ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС РПК-1 «ВИХРЬ». ANTI-SUBMARINE MISSILE SYSTEM RPK-1 «VIKHR'»


ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС РПК-1 «ВИХРЬ»
ANTI-SUBMARINE MISSILE SYSTEM RPK-1 «VIKHR'»

Противолодочный ракетный комплекс РПК-1 «Вихрь» с противолодочным реактивным снарядом 82Р — это первый комплекс противолодочных ракет был с неуправляемой баллистической твердотопливной ракетой.
Появление атомных субмарин, вооруженных баллистическими ракетами, привело к серьезному изменению баланса сил на море. Для борьбы с новой угрозой требовались новые средства, поскольку имеющееся вооружение уже не позволяло эффективно уничтожать подлодки противника. В пятидесятых годах советские конструкторы создали несколько реактивных бомбометов, однако их характеристики могли быть недостаточными для выполнения некоторых задач. Требовалось новое оружие с большей дальностью стрельбы и большим могуществом боевой части.
Поэтому единственным носителем спецбоеприпаса представлялась ракета, способная отбросить его на безопасное расстояние от своего корабля, как можно ближе к вражеской подводной лодке.
В качестве дальней границы зоны поражения приняли («с хорошим запасом») величину, почти на порядок превышавшую дальность действия собственных гидроакустических средств советских кораблей, входивших в состав флота к концу 1950-х гг., – около 25 км.
С начала 1950-х гг. в НИИ-1 (с 1966 г. переименован в МИТ) для Сухопутных войск велось проектирование оснащенных специальными боевыми частями неуправляемых ракет тактических комплексов «Марс», «Филин», «Луна», «Луна-М», по диапазону дальностей и массогабаритным характеристикам близких к задуманной противолодочной ракете.

Проектирование ракеты, получившей традиционное для бомбометов конструкции НИИ-1 (Главный конструктор Н.П.Мазуров) «погодное» название «Вихрь», велось на уровне научно-исследовательской работы (НИР) в соответствии с правительственным постановлением №657-377 от 20 июня 1958 г. В сентябре 1960 г. был выпущен отчет по теме «Вихрь», а вскоре, в соответствии с постановлением №111-463 от 13 октября 1960 г. она перешла в стадию опытно-конструкторской работы (ОКР).
В работе над комплексом принимали участие НИИ-6, -9, -22, ЦКБ-209 и др.
В состав комплекса входили баллистическая неуправляемая ракета 82Р на твердом топливе (НИИ-1 ГКОТ), двухбалочная наводимая пусковая установка МС-18 с автоматом заряжания барабанного типа на 8 ракет, система управления стрельбой ПУСТБ-1123 «Спрут».

Неуправляемая, с двухкамерным твердотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией ракета 82Р комплекса оснащалась инерциальной системой наведения, систем самонаведения на цель или внешнего телеуправления не предусматривалось. При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.
Дальность стрельбы ракетой 82Р определялась углом возвышения пусковой установки. При минимальном угле дальность достигала 10 км. Максимальная дальность стрельбы – 24 км. При пусках на максимальную дальность круговое вероятное отклонение достигало 1200 м.
Поражение цели обеспечивалось ядерной боевой частью мощностью 10 килотонн. Подрыв ядерной боевой части осуществлялся на глубине от 0 до 200 метров, с радиусом поражения от 1,2-1,5 км соответственно.
Скорость хода корабля при пусках ракет могла быть до 32 узлов.
На стадии НИР в конце 1950-х гг. для «Вихря» рассматривалась многоствольная пусковая установка РБУ-24000. Но она получилась громоздкой и тяжелой, что при традиционном надпалубном размещении пагубно влияло на остойчивость корабля: все-таки ракета длиной 6 м при диаметре 540 мм весила около 1,8 т. Солидные массогабаритные характеристики ракеты 82Р, близкие к соответствующим показателям изделий корабельных зенитных комплексов М-1 и М-11, определили выбор аналогичных конструктивно-схемных решений по пусковой установке, системе хранения и подачи ракет.

Для «Вихря» СКБ-203 (ныне – ОАО «НПП «Старт») проработало несколько вариантов пусковых установок и устройств полдачи и хранения ракет. В дальнейшем, запуск противолодочных ракет предлагалось производить с новой пусковой установки, оснащенной двумя балочными направляющими. Двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа МС-18 с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград». Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Конструкция пусковой установки позволяла производить горизонтальное наведение в пределах сектора шириной около 300° (за исключением сектора, перекрываемого надстройкой корабля) и вертикальное в пределах от +16° до +54°. Наведение пусковой установки должно было осуществляться при помощи системы управления «Спрут».
Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений.
В проекте 11233 «Кондор-3» противолодочного крейсера прорабатывалась возможность увеличения ракет «Вихрь» до 14-20 шт. Стоимость опытного образца ПУ оценивалась в 0,9-1,0 млн. рублей.
В ходе развития проекта «Вихрь» была создана пусковая установка МС-32, отличавшаяся от базового варианта подпалубными агрегатами. Боезапас обновленного комплекса увеличился до 16 ракет.
В СКБ-203 (НПП «Старт») для комплекса «Вихрь» разработали пусковую наводящуюся корабельную установку МС-32 и устройство заряжания МC-33 на восемь ракет, а также комплект наземного оборудования МС-49 для противолодочной системы «Вихрь».
Двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа МС-32 с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск» и «Новороссийск». Боезапас хранился в 2 барабанах под ПУ. Барабан вмещал 16 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений.
Корабельная система управления и наведения «Спрут» (система управления стрельбой ПУСТБ-1123) разрабатывалась ЦКБ-209 и включала:
• Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.
• Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
• Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
• Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
• Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
• Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.

Полигонные испытания велись в 1963 г. на полигоне «Песчаная балка» (Феодосия, 2 ПУ). Первый этап Государственных испытаний был проведен в 1964 г., пуски производились с наземного стенда и корабля ОС-332 . Головной корабль проекта 159 был середине 1960-х переоборудован в опытное судно ОС-332 для испытаний первого комплекса. Для этого с корабля было демонтировано всё вооружение, размещённое в носовой части, а вместо него установили двухбалочную наводящуюся пусковую установку МС-18 и систему заряжания на восемь ракет.
В 1967 году стартовал второй этап государственных испытаний, в котором платформой для ракетного комплекса «Вихрь» стал головной корабль проекта 1123, противолодочный крейсер «Москва».
Серийное производство ракет стартовало в 1964 году. Комплекс РПК-1 «Вихрь» принят на вооружение Постановлением правительства № 440—168 от 12 июня 1968 года. Комплекс был установлен на авианесущих кораблях проектов 1123 и некоторых проекта 1143.

Эксплуатация комплекса продолжалась до конца службы пяти кораблей, на которых он был установлен. Последние из кораблей проектов 1123 и 1143 были списаны в середине девяностых годов.
После принятия на вооружение РК «Вихрь» работы на его модернизацию были продолжены. К моменту начала серийного производства комплекса «Вихрь» и ракет 82Р завершилось эскизное проектирование его модернизированной версии под названием «Вихрь-2» с неуправляемой ракетой на дальность стрельбы 44 км. В начале 1970-х гг. НИИ-1 был разработан проект другой проект «Вихрь-М», в нем ракета имела в качестве боевой части — противолодочную торпеду. В качестве ПУ прорабатывались спаренные, установленные на трехтрубном 533-мм торпедном аппарате.
Модифицированный вариант ракеты «Вихрь-М» в итоге не был реализован, проект закрыт в 1973 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МИТ(НИИ-1 ГКОТ)
Гл. конструктор Н.П. Мазуров
Изготовитель
Тип ракеты
Код НАТО SVW-N-1(FRAS-1A/1B)
Состояние на вооружении с 1968 года, серия с 1964 г.
Корабль-носитель НК пр. 1123, 1143, 1143М
Боевая часть:
— тип специальная (ядерная) или торпеда МГТ-2(проект)
— разработчик боеприпаса ВНИИА
— гл. конструктор А.А.Бриш
— мощность заряда, кт 5
— радиус поражения ПЛ, м 1000
— скорость погружения, м/с 12
— глубина поражения, м 0-200
Система управления неуправляемая
Тип старта с направляющих наводящейся надпалубной пусковой установки
Дальность стрельбы, км:
— максимальная 24 (28-29)
— минимальная 10
Точность стрельбы (КВО), м +/-1200
Скорость полета, М 2
Число ступеней 1
Длина собранной
ракеты, м 6,2(6,0-6,5)
Макс. диаметр корпуса, м 0,54
Стартовый вес, т 1,5(1,8)
Глубина поражения ПЛ, м 500
Радиус поражения ПЛ, м 1000-1500
Двигатель двухкамерный РДТТ
Тип топлива твердое
Средства целеуказания ГАС «Орион»
Система управления:
— тип ПУСТБ-1123 «Спрут»
— разработчик ЦКБ-209
Условия применения:
Волнение моря, балл 5-6
Скорость цели, уз. 30

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ1):
— разработчик СКБ-203 (Свердловск)
— состояние проработка 1966 года
— число ракет в погребе, шт. 14
— число барабанов 2
— положение хранеия вертикальное
— габатиты погреба, м 5,5х9,0х8,0-8,5
— вес заряжающего устройства, т 28
— потребляемая мощность, кВт 100

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ2):
— разработчик СКБ-203 (Свердловск)
— состояние проработка 1966 года
— число ракет в погребе, шт. 16
— число барабанов 2
— положение хранения вертикальное
— габариты погреба, м 10,0х5,5х8,0-8,5
— вес заряжающего устройства, т 32
— потребляемая мощность, кВт 100

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ3):
— разработчик СКБ-203 МОМ (Свердловск)
— состояние проработка 1966 года
— число ракет в погребе, шт. 16
— число барабанов 4
— положение хранения вертикальное
— габариты погреба, м 8,0х8,0х8,0-8,5
— вес заряжающего устройства, т 32
— потребляемая мощность, кВт 100

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ4):
— разработчик СКБ-203 (Свердловск)
— состояние проработка 1966 года
— число ракет в погребе, шт. 20
— число барабанов 4
— положение хранения вертикальное
— габариты погреба, м 9,0х9,0х8,0-8,5
— вес заряжающего устройства, т 40
— потребляемая мощность, кВт 100

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ5):
— разработчик СКБ-203 (Свердловск)
— состояние проработка 1966 года
— число ракет в погребе, шт. 14
— число барабанов 2
— число ракет в барабане 4
— число ракет на стеллажах 6
— положение хранения горизонтальное
— габариты погреба, м 10,0х5,5х8,0-8,5
— вес заряжающего устройства, т 32
— потребляемая мощность, кВт 100

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (СЕРИЙНАЯ):
— тип наводящая МС-18(МС-32)
— разработчик СКБ-203 (НПП «Старт», Свердловск)3
— число ракет на ПУ 2
— число ракет в погребе 8
— вес, т 900

ВТС «Бастион»

Источники:
1. Карпенко А.В. «Отечественные противолодочные ракетные комплексы». Рукопись 2000 г.
2. Карпенко А.В. «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
3. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
4. Морской сборник №9-1997
5. «Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997
6. «Объяснительная записка по проработке предложений ВМФ для корабля пр. 1123 («Кондор-3») — п/я М-5235, 1966
7. Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
8. Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010
9. Г.Муратшин «НПП «Старт»: на море и в воздухе» — «Военный парад», март-апрель 1999
10. Широкорад А. Б. Ракеты над морем. Ракетная техника отечественного ВМФ. Авиация и космонавтика № 11-12 1997 г.
11. В. Асанин «Противолодочные ракеты». Техника и вооружение 2014 08
12. Журнал «Обозрение армии и флота.» № 6 2006 г.
13. http://blackseafleet-21.com

ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ТИПА «КИЕВ» ПРОЕКТ 1143 «КРЕЧЕТ»
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 ШИФР «КОНДОР»
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «СТАРТ»
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕПЛОТЕХНИКИ (МИТ)
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
МИННО-ТОРПЕДНОЕ, ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap