ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. FIGHTER OF THE FRENCH AIR FORCE RAFALE


ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE
FIGHTER OF THE FRENCH AIR FORCE RAFALE

19.03.2020

На заводском аэродроме компании Dassault в Бордо-Мериньяк 17 марта выполнил рулежные испытания первый одноместный истребитель «Рафаль» EH (б.н. BS003), предназначенный для ВВС Индии.
Как сообщает Scramble Magazine, первый полет самолет совершит в ближайшие дни. Согласно данным издания, на текущий момент на споттерских снимках были зафиксированы три одноместных истребителя «Рафаль» EH и все восемь заказанных двухместных «Рафаль» DH.
Издание также напоминает, что компания Dassault, вероятнее всего, не поставит Военно-воздушным силам Индии первые четыре многофункциональных истребителя «Рафаль» в оговоренные сроки (в последнюю неделю мая) из-за пандемии коронавируса.
Как уже сообщал ЦАМТО, межправительственное соглашение на поставку 36 истребителей «Рафаль» было одобрено Комитетом правительства Индии по безопасности (CCS) 24 августа 2016 года и подписано с компанией Dassault Aviation 23 сентября 2016 года. Общая заявленная стоимость программы составляет 7,878 млрд. евро. Из 36 самолетов, выполненных в соответствующей требованиям ВВС Индии конфигурации, 28 машин будут поставлены в одноместной версии и 8 ед. – двухместной.
Офсетные обязательства Dassault Aviation в рамках поставки истребителей составляют 50% от стоимости продажи, что включает передачу технологий производства и обслуживания соответствующих продуктов и услуг.
Церемония официальной передачи Министерству обороны Индии первого двухместного многоцелевого истребителя «Рафаль» DH (хвостовой номер RB001) состоялась на предприятии компании Dassault Aviation в Бордо-Мериньяк 8 октября 2019 года. Третий самолет был передан 20 ноября 2019 года. Эти истребители в настоящее время используются для подготовки индийских пилотов и техников во Франции. Испытательные полеты четвертого и пятого истребителей «Рафаль» DH на предприятии в Бордо-Мериньяк начались в прошлом месяце.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

28.07.2020

ВВС Индии сообщили о получении первых пяти французских истребителей Rafale.
«Первые пять Rafale ВВС Индии взлетели сегодня утром с авиабазы Дассо в Мериньяке, Франция. Среди пяти самолетов — три одноместных и два двухместных самолета. Перелет (в Индию) планируется в два этапа и осуществляется пилотами ВВС», — сообщили ВВС Индии.
Отмечается, что во время первого этапа полета самолеты будут заправлены в воздухе с помощью самолета-танкера ВВС Франции.
«Самолеты, скорее всего, достигнут базы ВВС Амбала 29 июля», — отмечается в сообщении ВВС.
Индия заключила соглашение о покупке 36 истребителей Dassault Rafale в 2016 году, его стоимость оценивается в 590 миллиардов рупий (7,8 миллиарда долларов). По условиям соглашения, Индии должны быть поставлены 28 одноместных и восемь двухместных самолетов Rafale.
Как сообщило посольство Индии во Франции, поставка всех истребителей по этому контракту будет завершена к концу 2021 года.
Ранее отмечалось, что истребители Rafale дадут Индии превосходство над ВВС соседних стран за счет своего вооружения, в частности ракет «воздух-воздух» Meteor, которые имеют дальность действия до 150 километров, и ракет «воздух-земля» Scalp, имеющие дальность полета до 300 километров.
РИА Новости

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

27.01.2021

25 января 2021 года в Афинах генеральный директор по закупкам и инвестициям министерства национальной обороны Греции Теодорос Лагиос и глава французской компании Dassault Aviation Эрик Траппье подписали контракт на поставку военно-воздушным силам Греции 18 истребителей Dassault Rafale. Контракт был подписан в присутствии министра национальной обороны Греции Николаоса Панайотопулоса и министра вооруженных сил Франции Флоренс Парли.
Из 18 приобретаемых Грецией истребителей Rafale, 12 будут переданы из наличия ВВС Франции (при этом предполагается, что для компенсации поставленных в Грецию для ВВС Франции затем будут заказаны 12 новых самолетов), а шесть будут самолетами новой постройки Dassault Aviation серии F3-R. Поставки намечены в течении 26 месяцев с момента подписания контракта и должны быть начаты летом 2021 года, контракт включает также пакет технической и сервисной поддержки сроком на 4,5 года.
Согласно данным, представленным правительством Греции в греческий парламент во время парламентского утверждения планируемой сделки 14 января, стоимость контракта составляет 2,4 млрд евро, а поставки истребителей Rafale для ВВС Греции планируется произвести тремя партиями:
• Первые шесть самолетов из наличия ВВС Франции к июню 2021 года (в течении шести месяцев с момента подписания контракта);
• шесть самолетов новой постройки на 20-й месяц с момента подписания контракта (то есть к сентябрю 2022 года);
• Последние шесть самолетов из наличия ВВС Франции должны быть получены на 26-м месяце с момента подписания контракта (в марте 2023 года).
Греция является традиционным получателем французских истребителей производства Dassault Aviation в порядке линии на диверсификацию источников оборонных закупок. В 1974 году Греция приобрела 40 истребителей Mirage F.1, в 1985 году — 40 истребителей Mirage 2000, и в 2000 году — 15 истребителей Mirage 2000-5.
https://bmpd.livejournal.com

>
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

22.03.2021

Многофункциональный истребитель Rafale M в стандарте F3-R достиг стадии полной оперативной готовности. Этот самолет считают одним и самых совершенных в мире истребителей четвертого поколения.
Оружие и техника
Новая версия палубного истребителя Rafale M — F3-R — достигла стадии полной оперативной готовности. Об этом сообщает издание Naval News.
Истребитель Rafale M F3-R схож по своим возможностям с сухопутным вариантом Rafale в той же конфигурации. Комбинация современного радара RBE2 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и новой ракеты большой дальности METEOR обеспечивает машине уверенное доминирование над практически любым истребителем четвертого поколения.
Помимо этого, самолет имеет широкие возможности по поражению наземных и надводных целей. Напомним, в прошлом году Франция успешно протестировала новую версию ядерной ракеты ASMPA, носителем которой выступает истребитель Rafale.
Dassault Rafale относят к поколению 4++. Первый полет самолет совершил в 1986 году. На сегодня построили свыше 200 таких машин разных версий. Помимо Франции, эти истребители получили ряд других стран, включая Индию, Катар и Египет.
https://naked-science.ru

06.04.2021

По информации Press Trust of India (PTI), 31 марта в Индию прибыла четвертая партия из трех истребителей «Рафаль», совершив перелет с авиабазы «Истр» во Франции.
На маршруте перелета истребители сопровождали многоцелевые транспорты-заправщики A-330 MRTT ВВС ОАЭ, которые производили их дозаправку в воздухе. После прибытия новой партии общее количество прибывших в Индию истребителей «Рафаль» увеличилось до 14 ед.
Как сообщал ЦАМТО, Министерство обороны Индии подписало с компанией Dassault Aviation контракт на поставку 36 истребителей «Рафаль» 23 сентября 2016 года. Общая заявленная стоимость программы составляет 7,878 млрд. евро (8,5 млрд. долл.). Из 36 самолетов, выполненных в конфигурации, соответствующей требованиям ВВС Индии, 28 машин будут поставлены в одноместной версии и 8 ед. – двухместной.
Подписанный Индией и Францией контракт предусматривал, что поставка «Рафалей» начнется в мае 2020 года, но коронавирус привел к изменениям в графике. Первые пять истребителей «Рафаль» (три одноместных и два двухместных) приземлились на авиабазе «Амбала», где размещается 17-я истребительная эскадрилья «Золотые Стрелы», 29 июля 2020 года. Официальная церемония принятия первых самолетов на вооружение ВВС Индии состоялась 10 сентября 2020 года.
Вторая партия из трех истребителей «Рафаль» прибыла на авиабазу «Джамнагар» 3 ноября 2020 года, после чего также перелетела на а/б «Амбала». Третья партия в составе трех самолетов прибыла 27 января 2021 года.
ВВС Индии должны получать 3-4 самолета «Рафаль» каждые 2-3 месяца. По информации представителей ВВС, после формирования первой эскадрильи аналогичное количество истребителей будет размещено на авиабазе «Хасимара», недалеко от границы страны с Китаем. Создание второго подразделения должно начаться в апреле. Самолеты войдут в состав 101-й истребительной эскадрильи «Фэлконс». По заявлению посольства Индии во Франции, поставка всех 36 самолетов будет завершена к концу 2021 года.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

23.04.2021

Очередная партия из четырех многоцелевых истребителей Rafale, ранее заказанных Нью-Дели во Франции, прибыла в Индию. Об этом в четверг сообщает газета The Times of India со ссылкой на пресс-службу индийских ВВС.
Истребители вылетели с французской авиабазы Мериньяк в среду и провели в воздухе порядка 10 часов, преодолев около 8 тыс. км. Боевые машины были дозаправлены в воздухе над Оманским заливом самолетом-заправщиком ВВС ОАЭ.
Предыдущая партия в составе трех истребителей Rafale прибыла в Индию из Франции 31 марта. Теперь на вооружении индийских ВВС стоят 18 таких самолетов.
В сентябре 2016 года Индия и Франция подписали контракт о поставке 36 истребителей Rafale на общую сумму около $8,8 млрд. Первая партия в составе пяти самолетов прибыла 29 июля 2020 года. По контракту с Францией все истребители должны поступить до конца 2022 года. Индийская государственная авиастроительная корпорация Hindustan Aeronautics Limited ведет переговоры с французской компанией Dassault Aviation о передаче технологий и производстве таких истребителей на территории Индии.
ТАСС

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

05.05.2021

Как сообщил французский веб-ресурс «Disclose» со ссылкой на полученные им «конфиденциальные документы», 26 апреля 2021 года Франция в неоглашаемом порядке подписала новый пакет контрактов на поставку Египту 30 дополнительных истребителей Dassault Rafale на общую сумму 3,95 млрд евро. Утверждается, что сам контракт на поставку 30 Rafale стоит 3,75 млрд евро, а еще два контракта общей стоимостью 200 млн евро касаются закупки вооружения для этих самолетов — один контракт заключен с объединением MBDA, а второй заключен с Safran Electronics & Defense (военное подразделение группы Safran). Согласно данным ресурса, факт подписания контрактов держится в секрете по требованию президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сисси.
Сообщено, что контракты заключены в счет кредитов, выделяемых консоциумом французских банков в составе Crédit Agricole, Société Générale, BNP и CIC, под государственные гарантии, выделенные французским казначейством и покрывающие 85% стоимости сделки (3,4 млрд евро). Финансовое соглашение в обеспечение контрактов должно быть парафировано сторонами в Париже 4 мая.
Вечером 3 мая веб-сайт египетской газеты «Al -Watan», а затем и телекомпания «Al-Jazeera» сообщили, что официальный представитель министерства обороны Египта подтвердил, что Франция и Египет подписали соглашение, согласно которому Египет купит 30 новых самолетов Rafale. В заявлении представителя говорится, что «в рамках заинтересованности политического руководства в развитии и укреплении потенциала государства, Египет и Франция подписали контракт на поставку 30 самолетов Rafale между вооруженными силами Египта и французской компанией Dassault Aviation при условии, что в рамках контракта заключен кредит на финансирование с минимальным сроком 10 лет».
Министр вооруженных сил Франции Флоренс Парли 4 мая в cвоем аккаунте в Twitter подтвердила заключение контракта на поставку Египту 30 дополнительных истребителей Dassault Rafale. Министр написала: «Я приветствую продажу 30 Rafale Египту, стратегическому партнеру. Этот экспортный успех имеет решающее значение для нашего суверенитета и сохранения 7000 рабочих мест в промышленности во Франции в течение трех лет. Rafale еще раз демонстрирует свое технологическое и эксплуатационное превосходство».
https://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

17.06.2021

Как сообщают французские СМИ, 7 июня 2021 года во время визита министра вооруженных сил Франции Флоренс Парли в Индонезию, военными ведомствами двух стран было в условиях секретности подписано соглашение о намерениях (Letter of Intent — LoI) относительно закупки Индонезией 36 французских истребителей Dassault Rafale новой постройки. При этом данное соглашение не является твердым контрактом, заключение которого ожидается только к концу 2022 года.
Переговоры относительно возможности закупки Индонезией истребителей Rafale ведутся уже около двух лет, причем первоначально индонезийская сторона запрашивала приобретение 48 самолетов. Основной проблемой на пути сделки остается недостаток финансовых ресурсов у индонезийской стороны, ввиду чего Индонезия добивается от Франции широких встречных офсетных обязательств, а также предоставления льготных условий и кредитования подгосударственные гарантии.
Сообщается, что будто бы французская сторона готова финансировать поставку Rafale Индонезии на условиях, схожих с финансированием недавнего второго контракта на поставку 30 Rafale Египту — в счет кредитов, выделяемых консоциумом французских банков под государственные гарантии, выделенные французским казначейством и покрывающие 80% стоимости сделки.
Однако такое крупное кредитование вызывает обеспокоенность финансовых органов в самой Индонезии, и ранее в июне заявка на закупку во Франции 36 истребителей Rafale для ВВС Индонезии не была офицально опубликована министерством финансов Индонезии в качестве программы оборонных закупок на 2021 финансовый год. Тем самым заключение контракта на закупку Иидонезией Rafale было отодвинуто на следующий финансовый год. Это произошло в связи с тем, что ранее министерство планирования национального развития Индонезии установило ограниченный лимит (около 1,1 млрд долл) получения иностранного (то есть французского) кредитного финансирования для обеспечения закупки истребителей Rafale. Топерь министерству обороны Индонезии необходимо добиться одобрения крупного французского кредитования под эту сделку со стороны индонезийских финансово-экономических ведомств.
https://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

23.07.2021

21 июля 2021 года в летно-испытательном центре французской компании Dassault Aviation на авиабазе Истр состоялась официальная церемония передачи военно-воздушным силам Греции первого истребителя Dassault Rafale F3-R по заключенному Грецией в январе контракту на приобретение 18 таких истребителей. Первым Греции был передан двухместный истребитель Rafale B, ранее входивший в состав ВКС Франции с серийным и бортовым номером «305» (самолет постройки 2004 года, пятый серийный двухместный Rafale B, изначально был построен в конфигурации F2), который получил новый греческий бортовой номер «401». На церемонии присутствовал министр национальной обороны Греции Николаос Панайотопулос.
Напомним, что 25 января 2021 года в Афинах министерство национальной обороны Греции подписало с компанией Dassault Aviation контракт на поставку военно-воздушным силам Греции 18 истребителей Dassault Rafale. Из 18 приобретаемых Грецией истребителей Rafale, 12 передаются из наличия ВКС Франции (десять одноместных Rafale C и два двухместных Rafale B, при этом в мае 2021 года для компенсации поставляемых в Грецию для ВКС Франции были заказаны 12 новых самолетов), доработанных до уровня F3-R, а шесть будут самолетами новой постройки Dassault Aviation серии F3-R (четыре одноместных и два двухместных). Контракт включает также пакет технической и сервисной поддержки сроком на 4,5 года.
Согласно последним данным, стоимость контракта составляет 2,32 млрд евро, из которых 30% выплачивались авансом сразу после подписания контракта, а еще 30% должны быть выплачены в течении шести месяцев после поставки первого самолета.
https://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

25.07.2021

Группа Thales 22 июля 2021 года сообщила, что получила контракт Главного управления вооружений (Direction Générale de l’Armement — DGA) министерства вооруженных сил Франции на поставку 350 нашлемных систем целеуказания Sсorpion для оснащения истребителей Dassault Rafale ВВС и ВМС Франции. Контракт также включает поставку 400 новых широкоугольных многофункциональных индикаторов для замены нынешних индикаторов в кабинах истребителей ВВС и ВМС Франции.
Истребители Rafale вооруженных сил Франции должны получить нашлемные системы целеуказания Thales Sсorpion и новые индикаторы в рамках их планируемой доработки до перспективного стандарта F4, ввод в строй самолетов Rafale F4 планируется с 2025 года.
До настоящего времени истребители Rafale вооруженных сил Франции не имели нашлемных систем целеуказания, хотя их применение на этом самолете планировалось Dassault Aviation с момента его создания. История выбора нашлемных систем для французских Rafale весьма длительна и включает несколько «заходов» с отменяемыми проектами по техническим и финансовым причинам. В 2000-2004 году DGA провело конкурс на оснащение создаваемой тогда модификации Rafale F3 нашлемными прицелами с участием предложенной группой Thales системы Scorpion и системы Gerfaut компании Sagem. В 2004 году была выбрана система Sagem Gerfaut и был выдан контракт на поставку 336 этих нашлемных систем для оснащения французских Rafale. Однако в итоге Sagem так и не смогла довести Gerfaut, эти системы были поставлены в небольшом числе и по факту истребители с ней никогда не эксплуатировались, и с начала 2010-х годов Gerfaut тихо исчезла из списка оборудования французских Rafale.
Все это итоге теперь вынудило французов вернуться к доработанной системе Thales системы Scorpion. Сообщалось, что испытания Thales Scorpion на Rafale ведутся в летно-испытательном центре ВВС Франции в Казо с начала 2021 года.
Нашлемная система целеуказания Thales Scorpion поставлялась ВВС США, где используется на некотором количестве доработанных истребителей Lоckheed Martin F-16C/D Block 30/32, на модернизированных штурмовиках Republic A-10С и на самолетах-«ганшипах» АС-130 последних версий, а также применяется на боевых самолетах у ряда других заказчиков (в частности, на истребителях EF-18A ВВС Испании, самолетах F-5E/F американской частной компании Top Aces), а также в комплексе вертолетного вооружения HiForce компании Airbus Helicopters (заказанном, в часности, Венгрией).
Поставляемые Катару и Индии истребители Rafale оснащаются нашлемной системой целеуказания Targo II израильской компании Elbit Systems.
https://bmpd.livejournal.com



ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE


Разработка французского многоцелевого истребителя четвертого поколения была начата фирмой «Дассо-Бреге» в 1983 году, за два года до официального выхода Франции из программы по созданию перспективного европейского истребителя FEFA, получившего позже название Eurofighter 2000. Как и Eurofighter, самолет Rafale предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам.
В 1983 году фирмой «Dassault» в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта FEFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился. Позже ACX переименовали в Rafale A.
Французским военным нужен был компактный истребитель с небольшим весом и низкими эксплуатационными затратами, который мог бы заменить целых семь разнообразных самолетов, состоявших на вооружении ВВС и ВМФ Франции в то время. Именно поэтому Rafale можно смело назвать уникальным самолетом.
При создании истребителя Rafale конструкторы компании «Дассо Авиасьон» использовали сорокалетний опыт работы над самолетом «Мираж». В «Рафале» очень легко увидеть черты этого истребителя.
Самолет выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «бесхвостка» с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная.
Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара, предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков, для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе. В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.
Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404, затем разработка собственного двигателя M88-2 была начата с 1987 года и стоила около 8,5 млрд франков или около 1,5 млрд евро. Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 5-му поколению двигателей. Конструктивные требования для 5-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов. Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления (КНД), лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления (КВД) 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины и диски, выполненные методом порошкового литья.
В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея. В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.
На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2(с 2012 года). Фирме «Талес» удалось впервые в Западной Европе разработать многорежимную БРЛС RBE 2 с системой электронного сканирования и наладить ее серийное производство. Она получилась компактной, но при этом способной обнаруживать цели на очень большом расстоянии. Конструкторам удалось разместить антенну под сравнительно небольшим носовым обтекателем «Рафаля». Эта БРЛС и ее электронное оборудование может выдерживать ударные перегрузки при посадке самолета на палубу авианосца. Летные испытания станции RBE 2 начались в июле 1992 г. на переоборудованном административном самолете Дассо Авиасьон «Фалькон» 20.

Разработка во Франции радаров с фазированной антенной началась с модели RBE компании Thales. Этот радар был оснащен пассивной ФАР, в свое время очень передовой, однако сегодня эта технология считается устаревшей. Радар мог обнаружить 40 целей одновременно и сопровождать 24 из них, максимальная дальность обнаружения воздушных целей около 100 км. Масса РЛС была всего 270 кг (например, RDI и Antilope весили соответственно 330 и 230 кг, но новая станция сочетала возможности обеих этих типов РЛС, т.е. одна выполняла работу двух старых).
В июле 2004 года по контракту стоимостью 90 млн евро началась работа над созданием RBE-2AA — радара с активной ФАР. Прототипы испытывались на летающих лабораториях Falcon 20 и Mirage 2000. Станция должна была обеспечить возможность использования перспективных ракет воздушного боя Meteor.
В 2006 году начались работы по RBE2-AESA, прототип был создан в августе 2010 года. Агентство по закупкам вооружений DGA заказало 60 радаров для оснащения истребителей Rafale. Прототип испытывался на опытовом истребителе Mirage 2000 B501. В мае 2011 года радар показал дальность обнаружения воздушной цели 140 км, в 2014 году — 200 км, в 2016 году цель типа «транспортный самолет» был обнаружен на дальности более 220 км, что дало возможность оснастить самолеты ракетами Meteor. Оснащенный этим радаром истребитель Rafale-M впервые совершил посадку на атомный авианосец Le Charles de Gaulle.
2 октября 2012 года первый серийный радар RBE2-AESA был установлен на истребитель Rafale C137. Он сал первым европейским истребителем с радаром с АФАР. Самолеты на экспорт поставляются только с радаром такого типа.
На истребителях, соответствующих стандарту F1, радары обеспечивают только работу по воздушным целям. На истребителях стандарта F3 они будут полностью многорежимными, включая режим автоматического отслеживания рельефа местности при полете на малой высоте.
Благодаря уникальным характеристикам станция RBE 2 может обнаруживать цели на большом расстоянии и одновременно сопровождать до 40 воздушных целей (летящих на разных высотах, в том числе находящихся на фоне земной поверхности) в любую погоду и в условиях мощных помех. После обработки полученной информации выделяются восемь приоритетных целей, против которых применяются ракеты класса «воздух-воздух» «Мика» с активной радиолокационной системой наведения. Каждые 2 с запускается одна ракета. После этого БРЛС продолжает сопровождать остальные 32 цели, одновременно корректируя полет ракет. Испытания показали, что с помощью АФАР могут уничтожаться маневрирующие воздушные цели.
Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне.
Дополняет работу БРЛС оптоэлектронный комплекс, состоящий из трех систем: упомянутой ранее системы FSO, подвесного контейнера с лазерным целеуказателем DAMOCLES и подвесного контейнера с разведывательным оборудованием нового поколения POD RECO NG.
Истребители Rafale оснащаются прицельными оптическими станции FSO (Front Sector Optronics). Датчики системы FSO установлены на носовом обтекателе перед лобовым остеклением фонаря кабины экипажа, с их помощью обеспечивается непрерывный передний обзор. Система FSO является пассивной, т. е. ее работа не демаскирует истребитель, позволяя незаметно обнаруживать и идентифицировать самолеты противника, даже не пользуясь БРЛС. FSO обеспечивает поиск, обнаружение и измерение траектории движения воздушных целей. Но режимы по наземным целям ограничиваются только измерением дальности.
Лазерный целеуказатель DAMOCLES, разработанный фирмой «Талес», способен обеспечивать управление существующих и будущих авиационных высокоточных средств поражения, таких, как КАБ GBU-12 «Пейвуэй» с лазерным наведением и КАБ, оснащенных комплектом управления AASM.
Для ведения воздушной разведки на истребителе «Рафаль» будет применяться подвесной контейнер POD RECO NG, спроектированный фирмой «Талес».
На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок.
Пушечное вооружение самолетов Rafale состоит из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B, скорострельность которой составляет 2500 выстр/мин. Боезапас — 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.
Ракетное вооружение состоит из:
— ракет класса «воздух—воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor;
— ракет класса «воздух—поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.
Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.
Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов. На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.
Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м
Впервые в воздух прототип истребителя Rafale А поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца «Клемансо» (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.
Первый опытный самолет в варианте одноместного истребителя-перехватчика Rafale С поднялся в воздух в мае 1991 года.
Первый прототип одноместного многоцелевого палубного самолета Rafale М, созданного по проекту АСМ (Avion de Combat Marine), совершил первый полет 12 декабря 1991 года. Основное отличие этой модификации — увеличенная на 750 кг масса конструкции, усиленные стойки шасси Messier-Bugatti. Другие отличия включают — 13 узлов подвески вместо 14, и уменьшенная на 2000 кг максимальная взлетная масса (19500 кг). Rafale М модификации Standart F1 введен в строй в декабре 2000 года и достиг полной боевой готовности в 2004 году.
С середины 2006 года на вооружение авиации ВМФ Франции стали поступать самолеты модификации Standart F2.
Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции НАТО в Ливии против войск Каддафи.
В 2011 году министр обороны Франции заявил о прекращении производства «Рафалей», но в начале следующего года компания «Дассо Авиасьон» выиграла крупный тендер на поставку 126 самолетов «Рафаль» для ВВС Индии.
Планами серийного производства предусматривается поставка ВВС и ВМС Франции 235 и 86 самолетов соответственно.

МОДИФИКАЦИИ:
• Rafale A: прототип самолета Rafale. Он был несколько больше и тяжелее, чем самолет Rafale C/M и оснащен двумя двигателями F404-GE-400 тягой 6800 кг (16000 фунтов), на базе которых был разработан двигатель М88.
• Rafale B: опытный экземпляр, заказанный как двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Rafale C, но сохранивший все функциональные возможности.
• Rafale C: два опытных экземпляра, заказанные как одноместные многоцелевые боевые самолеты. Первый самолет, заказанный в апреле 1988 г., совершил полет в феврале 1991 г. Первоначально имел обозначение Rafale D — французский термин для самолета-невидимки технологии «стелс», но в 1990 г. был переименован в Rafale C. ВВС Франции затребовали 250 самолетов в одноместном и двухместном вариантах.
• Rafale M: два опытных экземпляра, заказанные для ВМС Франции как палубный одноместный многоцелевой самолет с обозначением Rafale M. Схож с самолетом Rafale C, но оснащен посадочным крюком и модифицированной носовой стойкой изменяемой длины. ВМС затребовали 86 машин.
• Rafale N — Двухместный, авианосного базирования.
• Rafale BM — Первоначальное название Rafale N. Носитель ядерного оружия.
• Rafale DM — Двухместный для ВВС Египта.
• Rafale EM — Одноместный для ВВС Египта.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Год принятия на вооружение – 2001
Масса, кг
— пустого — 10500
— максимальная взлетная — 24500
Топливо, кг
— внутреннее — 4500
— ПТБ — 7500
Размах крыла — 10,8 м
Длина самолета — 15,3 м
Высота самолета — 5,34 м
Площадь крыла — 46 кв.м
Двигатель — 2 ТРД SNECMA M88-3
Максимальная тяга — 2 x 8870 кгс
Максимальная скорость, км/ч:
— крейсерская — 1100
— максимальная боевая — 1390
— максимальная на высоте 11000 м — 2125
Скороподъемность — 3700 м/мин
Практический потолок около — 20000 м
Боевой радиус действия, км
— в роли ударного самолета — 1100
— в роли перехватчика — 1800
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9
Экипаж — 1-2 чел

ВООРУЖЕНИЕ:

1 30-мм пушка GIAT M30/719B.
Боевая нагрузка — 9500 кг на 14 узлах подвески.
1 х 900 кг ядерная ракета ближнего действия ASMP (100-150 килотонн).
В роли перехватчика: 9 УР «воздух-воздух» MICA или 6 УР + 2 ПТБ.
В роли ударного самолета: 16 х 250 кг бомб, 2 УР «воздух-воздух» MICA + 2 ПТБ или 2 ПУ APACHE, 2 УР «воздух-воздух» MICA + 2 ПТБ или 2 х 400 кг бомбы с лазерным наведением BLG400, 2 УР «воздух-земля» AS.30L, 4 УР «воздух-воздух» MICA, 1 ПТБ, 1 контейнер FLIR + 1 контейнер ATLIS II, 2 контейнера DEFA 791B с 30-мм пушкой GIAT (2500 патронов).
В роли морского ударного самолета: 2 ПКР АМ.39 Exocet, 4 УР «воздух-воздух» MICA + 3 ПТБ.

Источники: army-news.ru, www.airwar.ru, izvestia.ru, ru.wikipedia.org, militaryarms.ru, Военный паритет и др.


ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2018 — 2019
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2017
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2016
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2015
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2012 — 2014
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВА ИСТРЕБИТЕЛЯ DASSAULT RAFALE
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE НА МАКС-2013. ФОТОРЕПОРТАЖ
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE НА МАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, ИСТРЕБИТЕЛИ ЕВРОПЫ
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, ИСТРЕБИТЕЛИ (ЗАРУБЕЖНЫЕ)
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap