядерная боевая часть разрабатывалась в ВНИИА (гл. конструктор А.А.Бриш). Противолодочная торпеда для РПК «Вьюга–65» создавалась ленинградским НИИ–400 на базе авиационной 533–мм торпеды АТ–2. Система управления ракеты была автономная инерциальная, она разрабатывалась в НИИ-25 (НИИП, гл. конструктор А.С.Абрамов).
Для отработки комплекса в СКБ-143 (гл. конструктор А.В.Кутейников) был разработан проект В-1 стенда, его предполагалось переоборудовать из плавстенда ПСД-4 от баллистической ракеты Р–21. Пусковая установка – торпедный аппарат 650–мм калибра был разработан в Конструкторское бюро по торпедным аппаратам (КБ-А) ЦКБ-18 (гл. конструктор И.М.Иоффе).
В 1962 году СКБ-143 была выполнена проработка размещения ракетного комплекса «Вьюга-53» на подводных лодках проектов 671 и 705. В целях ускорения хода работ по созданию противолодочных ракет калибра 533 мм, была признана необходимость проведения пуска ракет этого комплекса с погружного стенда. Поэтому СКБ-143 в I квартале 1963 г., разработало комплект документации по дооборудованию стенда «Вьюга-65» под ракето-торпеды комплекса «Вьюга-53». Однако в связи с трудностями, встретившимися при отработке комплекса «Вьюга-65», и невозможностью приостановки его испытаний на стенде, советом главных конструкторов, в который входил и главный конструктор стенда А.В.Кутейников, было принято решение о целесообразности проведения этих испытаний на переоборудованной для этой цели подводной лодке.
С 1962 г. все работы по переоборудованию подводных лодок и обеспечению испытаний ракетоторпед на них выполнялись группой конструкторов СКБ-143 во главе с Р.А. Шмаковым, а А.В. Кутейников продолжил свою деятельность по отработке оружия нового вида уже в составе группы главных конструкторов по АПЛ пр. 671,671РТ и 671РТМ в качестве заместителя главного конструктора по оружию.
Для отработки комплекса по проекту СКБ-143 из плавстенда ПСД-4 от баллистической ракеты Р–21 на Николаевском судостроительном заводе №444 и электромонтажном предприятие № 2 был переоборудован затопляемый стенд для ракет «Вьюга». В период с октября по декабрь 1962 года на полигоне ВМФ у мыса Фиолент на Черном море было проведено 15 наладочных и четыре зачетные пуска макета ракеты «Вьюга-65» со стенда В-1 для отработки выхода изделия из торпедного аппарата. На этом закончился I этап испытаний этих ракето-торпед.
Для отработке ракеты на втором этапе испытаний, где отрабатывалось поведение ракеты на подводном участке с аппаратурой управления и системой телеметрирования, была создана специальная ракета Д-93У с экспериментальными маршевыми двигателями и инерциальной системой управления (ИНС). С апреля 1963 по февраль 1964 года было выполнено девять пусков.

Для продолжения испытаний ракет–торпед «Вьюга» в морских условиях в 1964 году по проекту 613РВ, разработанному в СКБ–143 (гл. конструктор Р.А.Шмаков), на заводе №444 была переоборудована дизель-электрическая ПЛ С–65 (зав. №380) проекта 613. Изготовление ПУ, поставку бортовой аппаратуры и изделий системы стрельбы выполнил завод «Красное Сормово». В носовой части ПЛ была установлена специальная наделка для двух пусковых устройств – торпедных аппаратов. Внутри прочного корпуса устанавливалась аппаратура, в том числе: прибор управления стрельбой «Вьюга-К-613РВ» (разработчик ЦКБ-209), аппаратура системы единого времени СЕВ-10, навигационный комплекс «Север-Н-613РВ», гидроакустические комплексы МГ-10 и МГ-15 и др.

В 1965 году из-за реорганизации Госкомитета по авиационной техники было принято правительственное решение о передаче дальнейшей разработки комплекса «Вьюга» в ОКБ-8 (гл. конструктор Л.В.Люльев) свердловского машиностроительного завода №8 им. М.И.Калинина. В апреле 1966 г. был проведен последний пуск ракетоторпеды с погружного стенда. Вскоре разработка ракеты «Вьюга-65» была остановлена.
Лётно-конструкторские испытания «Вьюги-53» проводились с ПЛ проекта 613РВ в Феодосии на полигоне ВМФ с февраля 1965 по май 1967 года, было выполнен 21 пуск ракет комплекса «Вьюга-53». Из них: шесть макетов Д-95Б в телеметрическом варианте, два макета Д-95А с ИСУ и 13 пусков Д-95 с боевой ракетой по полной программе.
Программа государственных испытаний предусматривала 20 пусков ракет с подводной лодки. Испытания проводились с 16 мая по 25 июля 1968 года на двух типах ракеты: 81РТ — телеметрическая с датчиками в головной части вместо СБЧ; 81РА с аппаратурой СБЧ. Председателем госкомиссии был командующий Черноморским флотом В.С.Сысоев.
В ходе совместных испытаний ракет на максимальную дальность было установлено, что при приводнении не обеспечивалась прочность головной части ракеты. В связи с этим совместные испытания в конце 1967 г. приостановились и были возобновлены только после внесения изменений, гарантирующих надежность головной части. Полученные положительные результаты в предыдущих летных испытаниях позволили МВК считать совместные испытания законченными после проведения 17 пусков. После их завершения, ракетный комплекс «Вьюга» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 августа 1969 года №617-209 был принят на вооружение подводных лодок ВМФ проектов 705, 705К, 671 и 671РТ.

Противолодочный ракетный комплекс «Вьюга» прорабатывался и для установки на надводные корабли. Для этого в СКБ-709 ГКС разрабатывали спаренную пусковую установку. Ракета после выхода из ПУ попадала в воду, а из воды двигалась по баллистической траектории.
Работоспособность комплекса «Вьюга» была подтверждена пусками серийных ракетоторпед на государственных испытаниях опытной АПЛ пр.705 в 1971 году, затем с серий­ных АПЛ пр.671 (заводские №№610 и 611)10, разработанных в СКБ-143.
Разработка противолодочных комплексов РПК-7 «Ветер» и РПК-6 «Водопад» началась в декабре 1969 г. в ОКБ «Новатор» (гл. конструктор Л.В.Люльев). Они создавались соответственно для запуска из 650–мм и 533–мм торпедных аппаратов.
«Водопад» должен был заменить противолодочный комплекс РПК–2 «Вьюга», а «Ветер» фактически стал продолжением «Вьюги-65». В новом комплексе увеличивались глубина старта, дальность стрельбы, сокращалось время предстартовой подготовки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-8 (СМКБ «Новатор»), первоначально разработку вело ОКБ-9 ГКОТ
Гл. конструктор Л.В Люльев
Код НАТО SS-N-15 StarFish
Тип комплекса противолодочный первого поколения для применения с подводных лодок
Состояние принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 августа 1969 года №617-209
Тип ракеты 81Р (серийная с СБЧ), 81РТ(телеметрическая), 81РА(с имитатором СБЧ), Д-90С(проект с СБЧ), Д-90Т(проект с торпедой), Д-93У(бросковый макет), Д-95Б(телеметрический макет), Д-95А(макет с аппаратурой ИНС), Д-95(опытная)
Боевая часть (вариант 1):
— тип ядерная
— разработчик боеприпаса ВНИИА
— гл. конструктор А.А.Бриш
— мощность заряда, кт 200
Боевая часть (вариант 2):
— тип противолодочная торпеда АТ-1
— калибр, мм 400
Корабль-носитель: ПЛ проекта 613РВ, 705, 705К , 671, 671РТ, 671РТМ
Система управления автономная инерциальная
— разработчик НИИ-25 ГКАТ (НИИП)
— главный конструктор А.С.Абрамов
Органы управления решетчатые рули
Тип старта подводный из торпедного аппарата ПЛ
Глубина старта, м 40-50 (50-60)
Дальность стрельбы, км 10-40 (35)
Число ступеней 2
Длина ракеты, м:
— со стартов. ускорителем 8,12-8,166
— без ускорителя 6,5
Макс. диаметр корпуса, м 0,534
Стартовый вес, т:
— с ускорителем 2,42-2,445
— в полете 1,8-1,853
Маршевый двигатель РДТТ
Целеуказание ГАС
Пусковая установка (вариант 1):
Тип специальный торпедный аппарат
Разработчик КБ-А(ЦКБ-18)
Пусковая установка (вариант 2):
— тип надпалубная поворотно-спаренная на торпедном аппарате
— разработчик СКБ-709 ГКС
Аппаратура предстартовой подготовки:
— тип АПП-1
— разработчик НИИ-25
Приборы управления стрельбой:
— тип «Ладога-1-671РТ», «Вьюга-К» («Вьюга-К-613РВ)
— разработчик ЦКБ-209

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 08.03.2020

Источники:
1. Карпенко А.В. «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
2. А.В.Карпенко «Морское оружие атомных подводных лодок 2-го поколения». ВТС «Бастион», 16.02.2017
3. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
4. «Головная подводная лодка проекта 671РТ, изменение к спецификации» — СКБ-143, 1966
5. «Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997
6. «Военно-морское историческое обозрение» №2-1997
7. «НИИПриборостроения — лидер в разработке малогабаритных инерциальных систем управления ракетами » — «Военный парад» май-июнь 1998
8. Р.А.Шмаков «К истории создания противолодочных комплексов «Вьюга», «Водопад», «Ветер», «Шквал» — «Гангут» 1998
9. Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
10. В.Истомин «Опасная «Вьюга» — «Флаг Родины» №19 от 3 февраля 1999
11. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит». Том 1. Специальное конструкторское бюро № 143 — Союзное проектно монтажное бюро машиностроения 1948-1974 годы. СПб: Гангут, 2002 г.
12. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
13. Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
14. COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
15. Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС РПК-6 «ВОДОПАД»
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 705 (705К)
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»
«НОВАТОР» ОПЫТНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
МИННО-ТОРПЕДНОЕ, ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap