ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





ПОДВИЖНЫЙ ГРУНТОВЫЙ БОЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П696

MOBILE GROUND MISSILE COMPLEX 15P696

07.04.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: МОДЕЛЬ САМОХОДНОЙ ПУСКОВОЙ УСТАНОВКИ 8У253 РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П696 В МУЗЕЕ КИРОВСКОГО ЗАВОДА

В экспозиции Музея Кировского завода была представлена модель СПУ 8У253 («объект 815″) для ракеты РТ-15. Первый вариант самоходной пусковой установки 8У253 интересен тем, что она участвовала в военном параде на Красной площади в Москве в 1966 году и ее фотографии были предоставлены в СМИ. В связи с этим долгие годы настоящий облик реально испытанных СПУ 15У59 и бывших в эксплуатации долго оставался тайной.
Разработка ракеты и комплекса была задана ЦКБ-7 (КБ «Арсенал») Постановлением СМ от 4 апреля 1961 года №316-137, главный конструктор П.А.Тюрин. Научное руководство разработки осуществлял главный конструктор ОКБ-1 С.П.Королев.
Ракета РТ-15 создавалась по единой программе отечественных твердотопливных ракет, куда входила МБР РТ-2, ракета промежуточной дальности РТ-25 и ракета средней дальности РТ-15.
Подвижная пусковая установка для ракеты РТ-15 создана на базе гусеничного «объекта 272» — вариант шасси на базе ходовой части тяжелых танков типа Т-10М. Разработкой шасси для пусковой установки руководил главный конструктор КБ-3 Ленинградского Кировского завода Ж.Я.Котин.
ВТС «Бастион» 07.04.2019

МОДЕЛЬ САМОХОДНОЙ ПУСКОВОЙ УСТАНОВКИ 8У253 РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П696 В МУЗЕЕ КИРОВСКОГО ЗАВОДА

ПОДВИЖНЫЙ ГРУНТОВЫЙ БОЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П696

Разработка ракеты и комплекса была задана ЦКБ-7 (КБ “Арсенал”) Постановлением СМ от 4 апреля 1961 года №316-137, главный конструктор П.А.Тюрин. Научное руководство разработки осуществлял главный конструктор ОКБ-1 С.П.Королев. Ракета РТ-15 создавалась по единой программе отечественных твердотопливных ракет, куда входила МБР РТ-2, ракета промежуточной дальности РТ-25 и ракета средней дальности РТ-15. Где все ракеты имели унифицированные двигатели от ракеты РТ-2.
Ракетные комплексы 15П096 и 15П696 (стационарный шахтный и подвижный) для баллистической ракеты среднего радиуса действия разрабатывались по постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 4 апреля 1961 года №316-137. Работы по ракетному комплексу 15П696 возглавлял главный конструктор П.А.Тюрин, по стартовому комплексу — главный конструктор В.В.Чернецкий. Работы были вынужденно разбиты на два этапа.
На первом этапе в 1962 году КБ-2 был разработан эскизный проект комплекса, а также с участием КБ-3 Ки¬ровского завода под руководством главного конструктора Ж.Я.Котина разработаны рабочие чертежи пуско¬вых установок. Кировским заводом было изготовлено 2 комплекта пусковых установок. Испытания должны были начаться в 3 квартале 1963 года. Поначалу из семейства ракет 8К98 и 8К96 С.П.Королевым приоритет отдавался двухступенчатой ракете 8К96.
Однако из-за задержек в отработке топлива, особенно для первой ступени 8К96, Постановлением правительства от 16 июня 1963 года, срок испытаний был перенесен до получения первых положительных испытаний ракеты РТ-2 (8К98).

Постановлением СМ и ЦК от 25 декабря 1964 года работы по комплексу с РТ-15 были возобновлены и проводились в соответствии с тактико-техническими требованиями разработанными Министерством обороны от 24 сентября 1964 года.
На втором этапе в августе 1965 года заказчик выдал дополнения к ТТТ, в соответствии с которыми потребовались доработки эскизного проекта комплекса, выполненного в 1962 году. По дополнениям к ТТТ, старт ракеты должен был осуществляться непосредственно из транспортно-пускового контейнера. Срок начала летных испытаний оставался прежний — 2 квартал 1966 года. Изменения ТТТ потребовали разработки новой пусковой установки, новой структуры и состава комплекса.
Подвижный боевой ракетный комплекс 15П696 со стратегической твердотопливной ракетой РТ-15 среднего радиуса действия, способен обеспечить автономное боевое дежурство, автоматизированную предстартовую подготовку и залповый пуск шести ракет в любое время года и суток. Боевая позиция не требует специальной подготовки.
В комплексе был заложен принцип кратковременного боевого дежурства на одной из боевых позиций с последующим оперативным перебазированием на новую боевую позицию, а также с полной автоматизацией процессов энергоснабжения, прицеливания и пуска из постоянной или полной готовностей.

В состав подвижного боевого ракетного комплекса (ракетного полка) входили:
— 6 самоходных пусковых установок 15У59 с ракетами РТ-15 (8К96) в транспортно-пусковых контейнерах 15Я25 на гусеничном ходу на базе тяжелого танка Т-10М;
— подвижный командный пункт (ПКП)
• машина боевого управления 15Н809;
• машина подготовки позиции 15В51, обеспечивающая прицеливание ракеты и ее геодезическую привязку на местности;
• две – три машины связи типа «Рельеф» «А» и «Б»;
• две передвижные дизель-электростанции 15Н964, обеспечивающих автономное электроснабжение комплекса;
• автофургон с личным составом.
Все машины ПКП выполнены на колесных шасси высокой проходимости на базе МАЗ-543. В дальнейшем для несения боевого дежурства в состав комплекса предполагалось включить машины с КУНГами для обеспечения комфортного размещения дежурных боевых смен.
Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции:
— перегрузочный агрегат 15Т81;
— агрегат загрузки контейнера 15Т79;
— транспортный агрегат 15Т84;
— изотермическая стыковочная машина 15Т21П;
— машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания.
Все наземное оборудование, входящее в состав технической позиции разработано по техническим заданиям КБ-2 КБСМ конструкторским бюро «Мотор», (главный конструктор В.А.Рождов). По ТЗ КБ-2 для транспортировки контейнера конструкторским бюро Калининского вагоностроительного завода (главный конструктор Л.Д.Новиков) был создан изотермический вагон 15Т83 и вагон сопровождения 15Т89.

В комплексе применяется стратегическая двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета РТ-15 среднего радиуса действия с отделяемой моноблочной головной частью. Ракета создана на базе II-й и III-й ступеней МБР РТ-2, разработанных в ЦКБ-7 (на вооружение принята РТ-2 с III-й ступенью разработанной СКБ-172). В ЦКБ-7 прорабатывались варианты второй ступени на топливах ГИПХа и АНИИ ХТ. Пуск ракеты осуществлялся с помощью маршевого двигателя I ступени из транспортно-пускового контейнера при старте с самоходной пусковой установки 15У59. В ракете применена система управления инерциального типа с бортовой гиростабилизированной платформой. Двигатели I и П ступеней твердотопливные с зарядами на смесевом твердом топливе и разрезными управляющими соплами (автор разработки Ю.Д.Иров). Для ракеты РТ-15 в КБ «Арсенал» (ЦКБ-7) разработаны и применены автоматические усилители рулевых приводов (рычажно-поршневые компенсаторы), работающие на горячих газах (t=3400 0K), отбираемых непосредственно из камеры сгорания.
Для проектирования самоходных пусковых установок на гусеничном ходу тяжелого танка, КБ-2 ЦКБ-34 (КБСМ, главный конструктор В.В.Чернецкий) привлекало по техническому заданию КБ-3 Кировского завода (главный конструктор Ж.Я.Котин).
В КБ-2 КБСМ созданием комплекса занимались отделы, возглавляемые начальниками: 21 отдел — А.И.Литвинчуком, 22 отдел -Н.М.Преснухиным, 23 отдел Р.П.Молгачевым, 24 отдел — Г.А.Бе-бякиным, 25 отдел — К.А.Козловым и 26 отдел — В.М.Мироновым.

Подвижная пусковая установка 8У253 для ракеты РТ-15 создана на базе гусеничного «объекта 272» — вариант шасси на базе ходовой части тяжелых танков типа Т-10М. Разработкой шасси для пусковой установки руководил главный конструктор КБ-3 Ленинградского Кировского завода Ж.Я.Котин.

В составе самоходной ПУ использовался механизм опрокидывания с гидравлическими замками и механическими опорами. Пусковой стол откидной, шарнирно связан с корпусом машины. Механизм подъема стрелы с контейнером гидравлический с приводом от двух насосов МП-34/2 производительностью 37 л/мин, рабочее давление 210 атм.

Первый вариант самоходной пусковой установки 8У253 интересен тем, что она участвовала в военном параде на Красной площади в Москве в 1966 году и ее фотографии были предоставлены в СМИ. В связи с этим долгие годы настоящий облик реально испытанных СПУ 15У59 и бывших в эксплуатации долго оставался тайной. А главный конструктор комплекса П.А.Тюрин спустя три десятилетия уже и не вспоминал об этих образцах. В тоже время вариант СПУ 15У59 проходивший испытания, опытную эксплуатацию он вспоминал в деталях. Здесь старт ракеты должен был осуществляться непосредственно из транспортно-пускового контейнера.

Для защиты от несанкционированного пуска в комплексе были установлены командные системы с кодоблокирующим устройством на пуск.
Транспортно-пусковые стеклопластиковые контейнеры проектировались в КБ-2 с привлечением СКТБ г. Хотьково Московской области в части технологии изготовления стеклопластиковых конструкций. На КБ-2 также была возложена задача по выбору и обоснованию транспортных средств высокой проходимости, выбора и доработки кузовов специальных машин. Комплектование машин оборудованием производилось разработчиками и изготовителями спецсистем.

Объем работ по наземному оборудованию был столь велик, что явно не выполним в установленные сроки начала испытаний. Поэтому по согласованию с заказчиком испытания начаты с сокращенным составом оборудования, включающего штатную пусковую установку 15У59 со штатным контейнером 15Я25, приспособленную систему прицеливания 15Ш23ПВ, приспособленный агрегат загрузки контейнера и перегрузочный агрегат. По мере готов¬ности оборудования состав комплекса был пополнен до полного состава.
В качестве технической позиции была задействована пл.105 ГЦП-4, созданная ранее для ракет 8К95 и 8К98, имевшая в своем составе монтажно-испытательный корпус со всем необходимым оборудованием и лабо¬раторный корпус. На пл. 105 проводились все испытания и предстарто¬вые проверки ракеты в вертикальном положении контейнера, после чего пусковая установка в походном поло¬жении перемещалась на пл. 84 для производства пусков.
Пл. 84 была ранее создана для ракеты 8К95. Имевшийся в центре площадки подземный командный пункт, использовался для размещения аппаратуры, и личного состава, непосредственно осуществлявшего пуск ракеты.
Отработка двигателей ракеты производилась на Ржевском артиллерийском полигоне на специально оборудованной площадке. Тактико-техническим заданием ГУРВО от 24 сентября 1965 года
№00991 было расширено задание на разработку подвижного ракетного комплекса.
В 1965-1966 годах на ГЦП №4 в Капустином Яре было построено две ШПУ для испытаний ракеты, но испытания с них не проводились. Было решено проводить испытательные пуски с самоходной пусковой установки (СПУ) с «площадки 84». Перед отправкой на старт на «площадке 105» у МИКа проводились предстартовые проверки ракеты при ее нахождении на самоходной пусковой установке в ТПК 15Я25 в вертикальном (стартовом) положении, при этом ТПК устанавливали на СПУ с помощью подвижного крана с колесной тележкой. После проведения цикла проверок и перевода ТПК в походное положение СПУ 15У59 с ракетой своим ходом переходила на «площадку 84» для производства старта.
Техническое руководство на ГЦП-4 от КБСМ осуществлял В.С.Ушаков.
4 декабря 1966 года были проведены первые бросковые испытания ракеты, подтвердившие возможность перехода к ЛКИ.

Летные испытания ракеты РТ-15 проводились с 9 февраля 1967 года по 14 марта 1970 года, было произведено 20 пусков ракет РТ-15, в том числе два двух ракетных залпа. Шесть пусков были аварийными.
Завершающий этап проводился в составе 3-х пусковых установок 15У59, машины боевого управления 15Н809, машины подготовки пози¬ции 15В51, узла связи в составе 3-х машин, двух дизель-электростанций и транспортно-погрузочных и стыковочных машин 15Т79, 15Т81, 15Т84, 15Т21П1, как одиночными пусками, так и с отработкой режима дежурства комплекса в полном составе.
Испытания проводились одиночными пусками с отработкой режима боевого дежурства комплекса в полном составе. Председатель госкомиссии начальник ВВКУ А.Козырев по результатам испытаний сделал вывод о нецелесообразности дальнейшей разработки комплекса.
Первоначально, на первых 10 летных ракетах РТ-15 применялся двигатель первой ступени разработки ЦКБ-7 и двигатель второй ступени СКБ-172 с зарядом из топлива на основе полифурита НИИ-130 (ПНИИ ПМ). На стадии летных испытаний в ракете РТ-15 на второй ступени стали применять двигатели ЦКБ-7 с топливом «бутилкаучук» при заполнении двигателей непосредственно в корпус, этот вариант топлива был создан в Алтайском НИИ химических технологий (АНИИ ХТ) под руководством Я.Ф.Савченко.

В соответствии с планом перевооружения частей ракет средней дальности (РСД) на новые типы ракетных комплексов, рассчитанном на 1968-1970 гг., в 50-й РА должны были перевооружиться на самоходные ракетные комплексы ТР-1, РТ-15 и РТ-15 «ОС» (отдельные старты): в 1968 году- один ракетный полк в 23-й рд, в 1969 году по 1-2 полка в четырех ракетных дивизиях — всего б полков и в 1970 году — 9 полков в шести ракетных дивизиях.
В соответствии с этим планом армия, начиная с 1965 года, участвует в испытаниях новой ракетной техники, а с середины 1966 года начинается ее освоение.
1 мая и 15 ноября 1966 года снимаются с боевого дежурства соответственно 115-й рп с 264-й ртб (м. Паплака, 29-я рд) и 97-й рп с 349-й ртб (г. Гвардейск, 24-я рд), воору-женные ракетным комплексом Р-5м. Согласно директиве Министра обороны они были переформированы к 1 июля и 1 декабря 1966 года и перевооружены на ракетный комплекс ТР-1 (Темп-С), прошли переподготовку на полигоне «Капустин Яр» и провели там по 3 учебно-боевых пуска.
Новый ракетный комплекс с ракетой РТ-15 планировалось использовать как в подвижном (по 6 СПУ в полку), так и в стационарном варианте (по 10 шахтных ПУ «ОС» в полку). В процессе конструкторско-испытательных работ вариант размещения ракеты в ШПУ типа «ОС» был отвергнут, а дальнейшие разработки велись только по подвижному грунтовому комплексу (15П696), пусковые установки которого создавались на базе ходовой части тяжелых танков типа Т-10.

Самоходная пусковая установка (СПУ) 8У253 подвижного ракетного комплекса 8П696 впервые показана на военном параде в Москве в 1966 году, она имела измененный транспортный контейнер для ракеты, который использовался на ранних стадиях проекта комплекса. В 1968 году в НАТО и США присвоили этому комплексу обозначение SS-X-14 Scapegoat («Х» указывает на экспериментальный характер образца вооружения).

На заводе «Арсенал» в 1969 году было запланировано к выпуску 15 серийных ракет РТ-15. Комплекс был принят МО в 1970 году для опытной эксплуатации.
Некоторое количество пусковых установок комплекса, в соответствии с Постановлением правительства от 6 января 1969 года, кратковременно эксплуатировалось на территории Белоруссии в составе ракетного дивизиона. В дивизион входили три СПУ, подвижный командный пункт и др. Согласно приказу Главнокомандующего РВ от 5 июля 1966 г. в 638-м рп (г. Слоним) 31-й рд и 323-м рп (г. Гусев) 24-й рд были проведены войсковые испытания этого ракетного комплекса. Цель испытаний — отработка вопросов боевого применения самоходных пусковых установок, определение временных нормативов занятия и оставления позиций, объем и порядок технического обслуживания СПУ. Разработка ориентировочного штата ракетного комплекса и проверка эксплуатационных и ходовых характеристик СПУ.

С целью продолжения войсковых испытаний подвижного ракетного комплекса 15П696 с ракетой РТ-15 в армии были сформированы:
• к 01.12.1966 г. — дивизион в составе 94-го рп (г. Хаапсалу) 23-й рд 50-й РА;
• к 10.12.1966 г.- 50-й отдельный ракетный дивизион (ордн).
По результатам учебно-боевых пусков на полигоне подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности 15П696 был принят в опытную эксплуатацию, которая осуществлялась силами 50-го ордн вплоть до 1972 г.
50-й отдельный ракетный дивизион в конце концов и стал первым и единственным подразделением РВСН, которое имело на вооружении первый отечественный мобильный боевой ракетный комплекс с твердотопливной баллистической ракетой средней дальности.

Этот дивизион базировался на территории базы ст. Лесная и совершал тренировочные марши, отрабатывая вопросы боевого применения СПУ. Дивизионом командовал подполковник Дроздов. Этот дивизион участвовал в парадах на Красной площади в Москве. На боевое дежурство он не ставился и боевых задач не имел.
Летом 1969 года на полигоне Капустин Яр состоялись заключительные испытания этого ракетного комплекса Боевой порядок БРК представлял собой шестигранник, в центре которого устанавливалась с высокой’ геодезической точностью машина привязки. Сердцем машины являлась шестигранная призма, к граням которой оптическим методом привязывались приборы прицеливания.

Но какой бы активной не была служба личного состава 50-го отдельного ракетного дивизиона, ни реальных учебных запусков, ни тем более боевых он не выполнял. После 1970 года, когда на полигоне Капустин Яр выполнили два последних испытательных пуска, ни одна ракета РТ-15 в воздух не поднялась.
Несмотря на то, что летные и войсковые испытания данного комплекса показали его достаточно высокие боевые и эксплуатационные характеристики, на вооружение войск РСД он так и не был принят, а 50-й ордн с тремя СПУ РТ-15 к 01.07.1973 г. был расформирован.
Опытная эксплуатация РК 15П696 осуществлялась силами50-го ордн до 1972г., а 1 июля 1973 г. 50-й ордн был расформирован.

В связи с обострением отношений с КНР в начале 1970-х годов советское правительство захотело вернуться к воспроизводству подвижного комплекса с ракетой РТ-15, но было уже поздно, время ушло, и возобновление производства ракет на заводе №7 «Арсенал» было невозможно из-за ликвидации к тому времени технологического оборудования.
По заявлению специалистов, достаточно трагическая судьба первого отечественного подвижного стратегического комплекса была по причине его сложности эксплуатации и не готовности Ракетных войск к эксплуатации таких систем.

В 1968 году была предпринята попытка усовершенствовать ракетный комплекс, модернизированная ракета получила обозначение 8К96К и по внешнему облику напоминала американскую БРПЛ «Поларис А3», т.е. обе ступени имели один диаметр в 1,4 м, а боевое оснащение было скрыто специальным обтекателем. Стартовый вес ракеты был около 16 тонн, она могла поражать стратегические цели на дальности до 3000 км. Для транспортировки и пуска ракеты в дополнении к гусеничному предлагалось использовать колесное шасси. Осенью 1968 года на базе ракеты 8К96К был проработан вариант «МП» баллистической ракеты для вооружения подводных лодок ВМФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦКБ-7 (в настоящее время — КБ “Арсенал”)
Главный конструктор П.А.Тюрин
Изготовитель ракеты з-д №7 “Арсенал”,окончательная сборка на Ржевском полигоне
Код НАТО SS-14 Scapeqoat / Scamp
Тип комплекса подвижный ракетный комплекс 15П696 второго поколения с БР средней дальности
Состояние испытания проводились в1966-1970 годах, по зарубежным данным выполнено 19 пусков. Комплекс принят в опытную эксплуатацию в 1970 году, развернуто ограниченное количество ПУ
Ракета РТ-15 (8К96)
Дальность стрельбы, км:
— по ТТЗ 2000-2500
— боевой ракеты 740-2500 (2510)
Точность стрельбы, м 2500-3000
Тип головной части термоядерная
Мощность заряда, Мт 0,4
Вес головной части, кг 535
Система управления инерциальная с гиростабилизированной платформой
— разработчик НИИАП
— главный конструктор Н.А.Пилюгин
Система прицеливания:
— разработчик ЛОМО
— главный конструктор М.А.Ардашников
Органы управления разрезные управляющие сопла основного двигателя обеих ступеней
Стабилизаторы решетчатые
Рулевые машинки:
— разработчик ОКБ-1 (в дальнейшем доработаны ЦКБ-7)
— изготовитель опытный завод ОКБ-1 и завод №7 “Арсенал”
Тип старта с наземной подвижной ПУ из ТПК за счет собственных двигателей
Число ступеней 2
Размеры, м:
— длина полная с поддоном 11,93
— длина без поддона 11,74
— макс. диаметр корпуса 1,49
— макс. диаметр I ступени 1,89
Стартовый вес, т 16,0
Материал корпуса сталь СП-43, СП-33
Первая ступень:
Размеры двигательной установки, м:
— длина полная 4,74
— макс. диаметр корпуса 1,49
Тип топлива смесевое твердое Т9-БК-6
Двигатель четырехсопловой РДТТ 15Д27
— разработчик ЦКБ-7
— главн. конструктор П.А.Тюрин
— разработчик топлива ГИПХ
— главн. конструктор заряда В.С.Шпак
— изготовит. топлива зав. им. Морозова
— тяга, тс 42
— время работы, с 60
— давл. в камере сгорания, кгс/ см2 40
Вторая ступень:
Размеры двигательной устаеновки, м:
— длина полная 3,83
— макс. диаметр корпуса 1,01
Тип топлива смесев. твердое Т9-БК-4Б/1
Двигатель четырехсопловой РДТТ 15Д92
— разработчик ЦКБ-7
— главн. конструктор П.А.Тюрин
— разработчик топлива АНИИХТ
— гл. конструктор заряда Я.Ф.Савченко
— изготовит. топлива з-д им. Морозова
— тяга, тс 22
— время работы, с 45
— давл. в камере сгорания, кгс/ см2 40

ТРАНСПОРТНЫЙ КОНТЕЙНЕР (проект):
Тип металлический сложной формы
Состояние показан на параде
Размеры, м:
— длина полная 12,025
— высота 2,39
— ширина 2,23
Вес, т 5,0

ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР 15Я25 (на испытаниях):
Тип стеклопластиковый цилиндрической формы
Разработчик СКТБ
Директор Г.К.Суслов
Корпус стеклопластиковый трехслойный
Размеры, м:
— длина полная 12,7
— макс. наружн. диаметр корпуса 2,1
Вес, т 4,3

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 1):
Тип самоходная 8У253, проект
Разработчик установки КБСМ
Главный коструктор В.В.Чернецкий
Шасси гусеничное “объект 815”
Разработчик шасси КБ-3 ЛКЗ
Главный конструктор шасси Ж.Я.Котин
Экипаж, чел 3
Размеры, м:
— длина полная 13,37
— высота на позиции 13,740
— ширина 3,420
— ширина колеи 2,660
— длина опорной поверхности 5,460
— клиренс 0,494-0,553
Полный вес ПУ, т 59,9
Грузоподъемность шасси, т 30,3
Уд. давление на грунт, кг/кв.см 0,78
Тип двигателя дизель В-12-6Б
Мощность двигателя, л.с. 750
Удельная мощность, л.с./т 12,5
Запас топлива, л 2000
Запас хода, км 400
Гарантийный пробег, км 2000
Максимальная скорость, км/ч 30-40
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град 20
— крен, град 15
— ров, м 3.0
— стенка, м 0.9
— брод, м 1.3
Число ракет на ПУ 1
Число СПУ в комплексе 6

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАТН 2):
Тип самоходная 15У59
Разработчик установки КБСМ
Главный коструктор В.В.Чернецкий
Шасси гусеничное “объект 815”
Разработчик шасси КБ-3 ЛКЗ
Главный конструктор шасси Ж.Я.Котин
Экипаж, чел 3
Размеры, м:
— длина полная 14,8
— высота на позиции 15,2
— ширина 3,3
— ширина колеи 2,660
— длина опорной поверхности 5,460
— клиренс 0,45
Полный вес ПУ, т 62,5
Грузоподъемность шасси, т 30,3
Уд. давление на грунт, кг/кв.см 0,78
Тип двигателя дизель В-35Т
Мощность двигателя, л.с. 750
Удельная мощность, л.с./т 12,5
Запас топлива, л 2500
Запас хода, км 250
Гарантийный пробег, км 2000
Максимальная скорость, км/ч 30-40
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град 20
— крен, град 15
— ров, м 3.0
— стенка, м 0.9
— брод, м 1.3
Число ракет на ПУ 1
Число СПУ в комплексе 6

МАШИНА БОЕВОГО УПРАЛЕНИЯ:
Тип подвижная 15Н809
Разработчик ОКБ ЛПИ им. М.И.Калинина
Главный конструктор Т.Н.Соколов
Шасси МАЗ-543
Число машин в комплексе 1
МАШИНА ПОДГОТОВКИ ПОЗИЦИИ:
Тип подвижная 15В51
Разработчик ЛОМО
Главный конструктор М.А.Ардашников
Шасси МАЗ-543
Число машин в комплексе 1
Узел связи:
Тип подвижный “Рельеф”
Состояние использовался серийный унифицированный образец
Число машин связи 3
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ:
Тип подвижная 15Н964
Разработчик ОКБ “Прожекторный завод”
Главный конструктор А.Д.Гольцман
Число машин в комплексе 2

Транспортно-погрузочные
средства 15Т79, 15Т81, 15Т84,
15Т21П1

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 07.04.2019

Источники: А.В.Карпенко «Подвижный боевой ракетный комплекс 15П696». “50 лет КБ “Арсенал”. ВТС «Невский Бастион» 1999, Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с., ОАО«КБСМ». 60 лет созидательного труда. – СПб., 2005, m.pikabu.ru, www.rusarmy.com и др.

МОДЕЛЬ САМОХОДНОЙ ПУСКОВОЙ УСТАНОВКИ 8У253 РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П696 В МУЗЕЕ КИРОВСКОГО ЗАВОДА
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ШПУ ТИПА ОС 15П096
ПОДВИЖНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ (ПКП) КОМПЛЕКСА 15П696
ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С БР РТ-15 (8К96)
НПО «ИМПУЛЬС»
ОБУХОВСКИЙ ЗАВОД ГОЗ
ОАО «КИРОВСКИЙ ЗАВОД»
АРСЕНАЛ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
АРСЕНАЛ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap