ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-0124. RD-0124 LIQUID ROCKET ENGINE


ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-0124
RD-0124 LIQUID ROCKET ENGINE

В 1993 году по Техническому заданию ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (ныне РКЦ «Прогресс») и контракту с Российским космическим агентством были начаты работы по созданию маршевого двигателя РД-0124 третьей ступени модернизированной РН «Союз-2».
Отличается высокоэффективными системами смесеобразования в камере сгорания, охлаждения камеры сгорания, стабильностью параметров запуска.
Двигатели спроектированы по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, обеспечивают высоконадежную работу за счет относительно низкой температуры генераторного газа. Имеют предельно достижимые энергетические характеристики для двигателей подобного класса. Для РН двигатель обеспечивает наддув баков «О» и «Г» гелием, подогретым в теплообменниках и управление РН в полете по каналам тангажа, рысканья и крена за счет отклонения камер.
С 2006 года жидкостный ракетный двигатель РД-0124 производства КБХА четырежды запускался в космос в составе ракеты-носителя «Союз-2-1б». Последний запуск состоялся 26 февраля 2011 года с космодрома в Плесецке: на заданную орбиту вышел новый космический аппарат «Глонасс-К», представляющий третье поколение отечественных навигационных спутников.
Всего предприятие провело 225 огневых испытаний ЖРД с суммарной наработкой более 55 тысяч секунд.
Воронежское предприятие «Конструкторское бюро химавтоматики» в 2011 году успешно завершило сертификационные испытания РД-0124, первого российского жидкостного ракетного двигателя, он стал первым двигателем такого рода, прошедшим приемку межведомственной комиссии, сообщает во вторник пресс-служба КБХА.
По словам генерального конструктора КБХА Владимира Рачука, в ходе серии межведомственных огневых испытаний двигатель РД-0124 показал свою работоспособность и надежность на разных режимах, соотношениях компонентов топлива и в различных диапазонах тяг, в том числе превышающих эксплуатационные требования. Теперь главной задачей КБХА является изготовление очередных экземпляров нового ЖРД для поставки в самарский Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс».
Кислородно-керосиновый двигатель РД-0124 тягой в пустоте 30 тонн предназначен для третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2-1б» для выведения на орбиту космических аппаратов с космодромов России и космодрома Куру (Франция), его же модификация будет использоваться на ракете-носителе «Ангара».
Особенностью данного двигателя является запуск без предварительного захолаживания конструкции и полостей криогенного компонента – жидкого кислорода, что особенно важно для двигателей с многоразовым включением.
В 2006 г. состоялись первые летные испытания в составе РН «Союз-2.1б».
К концу 2015 г. осуществлено 28 полетов РН «Союз-2.1б», «Союз-СТБ» и «Союз-2.1в» с ЖРД.
В 1998 г. КБХА по ТЗ КБ «Салют» был разработан технический проект двигателя РД-0124А для РН «Ангара».
РД-0124А разработан на базе двигателя 14Д23, но имеет ряд технических особенностей, например, в части отбора горючего на управление отклонением КС, обеспечения наддува баков, а также отличается увеличенным временем работы в полете.
ЖРД РД0124 (14Д23) использование в составе третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2-1б» для выведения на орбиту КА с космодромов России, ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» для космодрома Куру (Франция), а также в составе второй ступени ракеты-носителя «Союз-2-1в» с космодромов России.
Предложение о внедрении в производство двигателей аддитивных технологий было внесено конструкторским бюро НПО «Энергомаш» после успешных огневых испытаний на воронежском Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА, входит в НПО «Энергомаш») камеры двигателя 14Д23 (РД-0124, применяется в «Союзе-2.1б»), которые подтвердили возможность применения аддитивных технологий при производстве жидкостных ракетных двигателей. При этом на предприятии уже освоена методика изготовления смесительной головки и сопла двигателя 14Д23 с помощью аддитивных технологий», — сказали в госкорпорации «Роскосмос». По оценке специалистов КБХА, применение аддитивных технологий сократит трудоемкость производства этого двигателя на 20%. К примеру, смесительная головка, произведенная по традиционной технологии, состоит из 220 деталей, имеет 124 паяных соединения и 62 сварных шва. А смесительная головка, изготовленная по аддитивной технологии, состоит из одной цельной детали. Срок ее «выращивания» — 77 часов.
Рекордсмен среди всех кислородно-керосиновых ракетных двигателей в мире по удельному импульсу тяги (экономичности), обеспечивающий максимально возможные энергетические характеристики ступени РН на данных компонентах топлива.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Период разработки 1993-2006
Назначение РН «Союз-2»
Тяга в пустоте, тс (кН) 30,0 (294,3)
Удельный импульс тяги в пустоте, кгс•с/кг (м/с) 359 (3521,8)
Давление в камере, кгс/см² (МПа) 160 (15,7)
Время работы в полете, с 300
Компоненты топлива:
— окислитель жидкий кислород
— горючее нафтил
Масса двигателя, кг 572
Габариты двигателя, мм:
— высота 1575
— диаметр (max) 2400
Начало разработки, год 1993
Начало ЛИ 27.12.2006
Количество ЛИ 30
Количество и период пусков 55 пусков 2006-2019

Источники: engine.space, kbkha.ru, ТАСС, РИА Новости, novosti-kosmonavtiki.ru и др.

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-0124МС
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-0124А
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ЛЕГКОГО КЛАССА «СОЮЗ-2.1В»
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-СТ»
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-2»
ВОРОНЕЖСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ХИМАВТОМАТИКИ (КБХА)
ДВИГАТЕЛИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ – НОСИТЕЛИ
КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap