12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE

FIGHTER OF THE FRENCH AIR FORCE RAFALE

30.05.2018

Компания Dassault завершила разработку нового стандарта F3-R для истребителя Rafale. Разработка версии началась в 2014 году, официально будет утверждена в сентябре.
В настоящее время истребители Rafale B/C/M эксплуатируются в версии F3-4+, модернизированные под новый стандарт самолеты начнут поступать на вооружение в 2019 году. Египетские Rafale EM/DM и катарские EQ/DQ будут доводиться до нового стандарта.
Версия F3-R включает в себя интеграцию УР воздушного боя большой дальности Meteor, многофункциональной подвесной прицельной станции TALIOS, УАБ GBU-16 Paveway II с лазерной ГСН, системы РЭБ SPECTRA EW, автоматической системы облета препятствий AGCAS, системы SAASM для противодействия помехам спутниковой системе GPS, системы дозаправки в воздухе нового поколения NARANG, системы опознавания IFF mode 5/S, улучшенной зашифрованной системы связи, линии передачи данных L16.
Военный паритет

15.06.2018

Командующий ВВС Индии маршал авиации Бирендер Сингх Даноа в эксклюзивном интервью изданию The Week сообщил, что первые заказанные у Dassault Aviation истребители «Рафаль» будут получены в сентябре 2019 года.
Все заказанные самолеты планируется получить в период с сентября 2019 года по апрель 2022 года.
По его словам, сделка, которая в последнее время особенно жестко критикуется парламентариями за завышенную стоимость, на самом деле является выгодной.
Б.С. Даноа также отметил, что оставшиеся истребители Су-30МКИ (из 272 заказанных) будут собраны на мощностях Hindustan Aeronautics Limited к 2020 году.
Лидер оппозиции Гулам Наби Азад заявил в парламенте, что на переговорах с Dassault Aviation изначально речь шла о цене 80,95 млн. долл. (5,261 млрд. рупий) за истребитель, в то время как правительство Н.Моди в итоге приобрело самолеты по цене 241,66 млн. долл. (15,708 млрд. рупий) за единицу.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

09.07.2018

К концу этого года Египет планирует подписать контракт на закупку дополнительной партии истребителей Rafale производства французской компании Dassault, сообщает defence-blog.com 5 июля.
Партия может состоять из 24 самолетов. Ранее Египет приобрел столько же истребителей на сумму 5,2 млрд евро. В настоящее время компания поставила Каиру 14 самолетов этого типа.
Египет был первым иностранным заказчиком «Рафалей», в контракт также входили многоцелевой фрегат и четыре корвета Govind с опционом еще на два корабля.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

19.07.2018

Разработка во Франции радаров с фазированной антенной началась с модели RBE компании Thales. Этот радар был оснащен пассивной ФАР, в свое время очень передовой, однако сегодня эта технология считается устаревшей. Радар мог обнаружить 40 целей одновременно и сопровождать 24 из них, максимальная дальность обнаружения воздушных целей около 100 км. Масса РЛС была всего 270 кг (например, RDI и Antilope весили соответственно 330 и 230 кг, но новая станция сочетала возможности обеих этих типов РЛС, т.е. одна выполняла работу двух старых).
В июле 2004 года по контракту стоимостью 90 млн евро началась работа над созданием RBE-2AA — радара с активной ФАР. Прототипы испытывались на летающих лабораториях Falcon 20 и Mirage 2000. Станция должна была обеспечить возможность использования перспективных ракет воздушного боя Meteor.
В 2006 году начались работы по RBE2-AESA, прототип был создан в августе 2010 года. Агентство по закупкам вооружений DGA заказало 60 радаров для оснащения истребителей Rafale. Прототип испытывался на опытовом истребителе Mirage 2000 B501. В мае 2011 года радар показал дальность обнаружения воздушной цели 140 км, в 2014 году — 200 км, в 2016 году цель типа «транспортный самолет» был обнаружен на дальности более 220 км, что дало возможность оснастить самолеты ракетами Meteor. Оснащенный этим радаром истребитель Rafale-M впервые совершил посадку на атомный авианосец Le Charles de Gaulle.
2 октября 2012 года первый серийный радар RBE2-AESA был установлен на истребитель Rafale C137. Он сал первым европейским истребителем с радаром с АФАР. Самолеты на экспорт поставляются только с радаром такого типа.
Военный паритет


ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE

Разработка французского многоцелевого истребителя четвертого поколения была начата фирмой «Дассо-Бреге» в 1983 году, за два года до официального выхода Франции из программы по созданию перспективного европейского истребителя FEFA, получившего позже название Eurofighter 2000. Как и Eurofighter, самолет Rafale предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам.
В 1983 году фирмой «Dassault» в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта FEFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился. Позже ACX переименовали в Rafale A.
Французским военным нужен был компактный истребитель с небольшим весом и низкими эксплуатационными затратами, который мог бы заменить целых семь разнообразных самолетов, состоявших на вооружении ВВС и ВМФ Франции в то время. Именно поэтому Rafale можно смело назвать уникальным самолетом.
При создании истребителя Rafale конструкторы компании «Дассо Авиасьон» использовали сорокалетний опыт работы над самолетом «Мираж». В «Рафале» очень легко увидеть черты этого истребителя.
Самолет выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «бесхвостка» с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная.
Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара, предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков, для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе. В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.
Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404, затем разработка собственного двигателя M88-2 была начата с 1987 года и стоила около 8,5 млрд франков или около 1,5 млрд евро. Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 5-му поколению двигателей. Конструктивные требования для 5-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов. Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления (КНД), лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления (КВД) 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины и диски, выполненные методом порошкового литья.
В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея. В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.
На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2(с 2012 года). Фирме «Талес» удалось впервые в Западной Европе разработать многорежимную БРЛС RBE 2 с системой электронного сканирования и наладить ее серийное производство. Она получилась компактной, но при этом способной обнаруживать цели на очень большом расстоянии. Конструкторам удалось разместить антенну под сравнительно небольшим носовым обтекателем «Рафаля». Эта БРЛС и ее электронное оборудование может выдерживать ударные перегрузки при посадке самолета на палубу авианосца. Летные испытания станции RBE 2 начались в июле 1992 г. на переоборудованном административном самолете Дассо Авиасьон «Фалькон» 20.

Разработка во Франции радаров с фазированной антенной началась с модели RBE компании Thales. Этот радар был оснащен пассивной ФАР, в свое время очень передовой, однако сегодня эта технология считается устаревшей. Радар мог обнаружить 40 целей одновременно и сопровождать 24 из них, максимальная дальность обнаружения воздушных целей около 100 км. Масса РЛС была всего 270 кг (например, RDI и Antilope весили соответственно 330 и 230 кг, но новая станция сочетала возможности обеих этих типов РЛС, т.е. одна выполняла работу двух старых).
В июле 2004 года по контракту стоимостью 90 млн евро началась работа над созданием RBE-2AA — радара с активной ФАР. Прототипы испытывались на летающих лабораториях Falcon 20 и Mirage 2000. Станция должна была обеспечить возможность использования перспективных ракет воздушного боя Meteor.
В 2006 году начались работы по RBE2-AESA, прототип был создан в августе 2010 года. Агентство по закупкам вооружений DGA заказало 60 радаров для оснащения истребителей Rafale. Прототип испытывался на опытовом истребителе Mirage 2000 B501. В мае 2011 года радар показал дальность обнаружения воздушной цели 140 км, в 2014 году — 200 км, в 2016 году цель типа «транспортный самолет» был обнаружен на дальности более 220 км, что дало возможность оснастить самолеты ракетами Meteor. Оснащенный этим радаром истребитель Rafale-M впервые совершил посадку на атомный авианосец Le Charles de Gaulle.
2 октября 2012 года первый серийный радар RBE2-AESA был установлен на истребитель Rafale C137. Он сал первым европейским истребителем с радаром с АФАР. Самолеты на экспорт поставляются только с радаром такого типа.
На истребителях, соответствующих стандарту F1, радары обеспечивают только работу по воздушным целям. На истребителях стандарта F3 они будут полностью многорежимными, включая режим автоматического отслеживания рельефа местности при полете на малой высоте.
Благодаря уникальным характеристикам станция RBE 2 может обнаруживать цели на большом расстоянии и одновременно сопровождать до 40 воздушных целей (летящих на разных высотах, в том числе находящихся на фоне земной поверхности) в любую погоду и в условиях мощных помех. После обработки полученной информации выделяются восемь приоритетных целей, против которых применяются ракеты класса «воздух-воздух» «Мика» с активной радиолокационной системой наведения. Каждые 2 с запускается одна ракета. После этого БРЛС продолжает сопровождать остальные 32 цели, одновременно корректируя полет ракет. Испытания показали, что с помощью АФАР могут уничтожаться маневрирующие воздушные цели.
Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне.
Дополняет работу БРЛС оптоэлектронный комплекс, состоящий из трех систем: упомянутой ранее системы FSO, подвесного контейнера с лазерным целеуказателем DAMOCLES и подвесного контейнера с разведывательным оборудованием нового поколения POD RECO NG.
Истребители Rafale оснащаются прицельными оптическими станции FSO (Front Sector Optronics). Датчики системы FSO установлены на носовом обтекателе перед лобовым остеклением фонаря кабины экипажа, с их помощью обеспечивается непрерывный передний обзор. Система FSO является пассивной, т. е. ее работа не демаскирует истребитель, позволяя незаметно обнаруживать и идентифицировать самолеты противника, даже не пользуясь БРЛС. FSO обеспечивает поиск, обнаружение и измерение траектории движения воздушных целей. Но режимы по наземным целям ограничиваются только измерением дальности.
Лазерный целеуказатель DAMOCLES, разработанный фирмой «Талес», способен обеспечивать управление существующих и будущих авиационных высокоточных средств поражения, таких, как КАБ GBU-12 «Пейвуэй» с лазерным наведением и КАБ, оснащенных комплектом управления AASM.
Для ведения воздушной разведки на истребителе «Рафаль» будет применяться подвесной контейнер POD RECO NG, спроектированный фирмой «Талес».
На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок.
Пушечное вооружение самолетов Rafale состоит из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B, скорострельность которой составляет 2500 выстр/мин. Боезапас — 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.
Ракетное вооружение состоит из:
— ракет класса «воздух—воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor;
— ракет класса «воздух—поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.
Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.
Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов. На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.
Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м
Впервые в воздух прототип истребителя Rafale А поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца «Клемансо» (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.
Первый опытный самолет в варианте одноместного истребителя-перехватчика Rafale С поднялся в воздух в мае 1991 года.
Первый прототип одноместного многоцелевого палубного самолета Rafale М, созданного по проекту АСМ (Avion de Combat Marine), совершил первый полет 12 декабря 1991 года. Основное отличие этой модификации — увеличенная на 750 кг масса конструкции, усиленные стойки шасси Messier-Bugatti. Другие отличия включают — 13 узлов подвески вместо 14, и уменьшенная на 2000 кг максимальная взлетная масса (19500 кг). Rafale М модификации Standart F1 введен в строй в декабре 2000 года и достиг полной боевой готовности в 2004 году.
С середины 2006 года на вооружение авиации ВМФ Франции стали поступать самолеты модификации Standart F2.
Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции НАТО в Ливии против войск Каддафи.
В 2011 году министр обороны Франции заявил о прекращении производства «Рафалей», но в начале следующего года компания «Дассо Авиасьон» выиграла крупный тендер на поставку 126 самолетов «Рафаль» для ВВС Индии.
Планами серийного производства предусматривается поставка ВВС и ВМС Франции 235 и 86 самолетов соответственно.

МОДИФИКАЦИИ:
• Rafale A: прототип самолета Rafale. Он был несколько больше и тяжелее, чем самолет Rafale C/M и оснащен двумя двигателями F404-GE-400 тягой 6800 кг (16000 фунтов), на базе которых был разработан двигатель М88.
• Rafale B: опытный экземпляр, заказанный как двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Rafale C, но сохранивший все функциональные возможности.
• Rafale C: два опытных экземпляра, заказанные как одноместные многоцелевые боевые самолеты. Первый самолет, заказанный в апреле 1988 г., совершил полет в феврале 1991 г. Первоначально имел обозначение Rafale D — французский термин для самолета-невидимки технологии «стелс», но в 1990 г. был переименован в Rafale C. ВВС Франции затребовали 250 самолетов в одноместном и двухместном вариантах.
• Rafale M: два опытных экземпляра, заказанные для ВМС Франции как палубный одноместный многоцелевой самолет с обозначением Rafale M. Схож с самолетом Rafale C, но оснащен посадочным крюком и модифицированной носовой стойкой изменяемой длины. ВМС затребовали 86 машин.
• Rafale N — Двухместный, авианосного базирования.
• Rafale BM — Первоначальное название Rafale N. Носитель ядерного оружия.
• Rafale DM — Двухместный для ВВС Египта.
• Rafale EM — Одноместный для ВВС Египта.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Год принятия на вооружение – 2001
Масса, кг
— пустого — 10500
— максимальная взлетная — 24500
Топливо, кг
— внутреннее — 4500
— ПТБ — 7500
Размах крыла — 10,8 м
Длина самолета — 15,3 м
Высота самолета — 5,34 м
Площадь крыла — 46 кв.м
Двигатель — 2 ТРД SNECMA M88-3
Максимальная тяга — 2 x 8870 кгс
Максимальная скорость, км/ч:
— крейсерская — 1100
— максимальная боевая — 1390
— максимальная на высоте 11000 м — 2125
Скороподъемность — 3700 м/мин
Практический потолок около — 20000 м
Боевой радиус действия, км
— в роли ударного самолета — 1100
— в роли перехватчика — 1800
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9
Экипаж — 1-2 чел

ВООРУЖЕНИЕ:

1 30-мм пушка GIAT M30/719B.
Боевая нагрузка — 9500 кг на 14 узлах подвески.
1 х 900 кг ядерная ракета ближнего действия ASMP (100-150 килотонн).
В роли перехватчика: 9 УР «воздух-воздух» MICA или 6 УР + 2 ПТБ.
В роли ударного самолета: 16 х 250 кг бомб, 2 УР «воздух-воздух» MICA + 2 ПТБ или 2 ПУ APACHE, 2 УР «воздух-воздух» MICA + 2 ПТБ или 2 х 400 кг бомбы с лазерным наведением BLG400, 2 УР «воздух-земля» AS.30L, 4 УР «воздух-воздух» MICA, 1 ПТБ, 1 контейнер FLIR + 1 контейнер ATLIS II, 2 контейнера DEFA 791B с 30-мм пушкой GIAT (2500 патронов).
В роли морского ударного самолета: 2 ПКР АМ.39 Exocet, 4 УР «воздух-воздух» MICA + 3 ПТБ.

Источники: army-news.ru, www.airwar.ru, izvestia.ru, ru.wikipedia.org, militaryarms.ru, Военный паритет и др.

ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2017
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2016
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2015
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2012 — 2014

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВА ИСТРЕБИТЕЛЯ DASSAULT RAFALE
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE НА МАКС-2013. ФОТОРЕПОРТАЖ
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE НА МАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap